Научная статья на тему 'ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ КАК СПОСОБ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ КАК СПОСОБ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
150
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / ECOLOGICAL AND ECONOMIC REHABILITATION OF LANDS / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / LAND LAW / ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / PROTECTION OF AGRICULTURAL LAND / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / RATIONAL USE OF AGRICULTURAL LAND / ПОЧВЕННОЕ ПЛОДОРОДИЕ / SOIL FERTILITY / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ / LAND RESTORATION / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION AND RATIONAL USE OF LAND

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Какнаев Вадим Ильич

Данная статья посвящена анализу основных положений регулирования стратегий восстановления земель сельскохозяйственного назначения как способа их охраны. В статье дается оценка основных международных и национальных методов обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения. Актуальность поставленных в статье вопросов обусловлена многоаспектностью проблемы и необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы. Исследованы теоретические концепции и доктринальные документы, формирующие государственную политику и стратегию в сфере природопользования, восстановления земель как способа охраны земель сельскохозяйственного назначения. Сделан вывод о необходимости актуализации следующих аспектов: максимальное вовлечение в экономику природоресурсного потенциала; рост масштабов природопользования; развитие предпринимательства в сфере использования природных ресурсов; оптимизация природопользования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; минимизация антропогенного влияния на природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Какнаев Вадим Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Restoration of land as a method of protecting agricultural zones

This article is devoted to the analysis of the main provisions of the regulation of strategies for the restoration of agricultural land as a means of protecting them. The article gives an assessment of the main international and national methods for ensuring the protection of agricultural land. The relevance of the questions posed in the article is due to the multifaceted nature of the problem and the need to improve the regulatory framework. The theoretical concepts and doctrinal documents that form the state policy and strategy in the sphere of nature management, the restoration of land as a way of protecting agricultural land are explored. The conclusion is made about the need to update the following aspects: maximum involvement in the economy of natural resources potential; increase in the scale of nature management; the development of entrepreneurship in the sphere of the use of natural resources; optimization of nature management and protection of agricultural land; minimization of anthropogenic impact on nature.

Текст научной работы на тему «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ КАК СПОСОБ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ КАК СПОСОБ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

КАКНАЕВ Вадим Ильич,

аспирант

Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: mariiwa@mail.ru

Краткая аннотация: Данная статья посвящена анализу основных положений регулирования стратегий восстановления земель сельскохозяйственного назначения как способа их охраны. В статье дается оценка основных международных и национальных методов обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения. Актуальность поставленных в статье вопросов обусловлена многоаспектностью проблемы и необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы. Исследованы теоретические концепции и доктринальные документы, формирующие государственную политику и стратегию в сфере природопользования, восстановления земель как способа охраны земель сельскохозяйственного назначения. Сделан вывод о необходимости актуализации следующих аспектов: максимальное вовлечение в экономику природоресурсного потенциала; рост масштабов природопользования; развитие предпринимательства в сфере использования природных ресурсов; оптимизация природопользования и охраны земель сельскохозяйственного назначения; минимизация антропогенного влияния на природу.

Abstract: This article is devoted to the analysis of the main provisions of the regulation of strategies for the restoration of agricultural land as a means of protecting them. The article gives an assessment of the main international and national methods for ensuring the protection of agricultural land. The relevance of the questions posed in the article is due to the multifaceted nature of the problem and the need to improve the regulatory framework. The theoretical concepts and doctrinal documents that form the state policy and strategy in the sphere of nature management, the restoration of land as a way of protecting agricultural land are explored. The conclusion is made about the need to update the following aspects: maximum involvement in the economy of natural resources potential; increase in the scale of nature management; the development of entrepreneurship in the sphere of the use of natural resources; optimization of nature management and protection of agricultural land; minimization of anthropogenic impact on nature.

Ключевые слова: Административно-правовая охрана земель, рациональное использование земель, земельное право, охрана земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, эколого-экономическая реабилитация земель, почвенное плодородие, восстановление земель, экология.

Keywords: Administrative and legal protection and rational use of land, land law, protection of agricultural land, rational use of agricultural land, ecological and economic rehabilitation of lands, soil fertility, land restoration, ecology.

Использование земель при осуществлении различных видов деятельности (выращивании сельскохозяйственной продукции, размещении промышленных объектов, строительстве сооружений, добыче полезных ископаемых) неизбежно приводит к ухудшению ее состояния.

За последние 40 лет почти треть пригодных для возделывания территорий земного шара утратила свое плодородие и оказалась заброшенной[1].

По данным, содержащимся в «докладе Продовольственной и сельскохозяйственной

организации ООН (ФАО) 2008 года деградация земель на нашей планете не прекращается и затрагивает четверть населения земли»[2].

В 2011 году «Генеральный директор ФАО Жак Диуф призвал объединить международные усилия для сохранения плодородных почв для настоящих и будущих поколений и предупредил, что деградация земель угрожает всемирной продовольственной безопасности, а также объявил о начале работы Глобального партнерства в области почвенных ресурсов для обеспечения продовольственной безопасности и адаптации к

последствиям изменения климата.

Для борьбы с опустыниванием 17 июня 1994 года в Париже была принята специальная Конвенция ООН, которая вступила в силу с 26 декабря 1996 года. В настоящее время это одно из приоритетных соглашений в области устойчивого использования природных ресурсов. По данным на 29 мая 2012 года, Конвенция была ратифицирована 195 странами.

Основным принципом зарубежного законодательства в этой области является недопустимость воздействий на почвы, приводящих к ухудшению их качества, деградации, загрязнению и разрушению. Регламентируется деятельность в области охраны почв, установлены требования и ограничения для территорий с загрязненными почвами, предусматривающие мероприятия по очистке почв и предотвращению их воздействия на человека и окружающую среду, предусмотрено ведение государственного учета качества почв, создание банка данных о почвах, включающего мониторинг и банк проб почв»[3].

В государствах - участниках СНГ осуществляются различные мероприятия по борьбе с деградацией земель.

Постоянно проводятся противоэрозион-ные мероприятия, ведутся посадка особых сортов растений на проблемных территориях, промывка земель от засоления и др.

Актуальной задачей остается обеспечение почв фосфорными и калийными удобрениями в научно обоснованных объемах. Для сохранения и повышения запасов гумуса в пахотных почвах увеличивается объем применения органических удобрений и других возможных источников органического веществ.

Для борьбы с ветровой эрозией создаются лесозащитные полосы.

Восстановление деградированных земель посредством их облесения, особенно в районах степной, лесостепной и лесной зон государств - участников СНГ, является наиболее перспективным методом восстановления их продуктивности и плодородия. Уже сейчас рядом государств - участников СНГ предпринимаются меры для лесомелиорации таких земель.

Для предотвращения и снижения деградации используются почвозащитные технологии возделывания, основанные на безотваль-

ной мульчирующей обработке почвы с сохранением на ее поверхности стерни и пожнивных остатков, а также технологические приемы по минимизации обработки почвы.

Из агротехнических мероприятий получили распространение почвозащитные севообороты с полосным размещением посевов и паров, создание буферных полос из многолетних трав, снегозадержание, закрепление и облесение песков, выращивание полезащитных лесных полос и др.

Применение мелиорации способствует сохранению и повышению плодородия почвы, росту урожайности, устойчивости земледелия, смягчению воздействия колебаний погодно-климатических условий на результаты производства.

Необходимо более эффективное управление водными ресурсами.

На оросительных системах необходима организация постоянно действующей контрольной службы в целях мониторинга водно-солевого режима орошаемых почв, их структурного и гумусного состояния для предотвращения деградации и поддержания их высокого плодородия.

Важную роль играет совершенствование нормативно-правовой базы.[4]

Вот почему ограниченность высокопродуктивных земель вызывает потребность и необходимость восстановления качества почв и возврата их в сельскохозяйственный оборот, как отмечает Е.А. Бессонова[5].

Решение проблемы преодоления деградации земли как основного средства аграрного сектора экономики должно предусматривать расширенное воспроизводство естественного плодородия почв. Оно не может быть обеспечено только рекультивацией и мелиорацией нарушенных и деградированных земель, а должно исходить из комплексного экологоэкономическо-го подхода, предусматривающего не только технологические приемы, но и меры экономической поддержки и инструменты законодательного воздействия на землепользователей.

Специалисты, например, Е.А. Бессонова предлагают расширить систему мер по воспроизводству нарушенных и деградированных земель сельскохозяйственного назначения «эко-

лого-экономической реабилитацией» как особым механизмом воспроизводства почвенного плодородия земель.[6]

В целях реабилитации и поддержания почвенного плодородия деградированных сельскохозяйственных земель России предлагается распространение ресурсосберегающих технологий и органического земледелия.

Основная идея органического земледелия в экономической и экологической реабилитации сельскохозяйственных земель. заключается в ведении хозяйства в соответствии с законами природы, что позволяет не только восстанавливать почвенное плодородие, но и поддерживать его в процессе производства сельскохозяйственной продукции.

Наиболее эффективным специалистами признана, как указывает Е.А. Бессонова, например, биологическая рекультивация путем облесения поверхности техногенных ландшафтов[7].

Сохранение и воспроизводство земель сельскохозяйственного назначения являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Их рациональное использование, как справедливо отмечают исследователи, в частности, К.Х. Ибрагимов, должно быть включено в систему административно-правовых, экономических, экологических и иных социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния.

«Формирование и реализация Концепции охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения должно быть взаимоувязано с общей концепцией социально-экономического развития страны, поскольку состояние земель данной категории, продовольственное обеспечение населения и его трудовая занятость, здоровье, социальное и экологическое благополучие россиян находятся в неразрывном единстве»[8]. Правилами, как отмечает И.В.Суздалев, определено, что должны разрабатываться планы реабилитации земель, но при этом не установлено, «кем эти планы разрабатываются, реализуются и на каких условиях»[9].

Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 го-

да» устанавливает, что Россия располагает большим земельным потенциалом для ведения сельского хозяйства, однако уже в течение более 20 лет площадь земельного фонда неуклонно сокращается. «По состоянию на 1 января 2014 г. площадь сельскохозяйственных угодий равнялась 220,2 млн. гектаров, в том числе площадь пашни - 121,5 млн. гектаров. Всего за 1995 - 2013 годы площадь сельскохозяйственных угодий земель всех категорий уменьшилась на 1,8 млн. гектаров, площадь пашни - на 8,7 млн. гектаров»[10].

При этом указано, что «основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий -неудовлетворительное финансово-экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, что ведет к отказу от предоставленных земель, перевод земель в другие категории под застройку в пригородных районах, недостаточность мероприятий по мелиорации и восстановлению плодородия почв».[11]

В регионах с полифункциональной сельской экономикой, сельским хозяйством пригородного типа и благоприятными социальными условиями развития сельской местности, характеризующихся высокой плотностью сельского населения, развитой инфраструктурой и активным жилищным строительством при высокопродуктивном сельскохозяйственном производстве, как установлено Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года»[12], политика в области развития сельских территорий должна проводиться в основном по следующим направлениям:

«поддержка высокопродуктивного сельского хозяйства, ориентированного на производство высококачественного сырья и продовольствия для обеспечения жителей гг. Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России продуктами отечественного производства;

• создание условий для развития сельскохозяйственных рынков, в том числе кооперативных;

сохранение и восстановление природных и аграрных ландшафтов, развитие экологически ориентированного сельского хозяйства, повышающего устойчивость экосистем

и обеспечивающего жизнь и деятельность людей, проживающих в сельской местности, а также рекреацию городского населения;

совершенствование земельных отношений и прекращение нерационального перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории»[13].

Решение задачи по сохранению и улучшению земельного фонда согласно Распоряжению Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» подразумевает реализацию следующих мер:

• «проведение реконструкции существующих и строительство новых мелиоративных систем;

обеспечение защиты земель от водной эрозии, затопления и подтопления;

• внедрение экономически эффективных систем орошения;

обеспечение защиты земель от ветровой эрозии;

создание системы защитных лесонасаждений, обеспечивающих повышение эффективности мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием земель, восстановлению почвенного плодородия, обеспечению экологической и продовольственной безопасности страны, снижению уровня дискомфорта в местах работы и проживания населения;

выделение природно-сельско-хозяйственных зон и разработка регламентов сельскохозяйственного землепользования с учетом природоохранной деятельности и агроклиматического зонирования»[14].

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что наряду с понятием «восстановление земель» (по сути, возвращение землям сельскохозяйственного назначения их первоначального состояния) думается, можно, учитывая специальные научные исследования, говорить о равнозначных понятиях, в частности: «воспроизводство зе-мель»[15], «реабилитация земель»[16] и, разумеется, «рекультивация земель»[17].

Основными направлениями государственной политики в области административно-правовой охраны и рационального использова-

ния земель сельскохозяйственного назначения, по справедливому утверждению профессора кафедры гражданского права и процесса Чеченского государственного университета, доктора сельскохозяйственных наук, кандидата юридических наук К.Х. Ибрагимова, являются следующие:

«восстановление и воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

обеспечение устойчивого землепользования;

• научное обеспечение решения проблемы;

административно-правовое регулирование охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;

• административно-правовое регулирование охраны агробиоразнообразия и развития ландшафтно-экологических систем земледелия;

некоторые аспекты административно-правовой охраны и рационального использования особо ценных земель сельскохозяйственного назначения в условиях изменения климата;

понятие и сущность государственного управления в сфере охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;

компетенция органов государственного управления в сфере охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения;

• государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

• государственный земельный контроль и его совершенствование;

особенности правового статуса государственного инспектора по надзору в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения;

• мотивация деятельности государственного инспектора на соблюдение требований законодательства в области охраны и рационального использования земельных отношений;

земельный аудит как новый институт регулирования административно-земель-

ных отношений;

административно-правовые проблемы государственного программно-целевого и прогнозного обеспечения охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения».

Основной задачей в восстановлении и воспроизводстве плодородия земель сельскохозяйственного назначения является, как указывает профессор К.Х. Ибрагимов, «снижение потерь почвенного плодородия от эрозии, истощитель-ного земледелия и повышение содержания в почвах органических веществ (гумуса).

Для этого необходимы:

• перед предоставлением собственникам и пользователям земель правоустанавливающих документов на земельный участок провести базовое агрохимическое обследование этого участка на содержание органических и минеральных веществ, механического состава почвы и других важных показателей почвенного плодородия. И затем каждый год осуществлять контроль за состоянием этих характеристик почвы;

разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также соответствующих региональных целевых программ;

• сертификация почв, т.е. деятельности, направленной на установление соответствия тех или иных почв почвоохранным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, фитосанитарным и иным требованиям;

• экономическое стимулирование деятельности собственников и несобственников земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв и защиты их от негативного воздействия вредной хозяйственной деятельности;

проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

• разработка планов проведения

агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

• разработка планов мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами;

• финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агро-химикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними;

• создание банков данных в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

перевод земледелия на ланд-шафтно-экологическую основу, как эффективный способ оптимизации использования земли и других природных ресурсов и возможность осуществления управляемых экологически обоснованных воздействий на почвенное плодородие земель сельскохозяйственного назначения;

• обязательное получение минимального аграрного образования (сокращенно агрознаний) кандидатами на получение в собственность или аренду земель сельскохозяйственного назначения. Агрознания должны включать основные понятия в сфере почвоведения, агрономии, агрохимии, земледелия, экологии, земельного и экологического права».

Е.В. Пантин обосновывал предложение том, что «целевым рациональным использованием земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения можно признать такую их эксплуатацию, в результате которой обеспечивается сохранение естественных свойств земли как природного объекта и возможность использования земли как природного ресурса, являющегося средством производства в сельском хозяйстве, на основе паритета экологических и экономических интересов».[18]

Термин «использование» в таком случае - это особая форма реализации правомочий правообладателя земельного участка, характе-

ризующая отрасли природоресурсного законодательства, выражается она в необходимости совершения таких действий, которые позволили бы извлекать полезные свойства из данного природного ресурса и значительно повышать его и экологическую, и экономическую ценность.

Думается, важно было бы законодательно не только закрепить обязательность осуществления зонирования сельскохозяйственных угодий для рационального использования, кроме того, сама процедура зонирования должна быть реализована поэтапно, где сначала необходимо провести анализ физических характеристик земель с целью выделения территориальных зон с аналогичными природными условиями и типами почв, желательно, разумеется, согласовать по возможности такое деление с границами муниципальных районов.

Затем по результатам такого зонирования можно было бы вести учет экономической составляющей использования земель сельскохозяйственного назначения, в частности: установить виды сельскохозяйственного использования земель этих районов, их специализацию, другими словами, с учетом сформировавшейся структуры землепользования и устоявшейся специализации тех или иных хозяйств.

Приведем пример судебной практики в рассматриваемой сфере. Решение Ставропольского краевого суда от 27.01.2016 по делу N 7-94/2016 показывает, что по требованию об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 102.1 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-КЗ "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" за нарушение установленных правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения было вынесено следующее решение: «В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт сжигания стерни и пожнивных остатков на земельном участке сельскохозяйственного назначения».[19]

Вышеизложенное приводит к следующим выводам.

Наряду с понятием «восстановление земель» (по сути, возвращение землям сельскохозяйственного назначения их первоначального состояния) думается, можно, учитывая специальные научные исследования, говорить

о равнозначных понятиях «воспроизводство земель», «реабилитация земель» и, разумеется, «рекультивация земель».

В государствах - участниках СНГ осуществляются различные мероприятия по борьбе с деградацией земель.

Постоянно проводятся противоэрозион-ные мероприятия, ведутся посадка особых сортов растений на проблемных территориях, промывка земель от засоления и др.

Актуальной задачей остается обеспечение почв фосфорными и калийными удобрениями в научно обоснованных объемах. Для сохранения и повышения запасов гумуса в пахотных почвах увеличивается объем применения органических удобрений и других возможных источников органического веществ.

Для борьбы с ветровой эрозией создаются лесозащитные полосы.

Восстановление деградированных земель посредством их облесения, особенно в районах степной, лесостепной и лесной зон государств - участников СНГ, является наиболее перспективным методом восстановления их продуктивности и плодородия. Уже сейчас рядом государств - участников СНГ предпринимаются меры для лесомелиорации таких земель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для предотвращения и снижения деградации используются почвозащитные технологии возделывания, основанные на безотвальной мульчирующей обработке почвы с сохранением на ее поверхности стерни и пожнивных остатков, а также технологические приемы по минимизации обработки почвы.

Из агротехнических мероприятий получили распространение почвозащитные севообороты с полосным размещением посевов и паров, залужение сильно эродированных земель, создание буферных полос из многолетних трав, снегозадержание, закрепление и облесение песков, выращивание полезащитных лесных полос и др.

Применение мелиорации способствует сохранению и повышению плодородия почвы, росту урожайности, устойчивости земледелия, смягчению воздействия колебаний погодно-климатических условий на результаты производства.

Необходимо более эффективное уп-

управление водными ресурсами.

На оросительных системах необходима организация постоянно действующей контрольной службы в целях мониторинга водно-солевого режима орошаемых почв, их структурного и гумусного состояния для предотвращения деградации и поддержания их высокого плодородия.

Важную роль играет совершенствование нормативно-правовой базы.

Были выделены способы и мероприятия непосредственно восстановления (или способствующие восстановлению) земель сельскохозяйственного назначения:

• противоэрозионные мероприятия,

посадка особых сортов растений на проблемных территориях,

• промывка земель от засоления и др.

• обеспечение почв фосфорными и калийными удобрениями в научно обоснованных объемах.

Для борьбы с ветровой эрозией создаются лесозащитные полосы.

Выявлены следующие способы восстановления земель сельскохозяйственного назначения:

восстановление деградированных земель посредством их облесения, особенно в районах степной, лесостепной и лесной зон;

• почвозащитные технологии возделывания, которые основаны на безотвальной мульчирующей обработке почвы с сохранением на ее поверхности стерни и пожнивных остатков,

• технологические приемы по минимизации обработки почвы.

Предлагаются также эколого-экономи-ческая реабилитация и даже консервация загрязненных сельскохозяйственных земель.

Были показаны следующие способы:

• способ микробиологической очистки грунтов, загрязненных тяжелыми металлами и нефтепродуктами;

способ защиты почв от остатков

пестицидов;

• способ детоксикации грунта, загрязненного нефтепродуктами;

способ рекультивации земель, нарушенных при добыче угля;

• способ обезвреживания загрязнителей почв;

способ микробиологической деструкции хлорорганических пестицидов;

• способ получения растительно-микробных ассоциаций для фиторемедиации на основе микроразмножаемых растений и плаз-мидосодержащих ризосферных бактерий;

способ, относящийся к восстановлению нефтезагрязненных земель и некоторые другие.

Вопрос о рациональном использовании и охране сельскохозяйственных земель определяется и тем, в чьих руках находится данная категория земель, и правомочиями пользования землями, а также тем, в каких организационно-правовых формах ведется сельское хозяйство, кроме того, тем, как осуществляется управление использованием и охраной земель, юридической ответственностью за нарушение требований земельного законодательства.

Практически все существующие теоретические концепции и доктринальные документы, формирующие государственную политику и стратегию в сфере природопользования, восстановления земель как способа охраны земель сельскохозяйственного назначения сводимы к следующим аспектам:

максимальное вовлечение в экономику природоресурсного потенциала; рост масштабов природопользования; развитие предпринимательства в сфере использования природных ресурсов; оптимизация природопользования и охраны земель сельскохозяйственного назначения;

минимизация антропогенного влияния на природу.

Российское законодательство в области рационального природопользования в настоящее время достаточно обширно и многопланово. Его концепция отражена как в самих законах и подзаконных актах, так и в документах общего, стратегического, концептуального, прогнозного назначения, к ним можно отнести Концепцию социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основы государственной политики Российской Федерации в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и некоторые

другие акты, принятые указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Говоря о восстановлении земель как способе охраны земель сельскохозяйственного назначения, необходимо учитывать, что природные воды являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и обеспечивают экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Они выступают возобновляемым, но ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Практически все поверхностные и значительная часть подземных водных объектов, особенно в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, испытывают значительное антропогенное воздействие, что выражается в загрязнении, истощении и деградации водных объектов. При этом «преобладающая часть воды используется на производственные нужды -более 60%; хозяйственно-питьевое водоснабжение потребляет около 18; на орошение и сельскохозяйственное водоснабжение уходит около 14% всех водных ресурсов».[20]

Говоря о восстановлении земель как способе охраны земель сельскохозяйственного назначения, необходимо учитывать, что леса Российской Федерации обладают значительным сырьевым потенциалом для развития видов ис-

Библиография:

пользования лесов, не связанных с заготовкой древесины. К ним относятся: заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы); заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства (сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, пчеловодство, северное оленеводство, выращивание сельскохозяйственных культур и иная сельскохозяйственная деятельность); осуществление рекреационной деятельности; иные виды использования лесов. Развитие рекреационного, туристического использования лесов или охотничьего хозяйства с учетом охраны земель, а также побочного пользования лесом, в том числе в сфере сельскохозяйственной деятельности, во многих случаях является более доходным делом, чем заготовка древесины.

Адаптация системы государственного управления земельными ресурсами России к рыночным условиям на фоне усиления роли правового регулирования различного рода общественных отношений, в том числе и земельных, является важнейшим механизмом самосохранения общества и государства.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

10.

Решение Экономического совета СНГ "О борьбе с деградацией сельскохозяйственных земель в государствах - участниках СНГ" (Принято в г. Москве 11.09.2015) // СПС КонсультантПлюс.

Решение Экономического совета СНГ "О борьбе с деградацией сельскохозяйственных земель в государствах - участниках СНГ" (Принято в г. Москве 11.09.2015) // СПС КонсультантПлюс.

Решение Экономического совета СНГ "О борьбе с деградацией сельскохозяйственных земель в государствах - участниках СНГ" (Принято в г. Москве 11.09.2015) // СПС КонсультантПлюс.

Решение Экономического совета СНГ "О борьбе с деградацией сельскохозяйственных земель в государствах - участниках СНГ" (Принято в г. Москве 11.09.2015) // СПС КонсультантПлюс.

Бессонова Е.А. Эколого-экономическая реабилитация сельскохозяйственных земель. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Москва - 2011. - С.37 / http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a99.php

Крассов О.И. Совершенствование правового регулирования рекультивации земель // Экологическое право. 2012. N 6. С. 2 - 8.

Бессонова Е.А. / http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a99.php

Сорокин А. Строительство на землях сельскохозяйственного назначения // Жилищное право. 2015. N 8. С. 83 - 91. Ибрагимов К.Х. Некоторые научные подходы к формированию Стратегической концепции административно-правовой охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в условиях изменения климата // Административное право и процесс. 2014. N 8. С. 8 - 11.

Постановление Правительства РФ от 27.02.2004 N 112 "Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов" // "Собрание законодательства РФ". 2004, N 10, ст. 866; Суз-далев И.В. Перспективы правового регулирования прошлого экологического ущерба в Российской Федерации // Правовые вопросы строительства. 2013. N 2. С. 6 - 8.

Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских

территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // "Собрание законодательства РФ". 2015. N 6. Ст. 1014.

12. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 N 1540-р (ред. от 26.12.2014) Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года // "Собрание законодательства РФ".2011. N 39. Ст. 5489.

13. Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2010 N 1806-р Об утверждении Комплексной программы участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства, рыбного хозяйства и продовольственной безопасности // "Собрание законодательства РФ". 2010. N 44. Ст. 5702.

14. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // "Собрание законодательства РФ". 2015. N 6. Ст. 1014.

15. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // "Собрание законодательства РФ". 2015. N 6. Ст. 1014.

16. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // "Собрание законодательства РФ". 2015. N 6. Ст. 1014

17. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // "Собрание законодательства РФ". 2015. N 6. Ст. 1014

18. Проблемы развития частного права: Сборник статей к юбилею Владимира Саурсеевича Ема / С.С.Алексеев, А.В. Асосков, В.Ю. Бузанов и др.; отв. ред. Е.А. Суханов, Н.В. Козлова. М.: Статут, 2011. С.253.

19. Дюсюпова А.Д. Частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения в России и Казахстане: сравнительно-правовой анализ // Журнал российского права. 2015. N 7. С. 55 - 70.

20. Матигина Е.В., Михалева Т.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.

21. Ершов В.А. Все о земельных отношениях: кадастровый учет, право собственности, купля-продажа, аренда, налоги, ответственность. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. 416 с.

22. Сорокин А. Строительство на землях сельскохозяйственного назначения // Жилищное право. 2015. N 8. С. 83 - 91; Тихомирова Л.А. Многоаспектность деятельности по рекультивации нарушенных земель: особенности и проблемы правового регулирования // СПС КонсультантПлюс.

23. Пантин Е.В. Развитие представлений об обеспечении целевого использования земель сельскохозяйственного назначения в российском законодательстве // История государства и права. 2011. N 4.

24. Решение Ставропольского краевого суда от 27.01.2016 по делу N 7-94/2016// СПС КонсультантПлюс.

25. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / В.Б. Агафонов, В.К. Быковский, Г.В. Выпханова и др.; под ред. Н.Г. Жаворонковой. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 160 с. С.9, 28, 53 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.