УДК 371(470.343) ББК Ч403(2Рос.Мар)
И.В. АЛМЕТЕВА, А.Г. ИВАНОВ, А.А. ФИЛОНОВ ЗЕМСКАЯ ШКОЛА В МАРИЙСКОМ КРАЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА*
Ключевые слова: народное образование, земская школа, учительские кадры, учащиеся, всеобщее обучение, Марийский край.
В статье рассматривается история создания и развитие сети земских школ в Марийском крае в начале XX в. как составной части системы светского образования в стране. Прослеживаются основные направления деятельности земств в уездах с марийским населением Казанской, Вятской и Нижегородской губерний по распространению земских училищ. Выявляются специфические особенности формирования контингента учащихся и учительских кадров, а также организации учебного процесса в условиях многонационального региона в мирное и военное время.
Во второй половине XIX - начале XX вв. в Марийском крае, как и в целом в стране, начальное школьное образование приобрело подлинно массовый народный характер благодаря, в первую очередь, деятельности земств. Великие реформы бО-70-х гг. XIX в. изменили жизнь всего российского общества. Новые веяния втягивали в свою орбиту и регионы, населенные нерусскими народами. В это время происходило два процесса. Во-первых, начался рост самосознания народов и складывания наций; во-вторых, возросло общение между народами, которое становилось более широким и тесным [13. С. 5]. Эти реформы привели к резкому возрастанию запроса на школу и образование, придали им более демократический и гуманный характер. Они вызвали высокий запрос на учебные заведения различного типа, начиная с начальных школ и заканчивая высшими учебными заведениями [2. С. 115].
В начале ХХ в. светский характер начального школьного образования имел определяющее значение и в развитии народной системы образования Марийского края, о чем наглядно свидетельствует абсолютное преобладание различных типов школ светского ведомства (земские, начальные профессиональные училища, воскресно-повторительные классы и школы, училища Министерства народного просвещения) над школами духовного ведомства (церковноприходские, миссионерские и монастырские школы, а также школы грамоты). Наиболее быстрыми темпами росла численность земских школ [2. С. 277].
Одной из важнейших просветительских задач конца XlX - начала XX в., которую всецело отстаивали земства, стало введение всеобщего обучения. Впервые вопрос об этом был выдвинут земствами еще в начале 70-х гг. XIX в., и тогда же под влиянием земских ходатайств заинтересовалось им и Министерство народного просвещения [3. С. 391].
Значительные денежные отчисления на расширение сети земских школ были сделаны в начале XX в. Так, в Яранском уезде Вятской губернии в 1914 г. расходы на народное образование составляли 50% от общей сметы уезда. По сведениям исследователя В.Б. Помелова, расходы каждого из уездных земств Вятской губернии превосходили соответствующую статью расхода большинства российских земств, «многие из которых располагали более крупными средствами, нежели вятские земства». В 1901 г. первое место по затратам на народное образование занимало Московское уездное земство (207,2 тыс. руб.), седьмое - Уржумское (128,0 тыс. руб.), восьмое - Яранское (116,9 тыс. руб.).
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Республики Марий Эл. Проект № 16-11-12002 «Марийская школа во второй половине XIX - начале XX веков: исторический опыт».
Выдвижению уездных земств способствовало участие губернского земства, которое активно включилось в дело народного образования с 1891 г. [4. С. 569; 28. С. 72-75]. Начиная с середины 90-х гг. XIX в. и другие губернские земства стали все больше внимания уделять народному образованию. Например, в Казанской губернии всеми земствами на школы было выделено: в 1884 г. -168 956 руб., в 1894 г. - 202 353 руб., в 1904 г. - 267 874 руб. [14. С. 14].
В начале XX в. вопрос о всеобщем обучении был поставлен уже самим правительством. 3 мая 1908 г. был принят закон «Об отпуске 6 900 000 рублей на нужды начального образования» [27. С. 681]. К 1908 г. во многих губерниях и уездах были составлены планы введения всеобщего обучения, и с этого времени планомерно, с субсидиями от казны начиналось его введение. С 1908 г. всеобщее обучение стали внедрять в 122 уездных земствах, куда входил и Козьмодемьянский уезд [1. С. 54, 58]. Министерство народного просвещения согласно закону от 3 мая 1908 г. назначило Козьмодемьянскому уездному земству пособие в 19 500 руб. [15. С. 16]. Осенью того же года было открыто 10 новых земских училищ. Согласно плану, утвержденному чрезвычайным уездным земским собранием 18 декабря 1908 г., в Козьмодемьянском уезде предполагалось введение всеобщего обучения [21. С. 30].
Принятые правительственные меры в целом совпадали с намерениями земств по введению всеобщего обучения и открытию новых училищ. Так, если в 1905 г. в Козьмодемьянском уезде насчитывалось 34 училища, то в 1915 г. - 66; в Царевококшайском уезде в 1905 г. - 58, а в 1915 г. - 83; в Уржумском уезде в 1905 г. - 43, а в 1915 г. - 82; в Яранском уезде в 1905 г. - 37, в 1915 г. - 67, а в Васильском уезде и в 1905 г., и 1915 г. - 5 училищ. Всего в Марийском крае в 1905 г. было 195 земских училищ, а в 1915 г. - 324 училища [2. С. 272].
Начальные школы, в том числе и земские училища, отличались многонациональным составом учащихся. Несомненный интерес в этой связи представляет Козьмодемьянский уезд, где основную массу населения составляли русские, марийцы и чуваши. В 1905 г. здесь доминировали марийские училища, составлявшие по удельному весу 38,9%. В 1915 г. уже преобладали чувашские школы, составлявшие 46,4%. Количество русских училищ было небольшим. Смешанные училища составляли лишь 14,7%. В Царевококшайском уезде, наоборот, преобладали смешанные русско-марийские училища. В частности, в 1905 г. из 63 училищ, подведомственных Министерству народного просвещения по этническому признаку, 14 были русскими (22,2%), 12 - марийскими (19,1%), 37 - смешанными (58,7%) [5. Л. 14; 25. С. 29]. В Уржумском и Яранском уездах основной контингент училищ был русским и смешанным, а марийские училища встречались крайне редко. В Васильском уезде все училища являлись смешанными, и контингент учащихся по этнической принадлежности состоял из числа русских и марийцев [2. С. 149-150].
Особое место в учебных заведениях занимал вопрос о преподавательском составе. Новые открывающиеся училища необходимо было обеспечить учительскими кадрами. Между тем главное препятствие в решении данного вопроса заключалось «в недостаточном содержании» преподавателей. Еще в 1903 г. Царе-вококшайский уездный училищный совет отмечал, что выпускники Казанской учительской семинарии, уроженцы уезда, «поступают в Царевококшайский уезд за недостаточным содержанием и совершенным отсутствием прибавок за выслугу лет крайне неохотно». Например, из пяти уроженцев Царевококшайского уезда, окончивших учительскую семинарию, только один поступил на работу в свой уезд, да и он через год написал заявление об уходе в другой уезд и другую губернию. В 1913-1917 гг. среди молодых преподавателей наблюдался большой отток из начальных училищ. Это было связано с тем, что для получения более высокооплачиваемой работы учителя поступали в учительские институты, а учи-
тельницы - на различные курсы, где готовили учительниц высших начальных училищ и гимназий. В это же время многие учителя-мужчины были мобилизованы в действующую армию на действительную военную службу. Это привело к значительному сокращению учительского состава. Все более ощущалась нехватка даже «кандидатов» и «заместителей». Поэтому в двухкомплектных земских училищах вынужден был вести занятия всего один преподаватель. Временами из-за болезни учителей занятия вообще не проводились. Об этом свидетельствует ситуация в Козьмодемьянском уезде, где к 1916/1917 учебному году вакантными оставались 12 преподавательских должностей. Земства в таких ситуациях вынуждены были в некоторых случаях брать на работу лиц, не имевших свидетельства на учительское звание. Ситуация была очень сложной. В этой связи весьма примечательным представляется, что министр народного просвещения А.А. Мануйлов 24 марта 1917 г. в срочном порядке обращается к начальникам всех учебных заведений Казанского округа с предложением беспрепятственно принимать в учебные заведения, в случае возбуждения соответствующих ходатайств, бывших учащих (т.е. учителей. - Авт.), которые «понесли наказание по политическим и религиозным делам как в административном, так и в судебном порядке». С этого времени при приеме на работу у преподавателей не требовали предоставления сведений о политической благонадежности и не делали никаких запросов по этому вопросу [2. С. 161-162].
В начале ХХ в. в земских школах учительские кадры усиленно пополнялись выходцами из различных социальных слоев, в том числе из марийских крестьян. Земский учитель стал весьма заметной фигурой, пользовавшейся заслуженным авторитетом не только среди своих учеников, но и среди их родителей. По первому зову взрослых и детей земские учителя приходили к ним на помощь, вели среди них разъяснительные беседы, знакомили с различными новшествами и становились очень «нужными на селе людьми». В частности, в годы Первой мировой войны при Мало-Сундырском земском училище Козьмодемьянского уезда в 1916-1917 гг. законоучителем А.С. Агеносовым и учительницами С.И. Ласточкиной, А.П. Аргентовой, учителем А.М. Ониковым среди местного населения было прочитано более 20 лекций, связанных с вопросами «народной трезвости за время настоящей войны», характеристикой военной обстановки, причинами и предпосылками войны, планами воюющих сторон и другими военными событиями [17. С. 176-177].
Примечательно и то, что в начале XX в. значительно улучшилась подготовка преподавательского состава земских училищ. Так, в Козьмодемьянском уезде в 1915-1916 гг. насчитывалось всего 243 преподавателя, из которых 62 человека (25,2%) были законоучителями, 61 человек (25,1%) - учителями-предметниками и 120 человек (49,4%) - учительницами-предметниками. Из 181 преподавателя специальное педагогическое образование имели 82 (45,3%), среднее образование - 59 (32,6%), низшее образование - 40 (22,1%) [11. Л. 16-18].
В 1912-1913 гг. в Царевококшайском уезде в земских и министерских училищах на учительской работе состояло 106 преподавателей. Из них специальное педагогическое образование имели 16 человек (4 учителя и 12 учительниц), что составляло 15%; среднее образование - 16 учительниц (15%); с низшим образованием, но получившим подготовку на педагогических курсах - 14 человек (6 учителей и 8 учительниц), или 13%, и с низшим образованием - 60 человек (30 учителей и 30 учительниц), или 57% [26. С. 46].
В Уржумском уезде в 1914 г. в земских и министерских училищах работали 482 преподавателей, из которых 346 человек (71,7%) закончили средние учебные заведения, 38 человек (7,8%) - специальные педагогические учеб-
ные заведения, 69 человек (14,3%) - низшие учебные заведения и педагогические курсы, 29 человек (6%) - низшие учебные заведения [16. С. 247, 318].
Характерно и то, что в рассматриваемое время в земских школах наметились заметные изменения в гендерном соотношении среди учительского состава, что было связано с постепенной феминизацией преподавательского корпуса. Так, в сравнительном плане в Козьмодемьянском уезде в 1871 г. удельный вес учительниц составлял 9,0%, в 1881/1882 учебном году - 36,1%, в 1891/1892 учебном году - 52,6%, в 1900/1901 учебном году - 67,9%, 1911/1912 учебном году - 60,9% [6. Л. 3об.-4; 8. Л. 27об.; 9. Л. 9об.; 22. С. 32]. Схожая картина наблюдалась и в других уездах, в частности Яранском уезде, где в 1875 г. на долю учительниц приходилось 14%, в 1895 г. - 79%, а в 1915 г. - 84% [20. С. 29].
По нашим наблюдениям, уездные земства все более предпочитали принимать на вакантные места учительниц. Уржумская управа, в частности, свой выбор объясняла тем, что учительницы «обладая большим терпением и мягкостью столь необходимыми в первоначальном обучении, могут принести больше пользы, нежели помощники, и притом содействуют привлечению девочек в школу». Вместе с тем изменение семейного положения учительниц, связанного с замужеством, влекло за собой увольнение из училищ без всяких объяснений. Такое положение было особенно характерно для второй половины XIX в. Лишь в начале XX в. произошли некоторые изменения во взгляде на замужество учительниц. Например, в 1907 г. Царевококшайским земством было разрешено оставаться на должности вышедшим замуж учительницам в том случае, если они проживали с мужем в том же селении, где находилось училище. При этом семейные обстоятельства не должны были мешать нормальному ведению учебной работы [2. С. 176].
Престижность учительского труда в это время определялась не только высоким его общественным признанием, но и в известной мере системой мер материального поощрения. Учительский труд, в особенности в земских школах, поощрялся достаточно высоким уровнем заработной платы и различными надбавками за педагогический стаж работы, функционированием пенсионных касс, обеспечением бесплатным жильем и другими льготами.
В рассматриваемое время в Марийском крае заметно увеличилась численность учеников начальных школ, что обусловливалось многими причинами. Среди них не последняя роль принадлежала естественной тяге представителей различных сословных групп, в том числе марийских крестьян, к получению их детьми знаний и грамотности. Следует подчеркнуть, что земские училища края имели в большинстве своем многонациональный состав учащихся. Так, среди учащихся Козьмодемьянского уезда в 1895 г. большинство составляли выходцы из числа марийцев - 678 человек (42,1%), затем по количеству учащихся шли русские - 469 (29,1%) и чуваши - 464 (28,8%). Ситуация меняется через 10 лет, когда в 1905 г. марийцы и чуваши по количеству учащихся распределялись поровну - 1184 (38,7%) и 1103 (36%), а число русских детей составляло 776 (25,3%). К тому же необходимо отметить, что в 1915 г. учащихся-чувашей становится больше [7. Л. 25-25об., 28об.-29; 10. Л. 19-19об.; 12. Л. 8об.; 18. Л. 12об.; 23. С. 76; 24. С. 42].
По нашим подсчетам, в Царевококшайском уезде на протяжении второй половины XIX - начала XX вв. в училищах преобладали школьники-марийцы. В 1895 г. в этом уезде их насчитывалось 1285 человек (55,6%). Соответственно на долю русских приходилось 44,2%, и всего 0,2% занимали представители других национальностей (татары, евреи, поляки). К 1905 г. показатели несколько изменились. Учащихся из числа русских было 1746 человек (41,0%), марийцев -2499 человек (58,6%), татар - 19 человек (0,4%) [5. Л. 70об.-73].
Существенные изменения в системе образования в стране, в том числе и в Марийском крае, произошли в феврале 1917 г. В ведение земств было передано заведование школьным делом не только по хозяйственным, но и по учебным вопросам. Земства, города и общественные учреждения 8 мая 1917 г. получили право открывать учебные заведения всех типов для совместного обучения. Была проведена перестройка управления местных учреждений Министерства просвещения - упразднялись городские, уездные и губернские училищные советы, их функции передавались земским управам и городским думам. По постановлению Временного правительства от 20 июня 1917 г. «Об объединении в целях введения всеобщего обучения учебных заведений разных ведомств в ведомстве Министерства народного просвещения» все церковноприходские школы, в том числе Марийского края, были переведены в ведение уездных земств. В Козьмо-демьянском уезде в новое ведомство были переданы 52 церковноприходские школы, в Царевококшайском уезде - 72 школы [19. Л. 1, 125-126об., 146-147; 29. С. 89-90].
Таким образом, введение и распространение сети земских школ стало настоящим прорывом в деле светского школьного строительства в Марийском крае. Впервые была создана подлинно народная школа для всех сословных групп населения края. В многонациональных уездах крестьянские дети на родном языке по месту своего жительства имели реальную возможность получить начальное светское образование. Увеличение количества школ и учащихся сопровождалось ростом светских учительских кадров, получивших специальное педагогическое образование в различных типах образовательных учреждений губернских и уездных городов. Укрепление материально-финансовой базы и заботливое отношение к труду земского учителя являлись залогом расширения и расцвета земской школы в крае в начале XX в.
Литература
1. А.Ч. Введение всеобщего обучения и земские финансы // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. XLVII. СПб., 1913.
2. Алметева И.В. История начального школьного образования в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Йошкар-Ола, 2006. 314 с.
3. Веселовский Б.Б. Всеобщее обучение и земство // Юбилейный земский сборник / под ред. Б.Б. Веселовского и З.Г. Френкеля. СПб., 1914. 467 с.
4. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. СПб., 1909. Т. 1. 209 с.
5. Государственный архив Республики Марий Эл (далее - ГА РМЭ). Ф. 18. Оп. 1. Д. 467.
6. ГА РМЭ. Ф. 49. Оп. 1. Д. 234.
7. ГА РМЭ. Ф. 49. Оп. 1. Д. 291.
8. ГА РМЭ. Ф. 49. Оп. 1. Д. 736.
9. ГА РМЭ. Ф. 49. Оп. 1. Д. 978.
10. ГА РМЭ. Ф. 49. Оп. 1. Д. 1540.
11. ГА РМЭ. Ф. 49. Оп. 1. Д. 1640.
12. ГА РМЭ. Ф. 96. Оп. 1. Д. 3.
13. Гончаренко Л.Н. Города Среднего и Нижнего Поволжья во второй половине XIX века (социально-экономическое исследование) / ЧГПУ. Чебоксары, 1994. 192 с.
14. Железнякова Ю.Е. Земская школа Казанской губернии: 1865-1917 гг.: автореф. дис... канд. ист. наук. Казань, 2002. 19 с.
15. Журналы 45-го очередного Козьмодемьянского уездного земского собрания, состоявшегося 20, 21 и 22 сентября 1909 года, и чрезвычайных, состоявшихся 30 апреля и 20 июня 1909 года. Козьмодемьянск: Тип. Г.П. Зубкова, 1910.
16. Журналы Уржумского уездного земства с XLVIII очередной сессии с 20 по 29 сентября 1914 г. и чрезвычайных сессий 26-27 ноября 1914 г. и 13 января 1915 г. Уржум: Тип. Ф.П. Окише-ва, 1915. 1767 с.
17. Иванов А.Г. Мало-Сундырской школе - 175 лет (документы и материалы к истории народного образования) // Марийский археографический вестник. 1997. № 7. С. 161 - 179.
18. Национальный архив Республики Татарстан (далее - НА РТ). Ф. 160. Оп. 1. Д. 1059.
19. НА РТ. Ф. 160. Оп. 1. Д. 2053.
20. Обзор деятельности Яранского уездного земства по отделам: народному образованию, медицине и раскладке. Со времени введения земства 1867 - 1912 гг. Из дипломного сочинения П.Ф. Лыскова. Яранск: Скоропечатная тип. А.Н. Глушкова, 1914. 115 с.
21. Отчет Козьмодемьянской уездной земской управы о деятельности ее по управлению делами, подлежащими ведению земства, и о состоянии уездного земского хозяйства за время с 1-го сентября 1908 г. по 1-е сентября 1909 г. Козьмодемьянск: Тип. Г.П. Зубкова, 1910.
22. Отчет Козьмодемьянской уездной земской управы о деятельности ее по управлению делами, подлежащими ведению земства, и о состоянии уездного земского хозяйства за время с 1-го июля 1911 г. по 1-е июля 1912 г. Козьмодемьянск: Тип. Г.П. Зубкова, 1912.
23. Отчет Козьмодемьянской уездной земской управы за 1894-1895 год. Казань: Типография Губернского правления, 1896. 167 с.
24. Отчет Козьмодемьянской уездной земской управы о деятельности ее по управлению делами, подлежащими ведению земства, и о состоянии уездного земского хозяйства за время с 1-го июля 1914 года по 1-е июля 1915 года. Козьмодемьянск: Тип. Г.П. Зубкова, 1916. 171 с.
25. Отчет о действиях Царевококшайской уездной земской управы XXXI очередному Царе-вококшайскому уездному земскому собранию с 1 июля 1894 г. по 1 июля 1895 г. Казань: Типолитография А.А. Родионова, 1896. 427 с.
26. Отчет Царевококшайской уездной земской управы о состоянии уездного земского хозяйства за время с 1 июля 1912 г. по 1 июля 1913 г. 49-му очередному Царевококшайскому уездному земскому собранию. Казань. Типо-литография М.А. Семенова, 1913. 312 с.
27. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3 (1881-1913). СПб., 1911. Т. 28 (1908). Ч. 1. 1008 с.
28. Помелов В.Б. Приоритетность финансирования сферы просвещения как одна из особенностей деятельности земств Волго-Вятского региона // Земское самоуправление: организация, деятельность, опыт: материалы науч. конф., посвящ. 135-летию Вятского земства. Киров, 2002. С. 71-78.
29. Постановление Временного правительства об объединении, в целях ведения всеобщего обучения, учебных заведений разных ведомств в ведомстве Министерства народного просвещения // Начальное обучение. 1917. № 7-8. С. 89-90.
АЛМЕТЕВА ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
ИВАНОВ АНАНИЙ ГЕРАСИМОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
ФИЛОНОВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
I. ALMETEVA, A. IVANOV, A. FILONOV
TERRITORIAL SCHOOL IN THE MARI REGION AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Key words: national education, territorial school, teacher's specialists, pupils, general education, Mari region.
In the article development of territorial school in the Mari region at the beginning of the XX century as a component of system of secular education in the country is considered. The main activities of zemstvo's in counties with the Mari population of Kazan, Vyatka and Nizh-ny Novgorod provinces on distribution of territorial schools are traced. Specific features of formation of the contingent of pupils and teacher's specialists, organization of educational process in the conditions of the multinational region in peace and a wartime come to light.
References
1. A.Ch. Vvedenie vseobshchego obucheniya i zemskie finansy [Introduction of general education and territorial finance]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Magazine of the Ministry of national education]. St. Petersburg, 1913, part XLVII.
2. Almeteva I.V. Istoriya nachal'nogo shkol'nogo obrazovaniya v Mariiskom krae vo vtoroi polo-vine XIX - nachale XX vv. [History of primary school education in the Mari region in the second half of XIX - the beginning of the 20th centuries]. Yoshkar-Ola, 2006, 314 p.
3. Veselovskii B.B. Vseobshchee obuchenie i zemstvo [General education and zemstvo]. In: Ve-selovskiy B.B., Frenkel' Z.G., eds. Yubileinyi zemskii sbornik [Anniversary territorial collection]. St. Petersburg, 1914, 467 p.
4. Veselovskii B.B. Istoriya zemstva za soroklet [History of zemstvo during forty years], T. 1. St. Petersburg, 1909, 209 p.
5. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 18. Op. 1. D. 467 [State Archives of the Repub-
lic of Mari El. Archive 18. Anagraph 1. Document 467].
6. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 49. Op. 1. D. 234 [State Archives of the Repub-
lic of Mari El. Archive 49. Anagraph 1. Document 234].
7. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 49. Op. 1. D. 291 [State Archives of the Repub-
lic of Mari El. Archive 49. Anagraph 1. Document 291].
8. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 49. Op. 1. D. 736 [State Archives of the Repub-
lic of Mari El. Archive 49. Anagraph 1. Document 736].
9. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 49. Op. 1. D. 978 [State Archives of the Repub-
lic of Mari El. Archive 49. Anagraph 1. Document 978].
10. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 49. Op. 1. D. 1540 [State Archives of the Republic of Mari El. Archive 49. Anagraph 1. Document 1540].
11. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 49. Op. 1. D. 1540 [State Archives of the Republic of Mari El. Archive 49. Anagraph 1. Document 1640].
12. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 96. Op. 1. D. 3 [State Archives of the Republic of Mari El. Archive 96. Anagraph 1. Document 1].
13. Goncharenko L.N. Goroda Srednego i Nizhnego Povolzh'ya vo vtoroi polovine XIX veka (sot-sial'no-ekonomicheskoe issledovanie) [The cities of Central and Lower Volga area in the second half of the XIXth century (social and economic research)]. Cheboksary, 1994, 192 p.
14. Zheleznyakova Yu.E. Zemskaya shkola Kazanskoi gubernii. 1865-1917 gg. Avtoref. dis... kand. ist. nauk [Territorial school of the Kazan province: 1865-1917. Abstract of PhD thesis]. Kazan, 2002, 19 p.
15. Zhurnaly 45-go ocherednogo Koz'modem'yanskogo uezdnogo zemskogo sobraniya, sosto-yavshegosya 20, 21 i 22 sentyabrya 19309 goda i chrezvychainykh, sostoyavshikhsya 30 aprelya i 20 iyunya 1909 goda [Magazines of the 45th regular Kozmodemyansky district territorial meeting which took place on September 20, 21 and 22, 1909 and extraordinary, taken place on April 30 and on June 20, 1909]. Koz'modem'yansk, 1910.
16. Zhurnaly Urzhumskogo uezdnogo zemstva s XLVIII ocherednoi sessii s 20 po 29 sentyabrya 1914 g. i chrezvychainykh sessii 26-27 noyabrya 1914 g. i 13 yanvarya 1915 g. [Magazines of the Urz-humsky district zemstvo from the XLVIII regular session from September 20 to September 29, 1914 and extraordinary sessions on November 26-27, 1914 and on January 13, 1915]. Urzhum, 1915, 1767 p.
17. Ivanov A.G. Malo-Sundyrskoi shkole - 175 let (dokumenty i materialy kistorii narodnogo obrazova-niya) [Malo-Sundyrsky school - 175 years (documents and materials to history of national education)]. Ma-riiskii arkheograficheskii vestnik [Mari arkheografichesky messenger], 1997, no 7, pp. 161-179.
18. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Tatarstan. F. 160. Op. 1. D. 1059 [The National Archives of the Tatarstan Republic. Archive 160. Anagraph 1. Document 1059].
19. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Tatarstan. F. 160. Op. 1. D. 2053 [The National Archives of the Tatarstan Republic. Archive 160. Anagraph 1. Document 2053].
20. Obzor deyatel'nosti Yaranskogo uezdnogo zemstva: po otdelam narodnomu obrazovaniyu, meditsine i raskladke. So vremeni vvedeniya zemstva 1867-1912 gg. Iz diplomnogo sochineniya P.F. Lyskova [Review of activity of the Yaransky district zemstvo on departments to national education, medicine and apportion. Since introduction of a zemstvo in 1867-1912. From the degree composition of P.F. Lyskov]. Yaransk, 1914, 115 p.
21. Otchet Koz'modem'yanskoi uezdnoi zemskoi upravy o deyatel'nosti ee po upravleniyu delami, podlezhashchimi vedeniyu zemstva, i o sostoyanii uezdnogo zemskogo khozyaistva za vremya s 1-go sentyabrya 1908 g. po 1-e sentyabrya 1909 g. [The report of the Kozmodemyansky district territorial justice on her activities for administration, being authority a zemstvo and about a condition of district territorial economy in time from September 1st, 1908 to September 1st, 1909]. Koz'modem'yansk, 1910.
22. Otchet Koz'modem'yanskoi uezdnoi zemskoi upravy o deyatel'nosti ee po upravleniyu delami, podlezhashchimi vedeniyu zemstva, i o sostoyanii uezdnogo zemskogo khozyaistva za vremya s 1-go iyulya 1911 g. po 1-e iyulya 1912 g. [The report of the Kozmodemyansky district territorial justice on her activities for administration, being authority a zemstvo and about a condition of district territorial economy in time from July 1st, 1911 to July 1st, 1912]. Koz'modem'yansk, 1912.
23. Otchet Koz'modem'yanskoi uezdnoi zemskoi upravy za 1894-1895 god [The report of the Kozmodemyansky district territorial justice for 1894-1895]. Kazan, 1896, 167 p.
24. Otchet Koz'modem'yanskoi uezdnoi zemskoi upravy o deyatel'nosti ee po upravleniyu delami, podlezhashchimi vedeniyu zemstva, i o sostoyanii uezdnogo zemskogo khozyaistva za vremya s 1-go iyulya 1914 goda po 1-e iyulya 1915 goda [The report of the Kozmodemyansky district territorial justice on her activities for administration, being authority a zemstvo and about a condition of district territorial economy in time from July 1st, 1914 to July 1st, 1915]. Koz'modem'yansk, 1916, 171 p.
25. Otchet o deistviyakh Tsarevokokshaiskoi uezdnoi zemskoi upravy XXXI ocherednomu Tsare-vokokshaiskomu uezdnomu zemskomu sobraniyu s 1 iyulya 1894 g. po 1 iyulya 1895 g. [Report on
actions of the Tsarevokokshaysky district territorial justice to the XXXI regular Tsarevokokshaysky district territorial meeting from July 1, 1894 to July 1, 1895]. Kazan, 1896, 427 p.
26. Otchet Tsarevokokshaiskoi uezdnoi zemskoi upravy o sostoyanii uezdnogo zemskogo kho-zyaistva za vremya s 1 iyulya 1912 g. po 1 iyulya 1913 g. 49-mu ocherednomu Tsarevokokshaiskomu uezdnomu zemskomu sobraniyu [Report of the Tsarevokokshaysky district territthorial justice on a condition of district territorial economy in time from July 1, 1912 to July 1, 1913 to the 49th next Tsarevokokshaysky district territorial meeting]. Kazan, 1913, 312 p.
27. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii. Sobranie 3 (1881-1913) [Complete collection of laws of the Russian Empire. Meeting 3 (1881-1913)]. St. Petersburg, 1911, vol. 28 (1908), part 1, 1008 p.
28. Pomelov V.B. Prioritetnost' finansirovaniya sfery prosveshcheniya kak odna iz osobennostei deyatel'nosti zemstv Volgo-Vyatskogo regiona [Priority of financing of the sphere of education as one of the features of activity of zemstvo's of the Volga-Vyatka region]. Zemskoe samoupravlenie: organiza-tsiya, deyatel'nost', opyt: materialy nauch. konf, posvyashch. 135-letiyu Vyatskogo zemstva [Proc. of. Sci. Conf. «Territorial self-government: organization, activity, experience»]. Kirov, 2002, pp. 71-78.
29. Postanovlenie Vremennogo pravitel'stva. Ob ob"edinenii, v tselyakh vedeniya vseobshchego obucheniya, uchebnykh zavedenii raznykh vedomstv v vedomstve Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [The resolution of Provisional government on association, for conducting general education, educational institutions of different departments in department of the Ministry of national education]. Nachal'noe obuchenie [Elementary education], 1917, no. 7-8, pp. 89-90.
ALMETEVA IRINA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Russian History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.
IVANOV ANANY - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of Russian History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.
FILONOV ALEKSANDR - Candidate of Historical Sciences, Senior Teacher of Russian History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.
Ссылка на статью: Алметева И.В., Иванов А.Г., Филонов А.А. Земская школа в Марийском крае в начале XX века // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 2. - С. 13-20.