УДК 380.13
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЗЕРНА © Лидия Сергеевна Бакуменко
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры мировой и национальной экономики; ООО «Управляющая компания АГРО-Инвест», аналитик производственного отдела, e-mail: bakumenko@rambler.ru
Актуальность статьи определяется тем, что после того как сборка нового урожая зерна завершена, самый важный вопрос: как сохранить его, чтобы избежать потерь и излишних затрат. Стало быть, зерно подлежит хранению, возможно, в течение длительного времени. Для этой цели используются зернохранилища или элеваторы. Потребность в услугах качественного хранения зерновых есть у всех производителей и потребителей данного вида продукции - агрофирм, фермеров, частных предпринимателей и их ассоциаций, промышленных комбинатов, заводов. Целью статьи является обоснование проблемы формирования хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий. Для достижения поставленной цели решены задачи: проанализировать техническую модернизацию имеющихся и строительство новых производственных мощностей по хранению зерновых и других сельскохозяйственных культур; рассмотреть вопрос создания в регионе высокоэффективной элеваторной промышленности, обладающей долгосрочным, в т. ч. экспортным, потенциалом экономического роста.
Ключевые слова: конкурентоспособность; инфраструктура рынка зерна; предпринимательские структуры.
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке [1].
Вследствие повышенной температуры в период налива и созревания зерна в Центрально-Черноземном регионе подавляющее количество партий зерна озимой пшеницы, даже при высоком уровне клейковины, имеют невысокое ее качество (ИДК > 100), что является причиной выбраковки партий из числа продовольственных. Таким образом, соединение природных и макроэкономических условий привело к неблагоприятной ситуации в целом:
- зерно в подавляющем большинстве низкого качества, соответственно низкая цена;
- вследствие плохой реализации зерна хозяйства в значительно меньшем объеме закупают семена, удобрения и средства защиты растений.
За период 2009-2012 гг. долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести до 70 %.
Хлебоприемные и зерноперерабатывающие предприятия служат промежуточным звеном между производителями и торговлей. В силу своей производственной, технологической и экономической обособленности они являются самостоятельным элементом зернопродуктового подкомплекса и от их эффективного функционирования зависит эффективность работы всего изучаемого подкомплекса, а в конечном счете, и уровень жизни населения.
Производители зерна вынуждены реализовывать большую часть урожая непосредственно после завершения уборки, т. е. в период наиболее низких цен. А неудовлетворительные условия хранения ведут к количественным и качественным потерям зерна, снижая эффективность использования средств бюджетной поддержки [2].
Сложившаяся схема размещения мощностей по хранению зерна сформировалась в период плановой экономики. Тогда сельхозпроизводители были обязаны везти зерно на
конкретные элеваторы, а значительные мощности создавались исходя из условия последующего централизованного распределения зерна. После приватизации элеваторы заняли фактически монопольное положение по отношению к сельхозпроизводителям и, как следствие, резко увеличили ставки на свои услуги [3].
Сельхозпроизводители стали по минимуму пользоваться услугами элеваторов. А сокращающееся поступление зерна на элеваторы привело к росту постоянных издержек и дальнейшему росту тарифов на их услуги. И в результате издержки по хранению и подработке зерна на большинстве действующих элеваторов экономически не выгодны для сельхозпроизводителей. Они предпочитают хранить значительную часть своей продукции на зерноскладах в хозяйствах, подвергая зерно высоким рискам утраты как его качества, так и его количества.
Между тем емкости для хранения зерна имеются у многих участников зернового бизнеса. Среди них элеваторы, хлебоприемные пункты, комбинаты хлебопродуктов, хранилища зернопроизводящих хозяйств и зерноперерабатывающих хозяйствующих субъектов (крупоцеха, мелькомбинаты, комбикормовые заводы, свиноводческие комплексы, птицефабрики, предприятия - производители пива).
Основные мощности хранения сконцентрированы в сельхозорганизациях (86 %). А вот в крестьянско-фермерских хозяйствах они хотя и активно увеличиваются, но не соответствуют вкладу последних в валовой сбор и реализацию зерна [3] (табл. 1).
Значительная часть сельхозпроизводителей не имеет необходимой техники для послеуборочной обработки зерна и сушилок
для послеуборочной сушки зерна перед закладкой на хранение.
На низкий технологический уровень существующих мощностей по хранению указывают и данные о хранении зерна интервенционного фонда, 30 % его объема размещено в складах напольного хранения. А на каждом четвертом из проверенных элеваторов выявлены нарушения условий хранения (замачивание зерна, зараженность зерна амбарными вредителями, несоблюдение температурного режима хранения зерна, проникновение птиц в хранилище и т. д.). Прослеживается стабильно отрицательная динамика качественного состояния зерна интервенционного фонда.
Модернизация старых зернохранилищ, прежде всего напольного хранения, является экономически не целесообразной. Конструкция таких складов не соответствует современным технологиям и не может обеспечить конкурентоспособную стоимость и качество хранения зерна для сельхозпроизводителей. Инфраструктура должна развиваться так, чтобы снижалась зависимость сельхозпроизводителей от политики линейных элеваторов. А это предполагает ориентацию на приоритетное создание зернохранилищ именно у сельхозпроизводителей. Такой путь обеспечит сохранность зерна и возможность его реализации в период наиболее благоприятных цен [4].
Именно об этом свидетельствует и мировой опыт. Отмечается, что в США на долю фермерских зернохранилищ приходится 60 % всех мощностей хранения, на местные элеваторы - 30, терминальные - 7, портовые - 1,9, прочие - 1,1 %. Такая структура представляется специалистам оптимальной, т. к. минимизирует транспортные издержки для фер-
Таблица1
Ввод в действие производственных мощностей в 2009 г.
(тыс. т единовременного хранения)
Зерносклады механизированные Всего за счет строительства новых и реконструкции действующих предприятий В т. ч. за счет:
строительства новых предприятий реконструкции действующих предприятий
Белгородская область 1,5 1,5 -
Курская область 0,3 0,3 -
Липецкая область 10,0 10,0 -
Орловская область 77,0 77,0 -
Тамбовская область 3,4 3,4 -
меров, создает возможности реализации зерна в период наиболее благоприятных цен. Кроме того, она учитывает количество оборотов зерна на различных типах элеваторов. Для хранения зерна в фермерских хозяйствах используются металлические вертикальные силоса, которые зачастую размещаются непосредственно в поле, чтобы сократить транспортные издержки [3].
Есть еще одна крайне важная особенность системы сбыта зерна в США, которую надо иметь в виду, - высокий уровень кооперативных отношений. Около 35 % всех фер-меров-зернопроизводителей входят в зерносбытовые кооперативы. Последние имеют в своем распоряжении свыше 4000 местных элеваторов (около 38 % всех элеваторных мощностей страны), обеспечивают реализацию около 40 % валового сбора и почти 15 % экспортных поставок зерна. В кукурузном поясе зерновые кооперативы, владея емкостями для хранения зерна в объеме 60 млн т, реализуют свыше 120 млн т в год.
Аналогичная ситуация в Канаде, где фермерским кооперативам принадлежат местные элеваторы (аналог российских линейных элеваторов). Они размещены в 1300 пунктах, и 75 % их мощностей принадлежит фермерским кооперативам, каждый из которых обслуживает в среднем 60 хозяйств в радиусе 15-20 км. Во Франции зерносбытовые кооперативы обеспечивают реализацию до 60 % зерна [3].
Что касается бюджетной поддержки легко возводимых хранилищ, то она должна рассматриваться как дополняющая мера. Речь в данном случае может идти о временном хранения фуражного зерна в хозяйстве и формировании партий зерна для последующей реализации.
Для Тамбовской области, как и для всей России в целом, производство зерна - традиционная отрасль, и ее развитие определяет не только доступность хлебопродуктов, но и эффективность животноводства, а доходы от реализации зерна формируют большую часть прибыли сельскохозяйственных производителей зерна.
Производство зерна носит сезонный характер. Большие массы зерна накапливаются в очень короткие сроки, исчисляемые днями. Потребление же зерна происходит ежедневно в течение года. Следовательно, в области
необходимо иметь запасы зерна, которые бы удовлетворяли ежедневную потребность в зерне и продуктах его переработки всех потребителей. Созданием таких запасов и занимается элеваторная промышленность; она не только принимает в свои хранилища зерно, но и проводит значительную работу по обеспечению его длительной и качественной сохранности при исключении неоправданных количественных потерь. В хлебообороте региона, который связан с движением зерна от производителя до потребителя, элеваторная промышленность занимает центральное место.
По состоянию на 1 января 2009 г. в Тамбовской области насчитывается 20 зерновых элеваторов и хлебоприемных предприятий (все они относятся к категории базисных -для хранения оперативных запасов зерна), общей емкостью единовременного хранения
1045.0 тыс. т, в т. ч. складские емкости -
636.0 тыс. т и элеваторные мощности -409 тыс. т.
На предприятиях элеваторной промышленности имеется 55 сушильных агрегатов (газовых, работающих на дизельном топливе) общей суточной производительностью 40,5 тыс. т. Элеваторы и хлебоприемные предприятия (далее - ХПП) Тамбовской области в основной своей массе были построены до 60-х гг. прошлого столетия, а элеваторам Сампурского, Сосновского и Уваровско-го районов области уже более 100 лет. Самым современным элеватором области является открытое акционерное общество «Ни-кифоровский элеватор», расположенное в Никифоровском районе и введенное в эксплуатацию в 2006 г. [5]. Сельскохозяйственные организации и крестьянско-фермерские хозяйства области на начало 2009 г. располагали 865 складскими помещениями, предназначенными для временного (оперативного) хранения семенного фонда, зернофуража и зерна для последующей реализации. Общая емкость складских помещений сельскохозяйственных товаропроизводителей области (всех форм собственности) составляет
1,1 млн т. Для длительного хранения зерна, в т. ч. отгрузки железнодорожным транспортом, склады не приспособлены, основное их назначение - перевалочное.
В 2008 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями области произведено
3,1 млн т зерна (в физическом весе); в 2009 -2,71 млн т. Таким образом, по предварительным расчетам, в области необходимо строительство дополнительных мощностей по приемке и хранению (на срок от 1 года до 2,5 лет) зерновых и масличных культур в объеме 1-1,5 млн т. Процесс этот должен быть поэтапным. Он может быть рассчитан на срок более 3 лет [5].
Можно выделить основные проблемы, стоящие перед элеваторной промышленностью области:
- высокая степень физического и морального износа основных производственных фондов большинства элеваторов и ХПП области;
- техническое отставание от среднемирового уровня, чем объясняется невысокая конкурентоспособность элеваторной промышленности области;
- недостаточная механизация технологических процессов;
- высокий уровень ресурсоемкости основных технологических процессов и недостаточно эффективное применение энергосберегающих технологий;
- недостаток собственных оборотных средств;
- сложности в процессе обеспечения качественных параметров зерна при хранении;
- недостаточная оснащенность современным оборудованием (расходными материалами) производственно-технических лабораторий (ПТЛ) большинства элеваторов и ХПП области;
- устаревшая, а в ряде случаев пришедшая в негодность, элеваторная инфраструктура: подъездные пути, коммуникации, складские помещения, весовое оборудование и пр.;
- невысокий уровень оплаты труда в отрасли;
- дефицит в квалифицированных кадрах по специальностям (направлениям) «Технология обработки, хранения и переработки зерновых культур», «Технологии и оборудование зерноперерабатывающих производств», «Оперативный учет на предприятиях хранения и переработки зерна», «Организация работы производственно-технических лабораторий на современных предприятиях хранения и переработки зерна» и др.; отсутствие в регионе средних и высших профессиональных учебных заведений, готовящих кадры для элеваторной (зерноперерабатывающей) промышленности [5].
Несмотря на положительную динамику отдельных показателей развития элеваторной промышленности последних 4-5 лет, проблема развития мощностей для хранения зерна остается не решенной. В целях обеспечения необратимого характера развития данного направления агропромышленного комплекса, возникает необходимость применения программно-целевого метода [6].
Система основных программных мероприятий, планируемых к реализации в элеваторной промышленности, разработана исходя из направлений, определенных приоритетами развития агропромышленного комплекса Тамбовской области и стратегией социально-экономического развития региона на период до 2020 г. (Закон области от
29.04.2009 № 512-3) [5]. Общий объем финансирования составляет 4908,38 млн руб. и осуществляется за счет источников, указанных в табл. 2.
Расчет потребности в кредитных (заемных) ресурсах для целей строительства новых и реконструкции (модернизации) имеющихся производственных мощностей в элеваторной и зерноперерабатывающей промышленности области приведен в табл. 3.
Таблица 2
Объем финансирования Тамбовской области
Источник финансирования Объем финансирования, млн руб.
Всего: 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Общий объем финансирования 4908,38 1917,76 2232,56 758,06
Внебюджетные источники: на реализацию инвестиционных проектов 4737,0 1789 2201 747
на подготовку кадров 1,6 0,4 0,7 0,5
Областной бюджет 66,48 25,06 30,86 10,56
Областная адресная инвестиционная программа (в пределах выделенных лимитов) 28,2 28,2
Федеральный бюджет 103,3 103,3 - -
Таблица 3
Расчет потребности в кредитных (заемных) ресурсах
Наименование показателя 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Потребность в кредитных ресурсах (кредитное финансирование), млн руб. 1252,3 1540,7 523
Сумма субсидирования (1/5 ставки рефинансирования) ЦБ РФ, млн руб. 25,0 30,8 10,5
Совершенно очевидно, что нерегулируемые рынки не в состоянии эффективно работать в пользу государственных интересов. Поэтому основные задачи исполнительной власти в развитии регионального рынка складских свидетельств видятся в осуществлении координирующих функций участников республиканского рынка складских свидетельств, т. к. сельхозпроизводители часто не возвращают кредиты, а зерноперерабатывающие предприятия не платят за полученное зерно.
Что касается макроэкономических целей по повышению эффективного функционирования хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий, то главными из них, по нашему мнению, являются следующие:
- в целях защиты интересов зернопроизводителей предотвращение демпинговой реализации зерна во время сбора урожая;
- включение в оборот обездвиженного регионального зернового фонда в качестве предмета залога и одновременное создание условий для производственной загрузки региональных зерноперерабатывающих предприятий;
- обеспечение круглогодичного равномерного поступления денег в регион для ритмичного финансирования сезонных работ сельскохозяйственных предприятий и их поставщиков;
- сокращение дефицита денежной массы за счет использования складских свидетельств.
Необходимы мероприятия по регулированию рынка зерна для стабилизации рынка зерна и повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.
Основными направлениями рынка зерна являются:
1) сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей и потребителей зерна;
2) увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
3) стимулирование движения зерна из удаленных регионов Российской Федерации в регионы потребления.
Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» при снижении или росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию.
В основе залоговых операций лежит заключение опционных контрактов, дающих право поставки определенного количества зерна на уполномоченные (сертифицированные) элеваторы, отобранные на конкурсной основе [6].
В целях своевременного осуществления государственных закупочных, товарных интервенций и залоговых операций Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется разработка прогнозного баланса спроса и предложения зерна по видам, а также мониторинг цен на зерновом рынке. На основе баланса и мониторинга цен принимаются решения об объемах проведения закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций на рынке зерна.
При проведении закупочных интервенций и залоговых операций предполагается участие только производителей зерна в части продажи (залога) зерна собственного производства.
При проведении товарных интервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы [6].
Осуществляются государственные мероприятия по регулированию рынка мяса для повышения конкурентоспособности российской мясной продукции для обеспечения им-портозамещения на внутреннем рынке. Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по повышению качества отечественной продукции растениеводства, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвести-
ции для расширенного производства продукции растениеводства.
1. Сухова М.Ю. Сравнительная характеристика управления АПК // Вестник Тамбовского университет. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 2 (82). С. 77-85.
2. Скрынник Е. Материалы совещания о ходе проведения государственных закупочных интервенций на рынке зерна. 16.03.2009. иКЬ: http://www.agronews.ru
3. Зерно после интервенций портится на складах. Что делать? // Крестьянские ведомости, 2010. 13 апр. С. 1-8.
4. О долгосрочной целевой Программе развития элеваторной промышленности Тамбовской
области на 2010-2012 годы: постановление администрации Тамбовской области от
19.11.2009 г. № 1374. С. 2-10. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
5. Пилипюк В. Л. Технология хранения зерна и семян. М., 2009.
6. Радюкова Я.Ю., Якунина И.Н. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в контексте обеспечения реализации национально-государственных интересов России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 2 (82). С. 36-42.
Поступила в редакцию ^^^QlQ г.
UDC 380.13
FORMATION PROBLEMS OF INFRASTRUCTURE OF GRAIN MARKET
Lidia Sergeyevna Bakumenko, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of World and National Economics Department, JSC “Managing Company Agro Invest”, Analyst of Production Department, e-mail: bakumenko@rambler.ru
Article urgency is defined by the fact when harvesting is finished, the most important question appears: how to keep it and avoid losses and excessive expenses. Consequently grain can be stored for a long period of time. For this purpose granaries or elevators are used. All manufacturers and consumers of the given production - agrofirms, farmers, private businessmen and their associations, industrial complexes, factories have the requirement for qualitative storage service. The purpose of the article is the substantiation of problem of formation of cereal receiving stations and grain mills. For the achievement of the object the next problems are solved: analysis of technical modernization of available and building of new capacities of grain storage and other crops; consideration of the problem of creations in region highly effective elevators production, which has long-term, including export, potential of economic growth.
Key words: competitive ability; infrastructure of grain market; entrepreneurs structures.
УДК 641.5S
ПОЛЬЗА И ВРЕД ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ © Александра Викторовна Комарова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры финансов, e-mail: zip_zest@mail.ru
Предложенный взгляд на проблему распространения и воздействия на окружающую среду ГМО, а также характеристика отношения к ГМО в странах Западной Европы и США доказывают необходимость рассмотрения данной проблемы в свете принятия «Доктрины продовольственной безопасности». Ключевые слова: генетически модифицированные организмы (ГМО); биобезопасность; трансгенный
Монсанто (Monsanto Company) - транснациональная компания, мировой лидер биотехнологии растений. Основная продукция -генетически модифицированные (ГМ) семена кукурузы, сои, хлопка, а также самый распространенный в мире гербицид «Раундап». Основанная Джоном Фрэнсисом Куини в
1901 г. как чисто химическая компания, «Монсанто» за последние сто лет эволюционировала в концерн, специализирующийся на высоких технологиях в области сельского хозяйства. Ключевым моментом в этой трансформации стал 1996 г., когда «Монсанто» одновременно выпустила на рынок пер-