Научная статья на тему 'Формирование рынка зерна и его конкурентной среды'

Формирование рынка зерна и его конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЗЕРНА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ЗАКУПОЧНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / СУБЪЕКТЫ РЫНКА / ПРОИЗВОДИТЕЛИ / ПОТРЕБИТЕЛИ / УРОЖАЙНОСТЬ ЗЕРНОВЫХ / GRAIN MARKET / COMPETITIVE ENVIRONMENT / PURCHASING INTERVENTION / MARKET INFRASTRUCTURE / DEMAND / SUPPLY / MARKET ACTORS / PRODUCERS / CONSUMERS / GRAIN YIELD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Юрий Иванович

Статья раскрывает особенности формирования отечественного рынка зерна и его конкурентной среды, дается характеристика основных субъектов рынка и степень их влияния на рыночные отношения с учетом специфики природных и экономических условий, отражена роль государственных закупочных интервенций и их влияние на зерновой рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation Of The Grain Market And Its Competitive Environment

The article reveals the peculiarities of the domestic grain market and its competitive environment, the characteristic of the main subjects of the market and the degree of their impact on market relations, taking into account the specificity of natural and economic conditions, reflects the role of the public purchasing interventions and their impact on the grain market.

Текст научной работы на тему «Формирование рынка зерна и его конкурентной среды»

Новиков Ю.И. Формирование рынка зерна и его конкурентной среды // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№1(4) январь-март. - URL http://e-journaLomgau.ru/index.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/241-00068. - ISSN 2413-4066 УДК 631.15

Новиков Юрий Иванович

Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ui. novikov@omgau.org

Формирование рынка зерна и его конкурентной среды.

Аннотация: Статья раскрывает особенности формирования отечественного рынка зерна и его конкурентной среды, дается характеристика основных субъектов рынка и степень их влияния на рыночные отношения с учетом специфики природных и экономических условий, отражена роль государственных закупочных интервенций и их влияние на зерновой рынок.

Ключевые слова: рынок зерна, конкурентная среда, закупочные интервенции, инфраструктура рынка, спрос, предложение, субъекты рынка, производители, потребители, урожайность зерновых.

Основой рыночных отношений выступает взаимный интерес между производителями и потребителями, способствующий наращиванию объемов производства с одной стороны, и побуждающий рационально использовать продукцию с другой. В таких условиях формируются так правило все рынки продуктов питания, в том числе и рынок зерна.

По структуре рынки подразделяют по следующим критериям: по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынки материальных благ и услуг, средств производства, научно-технических разработок, ценных бумаг, рабочей силы и др.); по товарным группам (товаров производственного назначения, народного потребления, продовольственных товаров, сырья и материалов и др.).

Рынки подразделяют также по отраслям производства - источникам товарных ресурсов (аграрный - сельскохозяйственной продукции, машин и оборудования, материалов, энергоносителей и другие).

Для исследования аграрного и ряда других рынков, продукция которых производится на обширной территории и повсеместно потребляется важное значение имеет территориальный критерий их классификации. В соответствии с ним выделяют рынки (внутрирегиональные, межрегиональные, республиканские, межреспубликанский, международные (мировые)).

В условиях экономической свободы, субъектами рынка, через механизм взаимодействия спроса и предложения решаются три основных вопроса функционирования экономических отношений: что производить, какими средствами, и для какого потребителя.

Под рынком зерна мы понимаем функционирование зернового хозяйства, которое помимо обменных операций включает все товарно-денежные отношения, регулирующие

производство, сбыт и потребление зерна, формирующие связи между субъектами зернового рынка.

Основными признаками развитого рынка являются: платежеспособный и удовлетворенный спрос, объединение производителей, посредников и поставщиков, невмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность отдельных субъектов рынка.

Началом формирования правовых основ зернового рынка России с присущей ему конкурентной средой было положено отменой, существовавшей в период планового ведения народного хозяйства, монополии государства, на закупки зерна. В 1991 г., после упразднения Агропрома, Госснаба и Госплана Российской Федерации торговля зерном в стране начала постепенно выходить из-под контроля государства. Важное для формирования зернового рынка России имело принятие закона Российской Федерации «О зерне» (1993 г.), указа Президента РФ «О либерализации зернового рынка России» (1993 г.) и некоторых других правовых актов.

С 1994 г. зерновой рынок охватил почти всю территорию России, а коммерческие фирмы стали торговать всеми видами зерна. На сельскохозяйственных рынках, в том числе и рынке зерна товаропроизводители в значительном числе случаев самостоятельно реализуют полученную продукцию. Чаще всего причиной этого является желание сельскохозяйственных предприятий и хозяйств избежать прямых и вмененных материальных издержек, связанных с оплатой подобных услуг, а также с потерями на разнице реализационных цен.

В 1990-е годы зерновой рынок формировался в условиях неблагоприятной экономической ситуации, вызванной либерализацией цен на средства производства и услуги, а также внешнеторговой деятельности, резким сокращением объемов капитальных вложений, расстройством финансово-кредитной системы, снижением платежеспособного спроса населения.

Этот процесс сопровождался катастрофическими последствиями в виде непрерывного спада производства зерна и ухудшения его качества. Созданный в дореформенный период производственный потенциал зернового хозяйства постепенно утрачивался, снижались основные показатели зерновой отрасли.

В современных условиях субъектами рынка зерна являются его товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, мелкие и крупные российские зерновые фирмы. По мере развития зерновой торговли направления деятельности коммерческих фирм, оперирующих на зерновом рынке, меняются. Первоначально торговля зерном в России носила ярко выраженный, спекулятивный характер. Зерно покупалось по низкой, а перепродавалось по значительно более высокой цене.

По мере развития рынка зерна разница между ценой его покупки и продажи уменьшалась и для успешного функционирования фирм на рынке появилась необходимость иметь более значительные средства. Вследствие этого в условиях конкуренции мелкие фирмы стали вытесняться более крупными.

Поскольку операции по перепродаже зерна становились все менее выгодными, частные фирмы начали постепенно переходить к участию в его переработке, а также расширять сферу предоставляемых услуг.

Важным условием развития и функционирования свободного рынка зерна является постоянный и увеличивающийся спрос объемов потребления на него. Под спросом понимают потребность в зерне для продовольственных целей, в семенном и в фуражном зерне, для последующей переработки, а так же для создания и пополнения резервных фондов и стратегических запасов.

Различают совокупный спрос, количественное выражение общей потребности зерна в мире (стране, регионе) и неудовлетворенный спрос, отрицательная разница между предложением зерна и совокупным спросом.

Спрос на зерно характеризуется своей нестабильностью. Он подвержен влиянию таких факторов как:

- демографические: численность и рост населения, потребление на душу населения;

- политические: санкции, гуманитарная помощь, эмбарго, продовольственная безопасность;

- экономические: эффективность производства на 1га. посевной площади; уровень цен на рынке; рентабельность и др.

- технологические: норма высева на 1 га.; нормы расхода зерна в перерабатывающих отраслях на производство единицы конечного продукта; норма расхода фуражного зерна на производство единицы животноводческой продукции.

Идет активный процесс формирования конкурентной среды на зерновом рынке. Особенности природных и экономических условий страны определяют специфику отечественного зернового рынка, на котором преобладают крупные землепользователи, с большим объемом производимого зерна и многоотраслевые хозяйствах с развитым растениеводством и животноводством.

Основным, стабильным каналом реализации зерна в стране являются государственные интервенции занимающие боле 60%. Увеличение и расширение каналов сбыта на зерновом рынке и продуктов его переработки является главным условием формирования рыночных отношений и развития ранка в целом.

Крупные перерабатывающие предприятия и хлебоприемные пункты (элеваторы) осуществляют закупки зерна для создания больших товарных партий, проводят первичную подработку и переработку зерна в муку, крупу, комбикорм и др.

Хлебоприемные пункты располагают собственной базой для долгосрочного хранения зерна, имеют лаборатории для проведения исследований зерновой продукции, располагают пунктами и оборудованием для приемки и отгрузки товарных партий. Они являются основными операторами зернового рынка в стране.

Сельскохозяйственные организации, производящие зерно составляют рынок свободной конкуренции. Особенностью этого типа рынка от других типов является наличие большого числа производителей и продавцов однотипной продукции при большом числе потребителей.

В этом случае производители зерна вынуждены соглашаться с ценой рынка, и не в состоянии диктовать свои условия. Они не имеют собственной ценовой политики и не могут оказывать существенного влияния на рыночную цену.

Неотъемлемой частью реализации функционирования рыночного механизма являются товарные биржи, которые выполняют функции обеспечения контактов между покупателями и продавцами в ходе которых формируются цены и оформляются сделки купли-продажи.

В современных рыночных условия, для производителей зерна, главной задачей, наряду с производством продукции высокого качества, является его реализация и увеличение спроса потребителей.

В последние годы значительно снизились закупки в федеральный и региональный фонды зерна твердых и сильных пшениц, хотя в отдельные годы их производимого в стране вполне достаточно для продовольственных целей. Однако из-за несовершенного экономического механизма и недостатков в функционировании зернового рынка потребность в нем не удовлетворяется, а часть валового сбора зерна качественной пшеницы даже расходуется на корм скоту.

При увеличении материальных и особенно энергетических затрат производство зерна превосходит по рентабельности большинство других отраслей сельского хозяйства. Соотношение цен на пшеницу, муку и хлеб складываются не в пользу производителей зерна. Неоправданная большая часть конечной цены достается посредникам и розничной торговле. Однако не следует считать, что такое соотношение цен свойственно только российскому зерновому рынку. На рынке ЕС цена зерна составляет только 5-7% от розничной цены хлеба.

В этой связи для улучшения условий реализации зерна необходимо всемерное развитие кооперации и агропромышленной интеграции, объединяющих на взаимовыгодных экономический условиях зерновое хозяйство, хранение зерна, его переработку и последующую реализацию конечной продукции.

Исходя из современной ситуации, сложившейся на зерновом рынке, можно предположить, что в ближайшей перспективе крупные товарные зернопроизводящие хозяйства способны организовать зерновые региональные ассоциации (компании), объединяющие на кооперативной основе производство, хранение, транспортировку и переработку зерна. При этом, естественно, не следует исключать возможность каждого товаропроизводителя искать собственный рынок сбыта зерна, в том числе и по прямым связям.

Действующий Гражданский кодекс и другие нормативные акты создали необходимую правовую основу, регулирующую оборот товаров, выполнение работ, оказание и движение денежных средств в условиях современной экономики России. Законодательно установлено, что сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителей и реализуются ими по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды.

Полная свобода товаропроизводителей, равно как и других владельцев зерна, в выборе каналов его реализации, наличие условий для формирования рыночной цены и обеспечение свободного перемещения товара согласно договору, является важнейшей чертой развитых зерновых рынков всех стран.

Нормальное функционирование и развитие зернового рынка возможно только при условии создания комплексной системы правовых, экономических, организационно-административных мер, ограждающих всех его участников от административного произвола местных властей.

Перспективы развития зернового рынка России характеризуется ее высоким экспортным потенциалом, основанном на наличии экспортных ресурсов зерна и на спросе на него в странах ближнего и дальнего зарубежья. Для развития экспортного потенциала России как долгосрочного приоритетного направления необходима государственная поддержка. Она должна осуществляться через субсидирование транспортных расходов, снятие таможенных пошлин, возврата налога на добавленную стоимость и ряда других мер.

В условиях развития зернового рынка и повышения его открытости в связи с вступлением большинства стран в ВТО, возрастает значение защиты отечественных товаропроизводителей зерна от конкуренции импортной продукции.

Ссылки на источники:

1. Алтухов А.И., Васютин А.С. Зерно России. - М.: Экондс-К, 2002. - 432 с.

2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность. Разделы 1 и 2 / А.В. Гордеев, О.А. Масленникова, Д.Ф. Вермель, А.И. Алтухов и др. - М.: МГФ «Знание». Раздел 1, 2000. - 544 с. Раздел 2, 2001. - 480 с.

3. Рекомендации по регулированию производства и рынка зерна, сахара, говядины, свинины, мяса птицы, молока /Алтухов А.И., Силаева Л.П., Кундиус В.А., Магомедов А.Н., Осипов А.Н., Куропаткин А.Н., Жидков С.А., Винничек Л.Б., Гончарова Н.З., Новиков Ю.И. и др. - Научное издание / Пермь, 2006.

Yury Novikov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Formation Of The Grain Market And Its Competitive Environment

Abstract: The article reveals the peculiarities of the domestic grain market and its competitive environment, the characteristic of the main subjects of the market and the degree of their impact on market relations, taking into account the specificity of natural and economic conditions, reflects the role of the public purchasing interventions and their impact on the grain market.

Keywords: grain market, competitive environment, purchasing intervention, market infrastructure, demand, supply, market actors , producers, consumers, grain yield .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.