Научная статья на тему 'Зерновой рынок Евразийского экономического союза: проблемы и основные пути их решения'

Зерновой рынок Евразийского экономического союза: проблемы и основные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1116
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕРНОВОЙ РЫНОК / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНЫ ЕАЭС / ЗЕРНОВАЯ ТОРГОВЛЯ / КАЧЕСТВО ЗЕРНА / ЭКСПОРТ ЗЕРНА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ И МИРОВОЙ ЗЕРНОВОЙ РЫНКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алтухов А.И.

Зерновой рынок Евразийского экономического союза как развитая крупная региональная организационно-экономическая система функционирует преимущественно методом проб и ошибок, представляя собой в основном простую куплю-продажу зерна. Чтобы полнее учесть роль и место каждого государства-члена ЕАЭС в формировании развитого общего зернового рынка целесообразно разработать его долгосрочную программу, а также общую государственную стратегию развития экспорта зерна. Для этого предстоит: полнее задействовать внутренние факторы развития зернового экспорта; рационализировать структуру вывозимого зерна, частично переориентировав экспорт с зерна на вывоз муки, готовых хлебопродуктов и продуктов глубокой переработки зерна; совершенствовать существующие отечественные стандарты на зерно и продукты его переработки в государствах-членах ЕАЭС в направлении их гармонизации со стандартами основных стран-экспортеров зерна; создать эффективные логистические центры как организационной структуры рационального управления использования транспортных средств, ускорения продвижения товарных потоков зерна и продуктов его переработки; повышать конкурентоспособность прежде всего российского и казахстанского зерна на мировом рынке, полнее использовать его конкурентные преимущества; совершенствовать территориальную структуру зернового производства Союза, ускорить процесс создания специализированных зон по отдельным видам зерна; активизировать взаимодействие России с Казахстаном, а также с государствами на экономическом пространстве СНГ; существенно улучшить статистический учет зерна и продуктов его переработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зерновой рынок Евразийского экономического союза: проблемы и основные пути их решения»

УДК 339.13:633.1 (1-67 ЕАЭС)

ЗЕРНОВОЙ РЫНОК ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

АЛТУХОВ А.И.,

академик РАН, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом территориально-отраслевого разделения труда в АПК Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»; е-mail: prognos@mail.ru, тел.: 8(499) 195-60-32.

Реферат. Зерновой рынок Евразийского экономического союза как развитая крупная региональная организационно-экономическая система функционирует преимущественно методом проб и ошибок, представляя собой в основном простую куплю-продажу зерна. Чтобы полнее учесть роль и место каждого государства-члена ЕАЭС в формировании развитого общего зернового рынка целесообразно разработать его долгосрочную программу, а также общую государственную стратегию развития экспорта зерна. Для этого предстоит: полнее задействовать внутренние факторы развития зернового экспорта; рационализировать структуру вывозимого зерна, частично переориентировав экспорт с зерна на вывоз муки, готовых хлебопродуктов и продуктов глубокой переработки зерна; совершенствовать существующие отечественные стандарты на зерно и продукты его переработки в государствах-членах ЕАЭС в направлении их гармонизации со стандартами основных стран-экспортеров зерна; создать эффективные логистические центры как организационной структуры рационального управления использования транспортных средств, ускорения продвижения товарных потоков зерна и продуктов его переработки; повышать конкурентоспособность прежде всего российского и казахстанского зерна на мировом рынке, полнее использовать его конкурентные преимущества; совершенствовать территориальную структуру зернового производства Союза, ускорить процесс создания специализированных зон по отдельным видам зерна; активизировать взаимодействие России с Казахстаном, а также с государствами на экономическом пространстве СНГ; существенно улучшить статистический учет зерна и продуктов его переработки.

Ключевые слова: зерновой рынок, Евразийский экономический союз, государства-члены ЕАЭС, зерновая торговля, качество зерна, экспорт зерна, национальный и мировой зерновой рынки, экономические интересы, конкурентоспособность, инфраструктура.

GRAIN MARKET OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION: PROBLEMS AND THE MAIN WAYS OF THEIR SOLUTIONS

ALTUKHOV A.I.

academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Head. of Department

of the territorial-sectoral division of labor in the agro-industrial complex of the All-Russian Scientific Research Institute

of Agricultural Economics; е-mail: prognos@mail.ru.

Essay. The grain market of the Eurasian Economic Union as a developed large regional organizational and economic system functions primarily by trial and error, representing basically a simple grain purchase and sale. In order to fully take into account the role and place of each member state of the Eurasian Economic Union in the development of a developed common grain market, it is advisable to develop its long-term program, as well as a general state strategy for the development of grain exports. For this, it is necessary: to fully exploit the internal factors of the development of grain exports; rationalize the structure of exported grain, partially reorienting exports with grain for export of flour, ready-baked bread products and products of deep grain processing; to improve existing domestic standards for grain and products of its processing in the member states of the Eurasian Economic Union in the direction of their harmonization with the standards of the main grain-exporting countries; to create effective logistics centers as an organizational structure for the rational management of the use of vehicles, acceleration the movement of commodity flows of grain and products of its processing; to increase the competitiveness of first of all Russian and Kazakh grain in the world market, to make fuller use of its competitive advantages; to improve the territorial structure of grain production of the Union, accelerate the process of creating specialized zones for certain types of grain; to intensify the interaction of Russia with Kazakhstan, as well as with the states in the economic space of the CIS; significantly improve the statistical accounting of grain and products of its processing.

Keywords: grain market, the Eurasian Economic Union, the member states of the Eurasian Economic Union, grain trade, grain quality, grain exports, national and world grain markets, economic interests, competitiveness, infrastructure.

Введение. Зерновой рынок как развитая крупная региональная организационно-экономическая система пока не сформировался на экономическом пространстве Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), функционируя преимущественно методом проб и ошибок, существуя в виде зоны свободной торговли, во многом копируя и воспроизводя все ее недостатки и представляя собой в основном простую куплю-продажу зерна. Однако зерновая торговля в рамках Союза и с третьими странами могла быть более эффективной, если бы реально координировалась совместными усилиями государств-членов ЕАЭС, а принятые в его рамках взаимные обязательства

выполнялись и не отягощались слабо прогнозируемыми и координируемыми совместными действиями.

Отсутствие полноценной программы развития зернового рынка Евразийского экономического союза не позволяет своевременно реализовать на практике комплексную систему совместных законодательных, экономических и организационных мер по его эффективному функционированию. Это негативно отражается на развитии зернового хозяйства и зернового рынка прежде всего России и Казахстана, на долю которых приходится свыше 91% общего объема производства зерна государств-членов ЕАЭС и почти весь их зерновой экспорт. Именно эти две страны

фактически полностью определяют состояние и возможности развития внутренней зерновой торговли Союза и объемы поставок зерна, в основном пшеницы и ячменя, на мировой рынок.

Результаты исследований. Общей тенденцией, характерной для производства зерна почти всего Евразийского экономического союза, явилось изменение структуры посевов зерновых за счет увеличения удельного веса продовольственных культур, главным образом пшеницы, на долю которой пришелся основной прирост посевных площадей зерновых культур и их валового сбора в государствах-членах ЕАЭС, существенно расширивших зерновой клин. Одной из основных причин такой ситуации стало повсеместное изменение структуры питания населения вследствие резкого снижения потребления продуктов животного происхождения из-за низкой его платежеспособности. Это, в свою очередь, повлекло за собой сокращение поголовья скота и птицы, вызвавшее уменьшение спроса на фуражное зерно прежде всего в таких крупных его производителях как Россия и Казахстан.

Многие из имеющихся проблем, которые характерны для развития зернового рынка Евразийского экономического союза, имеют место и в зерновой торговле между его странами, а также в экспортно-импортных

операциях с зерном и продуктами его переработки. Из пяти государств-членов ЕАЭС лишь Армения и Кыргызстан постоянно нуждаются во внешних поставках зерна в основном из-за ограниченности внутренних ресурсов для наращивания его собственного производства. Только Казахстан и Россия, традиционно имея сравнительно высокую землеобеспеченность, располагают излишками зерна для взаимной торговли и поставки его на экспорт, в совокупности достигающими почти 35 млн. т, но как минимум половину объема которых контролируют транснациональные корпорации (таблица 1). Беларусь полностью удовлетворяет свои потребности в зерне за счет отечественного производства, но вынуждена завозить отдельные его виды в порядке ассортиментного обмена.

Вместе с тем в России основной объем торговли зерном приходился на страны дальнего зарубежья, а не на СНГ, даже несмотря на то, что экспортные цены на зерно при его продаже часто были более высокими по сравнению с их уровнем при поставке зерна в страны дальнего зарубежья. У Казахстана, напротив, основной объем экспорта зерна приходился на СНГ. Объем экспорта российского зерна по отдельным его видам в государства-члены Евразийского экономического союза незначителен (таблица 2).

Таблица 1 - Самообеспеченность зерном, его экспорт и импорт в государствах-членах Евразийского экономического союза

Наименование показателя Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия

2014 г.

Самообеспеченность зерном, % 62,5 113,4 137,8 63,2 153,7

Экспорт зерна, тыс. т 0,2 1,2 5426,0 56,0 30095,9

Импорт зерна, тыс. т 397,6 70,6 84,6 292,3 930,2

Удельный вес экспорта зерна в его производстве, % 0,1 0,01 29,8 3,9 28,9

Удельный вес импорта зерна в его потреблении, % 21,0 2,4 0,7 25,9 1,3

2015 г.

Самообеспеченность зерном, % н/д н/д 138,9 79,1 149,1

Экспорт зерна, тыс. т - 47,7 4402,3 72,7 30700,0

Импорт зерна, тыс. т 387,6 84,0 146,7 480,6 765

Удельный вес экспорта зерна в его производстве, % 0,5 23,6 3,9 29,0

Удельный вес импорта зерна в его потреблении, % н/д 1,1 1,1 20,6 1,1

Вид зерна Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Всего Доля в российском экспорте, %

2015 г.

Пшеница 227268 10 51382 - 278660 1,31

Рожь - 1 61 - 62 0,05

Ячмень 1014 - 27884 10 28908 0,55

Овес - - 140 112 252 1,50

Кукуруза 10675 2248 4817 327 18067 0,49

Всего 238957 2259 84284 449 325949 1,07

2016 г.

Пшеница 200509 4 27776 19 228308 0,90

Рожь - 1 70 - 71 0,02

Ячмень 1614 - 2216 4 3834 0,13

Овес 21 2 174 - 197 1,35

Кукуруза 641 5002 628 - 6271 0,12

Всего 202785 5009 30864 23 238681 0,71

Таблица 2 - Экспорт российского зерна в государства-члены Евразийского экономического союза

В тоннах

Таблица 3 - Экспорт российской пшеницы в отдельные страны

Страна 2015 г. 2016 г.

тыс. т % к экспорту всего зерна тыс. т % к экспорту всего зерна

Египет 4534 98,9 5824 98,8

Турция 3118 68,0 2648 75,0

Бангладеш 892 100,0 1860 97,2

Нигерия 866 98,6 1412 100,0

Азербайджан 1242 85,8 1141 93,4

Йемен 680 100,0 889 100,0

Судан - - 860 100,0

Иран 1523 66,5 740 39,3

Марокко - - 735 94,6

Южная Африка 927 100,0 703 100,0

Грузия 488 86,1 - -

Кения 476 100,0 - -

Всего по 10 странам 14746 85,1 16812 88,1

% к экспорту всей пшеницы 69,4 х 66,4 х

% к экспорту всего зерна 48,6 х 47,3 х

Россия - одна из немногих стран в мире, которая имеет возможность расширения площади зернового клина за счет вовлечения в сельскохозяйственный оборот ранее выбывших пахотных земель. Относительно быстро завоевав свою нишу на мировом зерновом рынке, Россия стала играть важную роль в мировой торговле зерном, являясь наиболее крупным его мировым поставщиком. По размеру зернового клина, объемам производства зерна и его мировой торговли она входит в пятерку крупнейших стран и имеет реальную возможность дальнейшего наращивания производства зерна и его экспортного потенциала.

Основу зернового российского экспорта составляет пшеница. Россия входит в тройку крупнейших мировых стран-экспортеров пшеницы, а в 2016 г. вышла на первое место, опередив США и Канаду. Она поставляет пшеницу в 87 государств. Особенно велика ее доля в экспортных поставках в Египет, Турцию, Азербайджан, Иран, Бангладеш и Нигерию (таблица 3). Крупномасштабный экспорт российской пшеницы в определенной степени стал одним из основных экономических инструментов внешней политики страны.

Однако располагая значительными генетическими ресурсами пшеницы и высокоплодородными черноземными почвами, позволяющими в большинстве российских регионов гарантированно получать зерно высокого качества, страна производит пшеницы первого и второго классов около 2 % от ее общего объема, а третьего класса - 19-22 %, что слишком «скромно» для крупной зерновой державы, претендующей и в будущем на одно из первых мест среди ведущих мировых стран-экспортеров пшеницы при их растущей конкуренции. Из-за хронического дефицита качественного зерна пшеницы мукомольно-крупяные предприятия страны вынуждены почти две трети своей продукции производить с отступлениями от государственного стандарта.

Причины многолетнего снижения качества российской пшеницы, как основной зерновой продовольственной культуры страны, разнообразны. Но они, как правило, в основном связаны с природными, технико-технологическими, экономическими и организационными факторами. При этом качество пшеницы выражает совокупный результат взаимодействия множества внутренних и внешних факторов и является своего рода обобщающим показателем эффективности и конкурен-

тоспособности возделывания тех или иных ее сортов разного целевого использования. В этой связи следует четко представлять, что производство высококачественной твердой, сильной и ценной пшеницы - проблема комплексная, требующая одновременного учета взаимодействия всей совокупности факторов.

Россия по производству пшеницы и особенно ее качественных сортов может на равных конкурировать с основными странами-экспортерами зерна этой культуры. Однако фактически конкурентоспособность российской пшеницы достигается, как правило, за счет использования ее естественных преимуществ, а также ценовой конкурентоспособностью, базирующейся на относительно низком уровне оплаты труда и недооцененной стоимости земли. Остальные две группы конкурентных преимуществ, связанных с использованием инновационных и инвестиционных факторов в наращивании производства высококачественной пшеницы, пока слабо задействованы, о чем свидетельствует высокий уровень производственных и логистических издержек и сравнительно низкая экспортная цена зерна этой культуры. Укрепление и расширение позиций российской пшеницы в мировой торговле во многом будет определяться не столько количеством экспортируемого зерна, сколько его качеством.

Экономическое стимулирование производства высококачественной пшеницы позволит не только наиболее полно обеспечить внутренние потребности, но и значительно расширить ее нишу на мировом рынке, что повысит имидж страны не только как мировой зерновой державы, но и как крупного экспортера высококачественной российской пшеницы. По многим позициям зернового экспорта Россия имеет определенные успехи, к которым следует отнести:

- резкое увеличение экспорта зерна за сравнительно короткий период. Если еще в 2000 г. Россия импортировала 4,7 млн т зерна и экспортировала лишь 1,4 млн. т, то в 2016 г. ее экспорт достиг 33,5 млн. т (таблица 4). Российское зерно экспортировалось в 99 стран;

- экспортно-ориентированную направленность развития зернового хозяйства страны, сложившуюся в основном из-за ограниченного внутреннего потребления зерна преимущественно на фуражные цели вследствие резкого сокращения поголовья скота и птицы. Доля экспорта зерна в его валовом сборе достигла 29,3 %, а стоимость зернового экспорта составила 5,6 млрд. долл.

Таблица 4 - Экспорт российского зерна в отдельные страны в 2016 г.

В тоннах

Страны Пшеница Рожь Ячмень Овес Кукуруза Всего

Египет 5823786 - 68810 - - 5892596

Турция 2648057 - 46259 - 838002 3532317

Бангладеш 1859836 - - - 52695 1912531

Иран 740346 - 438919 39 704541 1883846

Нигерия 1412521 - - - - 1412521

Саудовская Аравия - - 1391754 - - 1391754

Ливан 708224 - 113178 - 409028 1230433

Азербайджан 1140781 - 1945 46 79412 1222183

Республика Корея 130200 - - 1775 936357 1068333

Йемен 889216 - - - - 889216

Всего 15352967 - 2060865 1860 3020035 20435730

% к итогу 60,6 - 72,0 12,7 56,7 60,9

Итого 25326785 3278 2862501 14602 5324067 33531232

По объему зернового экспорта Россия стала третьим мировым экспортером после США и Европейского Союза;

- занятие российским зерном определенной ниши на мировом зерновом рынке. Прежде всего, это касается относительно дешевой пшеницы сравнительно невысокого качества, основными покупателями которой традиционно являются развивающиеся страны с преимущественно бедным населением;

- развитие отечественного зернового бизнеса, связанного прежде всего с экспортными поставками зерна, которые позволили снять его относительные излишки с внутреннего рынка, поддержать закупочные цены, создать дополнительные стимулы для инвестиций в зерновое хозяйство и инфраструктуру зернового рынка. Именно ему во многом обязана Россия сравнительно быстрому вхождению в тройку мировых лидеров по экспорту зерна. Особенно заметна в этом отношении роль Российского зернового союза, постоянно лоббирующего преимущественно экономические интересы крупных зерновых трейдеров, деятельность которого охватывает около 70 % оптовой торговли зерном и почти 90 % его экспорта;

- активизацию деятельности государства в решении многочисленных проблем развития зернового экспорта. Со стратегической точки зрения для государства экспорт зерна является более приоритетным по сравнению с крупномасштабным экспортом невосполняемых природных ресурсов и в первую очередь углеводородного сырья. Наращивание производства зерна и расширение зерновой торговли на мировом рынке выступают важнейшим геополитическим фактором для страны, повышения ее политического и экономического престижа в мире;

- концентрацию зерновой торговли вообще и экспортных поставок зерна в частности и неуклонное укрупнение зерновых трейдеров;

- четко выраженную экспортную ориентацию отдельных зернопроизводящих регионов страны. Ее товарные ресурсы зерна вообще и для экспорта в частности формируются преимущественно в 17-18 регионах, стабильно производящих свыше одной тонны зерна на душу населения. Перспективы развития зернового хозяйства в этих регионах напрямую связаны с экспортом зерна, что непосредственно отражается и на уровне ведения зернового хозяйства страны и функционирования ее зернового рынка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- возросшую привлекательность зернового хозяйства для инвестиций как к относительно перспективной и потенциально высокотехнологичной подотрасли сель-

ского хозяйства, создание дополнительных стимулов для расширения площади зернового клина за счет постепенного вовлечения в сельскохозяйственный оборот части заброшенной пашни, значительную долю которой следует использовать в первую очередь для увеличения экспортных ресурсов зерна.

Достижению успехов России в мировой торговле зерном также способствовали следующие основные факторы для наращивания его экспортных поставок:

- высокая землеобеспеченность страны, которая более чем втрое превышает среднемировой уровень, а также сравнительно благоприятные почвенно-климатические условия основных зернопроизводящих регионов степной и сухостепной зон, позволяющих получать относительно высокобелковую пшеницу как основную экспортную культуру страны;

- неуклонное сокращение в мире земли, занятой под посевами зерновых культур, которые за последние полвека в расчете на 100 человек уменьшились почти вдвое и в 2050 г. могут составить лишь 8 га;

- постоянная востребованность российского зерна сравнительно дешевого и невысокого качества на мировом рынке, прежде всего, в силу территориальной близости к относительно емким рынкам его сбыта -странам с многомиллионным населением Центральной Азии, Северной Африки, Среднего и Ближнего Востока, где и в перспективе возможен ускоренный рост численности населения, а, следовательно, и повышение спроса на продовольственное и особенно на фуражное зерно для производства животноводческой продукции;

- относительная дешевизна российского зерна. Расширение своей ниши на мировом рынке экспортеры российского зерна добиваются преимущественно за счет продажи по демпинговым ценам продовольственного зерна и в первую очередь пшеницы, на долю которой приходится около 80 % объема экспорта. На мировом зерновом рынке отечественное зерно обладает в основном естественными преимуществами, связанными с высокой землеобеспеченностью и реальной возможностью расширения зернового клина за счет дополнительного вовлечения в сельскохозяйственный оборот ранее заброшенных пахотнопригодных земель, и экономическими - благодаря использованию относительно дешевой рабочей силы и еще недооцененной стоимости земли в стране;

- сравнительно благоприятная конъюнктура мирового зернового рынка. К тому же прогнозируемая конъюнктура мирового зернового рынка вполне благоприятна для наращивания экспортного потенциала отечественного зернового хозяйства, поскольку в перспек-

тиве ежегодное потребление зерна в мире будет возрастать на 1,6-3,0 % за счет роста населения, повышения благосостояния многомиллионных стран, развития индустрии возобновляемых источников энергии. Такая ситуация требует, чтобы в отсутствии заметных подвижек в расширении внутреннего потребления зерна его экспорт стал приоритетным направлением развития отечественного зернового хозяйства, сравнительно мощным стимулом повышения конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке;

- сокращение мировых переходящих запасов зерна.

В перспективе в России спрос на зерно и продукты его переработки будет расти преимущественно благодаря увеличению их экспортных поставок, наращиванию производства комбикормов и развитию глубокой переработки зерна. При этом экспорт зерна в объеме не менее 40 млн т должен стать основным драйвером наращивания его производства в стране.

Казахстан при сокращении посевов пшеницы на 2,3 млн. га, но при задействовании ресурсосберегающих технологий, сохранит экспортные позиции на внешнем рынке. В 2020 г. экспорт зерна составит 5,3 млн. т и пшеничной муки - 2,5 млн т. При этом поставки пшеницы на рынок Евразийского экономического союза планируется в объеме 0,5 млн т и пшеничной муки - 0,5 млн т. В перспективе республика останется основным поставщиком пшеницы в страны Центральной Азии, сохранится ее экспорт в Афганистан и Иран. В Турцию экспортные поставки казахстанской пшеницы, наоборот, сократятся, поскольку российская пшеница имеет более конкурентные преимущества как по объемам поставок, так и по цене. Одновременно Казахстан осваивает рынок КНР, куда в 2016 г. было экспортировано 281 тыс. т пшеницы, а также расширяет торговлю пшеницей с Кыргызстаном, где ее поставки достигли 244 тыс. т. Однако в перспективе экспорт казахстанской пшеничной муки в Узбекистан и Таджикистан уменьшится из-за несложной технологии переработки пшеницы в муку в этих странах. Поэтому потенциальными рынками сбыта казахстанской муки, с учетом ее экспортных возможностей и конкурентоспособности, могут стать ОАЭ, Иран, Ирак, Ливия, Китай, Монголия и Индия.

Устойчивость и эффективность развития зерновой торговли внутри Евразийского экономического союза и национальных зерновых рынков, а также формирование развитого общего зернового рынка и наращивание экспортных ресурсов зерна в основном будут определяться количеством, качеством и видовым ассортиментом производимого зерна, наличием его товарных ресурсов в каждой из стран Союза, уровнем цен на зерно, а также платежеспособным спросом населения и возможностью его удовлетворения за счет собственного производства, влиянием государства на рыночные процессы в производстве и реализации зерна, конъюнктуры мирового зернового рынка и ряда других факторов внутреннего и внешнего характера. Одни их них способствуют интеграции национальных зерновых рынков в общий зерновой рынок, а другие, наоборот, усиливают стремление отдельных государств на разобщенность и деинтегра-цию в торговле зерном.

Однако объективная потребность в развитии интеграционных процессов в торговле зерном, относительно большая потенциальная емкость общего зернового рынка государств-членов ЕАЭС по отдельным видам зерна, наличие единой транспортной системы, географическая близость, сложившиеся в недалеком прошлом

крупные специализированные зоны производства по отдельным видам зерна, а также сравнительно одинаковые требования, предъявляемые к качеству зерна и продуктов его переработки, и потребительские предпочтения населения обусловливают необходимость развития на качественно новой экономической основе межгосударственной торговли в рамках единого территориального и экономического пространства.

Уровень развития зерновой торговли между странами Евразийского экономического союза зависит от того, на каком уровне развития находится национальный зерновой рынок, насколько совпадают экономические и другие интересы страны, как выполняются ранее принятые межгосударственные и двусторонние соглашения по торговле зерном и продуктами его переработки, насколько рациональна внешняя политика в отношении третьих стран, особенно Украины, являющейся после России вторым государством на экономическом пространстве СНГ по объемам производства и экспорта зерна. Наибольший эффект возможен в том случае, если каждая страна Союза будет ориентироваться на увеличение производства и вывоз тех видов зерна, традиционно наиболее эффективных и конкурентоспособных в местных условиях, и ввоз дефицитных видов зерна, потребность в которых то или иное государство-член ЕАЭС в силу ряда внутренних и внешних объективных причин не может полностью удовлетворить за счет наращивания отечественного производства.

Чтобы полнее учесть роль и место каждого государства-члена Евразийского экономического союза в территориальном разделении труда в зерновом производстве, формировании развитого общего зернового рынка и устранении неоправданных барьеров во взаимной торговле зерном и его экспорта, необходимо:

- разработать стратегию развития агропромышленного производства и общую схему его территориально-отраслевого разделения труда. На их основе предстоит обосновать единую схему территориального разделения труда в зерновом производстве, максимально учитывающую природно-экономические особенности каждой из стран Союза, позитивные и негативные факторы, определяющие совместные возможности развития зернового хозяйства и рынка зерна. В первую очередь они связаны с определенной взаимодополняемостью имеющегося природно-производственного потенциала, его рациональным использованием в интересах каждого государства и одновременно всего ЕАЭС, сохранившейся единой транспортной инфраструктурой как своеобразного моста между Европой и Азией. Предстоит также создать общую товаропроводящую систему для беспрепятственного продвижения зерна и продуктов его переработки на внутренние и внешние рынки, имея в виду снижение совокупных издержек за счет формирования и развития Евразийской товаропроводящей системы;

- целесообразно разработать долгосрочную программу развития общего зернового рынка Евразийского экономического союза, в которой необходимо выделить приоритетные виды зерна и основные совместные мероприятия при их производстве и сбыте, наднационального регулирования зернового рынка, а также предусмотреть создание крупномасштабных специализированных зон производства отдельных видов зерна, межрегиональных и межгосударственных зерновых кластеров, использование совместных инновационно -инвестиционных проектов;

- сформировать эффективные межгосударственные экономические механизмы стимулирования развития зернового производства в целях увеличения внутреннего потребления и создания экспортного потенциала зерна и продуктов его переработки, для чего предстоит определиться, как должна действовать согласованная система разработки и реализации индикативных долгосрочных балансов по основным видам зерна и продуктам его переработки путем использования единой базы данных и единой методологии их разработки. Кроме того, необходимо унифицировать стандарты на зерно и продукты его переработки, а также методы контроля за их качеством;

- организовать зерновую торговлю между государствами-членами ЕАЭС через единую уполномоченную аграрную биржу, придав ей статус межгосударственной, что сделает торговлю зерном более прозрачной и стабильной на всем экономическом пространстве Союза, позволит сократить его теневой оборот, упорядочить ценообразование на отдельные виды зерна и продукты их переработки;

- существенно улучшить информационное обеспечение всех государств-членов общего зернового рынка ЕАЭС. Оно должно осуществляться в рамках единой информационной системы его общего агропродоволь-ственного рынка на основе создания полноценной интегрированной информационной подсистемы «Общий зерновой рынок».

Масштабность, интенсивность и стабильность зерновой торговли в рамках Евразийского экономического союза и за его пределами, а также скоординированное взаимодействие государств-членов ЕАЭС на мировом зерновом рынке определяются не только наличием у каждого из них, особенно у России и Казахстана, множества внутренних и внешних причин, сдерживающих развитие национальных зерновых рынков, но и возможностью использования тех объективных преимуществ, которые можно реализовать, если более четко скоординировать свои совместные действия. При этом одни из них способствуют интеграции национальных зерновых рынков в общий зерновой рынок Союза, а другие, наоборот, усиливают стремление отдельных стран на разобщенность и деинтеграцию в торговле зерном. В первую очередь это касается России и Казахстана, как самых крупных производителей и одновременно потребителей во взаимной торговле зерном и продуктами его переработки в рамках Союза, так и в их экспорте.

Объем и эффективность зерновой торговли как между государствами -членами ЕАЭС, так и их совместного экспорта зерна в основном будут определяться уровнем производства зерна и наличием его товарных ресурсов для межгосударственного обмена и экспортных поставок в каждой стране Союза, а также возможностями увеличения внутренних потребностей в зерне прежде всего для наращивания производства животноводческой продукции с целью ликвидации импортной зависимости по мясным и молочным продуктам. При этом только рациональное сочетание экономического либерализма в зерновой торговле с практикой допустимого протекционизма в отношении производителей и поставщиков товарного зерна на внутренние и внешние рынки при скоординированных действиях в купле-продаже зерна и продуктов его переработки обеспечат экономические интересы как отдельных хозяйствующих субъектов, так и национальные интересы каждого государства-члена ЕАЭС, что будет способствовать

эффективному функционированию зернового рынка Союза и каждой его страны в отдельности.

Учитывая сложившуюся социально-экономическую ситуацию в государствах-членах ЕАЭС и в первую очередь в России и Казахстане, а также возможные выгоды и недостатки при координации зерновой торговли, можно предположить, что эта деятельность будет происходить поэтапно, по мере совершенствования организационно-экономического механизма, при совместной разработке и осуществлении ряда национальных и наднациональных целевых зерновых программ и инвестиционных проектов, выработке согласованной экспортно-импортной политики, отражающей и учитывающей как национальные интересы каждой страны-участницы, особенности функционирования ее внутреннего зернового рынка, так и экономические интересы всего Союза.

Государства-члены ЕАЭС с их значительным аграрным потенциалом способны не только полностью обеспечить себя отечественным зерном, но и поставлять его в крупных объемах на мировой рынок. Хотя внутренний спрос на зерно и остается по-прежнему одним из основных факторов развития зернового хозяйства и зернового рынка Союза, тем не менее и он во многом формируется под влиянием внешних факторов и в первую очередь максимального учета возможностей экспортных поставок зерна и продуктов его переработки как в страны ближнего, так и дальнего зарубежья.

Для того, чтобы полнее и эффективнее задействовать экспортный потенциал зернового хозяйства государств-членов Евразийского экономического союза, особенно России и Казахстана, укреплять и расширять их позиции на мировом зерновом рынке, предстоит:

во-первых, разработать общую государственную стратегию развития экспорта зерна, которая бы опиралась на национальные стратегии в первую очередь России и Казахстана, обратив особое внимание на вопросы повышения конкурентоспособности зерна и продуктов его переработки. Это необходимо сделать еще и потому, чтобы ликвидировать конкуренцию прежде всего между российским и казахстанским зерном на мировом рынке, тем самым усилить их взаимную зерновую торговлю;

во-вторых, полнее задействовать внутренние факторы развития зернового экспорта. Общая экспортная стратегия должна в наибольшей степени соответствовать сложившимся условиям как на национальном, наднациональном, так и на внешнем зерновых рынках, поскольку, например, Россия и Казахстан располагают относительно благоприятными факторами развития зернового экспорта, особенно пшеницы и продуктов ее переработки;

в-третьих, рационализировать структуру вывозимого зерна, частично переориентировав экспорт с зерна на вывоз муки, готовых хлебопродуктов и продуктов глубокой переработки зерна как это происходит в Казахстане, что даст возможность полнее загрузить используемые только наполовину производственные мощности зерноперерабатывающих предприятий со всеми вытекающими отсюда положительными моментами. Одновременно необходимо сокращать издержки по экспортным операциям, связанными с транспортировкой, перевалкой, таможенными процедурами, которые снижают конкурентоспособность российского и казахстанского зерна и продуктов его переработки на мировом рынке. Например, стоимость перевалки российского зерна почти в 4 раза выше, чем в странах ЕС,

а тарифы на погрузочно-разгрузочные услуги отечественных портовых элеваторов вдвое выше, чем в США и Канаде;

в-четвертых, совершенствовать существующие отечественные стандарты на зерно и продукты его переработки в государствах-членах ЕАЭС в направлении их гармонизации со стандартами основных стран-экспортеров зерна, являющихся по существу законодателями требований, например, к качеству пшеницы при мировой торговле зерном этой культуры. Хотя в действующем российском стандарте на пшеницу содержится больше показателей, чем в стандартах Австралии, Канады, Европейского Союза и США, тем не менее он не содержит показатель содержания протеина, учитываемый в цене пшеницы при ее поставке на мировой рынок. Отсутствие такого показателя качества российской и казахстанской пшеницы снижает ее конкурентоспособность. К тому же включение показателя содержание протеина для определения качества зерна позволит теснее увязать его с уровнем цен на внутреннем зерновом рынке государств-членов Евразийского экономического союза;

в-пятых, создать эффективные логистические центры как организационной структуры рационального управления использования транспортных средств и перемещения крупных экспортных партий зерна для сокращения издержек, ускорения продвижения его товарных потоков, оперативного решения многочисленных вопросов взаимодействия на межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных уровнях. Развивать экспорт зерна стран Союза необходимо при опережающих темпах формирования недостающих элементов инфраструктуры зернового рынка, особенно России и Казахстана, для чего необходимо разработать программу строительства элеваторов (возможно на основе частно-государственного партнерства) с последующей передачей их в аренду или в лизинг отечественным зерновым компаниям. Такая мера позволит обеспечить надежное хранение производимого объема зерна и регулировать его экспорт, обеспечит конкуренцию между элеваторами, что приведет к сокращению издержек на хранение и подработку зерна;

в-шестых, повышать конкурентоспособность прежде всего российского и казахстанского зерна на мировом рынке за счет использования не только естественных, но инвестиционных и инновационных факторов. Поскольку, например, российское зерновое производство не имеет инвестиционных и инновационных преимуществ по сравнению с крупнейшими странами-экспортерами зерна, то сохранение и расширение его ниши на мировом зерновом рынке связано в основном за счет естественного плодородия, прежде всего расхищения естественного плодородия черноземов, и в условиях относительно низкой государственной поддержки зерновой подотрасли, диспаритета цен на зерно и промышленную продукцию;

в-седьмых, полнее использовать конкурентные преимущества российского и казахстанского зерна. Они сводятся к следующим основным моментам: природному потенциалу в виде неиспользованной пашни; наличию значительных энергетических и водных ресурсов, минеральных удобрений; возможностям производства в возрастающих объемах экологически чистого зерна; формирующейся транспортной инфраструктуры, способной обеспечить развитие экспорта зерна в первую очередь в южном и восточном направлениях;

в-восьмых, совершенствовать территориальную структуру зернового производства Евразийского экономического союза, ускорить процесс создания специализированных зон по отдельным видам зерна и формирования территориальных кластеров, например, по производству экологически чистой качественной продовольственной пшеницы, постоянно востребованной на внутреннем и мировом зерновых рынках;

в-девятых, необходимо активизировать взаимодействие России с Казахстаном, а также с государствами на экономическом пространстве СНГ. Для ведения их скоординированной политики на мировом зерновом рынке возможно создание совместного объединения, который позволил бы: снизить колеблемость цен на рынке зерна государств-членов ЕАЭС и их зависимость от спекулятивных факторов; создать механизм совместного межнационального управления зерновыми запасами; оптимизировать инвестиции на создание совместной зерновой инфраструктуры; повысить конкурентоспособность зерна, а также эффективность и прозрачность функционирования общего и национальных зерновых рынков Союза;

в-десятых, следует существенно улучшить статистический учет зерна и продуктов его переработки путем официальной публикации отчетных зерновых балансов по каждому виду зерна на календарный и сельскохозяйственный годы с целью обеспечения большей «прозрачности» общего и национальных зерновых рынков и поставок отдельных видов зерна на мировой рынок.

Выводы. В России предстоит определить более конкретные параметры участия государства через ОАО «Объединенная зерновая компания» в создании необходимой системы элеваторов, специализированных транспортных средств для намеченного увеличения объемов производства зерна, строительстве на Дальнем Востоке терминалов, обеспечивающих потенциальные экспортные потоки зерна в государства Азиатско-Тихоокеанского региона. В Казахстане предстоит активизировать деятельность Экспортного центра АПК, созданного на базе АО «Продовольственная корпорация», который совместно с АО «КазЭкспортГарант» и АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям» должен осуществлять целенаправленную экспортную политику. В частности, необходимо развивать логистическую инфраструктуру экспорта пшеницы за счет строительства зернового терминала в приграничном городе Горган (Иран), модернизации и строительства зерновых терминалов в портах Каспийского моря (Актау, Баку, Амирабад), строительства новой железной дороги в Иран через территорию Туркменистана, позволяющей поставлять до 3 млн. т зерна на иранский рынок, а также на рынки стран Персидского залива. Кроме того, эксплуатация железнодорожной линии Же-тыген-Хоргос, связывающей Казахстан с Китаем, будет способствовать расширению экспортных поставок зерна в Китай и страны Юго-Восточной Азии. В этой связи необходимо скоординировать совместную политику при осуществлении экспортных операций с зерном России и Казахстана как между собой, так и в отношении третьих стран путем реализации гибкой таможенной политики, дифференциации условий импорта и экспорта зерна, государственной поддержки в рамках разного рода целевых программ и инвестиционных проектов производителей и поставщиков экспортных видов зерна, способствующей стабильной доходности ведения зернового хозяйства и поддержанию розничных цен на

хлеб и хлебные изделия на социально приемлемом для населения уровне. Такой зерновой экспорт Союза придаст дополнительный мощный импульс интеграции усилий по развитию зернового хозяйства и формированию развитого зернового рынка в его рамках, расширению внутренней зерновой торговли. Однако для этого также необходимо развивать инфраструктуру зернового рынка, важность формирования недостающих элементов которой объясняется тем, что Беларусь, Россия и Казахстан в совокупности образуют уникальный по своим размерам и протяженности транспортный коридор, напрямую связывающий Западную Европу с Китаем, Индией, Центральной и Юго-Восточной Азией.

В случае успешного инфраструктурного развития доставка зерна и зерновых грузов может значительно увеличиться, что в свою очередь, послужит дальнейшему расширению производства и экспорта зерна и продуктов его переработки с высокой добавленной

стоимостью. Поэтому развитие прежде всего транспортной инфраструктуры в рамках Евразийского экономического союза является первостепенной и неотложной задачей для всех входящих в него государств. Это предполагает проведение согласованной политики, основанной на единых принципах регулирования деятельности хозяйствующих субъектов зернового рынка и государственной поддержки его производителей, единых правил в области конкуренции и выработки единой ценовой политики.

Многочисленные вопросы развития инфраструктуры зернового экспорта прежде всего России и Казахстана требуют комплексного решения в первую очередь в рамках общей стратегии развития и экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, а также разработки общей программы развития зернового хозяйства и рынка зерна.

Список использованных источников

1. Алтухов А.И., Васютин А.С. Зерно России. - М.: «ЭКОНДС-К», 2002. - 432 с.

2. Алтухов А.И. Экономика зернового хозяйства России. - М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010. - 800 с.

3. Алтухов А.И. Зерновой рынок России. - М.: ГНУ ВНИИ экономики сельского хозяйства. - Изд-во ИП На-сирддинова В.В., 2012. - 700 с.

4. Алтухов А.И. Роль и место России в обеспечении коллективной продовольственной безопасности Евразийского экономического союза // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2017. - № 2. - С. 2-8.

5. Размещение и специализация сельскохозяйственного производства: проблемы и пути их решения / А.И. Алтухов, Л.П. Силаева, Р.В. Солошенко и др. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2014. - 202 с.

6. Концептуальные основы размещения и специализации агропромышленного производства / А.И. Алтухов, О.В. Асмус, Л.П. Силаева и др. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2010. - 104 с.

7. Основные направления регионального размещения и специализации агропромышленного производства в России / А.И. Алтухов, А.И. Трубилин, Л.П. Силаева и др. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, Краснодар: КубГАУ, 2014. - 183 с.

8. Силаева Л.П., Захарова А.П., Алексеев С.А. Развитие рынка фуражного зерна // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2016. - № 8. - С. 9-14.

List of sources used

1. Altukhov A.I., Vasyutin A.S. The grain of Russia. - Moscow: ECONDS-K, 2002. - 432 p.

2. Altukhov A.I. Economics of the Russian grain industry. - Moscow: NIPPC Voskhod-A LLC, 2010. - 800 p.

3. Altukhov A.I. Grain market of Russia. - M .: GNU VNII economy of agriculture, Publishing house of IP Nasirddinova VV, 2012. - 700 p.

4. Altukhov A.I. The role and place of Russia in ensuring the collective food security of the Eurasian Economic Union // The Economics of Agricultural and Processing Enterprises. - 2017. - No. 2. - P. 2-8.

5. Placement and specialization of agricultural production: the problems and ways to solve them / A.I. Altukhov, L.P. Silaeva, R.V. Soloshenko et al. - Kursk: Publishing house Kursk. State. S.- Ak., 2014. - 202 p.

6. Conceptual foundations of distribution and specialization of agro-industrial production / А1. Altukhov, O.V. Asmus, L.P. Silaeva et al. - M .: GNU VNIIESH, 2010. - 104 p.

7. The main directions of regional distribution and specialization of agro-industrial production in Russia / A.I. Altukhov, A.I. Trubilin, L.P. Silaeva et al. - M .: GNU VNIIESH, Krasnodar: KubSAU, 2014. - 183 p.

8. Silaeva L.P., Zakharova A.P., Alekseev S.A. Development of the market for feed grain // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2016. - No. 8. - P. 9-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.