Научная статья на тему 'Жанр художественной автобиографии в крымскотатарской литературе'

Жанр художественной автобиографии в крымскотатарской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА / МЕМУАРИСТИКА / МОНОЛОГ / РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ / STYLISTIC DOMINANT / MEMOIRS / MONOLOGUE / RHETORICAL QUESTIONS / SYNTACTIC TURNS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сеферова Эсма Энверовна

В статье обозначаются подходы к изучению автобиографической прозы как своеобразного литературного жанра. Основное внимание в работе сфокусировано на произведениях Ш. Алядина, Р. Муедина, представляющих собой литературоведческий интерес с точки зрения особых приемов отражения окружающий действительности. Обращается внимание на структурно-семантические и функциональностилистические особенности лексики их произведений. Автобиографическое наследие авторов свидетельствует о глубоком знании письменной литературной, разговорной и фольклорной стихий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre of Artistic Autobiography in Crimean Tatar Literature

The article discusses the specifics of the genre of autobiographical journalism. The main attention in the work is focused on the journalism of Sh. Alyadin, R. Muedin, which are of literary interest from the point of view of special techniques of reflection surrounding reality and the search for a positive hero. By studying the thematic palette of journalism, attention is focused on the national and international in the autobiographical genre.

Текст научной работы на тему «Жанр художественной автобиографии в крымскотатарской литературе»

Сеферова Эсма Энверовна1 E-mail: seferova.esma@bk.ru

Жанр художественной автобиографии в крымскотатарской литературе

УДК: 8 21.512.

Аннотация.

В статье обозначаются подходы к изучению автобиографической прозы как своеобразного литературного жанра. Основное внимание в работе сфокусировано на произведениях Ш. Алядина, Р. Муедина, представляющих собой литературоведческий интерес с точки зрения особых приемов отражения окружающий действительности. Обращается внимание на структурно-семантические и функционально-стилистические особенности лексики их произведений. Автобиографическое наследие авторов свидетельствует о глубоком знании письменной литературной, разговорной и фольклорной стихий.

Ключевые слова:

стилистическая доминанта, мемуаристика, монолог, риторические вопросы, синтаксические обороты.

Первые автобиографические произведения появились в I веке до н. э. - «Параллельные жизнеописания» Плутарха, в IV - V вв. до н.э. - «Диалоги» Платона. В эпоху античности - «Жизнь двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла, «Жизнеописания знаменитых живописцев» Дж. Вазари. Мировой литературе известны такие образцы автобиографического жанра как «Жизнь «Бенвенуто Челлини», написанная им самим (16 в.) или в русской литературе «Житие протопопа Аввакума» (17 в.). Исследователи отмечают, что «в европейской традиции истоки биографии восходят к Евангелиям с их жизнеописаниями, призванными наставлять читателя... Эпоха Ренессанса по-настоящему обогатила жанр, усилив интерес к отдельной личности» [3, с. 130]. В жанре биографии работали Вольтер, Р. Роллан, С. Цвейг.

Определённый вклад в изучение автобиографического жанра сделан такими учёными как Л. Гинзбург, Л. Ульрих, И. Султон, Р. Сабирова, Х. Ибрагимова, Р. Баимов и др. Так, исследователь Л. Ульрих в своих исследованиях утверждает, что «автобиографический жанр наиболее личностный среди других прозаических жанров. Он связан именно с личностью автора, участием его в жизни общественной» [8, с. 128-129]. Свой взгляд на автобиографическую прозу высказывает и Л. Гинзбург в своей книге «О психологической прозе»: «Характер в автобиографии может быть такого же художественного значения, как в романе, потому что он также является своего рода творческим построением. Притом одно и тоже жизненное явление может предстать в качестве эстетического или вне эстетического - в зависимости от угла зрения» [2, с. 12]. Исследователь Р. Сабирова в своей работе отмечает сущностные особенности подхода к этой проблеме: «Автобиографический жанр - плод позднейшего времени, когда автор начинает осознавать значение свой личности в соотношении с обществом и эпохой» [6, с. 204]. Сегодня с позиции XXI века в сравнении с веком ХХ, можно с уверенностью констатировать то, что автобиографическая проза становится более информативной, более содержательной.

В истории крымскотатарской литературы были созданы разные по художественному значению автобиографические произведения. Писатели акцентировали своё внимание на нравственных и духовных ценностях народа. В этом смысле примечательна автобиографическая публицистика Ш. Алядина, З. Джавтобели, Р. Муедина, А. Османа, З. Куртнезира, Ш. Селима, А. Велиева, Ю. Кандыма. Их произведения от названия до мельчайших деталей художественного изображения напоминают читателю прозаические повествования восточных классиков. Рассмотренные нами произведения вышеназванных авторов можно классифицировать по таким разновидностям: социальная, морально-этическая, литературно-критическая.

Творчество Шамиля Алядина занимает особое место в крымскотатарской литературе. Рано проявившись как поэт, Ш. Алядин в сороковые годы обратился к прозе. Он - создатель рассказов и повестей, эссе и романов, автобиографических публикаций. Работы Ш. Алядина интересны большим историческим

1 Сеферова Эсма Энверовна, аспирант кафедры крымскотатарской литературы и журналистики ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым)

Жанр художественной автобиографии в крымскотатарской литературе

материалом, так как в них поднимается ряд важных современных проблем, актуальны политические выводы. Его автобиографическая публицистика отличается смысловой глубиной, детализацией, художественным своеобразием. Фатальное мироощущение легко соединяется с глубоким органическим чувством ответственности перед будущим народа: «Бизим халкъымызнынъ джезасы эбедий олды. Сибирия ве Орта Асия кийиксахраларында ведагъларындахалкъымызнынъярысымахв олды... Бойлемудхиш бир вакъытте сусмакъ истемейим... дер, мен, адий партия азасы сыфатында, 1955 сенеси октябрь 18 куню Озьбекистан Меркезийпартиякомитетинебардым... Къырымтатархалкъынынъаятыилеридедешимдикиалдадевам этеджек олса, тезден бу миллет озь адыны,тилини, тарихыны текмиль унутаджакъ, озю де джысман ве рухан гъайып оладжакъ», - дедим. Халкъны бу вазиеттен къуртармакъ ичюн онынъ ана тилиндегазета, китаплар нешир этмек, филармонияда, энъ олмадыкъта, бир ансамбль,Озьбекистан радиокомитетинде ана тилимизде сиясий, бедий, ве музыкалы эшиттирювлер болюги мейдангъа кетирмек керек.» -дедим [1, с. 8]. Именно в этой работе Ш. Алядин предельно обнажил основы своего миропонимания, свою оценку происходящим событиям. Внутренний жест, в котором явна попытка привлечь внимание общественности к несправедливости, одолевающим вопросам своеобразно отражает внутреннюю драму его автобиографической публицистики. Размышляя о некоторых особенностях автобиографической прозы, писатель А. Твардовский утверждает, что, «если писатель окидывает этапы своей биографии подлинно художническим оком, распознавая и выявляя в них моменты главные, знаменательные, не только с точки зрения личной судьбы... - тогда автобиографическая основа выступает в значительном преимуществе перед иными, пусть самыми искусными построениями «чистой художественности» [6, с. 68]. Заметим, что в автобиографическом жанре особенно важна точка зрения автора на факты и события собственной жизни. Подтверждением этого факта является эссе Ш. Алядина «Чорачыкълар» («Родники»): «Пенджере огюндеки шымшыр, ельден, сынып кетер киби, ашагъы эгиле, сонъра кевдесини тим-тик догърулта. Эбедий ешиль япракълы терек. Оны, кучюджик экенде, топрагъы такъымынен Къуш-Къаядан кетирип, бу ерде отурткъан эдим, энди эппи вакъыт олды. Учь дане эдилер. Отуртылгъан сонъра экиси къызарды, когерди, къуруп, ёкъ олдылар. Пенджере огюндекиси, бирден гъондже атты, ешерди, бойгъа кетти. Шимди эв ичинден бакъсанъ, тёпеси корюнмей. Шымшыр - узун омюр ве метинлик тимсали эсап этиле. Кучьлю терек. Пармакъ къадар кесеги сувгъа тюшсе, батып кете. Ойле агъыр...» [1, с. 50]. Эссе Ш. Алядина подкупает своей лиричностью и доверительностью интонаций, интересна большим историческим материалом. В ней мы наблюдаем сознательное обращение к традициям восточной мемуаристики, в которой важное место занимает стилистическая доминанта - это определяющий элемент художественного стиля, которому подчиняются все другие. Функцию стилистической доминанты выполняет монолог.

Представляет интерес и автобиографическая публицистика Рустема Муедина, важное место в которой уделяется индивидуальному, характерным является психологизм и детализация, отсутствие художественного вымысла. Его автобиографическая публицистика зримо, наглядно воссоздаёт быт и атмосферу жизни в депортации, в Узбекистане и прекрасно раскрывает формирование личности главного героя - автора. В работе используются такие элементы, как факт, проблема, аргумент, концепция, заключение, сохранены ярко выраженные национальные особенности, аромат крымскотатарского фольклора. В качестве примера приведём отрывок из произведения: «...1945 сенеси мен ишсиз къалып, шеэрдеки фабрика ве заводларны доланып юргенде, Янъыёл шеэриндеки Усман Юсупов адына виляет театри огюнден дефаларджа кечкен эдимени Ич бир ерде иш тапамагъан сонъ, акъылыма, театрге кирип бакъмакъ кельди. Чюнки арбий хызметте булунгъанда ансамбльде ойнагъан эдимени Театрнинъ директоры мени оюнджы оларакъ алмагъа разы олды ама, бу меселени балетмейстер чезмек керек олгъаныны айтты. Балетмейстер Губская эсасен Ташкеттеки Мукъимий адына озьбек театринде чалыша экен, мени анда ёлладылар. Барып оны таптым. Мени «Барыня»гъа ойнатып бакъты ве аризама «къабул этильсин», деп язды. Ойлеликле, 1946 сенеси апрель 1-де мен Усман Юсупов адына театрге оюнджы оларакъ алындым» [4, с. 23]. Стиль его автобиографической публицистики характеризуется образностью, полемической остротой, логической последовательностью изложения, использованием экспрессивно-окрашенной лексики. «Адети узьре, эр кес яхшы ве мераметли инсан олмагъа истей. Лякин бу ниетке етишмек эр кеске къысмет олмай. Бу да инсан табиатынынъ бир сыры, иште. Баба-деделеримизден къалгъан бир ибаре бар: «Эйилик яп да, дерьягъа быракъ, балыкъ бильмесе, Халикъ билир», - дегенлер. Бу ибаренинъ манасы, эйлигинъе къаршы эйлик беклеме демеге бара. Лякин бу ибаренинъ манасыны бозып, базы адамларымыз онынъ сонъуна: «Бир кунь ола огюнъе чыкъар», деп къоялар да, дерьянынъ сувы онынъ эйлигини къайтарып кетирмегенине ачувланалар» [3, с. 21]. Как видим, стилю автобиографической публицистики Р. Муедина свойственна

повышенная и открытая эмоциональность. В ней анализируются конкретные действия, аргументировано освещаются национальные, социальные вопросы.

Выводы. В крымскотатарской литературе художественная автобиография - не новый жанр. Она представляет своеобразное развитие форм, издавна существовавших в восточной литературе. Автобиографическая проза начала XXI столетия более информативна, более содержательна. Обличительный пафос, соединённый с утверждением человечности, отзывчивости, сделал крымскотатарскую автобиографическую прозу в лучших её проявлениях выразительницей общественного сознания рассматриваемого периода.

Seferova Esma Enverovna.

Genre of Artistic Autobiography in Crimean Tatar Literature

Summary. The article discusses the specifics of the genre of autobiographical journalism. The main attention in the work is focused on the journalism of Sh. Alyadin, R. Muedin, which are of literary interest from the point of view of special techniques of reflection surrounding reality and the search for a positive hero. By studying the thematic palette of journalism, attention is focused on the national and international in the autobiographical genre.

Keywords: stylistic dominant, memoirs, monologue, rhetorical questions, syntactic turns.

Литература

1. Алядин Ш. Чорачыкълар / Ш. Алядин // Йылдыз. - 1984. - №1. - С. 43-50.

2. Гинзбург Л. О психологической прозе / Л. Гинзбург. - Л., 1977. - С. 12-15.

3. Ибрагимова X. Биографический жанр в английской литературе XX века / X. Ибрагимова // Учёные записки ТНУ имени В.И. Вернадского. - 2013. - Т. 26 (65). - № 1. - Ч.1. Филология. Социальные коммуникации - С. 130-135.

4. Муедин Р. Языкълар олсун / Р. Муедин // Йылдыз. - 1983. - № 4. - С. 93-95.

5. Муедин Р. Къатмер къадерлер. Топлама эсерлер / Р. Муедин. - Симферополь. - Къырымдевокъувпед-нешир - 2000. - 192 с.

6. Сабирова Р. Национальное и интернациональное в автобиографическом жанре / Р. Сабирова. - Ташкент. - Издательство «ФАН» Узбекской ССР. - 1984. - С.187-190.

7. Твардовский А. Послесловие к «Запискам крайкома Е. Марьянова» / А. Твардовский // Новый мир. -1966. - № 12. - С. 60-68.

8. Ульрих Л. Взгляд на самого себя / Л. Ульрих // Звезда Востока. - 1997. - № 10. - С. 127-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.