Научная статья на тему 'Рынок фуражного зерна'

Рынок фуражного зерна Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
357
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / СПРОС / ЗЕРНОПРОИЗВОДЯЩИЕ РЕГИОНЫ / СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЗЕРНОФУРАЖА / ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Неретин Михаил Вячеславович

В статье отмечается, что в настоящее время, когда потребление зерна на кормовые цели в стране растет медленными темпами, необходимо развивать региональные рынки, особенно в тех регионах, которые традиционно не обеспечивают свои внутренние потребности в фуражном зерне за счет собственного производства и ввозят его не только из других ре-гионов страны, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок фуражного зерна»

- 662 с.

3 Алтухов А.И. Развитие зернового хозяйства и рынка зерна в России: проблемы и пути решения // Научное обозрение: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 15-32.

Информация об авторе Лобуз Светлана Владимировна, аспирант ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва; Тел.: 8(499) 195-60-32; e-mail: prognos@mail.ru

ENHANCE THE PRODUCTION OF DOMESTIC GRAIN S.V. Lobuz

Abstract. In the years market transformations, when reduced not only the production, but also the quality of the grain the problem of its increase is currently the paramount. Consumer and technological value of grain quality is an important indicator of development of grain farming and grain market the basis of effective functioning zernoproduktovogo a subcomplex country one of the basic indicators of the competitiveness of Russian grain on the world grain market.

Keywords: competitiveness, grain quality, despecialization of grain production, the natural conditions, zone of production, market infrastructures, investing in the grain industry, efficient production.

РЫНОК ФУРАЖНОГО ЗЕРНА

М.В. Неретин

Аннотация. В статье отмечается, что в настоящее время, когда потребление зерна на кормовые цели в стране растет медленными темпами, необходимо развивать региональные рынки, особенно в тех регионах, которые традиционно не обеспечивают свои внутренние потребности в фуражном зерне за счет собственного производства и ввозят его не только из других регионов страны, но и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Ключевые слова: государственное регулирование, эффективность производства, либерализация цен, региональный рынок, спрос, зернопроизводящие регионы, структура потребления зернофуража, особенности.

Рынок фуражного зерна представляет неотъемлемую часть национального зернового рынка и сложную многофункциональную экономическую систему. Его эффективное функционирование, способствуя устойчивому снабжению отраслей животноводства фуражным зерном, создает условия для повышения эффективности производства их продукции с целью более полного обеспечения населения пищевыми продуктами животного происхождения по доступным для него ценам.

Однако отечественный рынок фуражного зерна еще не развит, ему присуща стихийность в связи с отсутствием его государственного регулирования, недостаточным учетом специфических особенностей функционирования, которые напрямую зависят прежде всего от уровня производства и рационального использования зернофуража, что является комплексной, многоаспектной и довольно острой проблемой. Важность и нерешенность многих организационно-экономических вопросов надежного обеспечения животноводства фуражным зерном в условиях резкого повсеместного падения его производства и ухудшения использования усиливают значимость комплексных исследований по формированию развитого рынка фуражного зерна и выработки практических рекомендаций по его эффективному функционированию на федеральном, региональных и местном уровнях.

Практика рыночных преобразований показала, что эффективное функционирование российского рынка фуражного зерна невозможно без развития региональных рынков, особенно тех многочисленных территорий страны, которые в силу разного рода причин традиционно не обеспечивают свои внутренние потребности в фуражном зерне за счет собственного производства и

вынуждены ввозить его из других российских регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Вследствие резкого уменьшения валового сбора, сокращения импорта и возобновления крупномасштабного и во многом неконтролируемого экспорта зерна его общее потребление уменьшилось со 120,7 млн т в 1986-1990 гг. до 75,6 млн т в 2001-2005 гг., или на 37,4%. При относительно стабильном уровне использования зерна на семена, продовольствие и промышленную переработку единственной крупной расходной статьей зернового баланса, за счет которой снизилось потребление зерна в целом, стало его сокращение потребления на фураж. Расход зерна на эти цели уменьшился с 71,4 до 38,5 млн т, или на 46,1%. Производство комбикормов сократилось с 41,0 млн т в 1990 г. до 13,5 млн т в 2008 г., или почти втрое.

За годы рыночных преобразований либерализация цен изменила отношение к зерну как сравнительно более доступному в прошлом корму для животных. При этом рост цен на комбикорма в 4-5 раз превышал увеличение цен на скот, птицу и молоко. Под влиянием изменившегося соотношения цен на зерно и продукты животноводства скармливать скоту концентрированные корма, основу которых на 80-82% составлял зернофураж, стало экономически невыгодно.

Осмысление причин сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в зерновом хозяйстве страны, стихийности функционирования ее зернового рынка требуют выработки теоретических и методологических подходов к дальнейшему развитию рынка фуражного зерна, что вытекает из необходимости понимания сущности и учета особенностей этого крупного сегмента национального рынка зерна. Являясь частью общего зернового рынка, он играет важную роль в развитии зерно-продуктового подкомплекса страны и ее экономики, представляя собой пример практической реализации рыночных принципов хозяйствования и возможного влияния на них государства.

Как правило, к фуражному зерну относят ячмень, овес, кукурузу и бобовые, а пшеницу, рожь и крупяные культуры объединяют в группу продовольственного зерна. Однако такой подход является не совсем правильным, поскольку с совершенствованием технологий и расширением ассортимента продукции мукомольно-крупяной промышленности существенная часть ячменя, овса, кукурузы и зернобобовых используется на продовольственные цели. В тоже время отдельные виды продовольственного зерна традиционно служат кормом для скота и птицы, что связано с необходимостью состав-

ления зерновых комбинированных смесей, улучшения кормления животных. Для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей фуражное зерно прямо или косвенно является одним из основных источников дохода, позволяющего им вести простое или расширенное воспроизводство, а для комбикормовой промышленности оно составляет основную часть сырья, формируя межотраслевые связи в АПК.

Рынок фуражного зерна можно характеризовать как совокупность организационно-экономических отношений, посредством которых осуществляется его купля-продажа. Он охватывает все виды сделок по реализации фуражного зерна с участием продавцов и покупателей (производители животноводческой продукции, предприятия и организации, занимающиеся его перепродажей и переработкой) с целью более полного обеспечения отраслей животноводства зернофуражными ресурсами путем максимального использования собственного производственного потенциала отдельной территории, рациональной организации продвижения фуражного зерна от производителя к потребителю. Из этого следует, что рынок фуражного зерна представляет довольно сложную многофункциональную, многоцелевую и динамично развивающуюся экономическую систему, действующую прежде всего в пределах границ определенной территории, на которой осуществляется система экономических связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами рынка с учетом характерных региональных особенностей развития экономики, ведения зернового хозяйства, отраслей животноводства и кормопроизводства, уровня доходов населения и его платежеспособного спроса на пищевые продукты животного происхождения.

Однако необходимо отметить, что региональный рынок фуражного зерна не может рассматриваться как изолированная часть национального зернового рынка вообще и фуражного в частности, хотя его функционирование в большей степени связано с природно-экономическими факторами и особенностями развития зернового хозяйства, отраслей животноводства и кормопроизводства, наличием зерноперерабатывающих предприятий. При этом структура спроса на фуражное зерно определяется существующими у населения региона традициями питания и его платежеспособным спросом. Географическое расположение региона по отношению к основным зернопроизводящим и зернопотребляющим регионам страны, наличие транспортной инфраструктуры, уровень развития межрегиональных зерновых связей также влияют на эффективность функционирования рынка фуражного зерна. Но поскольку рынок фуражного зерна неотделим от рынка зерна в целом, то его атрибуты практически одинаковы и базируются на спросе, предложении, конкуренции, ценах на продукцию и услуги, посредством которых формируются экономические взаимоотношения и реализуются межотраслевые связи в процессе производства, хранения, реализации, переработки, транспортировки и потребления фуражного зерна. Вместе с тем ему присущи и ряд основных признаков, характерных для региональных рынков зерна, а именно:

предложение фуражного зерна в основных зерно-производящих регионах страны находится под прямым воздействием такого слабоуправляемого фактора, как погодные условия, что обусловливает колебания объемов его производства по годам и определяет потребность создания страховых запасов зернофуража в целях стабильного спроса на него и уменьшения колеблемости цен на фуражное зерно и комбикорма, а следова-

тельно, и на пищевые продукты животного происхождения;

несоответствие между производством и потреблением фуражного зерна по регионам страны, локальный характер производства отдельных видов фуражного зерна, обусловливающие объективную необходимость его перевозок на сравнительно большие расстояния;

спрос на фуражное зерно выражается через спрос на продукцию животноводства и зависит от структуры ее производства и уровня ведения отрасли;

фуражное зерно относится к продукции, пригодной к длительному хранению и хорошо транспортабельно, а существенные региональные различия в издержках на производство 1 т фуражного зерна являются основой его конкуренции на межрегиональном зерновом рынке.

Поскольку зернофуражные культуры относительно менее требовательны к условиям возделывания, то ареал распространения основных их видов значительно шире, чем продовольственных культур. Это определяет возможность достижения более высокого уровня самообеспеченности ими регионов, а следовательно, и относительно меньшую зависимость внутреннего регионального рынка фуражного зерна от развития межрегиональных зерновых связей. Однако в системе производства зерна во всех регионах возделывания фуражных культур по сравнению с продовольственными и особенно хлебными культурами им, как правило, отводится второстепенная роль. Но даже и при таком «дискриминационном» положении их урожайность превышает уровень многих продовольственных зерновых культур, что свидетельствует о сравнительно высоком потенциале зернофуражных культур. Вместе с тем повсеместно в сферу товарного обращения и межрегионального обмена поступает существенно меньшая часть валового сбора зернофуражных культур, чем продовольственных, поскольку около 30% зернофуража остается в хозяйствах для внутрипроизводственного потребления.

Особенностью рынка фуражного зерна является и то обстоятельство, что он в большей степени зависит от осуществления внутригосударственной социально-экономической и агропродовольственной политики. Спрос на фуражное зерно, являясь производным от спроса на пищевые продукты животного происхождения, на которые, в свою очередь, в отличие от спроса на хлеб и хлебные изделия, а следовательно и на продовольственное зерно, имеет высокую эластичность по ценам и доходам населения. Если в условиях резкого снижения доходов населения потребление хлебопродуктов остается относительно устойчивым при стабильном спросе на продовольственное зерно, то спрос на фуражное зерно значительно падает в связи с уменьшением уровня потребления пищевых продуктов животного происхождения, сокращением поголовья скота и птицы.

Имеется также ряд специфических особенностей рынка фуражного зерна, связанных с характером его использования. Так, объем и структура потребления зернофуража имеют сравнительно четко выраженную отраслевую специфику, которая определяется, с одной стороны, уровнем производства животноводческой продукции и биологическими особенностями организма животных, а с другой - возможностями удовлетворения потребностей животноводства в полноценных кормах за счет развития всех кормовых источников. При этом эффективность использования фуражного зерна находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости от уровня развития рынков комбикормов, жмыхов и шрота, мясо-костной и рыбной

муки, белково-витаминных минеральных добавок, премиксов. Специфические же особенности зернофуража выражаются и в системе показателей для сравнительной оценки кормовых достоинств отдельных видов зерновых культур и эффективности использования концентрированных кормов в целом.

Для сравнения эффективности возделывания отдельных зерновых культур обычно применяют такие показатели, как урожайность, себестоимость единицы продукции, рентабельность, которые хотя и дают довольно разностороннее представление о каждой культуре, но не определяют ее совокупную ценность. Чтобы частные показатели могли быть сведены по всем культурам к единому относительному показателю по сравнению с овсом как традиционно базисной зернофуражной культуре, необходимо придать им однонаправленный характер, используя наряду с показателем чистой продуктивности с гектара посева в кормовых единицах показатели содержания переваримого протеина в кормовой единице и показатели технической и экономической оплаты корма животноводческой продукцией. Поэтому развитие всех сфер кормопроизводства с учетом сравнительной эффективности возделываемых культур и производства отдельных видов кормов позволит повысить продуктивность скота и птицы, а следовательно, снизить себестоимость производства животноводческой продукции, что, в свою очередь, увеличит спрос на нее, улучшит структуру питания населения и даст определенный толчок развитию животноводства и наращиванию производства фуражного зерна, развитию его рынка, придаст ему не стихийный, а организованный характер.

Наиболее характерными признаками развитого рынка фуражного зерна являются: удовлетворенный спрос на отдельные виды фуражного зерна и организационное объединение участников его рынка в динамично развивающуюся экономическую систему; более совершенный организационно-экономический механизм регулирования производства и сбыта фуражного зерна и комбикормов; формирование устойчивых экономических связей между хозяйствующими субъектами рынка; возрастание роли высокоорганизованных форм оптовой зерновой торговли; рациональное сочетание невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов рынка с развитым механизмом его административного, правового и экономического регулирования.

Направления государственного регулирования рынка фуражного зерна зависят от сложившегося состояния его производства, сбыта и использования, которые тесно связаны между собой и при ограниченности финансовых и материальных ресурсов требуют рационального подхода к выбору конкретных форм и очередности инвестиций. Эти направления связаны с регулированием объемов производства и реализации фуражного зерна и улучшением его использования; укреплением материально-технической базы производства, хранения и переработки зерна, стимулированием ее модернизации, включая внедрение в производство достижений научно-технического прогресса и передовой практики; развитием производственной и особенно рыночной инфраструктуры; совершенствованием межрегиональных зерновых связей.

Государство должно регулировать рынок фуражного зерна через комплекс мер, которые можно объединить в три группы: нормативную правовую, экономическую и административную. Экономические, а также и административные меры в обязательном порядке должны при-

ниматься на законодательной основе, поскольку в современных условиях хозяйствования парадоксальность сложившейся ситуации на зерновом рынке заключается не в отсутствии тех или иных нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, а в установившейся порочной практике их невыполнения. Нормативное правовое регулирование рынка фуражного зерна в первую очередь должно осуществляться по линии усиления надзора за его количественными и качественными параметрами, сохранностью, рациональным использованием зерна.

В условиях, когда произошло существенное снижение уровня производства и потребления фуражного зерна, экономические меры государственного регулирования его рынка необходимо направлять на стимулирование как спроса на фуражное зерно, так и его предложения. При этом спрос на фуражное зерно должен формироваться таким образом, чтобы уровень потребления населением пищевых продуктов животного происхождения приближался к научно обоснованным нормам питания, а затраты зернового сырья на производство единицы конечной продукции соответствовали бы уровню экономически развитых стран и обеспечивали ее конкурентоспособность на внутреннем зерновом рынке.

Поскольку платежеспособный спрос населения определяет спрос розничной торговли на продукцию зер-ноперерабатывающей и пищевой промышленности, а предприятий этих отраслей - на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, то при наличии населения с относительно низким уровнем дохода первостепенной задачей государства является повышение их уровня хотя бы до размера, обеспечивающего оплату стоимости продуктов, входящих в потребительскую корзину. По цепочке это повлечет за собой увеличение платежеспособного спроса на фуражное зерно и комбикорма. При этом роль государства в регулировании основы экономических взаимоотношений участников рынка фуражного зерна - цены - можно видеть на примере следующей модели. Ценовая цепочка в звене использования зернофуража состоит из четырех основных блоков - цены на компоненты комбикормов, цены комбикормов, закупочной цены на животноводческую продукцию и розничной цены на пищевые продукты животного происхождения. В каждом из этих блоков возможно использование комплекса мер, направленных на экономию фуражного зерна и снижение себестоимости производства комбикормов и животноводческой продукции.

В первом блоке к таким мерам можно отнести сокращение в зерновом компоненте комбикормов доли пшеницы и соответственно увеличение ячменя, себестоимость производства кормовой единицы которого на 25-30% ниже. Это возможно потребует со стороны государства содействия установлению прямых договорных отношений производителей зерна с комбикормовыми заводами, которые способствуют укреплению дисциплины исполнения принимаемых взаимных обязательств, обеспечивают хозяйствам гарантию сбыта необходимых зерновых компонентов, а комбикормовым заводам - компенсацию упущенной выгоды при их непоставке. В этих же целях самим участникам целесообразно перейти на расчеты комбикормовых заводов с поставщиками белкового сырья не за физический вес, а за тонну переваримого протеина, что будет стимулировать сельскохозяйственных товаропроизводителей к выращиванию кормовых культур с более дешевым протеином.

Во втором блоке, связанном со стоимостью комбикормов, целесообразны стимулирующие меры по повышению коэффициента использования производственных мощностей комбикормовых заводов, что будет способствовать ускорению процесса интеграции производителей, переработчиков и потребителей фуражного зерна, а также привлечению к переработке зерна, находящегося у населения и полученного в порядке оплаты труда. При включении в такие объединения элеваторов и хлебоприемных пунктов они могут иметь гарантированные дополнительные объемы давальческого зерна, что ведет к более эффективному использованию их мощностей. При этом сокращаются транспортные расходы, уменьшаются прямые и косвенные потери фуражного зерна, что в конечном итоге ведет к снижению стоимости комбикормов и улучшению их качества, а следовательно, к удешевлению продукции животноводства. Важным моментом эффективного функционирования таких объединений является работа на конечный результат - уменьшение затрат и зернофуража на единицу животноводческой продукции, снижение себестоимости ее производства. Это достигается путем разработки наиболее оптимальной рецептуры комбикормов не только на структуру поголовья скота, но и на заданный уровень его продуктивности, а также и материальной ответственности комбикормовых предприятий за упущенную выгоду в случае недополучения сельскохозяйственными товаропроизводителями гарантированной продукции при соблюдении ими условий кормления и содержания животных.

Необходимость использования мер по регулированию закупочных цен и выплаты дотаций на продукцию животноводства обусловлена в основном тем, что при убыточности ее производства сельскохозяйственные товаропроизводители будут продолжать сброс поголовья скота и снижать объем производства животноводческой продукции. Этот третий ценовой блок тесно связан с четвертым блоком - розничными ценами на мясо, молоко, яйца и продукты их переработки. Увеличение объемов продаж этих видов продовольствия ограничено платежеспособным спросом населения. Однако в современных условиях хозяйствования имеется достаточно много возможностей для снижения розничных цен на пищевые продукты животного происхождения.

Роль государства в ценовой политике на фуражное зерно заключается в том, чтобы в условиях действия рыночных цен, определяемых в основном издержками производства и соотношением спроса и предложения, обеспечить производителям фуражного зерна получение гарантированной прибыли, необходимой для ведения простого или расширенного воспроизводства. Одним из основных приемов государственного регулирования цен на зерно являются государственные закупочные и товарные интервенции, а также осуществление залоговых операций.

Важнейшей задачей государства является содействие использованию зернофуража только в переработанном виде и снижению стоимости комбикормов, которая может решаться по двум основным направлениям: через содействие организации интегрированных объединений и техническое перевооружение и модернизацию комбикормовых предприятий. Создание интегрированных формирований, объединяющих производителей зерна и комбикормов, птицефабрики, животноводческие комплексы (хозяйства), позволит значительно сократить накладные расходы, оперативно приспосабливать структуру производства фуражного зерна к структуре потребностей в нем, обеспечить гарантированный сбыт продукции, увязать оплату за комбикорма с при-

ростом продуктивности скота и птицы от их использования. Реализация второго направления связана с совершенствованием технологии производства комбикормов, улучшением их качества, повышением окупаемости выходом животноводческой продукции.

Для обеспечения устойчивого функционирования объединения необходимо решать следующие задачи: производить маркетинговые исследования; осуществлять развязки неплатежей среди участников; координировать товарные потоки продукции, а также стимулировать производство и реализацию ее излишков за пределами объединения; внедрять систему госзаказа с использованием векселей и ценных бумаг, других эмитентов рынка; рационально распределять бюджетные средства, направляемые на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей; привлекать к сотрудничеству крупные торговые оптовые фирмы для осуществления функций, связанных со сбытом продукции.

Создание такого объединения позволяет более эффективно решать вопросы увеличения объема продажи фуражного зерна его производителями комбикормовому предприятию; расширения сырьевой зоны; улучшения взаиморасчетов между комбикормовым предприятием и зернопроизводящими хозяйствами; повышения доходности всех участников объединения. Однако между производителями и потребителями комбикормов должны быть выработаны нормативные показатели, определяющие гарантии продавцов и защиту экономических интересов потребителей комбикормов. В первую очередь такие экономические отношения могут быть установлены между комбикормовыми предприятиями и крупными потребителями комбикормов -птицеводческими, свиноводческими комплексами, откормочными и племенными хозяйствами. При этом для объединения комбикормовых предприятий с крупными сельскохозяйственными потребителями можно рекомендовать три основных варианта экономических отношений. Применительно к птицефабрикам, например, они выглядят следующим образом: комбикормовый завод поставляет полноценные комбикорма на птицефабрику, которая использует их без доработки; комбикормовый завод поставляет птицефабрике несбалансированные комбикорма, которая имеет свое белковое сырье и дорабатывает их по принципу одного расчета рецепта; комбикормовый завод поставляет птицефабрике адресный белково-витаминный концентрат, на основе которого в кормоцехе птицефабрики вырабатываются полноценные комбикорма.

Государство может использовать экономические меры и для совершенствования структуры сырья для комбикормовой промышленности. Например, эффективной мерой является стимулирование расширения посевов бобо-во-злаковых смесей, рапса, люпина, гороха и других кормовых культур. Они дают сравнительно сбалансированный по белку корм, снижающий в структуре рациона расход концентратов, превышающий рекомендуемые нормы в полтора-два раза, но увеличивающий товарные ресурсы фуражного зерна. Поскольку качество и стоимость комбикормов в значительной степени зависит не только от оптимального наличия растительного, но и животного белка, то эффективной мерой может стать предоставление льготных кредитов или государственных субсидий на строительство цехов по утилизации отходов в предприятиях мясо-молочной промышленности и их поставки комбикормовым заводам.

Важным направлением государственного регулирования должно стать укрепление материально-технической

базы и содействие внедрению в производство достижений научно-технического прогресса при производстве и переработке фуражного зерна. Причем эти меры должны охватить и предприятия первой сферы зернопродуктового подкомплекса, поставляющего для него необходимые средства производства, для которых могут предоставляться дифференцированные налоговые и кредитные льготы.

В современных условиях, когда ликвидирована организованная система заготовок и распределения зерна, взамен которой пока так и не сформировалась эффективная рыночная система его реализации, зернопроизводящие хозяйства в процессе своей производственно-коммерческой деятельности подвергаются разного рода рискам. Их можно подразделить на следующие основные виды:

коммерческие, вызванные низким объемом реализации фуражного зерна вследствие неэффективного сбыта, невыполнением условий договора коммерческими партнерами, противодействием конкурентов, нестабильностью производства фуражного зерна и колебаниями цен на него на региональном, национальном и внешних зерновых рынках;

финансовые, связанные в основном с риском неплатежей за поставленное фуражное зерно, неоптимального распределения финансовых ресурсов при планировании производства и сбыта фуражного зерна;

внутрихозяйственные риски, вызванные хозяйственными ошибками руководителей, нарушениями экономических интересов работников.

Одной из задач государственного регулирования рынка фуражного зерна является создание таких условий для зернопроизводящих хозяйств, которые позволили бы минимизировать возможность возникновения всех видов риска. Одним из способов решения этой задачи является расширение страхования производственной деятельности, для чего необходимо укрепление организации страховых государственных или коммерческих компаний, которые принимали бы на себя часть риска и возмещения хозяйствам убытка при выполнении их деятельности, произошедшего вследствие наступления определенных неблагоприятных обстоятельств.

Непредсказуемость погодных условий, приводящая к значительным сокращениям урожая зернофуражных культур, не позволяет каждому хозяйству, административному району и региону в целом в ближайшем будущем избавиться от резких перепадов в производстве и сбыте фуражного зерна. Поэтому важнейшим элементом надежного обеспечения отраслей животноводства фуражным зерном в случае неурожая и главным фактором устойчивого функционирования фуражного зерна должно стать создание его резервного фонда. Это даст возможность оздоровить ситуацию на рынке фуражного зерна и избежать реальной угрозы его дефицитности. Повышение устойчивости обеспечения животноводства зернофуражом будет способствовать более эффективному его использованию, обеспечению воспроизводственного процесса в

зерновом хозяйстве и в связанных с ним отраслях животноводства и предприятиях комбикормовой промышленности.

Государственное регулирование рынка фуражного зерна требует существенных финансовых ресурсов. Их размер прямо влияет на эффективность работы всего АПК. В условиях хронической ограниченности финансовых ресурсов наиболее эффективной формой их использования являются разного рода целевые комплексные программы. Они напрямую воздействуют на каждого отдельного сельскохозяйственного товаропроизводителя, обеспечивают комплексный подход решения поставленных в них задач, способствуют углублению специализации на производстве зерна тех фуражных культур, для возделывания которых имеются наиболее благоприятные природно-экономические условия, а также решению вопросов кооперации и интеграции в сфере производства, сбыта, хранения и использования фуражного зерна.

Как крупный мировой импортер продовольствия, одновременно являясь одним из ведущих нетто-экспортеров зерна, Россия с ее громадным аграрным потенциалом способна не только полностью обеспечить себя отечественным продовольствием, но и в перспективе поставлять его на мировой рынок. Пока же российское зерно остается единственным крупномасштабным высоколиквидным товаром агропромышленного производства на мировом рынке. Именно ему прежде всего принадлежит ведущая роль в решении не только внутренних, но и глобальных проблем человечества и в первую очередь в преодолении мирового продовольственного кризиса. Поэтому стратегическая позиция России на мировом зерновом рынке должна определяться мерами по рациональному использованию ее аграрного потенциала. В такой стране, как Россия, где экономика аграрной сферы во многом определяется зерновым хозяйством, не может базироваться на деградирующей зерновой отрасли и стихийно развивающемся зерновом рынке, крупномасштабном импорте мясо-молочной продукции.

Список использованных источников

1 Алтухов А.И., Пролыгина Н.А. Решение зерновой проблемы в стране зависит от использования зерна на фуражные цели // Сельскохозяйственный еженедельник. Интерфакс. -1997. - № 9.

2 Алтухов А.И. Скармливать фуражное зерно только в переработанном виде // Комбикорма. - 2009. - № 2.

3 Алтухов А.И. Экономика зернового хозяйства России. -М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010. - 800 с.

Информация об авторе Неретин Михаил Вячеславович, аспирант ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, г. Москва; Тел.: 8(499) 195-60-32; e-mail: prognos@mail.ru

MARKET FEED GRAINS M.V. Neretin

Abstract. Noted in the article, that at present, when the consumption of grain for feed purposes in the country is growing slowly, is necessary to develop regional markets, especially in those regions, which traditionally do not provide their internal needs for fodder grain by domestic production and import it not only from other regions of the country, but also the countries of near and far abroad.

Keywords: government regulation, efficiency, the liberalization of prices, regional market demand, grain-producing regions, the structure of consumption of grain forage, features of.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.