Научная статья на тему 'Трудовое обучение в земской школе Марийского края во второй половине xix - начале XX веков'

Трудовое обучение в земской школе Марийского края во второй половине xix - начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗЕМСКАЯ ШКОЛА / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕМЕСЛЕННЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ / МАРИЙСКИЙ КРАЙ / PUBLIC EDUCATION / ZEMSTVO SCHOOL / LABOR TRAINING / CRAFT CLASSES AND OFFICES / MARI REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алметева Ирина Витальевна, Иванов Ананий Герасимович, Филонов Александр Анатольевич

В статье рассматривается исторический опыт земств Марийского края в развитии технической грамотности населения. Авторами исследованы попытки земства за счет введения трудового обучения в массовой школе России во второй половине XIX начале XX вв. распространить технические знания и ремесла среди населения, а также стимулировать развитие местного производства. В Марийском крае в начале XX в. насчитывалось несколько десятков ремесленных и сельскохозяйственных отделений при училищах, где ученики обучались рукоделию, сапожно-башмачному, слесарно-токарному ремеслу, приемам рационального ведения садоводства и огородничества. Здесь ученики получали необходимые в хозяйстве знания и профессиональные навыки. Продолжить профессиональное обучение можно было в низших сельскохозяйственных учебных заведениях края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR TRAINING IN ZEMSTVO SCHOOLS IN THE MARI REGION IN THE SECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURIES

The article considers the historical experience of zemstvos of the Mari Region in the development of technical literacy among the population. It examines the attempts of the zemstvo by introducing labor training in the mass school of Russia in the second half of the XIX beginning of the XX century, to disseminate technical knowledge and crafts among the population and to stimulate the development of local production. In the Mari region at the beginning of the XX century there were several dozens of handicraft and agricultural branches, where pupils were trained in handiwork, shoemaking, fitter’s and turnery skills, methods of rational gardening and vegeculture. Students received necessary for the household knowledge and skills. Continuing professional training was possible in lower agricultural educational institutions of the region.

Текст научной работы на тему «Трудовое обучение в земской школе Марийского края во второй половине xix - начале XX веков»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 37(091)(470.343) ББК Ч403(А 512)

И.В. АЛМЕТЕВА, А.Г. ИВАНОВ, А.А. ФИЛОНОВ

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЗЕМСКОЙ ШКОЛЕ МАРИЙСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ*

Ключевые слова: народное образование, земская школа, трудовое обучение, ремесленные классы и отделения, Марийский край.

В статье рассматривается исторический опыт земств Марийского края в развитии технической грамотности населения. Авторами исследованы попытки земства за счет введения трудового обучения в массовой школе России во второй половине XIX - начале XX вв. распространить технические знания и ремесла среди населения, а также стимулировать развитие местного производства. В Марийском крае в начале XX в. насчитывалось несколько десятков ремесленных и сельскохозяйственных отделений при училищах, где ученики обучались рукоделию, са-пожно-башмачному, слесарно-токарному ремеслу, приемам рационального ведения садоводства и огородничества. Здесь ученики получали необходимые в хозяйстве знания и профессиональные навыки. Продолжить профессиональное обучение можно было в низших сельскохозяйственных учебных заведениях края.

Со второй половины XIX в. в начальных школах Марийского края кроме основных учебных предметов стали преподавать уроки труда, где изучали рукоделие, сапожно-башмачное и слесарно-токарное ремесло, садоводство и огородничество. Во многом это диктовалось потребностями крестьянского хозяйства. В изучаемый период в связи с развитием капиталистических отношений у крестьян возникала необходимость в получении более широких практических знаний, в том числе в области ремесленного и сельскохозяйственного производства. Нужно было повышать доходность своего хозяйства не только за счет увеличения надела, но и за счет внедрения новых технологий, техники и оборудования. Для решения этих задач по инициативе земских учреждений при начальных училищах стали открывать ремесленные классы и отделения, а также опытные садовые и огородные участки. Вышеназванные сюжеты в значительной мере конкретизируются архивными документами, а также материалами опубликованных источников.

Во второй половине XIX - начале XX вв. трудовое обучение получило достаточно широкое распространение в Козьмодемьянском уезде. В рассматриваемый период здесь с целью привлечения в училища девочек в учебную программу были включены занятия по рукоделию. Так, в 1894 г. в Козьмодемьянском уезде уроки рукоделия велись в 8 женских (Козьмодемьянском городском женском, Акрамовском, Виловатоврагском, Мало-Сундырском, Орининском, Пернянгашском, Троицко-Посадском, Чермышевском) и 7 смешанных (Ахмыловском, Больше-Сундырском, Владимирском, Кожважском, Мало-Юнгинском, Руткинском, Цыгановском) училищах. К 1914 г. число таких училищ осталось прежним. Примечательно, что труд учительниц по обучению девочек рукоделию никак не оплачивался. Земство оказывало лишь небольшую финансовую помощь, связанную с компенсированием затрат на приобретение расходных материалов по рукоделию для раздачи их учащимся. В

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта № 16-11-12002.

ходе занятий девочек обучали самым необходимым в быту рукодельным работам: шитью, вязанию и плетению кружева. Исключение составляло лишь Козьмодемьянское городское женское училище, где была составлена конкретная программа по рукоделию и уроки были расписаны по отделениям: вязание на спицах, тамбурное вязание, вышивание по канве, вышивание строчкой по полотну [13. С. 94; 14. С. 44].

При некоторых училищах Козьмодемьянского уезда открывали ремесленные классы, где обучали сапожно-башмачному, слесарно-токарному и другим ремеслам. Известно, что первый ремесленный класс в Марийском крае был открыт при Пертнурском двухклассном училище Козьмодемьянского уезда. Занятия с учениками здесь, как правило, проводили местные мастера. Так, сапожному мастерству в Пертнурском училище обучал Леонтий Герасимов - крестьянин Кулаковской волости Козьмодемьянского уезда [3. С. 7].

В 1902 г. при Козьмодемьянском городском четырехклассном училище был открыт слесарно-токарный класс. Небольшая площадь помещения приводила к тому, что одновременно в классе могли заниматься не более 13 человек. Реальное же число желающих приобрести практические знания с течением времени имело тенденцию к росту. Так, в 1908 г. около 50 человек изъявили желание заниматься слесарным и токарным ремеслом [12. С. 80, 90].

Система трудового обучения активно развивалась и в Царевококшайском уезде. В начале XX в. Царевококшайское земство включилось в работу по распространению профессиональных знаний. В 1900 г. при четырех училищах Ца-ревококшайского уезда было введено преподавание ручного труда. 25 февраля 1900 г. при Княжнинском женском училище Царевококшайского уезда была открыта прядильно-ткацкая мастерская, в которой обучались шесть девочек. Занятия проводила выпускница Мариинской практической школы кружевниц А.Ф. Короткова [10. Л. 20об.-21].

Наибольшую организованность профессиональное обучение в Царевокок-шайском уезде получило с 1909 г., когда при пяти двухклассных училищах Министерства народного просвещения (Вараксинском, Моркинском, Суртовском, Сот-нурском, Уньжинском) и одном земском училище (Цибикнурском) были открыты ремесленные отделения. Обучаться в них могли мальчики в возрасте с 12 лет и старше, владевшие элементарными основами грамоты. Учебный год продолжался с 1 сентября по 1 июня. Практические и теоретические занятия проводились ежедневно с 8 до 17 часов с двухчасовым перерывом на обед. Во всех ремесленных отделениях обучение было бесплатным, а срок его составлял 4 года. После завершения четырехгодичного курса ученики должны были сдавать экзамен. В состав экзаменационной комиссии входили инспектор народных училищ, заведующий ремесленным отделением, мастера отделения и члены педагогического совета учебного заведения. Те из учеников, кто успешно прошел экзаменационные испытания, получали свидетельства с указанием об обучении конкретному ремеслу и изучении предметов с оценками по ним. Те из учеников, кому не удалось сдать экзамен, получали удостоверение, в котором фиксировалось, сколько лет они обучались в ремесленном отделении с прохождением указанного ремесла. Летние каникулы продолжались в течение 3 месяцев, т.е. с 1 июня по 1 сентября. Это делалось для того, чтобы во время исполнения полевых работ ученики могли помогать своим родным [11. Л. 259-260; 2. С. 298-309].

В ремесленных отделениях преподавали профессиональные предметы. Так, например, в Вараксинском ремесленном отделении Царевококшайского уезда ученики изучали слесарно-кузнечное ремесло, черчение, рисование, а также технику ремесла. Программа по слесарно-кузнечному ремеслу включала

такие упражнения, как «рубка железа и черчение под линейку и угольник; ковка железа; загибание железа по кругу; шарнирное соединение железа; сгибание тонкой проволоки; ковка, оттягивание и сгибание железа в горячем виде; нарезка круглого железа; сварка стали и железа; точка и закалка стали» и др. Обучающиеся изготовляли кузнечные молотки, косари, ножи, щипцы для орехов, садовые грабли, циркули, слесарные угольники, отвертки, воротки для метчиков, подсвечники, зубила, подковы, кусачки, клещи, топоры, кровати и другие изделия, чтобы «подготовить учеников вполне к сельскому обиходу». В Суртовском сле-сарно-кузнечном ремесленном отделении, помимо профильного обучения, с учениками регулярно проводились религиозно-нравственные беседы, занятия по анатомии, физиологии и гигиене человека. Благодаря работе заведующего С.А. Логинова и мастера Никунина отделение функционировало достаточно успешно [5. Л. 119; 6. Л. 75-76].

В целом к 1 января 1914 г. в ремесленных отделениях Царевококшайско-го уезда состояло 83 человека. К 1 января 1915 г. количество учащихся возросло незначительно и составило 84 человека, в том числе в Вараксинском -19 (22,6%), Суртовском - 18 (21,4%), Уньжинском - 15 (17,9%), Моркинском -11 (13,1%), Цибикнурском - 11 (13,1%) и Сотнурском - 10 (11,9%) человек. Из общего числа 61 (72,6%) человек были в возрасте 12-16 лет и 23 человека (27,4%) - от 16 до 20 лет. Все ученики упомянутых ремесленных отделений были выходцами из крестьян, а по национальному принципу - русские и марийцы [8. Л. 8; 9. Л. 259об.-260].

В 1915 г. выпускниками ремесленных отделений Царевококшайского уезда стали 12 человек, в том числе 6 из Суртовского слесарно-кузнечного отделения и столько же - из Цибикнурского столярно-токарного отделения. Некоторые из них стали впоследствии работать на Ижевском заводе, Пермской железной дороге, находившейся в г. Казань. Средний их заработок составлял 1 руб. в день. Другие выпускники остались в своих деревнях, где занимались сельским хозяйством и ремеслом.

В каждом ремесленном отделении Царевококшайского уезда имелся преподаватель-мастер, а в трех отделениях (Вараксинском, Суртовском и Сотнурском) - еще и подмастерья. Заведующие отделениями получали жалование в сумме 60 руб., преподаватели-мастера - 360-480 руб., а подмастерья - 300 руб. в год. Преподаватели ремесленных отделений в значительной степени были квалифицированными специалистами. Все они имели специальную подготовку в низших ремесленных школах и ремесленных училищах: Царицынском ремесленном училище, Буинской ремесленной школе, Рыбинском техническом училище, Нолинской ремесленной школе, Царевококшайской низшей ремесленной школе, Царевококшайской земской кузнечной мастерской, Казанской учительской семинарии, в частных мастерских Казани [7. Л. 5об.-16].

Произведенные в ходе обучения ремесленные изделия либо продавались местному населению, либо пополняли имущественный инвентарь самих отделений. От продажи ученических изделий в 1914 г. поступило из всех 6 ремесленных отделений Царевококшайского уезда 190 руб. 23 коп. Кроме того, 365 руб. 84 коп. было выручено в ходе сбыта изделий, произведенных на заказ. Полученные средства тратились на хозяйственные нужды отделений, закупку сырья, а в Суртовском ремесленном отделении около 30% чистой прибыли распределялось между учениками.

Средства на содержание ремесленных отделений выделялись Министерством народного просвещения и местным земством. Так, в 1915 г. 6 отделений Царевококшайского уезда получили в общей сложности 5750 руб., в

том числе 3150 руб. (54,8%) от Министерства и 2600 руб. (45,2%) от земства. Этой суммы зачастую было недостаточно для удовлетворения насущных потребностей отделений (выплата жалованья учителям, арендная плата за помещение, приобретение материалов, инструментов, отопление и освещение помещения и др.) [6. Л. 89-95об.]. К 1915 г. только два ремесленные отделения (Вараксинское и Моркинское) имели собственные помещения. Первое располагалось в здании кузницы, принадлежавшей Царевококшайской ремесленной школе, и здании Вараксинского двухклассного училища МНП, а второе - в собственном здании. Остальные ремесленные отделения располагались в арендуемых простых крестьянских избах.

С конца XIX в. одним из направлений развития системы трудового обучения в Марийском крае было открытие сельскохозяйственных курсов и отделений. Местные земские учреждения уделяли этому вопросу значительное внимание. По инициативе земств при начальных училищах стали появляться специальные сады, огороды, опытные участки, где учителя могли наглядно показать пользу и необходимость тех или иных сельскохозяйственных улучшений. На территории Марийского края первые школьные сады появились в начале 90-х гг. XIX в. В 1893 г. при Пихтулинском училище Козьмодемьянского уезда был заложен сад и огород [1. С. 224]. Такие же сад и огород существовали и при Шурминском двухклассном училище Уржумского уезда [16. С. 530-531].

В конце XIX в. неоднократно поднимался вопрос о наделении сельских начальных школ земельными участками. Это придало определенный импульс к открытию садов и огородов при училищах Марийского края. Здесь выращивали различные сорта яблонь, вишни, сливы, крыжовник, смородину, малину, землянику, а в огородах - капусту, огурцы, брюкву, морковь, свеклу, репу, редьку, лук, картофель. В 1899 г. преподавание сельскохозяйственных знаний в Яран-ском уезде велось при 7 училищах, в Царевококшайском - при 7 училищах, в Козьмодемьянском - при 6 училищах. Здесь в ходе теоретических и практических занятий преподаватели знакомили учащихся с правильными приемами разведения плодовых деревьев, ягод, выращивания овощей. Полученные знания многие ученики использовали дома, в своих огородах.

Большую пользу приносили школьные сады и огороды в распространении новых агрикультур. Преподаватели выписывали в свои школьные хозяйства новые сорта саженцев плодовых деревьев, семена овощей из Казанского земледельческого училища, Казанской казенной фермы, Козьмодемьянско-го плодово-ягодного питомника, Царевококшайского земского сельскохозяйственного склада. Постепенно они распространялись среди местного населения. Так, местные крестьяне еще в 60-70-е гг. XIX в. не имели никакого представления о петрушке, пастернаке, салате, а в конце XIX - начале XX вв. они появляются в крестьянских огородах. Через школьные хозяйства шло также знакомство с новыми сельскохозяйственными машинами и удобрениями.

Наряду с несомненными успехами в развитии школьного садоводства и огородничества при сельских начальных училищах Марийского края существовали и серьезные трудности. Они заключались в том, что далеко не все училища имели собственные земельные участки. Многие учителя и учительницы не были готовы к преподаванию садоводства и огородничества, и в летние каникулы уезжали из училищ домой. С началом весны многие учащиеся и преподаватели вынуждены были отрываться от школьных занятий и заниматься полевыми работами. Отрицательно сказывались на школьном хозяйстве частые перемещения учителей из одной школы в другую. Негативную роль играл и недостаток финансирования школьного садоводства и огородничества.

Тем не менее профессиональное обучение в сельских школах продолжалось и развивалось, особенно в начале XX в. В Козьмодемьянском уезде рост школьных садов и огородов наблюдается с 1905 г. Основам садоводства здесь обучали при 10 начальных училищах, а огородничества - при 9 училищах. В этом же году в Царевококшайском уезде обучение садоводству и огородничеству производилось при 8 училищах, а в Яранском уезде - при 10 училищах. В последующие годы наблюдается еще больший рост школьных хозяйств. Так, в 1915 г. в Козьмодемьянском уезде садоводство преподавалось уже при 19 училищах, а огородничество - в 20 училищах [1. С. 226-227].

Таким образом, профессиональное обучение сельскому хозяйству в начальных училищах Марийского края было введено в конце XIX в. и, преодолевая различные трудности, получило развитие в начале XX в. Здесь ученики получали необходимые в хозяйстве знания и профессиональные навыки. Продолжить профессиональное обучение можно было в низших сельскохозяйственных учебных заведениях края - Нартасской сельскохозяйственной школе в Уржумском уезде, открытой 2 ноября 1893 г., а также в Козьмодемьянской практической школе садовых рабочих в Козьмодемьянском уезде, основанной в 1911 г. [1. С. 230, 241; 4. С. 39; 15. С. 3].

В целом система трудового обучения в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX вв. получила достаточно широкое распространение. Это диктовалось потребностями местного крестьянского населения. Сельскохозяйственные общества, земские учреждения, хорошо знавшие нужды крестьянства, последовательно и целенаправленно вели деятельность по созданию и развитию сети профессиональных учебных заведений. В Марийском крае в начале XX в. насчитывалось несколько десятков ремесленных и сельскохозяйственных отделений, где ученики обучались рукоделию, сапожно-башмачному, слесарно-токарному ремеслу, приемам рационального ведения садоводства и огородничества. Их деятельность играла важную роль и способствовала распространению технических знаний и ремесел среди населения, а также стимулировала развитие местного производства. Преподавательский состав отличался достаточно высокой квалификацией, что, безусловно, отражалось на серьезном отношении к делу учеников отделений и их поведении. Однако с самого начала своей деятельности в ремесленных и сельскохозяйственных отделениях края наблюдались серьезные трудности, связанные с нехваткой финансирования, помещений и необходимого для организации учебного процесса оборудования.

Литература

1. Алметева И.В. История начального школьного образования в Марийском крае во второй половине XIX - начале XX веков. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2006. 314 с.

2. Алметева И.В. Ремесленные отделения Царевококшайского уезда в начале XX века // Марийский архивный ежегодник. 2016. С. 298-309.

3. Алметева И.В. Уроки труда в начальных школах Козьмодемьянского уезда во второй половине XIX - начале XX вв. // Проблемы теории и практики преподавания горномарийского языка, литературы, истории, культуры: материалы докладов и выступлений на республиканской науч. конф. (1 апреля 2005 г.). Йошкар-Ола [Б.и.], 2006. С. 6-11.

4. Апкаримова Е.Ю. Деятельность земств по распространению агрономических знаний среди населения Вятской губернии в конце XIX в. // Земское самоуправление: организация, деятельность, опыт: материалы науч. конф., посвящ. 135-летию Вят. земства. Киров [Б.и.], 2002. С. 39-44.

5. Государственный архив Республики Марий Эл (далее - Га РМЭ). Ф. 98. Оп. 1. Д. 196.

6. ГА РМЭ. Ф. 18. Оп. 1. Д. 1031а.

7. ГА РМЭ. Ф. 18. Оп. 1. Д. 1034.

8. ГА РМЭ. Ф. 18. Оп. 1. Д. 1043.

9. ГА РМЭ. Ф. 18. Оп. 1. Д. 1054.

10. ГА РМЭ. Ф. 18. Оп. 1. Д. 548.

11. ГА РМЭ. Ф. 98. Оп. 1. Д. 101.

12. Журналы 45-го очередного Козьмодемьянского уездного земского собрания, состоявшегося 20, 21 и 22 сентября 1909 года, и чрезвычайных, состоявшихся 30 апреля и 20 июня 1909 года. Козьмодемьянск, 1910.

13. Отчет Козьмодемьянской уездной земской управы за 1893-1894 год. Казань, 1895.

14. Отчет Козьмодемьянской уездной земской управы о деятельности ее по управлению делами, подлежащими ведению земства, и о состоянии уездного земского хозяйства за время с 1-го июля 1913 года по 1-е июля 1914 года. Козьмодемьянск, 1915.

15. Романов А.И. Был в Нартассе техникум. Йошкар-Ола, 1999. 104 с.

16. Сборник постановлений Уржумского земства с 1867 по 1898 год. Вятка, 1903. Т. 2.

АЛМЕТЕВА ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (almetevaiv@gmail.com).

ИВАНОВ АНАНИЙ ГЕРАСИМОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (anani@marsu.ru).

ФИЛОНОВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (fil88meat@rambler.ru).

I. ALMETEVA, A. IVANOV, A. FILONOV

LABOR TRAINING IN ZEMSTVO SCHOOLS IN THE MARI REGION IN THE SECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Key words: public education, zemstvo school, labor training, craft classes and offices, the Mari Region.

The article considers the historical experience of zemstvos of the Mari Region in the development of technical literacy among the population. It examines the attempts of the zemstvo by introducing labor training in the mass school of Russia in the second half of the XIX -beginning of the XX century, to disseminate technical knowledge and crafts among the population and to stimulate the development of local production. In the Mari region at the beginning of the XX century there were several dozens of handicraft and agricultural branches, where pupils were trained in handiwork, shoemaking, fitter's and turnery skills, methods of rational gardening and vegeculture. Students received necessary for the household knowledge and skills. Continuing professional training was possible in lower agricultural educational institutions of the region.

References

1. Almeteva I.V. Istoriya nachal'nogo shkol'nogo obrazovaniya v Mariiskom krae vo vtoroi polo-vine XIX - nachale XX vekov [The history of primary school education in the Mariysk region in the second half of the XIX - early XX centuries]. Yoshkar-Ola, 2006, 314 p.

2. Almeteva I.V. Remeslennye otdeleniya Tsarevokokshaiskogo uezda v nachale XX veka [Craft departments of Tsarevo-Koksha Uyezd in the beginning of XX century]. Mariiskii arkhivnyi ezhegodnik [Mari archive yearbook], 2016, p. 298-309.

3. Almeteva I.V. Uroki truda v nachal'nykh shkolakh Koz'modem'yanskogo uezda vo vtoroi polo-vine XIX - nachale XX vv. [Lessons of labor in the primary schools of the Kozmodemyansky Uyezd in the second half of the XIX - early XX centuries]. Problemy teorii i praktiki prepodavaniya gorno-mariiskogo yazyka, literatury, istorii, kul'tury: materialy dokladov i vystuplenii na respublikanskoi nauch. konf. (1 aprelya 2005 g.) [Proc. of Mari Republic Conf. «Problems of the theory and practice of teaching the Mining Language, literature, history, culture»]. Yoshkar-Ola, 2006, p. 6-11.

4. Apkarimova E.Yu. Deyatel'nost' zemstv po rasprostraneniyu agronomicheskikh znanii sredi na-seleniya Vyatskoi gubernii v kontse XIX v. [The activities of zemstvos on the dissemination of agronomic knowledge among the population of Vyatka province at the end of the XIX century]. Zemskoe samou-pravlenie: organizatsiya, deyatel'nost', opyt: materialy nauch. konf., posvyashch. 135-letiyu Vyat. zemstva [Proc. of Sci. Conf. «Zemsky self-government: organization, activities, experience»]. Kirov, 2002, p. 39-44.

5. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 98. Op. 1. D. 196 [State Archives of the Mari El Republic. Archive 98. Anagraph 1. Document 196].

6. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. GA RME. F. 18. Op. 1. D. 1031a [State Archives of the Mari El Republic. Archive 18. Anagraph 1. Document 1031 а].

7. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 18. Op. 1. D. 1034 [State Archives of the Mari El Republic. Archive 18. Anagraph 1. Document 1034].

8. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 18. Op. 1. D. 1043 [State Archives of the Mari El Republic. Archive 18. Anagraph 1. Document 1043].

9. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 18. Op. 1. D. 1054 [State Archives of the Mari El Republic. Archive 18. Anagraph 1. Document 1054].

10. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 18. Op. 1. D. 548 [State Archives of the Mari El Republic. Archive 18. Anagraph 1. Document 548].

11. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. F. 98. Op. 1. D. 101 [State Archives of the Mari El Republic. Archive 98. Anagraph 1. Document 101].

12. Zhurnaly 45-go ocherednogo Koz'modem'yanskogo uezdnogo zemskogo sobraniya, sosto-yavshegosya 20, 21 i 22 sentyabrya 1909 goda i chrezvychainykh, sostoyavshikhsya 30 aprelya i 20 iyunya 1909 goda [Magazines of the 45th regular Kozmodemyansky district territorial meeting which took place on September 20, 21 and 22, 1909 and extraordinary, taken place on April 30 and on June 20, 1909]. Kozmodemyansk, 1910.

13. Otchet Koz'modem'yanskoi uezdnoi zemskoi upravy za 1893-1894 god [The report of the Kozmodemyansky district territorial justice for 1893-1894]. Kazan, 1895.

14. Otchet Koz'modem'yanskoi uezdnoi zemskoi upravy o deyatel'nosti ee po upravleniyu delami, podlezhashchimi vedeniyu zemstva i o sostoyanii uezdnogo zemskogo khozyaistva za vremya s 1-go iyulya 1913 goda po 1-e iyulya 1914 goda [Report Kozmodemyanskoy County Council of Zemstvo on its activities to manage the affairs that are subject to zemstvo and the state of the county zemstvo economy for the period from July 1, 1913 to July 1, 1914]. Kozmodemyansk, 1915.

15. Romanov A.I. Byl vNartasse tekhnikum [I was in Nartasse College]. Yoshkar-Ola, 1999, 104 p.

16. Sbornik postanovlenii Urzhumskogo zemstva s 1867 po 1898 god [Collection of Orders of the Urzhum Zemstvo from 1867 to 1898]. Vyatka, 1903, vol. 2.

ALMETEVA IRINA - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of National History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

IVANOV ANANY - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of National History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

FILONOV ALEKSANDR - Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of National History Department, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola._

Ссылка на статью: Алметева И.В, Иванов А.Г., Филонов А.А. Трудовое обучение в земской школе Марийского края во второй половине XIX - начале XX веков // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 1. - С. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.