Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЛЯ / LAND / ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ / LAND PROTECTION / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / RATIONAL LAND USE / РЕКУЛЬТИВАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / LAND RECLAMATION FOR AGRICULTURAL PURPOSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Какнаев Вадим Ильич

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of reclamation of disturbed lands of agricultural purpose

The article is devoted to theoretical and practical aspects of reclamation of agricultural land.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

ОСОБЕННОСТИ РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

КАКНАЕВ Вадим Ильич,

аспирант Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения.

Abstract: The article is devoted to theoretical and practical aspects of reclamation of agricultural land.

Ключевые слова: Земля, охрана земель, рациональное использование земель, рекультивация нарушенных земель сельскохозяйственного назначения.

Keywords: Land, land protection, rational land use, land reclamation for agricultural purposes.

Рекультивацию земель специалисты предлагают рассматривать с трех направлений:

1) в качестве особой разновидности природоохранной меры, которая предшествует хозяйственной деятельности, другими словами, природоохранная обязанность;

2) в качестве особого вида деятельности в области обращения с отходами;

3) в качестве самостоятельной деятельности природоохранного назначения[14, с.161; 15, с.21; 16, с.7; 9, с.8].

Деление именно таким образом, во-первых, вызвано особым набором требований и ограничений, характерных для каждого из указанных аспектов,

во-вторых, вызвано особым объектным и субъектным составом этой деятельности.

Споры же специалистов и проблемы правоприменения появляются при рассмотрении рекультивации земель как особого вида деятельности по обращению с отходами, который в надлежащей степени не урегулирован ни на законодательном, ни на подзаконном уровне, скажем:

- какие конкретно виды деятельности в области обращения с отходами могут, а главное, должны осуществляться в процессе проведения работ по рекультивации земель;

- правомерно ли рекультивация земель с использованием отходов производства и потребления;

- могут ли рекультивируемые земельные участки приобретать в связи с проводимыми работами статус «объекта размещения отходов» и др. [17]

Как отмечает А.Л.Корнеев, «применительно

к делам, связанным с нарушением земельного законодательства, важно учитывать специфику сельскохозяйственного производства, особенности земли как объекта прав, последовательность операций по восстановлению» [9, с.7].

В частности, если требуется проведение рекультивации участка, то технический этап культивационных работ должен предшествовать биологической рекультивации, но не наоборот[13].

Означает это фактически, что выполненные на техническом этапе (перевозка грунта, планировка площадей) работы могут быть не приняты в расчет[3, с.59].

Один из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения - это сохранение целевого использования земельных участков согласно ч. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ[20].

Достигнуть такой цели можно не только путем непосредственно использования земель по целевому назначению, но также и путем недопущения ухудшения их состояния.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначе-ния»[20] сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно проводиться путем систематического проведения различных специальных мелиоративных, фитосани-тарных, агротехнических, агрохимических, противо-эрозионных и иных мероприятий.

Статья 13 ЗК РФ[4] дает следующее определение: «Рекультивация земель представляет собой

мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений» [4].

Несомненно, на наш взгляд, следует добавить и иные признаки, в частности, поскольку особо ценные сельскохозяйственные угодья требуют особой охраны, они могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Таким образом, в ст. 13 ЗК РФ предлагается внести изменения, изложив её в следующей формулировке: «Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений с учетом того, что особо ценные сельскохозяйственные угодья, требующие особой охраны, могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается».

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации^].

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях[8] за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, кроме того, тех или иных обязательных мероприятий в сфере улучшения земель, охраны почв установлена административная ответственность.

Ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения усиливалась в 2011, 2014 и 2015 го-дах[22, 23, 24, 25].

Мероприятия, как справедливо отмечают исследователи, по сохранению, а особенно по улуч-

шению плодородия почв невозможно осуществить за тот или иной, достаточно короткий промежуток времени, ведь сроки их проведения исчисляются годами.

Выявилась закономерность на практике: чем выше культура земледелия в регионе, тем выше были и установленные региональным законодательством минимальные сроки аренды земельных участков сельхозназначения.

Отмена минимально установленного срока аренды земельных участков сельхозназначения противоречит духу Закона № 294-ФЗ.

Противоречит эта отмена, кроме того, также духу нормы об изъятии земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением в течение трех лет (ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации) [2; 25].

Таким образом, думается, требование о минимально допустимом сроке аренды участков из земель сельскохозназначения обязательно нужно вернуть в действующее законодательство, кроме того, определить срок аренды в размере пяти лет, а также предоставить возможность субъектам России на основании данных об уровне культуры земледелия, а также на основании ценности самих, тех или иных, конкретных земель сельхозназначения устанавливать более длительные минимальные сроки аренды участков [6, с.10; 7; 17; 19, с.37].

Опыт правового регулирования обеспечения рационального использования земель в регионах показывает пример опережающего федеральное законодательство решения актуальнейших проблем земельных отношений.

Именно опережающее правовое регулирование, как отмечают специалисты, соответствует принципу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования земельных отношений, кроме того, это позволяет региональному законодательству, учитывая местные особенности, создавать правовую базу, обеспечивающую реализацию принципов, установленных ст. 9 Конституции РФ.

Объективная необходимость обеспечения рационального использования земель обусловила принятие Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенст-

вования оборота земель сельскохозяйственного на-значения»[22], который назвал нарушение требований рационального использования земли в качестве основания прекращения права землепользования.

Учитывая сказанное, можно отметить, что перед органами прокуратуры стоит задача не только выявлять и пресекать нарушения в сфере землепользования, привлекать виновных лиц к гражданско-правовой и иной ответственности, но и добиваться выполнения органами надзора и контроля, должностными лицами местного самоуправления возложенных на них функций по сохранению земель сельскохозяйственного назначения и восстановлению нарушенных[1, с.47].

Можно смело выразить несогласие с посылом современного земельного законодательства, который показывает в качестве целей исключительно сохранение либо воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или исключительно обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, нарушению, другим вредным воздействиям хозяйственной деятельности (что же делать с недеградированными землями?)

Такой подход контрастирует с возрастающим назначением данной категории земель в обес-

печении и продовольственной безопасности, и занятости населения России.

Например, ст. 2 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»[20], цель Закона - это установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности.

Согласно толковому словарю слово «воспроизводство» означает «воссоздать, повторить в копии»[11, с. 99], другими словами, действующее законодательство обязывает земледельцев сохранить в неизменном виде то, что есть.

Учитывая, что советский период развития законодательства, особенно 90-х годов XX в., оставил россиянам в наследство огромные площади значительно деградированных земель, становится явной бесперспективность реализации такого законодательства.

Задача современного российского общества в рассматриваемой области - повышение плодородия сельскохозяйственных земель.

Библиография:

1.

Гильмутдинов И.И., Абрамов П.В. Надзор за исполнением земельного законодательства и Закона РФ «О недрах» // Законность. 2014. № 10. С. 47-50.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Жариков Ю.Г. Понятие убытков в гражданском и земельном праве // Журнал российского права. 2013. № 1. С. 59-63.

Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. Ибрагимов К.Х. Некоторые аспекты классификации функций позитивного земельного права // Юрист. 2014. № 2. С. 4-10.

Калинин Г.И. Негативные последствия отмены минимально установленного срока аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. 2014. № 4. С. 9-11. Кобяков Э.В. Особенности аренды земельных участков земель сельскохозяйственного назначения // URL: http://blog.pravo.ru/blog/6605.html.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 1.

Корнеев А.Л. Вопросы возмещения убытков при реализации земельного законодательства // Экологическое право. 2014. № 6. С. 7

10. Крассов О.И. Совершенствование правового регулирования рекультивации земель // Экологическое право. 2012. № 6. С. 2-8.

11. Ожегов С.Н., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. С. 99.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» // САПП РФ. 1994. № 10. Ст. 779.

13. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 августа 2010 г. № А53-16284/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

14. Пышьева Е.С. Особенности правового регулирования мелиорации земель на Севере и Дальнем Востоке // Российская Арктика - территория права: альманах / Т.Я. Хабриева, Д.Н. Кобылкин, В.П. Емельянцев и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: ИЗиСП; Салехард: Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа, Юриспруденция, 2014. С. 161-169.

15. Сбирунов П.Н. Административно-процессуальные аспекты реализации мер государственного принуждения в сфере земельных отношений // Безопасность бизнеса. 2015. № 3. С. 16-22.

16. Семенихин В.В. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей: земельный налог для сельского хозяйства // Налоги. 2015. № 23. С. 7-11.

17. Тихомирова Л.А. Многоаспектность деятельности по рекультивации нарушенных земель: особенности и проблемы правового регулирования // СПС КонсультантПлюс.

18. Третьякова М.А. Бухгалтерский и налоговый учет аренды земель сельскохозяйственного назначения // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. № 2. С. 38-44.

19. Удачина Н.А. О правовом обеспечении создания и развития земельного рынка // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2012. № 5. С. 37-44.

20. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // сЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.

21. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

22. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 47.

23. Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 557.

24. Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1416.

25. Федеральный закон от 03.07.2016 N 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. II). Ст. 4287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.