Научная статья на тему 'Тенденции развития зернового рынка и эволюция организации государственного регулирования'

Тенденции развития зернового рынка и эволюция организации государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ЗЕРНОВОГО РЫНКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ЗЕРНА / ТОВАРНОЕ ЗЕРНО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ЗЕРНА / МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА / GRAIN MARKET INFRASTRUCTURE / STATE GRAIN RESERVE / MARKETABLE CROP / REGIONAL CROP STOCK / GRAIN MARKET FUNCTIONING MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нарижний Иван Федорович, Позднякова Елена Ивановна

В статье рассматривается периодизация этапов становления зернового рынка России с соответствующей характеристикой государственного регулирования процессов, происходящих в аграрном секторе, в частности на рынке зерна. Освещены некоторые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения участников рынка зерна в определенные периоды истории. Проанализированы последствия применения государственных регулирующих механизмов, позволяющие проследить как положительные, так и отрицательные тенденции. На основе изученных данных предложена модель эффективного функционирования зернового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grain market development tendencies and state regulating system evolution

The given article considers periodization of the Russian grain market formation stages and the each stage characterization in terms of the state regulation of the processes taking place in the agricultural sector of the economy and the grain market in particular. The authors report on some regulatory acts concerning relationships among the grain market parties at the particular periods of its history. The effect of the state regulating mechanism use has been analyzed with both positive and negative tendencies being traced. A model of the grain market efficient functioning, based on the data researched has been offered

Текст научной работы на тему «Тенденции развития зернового рынка и эволюция организации государственного регулирования»

УДК 35+380.13

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА И ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

© И.Ф. Нарижний, Е.И. Позднякова

В статье рассматривается периодизация этапов становления зернового рынка России с соответствующей характеристикой государственного регулирования процессов, происходящих в аграрном секторе, в частности на рынке зерна. Освещены некоторые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения участников рынка зерна в определенные периоды истории. Проанализированы последствия применения государственных регулирующих механизмов, позволяющие проследить как положительные, так и отрицательные тенденции. На основе изученных данных предложена модель эффективного функционирования зернового рынка.

Ключевые слова: инфраструктура зернового рынка; государственные ресурсы зерна; товарное зерно; региональные фонды зерна; модель функционирования зернового рынка.

Рынок зерна всегда занимал центральное место в системе продуктовых рынков России. После отмены крепостного права товарное сельскохозяйственное производство бурно развивалось, сформировались основные регионы с зерновой специализацией. Большие товарные партии зерна для поставки в крупные города и на экспорт формировали купцы-посредники.

Перед революцией заметную роль в торговле зерном играли кредитные кооперативы и ссудно-сберегательные товарищества, которых в России было почти 10 тыс. Закупая зерно у членов кооператива, они выполняли залоговые операции путем выдачи ссуд под зерно в размере до 75 % его рыночной стоимости.

По мере роста производства зерна создавалась инфраструктура зернового рынка. Первые элеваторы строились частными железными дорогами, заинтересованными в увеличении продажи зерна и регулировании напряженности перевозок. С 1879 г. по 1910 г. было построено 93 элеватора и механизированных склада. С 1910 г. строительство элеваторов и зернохранилищ стало вестись на средства Госбанка. До 1917 г. Госбанком был построен 41 элеватор общей емкостью 1,7 млн т. В дореволюционный период в России наблюдалась высокая доля экспорта зерна. Среднегодовые объемы экспорта зерна за пятилетие 1903-1909 гг. составили 11,6 млн т, а в 1910 г. достигал и 15,5 млн т.

После революции 1917 г. во всей экономике и в зерновом секторе в условиях планово-административной системы (при всех ее известных недостатках) наблюдалась высо-

кая степень управляемости и большой мобилизационный потенциал, что сыграло положительную роль для страны в периоды войн и послевоенных лет восстановления народного хозяйства. Многочисленные попытки модернизации планово-административной

системы в сфере сельского хозяйства, предпринятые в 1960-е, 1970-е гг., дали лишь ограниченные и временные результаты, и к середине 1980-х гг. российское общество осознало потребность в радикальных переменах.

Почти до начала 1990-х гг. отношения государства с производителями зерна по существу складывались на принципах продразверстки, когда в основном, фактически, все условия производства и реализации зерна определялись «сверху». В директивной форме «сверху вниз» хозяйственным звеньям спускался план закупок зерна; директивно устанавливались закупочные цены на зерно, доводились лимиты на материально-технические ресурсы и прикреплялись поставщики к потребителям; жестко регламентировались взаимоотношения производителей и заготовителей зерна.

Существовала государственная монополия на товарное зерно. Наблюдалось постоянное стремление государства к установлению завышения планов закупок зерна (распределению госзаказа). Это порождало у зернопроизводящих хозяйств заинтересованность в их сознательном занижении, поскольку стимулирование продажи зерна государственным путем выплаты дифференцированных надбавок и надбавок к закупочным ценам, частичной оплаты валютой, «отоваривания» комбикормами, встречной продажи

дефицитных материально-технических ресурсов и прочего было поставлено в зависимость от степени выполнения плана государственных закупок.

Сложное положение с формированием государственных ресурсов зерна в 1990-1991 гг. привело к необходимости принять меры по стимулированию дополнительной его закупки внутри самой страны. Так, например, предусматривалась закупка государством 30 % объемов зерна в счет госзаказа по договорным ценам, оплату зерна сверх госзаказа валютой по мировым ценам, встречную продажу хозяйствам дефицитных материальнотехнических ресурсов, льготное хранение зерна в государственных элеваторах.

Несмотря на приминаемые меры, в Российской Федерации происходило снижение объемов зерна, реализуемого хозяйствами в счет госзаказа. Наблюдаемые в конце 1980-х и в начале 1990-х гг. частичные изменения в порядке формирования государственных ресурсов, объем которых примерно на 2/3 создавался за счет государственных закупок зерна у хозяйств, по существу не затронули систему заготовок зерна [1-3].

При доведении до зернопроизводящих хозяйств плана государственных закупок по зерну, как и раньше, объем государственного заказа (госзаказа) и его структура определялись и утверждались государственными органами, а не устанавливались путем взаимодействия производителей и потребителей зерна при активном участии заготовительных организаций. По существу, заготовители так и остались «приемщиками», считая своей основной задачей только принимать зерно от производителей.

С принятием Верховным Советом РСФСР постановления «О продовольственном налоге на 1991 год» заготовительные организации в своей деятельности пришли к тому, что на практике получалось, что кто больше производил зерна, у того его и больше «забирало» государство. Хозяйствам оставляли семена и примерно одинаковую для всех долю зернофуража. Фактически все закупаемое у них зерно поступало в единый государственный фонд и распределялось затем, в основном, только центральными органами исполнительной власти.

Создавалась такая ситуация:

- в регионах товарного производства зерна закупочные цены не стимулировали увеличение его производства;

- высокие цены на комбикорма, как правило, при низком их качестве в зернопроизводящих регионах приводили к тому, что зернопроизводящие хозяйства отказывались от их покупки и предпочитали скармливать скоту и птице даже высококачественное продовольственное зерно.

В то же время:

- механизм использования закупленного за валюту за границей зерна и поступившего в государственные ресурсы в счет государственных закупок (госзаказа) не делал практически никаких различий в цене между отечественным и импортным зерном;

- поэтому, при лимитированном распределении госресурсов зерна по государственным оптовым ценам, у многих хозяйств появилось стремление обеспечивать свои производственные нужды в зерне не за счет наращивания собственного производства, а искать любые пути получения комбикормов у государства, в т. ч. приготовленных из импортного зерна, купленного за валюту.

Многие ученые-экономисты считают, что в советский период вообще не было рынка, в т. ч. и зернового. Рынок, по их мнению, заменяла планово-распределительная система. При этом плановая система искусственно противопоставляется рынку. Мы считаем, что определенная форма зернового рынка в ней существовала. Монопольным покупателем зерна на нем выступало государство через своих агентов. Отсюда несовершенство рынка, всегда проистекающее из монополизации и отсутствия достаточной конкурентоспособности.

Реформы, начатые в конце 1980-х гг. привели к известным негативным последствиям. При анализе развития процесса реформ в зерновом секторе необходимо отметить непоследовательность и несистемность отдельных мероприятий. Это был период окончания существования прежней системы заготовок зерна. В 1990 г. еще сохранялся порядок закупок зерна на основе контрактации. В 1991 г. действовал продналог, а в 1992 г. были введены даже обязательные поставки. Наиболее существенные изменения в организации заготовок зерна произошли в 2003 г. и 2004 г. Начало было положено Указом Пре-

зидента РФ «О формировании федерального и региональных продовольственных фондов» от 12 февраля 2003 г. и правительственным постановлением, принятым на основе этого Указа.

Согласно Указу было введено разделение фонда зерна для государственных нужд на федеральный фонд и региональные. При этом была сохранена централизация формирования федерального фонда, государственным заказчиком по которому определена Федеральная контрактная корпорация (ФКК) «Росхлебопродукт». Фонд зерна формировался на основе заключения «Росхлебопродук-том», организациями и предприятиями в регионах государственных контрактов. Региональные фонды зерна формировались органами исполнительной власти субъектов РФ.

В 2003 г. и 2004 г. был принят еще ряд законодательных актов в области организации заготовок зерна и развитии рыночных отношений: Закон «О зерне» (май 2003 г.); Указ Президента РФ «О либерализации зернового рынка в России» (декабрь 2003 г.); постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном фонде зерна» (март 2004 г.); Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (подписан Президентом РФ 2 декабря 2004 г.). Наиболее важным законодательным актом в сфере зернового хозяйства стал Закон РФ «О зерне».

Закон РФ «О зерне» предполагает определенный экономический механизм его реализации и систему государственной поддержки производителей зерна, который предусматривает компенсацию не менее одной трети затрат, произведенных на 1 т выращенного зерна, и не менее половины затрат, произведенных на 1 т экологически чистого зерна и семян, проданных в федеральный фонд. Кроме того, предусматривается возмещение 50 % затрат на покупку зерноуборочных комбайнов, 50 % собственных затрат хозяйствам и 30 % хлебоприемным предприятиям на строительство и реконструкцию материально-технической базы сушки, обработки и хранения зерна и маслосемян.

В настоящее время Закон «О зерне» вступил в силу лишь частично. Ряд принципиально важных его положений временно не действует. Среди них и перечисленные выше

меры поддержки производителей. Государство вследствие глубокого экономического кризиса, спада производства, инфляции не имеет средств для реализации этих положений.

По данным статистики, в 2003 г. в федеральный фонд зерна было закуплено около 9 млн т, в 2004 г. - только 2,3 млн т и в 2005 г. -

0,9 млн т. Сопоставим эти данные: закупки в госресурсы в 1990 г. составили в Российской Федерации 34,0 млн т - 23,6 млн т, в 1992 г. -26,1 млн т. Уменьшение объема закупок зерна в централизованный государственный фонд увеличивает объем товарного зерна, выходящего в сферу свободного рынка.

Государственный заказчик для формирования федерального фонда зерна определяется Правительством РФ. До 2005 г. государственным заказчиком по формированию федерального фонда зерна была Федеральная контрактная корпорация «Росхлебпродукт», впоследствии преобразованная в акционерное общество. Структура АО «Росхлебопродукт» включает 9 фирм и 4 центра, состоящих из ряда отделов.

С 2005 г. в составе Минсельхозпрода РФ образована новая структура - Федеральная продовольственная корпорация, которая стала государственным заказчиком основных продовольственных продуктов, в т. ч. зерна. Она же является держателем бюджетных средств, выделяемых на закупку зерна в федеральный фонд. Федеральная контрактная корпорация «Росхлебпродукт», преобразованная в АО, с 2005 г. участвует в формировании федерального фонда по поручению Федеральной продовольственной корпорации. В настоящее время правопреемником продовольственной корпорации стало государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка».

Законодательными актами определены еще два государственных заказчика: Минсельхозпрод РФ по формированию и управлению федеральным страховым фондом семян сельскохозяйственных культур и Комитет РФ по государственным резервам по формированию и управлению фондом госре-зервов, в т. ч. зерна и продуктов его переработки. Таким образом, две крупные структуры конкурируют на рынке формирования федерального фонда зерна.

Государственные заказчики по формированию региональных фондов зерна определяются органами исполнительной власти субъектов РФ. Ими, как правило, становятся территориальные управления сельского хозяйства и предприятия хлебопродуктов, элеваторы, хлебоприемные предприятия, т. е. все те, кто, прежде всего, располагает емкостями для зерна и может профессионально выполнять с ним необходимые операции.

Для разработки модели функционирования зернового рынка и выработки мер государственного регулирования нами использовались сведения о его основных сегментах, основных потребителях и каналах использования зерна. Российское товарное зерно представлено девятью видами основных зерновых культур, каждая из которых, как правило, может применяться в нескольких видах производств: мукомольном, крупяном, комбикормовом, пивоваренном, спиртовом, крахмалопаточном.

Наиболее универсальным видом является пшеница. Вместе с тем у каждой зерновой культуры есть свое преимущественное назначение. Пшеница выращивается, прежде всего, для производства муки; пшено, гречиха, рис, овес и горох - преимущественно для выработки крупы. Товарное зерно перерабатывается на мукомольных, крупяных, комбикормовых предприятиях, а также на пивзаводах, спиртозаводах, крахмалопаточных и пищеконцентратных предприятиях. Частично товарное зерно закупается в государственный семенной фонд, а также поступает в государственные резервы.

Все перечисленные производственные потребители зерна являются его конечными покупателями. Для участников рынка зерна, выступающих в качестве продавцов, представляют интерес объемы потребностей в зерне перерабатывающих предприятий, их количество, размещение, организационные формы управления. Наиболее крупными покупателями пшеницы являются мукомольные предприятия. Общее их количество в Российской Федерации составляет около 300. Каждое из них перерабатывает в сутки от 100 до 2000 т зерна, или от 2 до 40 вагонов. Общая потребность крупяных предприятий в основных крупяных культурах составляет около 2 млн т в год.

В РФ имеется около 400 мелких и крупных комбикормовых предприятий, суммарная производственная мощность которых в годовом исчислении около 40 млн т комбикормов. Поскольку в составе комбикормов 60-65 % занимают зерновые культуры, то потенциальная потребность этих предприятий в зерне составляет 24-26 млн т, т. е. больше, чем для производства муки.

В настоящее время, с сокращением поголовья животноводства, наблюдается спад производства комбикормов. Ряд комбикормовых предприятий используют свои мощности лишь на 10-20 %. В результате на зерновом рынке России образовался избыток фуражного зерна, и часть его (ячмень) была направлена на экспорт.

Можно сделать вывод, что объем рыночного спроса на фуражное зерно в перспективе зависит от динамики развития животноводства. Основными зерновыми культурами, закупаемыми комбикормовыми предприятиями, являются кукуруза, ячмень и пшеница. Комбикормовые предприятия размещаются в районах развитого животноводства и производства зерна.

Другими крупными потребителями зерна и конечными его покупателями являются пивзаводы. Они имеются во всех административных центрах республик, краев и областей Российской Федерации и потребляют от 2 до 4 млн т ячменя особого качества, относимого к пивоваренному. Наиболее крупные пивоваренные заводы перерабатывают в сутки до 10 вагонов ячменя.

Покупателями на зерновом рынке России являются также спиртзаводы, вырабатывающие пищевой спирт из пшеницы, крахмалопаточные предприятия и некоторые другие. Общая потребность этих предприятий в зерне не превышает 2-5 % от суммарной товарной массы. Как правило, на переработку на спирт направляются не самые лучшие по качеству партии зерна, к которым предъявляются определенные особые требования.

Между производителем и конечным покупателем зернового сырья действует (в большинстве случаев) одна или несколько посреднических структур, выполняющих весьма важную в рыночных условиях функцию.

Производство продукции сельского хозяйства в 2008 г., по сравнению с предыдущим 2007 г., увеличилось на 10,8 % (в 2007 г. - на

3.4 %), в т. ч. производство продукции растениеводства возросло на 17,6 % (в 2007 г. - на

2.4 %), животноводства - на 3,4 % (в 2007 г. -на 4,6 %). Одним из главных источников роста в целом производства продукции сельского хозяйства в 2008 г. следует считать значительное увеличение урожая зерновых культур и подсолнечника на зерно.

Посевные площади всех сельскохозяйственных культур под урожай 2008 г., по сравнению с 2007 г., сократились на 2,2 млн га, или на 2,8 %. При этом площади под посевы зерновых и зернобобовых культур увеличились на 5,5 %. По отдельным зерновым культурам изменения носили разнонаправленный характер: значительно выросли посевные площади кукурузы на зерно и проса (соответственно на 20,6 % и 12,9 %) и сократились посевы гречихи и зернобобовых культур. Существенно расширились посевные площади подсолнечника на зерно (на 16,3 %), а посевы сои и кормовых культур уменьшились.

По предварительной оценке Аналитического центра, с учетом складывающихся тенденций и ориентации на средние агрометеорологические условия производство продукции сельского хозяйства в 2009 г., по сравнению с 2008 г., увеличится примерно на 1-3 %.

В настоящее время перемены в аграрной экономике (рост инвестиций в основной капитал, субсидирование процентной ставки по кредитам, реструктуризация кредиторской задолженности производителей, создание сети потребительских кооперативов, расширение лизинга сельскохозяйственной техники и скота и др.) улучшили в последние годы положение сельскохозяйственных товаропроизводителей зерна.

Сегодня в геополитических координатах глобальной экономики следует отметить «добрососедские отношения», которые не всегда определяются географической близостью. Можно отметить подлинно дружественные, партнерские отношения России с Белоруссией, Германией, Индией, Казахстаном, Китаем и многими другими странами. Кроме того, мир динамичен, и процесс интеграции России в мировое сообщество планомерно осуществляется (представительство в

НАТО, подписание договора о вступлении в ВТО, сотрудничество с Евросоюзом, членство в Шанхайской организации, представляющей интересы примерно половины человечества, и пр.).

Мировая экономика при общей тенденции к интернационализации и росту становится более нестабильной, а динамика ее развития - менее предсказуемой. Появление множества дополнительных и непредсказуемых факторов, таких как международный терроризм, участившиеся природные и техногенные катастрофы, эпидемии новых видов заболеваний, кардинальным образом меняет прогнозы ее развития.

Вместе с тем повышается степень открытости российской экономики. Россия испытывает влияние мировых экономических процессов. Интересы личности, общества и государства как единой системы субъектов экономики фиксируются и выражаются через категорию национально-государственных

интересов, где государственные интересы становятся предметом государственного регулирования.

1. Никольский С.А. Аграрный курс России. М., 2QQ3.

2. Растянников В.Г., Дерюгина И.В. Экономический рост в аграрном секторе России. Проблемы XX века. М., 2QQ5.

3. URL: http://www.gks.ru.

Поступила в редакцию 7.Q9.2QQ9 г.

Narigny I.F., Pozdnyakova E.I. Grain market development tendencies and state regulating system evolution. The given article considers periodization of the Russian grain market formation stages and the each stage characterization in terms of the state regulation of the processes taking place in the agricultural sector of the economy and the grain market in particular. The authors report on some regulatory acts concerning relationships among the grain market parties at the particular periods of its history. The effect of the state regulating mechanism use has been analyzed with both positive and negative tendencies being traced. A model of the grain market efficient functioning, based on the data researched has been offered.

Key words: grain market infrastructure; state grain reserve; marketable crop; regional crop stock; grain market functioning model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.