Научная статья на тему 'Зерновой рынок системообразующее звено продовольственного рынка России'

Зерновой рынок системообразующее звено продовольственного рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЗЕРНА / РОЛЬ ЗЕРНОВОГО РЫНКА / УНИКАЛЬНОСТЬ ЗЕРНОВОГО РЫНКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СТАДИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРНОГО ЗЕРНА / СТРУКТУРА РЫНКА ЗЕРНА / ЦЕНОВЫЕ КОЛЕБАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Татьяна Николаевна, Петрушина Ольга Вячеславовна, Золотарева Алена Алексеевна

Дано определение рынка зерна, рассмотрены структура и основные принципы его функционирования. Отражены основные проблемы и перспективы развития зернового рынка в стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьева Татьяна Николаевна, Петрушина Ольга Вячеславовна, Золотарева Алена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зерновой рынок системообразующее звено продовольственного рынка России»

ЗЕРНОВОЙ РЫНОК - СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ

Т.Н. Соловьев», О.В. Петрушина, А.А. Золотарева

Аннотация. Дано определение рынка черна, рассмотрены структура и основные принципы его функционирования. Отражены основные проблемы и перспективы ра звития зернового рынка в стране.

Ключевые слова: рынок терна, роль тернового рынка; уникальность тернового рынка; продовольственный рынок; стадии продвижения товарного зерна; структура рынка зерна; ценовые колебания.

Рынок зерна и хлебопродуктов занимает особое место в системе а гропродоволъствснных рынков. Уровень его развития оказывает существенное влияние на характер воспроизводственного процесса во всей национальной Экономикс, определяя, наряду с рынком нефти и нефтепродуктов, важнейшие межотраслевые пропор-

ции и макроэкономические показатели. Более того, по сути дела, рынок зерна и хлебопродуктов выступает своеобразным мерилом качества экономических преобразований, проводимых в России.

Уровень и динамика цен на зерно и хлебопродукты во многом определяют конъюнктуру смежных агропро-довольственных рынков, являясь к тому же фактором, оказывающим весьма существенное влияние на социальную стабильность в обществе.

В экономической литературе традиционно отмечаются следующие основные причины особого положения зернового рынка в агропродовольствснной экономике:

1) хлеб - основной продукт питания россиян; за счет него удовлетворяется до 40% (по некоторым данным - до 75%) дневной потребности в энергии, а 90% населения употребляет хлеб ежедневно;

2) важнейшее стратегическое значение зерна как основы продовольственной безопасности страны;

3) определяющая для сельскохозяйственных организаций (доля прибыли от реализации зерна достигает 75% от ее общей суммы):

4) мулыипликативный эффект от развития зернового хозяйства в полтора-два раза превышает подобный эффект от всего сельского хозяйства в развитии экономики страны:

5) уникальные особенности зерна как товара: универсальность, способность к длительному хранению и транспортировке, качественная однородность, делимость, взаимозаменяемость, обеспечивающие ему ёмкий рынок сбыта и приоритет при формировании региональных продовольственных фондов:

6) фуражное зерно служит основой концентрированных кормов в животноводстве; зерновой рынок является особо притягательным сектором для транснациональных корпораций.

Исходя из вышеуказанного, можно заключить следующее: во-первых, зерновой рынок, в силу своей специфики, является системообразующим для агропродо-вольственного рынка в целом; во-вторых, он, может служить «эталоном для отработки и совершенствования рыночных отношений в других отраслях АПК и отдельных проду ктовых рынках страны» [1- С. 46-471,

Говоря о роли и значении зернового рынка, следует подчеркнуть и такой, на наш взгляд, важный момент: никоим образом не претендуя на роль всеобщего эквивалента. зерно с успехом может выступать в качестве мерила стоимости. В современной истории России неоднократно возникали ситуации, при которых «хлеб представлял собой лучшее мерило», чем деньги, нефть и прочие товары. Подтверждение тому: реакция рынка на девальвацию рубля в 1998 г, когда, по сути дела, зерно превратилось в одну из немногих твёрдых «валют», и поэтому значительная часть урожая ушла в теневой оборот. При этом отмечалась активизация экспортных операций. Недалек в памяти и мировой экономический кризис 2008 года, и его последствия, которые в совокупности с природными факторами вылились в крайне тяжелу ю ситу ацию лета 2010 года, когда Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2010 г. N 599 «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации» был введен эмбарго - запрет вывоза с территории РФ пшеницы и мсслина. ячменя, ржи. кукурузы, муки пшеничной и пшенично-ржаной. Необходимость этой меры вызвана стратегическими на тот момент времени задачами - не допу стить роста внутренних цен в РФ. сохранить поголовье скота и сфор-шфовать резервы будущего года. Первой реакцией на это решение был резкий взлет мировых цен. Сразу же после объявления о запрете стоимость фьючерсных контрактов на поставку пшеницы в декабре на торгах Чикагской товарной биржи подскочила до максимального за два года уровня. Страна столкнулась с серьезными проблемами, решение которых иным способом было невозможно.

До сих пор справедливо, по нашему мнению, и утверждение относительно степени сохранения стоимости в течение длительного времени. Достаточно отметить. что в течение 13 лет реформ - с 1991 по 2003 гг. -цены на хлеб в Центрально - Чернозёмном экономическом районе возросли (с учетом деноминации) до 12 раз (в частности, в Курской области в 9,1 раза [2. с.56]), тогда как уровень потребления хлеба на душу населения колебался весьма незначительно.

Так что же такое зерновой рынок?

Имеющиеся определения зернового рынка можно условно разделить на две гру ппы. Исследователи, рассматривающие его с позиций системы хлебопродуктов, понимают зерновой рынок, прежде всего, как совокуп-

ность отношений обмена, посредством которых регулируются хозяйственные связи между контрагентами (Стрелков Е.В. [3]. Л И. Кочетков [4]. А Д. Куделя [5]). Экономисты-аграрники, отстаивающие экономические интересы сельского хозяйства, считают, что не стоит сводить понятие зернового рынка как экономической категории лишь к сфере обращения, которая при всей своей важности является всего лишь одной из стадий воспроизводства. Мы разделяем точку зрения о том, что рынок зерна «представляет собой такой тип функционирования зернового хозяйства», который с помощью и посредством товарно-денежных отношений регулирует производство, распределение, обмен и потребление зерна, т е. процесс воспроизводства, а также формирует «гибкие связи между всеми субъектами зернового рынка». Представляет интерес и определение, данное Е.В. Стрелковым: «Под зерновым рынком следует понимать систему экономических отношений между производителями зерна и его покупателям и-псрсработчиками (первичный рынок) и производителями и потребителями продуктов его переработки (вторичный рынок)» [3.- С. 17]. Экономические отношения на рынке зерна и на рынке зерно(хлебо-)проду ктов действительно имеют свои особенности, определяемые в первуто очередь степенью конкурентности этих рынков. Более того, сам рынок зерна неоднороден, являясь наиболее конкурентным на этапе первичного распределения.

С нашей точки зрения, целесообразно выделять в настоящее время три стадии продвижения товарного зерна. На первой происходит реализация проду кции сельхозтоваропроизводителями первичным скупщикам - региональным заготовителям, организациям других отраслей, мелким частным посредникам, населению. На вторичном рынке формируются крупные товарные партии зерна для поставки на экспорт и для переработки. В настоящее время в России действуют свыше 600 компаний, занимающихся закупками и реализацией зерна. Практически все компании являются вертикально и горизонтально интегрированными структурами, осуществляющими крупные проекты в области сельскохозяйственного производства. Следу ет отметить, что в результате постоянных слияний и поглощений расстановка сил в зерновом бизнесе быстро меняется. На третьей стадии осуществляются продажа зерновых ресурсов конечным производственным потребителям и исполнение экспортных контрактов.

Не подлежит сомнению, что современный российский зерновой рынок в наименьшей степени монополизирован на первой стадии, в наибольшей - на третьей, завершающей.

По фу нкциональному7 назначению зерновой рынок принято делить на рынки продовольственного, семенного, фуражного зерна и зерна, используемого для производства комбикормов и спирта.

Рассматриваемый нами рынок хлебопроду ктов адекватен зерновом} в части продовольственной составляющей, но включает в себя, кроме того, экономические отношения по повод} воспроизводства зерно(хлебо-)продутегов (мужи, крупы) и конечной продукции (хлебобулочных и макаронных изделий). Следу ет подчеркнуть, что количество участников регионального рынка, а тем более, возникающих между ними хозяйственных и экономических связей достаточно велико. что позволяет характеризовать его как сложную эконо-мическую систему. Однако многочисленность элементов и связей между ними является только необходимым признаком системности. Для того, чтобы эта совокупность могла считаться сложной системой, он должна обладать целостностью. делимостью, обособленностью, структурированностью.

Целостность. Состоит в том. что субъекты рынка, будучи объединены в систему, придают ей качества, которые отсутствуют у каждого системообразующего элемента в отдельности (так называемый синсргстичс-

ский эффект), Это означает, что, с одной стороны, рынок зерна как сфера обмена имеет специфические свойства, отличные от свойств зернопроизводящих и торгово-закупочных предприятий, а с другой стороны, предприятия. становясь участниками рынка, получая доступ к коммерческой информации и пользуясь возможностями соытовой инфраструкту ры, приобретают новые возможности и качества. Мировой опыт свидетельствует, что одним из характерных признаков развитого рынка является организационное объединение производителей, посредников и покупателей. По мнению многих аналитиков, а мы поддерживаем их точку зрения, важнейшим фактором, превращающим региональный рынок зерна в организованную экономическую систему, должна быть развитая сеть предприятий рыночной инфраструктуры: товарные биржи, крупные предприятия оптовой торговли, страховые компании, информационные системы, маркетинговые фирмы, рекламные агентства и др. Таким образом, организованный региональный рынок зерна еще только находится в стадии формирования, поскольку, например, в Курской области подобная инфраструктура отсу тствует. Кроме того, слабы и неустойчивы как вйу трире гаей гальные связи между участниками рынка. так и межрегиональные с другими рынками.

Делимость, Это свойство заключается в том, что в составе регионального рынка зерна могут быть выделены отдельные части: составляющие, подсистемы, элементы. Его составляющими являются, например, сферы производства и сбыта. Подсистема представляет сооой совокупность взаимосвязанных элементов, выделенных как часть системы по организационному, функциональному или какому-либо другому признаку. В качестве таковых могу т рассматриваться, например, система элсваторно - складского хранения зерна, потребительская кооперация, оптовая и розничная торговля и т.д. Каждая из частей, в свою очередь, может быть отдельной большой системой. Так. любое зернопроизводящее предприятие, являясь у частником рынка, его элементом, в то же время представляет сооой сложну ю хозяйственно-экономическую систему, состоящую из отделений, участников, бригад, звеньев и т.д.

Обособленность. Свойство предполагает рассмотрение системы как отдельного целого. Разумеется, что обособленность является относительной й при более глубоком анализе региональный рынок зерна должен рассматриваться как часть единого зернового рынка страны и регионального агропродовольственного рынка. На него оказывают влияние факторы внешней среды (природные, экономические. социально-

демографические). состояние агропродовольственной экономики, межрегиональные связи.

Структурированность Позволяет получить схему вертикальных и горизонтальных связей между системообразующими элементами. Для таких сложных организационных образований, как рынок зерна, его структуру необходимо рассматривать с различных позиций. В современной практике принято выделять видовой, отраслевой, технологический и территориальный признаки классификации зерновых рынков. С этих позиций видовая структура регионального рынка связана с потребительскими свойствами отдельных видов зерна. С учётом объёмов товарного производства зерновых культу р в регионе можно выделить рынки пшеницы, ржи, ячменя и др. Вид отраслевой структу ры определяется направлениями использования зерна, удовлетворением потребностей перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства: рынки продовольственного, фуражного, семенного зерна. Технологическая структура определяет картину хозяйственных связей между элементами рынка, возникающих в процессе продвижения зерна по продуктовой цепочке от поля до конечного потребителя, включая продукты его переработки. По территориальному признаку в составе регионального рыка можно выделить районные и межрайонные рынки. В свою очередь, сам региональный рынок должен рассматриваться как составная часть национального. мсжгосулапственного и мипового пынка зепна.

К сожалению, следует признать, что «не удаётся найти ни одного свидетельства в поддержку мнения о том, что представляет собой эффективный внутренний зерновой рынок, создаваемый частными предприятиями,,.. доминируют региональные и местные власти» [6.-С. 244J. Таким образом, зерновой рынок России имеет ярко выраженную региональную стру кту ру,

Не будем забывать, что главной целью функционирования регионального рынка зерна и хлебопроду ктов является наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса населения по количеству, качеству и ассортименту зерновой продукции. Исходя из этого, важнейшим субъектом данного рынка является именно население. Как известно, средний россиянин потребляет хлеба в 1,5 раза больше, чем в странах Евросоюза и США - около 340 г в день при рекомендуемой норме 280 г. Следует отметить, что в Центральночерноземных областях традиционно у ровень потребления хлеба и хлебопродуктов выше, чем в среднем по стране, что. впрочем, характерно для всех основных зернопроизводящих регионов. В то же время это косвенно свидетельствует о недостаточно высоком уровне жизни. Исходя из соображений продовольственной безопасности, ученые-аграрии и мы вместе с ними считаем оптимальным иметь среднегодовой валовой сбор зерна на уровне 800-830 кг на ду шу населения.

Следу ет отметить, что резкие ценовые колебания на зерновом рынке, как правило, совпадают по времени с изменением социально-экономической ситуации, причём 'зачастую довольно сложно определить, что является фактором, а что -результатом. Более того, они являлись и являются его характерной особенностью в силу того, что наш рынок и оомсн между сельским хозяйством и промышленностью недостаточно организованы в части хлеооторгового оборота и соответствующего аппарата (кредит, элеваторы, биржи)

В этих условиях, по нашему мнению, формирование единого российского рынка зерна возможно лишь на основе становления и развития региональных рынков по общим для всех «правилам игры».

Список использованных источников

1 Алтухов. A.l-Г Зерно России/ A.l-Г Алтухов. А.С. Васютин. - М.: «ЭКОНДС - К», 2002. - 432 с.

2 Солопов, В.А. Развитие регионального рынка зерна и хлебопродуктов: науч. издание/ В.А. Солопов. - Мичуринск-наукоград: Изд-во Мичурин, гос. агр. ун-та, 2006. - 315с.

3 Сфслков, Е.В. Взаимоотношения хлебоприёмных предприятий с товаропроизводителями зерна / Е.В. Стрелков // Достижения науки и техники АПК. - 1998. - №4.

4 Трисвятский, JI.A. Стабильность зернового рынка и экономические циклы/ Трисвятский Л.А., Стрелков Е.В.. Кочетков JI.1I. // Хлебопродукты,- 1997. - № 11. - С. 4-6.

5 Куделя. А. Д. Концепция становления рынка черна в России/ А.Д. Куделя. - М.: Гуманитарный центр Монолит. 1997.-112с.

6 Копсидис, М. Эффект дезинтеграции: региональный рынок зерна в России (1992-1995 it.) // В кн.: Алропродоволь-ственный сектор России: на п\лп к рынку: пер. с англ. / М. Копсидис //Под ред. П. Верхайма. Е. Серовой. К. Фройберга, 11. фон Брауна. - М.: 1-01111, 2001. - 560 с.

7 Логинов. В.Г. Анализ развития зернового рынка/ В.Г. Логинов // Зерновое хозяйство. - 2002. - № 5. - С. 2-5.

8 CipciKOB, Е.В. Теорешчсские и нракшческие основы функционирования зернового рынка в России (состояние, проблемы и тенденции развишя). Дисс. в виде шучн. докл. на соиск. уч. слеп д-ра эк. наук. /Е.В. Стрелков.-М: М131-11Д1,1998. - 101 с.

Информация об авторах

Соловьева Татьяна Ннколаеипа. кандидат экономических наук, первый проректор, профессор кафедры финансы и кредит ФГОУ ВПО «Курская ЕСХАч, тел. (4712)53-14-80.

Петрушина Ольга Вячеславовна, соискатель ФГОУ ВПО «Курская ГСХА». e-mail: Dctaotavandcx.ru.

Золотарева Алена Алексеевна, аспирант ФГОУ ВПО «Курская ГСХА». тел. (4712)53-14-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.