DOI: 10.12731/2077-1770-2016-1-86-106 УДК 801.82
жанрообразующие ПРИЗНАКИ РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ ГАЗЕТЫ «СИБИРСКИЙ ЛИСТОК»
ВыхрыстюкМ.С., ФедотоваД.Ю.
Предметом настоящего анализа стали рекламные тексты, извлеченные из номеров газеты «Сибирский листок» концаXIX- начала XXв., хранящихся в фондах ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске».
Цель исследования - описать жанровые и тематические особенности рекламных объявлений на основе одной из центральных газет Тобольской губернии концаXIX- началаXXв. «Сибирский листок».
Новым в исследовании считаем описание формирования стабильных жанрообразующих признаков русской рекламы с учетом регионального характера, значимым при этом является влияние культурного фактора жителей г. Тобольска названого периода на структуру газетного рекламного текста.
Методологической основой исследования послужили принципы научно-исследовательского подхода к тексту - системности и историзма, - согласно которым, рекламный текст рассматривается как источник многообразной разноуровневой информации с позиций единства содержания и формы. В работе интегрированы лингвоисточниковедческие и функционально-стилистические подходы, составляющие в совокупности лингвотекстологический анализ материала. В связи с этими направлениями в работе использованы следующие методы: целенаправленной выборки, описательный, сопоставительный.
Изучив состав информационных объявлений газеты как совокупность необходимых составляющих его элементов, отметим, что каждый из этих реквизитов имеет свое ключевое значение в определении жанровой особенности текста объявления (указание на дату, время, место события, адресата, адресанта, описание характера действия), поэтому считаем в статье рассмотрена каждая из этих составляющих рекламного объявления в отдельности.
В результате лингвистического анализа рекламных текстов центральной сибирской газеты выявлена специфика русской ре-кламырубежа веков, ее структура и основные жанрообразующие признаки, тем самым определено место тобольской рекламы в формировании русского литературного языка за Уралом.
Область применения результатов исследования определяется возможностью использования их в дальнейшем изучении истории отечественной журналистики, при чтении спецкурсов, связанных с проблемами лингвистического краеведения, источниковедения, исторической стилистики.
Ключевые слова: рекламные тексты; жанрообразующие признаки; региональная историческая стилистика.
GENRE CHARACTERISTICS ADVERTISING BOARD OF THE NEWSPAPER «SIBERIAN SHEET»
Vykhrystyuk M.S., Fedotova D.Y.
The subject of this analysis have become advertising texts learned from the newspaper «Siberian piece» of the late XIX- early XX century, The holdings by GBUTO «State Archives in Tobolsk».
The purpose of research is to describe the genre and thematic characteristics of advertisements on the basis of the national newspaper Tobolskprovincelate XIX- early XX century«Siberian leaf».
A new study believe the description of the formation of stable genre characteristics Russian advertising based on a regional character, while significant is the impact of cultural factors inhabitants of Tobolsk name of the period on the structure of newspaper advertising text.
The methodological basis of the research were the principles of the research approach to the text - System and historicism - according to which, the ad text seen as a source of diverse multi-level information from the standpoint of the unity of content andform. In this project were integrated the sources lingo and functional and stylistic approaches, components together linguistic textual analysis of the material. In connection with these areas in the following methods: a targeted sampling, descriptive, comparative.
The composition of the information board of the newspaper as a set of required constituent elements, we note that each of these details is of key importance in determining the genre features of the text ad (an indication of the date, time, place, event, destination, addressee, a description of the nature of the action), so consider appropriate to consider each of these components separately advertisement.
As a result of the linguistic analysis ofadvertising texts central Siberian newspaper revealed the specifics ofRussian advertising turn of the century, its structure and main genre characteristics thus determined Tobolsk place advertising in the formation of the Russian literary language in the Urals.
Field of application the study results is determined by the ability to use them in the further study of the history of Russian journalism, reading of special courses connected with problems of linguistic study of local lore, source, historical style.
Keywords: advertising texts; genre characteristics; regional historical style.
Введение
Реклама - двигатель торговли. Такая ассоциация с этим понятием возникает у человека в наше время. Встречая каждый день множество рекламных текстов, мы не задумываемся об истоках и развитии русской рекламы.
Примитивные формы рекламы были еще до нашей эры. В Древнем Египте был обнаружен папирус с такой информацией: «Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантирую его умеренность в пищу, честность, покорность» [10, с. 66]. XIX век стал веком появления многочисленных рекламных объявлений, первых бесплатных рекламных газет. И именно этот век является главным в развитии печатной рекламы в нашей стране.
В средствах массовой информации основной особенностью материала «является его публичность, которая выражается в том, что передаваемое содержание в процессе массовой коммуникации стало доступно всем членам общества. Тесная связь современных СМИ с разговорной речью обусловлена их ориентацией на усредненного реципиента, что находит свое широкое распространение в независимой прессе. Газета - самая массовая читаемая продукция» [2, с. 168].
Газетная реклама - это быстро развивающаяся сфера бизнеса, в которой действуют особые законы и технологии. Но и сто лет назад в рекламе использовались те же приемы, что и сейчас. Известно, что современная реклама, несмотря на изощренность способов воздействия, не всегда вызывает запланированный отклик у потребителей - отчасти ей не хватает простоты, искренности и правдивости, свойственной объявлениям, публиковавшимся в прессе во второй половине XIX в. [9, с. 34].
Актуальностью темы исследования является малоизученность проблемы формирования рекламного жанра в исторической сти-
листике. Важным является изучение рекламного жанроведения, определение стилевого статуса рекламы, выявление коммуникативно-жанровой природы рекламных текстов XIX - начала XX вв. Актуальность проблемы определяется привлечением новых источников исследования для изучения жанровых признаков и способов создания рекламных объявлений на региональном материале.
Объектом исследования явились 50 номеров газеты «Сибирский листок» конца рубежа веков (1890-1910 гг.), хранящихся в фондах ГБУТО «Государственный архив в г. Тобольске».
Предметом анализа стали рекламные тексты, извлеченные из названного источника в количестве 120 единиц.
Новым в исследовании считаем описание формирования стабильных жанрообразующих признаков русской рекламы с учетом регионального характера. Значимым при этом является влияние культуры жителей г. Тобольска на формирование рекламного текста. Решение этих вопросов требует расширения источниковедческой базы за счет привлечения обширных, недостаточно изученных региональных материалов, в том числе региональных газетных рекламных текстов XIX - начала XX вв. Лингвистический аспект тобольских рекламных текстов исследован в науке недостаточно глубоко. До сих пор остается нерешенной проблема классификации рекламы как в исторической, так и в современной стилистике.
Степень разработанности темы. Конец XIX - начало XX века -это один из увлекательнейших периодов в становлении рекламной деятельности, который вызывает непосредственный интерес у исследователей рекламы. Реклама анализировалась всесторонне: с точки зрения жанрового своеобразия, стилистики, оформления и т.д.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных ученых в области журналистики Ю.С. Бровкиной [1], Н.В. Денисовой [4], А.А. Мироновой [10, 11], В.А. Евстафьева [5],
О.Н. Еремеевой [6], Н.И. Клушиной [8], а также зарубежных исследователей R. Gronau [19], G. Cook [18], McQuail [20], Tanaka Keiko [21], Wilson Stan le Roy [22]. Синтез собранного материала о рекламе представлен в учебном пособии А.А. Андреевой и О.А. Петровой «История журналистики Тюменского региона (1789-1929)» [7].
Цель исследования - описать жанровые и тематические особенности рекламных объявлений на основе одной из центральных газет Тобольской губернии конца XIX в. «Сибирский листок». Путем лингвистического анализа рекламных текстов разной коммуникативной и жанровой направленности выявить специфику русской рекламы, ее структуру и основные жанрообразующие признаки, тем самым определить место тобольской рекламы в системе русского литературного языка конца XIX в.
Историография вопроса
Для того чтобы поддерживать торгово-промышленные отношения в г. Тобольске в XIX в., необходима была газета, которая могла бы информировать об открытии новых магазинов, ассортименте товаров, о новинках в других городах. Таким изданием и стала газета «Сибирский листок». Газета «Сибирский листок» - частная Сибирская газета, главной целью которой являлось освящение экономической жизни общества силами широкой общественности. Издавалась с 1890 по 1919 гг. с утвержденной программой экономического издания раз в две недели. Основателем газеты и ее первым редактором был народник Александр Сыромятников, позднее главным редактором стал учитель истории и географии Тобольской гимназии Иван Львов, а в конце века книготорговца Алексей Суханов.
Первый номер вышел 20 декабря 1890 г. Газете разрешалось публиковать только статьи на торговые и финансовые темы. А. Сыромятников хотел разнообразить содержание статьями по истории,
художественными произведениями, но не получал разрешения от властей.
В 1900 г. газету приобрела народница Мария Костюрина, которая добилась разрешения публиковать статьи на широкие общественные темы без цензуры. «Сибирский листок» стал источником информации не только об экономической, но и культурно-бытовой жизни тоболяков. Газету выписывали в городах Тобольске, Тюмени, Омске, Томске, Иркутске, Минусинске, Москве. Перспективным направлением в науке считаем гендерный подход к анализу содержания текстов статей газеты, которые были ориентированы не только на мужчин, но и на женщин, формируя соответствующие мужские и женские образы. Последний номер «Сибирского листка» вышел 28 августа 1919 г. [12].
Основными заказчиками рекламы были юридические лица: аптеки, товарищества, фирмы, предприниматели, а также частные лица, предоставляющие различные услуги.
В связи с тем, что в исследуемый период хозяйкой газеты была женщина, для этого времени характерна ориентация рекламы на женщину-хозяйку. Чаще всего предлагали продукты питания, одежда и товары для дома. Такие объявления сообщали подробности бытовой жизни жителей г. Тобольска. В «Сибирском листке» помещались рекламные тексты, содержащие информацию о наличии продуктов в магазинах города: «В магазин Сыромятникова получены сыры Лифляндский, Русский. Консервы: Суворова, Мор-тенеса и др. Вина...Весовое яблочное варенье» [17], «Нестле. Детская молочная мука. Сгущенное молоко Нестле» [19]. Разнообразие товара объявлений указывает на большой ассортимент товара. Газета создает представление о том, что сибиряки и поесть любят хорошо» [3, с. 153]. Выделим основные рубрики газеты: реклама и объявления, городская хроника, театральная хроника, внутренние
известия, письма в редакцию телеграммы и др. Изучение жанров русской рекламы на региональном материале позволяет воссоздать важную картину развития русского языка, его стилистическую дифференциацию в аспекте формирования российской культуры.
Описание исследования
Согласно определению, данному А.А. Мироновой, считаем объявление информативным речевым жанром, содержащим «сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещенное где-либо для широкого ознакомления, имеющее реквизиты: дата, время, место, название действия, адресант, адресат; стандартизованное неэкспрессивное представление информации в нейтральной форме» [11, с. 94].
Жанры рекламы - это тексты, характеризующиеся устойчивыми признаками в зависимости от коммуникативной цели, тематики, образа адресата и адресанта, образа времени, особенностей структуры и языкового оформления. Коммуникативная стратегия текста определяется типом языковой личности адресанта. В зависимости от авторского намерения в рекламной коммуникации газетных изданий XIX - начала XX вв. можно выделить информационные и аналитические жанры [9, с. 41].
Так, среди рекламных жанров «Сибирского листка» отметим две разновидности рекламных текстов: информационные, к которым отнесем объявление, аннотацию, рекламное письмо, и аналитические, в число которых входят рекламная статья и рецензия.
Цель информационных жанров - передать информацию, сообщить о новом товаре. Информационные тексты - это были тексты в основном небольшого объема, часто отражающие один факт, одно событие. При этом они могли иметь стандартное оформление без использования графических шрифтов, рамок, разнообразного располо-
жения текста. Языковые средства оценочной лексики также минимальны. Реже на страницах газеты встречались развернутые рекламные сообщения, в которых могло быть предложено несколько услуг.
Рекламное объявление в газете составлялось по шаблону. Цель его - побудить адресата к нужному, с точки зрения рекламодателя, выбору товара или поступку, направленному в конечном счете на его приобретение: «...изобретателю безпрерывно действующаго сепаратора, нашедшаго себе распространение въ самыхъ глухихъ углахъ какъ культурнаго, такъ и даже некультурнаго мира. Сепа-раторъ "Альфа-Лаваль" своимъ распространениемъ более всего доказалъ великому изобретателю; что услуга, оказанная имъ на-родамъ всехъ странъ неоценима. Знаменитый сепараторъ можно приобрести по адресу для Сибири ... цена ...» [15].
Информационные объявления - наиболее удобная для чиновников форма оповещения о массовых мероприятиях: о найме на работу, о торгах, новых услугах. Первые казенные объявления содержали пространные обращения, иногда со значительными по объему объяснениями и дополнениями. Жанр объявления в XIX в. представлен лингвотекстовыми вариантами, имеющими структурно-тематические и функциональные особенности: справка, уведомление, постановление, допрос и др., что подтверждает син-кретичность жанра. Учитывая разные подходы к анализу информационных жанров, выделим их следующие разновидности: на основании тематического показателя: объявление-справка, сообщение, постановление, уведомление; структурного, или векторного: отражающие направление коммуникации (вертикальное и горизонтальное) и социолингвистического (социально-имущественное положение участников коммуникации) признаков.
Изучая состав информационных объявлений, помещенных в газете «Сибирский листок» как совокупность необходимых состав-
ляющих его элементов, отметим, что каждый из этих реквизитов имеет свое ключевое значение в определении жанровой особенности текста объявления (указание на дату, время, место события, адресата, адресанта, описание характера действия), поэтому считаем целесообразным рассмотреть каждую из этих составляющих рекламного объявления в отдельности.
1. Использование даты в рекламных объявлениях XIX века - явление не настолько частое, насколько мы привыкли видеть в объявлениях в современных периодических изданиях. В объявлениях об открытиях ярмарок, выставок, где употребление дат очевидно, этого не происходит. Даты используются, в основном, в объявлениях о подписке на различные печатные издания: «Открыта подписка, а на время ярмарки 1891 года на "Ирбитский ярмарочный листок" (двадцать седьмой год издания) издаваемый Ярмарочным Комитетом по примеру прежних лет и по прежней программе. <...> Срок выхода газеты с 25 января по 1 марта ежедневно, кроме дней воскресных, в которые будут выпускаться особыя прибавления» [13].
Также употребление дат прослеживается в следующих сообщениях: «В банкирской конторе Я.П. Андреева в Тюмени по воскресеньям, с 11 часов утра 8, 15, и 22 марта н.г., назначены АУКЦИОНЫ просроченных залогов ссудной кассы, в числе которых свыше ста рублей № 17225, 38449, 38518, 44322, и 46176» [14]; «При клубе приказчиков г. Тобольска сдается в Аренду Буфет на 1914 г. Заявления принимаются до 1 декабря 1913 года. Совет старшин» [15].
2. Употребление временных границ в объявлениях газеты «Сибирский листок» связано, по большей мере, с приемом у различных специалистов («Доктор М.П. Тамбовский. Внутрения, детския и женския болезни. Прием от 9 до 10 ч. утром и от 5 до 7 ч. вечера. Б.-Пятницкая д. Бронникова, флигель во двор (рядом с почтой)» [17]), либо с рабочими часами государственных учреждений («В
Тобольскую Губернскую Ветеринарно Бактериалогическую Лабораторию в п. Дементьева, при Ветеринарном отделении, нужны для производства опытов крысы домашния (хомяки) живыя, непо-раненныя. За каждую доставленную крысу будет уплачиваться по 20 коп. Принимаются в лаборатории с 11 до 3 час. ежедневно» [14])
Нередки случаи, когда время определяется различными частными лицами, очевидно, в силу особой занятости данных лиц: «Продается ружье садочнаго типа, под маркою «Excelsior», с принадлежностями, а также охотничья библиотека, Туляцкая ул., д. Щеблыкина кв. Макарова, от 4 до 6 час.» [17]; «Даюуроки танцев и гимнастики. Прием от 4 до 5. Б. - Пятницкая, д. Мазурина, кв. Свишнякова» [13]; «Спешно продается рояль, письменный стол, тахта, буфет, гардероб, граммофон, ломберные столы, цветы (араукария, пальма и др.) и прочия домашния вещи. Видеть можно от 10 до 2-х и от 5 до 8 ч. Б.Архангельская ул., д. Мазурина, квартира Сердитых» [16].
3. Несмотря на то что география подписки на газету довольно обширна (Тюмень, Омск, Томск, Иркутск, Екатеринбург, Минусинск, Москва), место действия в рекламных объявлениях определяется городом Тобольском и прилегающими к нему окрестностями. Другие населенные пункты, указанные в текстах объявлений - это города расположенных складов, мест, где еще можно приобрести товар и их первоначальное производство, собственно, городов, откуда распространяется продукция.
Главная особенность определения места в объявлениях газеты «Сибирский листок» - это их углубленная конкретизация. Часто указание места не ограничивается названием населенного пункта, улицы, дома, оно также подкрепляется более частичными деталями. Так, например: «В Тобольске, под магистратом, где городской банк, в магазине Е.Н. Карамышевой дешево распродаются разных цветов
кашемир и гарусная материя бумазей крецких красок и модных рисунков. Получен из Москвы и Ирбитской ярмарки новый товар. Буду продавать по ценам умеренным. Продажа без запроса» [17]; «Продается двухэтажный дом с флигелем, хорошими новыми постройками и небольшим садом. Дом находится по Архангельской речке, близ Качаловаго моста, и принадлежит Иноземцу» [13]; «Химическая прачечная Т. Хацкелевич переведена с Туляцкой у. из.д. Кафель на Почтовую д. Я.А. Ершова парадный вход, между домом Уссаков-ской и квартирой врача Афонскаго, о чем извещаю г.г. уважаемых заказчиков. И тут же сдаются комнаты» [16].
Иногда в объявлениях идет перечисление всех мест, где идет торговля представляемой продукцией, что опять же указывает на широту географии исследуемых объявлений. Типичные примеры: «Торговля каменных изделий Е.А. Кочнева в Екатеринбурге. Имеется большой выбор уральских цветных камней, кабинетных вещей, а также имеются золотыя и серебряныя вещи, разныя мозаика и разныя вещицы для подарков. Цены самыя умеренныя. На ярмарках: Нижегородской - главный дом №4; Ирбитской - Пассаж № 15; в Казани - на Булак» [14]; «Сельди сосвинские соленыя и копченыя А.М.Сибирякова. Продаются в Москве, Нижнем, Казани, Перми, Екатеринбурге, Тюмени у И.Е. Котовщикова, Тобольске у Шукста, Омск у В.А. Платунова, Томск у А.Г. Малых и во всех колониальных магазинах, в Красноярске у О.Г. Черепанова, в Иркутске у М.И. Курносова. С требованием значительных партий обращаться в Тобольск к З.И. Баженову» [16].
4. Указание адресанта в объявлениях - это скорее правило, чем исключение. Судя по употреблению адресантов в газете «Сибирский листок» можно точно заключить: это газета краевого масштаба. Создается впечатление, что все люди, употребленные в качестве адресантов, люди известные для этих мест, и найти их не
составит никакого труда. В объявлениях часто употребляются имена известных купцов того времени А.А. Сыромятникова, О.И. Ба-какина, Е.Н. Карамышевой, Т.С. Айтмухаметова, Н.А. Елизарова, а также докторов М.П. Тамбовского, С.А. Топольницкого, А. Вну-чинской-Расторгуевой.
На всеобщую осведомленность направлено указание на фамилию адресанта и нередко его адрес: «Сбежал черный понтер, грудь и концы лапы белыя, кличка "Нигер". Немедленно просим доставить в дер. Янкелевича. Захарову» [17]; «Ищу попутчика до Тюмени на горе, д. Машанова, Трухин»; «Нужна девушка к детях в отъезд на лето. Адрес. Кузнечная улица, д. № 4, кв. Самойлович» [15].
Нередким явлением считается отсутствие адресанта в текстах объявлений. В основном, это связано с продажей тех или иных товаров от частных лиц: «Продается зеленое сено. Можно видеть на горе, близ Музея, дом Романова»; «Продается или на прокат хорошее пианино о заграничной фабрики. Кузнечная ул. д. № 7» [15]; «Продается пролетка четырех рессорная новая в д. Воротынских»; «Пианино желаю взять на прокат. Адрес: Б.-Мокрая д.Загваздиной внизу» [17].
5. В тексте рекламных объявлений напрямую указывается адресат, однако, по характеру объявления можно сразу догадаться, кому адресовано то или иное объявление. В большинстве случаев, учитывая целевую аудиторию газеты, можно сразу предположить, что адресатом выступают люди среднего достатка. На это также указывает часто употребляемые фразы «цены умеренные», «цены вне конкуренции», «недорого», которые употребляются в объявлениях об открытиях ярмарок, распродаж, а также продаже товаров в тех или иных магазинах города.
Однако обратим внимание на те объявления, в которых обращение к адресату прослеживается четко: «Вниманию глухих.
Богатая дама, излечившаяся от глухоты и шума в ушах, благодаря искусственной барабанной перепонке, изготовленной Институтом Никольсона, препроводила в означенный Институт 25000 франков с целью доставить всем неимеющим средств глухим особам возможность приобрести сказанныя барабанныя перепонки даром. Обращаться с требованиям по следующему адресу: Institut, Nicholson. "Logenett". Gunnersburg, Londres, W» [15]; «Ищу попутчика до Тюмени. Выезд не позже воскресенья. Спросить в магазине Константинова» [17]; «Вниманию Г.Г. Любителей Садоводства. На короткое время прибыл из Саратова Садовник. Имеются в продаже разных пород яблони и другие фруктовыя деревья. Тополя, цветущия растения: розы, пионы и другие деревья и цветы. Адрес: за Абрамовским мостом, по речке направо, д. Садовникова, спросить Кильдякова»; «Нужна девушка к детях в отъезд на лето. Адрес. Кузнечная улица, д № 4, кв. Самойлович» [14].
Следует отметить, что в данных рекламных объявлениях указание адресата - необходимость. Конкретизация в данных случаях помогает читателям лучше сориентироваться среди изобилия информации, а самым адресантам призвать нужных адресатов.
6. Название действия - необходимый реквизит объявлений. Иначе, читателю просто трудно понять, с какой целью дано объявление. Данный реквизит целиком и полностью связан с целевой установкой адресанта, иными словами, то, что хочет донести до читателя адресант, то, собственно, и является названием действия.
По исследуемым нами объявлениям можно выделить основные действия, на которые нацелены адресанты:
• во-первых, это продажа: «Продается дом с переводом долга. Там же продается ножная швейная машина Зингер. Кузнечная ул, № 27» [14];
• во-вторых, это востребованность работодателей в рабочих лицах или же поиск рабочих мест этих же самых лиц: «Нужна девушка к детях в отъезд на лето. Адрес. Кузнечная улица, д № 4, кв. Самойлович» [16]; «Желаю получить место экономки или домовницы. Новая ул., д. № 5. Е. Филимонова» [15];
• в-третьих, это все процессы, связанные с арендой и недвижимостью: «Сдается дом с торговым помещением, недорого. М. Петропавловская, № 10» [13];
• в-четвертых, это выполнение различного вида услуг: «В мастерских дома трудолюбия принимается ремонт зимних экипажей» [17].
Заключение
Подводя итог, скажем, что употребление реквизитов широко представлено в текстах объявлений. Их использование шире, чем в современных объявлениях, и имеет специфические черты, связанные, главным образом, с частотой употребления реквизитов, их стилистическими особенностями, вызванные неэкспрессивным представлением информации.
Ученые полагают, что печатные объявления конца XIX - начала XX вв. демонстрируют динамику в становлении трафаретности содержания и синтаксической структуры текста источников. Не исключение и информационные жанры газеты «Сибирский листок».
С развитием печатной рекламы появление временной и пространственной дистанции, точные параметры места и времени становятся условием эффективности рекламного сообщения. В рекламных текстах разных жанров обязательным уже с XVШ в. было документальное указание на временную и пространственную ориентацию для адресата относительно адресанта.
Главная особенность объявлений состоит в неэкспрессивном представлении информации в нейтральной форме, в отсутствие таких стилевых принципов, присущих рекламным объявлениям, как оригинальность и выразительность, и преобладание других, таких как краткость, конкретность и точность, логичность, простота и доходчивость.
Информация в объявлениях лишена какой-либо эмоциональной окраски, ей не присуще употребление тропов и других выразительных средств. В силу этого, нужно отметить, что тексты объявлений составлены весьма лаконично, клишировано, используя по минимуму информации.
Отметим, что в объявлениях, согласно их стилистической форме, характерно употребление глаголов. Однако преимущественное использование глаголов в объявлениях нельзя назвать как призыв потребителя к действию, а в большей мере, глаголы выражают действие адресанта относительно адресата, они не носят призывного характера. Это, например, глаголы, подобия «продаю», «ищут», «поступила», «нужен», «репетирую», «получены» и т. д.
К концу XIX в. происходит жанровое расслоение рекламного дискурса. Обычное сухое объявление вырастает до развернутого рекламного объявления. Оно становится более информативным, дополненным информационными, эмоционально-экспрессивными и прагматическими подробностями, и уже позднее превращается в консультацию специалиста, нередко подписанную известным лицом. Консультация специалиста имела несколько иное направление: она подчеркивала не просто потребность в товаре или услуге, но и жизненную необходимость в них определенной категории потребителя. В случае, если акцент делается не столько на эмоциональный, сколько на рациональный компонент сознания, объявление расширялось за счет перечисления имеющихся товаров или
услуг. Так появился в печатной рекламе XIX в. жанр каталога: «Производительность по каталогу фирмы 50 ведеръ молока въ часъ; сепараторъ останавливается лишь черезъ 45 минутъ, что подтверждаетъ легкость его хода...» [15].
Таким образом, газетная реклама уже в XIX в. обозначила себя как быстро развивающаяся сфера бизнеса. Тогда, более ста лет назад, она уже создавалась по определенным языковым правилам особым законам и технологиям. Анализ рекламных текстов газеты «Сибирский листок» показал, что в создании русской рекламы прошлых столетий использовались те же приемы, что и сейчас, которые способствовали достижению главной цели - вызывать запланированный отклик у потребителей.
Список литературы
1. Бровкина Ю.Ю. Газетное объявление как речевой жанр: риторический аспект: Автреф. дисс. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2000. 18 с.
2. Выхрыстюк М.С. Прецедентные тексты в структуре заголовков современных газетных статей (на материале газет г. Тобольска «Содействие» и «Тобольская правда») // Газета - черновик истории: сборник статей. Северодвинск. 2014. С. 168-175.
3. Гончаров Ю.М. Купеческая семья второй пол. XIX - нач. XX вв. М., 1999.153 с.
4. Денисова Н.В. Рекламные жанры научно-образовательного дискурса: Дисс. ... канд. филол. наук. Томск, 2008. 207 с.
5. Евстафьев В.А., Пасютина Е.Э. История российской рекламы. М.: ИМА-Пресс, 2002. 392 с.
6. Еремеева О.Н. Приемы исследования рекламной коммуникации // Человек коммуникация - текст. Вып. 3.Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. С. 211-215.
7. История журналистики Тюменского региона: (1789-1929): учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки ВПО 030600 «Журналистика» / А.А. Андреева, О.А. Петрова. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013. С. 182.
8. Клушина Н.И. Композиция рекламного текста // Русская речь, 2000. №5. С. 85-87.
9. Лазарева Э.А. К вопросу о специфике рекламного текста // Человек - коммуникация - Текст. Вып. 3. Барнаул, 2000. С. 34-41.
10. Миронова А.А. Реклама в справочных изданиях XIX-XX начала вв.: историко-лингвистический аспект: монография. Челябинск, 2011. 216 с.
11. Миронова А.А. Жанры рекламы: к проблеме квалификации // Вестник Челябинского государственного университета, 2012. № 32 (286). С. 22-26.
12. Сибирский листок: 1890-1894 / сост. В. Белобородов. Тюмень: Мандрика, 2003. С. 5-25.
13. Сибирский листок. 1890. № 1. 19 декабря
14. Сибирский листок. 1891 № 13. 17 февраля
15. Сибирский листок. 1893 № 5. 21 января.
16. Сибирский листок. 1905. № 91.20 ноября
17. Сибирский листок. 1906. № 37. 8 октября.
18.Cook G. The Discourse of Advertising. London, Routledge, 1996. 342 p.
19. Gronau R. Das Buch der Reklame. Leipzig, 1887. 290 p.
20. McQuail Denis. Mass Communication Theory. An Introduction. SAGE Publications, 1987. 352 p.
21. Tanaka Keiko. Advertising Language. A Pragmatic Approach to Advertisements in Britain and Japan. Rout ledge, 1994. 369 p.
22. Wilson Stan le Roy. Mass Media / Mass Culture. An Introduction. NewYork. McGraw-Hill, Inc., 1992. 460 p.
References
1. Brovkina Ju.Ju. Gazetnoe objavlenie kak rechevoj zhanr: ritoricheskij aspect [Newspaper classified as a speech genre: the rhetorical aspect]. Barnaul, 2000. 18 p.
2. Vyhrystjuk M.S. Gazeta - chernovik istorii. 2014. Pp. 168-175.
3. Goncharov Ju.M. Kupecheskaja sem'ja vtoroj pol. XIX - nach. XX vv. [Merchant family of the second floor. XIX - beg. XX centuries]. M., 1999.153 p.
4. Denisova N.V. Reklamnye zhanry nauchno-obrazovatel'nogo diskur-sa [Sponsored genres of scientific and educational discourse]. Tomsk, 2008. 207 p.
5. Evstafiev V.A., Pasjutina E.E. Pasyutina History of the Russian advertising [Istorija rossijskoj reklamy]. M.: IMA-Press, 2002. 392 p.
6. Eremeeva O.N. Chelovek kommunikacija - tekst. Issue 3. Barnaul Univ Alt. state. University Press, 2000. Pp. 211-215.
7. Andreeva A.A., Petrova O.A. Istorija zhurnalistiki Tjumenskogo re-giona: (1789-1929): uchebnoeposobie dlja studentov vuzov, obucha-jushhihsja po napravleniju podgotovki VPO 030600 «Zhurnalistika» [The history of journalism of the Tyumen region (1789-1929): training in Training Manual for students enrolled in the direction of preparation 030600 VPO «Journalism»]. Tyumen: Publishing house TYuM PG-2013. P. 182.
8. KlushinaN.I. Russkaja rech, 2000. №5. P. 85-87.
9. Lazareva Je.A. Chelovek - kommunikacija - Tekst. Vol. 3. Barnaul, 2000. P. 34-41.
10. Mironova A.A. Reklama v spravochnyh izdanijah XIX-XXnachala vv.: istoriko-lingyisticheskij aspect [Advertising in reference books XIX-XX centuries: beginning of the historical and linguistic aspect]: monograph. Chelyabinsk, 2011. P. 66.
11. Mironova A.A. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012. № 32 (286). Р. 22-26.
12. Sibirskij listok [Siberian leaf] : 1890-1894 / sost. V. Beloborodov. Tju-men: Mandrika, 2003. pp. 5-25.
13. Sibirskij listok [Siberian leaf]. 1890. № 1. December 19.
14. Siberian leaf [Siberian leaf]. 1891 № 13. February 17.
15. Siberian leaf [Siberian leaf]. 1893 № 5. January 21.
16. Siberian leaf [Siberian leaf]. 1905. № 91. November 20.
17. Siberian leaf [Siberian leaf]. 1906. № 37. October 8.
18. Cook G. The Discourse of Advertising. London, Routledge, 1996. 342 p.
19. Gronau R. Das Buch der Reklame. Leipzig, 1887. 290 p.
20. McQuail Denis. Mass Communication Theory. An Introduction. SAGE Publications, 1987. 352 p.
22. Tanaka Keiko. Advertising Language. A Pragmatic Approach to Advertisements in Britain and Japan. Rout ledge, 1994. 369 p.
23. Wilson Stan le Roy. Mass Media / Mass Culture. An Introduction. NewYork. McGraw-Hill, Inc., 1992. 460 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Выхрыстюк Маргарита Степановна, профессор кафедры филологического образования, доктор филологических наук, профессор; старший научный сотрудник
Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева Тюменского государственного университета; Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения РАН
ул. Знаменского, 58, г. Тобольск, Тюменская область, 626150, Российская Федерация; ул. Академика Осипова, 8, г. Тобольск, Тюменская область, 626152, Россия [email protected]
Федотова Дарья Юрьевна, аспирант кафедры филологического образования; научный сотрудник
Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева Тюменского государственного университета; Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения РАН
ул. Знаменского, 58, г. Тобольск, Тюменская область, 626150, Российская Федерация; ул. Академика Осипова, 8, г. Тобольск, Тюменская область, 626152, Россия [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Vykhrystyuk Margarita Stepanovna, professor of literary education, Doctor of Philology, professor; Senior Researcher
Tobolsk State Pedagogical Institute, Mendeleyev Tyumen State University; Tobolsk complex scientific station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
58, Znamensky Str., Tobolsk, Tyumen region, 626150, Russian Federation; 8, Academician Osipov Str., Tobolsk, Tyumen region, 626152, Russia [email protected]
Fedotov Daria Yurevna, Student of literary education; Researcher
Tobolsk State Pedagogical Institute, Mendeleyev Tyumen State University; Tobolsk complex scientific station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
58, Znamensky Str., Tobolsk, Tyumen region, 626150, Russian Federation; 8, Academician Osipov Str., Tobolsk, Tyumen region, 626152, Russia [email protected]