Экологическое право
ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
КАКНАЕВ Вадим Ильич,
аспирант
Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: статья посвящена проблеме исследования земель сельскохозяйственного назначения как объекта правовой охраны. Автор освещает проблемы важности сельского хозяйства в экономике страны и актуальности правовой регуляции агропромышленного комплекса. В статье дается оценка необходимости охраны земель сельскохозяйственного назначения. Актуальность поставленных в статье вопросов обусловлена многоаспектностью проблемы и необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы. Исследованы теоретические концепции и доктринальные документы, формирующие государственную политику и стратегию в сфере природопользования. Выявлены и актуализированы проблемы защиты и восстановления земель сельскохозяйственного назначения.
Abstract: The article is devoted to the problem of research of agricultural land as an object of legal protection. The author highlights the problems of the importance of agriculture in the country's economy and the relevance of legal regulation of the agro-industrial complex. The article gives an assessment of the need to protect agricultural land. The relevance of the questions posed in the article is due to the multifaceted nature of the problem and the need to improve the regulatory framework. The theoretical concepts and doctrinal documents that form the state policy and strategy in the field of nature management are explored. Problems of protection and restoration of agricultural land have been identified and actualized.
Ключевые слова: Земли сельскохозяйственного назначения правовая охрана, сельское хозяйство, административно-правовая охрана земель, паспорт плодородия земель, нарушение земель, рациональное использование земель, земельное право, охрана земель сельскохозяйственного назначения, восстановление земель
Keywords: Agricultural land, legal protection, agriculture, administrative and legal protection of lands, the passport of fertility, violation of land, rational use of land, land law, protection of agricultural land, restoration of land.
Специалисты справедливо отмечают важность сельского хозяйства для экономики России, в частности то, что «государственное регулирование сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом - важнейшая предпосылка и условие успешного осуществления проводимой в Российской Федерации аграрной реформы»1, необходимость которой приобрела
1 Землякова Г.Л. Формирование кадастровых сведений о земельных участках как основы управления в сфере использования и охраны земель: проблемы теории и практики / Дисс. докт.
юр. наук: М.: ИГП РАН, 2016. С. 47. Бессонова Е.А. Эколого-экономическая реабилитация сельскохозяйственных земель. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Москва-2011 / http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a99.php Волков Г.А. Принципы земельного права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
Грехова Е.А. Правовое регулирование государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. Крапан Г.С. Конституционно-правовые основы защиты прав граждан на землю: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. Кочерга М.В. Административная ответственность за земельные правонарушения: проблемы правового регулирования и практики применения: Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2008. Водолеев А.С. Рекультивация техногенно нарушенных земель южного
«особую актуальность в свете курса государства на обеспечение продовольственной безопасности России»1.
Хотелось бы выделить, что «вопросы развития сельского хозяйства всегда были в центре внимания руководства страны. К таким объективным факторам, как сложные природно-климатические условия, делающие основную часть территории нашей страны зоной рискованного земледелия, постоянно добавляются частые, недостаточно продуманные, реорганизационные перестройки, которые... вносили свой дестабилизирующий вклад в состояние экономики»2.
Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» закрепил государственную аграрную политику России, рассматривая ее как «составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий»3, т.е. на «стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель»4.
Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная Указом Президен-
Кузбасса с использованием нетрадиционных мелиорантов : диссертация ... доктора сельскохозяйственных наук - Барнаул, 2007.- 362 с. / http://www.dslib.net/selxoz-melioracia/rekultivacija-tehnogenno-narushennyh-zemel-juzhnogo-kuzbassa-s-ispolzovaniem.html
Козырь М.И. Аграрное право России: состояние, проблемы и тенденции развития. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 119. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О развитии сельского хозяйства" // Собрание законодательства РФ. 2007, N 1 (1 ч.), ст. 27.
1 Елисеев В.С. Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория // Lex russica. 2016. N 6.;Приказ Минсельхоза РФ от 25.06.2007 N 342 "О Концепции развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России до 2025 года" // СПС КонсультантПлюс
2 Хабриева Т.Я. Научное обеспечение законодательного регулирования сельского хозяйства // Правовые проблемы развития сельского хозяйства: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 26 сент. 2007 г. М.: Юриспруденция, 2007. С. 5.
3 Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О развитии сельского хозяйства" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 27.
4 Там же
та РФ от 30 января 2010 г. № 1205, ставит акцент на «повышении эффективности государственной поддержки, уделяя особое внимание созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей»6, а также на «совершенствовании механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и устранения ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции и материально-технических ресурсов»7 (п. 13 Доктрины).
В сельском хозяйстве «взаимодействие экономики и права проявляется во многих аспектах и на самых различных уровнях. Считается, что экономика и право соотносятся как социальные макросистемы, неотъемлемо присущие человеческой цивилизации и эволюционирующие вместе с ней на протяжении всей истории человече-
о
ства»8, что указывает на тесную связь правовых механизмов с механизмами экономическими, «при разработке и реализации правовых механизмов регулирования эко-
- 9
номических, в т.ч. аграрных, отношений»9.
Земли сельскохозяйственного назначения, которыми согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ, признаются земли за границами населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, выступают «в качестве основного средства производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение площади, предотвращение развития негатив-
5 Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 5. Ст. 502. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2013 N 2138-р Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2013. N 47, ст. 6150
6 Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 5. Ст. 502.
Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 5. Ст. 502.
8 Елисеев В.С. Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория // Lex russica. 2016. N 6. С. 105
9 Елисеев В.С. Указ. соч. С.106.
ных процессов и повышение плодородия почв»1.
К этой категории отнесены земли, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям и организациям, казачьим обществам и родовым общинам, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества.
Кроме того, в общую площадь таких земель вошли площади, занятые земельными долями. Их можно использовать для сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством, а также для целей аква-культуры (рыбоводства). В настоящее время обеспечение законности в сфере земельных отношений имеет принципиальное значение. Нарушения при распоряжении и использовании сельскохозяйственных земель, как считают Д.Ю. Данилов и А.А. Головня, «влекут порой необратимые негативные последствия как для экологической обстановки, так и для экономики го-сударства».2
Научные исследования правового регулирования обеспечения восстановления нарушенных земель сельскохозяйственного назначения проводились лишь частично: проблемы землепользования и обеспечения восстановления нарушенных земель анализируются в ходе исследования научных идей, выдвинутых в трудах ученых-юристов А.П. Алехина, А.П. Аниси-мова, В.К. Бабаева, Д.Н. Бахраха, Г.С. Башмакова, О.И. Бекетова, Я.М. Бельсона, З.С. Беляева, Е.А. Бессоновой3, С.А. Боголюбова, Е.А. Болтановой, С.Н. Братуся,
1 Данилов Д.Ю., Головин А.А. Как сохранить сельхозугодья страны. Органы прокуратуры Российской Федерации проводят целенаправленную работу по устранению нарушений в сфере оборота сельскохозяйственных земель // Прокурор. 2015. N 3. С. 35 - 38.
2 Данилов Д.Ю., Головин А.А. Указ. соч. С. 35 - 38.
3 Бессонова Е.А. Эколого-экономическая реабилитация сельскохозяйственных земель. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Москва-2011 / http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a99.php
Н.А. Будникова4, Г.Е. Быстрова, А.С. Водо-леева5, И.А. Возгрина, Г.А. Волкова, Е.А. Галиновской, О.В. Глеба, П.П. Глущенко, С.А. Дзейтова, В.С. Елисеева6, Л.А. Заславской, Г.Л. Земляковой7, А.В. Зиновьева, М.И. Козыря, В.В. Колесникова, А.П. Коренева, М.В. Кочерга8, О.И. Крассова, В.Н. Кудрявцева, В.Е. Лукьяненко, Г.Ф. Лукьян-ца, В.М. Манохина, М.Я. Масленникова, М.Е. Певзнера, И.Ф. Панкратова, Н.И. По-бежимовой, В.П. Сальникова, Н.И. Сазано-вой, В.Д. Сорокина, С.В. Степашина, Л.Б. Тиуновой, Ю.А. Тихомирова, В.В. Устюко-вой, Г.Г. Файзуллина, Л.П. Фоминой, В.Н. Харькова, В.В. Черникова, И.В. Шмарова и
9
других .
4 Будников Н.А. Государственное управление в сфере использования и охраны земель Российской Федерации. Дисс... доктора юридических наук. - Санкт-Петербург. - 2000 / http://lawtheses.com/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-ohrany-zemel-rossiyskoy-federatsii
5 Водолеев А.С. Рекультивация техногенно нарушенных земель южного Кузбасса с использованием нетрадиционных мелиорантов : диссертация ... доктора сельскохозяйственных наук - Барнаул, 2007.- 362 с. / http://www.dslib.net/selxoz-melioracia/rekultivacija-tehnogenno-narushennyh-zemel-juzhnogo-kuzbassa-s-ispolzovaniem.html
6 Елисеев В.С. Государственное регулирование аграрных отношений (правовое обеспечение и защита имущественного интереса субъектов сельского хозяйства). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московская государственная юридическая академия. Москва, 2011.
7 Землякова Г.Л. Формирование кадастровых сведений о земельных участках как основы управления в сфере использования и охраны земель: проблемы теории и практики / Дисс. докт. юр. наук: 12.00.06. М.: ИГП РАН, 2016. С. 47.
8 Кочерга М.В. Административная ответственность за земельные правонарушения: проблемы правового регулирования и практики применения: Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2008. С. 3.
9 Анисимов А.П., Землякова Г.Л. Соотношение категорий «использование» и «охрана» земель: дискуссионные вопросы // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 2. Боголюбов С.А. Земельное право. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (7-е изд., пер. и доп.); Боголюбов С.А. Земельное право. Учебник для бакалавров. Гриф УМО. М.: Юрайт издат, 2014; Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права: монография /С.А. Боголюбов. -М.: Издательство «Юрайт», 2015. 498 с. - Серия: Авторский учебник и др.
Болтанова Е.С. Юридическая ответственность за земельные правонарушения // Журнал российского права. 2014. № 12 (216). С. 88-97. Быстров Г.Е., Побежимова Н.И. Государственное регулирование сельского хозяйства // Евразийский юридический журнал. 2014. № 2 (69). С. 148-156.
Волков Г.А. Проблемы совершенствования земельного законодательства // Экологическое право. 2012. № 1. С. 2 Кульнев В.Н. Понятие государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Аграрное и земельное право. 2005. № 7. С. 15-21.Лукьяненко В.Е., Лукьяненко А.В Договорные отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей и других организаций аграрно-промышленного комплекса (АПК) Аграрное и земельное право. 2011. № 8. С. 85-93. Устюкова В.В. Ответственность за нарушение земельного законодательства: некоторые проблемы // Труды Института государства и права
Различные формулировки понятия, включающего, по сути, нарушения земель, которые могут звучать как «нарушенные земли», «земли, нарушенные при...» и тому подобные, содержат, различные нормативные правовые акты.
Так, статья 11 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Заключена в г. Париже 16.11.1972)1 гласит: «Комитет всемирного наследия составляет, обновляет и публикует. «Список всемирного наследия, находящегося под угрозой», список ценностей, фигурирующих в Списке всемирного наследия, для спасения которых требуются значительные работы... В этом списке указывается примерная стоимость операций. В этот список могут включаться только ценности культурного и природного наследия, которым угрожают серьезные и конкретные опасности, как, например, угроза исчезновения вследствие прогрессирующего разрушения, проекты проведения крупных общественных или частных работ, быстрое развитие городов и туризма, разрушение в связи с изменением предназначения или права собственности на землю, серьезные повреждения вследствие неустановленной причины, заброшенность по каким-либо причинам, стихийные бедствия и катаклизмы, опасность вооруженных конфликтов, большие пожары, землетрясения, оползни, вулканические извержения, изменения уровня вод, наводнения, приливы»2;
В свою очередь, п. 7.2. ст. 11 Феде
Российской академии наук. 2015. № 1. С. 130-142.Харьков В.Н. Основы земельного права: учебное пособие. Тула: Изд-во Тул-ГУ, 2014; Харьков В.Н. Принцип деления земель на категории по целевому назначению как основное начало государственного управления в сфере использования и охраны земель. // Современное право. 2016. № 9. С. 82-89. СПС КонсультантП-люс, 2017; Харьков В.Н. Экологические аспекты права землепользования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 4. С. 92-100 и др. Файзуллин Г.Г. Реализации государственной политики в области управления сельским хозяйством // Аграрное и земельное право. 2013. № 6 (102). С. 116-147.
1 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия" (Заключена в г. Париже 16.11.1972) / Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV.- М., 1991. С. 482 - 492.
2 Конвенция об охране всемирного культурного и природного
наследия" (Заключена в г. Париже 16.11.1972) / Сборник меж-
дународных договоров СССР. Вып. XLV.- М., 1991. С. 482 - 492.
рального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе», указывает, что «объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются. проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности»3, в числе объектов государственной экологической экспертизы содержится и указание на проектную документацию на строительство, а также реконструкцию используемых для обезвреживания и размещения отходов I -V классов опасности объектов, кроме того проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, для нашего исследования представляют интерес указания на проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности (подробнее анализ указанных аспектов будет проведен в главе третьей исследования);
Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об отходах производства и потребления», конкретизируя возможные «источники» нарушенных земель, содержит требования к объектам размещения отходов, указывая, что собственники объектов размещения отходов... обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в установленном законодательством РФ порядке;4
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в ст.6 («Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяй-
3 Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48, ст. 4556
4 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" //Собрание законодательства РФ. N 26. 29.06.1998, ст. 3009.
ственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки») (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 354-ФЗ)1, конкретизируя особенности нарушения земель, указывает, что «земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. При этом сами критерии снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства России с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации определяет Правительство РФ;2
Земли сельскохозяйственного назначения, в сущности, - это основное средство производства в сельском хозяйстве, вот почему они и имеют особый правовой режим, подлежат особой охране, направленной на сохранение площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.3
1 Федеральный закон от 03.07.2016 N 354-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016, N 27 (часть II), Ст. 4287
2 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ред. от 03.07.2016)(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.
3 Данилов Д.Ю., Головин А.А. Как сохранить сельхозугодья
страны. Органы прокуратуры Российской Федерации проводят целенаправленную работу по устранению нарушений в сфере
Согласно ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» под «Плодородием земель сельскохозяйственного назначения» следует понимать «способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений».4
Единый информационный ресурс включает показатели паспорта плодородия земельного участка.
Паспорт плодородия земельного участка является документом, характеризующим уровень почвенного плодородия и его изменения в процессе хозяйственного использования земельного участка. Паспорт оформляется специализированной организацией на основе результатов почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований и передается собственникам, землевладельцам, землепользователям и (или) арендаторам земельных участков.
В случае перехода права на земельный участок прежний собственник, землевладелец, землепользователь и (или) арендатор земельного участка передает паспорт плодородия земельного участка новому собственнику, землевладельцу, землепользователю и (или) арендатору.
Необходимо уделить внимание понятию «правонарушение» в теории аграрного права, рассмотрев также определения земельных правонарушений. А так же необходимо выявить понятие «нарушение земель». Объединив их можно представить картину земельных правонарушений.
Согласно разъяснений Роскомзема «нарушение земель» представляет собой
оборота сельскохозяйственных земель // Прокурор. 2015. N 3. С. 35 - 38.
4 Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" // Собрание законодательства РФ. 20.07.1998. N 29. ст. 3399.
механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа; строительными и геологоразведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность (ГОСТ 17.5.1.01-83).1
Г.В. Романова отмечала: «Чтобы возложить на виновное лицо дисциплинарную ответственность за нарушение земельного законодательства, необходимо идеальное совпадение дисциплинарного проступка и земельного правонарушения, т.е. когда неисполнение работником трудовой обязанности одновременно было бы нарушением земельного правопорядка, например не исполнение землеобладателями обязанности использовать земельные участки по целевому назначению. Поэтому удобнее применять административное законодательство, в котором более конкретно описаны земельные правонарушения»2.
Земельное правонарушение как разновидность противоправных деяний по отраслевому признаку определяется О.И. Крассовым как «негативное социальное явление, результатом которого становится посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель, защиту прав лиц, эксплуатирующих земельные участки»3.
В качестве элементов, образующих состав земельного правонарушения, в научной литературе выделяются, во-первых, субъекты земельных правоотношений, со-
1 Письмо Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582 «О Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель» (вместе с "Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель", утв. Роскомземом 28.12.1994, Минсельхозпродом России 26.01.1995, Минприроды России 15.02.1995) // СПС Консуль-тантПлюс
2 Романова Г.В. Земельное право: курс лекций для бакалавров. М.: Юстиция, 2016. С.89
3 Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 4-е изд. М., 2012. С. 293.
вершающие противоправные деяния. Ими могут быть физические и юридические лица: которыми согласно п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ выступают хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации; некоммерческие организации, в том числе потребительскими кооперативы, религиозные организации; казачьи общества; опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
К должностным лицам относятся сотрудники государственных и муниципальных органов, признаваемые таковыми в силу законодательства о государственной службе, а также руководители государственных и негосударственных предприятий и организаций, которые непосредственно связаны с выполнением управленческих функций в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Во-вторых, субъективная сторона земельного правонарушения, которая выражена во внутреннем психическом отношении указанных лиц к совершаемому им общественно опасному деянию в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Субъективная сторона также имеет обязательные и факультативные признаки (мотив, цель и эмоциональное состояние лица). В качестве обязательного признака субъективной стороны выделяется вина, которая может выступать в форме прямого и косвенного умысла (например, самовольный захват земельного участка выражен в форме прямого умысла) и в форме неосторожности, которая подразделяется на легкомыслие и
небрежность (например, нерациональное использование земель).
В-третьих, это объект земельных правонарушений. Общим объектом земельных правонарушений являются общественные отношения, которые образуют земельный правопорядок.1
Б.В. Ерофеев в качестве объектов земельного правонарушения выделяет: земельный участок, на который осуществлено посягательство (например, его захламление); имущественные объекты, связанные с землей (посевы, дорожные покрытия); правила использования земель (например, порядок возврата временно занимаемых земель); охраняемая экологическая обстановка, в условиях которой находится земельный участок.2 В данном случае в состав правонарушения входят только те элементы объекта, которые находятся под охраной закона. Б.В.Ерофеев приводит пример, когда уголовным законодательством установлена мера ответственности за корыстные злоупотребления должностным лицом, принимающим решения по поводу земли3.
Нельзя не отметить и объективную сторону, которую образуют противоправное нарушение порядка и использования земель, возникшие последствия от противоправного действия (бездействия), а также причинно-следственная связь между земельным правонарушением и противоправными деяниями.
Э.Р. Вагизова справедливо отмечала, что, например, «злоупотребление правом имеет тесную связь с земельным правонарушением. Злоупотребление правом участниками земельных правоотношений есть самостоятельное проявление недобросовестного поведения. При выявлении правоприменителем достаточных признаков для признания деяния неправомерным оно может рассматриваться в качестве вида земельного правонарушения в случае
1 Романова Г.В. Земельное право: курс лекций для бакалавров. М.: Юстиция, 2016. С.90
2 Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник для вузов. М., 2008. С. 311.
3 Там же.
введения в земельное законодательство нормы, запрещающей осуществление действий в форме злоупотребления»4.
Е.С. Болтанова отмечает, что «земельное правонарушение (его состав) как виновное противоправное деяние, посягающее на земельные общественные отношения, причиняющее им вред либо создающее угрозу такого причинения. Используемый в земельном законодательстве и науке земельного права термин «земельное правонарушение» отражает существо общей правовой категории "правонарушения", находится под воздействием апробированной и исторически устоявшейся терминологии смежных отраслей (уголовное преступление, административное правонарушение, дисциплинарный проступок, гражданский деликт)»5.
Общественная значимость и опасность, кроме того, функции, выполняемые ответственностью, влекут такую особенность: за земельные правонарушения наступают различные виды ответственности. Не утихают споры о видах юридической ответственности, но специалисты выделяют уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую (или имущественную) ответственность. Указанный подход подтверждается и в источниках по земельному праву6 и соответствует содержанию гл. XIII Земельного кодекса РФ.
Учитывая сказанное, Е.С. Болтанова справедливо отмечает, что «условно можно говорить о земельных преступлениях, земельно-административных и земельно-гражданских правонарушениях, земельно-дисциплинарных проступках и собственно земельных правонарушениях»7.
4 Вагизова Э.Р. Соотношение злоупотребления правом с земельными правонарушениями, иными схожими правовыми явлениями // Экологическое право. 2013. N 5. С. 15 - 21.
5 Болтанова Е.С. Юридическая ответственность за земельные правонарушения // Журнал российского права. 2014. N 12. С. 88 - 97.
6 Краснова И.О. Земельное право. Элементарный курс. М., 2001. С. 154 - 166; Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 2-е изд. М., 2005. С. 300; Боголюбов С.А. Земельное право: Учебник. М., 2006. С. 263 - 264; Земельное право: Учебник для бакалавров / Под ред. Н.Г. Жаворонковой, И.О. Красновой. М., 2013. С. 325 - 326 (автор - О.Л. Дубовик).
7 Болтанова Е.С. Юридическая ответственность за земельные правонарушения // Журнал российского права. 2014. N 12. С. 91.
Дисциплинарная ответственность за земельное правонарушение «применяется к работнику за нарушение им земельно-правовых требований, соблюдение или исполнение которых относится к его трудовой функции. Соответственно, объектом земельно-дисциплинарного проступка (правонарушения) является комплекс земельных и социально-трудовых отношений»1.
В.П.Мозолин указывает, что «подавляющая масса имущественных отношений, регулируемых в динамичном режиме гражданским законодательством, уже находится в сфере комплексного правового регулирования, под воздействием публичных норм права. Поэтому и в сфере гражданско-правовой ответственности нельзя отрицать существование земельных пра-вонарушений»2.
Думается, терминологически логичнее говорить об имущественной ответственности за земельные правонарушения, главенствующее положение в которой занимает гражданско-правовая ответственность.
Объективной предпосылкой земельно-правовой ответственности является специфика земельных общественных отношений и, в частности, как разновидности последних - земельных правонарушений.
Фактическим же основанием земельно-правовой ответственности выступают составы только одной разновидности земельных правонарушений, которую законодатель в ст. 45, 54 ЗК РФ, п. 6, 8, 9 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» именует ненадлежащим использованием.
В Гражданском кодексе РФ такой термин, как справедливо отмечает
1 Болтанова Е.С. Указ. соч. С.91-92.
2 Мозолин В.П. Гражданско-правовая ответственность в системе российского права // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 33 - 40. Детально исследуя отношения по возмещению экологического вреда, Г.А. Мисник также делает вывод о существовании комплексного правового института, включающего нормы различной отраслевой принадлежности. См.: Мисник Г.А. Возмещение экологического вреда в российском праве: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. С. 20 - 21, 41, 44.
Е.С. Болтанова, «не употребляется, но по своей сути указанные в ст. 284 и 285 ГК РФ основания изъятия земельного участка у собственника - неиспользование земельного участка в соответствии с назначением или использование с грубым нарушением правил рационального использования земель - охватываются понятием «ненадлежащее использование», содержание которого находит закрепление в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ.
Выделение в качестве основания земельно-правовой ответственности ненадлежащего использования земельного участка связано с тем экологическим вредом, который причиняется земле как природному объекту в результате такого противоправного деяния, или опасностью его наступления. Требования охраны земли как важнейшей составной части природы, используемого природного ресурса определяют введение законодателем специальной санкции, применение которой, в конечном счете, всегда оказывает влияние на качественное состояние изъятого земельного участка»3.
Ярко выраженной особенностью земельного правонарушения, за совершение которого установлена земельно-правовая ответственность, является его длящийся и злостный характер. Ненадлежащее использование земельного участка характеризуется продолжительностью противоправного деяния, непрерывным осуществлением состава соответствующего земельного правонарушения, несмотря на вмешательство органа государственного земельного надзора, в том числе путем привлечения к административной ответственности за это правонарушение. Применение мер земельно-правовой ответственности сопряжено с длительным невыполнением в установленный срок предписания об устранении выявленного земельного правонарушения4.
Таким образом, можно сказать, что
3 Болтанова Е.С. Юридическая ответственность за земельные правонарушения // Журнал российского права. 2014. N 12. С. 91-92.
4 Там же.
по своей форме земельно-правовая ответственность, по мнению исследователей, связана «с особой деятельностью государственных органов по осуществлению земельного надзора и судебных органов по рассмотрению дела о земельном правона-рушении»1.
В частности, в науке отмечается, что «вторжение норм о земельно-правовой ответственности в сложившуюся систему традиционно охранительных отраслей права связано с существованием земельного правонарушения как самостоятельного и реального явления правовой действительности и недостаточностью применяемых мер административной, уголовной ответственности, а также в определенной степени с неэффективностью административно-правовой санкции -штрафом за конкретное земельное правонарушение.
Неэффективности применения мер ответственности способствует низкий уровень правового сознания граждан, в результате чего устраняется лишь половина выявленных нарушений земельного законодательства. Недостаточность административных наказаний вызвана не объективными причинами, свойственными внутреннему содержанию административной ответственности, а субъектной характеристикой правонарушителя и его внутренним отношением к совершаемому противоправному деянию»2.
Учитывая сказанное, можно заключить, что, по мнению специалистов, «земельное правонарушение - интегративное понятие, характеризуемое отклоняющимся от предусмотренного нормами земельного права поведением, нарушающим правопорядок в земельной сфере. Земельный правопорядок обеспечивается комплексом мер различных видов ответственности, и законодательство о привлечении к ответственности за земельные правонарушения об-
1 Болтанова Е.С. Юридическая ответственность за земельные правонарушения // Журнал российского права. 2014. N 12. С. 93.
2 Болтанова Е.С. Указ. соч. С.95-96.
ладает определенной полнотой и систем-ностью»3.
При этом иногда реализация норм ответственности за земельные правонарушения затруднена из-за недостаточной согласованности, отсутствия доступного механизма реализации, ненадлежащего выполнения функций земельного контроля и надзора соответствующими органами и несогласованности их действий.
Устранение отмечаемых в юридической литературе пробелов в законодательстве об ответственности за земельные правонарушения и недостатков в его применении дало бы возможность создать эффективный механизм обеспечения охраны земель и рационального их исполь-зования.4
Из ст. 74 ЗК РФ следует, что основание применения административной ответственности - земельное правонарушение, однако само понятие «земельное правонарушение», как справедливо отмечает Е.С. Карпова, в законодательстве не раскрыва-ется5.
В специальной литературе под земельным правонарушением понимают «виновное, противоправное действие (бездействие) лица, которое не исполняет обязанности о рациональном и бережном использовании земельных ресурсов, препятствует осуществлению прав и законных интересов собственников земли, ее владельцев и пользователей, нарушает установленный государством земельный правопорядок и управление землей как национальным бо-
3 Галиновская Е.А. Институт юридической ответственности как составляющая земельного правопорядка // Журнал российского права. 2014. N 1. С. 41.
4 Болтанова Е.С. Земельно-правовая ответственность: проблемы правоприменения // Российское правосудие. 2009. N 2. С. 43 - 50; Хлупина Г., Качина Н. Проблемы применения нормы об уголовной ответственности за порчу земли // Уголовное право. 2010. N 1. С. 49 - 54; Старова Е.В. Целевое назначение земельных участков, предоставленных для размещения и эксплуатации промышленных объектов: проблемы применения административной ответственности // Правовые вопросы недвижимости. 2010. N 2. С. 18 - 20; Мисник Г.А., Бабенко Л.Н. Возмещение вреда, причиненного земельным правонарушением // Экологическое право. 2011. N 1. С. 19 - 24; Галиновская Е.А. Указ. соч. С. 41 - 48.
5 Карпова Е.С. Земельное правонарушение как основание применения административной ответственности // Административное право и процесс. 2015. N 8. С. 63 - 67.
1
гатством»'.
По мнению ряда исследователей, «земельное правонарушение - общественно опасное, противоправное деяние (действие или бездействие), нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону»2.
О.И. Крассов земельное правонарушение определяет как «негативное социальное явление, результатом которого становится посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель, защиту прав лиц, эксплуатирующих земельные участки»3.
Е.С.Карпова предлагает определение этого понятия, основываясь «на положениях действующего законодательства: земельное правонарушение - это противоправное, общественно опасное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица в области использования, управления и охраны земель, за которое законодательством Российской Федерации в зависимости от объекта правонарушения и степени причиненного правонарушением вреда предусмотрена административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая или земельно-правовая ответственность»4.
Административная ответственность наступает, как известно из общей теории права, исключительно за административные правонарушения, как справедливо отмечает Е.С. Карпова, «уголовная - за преступления, дисциплинарная - за дисциплинарные проступки, гражданская - за совершение гражданско-правовых деликтов. То есть у каждого вида юридической ответственности есть свое собственное основание для ее применения. Поэтому не совсем яс-
1 Чубуков Г.В. Земельное право России: учебник. М., 2002. С. 308 - 309.
2 Земельное право: учебник для бакалавров / В.Б. Агафонов, Г.В. Выпханова, Н.Г. Жаворонкова; под ред. Н.Г. Жаворонко-вой, О.А. Романовой. М.: Проспект, 2013. С. 203.
3 Крассов О.И. Земельное право: учебник. 4-е изд. М., 2012. С. 293.
4 Карпова Е.С. Указ. соч. С. 64.
но, почему ЗК РФ использует одно общее понятие «земельное правонарушение» для абсолютно разных видов юридической ответственности. Как отграничить, например, земельное правонарушение, за которое наступает земельно-правовая ответственность, от земельного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность?»5
Учитывая изложенное, Е.С. Карпова приходит к выводу, что «более обоснованной была бы следующая формулировка: за совершение земельных правонарушений виновные лица несут земельно-правовую ответственность; за совершение административных правонарушений в области охраны и использования земель - административную ответственность; за совершение преступлений в области охраны и использования земель - уголовную ответственность; за совершение дисциплинарных проступков в области охраны и использования земель - дисциплинарную ответственность; за совершение гражданско-правовых деликтов в области охраны и использования земель - гражданско-правовую ответственность»6.
Подобной же точки зрения придерживаются М.В.Жерновой и А.П.Дорохов, отмечающие, что «основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок) в области охраны и использования земель, а также наличие в законе указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение»7. Эти авторы также оперируют понятием «административное правонарушение в области охраны и использования земель» вместо понятия «земельное правонарушение».
Автором предложено следующее определение «нарушения земель»:
«Нарушения земель - это понятие, включающее признаки, характеризующие перечень нарушений, а именно:
5 Карпова Е.С. Указ. соч. С. 65.
6 Там же.
7 Жерновой М.В., Дорохов А.П. Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель // Российский следователь. 2008. N 13. С. 29.
> земли, утратившие по тем или иным причинам, указанным в законодательстве РФ, свою хозяйственную ценность,
> являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с различными нарушениями (в том числе, почвенного покрова, гидрологического режима, образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности)
> требующие рекультивации,
> требующие очистки от отходов металлургического, химического и иных видов производств и т.п. При этом критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации,
> определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
> признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Таким образом, дефиниция «нарушения земель», содержащиеся в законодательных актах и мнениях ученых-правоведов, указанные «виды нарушенных земель» и предложенная классификация «критериев нарушения земель» требует введение в оборот категории «законное нарушение земель», под которым следует понимать «нарушение лицом, использующим соответствующие земли, целостного покрова земель (соответствующего почвенного слоя), их естественных свойств, связанное с осуществлением хозяйственной или иной законной деятельности в период
и в рамках разрешенного использования, с соблюдением требований установленных экологическим, санитарно-эпидемиологических или хозяйственным законодательством, разрешительными документами органа государственной (муниципальной) власти либо договора с ним, либо по усмотрению указанного лица в соответствии с разрешенным использованием земельного участка в пределах свободного осуществления соответствующим лицом своих прав».
Вышеуказанная категория позволяет уточнить понятие «нарушение земель», рассматривая его как «нарушение под влиянием природного воздействия, либо лицом, использующим соответствующие земли, при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, целостного покрова земель (соответствующего почвенного слоя), их естественных свойств с превышением требований, установленных экологическим, санитарно-эпидемиологическим или хозяйственным законодательством, и разрешений органа государственной (муниципальной) власти либо договора с ним (без разрешений и договора), разрешенного использования земельного участка, а также с превышением пределов свободного осуществления соответствующим лицом своих прав».
Учитывая отсутствие понятия «нарушение земель» в Земельном кодексе Российской Федерации, целесообразно закрепить его в данном нормативно-правовом акте, что облегчит работу правоприменителей.
Автором предложено следующее определение «охраны земель»:
«Охрана земель» - это рациональное использования земель с внедрением ресурсосберегающих экономически и экологически обоснованных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, основанных на минимализации обработки почвы, применении высокопроизводительных комбинированных машин, современных химических средств защиты растений;
с обязательным приоритетом охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, с приоритетом экологических подходов и норм, защищающих публично-правовые интересы всего общества над интересами частных лиц -природопользователей, с учетом того, что в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий, с элементами содержания охраны земель, указанными в ст. 13 ЗК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».1
При этом охрана сельскохозяйственных земель предполагает учет: во-первых, рационального использования земель с внедрением ресурсосберегающих экономически и экологически обоснованных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, основанных на ми-нимализации обработки почвы, применении высокопроизводительных комбинированных машин, современных химических средств защиты растений; во-вторых, приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; в-третьих, приоритета экологических подходов и норм, защищающих публично-правовые интересы всего общества над интересами частных лиц - природопользо-вателей; в-четвертых, разработки федеральных, региональных и местных про-
1 Федеральный закон от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 2016. N 27 (часть II). Ст. 4267.
грамм охраны земель, включающих в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий; в-пятых, содержание охраны земель, указанными в ст. 13 ЗК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,2 - указанное позволяет уточнить определение «охраны земель сельскохозяйственного использования» с учетом обоснованных выше определений «нарушения земель» и «законного нарушения земель», понимая под ним «комплекс мероприятий, направленных на недопущение нарушения земель, а также на устранение нарушения земель и приведения законного нарушения по окончанию выполнения соответствующей деятельности в состояние пригодное для сельскохозяйственного использования».
Предлагается следующее уточненное определение «восстановления земель», как части мероприятий по охране земель, т.е. «мероприятий, направленных на устранение нарушенных земель, а также на приведение законного нарушения земель по окончания выполнения соответствующей деятельности в исходное состояние».
На основании изучения и анализа вышеизложенного целесообразна следующая классификация «общих критериев нарушения земель»:
1) нарушение (разрушение) целостного покрова земель (в результате антропогенного и природного воздействия);
2) загрязнение (либо перекрытие) почв отходами производства и потребления; химическими, радиоактивными и биологическими веществами (в том числе: незаконное перекрытие искусственными
2 Федеральный закон от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Собрание законодательства РФ.2016. N 27 (часть II). Ст. 4267.
покрытиями, превышение ПДК - предельно-допустимых концентраций вредных веществ в почвах);
3) неиспользование земель, либо использование с нарушением земельного законодательства (в том числе: незаконное использование земельных участков, использование не по целевому назначению и т.д.).
В свою очередь, особенности нарушения земель сельскохозяйственного назначения (использования) предполагают дополнение общих критериев нарушения земель сельскохозяйственными критериями нарушения земель посредством следующей классификации:
1) ухудшение плодородия почв (нарушение водно-солевого баланса, содержания органических веществ, уровня кислотности-щелочности, плотности, аг-регированности и других составляющих плодородия почв);
2) невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв (в том числе от зарастания древесной, кустарниковой и сорной растительности);
3) несоблюдение правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения (неиспользование, либо неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения для получения сельхозпродукции, а так же нарушение правил трансформации сельскохозяйственных угодий);
4) повреждения объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения для целей мелиорации земель сельскохозяйственного назначения (избыток или недостаток влаги);
5) несвоевременное, неполное восстановление нарушенных земель сельскохозяйственного назначения и введение их в сельскохозяйственный оборот (в том числе: несоблюдение сроков, невыполне-
ние этапов работ указанных в проектах рекультивации нарушенных земель).
Таким образом, дефиниция «нарушения земель», содержащиеся в законодательных актах и мнениях ученых-правоведов, указанные «виды нарушенных земель» и предложенная классификация «критериев нарушения земель» требует введение в оборот категории «законное нарушение земель», под которым следует понимать «нарушение лицом, использующим соответствующие земли, целостного покрова земель (соответствующего почвенного слоя), их естественных свойств, связанное с осуществлением хозяйственной или иной законной деятельности в период и в рамках разрешенного использования, с соблюдением требований установленных экологическим, санитарно-эпидемиологических или хозяйственным законодательством, разрешительными документами органа государственной (муниципальной) власти либо договора с ним, либо по усмотрению указанного лица в соответствии с разрешенным использованием земельного участка в пределах свободного осуществления соответствующим лицом своих прав».
Вышеуказанная категория позволяет уточнить понятие «нарушение земель», рассматривая его как «нарушение под влиянием природного воздействия, либо лицом, использующим соответствующие земли, при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, целостного покрова земель (соответствующего почвенного слоя), их естественных свойств с превышением требований, установленных экологическим, санитарно-эпидемиологическим или хозяйственным законодательством, и разрешений органа государственной (муниципальной) власти либо договора с ним (без разрешений и договора), разрешенного использования земельного участка, а также с превышением пределов свободного осуществления соответствующим лицом своих прав».
Учитывая отсутствие понятия «нарушение земель» в Земельном кодексе
Российской Федерации, целесообразно вовом акте, что облегчит работу право-закрепить его в данном нормативно-пра- применителей.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
3. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-Фз (ред. от 13.07.2015) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"// Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3018
4. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // Собрание законодательства РФ, 16.06.2003, N 24, ст. 2249
5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2015) // Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 27
6. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133
7. Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" // "Собрание законодательства РФ", 20.07.1998, N 29, ст. 3399.
8. Федеральный закон от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Собрание законодательства РФ.2016. N 27 (часть II). Ст. 4267.
9. Федеральный закон от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016, N 27 (часть II), Ст. 4287
10. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48, ст. 4556
11. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об отходах производства и потребления" //Собрание законодательства РФ. N 26. 29.06.1998, ст. 3009. Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 5. Ст. 502. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2013 N 2138-р Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2013. N 47, ст. 6150. Письмо Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582 «О Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель» (вместе с "Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель", утв. Роскомземом 28.12.1994, Минсельхозпродом России 26.01.1995, Минприроды России 15.02.1995) // СПС КонсультантПлюс
12. Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке" (Заключена в г. Париже 17.06.1994). Россия присоединилась к Конвенции 29.05.2003 (Постановление Правительства РФ от 27.05.2003 N 303). Конвенция вступила в силу для России 27.08.2003 // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 171 - 180.
13. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия" (Заключена в г. Париже 16.11.1972) / Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV.- М., 1991. С. 482 - 492.
14. Болтанова Е.С. Юридическая ответственность за земельные правонарушения // Журнал российского права. 2014. N 12.
15. Боголюбов С.А., Бутовецкий А. И., Ковалева Е.Л., Минина Е.Л., Спиренков В.А., Сурженко А.С., Устюкова В.В. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный; под ред. д.ю.н., проф. С.А. Боголюбова). -"Проспект", 2015 г.
16. Галиновская Е.А. Институт юридической ответственности как составляющая земельного правопорядка // Журнал российского права. 2014. N 1.
17. Данилов Д.Ю., Головин А.А. Как сохранить сельхозугодья страны. Органы прокуратуры Российской Федерации проводят целенаправленную работу по устранению нарушений в сфере оборота сельскохозяйственных земель // Прокурор. 2015. N 3. С. 35 - 38.
18. Жерновой М.В., Дорохов А.П. Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель // Российский следователь. 2008. N 13.
19. Елисеев В.С. Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория // Lex russica. 2016. N 6.
1. Елисеев В.С. О проблемах предоставления государственных средств на государственную поддержку субъектов сельского хозяйства // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2010. N 3. С. 66 - 70.
2. Ибрагимов К.Х. Государственная политика в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в условиях глобализации // Экологическое право. 2013. N 5. С. 27 - 30.
3. Ибрагимов К.Х. Некоторые научные подходы к формированию Стратегической концепции административно-правовой охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в условиях изменения климата // Административное право и процесс. 2014. N 8. С. 8 - 11.
4. Карпова Е.С. Земельное правонарушение как основание применения административной ответственности // Адми
нистративное право и процесс. 2015. N 8. С. 63 - 67.
5. Крассов О.И. Совершенствование правового регулирования рекультивации земель // Экологическое право. 2012. N 6. С. 2 - 8.
6. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 4-е изд. М., 2012. С. 293.
7. Матигина Е.В., Михалева Т.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс
8. Пышьева Е.С. Особенности правового регулирования мелиорации земель на Севере и Дальнем Востоке // Российская Арктика - территория права: альманах / Т.Я.Хабриева, Д.Н.Кобылкин, В.П.Емельянцев и др.; отв. ред. Т.Я.Хабриева. М.: ИЗиСП; Салехард: Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Юриспруденция, 2014. С. 161 - 169.
9. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / В.Б. Агафонов, В.К. Быковский, Г.В. Выпханова и др.; под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 160 с.
10. Пантин Е.В. Развитие представлений об обеспечении целевого использования земель сельскохозяйственного назначения в российском законодательстве // История государства и права. 2011. N 4.
11. Сорокин А. Строительство на землях сельскохозяйственного назначения // Жилищное право. 2015. N 8. С. 83 - 91
12. Тихомирова Л.А. Многоаспектность деятельности по рекультивации нарушенных земель: особенности и проблемы правового регулирования // СПС КонсультантПлюс.
13. Хабриева Т.Я. Научное обеспечение законодательного регулирования сельского хозяйства // Правовые проблемы развития сельского хозяйства: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 26 сент. 2007 г. М.: Юриспруденция, 2007
14. Официальный интернет-портал правовой информации. 11Р1_: http://www.pravo.gov.ru