ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 37-055.2"19"(470.343) ББК Ч403(А 512)
И.В. АЛМЕТЕВА, А.Г. ИВАНОВ, А.Ю. АЛМЕТЕВА
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА*
Ключевые слова: Среднее Поволжье, Марийский край, женское образование, земское училище, училище Министерства народного просвещения, прогимназии, гимназии.
На основе опубликованных и архивных источников впервые рассматриваются проблемы становления и развития женского образования в светских школах Марийского края. Особенности социально-политического, экономического, культурного развития различных регионов нашей страны оказывали большое влияние на развитие школьного образования. Первые опыты обучения девочек в школах, открытых Министерством народного просвещения, были предприняты в первой четверти XIX в. После реформ 60-х годов XIX в. школа стала доступна для широких слоев населения, произошел процесс увеличения числа обучающихся девочек в начальных школах Марийского края. Большую популярность получили земские училища, где для привлечения девочек в программу включали специальные занятия рукоделием, а также открывали отдельные женские школы. Большую роль в приобщении к школе и грамотности не только мужского, но и женского населения сыграла система Н.И. Ильминского, которая ввела преподавание на родном языке среди нерусских народов. В начале XX в. для подготовки местных педагогических кадров были открыты два средних женских учебных заведения. Царевококшайская и Козьмодемьянская женские гимназии сыграли заметную роль в подготовке учительских кадров для народных школ и училищ края, стали образовательными и культурными центрами.
На развитие школьного образования, в том числе и женского, большое влияние оказывали особенности социально-политического, экономического культурного развития губерний и уездов Среднего Поволжья, составной частью которого являлась и территория Марийского края. С вхождением марийских земель в состав Российского государства царская власть стремилась приобщить нерусские народы, в том числе и марийцев, к русской культуре и православию. Была проведена целая система мероприятий, которая включала в себя различные материальные поощрения, строительство церквей и монастырей на местах проживания «инородцев», а также открытие при них школ. Со второй половины XVIII в. начинаются попытки организации церковного и светского образования. Были открыты первые школы - Царевококшайская «новокрещенская» марийская школа (1749 г.) и Козьмодемьянское малое народное училище (1791 г.).
Начальные основы грамотности крестьянские дети луговых и горных мари, в том числе и девочки, стали получать в марийских сельских приходских училищах. По инициативе местных священников в 1821 г. в Царевококшай-ском уезде открывается Моркинское училище, а в 1822 г. в Козьмодемьян-ском уезде - Мало-Сундырское училище. В первый год в Моркинское училище удалось собрать 11 мальчиков и 3 девочек. В Мало-Сундырском приходском училище в 1823 г. учились 26 человек (20 мальчиков и 6 девочек)
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта № 16-11-12002.
[20. Л. 5]. Таким образом, можно утверждать о том, что женское образование в Марийском крае берет начало в первой четверти XIX в.
Вторая половина XIX - начало XX вв. явились переломным периодом в истории образования. Реформы 60-х годов XIX в. сформировали новую образовательную среду, школа стала доступна для широких слоев населения. Появляются новые начальные и средние женские учебные заведения, женские высшие курсы. Общественность активно обсуждает возможность обучения женщин в высшей школе совместно с мужчинами.
В это время женское население Марийского края также начинает проявлять заинтересованность в получении грамотности. В Козьмодемьянском уезде в начале 60-х гг. XIX в. начинается «религиозное движение» горных мари, во главе которого стояли грамотные марийские крестьяне. Оно охватило не только мужское, но затронуло и часть женского населения. Многие девушки, научившись читать, писать и считать, стали делиться своими знаниями с соплеменниками, просвещая их. Как отмечал священник К.И. Нечаев, девушки, отказавшись от служения богу, посвящали свою деятельность «образованию девиц своей деревни» [10. С. 328]. Некоторые в дальнейшем стали учителями марийских школ.
Марийские девушки не только преподавали, но и приложили немало усилий по открытию училищ. Например, инициаторами открытия Козьмодемьян-ского городского инородческого женского училища были две марийские девушки, которые 30 мая 1869 г. обратились к казанскому архиепископу Антонию с просьбой открыть женский монастырь в Козьмодемьянском уезде. Вскоре после этого при местном Мало-Сундырском училище была организована женская община и школа. Мария Максимова, получившая образование в Мало-Сундырском училище, стала учительницей. В конце 1870 г. в данную школу ходили 15 девушек, в 1871/1872 учебном году в школе было 25 девочек, в 1872/1873 учебном году - 40, а в 1874 г. - до 50. В ноябре 1874 г. в результате визита козьмодемьянского купца и мецената Ивана Матвеевича Зубкова было принято решение о расширении учебного помещения женской школы и переводе ее в город Козьмодемьянск, где для нее был построен трехэтажный деревянный дом. Весной 1875 г. школа переехала в город Козьмодемьянск, а с 1876 г. она была переведена в ведение земства. В Козьмодемьянское инородческое женское училище могли поступать все желающие получить грамоту девушки. Количество учениц год от года росло: в 1880 г. - 50 девочек, в 1885 г. -55 девочек, 1890 г. - 84 девочки [3. Л. 53]. Данное учебное заведение пользовалось большой популярностью. Учиться приходили из самых отдаленных деревень: Тушнал (18 верст), Пурнаш (30 верст), Емангаш (25 верст), Отар (15 верст), Юнга Ядрина (35 верст), Чувакина (30 верст), села Малое Карачкино (30 верст) [4. Л. 35-35об.]. Для них было устроено отдельно от школы помещение, где они могли жить.
В рассматриваемое время система школьного образования состояла из школ светского и духовного ведомств. Несмотря на рост численности учебных заведений, образование детей «инородцев» тормозилось отсутствием родного языка в учебном процессе. Внедрение «христианской» просветительской системы Н.И. Ильминского в 1870 г. позволило ввести преподавание на родном языке, появились книги и учебники на языке нерусских народов, большое внимание стали уделять и подготовке учительских кадров, стараясь определять в «инородческие» школы учителей, знающих язык учащихся.
Первоначально система Н.И. Ильминского получила распространение в школах духовного ведомства. Вскоре преподавание на родном языке вводится и в школах Министерства народного просвещения.
На территории Марийского края во второй половине XIX - начале XX вв. большую популярность получают земские школы, где программа и методы преподавания давали прочные знания. Для привлечения девочек в женские и смешанные училища в школьную программу включали уроки рукоделия. Обучение рукоделию со стороны учительниц являлось делом добровольным. Этот труд никак не оплачивался. Земство тратило лишь 60 руб. в год на приобретение материалов по рукоделию для раздачи их учащимся. Учили самым необходимым в домашнем быту рукодельным работам: шитью, вязанию и плетению кружев. Исключением являлось Козьмодемьянское городское женское училище, где имелась «особая учительница» рукоделия и она получала во второй половине XIX в. жалование в 120 руб., в начале XX в. - 156 руб. в год. В данном учебном заведении была создана специальная программа по рукоделию, где уроки были расписаны по отделениям: в первом отделении учились вязанию на спицах и тамбурному вязанию - 1 урок в неделю, во втором отделении - тамбурному вязанию по узору, вышиванию по канве - 2 урока в неделю, в третьем отделении - вышивали по канве узором, строчкой по полотну, вязали филе, платки и другие рукоделия из шерсти, ириса; занимался шитьем - делали разнообразные швы для работы с бельем, шили рубашечки, детские платья и т.д. - 3 урока в неделю [21. С. 44].
Увеличивается количество учениц в школах светского ведомства. Так, в 1870-1871 гг. в Козьмодемьянском уезде училось 406 мальчиков (89,6%) и 47 девочек (10,4%), всего 453 человека, а в 1910 г. - 2843 мальчика (70,5%) и 1191 девочка (29,5%), всего 4034 человека. В Царевококшайском уезде в 1870-1871 гг. насчитывалось 628 мальчиков (94%) и 40 девочек (6%), всего 668 человек, в 1905 г. в Царевококшайском уезде насчитывался 2751 учащийся, из них 2233 мальчика (81,2%) и 518 девочек (18,8%) [9. Л. 252об.-253; 11. Л. 13об.; 19. С. 50].
Многие родители не желали отпускать своих дочерей на обучение из-за отсутствия школ для девочек. Начиная с 80-х гг. XIX в. на территории Марийского края земства стали создавать отдельные женские училища. Так, Козьмодемьянское земство в 1889 г. открывает сразу три женских училища: Вило-вато-Вражское, Мало-Сундырское и Чермышевское. Вместе с тем земствам содержать две школы (мужскую и женскую) в одном селении было невыгодно, поэтому вскоре стали создавать училища для детей обоего пола. К тому же увеличение числа учительниц примирило крестьян со смешанными училищами. «Они охотно отдают учиться девочек и в смешанное училище, если в нем преподает учительница или «тетинька», как в большинстве говорят дети» [18. С. 725]. В начале XX в. смешанные училища стали наиболее распространенными типами учебных заведений.
Женские средние учебные заведения в провинциальных городах России распространение получают в начале XX в. На территории Марийского края в 1905 г. были открыты сразу два средних женских учебных заведения -это Царевококшайская и Козьмодемьянская женские прогимназии.
Царевококшайская четырехклассная женская прогимназия была преобразована из трехклассного городского женского училища 20 июня 1905 г.
[7. Л. 9]. 1 сентября 1908 г. был открыт пятый основной класс прогимназии, 1 апреля 1910 г. состоялось преобразование прогимназии в гимназию, а в 1911 г. был открыт 8-й педагогический класс [12. Л. 2об.].
Прогимназия размещалась в двухэтажном полукаменном здании, предоставленном городским обществом. Более удобное здание для прогимназии было подарено вскоре после открытия А. Юферевой. С 21 октября 1913 г. Царевококшайская гимназия помещалась в отстроенном городским управлением новом каменном двухэтажном здании.
Первой начальницей прогимназии была назначена А.И. Воробьева. Для вновь открытой женской прогимназии намечалось выделить 1600 руб. городским обществом и 1500 руб. уездным земством. С городских жителей и крестьянского населения, плативших денежный сбор в городскую казну, плата за обучение девочек взималась в размере 6 руб. в год, с тех, кто не платил денежных сборов, брали 10 руб. в год [17. Л. 4]. Из-за недостатка средств с самого начала не предусматривалось устройство для учащихся общежитий и пансионов.
В первый класс женской прогимназии могли поступать девочки с 12 лет. Они сдавали вступительные экзамены по родному языку, арифметике и закону божьему, для поступления во 2 и 3 классы к вышеназванным предметам прибавлялась география, а для поступления в 4 класс - история.
В 1905 г. Царевококшайской прогимназии обучалось 70 учениц, в 1906 г. -90, в 1907 г. - 89, в 1908 г. - 95, в 1909 г. - 114, в 1910 г. - 143, в 1911 г. - 219, в 1912 г. - 233, в 1913 - 248, в 1914 г. - 273, в 1915 г. - 302, в 1916 г. - 331, в 1917 г. - 364 [8. Л. 55; 17. Л. 2; 6. Л. 2; 15. Л. 3; 16. Л. 10-11, 18]. Удельный вес учащихся из крестьян был больше остальных сословий, так, например, в 1905 г. из 70 учениц 39 были выходцами из крестьянского сословия, 5 учениц - личных дворян и чиновников, 7 - духовного звания, 1 - почетных граждан и купцов, 14 - мещан и цеховых, 4 - прочих сословий [7. Л. 11].
С 1905 г. по 1908 г. в Царевококшайской женской прогимназии работали 9 преподавателей и одна классная надзирательница, а с 1909 г. - 10 преподавателей [7. Л. 10]. Материалы отчетов позволяют сделать вывод о том, что ни один из преподавателей прогимназии не получал высшего образования, в основном они имели свидетельства об окончании гимназий.
В учебную программу входили закон божий, русский язык, чистописание, арифметика, геометрия, география, история, французский язык, пение, рукоделие, рисование. Основное внимание уделялось церковному пению, а хор учениц участвовал при всех службах в Троицкой церкви [5. Л. 33].
В 1907 г. для подготовки учителей начальных сельских школ Царевокок-шайского уезда при женской прогимназии были открыты одногодичные педагогические курсы. В 1909 г. они были преобразованы в двухгодичные [5. Л. 2]. Занятия на этих курсах вели преподаватели данного учебного заведения. Слушательницами курсов в первую очередь становились ученицы прогимназии.
15 сентября 1905 г. была открыта Козьмодемьянская женская прогимназия. 10 ноября 1910 г. она была преобразована в семиклассную гимназию, был открыт восьмой педагогический класс [13. Л. 2].
Гимназия помещалась в двух собственных зданиях, которые являлись неудовлетворительными главным образом из-за небольших размеров и тесноты классных помещений. В 1911 г. по утвержденному министром народного
просвещения плану разрешили постройку нового каменного здания, строительство которого было завершено к осени 1914 г. [14. Л. 28].
В Козьмодемьянской женской прогимназии к 1 января 1905 г. число учениц составляло 142, а к концу года 172 девочки, из которых русских учениц было 152 девочки, 1 полячка, 2 еврейки, 1 чувашка и 16 мариек. В 1908 г. насчитывалась 141 ученица, в 1909 г. - 172 [13. Л. 2, 22].
В гимназии работали 14 преподавателей: законоучитель, три учителя русского языка и словесности, учительница арифметики, учитель естествоведения, две учительницы истории и географии, учитель рисования и чистописания, две преподавательницы немецкого языка, одна французского языка, учительница рукоделия и учитель пения [13. Л. 20].
Каждая ученица за обучение с первого по четвертый классы платила 15 руб. в год, а за пятый класс - 20 руб. За обучение иностранным языкам взималось во всех классах с учениц по 5 руб. в год за каждый из новых языков [1. С. 412].
Таким образом, развитие женского образования во второй половине
XIX - начале XX вв. во многом зависело от перемен, происходивших в российском обществе и государственной политике в области просвещения и образования, в том числе среди различных сословных и этнических групп населения нашей страны. Использование системы «христианского просветительства» Н.И. Ильминского в начальном школьном образовании нерусских народов с преподаванием на родном и русском языках сыграло большую роль в приобщении к школе и грамотности не только мужского, но и женского населения. Произошел процесс увеличения числа обучающихся девочек, что привело к открытию отдельных женских училищ и преобразованию мужских в смешанные училища. Дальнейшее развитие светского образования диктовало необходимость открытия средних учебных заведений, позволяющих подготовить местные педагогические кадры для начальных школ края. В начале XX в. с этой целью были открыты Царевококшайская и Козьмодемьянская женские прогимназии, преобразованные в дальнейшем в гимназии. Данные учебные заведения становятся образовательными и культурными центрами Марийского края.
Литература
1. Алметева А.Ю. Среднее женское образование в городе Козьмодемьянске в начале
XX века // Молодой исследователь: от идеи к проекту: материалы I студенческой науч.-практ. конф. / Мар. гос. ун-т; под ред. Д. А. Михеевой. Йошкар-Ола, 2017. С. 411-412.
2. Алметева И. В. История начального школьного образования в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. Йошкар-Ола: Изд-во Мар. гос. ун-та, 2006. 314 с.
3. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 57. Оп. 1. Д. 42.
4. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 57. Оп. 1. Д. 34.
5. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 40. Оп. 1. Д. 13.
6. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 40. Оп. 1. Д. 33.
7. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 40. Оп. 1. Д. 5.
8. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 40. Оп. 1. Д. 6.
9. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 49. Оп. 1. Д. 234.
10. Извести по Казанской епархии. 1868. №12.
11. Национальный архив республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 160. Д. 1062.
12. Национальный архив республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18021.
13. Национальный архив республики Татарстан. Ф. 92. Оп 2. Д. 7838.
14. Национальный архив республики Татарстан. Ф. 92. Оп 2. Д. 7930.
15. Национальный архив республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 15894.
16. Национальный архив республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 22340.
17. Национальный архив республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 6320.
18. Нурминский С. А. Народные училища в Вятской губернии в 1786-1878 годах: исторический очерк // Столетие Вятской губернии 1780-1880: сборник материалов к истории Вятской губернии. Вятка, 1881. Т. 2. С. 659-738.
19. Отчеты Царевококшайской уездной земской управы за 1870-1871 год. Казань, 1871.
243 с.
20. Российский государственный исторический архив. Ф. 733. Оп. 40. Д. 47.
21. Отчет Козьмодемьянской уездной земской управы о деятельности ее по управлению делами, подлежащими ведению земства и о состоянии уездного земского хозяйства за время с 1-го июля 1913 года по 1-е июля 1914 года. Козьмодемьянск, 1915. 171 с.
АЛМЕТЕВА ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
ИВАНОВ АНАНИЙ ГЕРАСИМОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
АЛМЕТЕВА АРИНА ЮРЬЕВНА - студентка IV курса историко-филологического факультета, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
I. ALMETEVA, A. IVANOV, A. ALMETEVA WOMEN'S EDUCATION IN THE SECULAR SCHOOL OF THE MARI REGION IN THE SECOND HALF OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES
Key words: the Middle Volga Region, the Mari Region, women's education, zemsky school, school of the Ministry of Public Education, progymnasium, gymnasium.
Formation and development of women's education in secular schools of the Mari Region are examined on the basis of published and archival sources. Features of socio-political, economic and cultural development of various regions of our country had a great influence on school education development. First attempts of educating girls at schools, opened by the Ministry of Public Education, were taken in the first quarter of the XIX century. After the reforms of the 60s of the XIX century school became available to a wider population, the number of girls enrolled in primary schools of the Mari region increased. Zemsky schools became very popular, for the purposes of attracting girls special programs for handiwork were included in the curriculum, separate women's schools were opened as well. A large role in school and literacy involvement by not only male, but female population as well was played N.I. Ilminsky system, who introduced teaching in the native language among the non-Russian peoples. At the beginning of the XX century two secondary women's educational institutions were opened to prepare local teaching staff. Tsarevokokshayskaya and Kozmodemjanskaya women's gymnasiums played a prominent role in teachers' training for public schools and colleges of the region, they became educational and cultural centers.
References
1. Almeteva A.Yu. Srednee zhenskoe obrazovanie v gorode Koz'modem'yanske v nachale XX veka [Secondary female education in the city of Kozmodemyansk at the beginning of the 20th century]. Molodoi issledovatel': ot idei k proektu: materialy I studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. of I Stud. Sci. Conf. «Young researcher: from idea to project»]. Yoshkar-Ola, 2017, pp. 411-412.
2. Almeteva I.V. Istoriya nachal'nogo shkol'nogo obrazovaniya v Mariiskom krae vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv. [The history of primary school education in the Mari region in the second half of the XIX - early XX centuries]. Yoshkar-Ola, 2006, 314 p.
3. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond 57. Opis 1. Document 34 [State Archives of the Republic of Mari El. Archives 57. Anagraph 1. Document 42].
4. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond 57. Opis 1. Document 34 [State Archives of the Republic of Mari El. Archives 57. Anagraph 1. Document 34].
5. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond 40. Opis 1. Document 13 [State Archives of the Republic of Mari El. Archives 40. Anagraph 1. Document 13].
6. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond 40. Opis 1. Document 33 [State Archives of the Republic of Mari El. Archives 40. Anagraph 1. Document 33].
7. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond 40. Opis 1. Document 5 [State Archives of the Republic of Mari El. Archives 40. Anagraph 1. Document 5].
8. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond 40. Opis 1. Document 6 [State Archives of the Republic of Mari El. Archives 40. Anagraph 1. Document 6].
9. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond 49. Opis 1. Document 234 [State Archives of the Republic of Mari El. Archives 49. Anagraph 1. Document 234].
10. Izvesti po Kazanskoi eparkhii [Lime for the Kazan diocese], 1868, no. 12.
11. Natsional'nyi arkhiv respubliki Tatarstan. Fond 92. Opis 160. Document 1062 [National Archive of the Republic of Tatarstan. Archives 92. Anagraph 160. Document 1062].
12. Natsional'nyi arkhiv respubliki Tatarstan. Fond 92. Opis 2. Document 18021 [National Archive of the Republic of Tatarstan. Archives 92. Anagraph 2. Document 18021].
13. Natsional'nyi arkhiv respubliki Tatarstan. Fond 92. Opis 2. Document 7838 [National Archive of the Republic of Tatarstan. Archives 92. Anagraph 2. Document 7838].
14. Natsional'nyi arkhiv respubliki Tatarstan. Fond 92. Opis 2. Document 7930 [National Archive of the Republic of Tatarstan. Archives 92. Anagraph 2. Document 7930].
15. Natsional'nyi arkhiv respubliki Tatarstan. Fond 92. Opis 2. Document 15894 [National Archive of the Republic of Tatarstan. Archives 92. Anagraph 2. Document 15894].
16. Natsional'nyi arkhiv respubliki Tatarstan. Fond 92. Opis 2. Document 22340 [National Archive of the Republic of Tatarstan. Archives 92. Anagraph 2. Document 22340].
17. Natsional'nyi arkhiv respubliki Tatarstan. Fond 92. Opis 2. Document 6320 [National Archive of the Republic of Tatarstan. Archives 92. Anagraph 2. Document 6320].
18. Nurminskii S.A. Narodnye uchilishcha v Vyatskoi gubernii v 1786-1878 godakh: istoricheskii ocherk [Folk schools in Vyatka province in 1786-1878: historical sketch]. Stoletie Vyatskoi gubernii 1780-1880: sbornik materialov k istorii Vyatskoi gubernii. [Centenary of Vyatka province 1780-1880: Collection of materials on the history of Vyatka province] Vyatka, 1881, vol. 2, pp. 659-738.
19. Otchety Tsarevokokshaiskoi uezdnoi zemskoi upravy za 1870-1871 god [Reports of the Tsarevo-Koksha Uyezd Zemstvo Administration for the years 1870-1871]. Kazan, 1871, 243 p.
20. Rossiiskii gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv. Fond 733. Opis 40. Document 47 [Russian State Historical Archive. Archives 733. Anagraph 40. Document 47].
21. Otchet Koz'modem'yanskoi uezdnoi zemskoi upravy o deyatel'nosti ee po upravleniyu delami, podlezhashchimi vedeniyu zemstva i o sostoyanii uezdnogo zemskogo khozyaistva za vremya s 1-go iyulya 1913 goda po 1-e iyulya 1914 goda [Report of the Kozmodemyansk Uyezd Zemstvo Board on its activities in the management of affairs subject to the zemstvo jurisdiction and the state of the county zemstvo economy for the period from July 1, 1913 to July 1, 1914. Kozmodemyansk]. Koz'modem'yansk, 1915, 171 p.
ALMETEVA IRINA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Russian History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola ([email protected]).
IVANOV ANANY - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of Russian History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola ([email protected]).
ALMETEVA ARINA - Student of the 4th year of Historical-Philological Faculty, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola ([email protected]).
Формат цитирования: Алметева И.В., Иванов А.Г., Алметева А.Ю. Женское образование в светской школе Марийского края во второй половине XIX - начале XX века // Вестник Чувашского университета. - 2018. - № 2. - С. 5-11.