Научная статья на тему 'Рынок зерна в системе продовольственного обеспечения: его сущность и структура'

Рынок зерна в системе продовольственного обеспечения: его сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
923
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЗЕРНА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / GRAIN MARKET / FOOD SUPPLY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демина Мария Петровна

Оценено развитие зернового рынка. Описаны возможности воздействия на зерновой рынок и его конъюнктуру. Рассмотрена классификация рынка зерна, а также выявлены его основные функции и показана существенная роль в обеспечении продовольственной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAIN MARKET IN THE SYSTEM OF FOOD SUPPLY: ITS ESSENCE AND STRUCTURE

The author assesses grain market development, describes possibilities to influence grain market and its conjuncture, studies classification of grain market, determines its key functions and proves its role to be essentially important in guaranteeing food security of the country.

Текст научной работы на тему «Рынок зерна в системе продовольственного обеспечения: его сущность и структура»

%

(N

тН

О

(N

УДК 338.439.5:633.1 ББК 65.325.151

М.П. Демина

РЫНОК ЗЕРНА В СИСТЕМЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

ЕГО СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Оценено развитие зернового рынка. Описаны возможности воздействия на зерновой рынок и его конъюнктуру. Рассмотрена классификация рынка зерна, а также выявлены его основные функции и показана существенная роль в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Ключевые слова: рынок зерна, продовольственное обеспечение.

M.P. Demina

GRAIN MARKET IN THE SYSTEM OF FOOD SUPPLY:

ITS ESSENCE AND STRUCTURE

The author assesses grain market development, describes possibilities to influence grain market and its conjuncture, studies classification of grain market, determines its key functions and proves its role to be essentially important in guaranteeing food security of the country.

Keywords: grain market, food supply.

SSI

2sê

KS г

н51

НА

Ой"

^ 1

Р« ü

«Л*

S P I

8sî ИН 25 о

СнО!

£м§|

МО I

аи-i

нее

«

н

н

о

н

PQ

со

Н

Усложнение решения продовольственной проблемы тесно связано с выходом из глубокого системного кризиса, который потребовал колоссальных расходов ресурсов страны и особенно индустриальных регио-нов-доноров. Именно недостаток продуктов питания привел к резкому увеличению дефицита государственного бюджета (объем закупок продовольствия уже в 2006 г. превысил 25 млрд дол.).

Решение проблемы продовольственной безопасности сегодня более чем актуально и значимо. Прежде всего, необходимо изучение методологических и методических основ формирования и развития продовольственного рынка, и специфики его функционирования в разных экономических и социальных условиях. Необходимо углубление и расширение концептуальных аспектов решение проблемы построения устойчивой модели продовольственного рынка.

По масштабу и важности ведущее место в системе агропродоволь-ственного рынка занимает рынок зерна, уровень развития которого оказывает существенное влияние на характер воспроизводственных процессов во всей национальной экономике. Поэтому оценка развития и возможности воздействия на зерновой рынок и его конъюнктуру требует глубокого системного анализа условий производства зерна, его хранения, сбыта и переработки. При этом главными составляющими, определяющими динамичность функционирования рынка зерна, являются его субъекты, институциональные основы, инфраструктура и рыночная основа отношений. Организационная схема функционирования рынка зерна представлена рисунке.

© М.П. Демина, 2012

со

%

тН

о

Производители зерна (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства)

Оптовые посредники

I

Первичные покупатели (элеваторно-складское хозяйство, федеральный и региональный фонды, оптово-посреднические фирмы, биржи и т.д.)

Покупатели зернопродуктов (хлебопекарные предприятия, макаронные и кондитерские фабрики, общепит и т.д.)

Конечные потребители — население

!£С£

Рыночная основа отношений

Организационная схема функционирования рынка зерна (Источник: [2, С. 7-10])

«К1

ЯЧ г

МнЗ|

нйе

н51

Ой"

^ 1

І

«Л*

« VI

8Н!

о

ЕнО а

£м§|

МО | £И4

Н®Є

И

н

н

о

н

М

со

н

Создание конкурентоспособного рынка зерна требует осуществления целого ряда организационных, экономических, финансовых, социальных и других взаимодействий, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в зерне и получение прибыли сельскохозяйственными товаропроизводителями. Рынок зерна имеет характерные особенности, обусловленные специфическими свойствами зерна:

1. Зерно является продуктом стратегического назначения, от наличия которого зависит политическая и экономическая стабильность в обществе.

2. Объем предложения зерна находится под прямым воздействием погодных условий, что обусловливает резкие колебания его производства по годам.

3. Не весь объем производимого зерна поступает в сферу товарного обращения — определенная его часть остается в хозяйствах для внутрихозяйственного потребления.

4. Спрос на хлеб и хлебные продукты малоэластичен, т.е. рост цен практически не приводит к уменьшению их потребления, либо даже увеличивается за счет сокращения спроса на более дорогие виды продовольствия мясной и овощной групп.

5. Зернопродовольственная экономика характеризуется высокой потребностью в капитале (производство, хранение, переработка при относительно низкой фондоотдаче из-за сезонности работы, дорогостоящей сельскохозяйственной техники и неустойчивости погодозависимого производства).

6. Столкновение на потребительском рынке малоэластичных массивов — производства зерна и рынка продуктов, производство которых

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

На

ой-

^ 1

5к I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ Л £ ё§! ь Е

« Я41

8Н! Й§ о

УЛ*

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

связано с зерном, делает цены на зерно и эти продукты неустойчивыми, вследствие чего ценовой механизм не в состоянии быть регулятором спроса и предложения.

7. Зерновой рынок имеет цикличный характер своего развития, где подъем деловой активности может сменяться его сокращением или спадом.

8. Уникальные особенности зерна как товара: универсальная способность к длительному хранению и транспортировке, однородность, делимость, взаимозаменяемость, — обеспечивающие ему емкий рынок сбыта и приоритет при формировании региональных продовольственных фондов [1, с. 281-282].

Данные специфические особенности позволяют сделать вывод о том, что зерновой рынок является системообразующим для агропродоволь-ственного рынка в целом.

Рынок зерна классифицируется в зависимости от видовых, отраслевых, технологических и территориальных признаков. В этой связи, структура регионального рынка связана с потребительскими свойствами отдельных видов зерна. Так, с учетом объемов товарного производства зерновых культур выделяют рынки пшеницы, ячменя, овса, ржи и др.

Вид отраслевой структуры определяется направлениями использования зерна, удовлетворением потребностей перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства: рынки продовольственного, фуражного и семенного зерна. Например, зерно пшеницы можно использовать для хлебопечения (рынок мягкой продовольственной пшеницы), производства макаронных изделий (рынок твердой пшеницы), на корм скоту (рынок фуражной пшеницы). Зерно ячменя может использоваться для производства пива (рынок пивоваренного ячменя), на корм скоту (рынок фуражного ячменя) и т.д.

Технологическая структура определяет картину хозяйственных связей между элементами рынка, возникающих в процессе продвижения зерна по продуктовой цепочке от поля до конечного потребителя, включая продукты его переработки. В свою очередь, выделяют три стадии продвижения товарного зерна на рынке. На первой стадии происходит реализация зерновой продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями региональным заготовителям, организациям других отраслей, мелким частным посредникам и населению. На вторичном зерновом рынке формируются крупные товарные партии зерна для поставки на экспорт и для переработки. И, наконец, на третьей стадии осуществляется продажа зерновых ресурсов конечным потребителям и исполнения экспортных контрактов.

По территориальному признаку рынок зерна делят на национальный (местный, региональный и межрегиональный), межгосударственный (рынок стран дальнего и ближнего зарубежья) и мировой. Функционирование различных типов национального зернового рынка в основном определяется различной специализацией зернопроизводящих хозяйств, локальным характером производства отдельных видов зерна, размещением населения и зерноперерабатывающих предприятий.

Функционирование товарных рынков требует наличия определенного ряда условий, к числу которых применительно к рынку зерна относятся:

1. Многообразие форм собственности и хозяйствования товаропроизводителей и потребителей, ликвидация монополизма во всех звеньях

%

СО продвижения продукции от производителя до потребителя, высокий

уровень внутренней и внешней конкуренции.

2. Самостоятельность и независимость субъектов рынка в выборе

М структуры производства, каналов реализации и приобретения продук-

ции, иными словами, осуществление своей деятельности на основе сво-

5^ бодного предпринимательства и свободного перемещения ресурсов и

капитала.

3. Наличие хорошо развитой рыночной инфраструктуры.

Роль и значение рынка зерна определяется, прежде всего, теми функциями и целями, которые он должен осуществлять в экономике. Так, рынок зерна выполняет следующие основные функции:

1. Обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей зерна.

2. Способствует эффективному распределению зерна между различными категориями потребителей (население региона — хлебопродукты, животноводство — зернофураж, зерноперерабатывающая промышленность — сырье) через механизм конкуренции.

3. Влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу населения.

4. Предоставляет сведения о наличии или отсутствии зерна или хлебопродуктов, их количестве, качестве, издержках производства и др.

5. Способствует повышению степени удовлетворения запросов людей в муке, крупе, хлебе и других продуктах и способствует развитию ассортимента и повышению качества зерновой продукции.

Существенную роль в функционировании рынка играет развитая система элементов рыночного механизма, включающая в себя соотношение спроса и предложения, уровень цен, товарные запасы и портфель заказов в определенный период времени и на конкретной территории. Спрос, предложение, цена и конкуренция взаимосвязаны и взаимообусловлены, но каждый из них зависит от множества условий и факторов, §ЦЦ¥ определяемых экономическими, социальными и политическими усло-

; виями, в которых развивается рынок.

Зерновой рынок является сферой проявления отношений между зер-ой § нопроизводящими предприятиями и его потребителями и выступает в

^1 качестве своеобразного инструмента согласования их экономических

^ | интересов. Рыночные отношения принимают форму экономической со-

1 стязательности, из которой возникает побудительный механизм, вынуж-

в ^ | дающий производителя, в силу зависимости от потребителя, приспосаб-

§к§ ливать объем, структуру производства зерна к нуждам, требованиям и

но в платежеспособной возможности последнего, т.е. к удовлетворению его

ЙОЭ потребностей, а стало быть, и к более полному обеспечению общественно! ных потребностей в зерне. При этом покупательский спрос выступает

как форма выражения общественных потребностей и является своеобразным регулятором зернового производства, развитие которого должно 23 оперативно реагировать на его изменения.

Под спросом на зерно следует понимать потребность для удовлетворения продовольственных, фуражных и семенных целей в стране, техническую переработку, а также создание и пополнение необходимых фондов (страховых, семенных, интервенционных и др.) и запасов. Потребность определяется на конкретный период времени в соответствии с рекомендуемыми нормами питания, нормами расхода зернового сырья

Нна производство единицы конечной продукции, расходованием семян на 1 га посева и созданием необходимых фондов.

%

тН

о

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к I

«Л* ё§! ь Е

« Я" I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

В основе лежат затраты на производство зерна. Цена определяется как денежное выражение стоимости товара, т.е. общественно необходимые затраты на ее производство.

Для продавца цена — побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цена — сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара. Связь цены с количеством продукта, которое потребители желают купить, а производители продать выражает суть закона спроса: чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот.

Помимо цены на спрос воздействуют вкусы, цены на сопряженные товары, доходы потребителей, сезонные колебания спроса, число покупателей, ожидания. Действие этих факторов в силу специфики отрасли зернового производства проявляется иначе, чем по другим продуктам. Так, вкусы потребителей в области питания, в целом, мало подвержены изменениям во времени, а хлебу, вообще, трудно найти товар-заменитель. Рацион питания человека зависит от половозрастных особенностей, а набор продуктов во многом определяется национальными особенностями и традициями, которые сложились под влиянием почвенно-климатических особенностей региона, определивших возможность производства специфичных для данной местности видов продукции.

Влияние на спрос доходов потребителей неоднозначно, поскольку зерно- и хлебопродукты — относительно дешевые продукты первой необходимости.

Сезонные колебания спроса тесно взаимосвязаны с сезонными колебаниями на зерно. Пик спроса на зерно, как и на многие сельскохозяйственные товары, приходится на первые месяцы после уборки урожая. В это время наблюдается снижение цен, и до конца января-февраля цены на зерно остаются относительно стабильными. Максимума цены достигают в весенние месяцы.

Предложения зерна и зерновой продукции на региональном уровне обеспечивается тремя группами хозяйствующих субъектов данного рынка, объединенными по отраслевой принадлежности и технологическому признаку:

1. Сельского хозяйства, которые формируют предложения на рынке зерна.

2. Зерноперерабатывающей промышленности, которые формируют предложение зерно- и хлебопродуктов.

3. Инфраструктуры зернового рынка, которые обеспечивают транспортировку, хранение и реализацию зерна и зерновой продукции.

Предложение зерна на рынке не является постоянным, поскольку на него воздействует целый ряд факторов: уровень рентабельности производства, изменение цен на ресурсы, потребляемые в производстве продукции, изменение сумм налогов и дотаций, изменение числа поставщиков сырья, изменение ожиданий производителей, наличие емкостей хранения, размер дефицита зерна в стране. Источником увеличения или сокращения предложения зерна могут стать изменения размеров посевных площадей и урожайности зерновых культур под влиянием природно-климатических условий и степени эффективности применяемых технологий производства.

Поскольку предложение зерна тесно связано с изменением производственного процесса, оно медленнее реагирует на изменение цены, чем спрос. Так, в момент поставки зерна на рынок, предложение будет

%

СО неэластичным, при этом, какой бы то ни был скачок цен в период реа-

лизации, сельскохозяйственный товаропроизводитель не увеличит свое предложение. С ростом протяженности периода эластичность предложе-М| ния будет расти.

^ Согласование между спросом и предложением происходит под воз-

5^ действием конкуренции, которая является формой соперничества и

борьбы между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения наибольшей прибыли.

На рынке зерна наличие большого числа участников, занимающихся производством зерна и зернопродуктов, куплей-продажей продукции, обеспечением и обслуживанием участников рынка, формирует его конкурентную среду, в связи с чем на данном рынке выделяют несколько сегментов, для которых характерны различные типы конкуренции.

Так, производители зерна (первичный рынок зерна) составляют рынок максимально приближенный к рынку совершенной конкуренции. Основное отличие этого типа рынка от других типов — большое число производителей и продавцов стандартной продукции при большом числе потребителей. Продавцы зерна не имеют собственной ценовой политики и не могут оказать значительного влияния на рыночную цену. В зерновую отрасль возможен как свободный приток товаропроизводителей, так и отток, однако, первичный зерновой рынок в силу широкого развития теневых операций недостаточно информационно прозрачен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприятия, производящие зерно- и хлебопродукты составляют рынок монополистической конкуренции (вторичный рынок зерна). Здесь предприятия представлены небольшими фирмами, поэтому вхождение в эту отрасль требует сравнительно незначительного первоначального капитала. В условиях монополистической конкуренции по зерновым продуктам кроме ценовой существует и неценовая конкуренция: качество продукта, реклама, льготные условия приобретения, другие формы §ЦЦ¥ стимулирования сбыта.

; Конкуренция между производителями зерна происходит под влия-

нием действия монополистической и олигополистической конкуренции ой § между потребителями продукции и поставщиками ресурсов, что в сово-

^ | купности приводит к несовершенству отношений.

^ | Следует отметить, что в условиях России с ее значительными регио-

1 нальными различиями данную проблему необходимо изучать как с позив ^ | ции макро- и микроэкономики, так и с учетом региональной специфики.

§к§ В связи с чем автором предлагается рассматривать эти процессы через

но в призму зернопроизводящих и зернопотребляющих регионов.

йо I Так, исследуя институциональную структуру, а именно, численность

к®! хозяйствующих субъектов и их распределение по отраслям и видам де-

ятельности, наличие барьеров входа на рынок новых субъектов, степень дифференциации конкурирующих товаров, прослеживаются следую-23 щие отличия.

Во-первых, поставщиками зерна помимо сельскохозяйственных предприятий стали крестьянские (фермерские) хозяйства, значительно увеличившие объемы его производства. При этом доля крестьянских (фермер-11^ ских) хозяйств в общем валовом сборе зерна в производящих регионах

растет более быстрыми темпами и в 2008 г. составила 36,4%, тогда как в со потребляющих регионах она задержалась на уровне 12,6%. Данный факт

Освидетельствует об ориентации производящих регионов на развитие альтернативных форм хозяйствования, развитие малого бизнеса.

н

о

%

(N

тН

О

(N

Во-вторых, существенным отличием является то обстоятельство, что биржевые площадки, главным образом, сосредоточены в производящих регионах. Потребляющие же регионы при желании реализовать произведенное ими зерно через биржу по более высоким ценам из-за высоких тарифов на железнодорожные перевозки, увеличивающие и без того высокий уровень себестоимости зерна в данных регионах, не получают желаемого эффекта.

В-третьих, в большинстве зернопотребляющих регионов отсутствуют оптовые посредники, способствующие развитию устойчивых связей между производителями и потребителями зерновой продукции.

В-четвертых, степень информационной прозрачности в потребляющих регионах, наиболее удаленных от центра, ниже, чем у остальных, в силу слаборазвитой производственной и рыночной инфраструктур.

Таким образом, перечисленные доводы свидетельствуют о существовании различий в производящих и потребляющих регионах, обусловленных, главным образом, скоростью происходящих процессов. В производящих регионах формируется рынок с развитой конкурентной средой, при которой обеспечивается приоритетное действие механизмов конкуренции, ограничивающих рыночную власть хозяйствующих субъектов. В потребляющих же регионах способность рынка к саморегулированию значительно ниже, и формирование полноценного рынка зерна и продуктов его переработки с конкурентной средой потребует здесь более длительного периода времени. При этом, поскольку у потребляющих регионов меньше возможностей для создания цивилизованного рынка зерна, данные регионы требуют значительной корректировки условий производства и сбыта продукции, а также мер государственного воздействия.

SS1 Яз =

«31

НА

ОЙ"

^ 1

s

«Л*

h Е

« Р I

8s!

о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Список использованной литературы

1. Алтухов А.И. Зерно России / А.И. Алтухов, А.С. Васютин. — М.: Экондс-К, 2002. — 432 с.

2. Труфанова С.В. Формирование и развитие рынка зерна в регионе: автореф. дис. ... канд. экон. наук / С.В. Труфанова. — Улан-Удэ, 2010. — 22 с.

Referenses

1. Altukhov A.I. Zerno Rossii / A.I. Altukhov, A.S. Vasyutin. — M.: Ekonds-K, 2002. — 432 s.

2. Trufanova S.V. Formirovanie i razvitie rynka zerna v regione: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk / S.V. Trufanova. — Ulan-Ude, 2010. — 22 s.

Информация об авторе

Демина Мария Петровна — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономической теории и институциональной экономики, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: onischuk-ii@isea.ru.

Author

Demina Maria Petrovna — Doctor of Economics, Professor, Chair of Economic Theory and Institutional Economy, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: onischuk-ii@isea.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.