Научная статья на тему 'Повышение производства отечественного зерна'

Повышение производства отечественного зерна Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
295
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО ЗЕРНА / ДЕСПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА / ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ / ЗОНЫ ПРОИЗВОДСТВА / РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЗЕРНОВУЮ ОТРАСЛЬ / ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Лобуз Светлана Владимировна

В годы рыночных преобразований, когда снижалось не только производство, но и качество зерна проблема его повышения в настоящее время является первостепенной. Потребительская и технологическая ценность качества зерна являются важным индикатором развития зернового хозяйства и рынка зерна, основой эффективного функционирования зернопродуктового подкомплекса страны, одним из базовых показателей конкурентоспособности российского зерна на мировом зерновом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение производства отечественного зерна»

Необходимым условием эффективности производства является страхование сельскохозяйственных культур, которое также требует государственной поддержки. Государственная поддержка в сфере сельскохозяйственного страхования направлена на стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования в качестве защиты своих имущественных интересов при утрате сельскохозяйственной продукции, а также минимизации прямых затрат государства на ликвидацию последствий стихийных бедствий.

В основу системы государственной поддержки сельскохозяйственного страхования в России положен принцип софинансирования, предусматривающий выделение средств из федерального и регионального бюджетов на компенсацию части затрат по оплате страховой премии сельскохозяйственными товаропроизводителями при заключении договоров страхования.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства в 2014 г. предусмотрен объем субсидий в размере 6,2 млрд руб., в том числе около 5 млрд руб. из федерального бюджета и 1,2 млрд руб. из бюджетов субъектов Российской Федерации. Фактически перечислены субсидии на компенсацию части начисленной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования в размере 6,0 млрд руб., из них за счет средств федерального бюджета - 4,9 млрд руб., бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,1 млрд руб.

Большую часть средств получили хозяйства Центрального (24,5 %), Южного (23,4 %) и Приволжского (20,1 %) федеральных округов. Доля Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов незначительна. Соотношение средств, перечисленных сельхозтоваропроизводителям из федерального и местного бюджетов, составило в среднем 81,1 % и 18,9 % соответственно.

В рамках Государственной программы продолжается оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства. Указанный вид государственной поддержки введен взамен ранее предоставлявшейся субсидии на компенсацию части затрат на приобретение материально-технических ресурсов, необходимых для проведения сезонных полевых работ.

Субсидии направляются сельхозтоваропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного про-

изводства, плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

В 2014 г. объем несвязанной поддержки в подотрасли растениеводства равнялся 23 млрд руб. При этом в структуре несвязанной поддержки на долю приобретения минеральных удобрений приходилось 17,4 %, горючего и смазочных материалов - 48,4 %, химических средств защиты растений - 10,5 %, семян (кроме элитных) - 8,9 % и запасных частей - 14,8 %. Структура предоставляемой несвязанной поддержки была близка к структуре расходования средств, привлекаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями через краткосрочные кредиты. Однако она существенно различалась по федеральным округам страны.

Поскольку за время применения несвязанной поддержки в подотрасли растениеводства сложились определенные правила ее предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям, то считаем нецелесообразным их изменять при сложившемся объеме выделяемых федеральных бюджетных средств.

Список использованных источников

1 Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2014 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2015. - 357 с.

2 Организационно-экономический механизм системного ведения и инновационного развития сельского хозяйства / А.И. Алтухов, И.Ф. Хицков, С.А. Алейник и др. // Инновационные основы системного развития сельского хозяйства: стратегии, технологии, механизмы (Центральный федеральный округ России) / под общ. ред. д.э.н., академика Россель-хозакадемии И.Ф. Хицкова. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013.

3 Алтухов А.И. Совершенствование организационно-экономического механизма зернового хозяйства и рынка зерна в России // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 8. -С. 3-13.

4 Алтухов А.И. Совершенствование экономического механизма устойчивого развития зернопродуктового подкомплекса / А.И. Алтухов // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник статей XI Международной научно-практической конференции; МНИЦ ПГСХА. -Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 3-17.

Информация об авторе

Силаева Лидия Павловна, доктор экономических наук, профессор, заведующая сектором территориально-отраслевого разделения труда в АПК ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва; Тел.: 8(499) 195-60-32; e-mail: [email protected].

THE MAIN DIRECTIONS FOR THE PROMOTION DEVELOPMENT OF PRODUCTION CROP PRODUCTION

L.P. Silaeva

Abstract. In article shows the level and conditions of state support of production of crop production in the conditions of inflation, occurring in the country. Are reflected indicators of funding subsidies to compensate of part expenses to repay interest on short-term credits, represented the share of federal districts in the volume of subsidized short-term credits, are given characteristic issued by the short-term credits in crop production along directions, noted the value of decoupled support to agricultural producers.

Keywords: government support measures, the unprofitable agricultural organizations, short-term and investment credits, inflation, compensation expenses, financing, credit resources, subsidization, material and technical resources, decoupled support, the co-financing.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗЕРНА

С.В. Лобуз

Аннотация. В годы рыночных преобразований, когда снижалось не только производство, но и качество зерна проблема его повышения в настоящее время является первостепенной. Потребительская и технологическая ценность качества зерна являются важным индикатором развития зернового хозяйства и рынка зерна,

основой эффективного функционирования зернопро-дуктового подкомплекса страны, одним из базовых показателей конкурентоспособности российского зерна на мировом зерновом рынке.

Ключевые слова: конкурентоспособность, качество зерна, деспециализация зернового производства, природные условия, зоны производства, рыночная инфраструктура, инвестирование в зерновую отрасль, эффективное производство.

В целях повышения конкурентоспособности отечественного зерна предстоит совершенно по-другому подойти к системе оценки его качества, зафиксированной в стандарте, заменив показатели содержания клейковины на содержание белка, поскольку определение белка - более точный и объективный метод, чем сырой клейковины в зерне. Хотя этот вопрос для развития зерно-продуктового подкомплекса довольно не простой, но его придется решать. Пока же сохраняется ситуация, которая вполне устраивает покупателей зерна, но только не его производителей, экономически заинтересованных в улучшении качественных характеристик зерна, а стало быть, устойчивом росте доходности зернового хозяйства.

При формировании государственных федерального и региональных фондов зерна целесообразно дифференцировать закупочные цены на него на основе коэффициентов качества, разработанных в соответствии с зафиксированным в стандарте содержанием белка. Объективная, доступная и своевременная рыночная информация, предоставляемая безвозмездно, должна стать базой для принятия системы мер по регулированию зернового рынка при проведении закупок зерна для федеральных и региональных нужд, осуществлению закупочных и товарных зерновых интервенций и залоговых операций, определению их объемов, сроков и цен на зерно и продукты его переработки, а также реализации других видов поддержки зернового хозяйства на федеральном и региональных уровнях. При этом мониторинг качества зерна с использованием современной аналитической базы должен стать одним из важнейших инструментов регулирования отечественного зернового рынка и развития российского зернового экспорта. Целесообразно все эти и другие вопросы улучшения качества зерна решать комплексно, для чего, как уже отмечалось, нужно прежде всего реанимировать базовый закон Российской Федерации «О зерне» и законодательно внести в него соответствующие изменения и дополнения, четко сформулировать конкретные меры по поддержке зерновой отрасли, государственному регулированию зернового рынка, способствующие повышению качества зерна на хозяйственном, региональном и федеральном уровнях.

Для повышения качества зерна, наконец, необходим учет организационных факторов. Именно под постоянным давлением интересов самообеспечения регионов продовольственным зерном происходит процесс стирания ранее сложившейся территориально-отраслевой специализации зернового производства. С общегосударственных позиций такая тенденция является нерациональной, поскольку ведет к неэффективному использованию природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов страны, генетического потенциала сортов и гибридов зерновых культур, деспециализации зернового производства, сопровождаемой ухудшением размещения и снижением уровня специализации и концентрации производства в первую очередь отдельных дефицитных видов зерна в регионах с наиболее благоприятными природными и экономическими условиями, уменьшению их валового сбора, повышению издержек производства зерна и снижению его качества. Поэтому в ближайшей и в более отдаленной перспективе, как уже отмечалось, осо-

бое внимание следует уделить сдвигам в видовой и ассортиментной структуре зернового производства за счет повышения удельного веса зерна твердых и сильных пшениц, гречихи, пивоваренного ячменя, кукурузы, бобовых путем формирования их крупномасштабных специализированных зон производства в первую очередь через механизм закупки зерна в федеральный и региональные продовольственные фонды, которые в современных условиях являются наиболее реальным стабилизирующим фактором в гарантированном хлебофуражном снабжении страны, устойчивом развитии ее зернового рынка, расширении его емкости.

К первоочередным задачам следует отнести стабилизацию производства зерна, принятие системы мер по его наращиванию за счет восстановления в целесообразных размерах посевных площадей, повышения урожайности зерновых культур, улучшения качества зерна на основе использования эффективных ресурсосберегающих технологий возделывания зерновых культур. В этой связи предстоит осуществить меры по совершенствованию системы стимулирования роста валовых сборов зерновых культур, своевременно используя механизм закупочных и товарных интервенций, залоговых операций, позволяющий формировать экономически оправданные цены на зерно, закупки его для государственных нужд, предоставлять субсидии на развитие элитного семеноводства зерновых культур, а также иные формы поддержки, дополнительно применяемые на региональном уровне, но не разрывающие функционирование единого национального зернового рынка.

К основным факторам, ограничивающим конкурентоспособность российского зерна на мировом рынке, относятся:

относительно более худшие природные условия для возделывания отдельных видов зерновых культур по сравнению с основными странами-экспортерами зерна, что требует более значительных затрат производственных ресурсов на единицу продукции. Вместе с тем нельзя не согласиться с академиком А.А. Жученко, справедливо утверждающим, что агроклиматический потенциал каждой культуры специфичен и в этом отношении, например, рожь или пшеница, в отличие от кукурузы, в условиях США, по сравнению с Россией, практически не имеют значительных преимуществ. Поэтому он считает, что главными факторами реализации агроклиматического и агроэкологического потенциала каждой страны, особенно находящейся в благоприятных почвенно-климатических и погодных условиях, наряду с высокой техногенной оснащенностью, являются биологизация и экологизация интенсификацион-ных процессов. Однако при этом следует учитывать, что в условиях, когда мировая цена на отдельные виды зерна устанавливается на уровне затрат в странах с более благоприятными условиями производства, относительно более худшие природные факторы объективно снижают уровень их конкурентоспособности на мировом зерновом рынке;

наличие огромной территории страны. В сочетании с локальными зонами производства отдельных видов зерна это предполагает необходимость перемещения значительных объемов их товарных потоков внутри страны и при поставке на экспорт, тем самым повышает транспортную составляющую в конечной цене на зерно. При ситуации, когда разница в себестоимости и трудоемкости производства зерна между отдельными зерно-производящими регионами страны составляет 5-6 раз, а транспортная составляющая в цене зерна достигает 30-

35% при его доставке железнодорожным транспортом на расстояние 3-5 тыс. км, существенно удорожает зерно в удаленных от рынка сбыта регионах, делает такое зерно менее конкурентоспособным или вообще неконкурентоспособным на внутреннем и внешнем зерновых рынках.

неразвитость транспортной и рыночной инфраструктуры, сохраняющийся монополизм элеваторов и транспортных структур, растянутость железнодорожных коммуникаций, несовпадение размещения объемов производства зерна, элеваторов и зерноперерабатывающих предприятий внутри страны, низкая эффективность использования транспортных средств, отсутствие развитой кооперативной формы сбыта зерна, высокая стоимость оказываемых услуг при хранении и транспортировке зерна, отсутствие сравнительно равной доступности хозяйствующих субъектов к объектам рыночной инфраструктуры.

несовершенство законодательства по антимонопольному регулированию, недостатки в деятельности государства по созданию конкурентной среды, регулированию конкуренции на внутреннем зерновом рынке и поддержке конкурентоспособности отечественного зерна и продуктов его переработки на внешнем рынке; отсутствие отдельных нормативных правовых актов в сфере зерновой торговли.

Вместе с тем страна располагает определенными преимуществами, которые способствуют повышению конкурентоспособности зерна как на внутреннем, так и на внешнем зерновых рынках. Это наличие крупных зерно-производящих хозяйств в регионах товарного производства зерна; высокая землеобеспеченность страны и реальную возможность расширения зернового клина, а также сравнительно благоприятные почвенно-климатические условия основных зернопроизводящих регионов и их привязку к транспортным межгосударственным магистралям;

возможность инвестирования в зерновую отрасль крупных промышленных и торговых структур;

наличие значительных селекционно-генетических, энергетических, водных и трудовых ресурсов, минеральных удобрений;

неуклонный рост численности населения в близко расположенных к России многомиллионных азиатских и африканских странах, постоянно нуждающихся в импортном зерне;

ограничение прироста площадей продуктивных земель в мире и неуклонно продолжающееся снижение размера пашни в расчете на душу населения;

возможность производства в возрастающих объемах экологически чистого зерна.

Что касается, например, производства экологически чистого зерна, то за годы рыночных преобразований его вопросы также оказались «вне поля зрения» отечественных практиков и ученых и вследствие многих перекосов, сложившихся в ведении зернового хозяйства, территориально-отраслевой структуре зернового производства и функционировании зернового рынка, ухудшивших качество зерна и снизивших его эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках. Этому во многом способствовала и недостаточная проработка экономических и организационных аспектов экологизации земледелия в теоретическом и методическом плане применительно к современным условиям хозяйствования и его отставанием от требований практики. Более того, до последнего времени в отечественной агроэкономической литературе не сформировался единый понятийный аппарат, отсутствуют инструментарий, целевая направленность данного исследования, не созданы законодательная

база, система сертификации и контроля. В стране не налажен статистический учет о производстве и продаже экологически чистого зерна. Все это негативно отражается на эффективности развития зернового хозяйства и зернового рынка, конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.

В России с ее огромным зерновым клином производство и реализацию экологически чистого зерна следует рассматривать как относительно крупный и вполне потенциально конкурентоспособный сегмент зернового рынка. При этом внутренний рынок экологически чистого зерна не должен ориентироваться только на его экспорт, поскольку продукция, вырабатываемая из такого зерна, должна быть физически и экономически доступна прежде всего для отечественных потребителей, особенно для той категории населения, которая в ней постоянно нуждается.

Постепенная частичная экологизация ведения зернового хозяйства, направленная на повышение эффективности использования биоклиматического и ресурсного потенциала, объективно определяет необходимость учета сложной системы динамично меняющихся многочисленных внутренних и внешних факторов. При этом следует учитывать, что производство экологически чистого зерна, составляя важную часть экологической системы земледелия, представляет собой весьма сложный, долговременный и многофакторный процесс, требует значительных инвестиций, системного подхода и интеграции различных наук. Однако в современных условиях ориентация производства зерна на получение экологически чистой продукции пока не подкреплена ни законодательными, ни экономическими, ни организационными стимулами. Обладая огромным аграрным потенциалом прежде всего для развития производства экологически чистого зерна, Россия еще неспособна его реализовать прежде всего из-за отсутствия законодательной базы, экологизации хозяйственной деятельности и экономической заинтересованности производителей зерна.

Чтобы организовать в стране эффективное производство экологически чистого зерна и создать надежную систему его сбыта, для этого необходимо:

покончить с ошибочной точкой зрения, согласно которой производить экологически чистое зерно можно преимущественно при экстенсивном ведении зернового хозяйства, экспортируя его в основном в экономически развитые страны, где на него имеется относительно устойчивый спрос;

обеспечить «прозрачность» производства и реализации экологически чистого зерна на всех стадиях;

создать развитую законодательную базу, гармонизированную с международными требованиями к экологически чистому производству продукции;

разработать систему мер по государственной поддержке производства экологически чистого зерна и регулированию его рынка путем применения программно-целевого метода;

рассматривать производство и сбыт экологически чистого зерна как более капиталоемкий, но и потенциально конкурентоспособный сегмент отечественного зернового рынка;

использовать экологически чистое отечественное зерно для завоевания и расширения ниши качественного российского зерна на мировом зерновом рынке.

Список использованных источников

1 Алтухов А.И. Зерновой рынок России: монография. - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, Изд-во ИП Насирддинова В.В., 2012. - 700 с.

2 Алтухов А.И. Развитие зернопродуктового подкомплекса России / А.И. Алтухов. - Краснодар: КубГАУ: ЭДВИ, 2014.

- 662 с.

3 Алтухов А.И. Развитие зернового хозяйства и рынка зерна в России: проблемы и пути решения // Научное обозрение: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 15-32.

Информация об авторе Лобуз Светлана Владимировна, аспирант ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва; Тел.: 8(499) 195-60-32; e-mail: [email protected]

ENHANCE THE PRODUCTION OF DOMESTIC GRAIN S.V. Lobuz

Abstract. In the years market transformations, when reduced not only the production, but also the quality of the grain the problem of its increase is currently the paramount. Consumer and technological value of grain quality is an important indicator of development of grain farming and grain market the basis of effective functioning zernoproduktovogo a subcomplex country one of the basic indicators of the competitiveness of Russian grain on the world grain market.

Keywords: competitiveness, grain quality, despecialization of grain production, the natural conditions, zone of production, market infrastructures, investing in the grain industry, efficient production.

РЫНОК ФУРАЖНОГО ЗЕРНА

М.В. Неретин

Аннотация. В статье отмечается, что в настоящее время, когда потребление зерна на кормовые цели в стране растет медленными темпами, необходимо развивать региональные рынки, особенно в тех регионах, которые традиционно не обеспечивают свои внутренние потребности в фуражном зерне за счет собственного производства и ввозят его не только из других регионов страны, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Ключевые слова: государственное регулирование, эффективность производства, либерализация цен, региональный рынок, спрос, зернопроизводящие регионы, структура потребления зернофуража, особенности.

Рынок фуражного зерна представляет неотъемлемую часть национального зернового рынка и сложную многофункциональную экономическую систему. Его эффективное функционирование, способствуя устойчивому снабжению отраслей животноводства фуражным зерном, создает условия для повышения эффективности производства их продукции с целью более полного обеспечения населения пищевыми продуктами животного происхождения по доступным для него ценам.

Однако отечественный рынок фуражного зерна еще не развит, ему присуща стихийность в связи с отсутствием его государственного регулирования, недостаточным учетом специфических особенностей функционирования, которые напрямую зависят прежде всего от уровня производства и рационального использования зернофуража, что является комплексной, многоаспектной и довольно острой проблемой. Важность и нерешенность многих организационно-экономических вопросов надежного обеспечения животноводства фуражным зерном в условиях резкого повсеместного падения его производства и ухудшения использования усиливают значимость комплексных исследований по формированию развитого рынка фуражного зерна и выработки практических рекомендаций по его эффективному функционированию на федеральном, региональных и местном уровнях.

Практика рыночных преобразований показала, что эффективное функционирование российского рынка фуражного зерна невозможно без развития региональных рынков, особенно тех многочисленных территорий страны, которые в силу разного рода причин традиционно не обеспечивают свои внутренние потребности в фуражном зерне за счет собственного производства и

вынуждены ввозить его из других российских регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Вследствие резкого уменьшения валового сбора, сокращения импорта и возобновления крупномасштабного и во многом неконтролируемого экспорта зерна его общее потребление уменьшилось со 120,7 млн т в 1986-1990 гг. до 75,6 млн т в 2001-2005 гг., или на 37,4%. При относительно стабильном уровне использования зерна на семена, продовольствие и промышленную переработку единственной крупной расходной статьей зернового баланса, за счет которой снизилось потребление зерна в целом, стало его сокращение потребления на фураж. Расход зерна на эти цели уменьшился с 71,4 до 38,5 млн т, или на 46,1%. Производство комбикормов сократилось с 41,0 млн т в 1990 г. до 13,5 млн т в 2008 г., или почти втрое.

За годы рыночных преобразований либерализация цен изменила отношение к зерну как сравнительно более доступному в прошлом корму для животных. При этом рост цен на комбикорма в 4-5 раз превышал увеличение цен на скот, птицу и молоко. Под влиянием изменившегося соотношения цен на зерно и продукты животноводства скармливать скоту концентрированные корма, основу которых на 80-82% составлял зернофураж, стало экономически невыгодно.

Осмысление причин сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в зерновом хозяйстве страны, стихийности функционирования ее зернового рынка требуют выработки теоретических и методологических подходов к дальнейшему развитию рынка фуражного зерна, что вытекает из необходимости понимания сущности и учета особенностей этого крупного сегмента национального рынка зерна. Являясь частью общего зернового рынка, он играет важную роль в развитии зерно-продуктового подкомплекса страны и ее экономики, представляя собой пример практической реализации рыночных принципов хозяйствования и возможного влияния на них государства.

Как правило, к фуражному зерну относят ячмень, овес, кукурузу и бобовые, а пшеницу, рожь и крупяные культуры объединяют в группу продовольственного зерна. Однако такой подход является не совсем правильным, поскольку с совершенствованием технологий и расширением ассортимента продукции мукомольно-крупяной промышленности существенная часть ячменя, овса, кукурузы и зернобобовых используется на продовольственные цели. В тоже время отдельные виды продовольственного зерна традиционно служат кормом для скота и птицы, что связано с необходимостью состав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.