Исторические науки History
УДК 37-055.2"19"(470.343)
DOI: 10.30914/2411 -3522-2018-4-4-9-15
Царевококшайская женская гимназия в 1913 году
И. В. Алметева, А. Ю. Алметева
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть историю Царевококшайской женской гимназии в 1913 году. Данное учебное заведение, которое на территории края было представлено начальными светскими и духовными училищами, начальными профессиональными школами и средними учебными заведениями, сыграло заметную роль в развитии народного образования. Развивающаяся система школьного образования, связанная с введением всеобщего обучения в начале XX в., нуждалась в подготовленных педагогических кадрах. С этой целью в г. Царевококшайске была открыта сначала женская прогимназия, которая затем была преобразована в гимназию. Большое внимание в ней уделялось подготовке учительниц, которые должны были быть образцом благочестия, нравственности, патриотизма, обладать чувством долга и ответственности и воспитывать затем те же качества в своих воспитанниках. Опираясь на архивные и опубликованные материалы, используя проблемно-хронологический, сравнительный и статистический методы, удалось определить, что Царевококшайская женская гимназия пользовалась большой популярностью. В рассматриваемое время в данном учебном заведении обучались 248 учениц, большая часть которых относилась к крестьянскому сословию (61,5 %). В 1913 году впервые был сделан выпуск из восьмого педагогического класса. Из одиннадцати выпускниц три изъявили желание продолжить обучение на высших курсах, а восемь стали учительницами начальных училищ Царевококшайского уезда. Для обучения юных учениц 21 октября 1913 г. было построено новое, специально приспособленное каменное здание, что способствовало совершенствованию материально-технической базы женской гимназии. Данное учебное заведение имело огромное значение не только для жителей города и уезда, но и для всего Марийского края в целом. Оно давало не только среднее образование своим выпускницам, готовило их к поступлению в высшие учебные заведения, но и стало культурным центром жизни города и уезда.
Ключевые слова: Марийский край, Царевококшайский уезд, среднее образование, гимназия, преподаватели, ученицы.
Tsarevokokshaysk women's gymnasium in 1913 I. V. Almeteva, A. Yu. Almeteva
Mari State University, Yoshkar-Ola
In this work, an attempt was made to examine the history of the Tsarevokokshaysk women's gymnasium in 1913. This educational institution played a significant role in the development of public education, which in the territory of the region was represented by elementary secular and religious schools, elementary vocational schools and secondary educational institutions. The developing school system, associated with the introduction of universal education at the beginning of the 20th century, needed trained teaching staff. For this purpose, first a women's progymnasium was opened in the city of Tsarevokokshaysk, which was later transformed into a gymnasium. Great attention was paid to the training of female teachers, who were supposed to be models of piety, morality, patriotism, have a sense of duty and responsibility, and then develop the same qualities in their students. Relying on archival and published materials, using problem-chronological, comparative and statistical
methods, it was found out that the Tsarevokokshaysk women's gymnasium was very popular. At that time, 248 female students, most of whom belonged to the peasant class (61. 5%) studied at this school. In 1913, the first graduation from the eighth pedagogical class took place. Three out of eleven graduates, expressed a desire to continue their studies at the higher courses, while the rest became teachers of elementary schools in Tsarevokokshaysk district. On October 21, 1913, a new, specially adapted stone building was built for the training of young pupils, which contributed to the improvement of the material and technical base of the women's gymnasium. This educational institution was of great importance not only for residents of the city and district, but also for the entire Mari Region. It not only gave secondary education to its graduates, prepared them for admission to higher educational institutions, but also became the cultural center of life of the city and district.
Keywords: Mari Region, Tsarevokokshaysk district, secondary education, gymnasium, teachers, female students.
Дореволюционная система образования в Марийском крае состояла из начальных светских и духовных училищ, начальных профессиональных школ и средних учебных заведений. Первая светская школа в уездном городе Царевококшай-ске была открыта 24 мая 1825 года. В начале XX в. количество учебных заведений значительно прибавилось. К 1903 году в городе действовало пять учебных заведений - трехклассное мужское городское училище, трехклассное городское женское училище, начальное мужское училище, двухклассное монастырское женское училище, одно-классная Троицкая церковно-приходская школа. В Царевококшайском же уезде в 1905 г. насчитывалась 121 начальная школа: 58 земских училищ, одно училище Министерства народного просвещения, 33 церковно-приходские школы, 11 школ грамоты, 18 школ братства святителя Гурия [2, с. 212, 272-274]. Для данных школ требовались подготовленные педагоги. С этой целью в 1905 г. Царевококшайское городское женское училище было преобразовано в женскую прогимназию, которая 1 апреля 1910 г. стала семиклассной гимназией, а в 1911 г. при ней был открыт восьмой педагогический класс [1, с. 280; 3, с. 7. 12, 50].
До 21 октября 1913 года гимназия размещалась в двух смежных городских зданиях: в одном из них помещались первый, второй, третий, пятый и восьмой классы, а в другом - четвертый, шестой и седьмой. С 21 октября гимназия была перемещена в двухэтажное каменное здание, построенное городским управлением. Новое здание было хорошо приспособлено для обучения юных учениц. Кроме восьми классных комнат, в данном помещении располагались актовый зал, класс рукоделия, библиотека, канцелярия и комната для преподавателей.
Здание гимназии удовлетворяло требованиям школьной гигиены. На каждую ученицу приходилось 28 квадратных аршин площади пола, 0,58 кубических саженей воздуха. Отношение световой площади к площади пола равнялась 1/6. Освещение было керосиновым. Отопление центральным. Отхожие места были теплые.
При гимназии действовали две библиотеки -фундаментальная и ученическая. В первой библиотеке находилось 1586 томов с 757 названиями, на сумму 1569 руб. 73 коп. В 1913 году дополнительно было приобретено 125 томов с 92 названиями на сумму 223 руб. 15 коп. Ученическая же библиотека состояла из 1244 томов с 862 названиями на сумму 1103 руб. 35 коп. В отчетном году для нее было приобретено 225 томов со 161 названием на сумму 224 руб. 68 коп. Самым ценным приобретением, по мнению председателя педагогического совета И. Бондарева, было сочинение Элизе Реклю «Земля и люди», состоящее из 19 томов в 10 книгах, стоимостью 50 руб. Кроме того, окружной инспектор Н. А. Спасский пожертвовал библиотеке 39 томов книг в 36 названиях на сумму свыше 25 рублей. Для выдачи учебников беднейшим ученицам при гимназии был сформирован отдельный фонд помощи, куда было включено 695 томов книг 96 названий1.
Для обучения использовались физический кабинет, который имел 118 приборов на сумму 1068 руб. 63 коп., и естественно-исторический кабинет - 19 приборов на сумму 239 руб. 55 копеек. Незначительное число предметов объяснялось тем, что гимназия существовала всего лишь три года. Ежегодно физический и естественно-исторический кабинеты пополнялись на довольно
1 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18021. Л. 3, 11.
значительную сумму. Так, в рассматриваемое время приборов и предметов было куплено на сумму 306 руб. 40 коп. Также в гимназии имелись географические и исторические карты и картины, пособия по рисованию, черчению, чистописанию, пособия для преподавания музыки и пения, глобусы и атласы общей стоимостью 743 руб. 54 копейки1.
Данная коллекция была пополнена окружным инспектором Казанского учебного округа Н. А. Спасским. Он приобрел на собственные средства «Стенную карту России в ХУ1-ХУИ в. для классного употребления с приложением атласа» и «Памятники русского искусства Московской эпохи».
Таким образом, общая стоимость всех вспомогательных учебных пособий и предметов составляла сумму в размере 5176 руб. 85 коп. В том числе в отчетном году приобретено их было на сумму 768 руб. 23 копейки2.
В Царевококшайской женской гимназии работали 16 служащих: попечительница - В. С. Булы-гина, председатель педагогического совета -И. М. Болдырев, начальница - А. И. Воробьева, законоучитель - П. Л. Петров, восемь преподавателей: русского языка - В. М. Плотникова и М. И. Басова, математики, физики и естествознания - А. И. Лебедев, арифметики - А К. Мо-товилова, истории, географии и педагогики -Л. В. Благовидова, чистописания и рисования -К. И. Аляев, рукоделия - И. И. Чулкова, немецкого, а также французского языка - А. В. Иванова, две надзирательницы - В. Н. Чистова и Ю. С. Воздвиженская, и два прочих служащих (учитель пения - И. В. Булаев, и врач - И. В. Репьев)3.
В 1913 году в преподавательском составе гимназии произошли серьезные изменения. Учителя истории старших классов Л. Лебединского по распоряжению управляющего Казанским учебным округом с 1 июля 1913 г. перевели в Астраханскую учительскую семинарию. В связи с этим в старших классах уроки истории и географии вели две классные дамы, одна из которых была назначенная на это место 25 июня 1913 года Л. Благовидова, окончившая высшие Казанские курсы. В 1913 году 23 июля преподавателя математики, физики и естествознания Н. Федорова
1 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18021. Л. 13.
2 Там же. Л. 3 об. - 4.
3 Там же. Л. 15, 40-1-64, л. 71-71 об.
переместили на должность наставника в Астраханскую учительскую семинарию. Вместо него 15 августа 1913 г. в гимназию был направлен А. И. Лебедев, прослушавший курс математических наук в Казанском университете. Две учительницы французского и немецкого языка А. Богоро-дицкая и С. Федорова были уволены 1 августа 1913 года. Уроки французского языка временно были поручены преподавательнице немецкого языка А. Ивановой, принятой на работу 26 августа 1913 года. Тогда же преподавателем русского языка была назначена окончившая высшие Санкт-Петербургские курсы В. Плотникова. Как отмечал И. М. Болдырев «преподавательница Плотникова добросовестно относится к своим занятиям, из посещений ея уроков мною видно, что преподавание русского языка она ведет умело.. .»4. Учитель истории и географии А. Лопатин по распоряжению попечителя Казанским учебным округом был переведен в Котельническую женскую гимназию, а уроки истории в третьих и четвертых классах с 31 августа 1913 г. переданы начальнице гимназии А. И. Воробьевой. Географию в первых четырех классах по 4 урока каждая вели классные надзирательницы В. Н. Чистова и Ю. С. Воздвиженская. Кроме уроков, главными их обязанностями являлись - поддержание классной дисциплины, разъяснение ученицам их обязанностей, контроль за успеваемостью, вписывание в ученические дневники баллов, полученных ученицами за ответы, посещение ученических квартир. Напрямую они подчинялись начальнице гимназии. В конце учебного года вновь остро встал вопрос, связанный с поиском подготовленных преподавателей истории и географии в младших классах, а также преподавателя французского языка.
Таким образом, в Царевококшайской женской гимназии в 1913 г. работали: один штатный преподаватель по закону божию, два штатных преподавателя по русскому языку и словесности, два штатных и один замещающий преподавателя по истории и географии, два штатных преподавателя по математике, физике и естествоведению, два штатных и один замещающий преподавателя по иностранным языкам, один штатный преподаватель по чистописанию, всего девять штатных и два замещающих преподавателей.
4 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18458. Л. 3.
В конце 1913 года всех учениц насчитывалось 248. По классам они распределялись следующим образом: в первом классе - 32, во втором - 42, в третьем - 40, в четвертом - 35, в пятом - 34, в шестом - 31, в седьмом - 22, в восьмом - 12 учениц. По вероисповеданию 247 девушек являлись православными и 1 католичка. Сословное распределение выглядело следующим образом: 27 дочерей личных дворян и чиновников, 19 из духовного звания, 5 дочерей почетных граждан и купцов, 39 дочерей мещан и цеховых, 152 дочери крестьян и 6 прочих. Таким образом, детей крестьян было больше всего (61, 5 %)\
В 1913 году для поступления в Царевокок-шайскую гимназию было подано 79 прошений. 67 человек (46 после экзамена и 21 без экзамена) поступили в разные классы гимназии: в первый -35, во второй - 5, в третий - 4, в четвертый - 3, в пятый - 2, в шестой - 1, в восьмой - 17 учениц. Двенадцать человек не выдержали испытания.
В отчетный период из женской гимназии выбыло 52 человека, из них по окончании курса 25 учениц, одна по болезни, 24 по прошению и две умерли. Из 27 учениц, выбывших до окончания курса обучения, шесть учились в первом классе, две - во втором, дна - в третьем, пять - в четвертом, три - в пятом, две - в шестом, четыре - в седьмом и четыре в восьмом классе2.
В курсе женских гимназий обязательными считались следующие предметы: 1) закон божий; 2) русский язык (грамматика и знакомство с важнейшими произведениями словесности); 3) арифметика, с приложением к счетоводству, и основания геометрии; 4) география всеобщая и русская; 5) история; 6) главнейшие понятия из естественной истории и физики с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене; 7) чистописание; 8) рукоделье и 9) гимнастика. К необязательным предметам принадлежали: французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы3.
Продолжительность классных занятий не превышала 5 часов в день. Каждый урок длился 50 минут.
1 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18021. Л. 21.
2 Там же. Л. 22.
3 Положение о женских гимназиях и прогимназиях мини-
стерства народного просвещения (24 мая (5 июня) 1870 г.) // Сборник постановлений по народному образованию. Т. 4: Царствование императора Александра II, 1865-1870. СПб.,
1871. С. 1625.
После трех уроков устраивался большой перерыв в 35 минут. На основании постановления от 11 октября 1913 г. попечителя Казанского учебного округа в первых четырех классах было увеличено количество уроков по русскому языку. Данное изменение было связано со слабой подготовкой поступающих в гимназию и отсутствием подготовительного класса.
В отчетном году все ученицы сдавали экзамены, кроме учениц первого и второго классов, которые были переведены по годовым отметкам без экзамена. В конце учебного года учениц в Царевококшайской женской гимназии насчитывалось всего 196 человек. Из них переведены в следующий класс 172 ученицы, в том числе после экзаменов 102, остальные были переведены без экзамена. В седьмом классе училось 20 девушек, 15 из них сдавали экзамены и 14 выпускниц получили аттестат. Возрастной состав выпускниц выглядел следующим образом: 17 лет - 1, 18 лет -3, 19 лет - 3, 20 лет - 5, 21 год и более - 24.
Ученицы, награжденные по окончании общего курса женской гимназии медалями, золотою или серебряною, а сверх того и выслушавшие особый специальный курс дополнительного класса, приобретали звание домашних наставниц. Ученицы, не удостоенные награды медалями, но получившие одобрительный аттестат об окончании общего курса в гимназии и по выслушивании особого специального курса в дополнительном классе, пользовались правами домашних учительниц. В каждом выпуске не могло быть больше двух золотых и трех серебряных меда-листок5.
«Новые языки» стали преподаваться в женской гимназии с 1912 года. Из 248 учениц два иностранных языка изучала 31 ученица, одному немецкому языку обучались 66 учениц, одному французскому - 51 ученица. С 1909 года в гимназии преподается рисование в качестве обязательного предмета. Также все ученицы обучались пению - хор из учениц под руководством учителя пел в местной Троицкой церкви в приходе отца законоучителя гимназии. Музыка и танцы
4 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18021. Л. 28.
5 Положение о женских гимназиях и прогимназиях министерства народного просвещения (24 мая (5 июня) 1870 г.) // Сборник постановлений по народному образованию. Т. 4: Царствование императора Александра II, 1865-1870. СПб., 1871. С. 1627, 1629.
в гимназии не преподавались. 214 человек, кроме учениц седьмых и восьмых классов, обучались рукоделию.
Наибольшие успехи ученицы Царевококшай-ской гимназии показывали по таким предметам, как педагогика, естествоведение, французский язык, немецкий язык (100 %). Немного хуже у них шли такие предметы, как математика (91,6 %), физика (95 %), русский язык (95,1 %). Выбывших по неуспеваемости или плохому поведению не было. Главными причинами пропуска занятий были болезни (71,8 %) и домашние обстоятельства (28,2 %).
В интересах правильного физического развития в гимназии были введены уроки гимнастики и танцев. Гимнастике в первой половине учебного года обучались ученицы первых, вторых, третьих, четвертых и восьмых классов, во втором полугодии - вторых, третьих, четвертых, пятых и восьмых классов. Урок гимнастики проводился раз в неделю для каждого класса. Организовать преподавание гимнастки для большего количества учениц не представлялось возможным из-за отсутствия достаточного удобного помещения и средств. Танцам обучались отдельные девочки по желанию и за особую плату.
В гимназии для желающих существовал также восьмой педагогический класс. Ученицы изучали общеобразовательные предметы и один (или два) специальных, избранных по собственному желанию. По «Положению» 1874 г. больше времени было рекомендовано отводить педагогической подготовке (3 часа вместо двух по «Положению» 1870 г.) [4, с. 59].
Первый выпуск восьмого педагогического класса Царевококшайской женской гимназии в 1913 г. состоял из одиннадцати воспитанниц: Гребенщикова Фаина, Докукина Параскева, Дружинина Александра, Дружинина Анна, Зефирова Нина, Кирпичникова Вера, Кожина Анна, Лебедева Анастасия, Левашова Мария, Медведева Анна, Щербакова Зинаида. Все православного вероисповедания, в возрасте от 19 до 22 лет. По сословиям они распределялись следующим образом: 1 дочь чиновника, 1 дочь купца, 1 дочь псаломщика и 8 крестьянских до-черей1. Из них три изъявили желание продолжить обучение на высших курсах, а восемь -
1 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18072. Л. 2 об - 6, 8об.
состояли учительницами начальных училищ Царевококшайского уезда.
Многие девочки были вынуждены жить на частных квартирах. К 1 января 1914 г. таких учениц насчитывалось 110. При женском монастыре в г. Царевококшайске жили 9 учениц. Они платили за квартиру и еду по 5 рублей в месяц. 22 ученицы жили в общежитии, которое было построено в сентябре 1912 г. обществом вспомоществования бедным учащимся Царевокок-шайской женской гимназии и ученикам городского училища.
Всего на содержание гимназии в отчетном году было израсходовано 10924 руб. 91 копейка. Эта сумма складывалась из следующих поступлений: из средств государственного казначейства -2244 руб. 25 коп., из сбора за обучение - 2650 руб., из городских сумм - 1600 руб., из земских сборов - 4200 руб., из остатков специальных средств -230 руб. 66 копеек2.
Плата за обучение обязательным предметам в Царевококшайской женской гимназии взималась в следующих размерах: а) в первых младших четырех классах с городских жителей, из лиц, принадлежащих к коренному крестьянскому населению Царевококшайского уезда и при условии, если те и другие со своих недвижимых имуществ платят в городскую кассу или в доход местного уездного земства денежные повинности, плата за обучение взимается по 6 руб. за учебный год;
б) с лиц же, проживающих в пределах города и его уезда, но не владеющих недвижимым имуществом или же владеющих таковым, но не платящих с последних денежных сборов ни в кассу города, ни в доход уездного земства, взимается плата за право обучения по 12 руб. в год;
в) с учащихся, родители которых живут вне пределах города Царевококшайска и его уезда, т. е. с иногородних, взимается плата по 15 руб. в год;
г) плата с учителей низших учебных заведений города Царевококшайска и его уезда за обучение их дочерей в гимназии взимать плату (в первых четырех классах) по 6 руб. в год. Плату за право учения в пятых, шестых, седьмых классах с лиц, принадлежащих первой категории (а), взимается по 10 руб. в год. С лиц, относящихся ко второй категории (б), плата установлена по 15 руб. в год. С иногородних взимается по 20 руб. за каждый
2 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18021. Л. 33.
учебный год. Плату с учителей низших учебных заведений города Царевококшайска и его уезда за обучение их дочерей в пятых, шестых, седьмых классах гимназии взимается по 10 руб. за учебный год. Плата за необязательные предметы (французский и немецкий языки) по 5 руб. в год с каждой ученицы за каждый язык. В отчетном году стоимость обучения одной ученицы составляла 44 руб. 5 копеек1.
Из 248 учениц от платы за обучение были освобождены 27 человек. Царевококшайской женской гимназии принадлежали пять стипендиальных фондов на сумму 800 руб.: 1) стипендия имени вдовы потомственного почетного гражданина Евдокии Федоровны Даниловой в 200 руб.; 2) стипендия имени вдовы протоиерея Клавдии Степановны Спасской в 200 руб.; 3) стипендия имени Марии Васильевны Булыгиной - 200 руб.;
4) стипендия имени покойной жены лесничего Елизаветы Ильиничны Терентьевой - 200 руб.;
5) стипендия имени умершей девицы Евдокии Ильиничны Воскресенской - 200 руб. Проценты со стипендиальных фондов поступали за плату обучения бедных учениц гимназии. Попечительный совет выбирал стипендиаток.
Поддержку гимназисткам оказывало Общество вспомоществования бедным учащимся женской гимназии и ученикам городского училища, которое было создано в 1912 году. Несколько учениц бесплатно, за счет общества проживали в общежитии, выдавались платья и обувь, а также оплачивалось обучение бедным ученицам. В 1913-1914 учебном году было внесено за обучение 32 рубля2.
Большое внимание уделялось здоровью учениц. При гимназии состоял земский врач И. В. Репьев, который в неделю не менее одного раза приходил и проверял состояние учениц. Больных учениц он принимал у себя на дому или в помещении гимназии. За свою работу денег не брал. Результаты осмотра И. В. Репьевым дали следующие результаты: 10 учениц были близоруки, 1 - с нервным расстройством, 25 - с частыми головными болями. В отчетном году 46 учениц болели корью и чесоткой, две из которых умерли. Из 248 учениц хорошее питание имели 56 че-
ловек, среднее - 154 человека и плохое питание -38 человек.
В свободное от учебы время проводились ученические пешие прогулки. Так, 5 мая 1913 г. 20 учениц пятого класса в сопровождении надзирательницы и учительницы посетили с. Владимирское, находящееся в 6 верстах от города. Там они в местном храме отслужили молебен перед чудотворной Владимирской иконой Божи-ей Матери. Три прогулки совершили ученицы подготовительного класса: 5 мая - в лес, находящийся в трех верстах от города, у Волги, 9 мая -в лес и луга за Волгой, 12 мая - в поле за городом. Во время экскурсий устраивались игры для девушек. Зимой ученицам всех классов разрешалось катание на коньках на особо устраиваемом в центре города катке для учащихся3.
При Царевококшайской женской гимназии действовал Педагогический совет. В отчетном году было проведено 21 заседание, где рассматривались успехи и поведение учениц, обсуждались меры, необходимые для поднятия успеваемости, принимались программы и темы письменных работ по русскому языку, составленные преподавателями на учебный год, распределяли уроки между собой, решались вопросы перевода учениц из класса в класс, назначались награды выпускницам, заслушивали сообщения классных надзирательниц о посещении ими ученических квартир.
Таким образом, в рассматриваемое время гимназия успешно решала стоящие перед ней задачи. Царевококшайская женская гимназия не только давала среднее образование своим выпускницам, готовила их к поступлению в высшие учебные заведения, но и сыграла заметную роль в подготовке педагогических кадров для школ. Учительницы должны были быть образцом благочестия, нравственности, патриотизма, обладать чувством долга и ответственности и воспитывать те же качества в своих воспитанниках. Деятельность Царевококшайской женской гимназии имела огромное значение не только для жителей города и уезда, но и для всего Марийского края в целом.
1 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2.
Д. 18021. Л. 8. -
2 Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 40. 3 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92. Оп. 2.
Оп. 1. Д. 39. Л. 13-17. Д. 18070. Л. 32-33.
Литература
1. Алметева А. Ю. Среднее женское образование на территории Марийского края в начале XX века // Богатство финно-угорских народов: материалы IV Международного финно-угорского студенческого форума (г. Йошкар-Ола, 25-26 мая 2017 г.) / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2017. Вып. 4. С. 280-283.
2. Алметева И. В. История начального школьного образования в Марийском крае во второй половине XIX - начале ХХ веков. Йошкар-Ола, 2006.
3. Алметева И. В., Иванов А. Г., Алметва А. Ю. Женское образование в светской школе Марийского края во второй половине XIX - начале XX веков // Вестник Чувашского университета. Чебоксары, 2018. № 2. С. 5-11.
4. Плетнева И. Ф., Емельянова Н. Р. Подготовка учительниц в педагогических классах женских гимназий России второй половины XIX в. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 1 (57). Т. 2. С. 58-60.
5. Чимаев А. Н., Демидова Е. Б. Царевококшайская женская гимназия // Марийский археографический вестник. 1997. Вып. 17. С. 48-63.
References
1. Almeteva A. Yu. Srednee zhenskoe obrazovanie na territorii Mariiskogo kraya v nachale XX veka [Secondary female education in the Mari region in the early XX century]. Bogatstvo finno-ugorskikh narodov: materialy IV Mezhdunarodnogo finno-ugorskogo studencheskogo foruma (g. Ioshkar-Ola, 25-26 maya 2017 g.) = Wealth of the Finno-Ugric peoples: materials of the IV International Finno-Ugric Student Forum (Yoshkar-Ola, May 25-26, 2017), Mari State Un-ty, Yoshkar-Ola, 2017, issue 4, pp. 280283. (In Russ.).
2. Almeteva I. V. Istoriya nachal'nogo shkol'nogo obrazovaniya v Mariiskom krae vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vekov [History of primary school education in the Mari region in the second half of XIX - early XX centuries], Yoshkar-Ola, 2006. (In Russ.).
3. Almeteva I. V., Ivanov A. G., Almetva A. Yu. Zhenskoe obrazovanie v svetskoi shkole Mariiskogo kraya vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vekov [Women's education in the secular school of the Mari Region in the second half of the XIX - the beginning of the XX centuries]. VestnikChuvashskogo universiteta, Cheboksary, 2018, no. 2, pp. 5-11. (In Russ.).
4. Pletneva I. F., Emelyanova N. R. Podgotovka uchitel'nits v pedagogicheskikh klassakh zhenskikh gimnazii Rossii vtoroi poloviny XIX v. [Training teachers in teaching classes of Russian girls' schools in the second half of the 19th century]. Vestnik Kemerovskogogosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2014, no. 1 (57), vol. 2, pp. 58-60. (In Russ.).
5. Chimaev A. N., Demidova E. B. Tsarevokokshaiskaya zhenskaya gimnaziya [Tsarevokokshaysk female gymnasium]. Mariiskii arkheograficheskii vestnik = Mari Archeographical Herald, 1997, issue 17, pp. 48-63. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 15.09.2018 г.; принята к публикации 20.10.2018 г.
Submitted 15.09.2018; revised20.10.2018.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Алметева И. В., Алметева А. Ю. Царевококшайская женская гимназия в 1913 году // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. Т. 4. № 4. С. 9-15. DOI: 10.30914/2411-35222018-4-4-9-15
Об авторах
Алметева Ирина Витальевна
кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
almetevaiv@gmail. сот
Алметева Арина Юрьевна
магистрант, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, arinajenkins@gmail.com
Citation for an article:
Almeteva I. V., Almeteva A. Yu. Tsarevokokshaysk women's gymnasium in 1913. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2018, vol. 4, no. 4, pp. 9-15. DOI: 10.30914/2411-35222018-4-4-9-15 (In Russ.).
About the authors Irina V. Almeteva
Ph. D. (History), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, almetevaiv@gmail.com
Arina Yu. Almeteva
Undergraduate, Mari State University, Yoshkar-Ola,
arinajenkins@gmail. com