Научная статья на тему 'Развитие предпринимательства в зерновом подкомплексе'

Развитие предпринимательства в зерновом подкомплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГИ ПО ХРАНЕНИЮ ЗЕРНОПРОДУКЦИИ / СКЛАДСКАЯ СЕТЬ / ЭЛЕВАТОР / ТОРГОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ФИРМЫ / СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ширшова И. Ю.

В работе отмечается, что особенностью современного развития предпринимательства в зерновом подкомплексе является оптимизация сбытовой деятельности зернопродукции, которая представляет собой всестороннее комплексное исследование, связанное с учетом и оценкой большого количества факторов, влияющих на экономические результаты финансовой деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательства в зерновом подкомплексе»

ШИРШОВА И.Ю.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗЕРНОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

Ширшова И.Ю., ОАО «Агрохлебпродукт», бухгалтер, e-mail: Aleksandrgunko@yandex.ru

В работе отмечается, что особенностью современного развития предпринимательства в зерновом подкомплексе является оптимизация сбытовой деятельности зернопродукции, которая представляет собой всестороннее комплексное исследование, связанное с учетом и оценкой большого количества факторов, влияющих на экономические результаты финансовой деятельности предприятия.

Ключевые слова: услуги по хранению зернопродукции, складская сеть, элеватор, торгово-посредни-ческие фирмы, сбытовая деятельность.

Коды классификатора JEL: Q 13.

Все российские предприятия, в настоящее время находятся в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся рыночной ситуации, поэтому им необходимо концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволила бы им своевременно адаптироваться к происходящим изменениям, то есть формировать эффективную предпринимательскую политику, которая обеспечила бы им рыночную устойчивость [1]. На наш взгляд, «рыночная ^ устойчивость» - это совокупность разновидностей устойчивости, характеризующая функционирование де- ^ ятельности предприятия, которая зависит от доли и типа рынка, удерживаемой им. Ь

Особое внимание стоит уделить состоянию предпринимательства в сфере производства зерновой щ продукции. Так как зерновое производство является основой продовольственного комплекса и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства, предпринимательство именно в этой сфере может иметь положи- ^ тельный социальный и экономический эффект не только для сельскохозяйственного сектора, но и для всей ¡7 экономики в целом. 00

Для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере зернового производства круг ;> проблем связан с технологией производства, организацией сбыта полученной продукции и финансирова- О нием всего процесса. Эффективность предпринимательства в зерновом подкомплексе, можно определить ^ через максимальное удовлетворение потребностей населения региона в высококачественной продукции □ при заданных производственных ресурсах. Такой критерий позволяет установить эффективность функ- О ционирования зернового подкомплекса, а также направления его развития. Для российского рынка зерна характерна неравномерность территориального размещения производства при более равномерном распределении потребителей по территории России с основными центрами потребления в крупных промышленных городах, что определяет устойчивые товарные потоки зерна.

Большинство сельскохозяйственных предпринимателей, принимая в расчет то, что производство зер- ££ на остается одним из самых рентабельных производств сельского хозяйства, выбрали его основным видом ю своей деятельности, следовательно, при разработке эффективной предпринимательской стратегии им необ- ^ ходимо учитывать множество факторов: почвенных и биологических, технологических и организационно- ^ экономических. В комплексе они составляют систему агротехнических и организационно-экономических ^ требований к выращиванию зерновых культур, то есть систему обязательных нормативов и ограничений, обусловленных особенностями зональных систем земледелия. ю

В рыночных условиях предпринимательская деятельность сельских товаропроизводителей планиру- о ется с учетом спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию, следовательно, товаропроизводители отдают предпочтение выращиванию наиболее рентабельных сельскохозяйственных культур, а это зерновые культуры, которые представлены озимой пшеницей и рожью, яровой пшеницей, ячменем, овсом, ^ гречихой, просом, зернобобовыми и другими культурами. Наибольший удельный вес среди зерновых куль- ^ тур имеет озимая пшеница, валовой сбор которой в последние годы стабильно составляет более 70% от q общего валового сбора зерновых во всех категориях хозяйств [3]. □

Уровень производства зерновой продукции в современных условиях во многом определяется состоянием § рынка ее сбыта. В последние годы для рынка зерна в крае характерным является процесс демонополиза- о ции заготовительной системы, переориентация сельхозпроизводителей на реализацию зерна по свободным £ каналам: непосредственно предприятиям мукомольно-крупяной, комбикормовой промышленности, другим g перерабатывающим предприятиям, а также на рынках, биржах, через собственную торговую сеть. Е

В условиях рыночной экономики при острой конкурентной борьбе, каждое предприятие вынуждено са- ф мостоятельно определять свое место в рыночной системе, найти рынки сырья и готовой продукции. Предприятие совместно с поставщиками и потребителями должно определять цены на сырье и готовую продукцию.

Оценка развития современного уровня рынка зерна в нашей стране показала, что существуют отдельные элементы, составляющие его суть, но они к сожалению не образуют единой взаимосвязанной экономической системы.

Акцентируя внимание на проблеме транспортного коридора, следует отметить, что удаленное расположение Ставропольского края от международных транспортных коридоров создает объективные трудности

Ш

О о

I—

ф

о ф

т

0

1

о 0)

для наращивания оборотов внешнеэкономической деятельности и продвижения ставропольских товаров и услуг на международный рынок.

Зерно используется по ряду различных направлений, различают зерно продовольственное - предназначенное для изготовления пищевых продуктов, зерно фуражное - используемое на корм скота и птицы. Обеспечение населения зерном различных видов и высококачественными продуктами его переработки расширенного ассортимента всецело зависит от уровня развития и состояния рынка.

Важными показателями, учитываемыми при организации предпринимательской деятельности, являются динамические характеристики основных каналов реализации зерновой продукции. В последние годы для рынка зерна в крае характерным является процесс демонополизации заготовительной системы, переориентация сельскохозяйственных товаропроизводителей на реализацию зерна по свободным каналам: непосредственно предприятиям мукомольно-крупяной, комбикормовой промышленности, другим перерабатывающим предприятиям, а также на рынках, биржах, через собственную торговую сеть, предприятия общественного питания, по бартеру и другие [4].

Процесс оптового товародвижения для своего осуществления требует всестороннего обслуживания и обеспечения. Оптовую и розничную торговлю прямо или косвенно обслуживают практически все рыночные институты: кроме того, товары требуют складирования и перемещения, контролируются различными организациями: органами сертификации, таможней, налоговой инспекцией.

Выбор того или иного канала сбыта должен осуществляться исходя из возможности получения максимальной прибыли, что проявляется через цену реализации. Между тем, цены на зерновую продукцию по каналам значительно разнятся, и не всегда большая ее часть сбывается по наиболее выгодному каналу, то П есть заготовительным организациям или на рынке через собственные предприятия торговли. Л) Определенные особенности организации рынка продовольственной пшеницы дает возможность отнес-0 ти его к рынкам с развитой конкуренцией, однако, по экспертным оценкам, структура оптового рынка вто® рого уровня (с федеральными границами рынка) приближает его к умеренно концентрированному. Указанная проблема зерновой отрасти, как и множество других проблем являются следствием неразвитости а рынка зерна в части создания и развития механизмов организованного сбыта.

Й Хранение зерна - важный технологический процесс, от которого зависит сохранность потребительских Ш свойств товара на достаточно длительном промежутке времени. В период сбора урожая цены на зерно, как 2 правило, минимальны. Затем они начинают постепенно расти, что компенсирует затраты владельцев зерна ° по хранению запасов [5].

□ Необходимыми условиями потребления услуги по хранению зерна является наличие места хранения

□ (хранилищ) и создание условий для сохранности количества и качества размещенного в них зерна (обес-^ печенность услугами обработки).

ф Для хранения зерна используются элеваторы, хлебоприемные пункты (ХПП), комбинаты хлебопродуктов

0 (КХП), собственные хранилища производителей зерна или хранилища других зернопроизводящих хозяйств, ф а также собственные хранилища зерноперерабатывающих хозяйствующих субъектов. Рассматриваемый вид ё услуг в соответствии с Общероссийским классификатором представляет самостоятельную группу, которая о. включает услуги по приемке, хранению, подработке, сушке и отгрузке зерна. Данный вид услуг является од® нородным по своему функциональному назначению и не имеет заменителей по цели потребления.

1 Назначение всех специализированных зернохранилищ - обеспечение сохранности количества и ка-о чества размещенного в них зерна. Однако технологический процесс хранения на элеваторе предусматри-

0 вает вертикальный способ хранения, что обеспечивает хранение зерна в течение длительного срока. В то

1 время как на ХПП и КХП используется складской метод хранения, при котором необходимое качество зерна т для производства муки сохраняется в течение 6-9 месяцев. Хранилища крупных хозяйств не могут расо сматриваться в качестве конкурентов элеваторам КХП и ХПП, так как хранение зерна на элеваторе имеет о технологические преимущества и позволяет формировать большие партии зерна.

^ При хранении зерна в ожидании повышения цен, всегда пользуются услугами элеватора, в связи с тем, о что хранение зерна на току не может обеспечить высокий уровень сохранности зерна. Хранение в элева-о торе позволяет сформировать крупные товарные партии зерна, что дает возможность увеличить стоимость о зерна на 5-10%. В Ставропольском крае насчитывается 44 элеватора, ориентированных на зоны товарного о производства зерна.

0 Построение складской сети с использованием элеваторов оказывает значительное влияние на изде-^ ржки, которые возникают при осуществлении доведения товара до потребителя, и как следствие на ко-^ нечную стоимость реализуемого товара. Проведенный анализ, показал, что при использовании одного

1 транспортные расходы по доставке зерна потребителям будут довольно высокими. В случае наличия пяти £ складов транспортные расходы будут минимальны по товароснабжению, но при этом увеличатся иные ю типы затрат, а собственно: затраты на доставку зерна на элеваторы; на управление всей этой распределительной системой. Увеличение дополнительных затрат в этом случае произошло на 61,8%, в сравнении с

^ версией в которой использовался один склад, и на 42,7%, при варианте использования двух складов. В то си время как выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товар потребителям, ц сократился всего лишь на 50 и 28% соответственно. Самым приемлемым в данном случае оказался вариант о с двумя складами.

о Проанализировав динамику отгрузок зерна из хозяйств и сезонные цены за последние годы в зерно-(Т) производящих хозяйствах Ставропольского края можно сказать, что типичная картина такова, в первые

Э7

3-4 месяца, когда цены на зерно минимальны, из хозяйства «уходит» порядка 2/3 зерна. В оставшиеся месяцы, когда цены обычно достигают высоких значений, производителям уже почти нечего продавать. При этом линейные элеваторы, способные обеспечивать высокую сохранность зерна, простаивают полупустыми и используются преимущественно для перевалки, в то время как хранение в хозяйствах приводит к значительным потерям и утрате качества зерна. На деле ситуация хуже, поскольку - в условиях все еще недостаточного развития банковского кредитования - значительная часть отгрузок из хозяйств в первые недели после уборки приходится на всевозможные бартерно - зачетные схемы по невыгодным обменным коэффициентам.

Оптимизация сбытовой деятельности субъектов предпринимательства аграрной сферы представляет собой всестороннее, комплексное исследование, которое связано с учетом и оценкой большого количества факторов, влияющих на экономические результаты финансовой деятельности предприятия [2].

Так преобладание прямых связей, т.е. транзитной формы снабжения, является причиной чрезмерного роста производственных запасов и иммобилизации финансовых и материальных ресурсов. Для преодоления этого положения необходима сеть оптовых посредников. Именно посредники обеспечивают оптимальную систему товаропотоков, используя рыночный механизм саморегулирования. Посредничество осуществляет интерфейс (сопряжение) оптовых продавцов с оптовыми покупателями: для товаропроизводителей поставки могут выполняться с учетом их режима производственного материалопотребления, а для розничных продавцов - с учетом изменения покупательского спроса.

Из изложенного, следует, что важнейшей задачей является проведение объективно обоснованных расчетов и создание разветвленной сети торгово-посреднических фирм, активно участвующих в развитии товарных рынков, выполняющих информационно-рекламные, транспортно-экспедиторские, внешнеэконо-

ЛИТЕРАТУРА

СП

мические, производственные и другие инфраструктурные услуги товаропроизводителям и другим оптовым покупателям товаров производственного и личного потребления. ^

Базисное правило заключается в том, что посредники могут использоваться, когда они будут "наиболее щ эффективным звеном" в осуществлении одной (или более) из нижеследующих функций:

1. Продажа и продвижение (заключение большого количества некрупных по объемам сделок со срав- ^ нительно низкими затратами для потребителей). 21

2. Процесс закупки и формирования ассортимента товара (потребители часто покупают у оптовых Ш фирм, потому что эти фирмы работают с широким кругом производителей и могут поэтому предло- ]> жить широкий набор необходимых товаров из едкого источника).

3. Сокращение стоимости перевозок (посредники обычно покупают товары в больших количествах и щ имеют скидки на перевозку). □

4. Услуги по консультированию (предпродажное и послепродажное обслуживание). О

Каждый товаропроизводитель должен знать общее количество посредников, а из них выделить необхо- .

димое количество для собственной торговли (сбытовой сети). Это общее количество посредников связано ^

с уровнем удовлетворения спроса. Торговые посредники осуществляют свою деятельность в разных точках £

рыночного пространства с разным логистическим потенциалом для данного вида продукции, а поэтому с ^ различной интенсивностью товародвижения. Вследствие этого проданная продукция будет иметь разную

эффективность реализации продукции у разных посредников. Данное обстоятельство позволяет опреде- $

лить оптимальное распределение данной продукции или продукции данного товаропроизводителя среди х

посредников. ^

Итак, предпринимательскую политику можно считать эффективной, когда выполняется полное и q своевременное материальное обеспечение производства всеми необходимыми в каждый данный момент

средствами производства и при этом соблюдается запланированный режим, а издержки находятся на кон- $

курентно-способном уровне. При нарушении первого параметра, то есть отклонение от цели возникают о

прямые потери, соизмеримые или несоизмеримые с издержками производственной инфраструктуры. При о

нарушении второго параметра возникают косвенные потери, четко фиксируемые и измеримые на всех ста- ^

диях товародвижения. о

I_

о

1. Дроздова Т.А. Формирование стратегии сельскохозяйственных предприятий / Т.А.Дроздова, Е.А. Тарасо- о ва //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 4. С. 18-22. о

2. КоролевЮ.Б. Менеджмент в АПК /Ю.Б. Королев, В.Д. Коротнев, Г.Н. Кочеткова, Е.Н. Никифорова // Мос- ol ква, 2003. 420с. s

4. Кравцов С.А. Зерновое хозяйство России: Проблемы и пути устойчивого развития / С.А. Кравцов, Е Ю.М.Захаров //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2004. № 2. С. 15-18. ф

5. Логинов В.Г. Регулирование продовольственных рынков / В.Г. Логинов // Аграрная наука. 2002. № 5. >s С. 4-8. §

6. Нечаев В. Методика определения эффективности производства зерна / В. Нечаев //АПК: экономика, уп- ф равление. 2000. № 2. С. 72-77. s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.