ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
КАКНАЕВ Вадим Ильич,
аспирант Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: статья представляет собой анализ основных положений нормативно-правового регулирования охраны земель сельскохозяйственного назначения. В статье дается оценка правовой категории охраны земель сельскохозяйственного назначения. Актуальность поставленных в статье вопросов обусловлена многоаспектность проблемы и связана с глобальным экономическим кризисом, обострившим проблемы продовольственной безопасности страны, экологической и природоохранной составляющей кризисных явлений.
This article represents an analysis of main legal documents, necessary for protection of agricultural lands. This article rates legal category of agricultural land protection. Topicality of problems analyzed in article is the result of diversity of this question and connected with global economic crisis, which sharpened problems of food-supplies security, ecological and environment protection aspects of crisis.
Ключевые слова: земельное право, охрана сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земель, экология.
Land law, protection of agricultural territories, rational usage of lands, ecology.
В настоящее время особую актуальность приобретает охрана земель сельскохозяйственного назначения как категория земельного права, которая, по мнению автора, является квинтэссенцией проблем регулирования организационно-правовых форм рационального использования земель.
Целью написания данной статьи является выявление основополагающих положений нормативно-правового регулирования вопросов охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Рассмотрим теоретические положения, разработанные авторами, исследующими данный вопрос.
В теории права вопросы охраны земель сельскохозяйственного назначения являются предметом дискуссии. Наиболее подробно вопросы охраны земель сельскохозяйственного назначения в предшествующий исторический период были освещены в монографии «Правовое обеспечение рационального использования земли в СССР» (1969 г.). Авторы поставили вопрос о необходимости раскрыть в законодательстве содержание требования рационального использования земель, установив его взаимосвязь с конкретными правами и обязанностями землепользователей. При этом отмечалось, что в целом требование рационального использования земель носит экономический характер,
вытекающий из экономической функции земли, и тесно связано с эффективностью ее использования. Соответственно, под рациональным использованием земли понималось достижение максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом полезного взаимодействия земли с другими природными факторами и при охране земли в процессе использования как специфического условия всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве1.
Другими авторами требование рационального использования и охраны земель рассматривалось в более широком аспекте, что обусловило формирование иных подходов. В частности, В.В. Петровым была обоснована необходимость дифференцированного подхода при определении рационального использования и охраны природных ресурсов и природных объектов, рассматриваемых в качестве интегрированного объекта правовой охраны2.
Автор отмечал, что охрана природы и рациональное использование ее ресурсов не являются равнозначными категориями, а отражают зависимость двух форм взаимодействия человека и приро-
1 Правовое обеспечение рационального использования земли в СССР / Отв. ред. Н.И. Краснов. М., 1969.
2 Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М., 1995.
ды - природопользования и охраны природы. В связи с этим указывалось, что следует говорить об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, относя к охране соответствующий природный объект и понимая под использованием природный ресурс - источник потребления человеком природы, поскольку нельзя охранять то, что предназначено для потребления, и здесь более подходящий термин - «рациональное использование».
Для обоснования актуальности темы статьи обратимся к документу, выявившему основные проблемы состояния земель сельскохозяйственного назначения.
В Распоряжении Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1292-Р «Об утверждении Концепции
развития государственного мониторинга земель
1
сельскохозяйственного назначения...» отмечено, что в настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.
Из перечня нормативных правовых актов, регулирующих оборот сельскохозяйственных земель, видно, что государством предприняты серьезные меры по урегулированию общественных отношений в сфере охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения. Тем не менее, очевидным недостатком этих документов является отсутствие системы и комплексного подхода в регулировании данных отношений.
Создание условий, необходимых для реализации мероприятий по охране земель, реализуется посредством системы государственного управления в сфере использования и охраны земель. В этом аспекте функции правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения близки по содержанию к функциям государственного управле-
1 Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1292-р (в ред. от 30 мая 2014 г.) Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 // СЗ РФ. 2010. № 32. Ст. 4366.
ния. С точки зрения О.Н. Колесовой, существуют следующие функции государственного управления в сфере использования и охраны земель: плановая, учетная, информационная, организационная, контрольная, распределительно-перераспределительная2.
Необходимость исследования охраны земель сельскохозяйственного назначения как правовой категории обусловлена неудовлетворительным, порой кризисным состоянием данных земель.
Причины кризисного состояния использования земель сельскохозяйственного назначения можно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся недостатки правового регулирования, а к субъективным - низкий уровень правового сознания сельских товаропроизводителей, граничащий с правовым нигилизмом, препятствующий осуществлению государственного регулирования земельных отношений и серьезно ослабляющий эффективность государственной политики в сфере поддержки аграрного производства3.
Основные принципы охраны земель сельскохозяйственного назначения базируются на всей структуре нормативно-правовых актов, регулирующих сферу земельных отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Из этой нормы следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта РФ, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Поэтому с Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из ст. 9 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 71 и 72 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на со-
4
ответствующих территориях.
2 Колесова О.Н. Анализ функций государственного управления в сфере использования и охраны земли // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. Самара. 2004. № 3. С. 213-217.
3 Боголюбов С.А., Бутовецкий А.И., Ковалева Е.Л., Минина Е.Л., Спиренков В.А., Сурженко А.С., Устюкова В.В. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный; под ред. д.ю.н., проф. С.А. Боголюбова). М.: Проспект, 2015.
4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г.
Важнейшим вопросом правового регулирования является выявление принципов законодательства, которыми необходимо руководствоваться при подготовке и применении других нормативных правовых актов в сфере регулирования земельных отношений. И хотя принципы порой носят общий характер, они определяют содержание последующих конкретных норм Земельного кодекса РФ, дальнейшее развитие всего земельного законодательства, его реализацию, влияют на административную и судебную практику, особенно в случаях отсутствия правовых норм для разрешения спора.
Регулирование использования и охраны земель как части природы основывается на ст. 4 и др.
Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охра-
1
не окружающей среды» , согласно которым земля, почвы обозначаются прежде других природных ресурсов как объекты охраны окружающей среды.
Упомянутые в настоящей статье основные принципы земельного законодательства дополняются в ст. 7, п. 2 ст. 15, п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27 и др. Земельного кодекса РФ, а также в федеральных законах о землеустройстве, об обороте земель сельскохозяйственного назначения, об особо охраняемых природных территориях и учитываются при рассмотрении конкретных дел, в ряде случаев суды прямо на них ссылаются.
Согласно п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности норм ФЗ от 22 апреля 2014 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2 законодатель обязан соблюдать при регулировании земельных отношений баланс частных и публичных интересов, которые затрагиваются реализацией права частной собственности на землю с тем, чтобы обеспечить охрану ее законом исходя из представлений о земле как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земельное законодательство должно соответствовать Конституции РФ, в ст. 9, 36, 42, 58 и др.
№ 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
1 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 г.) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
2 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (в ред. от 30 декабря 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
которой содержатся основы земельного права. Аналогично строятся конституции и уставы субъектов РФ.3
Среди относящихся к земельному законодательству и также регулирующих земельные отношения законов находятся кодексы: Водный (2006 г.), Лесной (2006 г.), Градостроительный (2004 г.), Гражданский (1994, 2001 гг.), Федеральные законы «Об охране окружающей среды"(2002 г.), «О плате за землю" (1991 г.), "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (1995 г.), "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.), "О мелиорации земель" (1996 г.), "О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами" (1997 г.), "О землеустройстве" (2001 г.), "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (2002 г.), "О животном мире" (1995 г.), Закон РФ "О недрах" (1992 г.).4
Статья 3 Земельного кодекса Российской Федерации фокусируется на отношениях, регулируемых земельным законодательством.
В данной статье содержится понятие земельных отношений как предмета регулирования земельного законодательства, включающего в себя отношения по использованию и охране земель. Данные отношения являются неразрывными, поскольку именно они и образуют систему земельного законодательства.
Хотя в Земельном кодексе РФ не приводятся определения охраны земель и их использования, взаимосвязь этих отношений находит свое отражение в ряде статей Земельного кодекса РФ. Так, например, согласно п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель обязаны проводить определенные мероприятия. Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ5 собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11 -ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
4 Боголюбов С.А., Бутовецкий А. И., Ковалева Е.Л., Минина Е.Л., Спиренков В.А., Сурженко А.С., Устюкова В.В. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный; под ред. д.ю.н., проф. С.А. Боголюбова). М.: Проспект, 2015.
5 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Важнейшим положением данной статьи является определение земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Такое определение земли вытекает из ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, нормы которой являются основополагающими юридическими принципами, пронизывающими всю совокупность правовых отношений, возникающих при использовании и охране в Российской Федерации земли и других природных ресурсов1. Из этой нормы следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта РФ, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения.2
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8. п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).3
В данном исследовании нас интересуют вопросы выявления правовой категории охраны земель сельскохозяйственного назначения. Следовательно, необходимо выявит суть правовой категории состава земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 77 Земельного Кодекса РФ вводит в действующее законодательство понятие и формулирует определение состава земель сельскохозяйственного назначения.
Данная статья определяет земли сельскохозяйственного назначения, устанавливая, что такие земли должны находиться за границами населенного
1 Ибрагимов К.Х. Государственная политика в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в условиях глобализации // Экологическое право. 2013. № 5. С. 27 -30.
2 Там же.
3 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г.) (с изм. и доп., вступ. в
силу с 1 января 2016 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
пункта, а также быть предоставлены для нужд сельского хозяйства либо предназначаться для этих целей.
Невозможность нахождения земель сельскохозяйственного назначения в границах населенных пунктов вытекает из положений п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ, предусматривающих, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Вместе с тем согласно ч. 10 ст. 35 Гражданского кодекса РФ в границах населенных пунктов также могут выделяться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»4 регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. При этом действие данного Федерального закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
В составе земель сельскохозяйственного на-
4 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.
значения выделяются не только земли, непосредственно используемые для сельскохозяйственного производства, но и земли, предназначенные для размещения объектов, необходимых для обеспечения производственного процесса (зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, дорог, коммуникаций, водных объектов), а также предназначенные для защиты сельскохозяйственных земель от различных негативных (вредных) явлений.
Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1 для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Исходя из ч. 1 ст. 63 Лесного кодекса РФ для создания защитных лесов осуществляется лесоразведение. Согласно п. 2 Правил лесоразведения, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 января 2012 г. № 1 к лесоразведению относится и создание защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения. Пунктом 7 указанных Правил предусматривается, что процесс создания и выращивания лесных насаждений в целях лесоразведения включает: определение местоположения и площади земельных участков, предназначенных для лесоразведения; предварительную подготовку земельного участка для последующего выполнения работ по созданию лесных насаждений; обработку почвы; определение оптимального состава древесных и кустарниковых пород в создаваемых лесных насаждениях, размещения и количества посадочных или посевных мест; посадку или посев древесных и кустарниковых растений; уход за высаженными растениями или их всходами (при посеве).
Проблема использования земель сельскохозяйственного назначения выводит нас на понимание возможностей рационального использования земель через цели и субъекты, для которых могут быть использованы земли сельскохозяйственного назначе-
1 Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ (в ред. от 23 июня 2014 г.) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.
ния, а также субъекты, использующие эти земли. Основной целью использования земель сельскохозяйственного назначения законодатель установил сельскохозяйственное производство. При этом Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»2 определяет сельскохозяйственное производство как совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг. Данное понятие охватывает достаточно широкий спектр видов экономической деятельности, с которой также могут быть связаны научно-исследовательские, учебные и иные цели, для достижения которых требуется использование земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В ходе охраны земель осуществляется реализация одного из основных принципов земельного законодательства, т.е. двуединого назначения земли: как важнейшего компонента природы, всей окружающей природной среды; как средства производства в сельском и лесном хозяйстве; пространства для развития промышленности и иной хозяйственной деятельности.
Цели охраны земель достигаются реализацией системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредного воздействия, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей. Описания целей, задач, направлений охраны земель носят преимущественно теоретико-методический характер,
2 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ (в ред. от 12 февраля 2015 г.) «О развитии сельского хозяйства» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13 августа 2015 г.) // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 27.
но, будучи сформулированы достаточно кратко, категорично, отраженные в нормативных правовых актах, они становятся обладающими обязательственной силой.1
Важны экологические составляющие и природоохранные цели охраны земель. В Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» установлен ряд экологических требований, предъявляемых к собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, т.е. к землеобладателям, в зависимости от целей земле-природопользования:
• при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем (ст. 43);
• при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 47);
• при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов (ст. 48);
• при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве (ст. 49);
• при обращении с отходами производства и потребления (ст. 51 ).2
В соответствии с ЗК РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием земель и других природных ресурсов, разрушением экологических систем и другими экологическими правонарушениями, должен быть возмещен в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Выявление загрязненных земель и определение степени их загрязнения осуществляется в соответствии со специальными нормативными и методическими документами с составлением актов о загрязнении земель. Ущерб от загрязнения при произведенных выбросах и сбросах загрязняющих веществ определяется в соответствии с целями охра-
ны земель на основе данных обследования земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов, при захламлении земель несанкционированными свалками отходов - на основе данных об объеме отходов и степени их опасности.
В данной статье задача выявления правовых основ охраны земель сельскохозяйственного назначения будет исследована через категорию и содержание понятия охраны земель.
Понятие «содержания охраны земель» раскрывается через апробированные в законодательстве и правоприменении основные способы и направления охраны земель, которые не являются исчерпывающими и могут пополняться иными найденными средствами охраны земель и почв.
В Федеральном Законе от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» под загрязнением почв понимается содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения.3
Охрана земель, безопасность земель и обеспечение безопасности на землях регулируются в ряде федеральных законов: от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности", от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений", от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности", от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" (в части химической безопасности.4
В ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. предусматривается, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие (относительно земель): безопасность излучений, взрывобезопасность, биологическую, механическую, пожарную, промышленную,
1 Колесова О.Н. Анализ функций государственного управления в сфере использования и охраны земли // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. Самара. 2004. № 3. С. 213-217.
2 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 г.) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
3 Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.
4 Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., пересмот. / Под ред. В.Д. Зорькина. М., Норма, Инфра-М, 2011.
термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность.
Сохранение почв и их плодородия предусматривается не только в Земельном Кодексе РФ, но и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», где в п. 1 ст. 4 они рассматриваются как самостоятельный объект охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, а в ст. 62 - как природные объекты, находящиеся под особой охраной.1
Правила государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения (утв. постановлением Правительства РФ от 1 марта 2001 г. № 154), разработанные в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»2, устанавливают порядок этого учета, т.е. создание упорядоченной системы сбора и обобщения информации, полученной при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований земель, проводимых в целях формирования полных и достоверных сведений о состоянии и динамике плодородия земель сельскохозяйственного назначения.3
Экономическое стимулирование охраны и рационального использования земель в соответствии с бюджетным, земельным, природоохранным законодательством и законодательством о налогах и сборах может включать:
• выделение средств регионального
или местного бюджетов для восстановления земель,
нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
• освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в период, предусмотренный проектом производства работ;
• частичную компенсацию из средств бюджета снижения налога в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;
• поощрение граждан, ведущих крестьянское или личное подсобное, приусадебное хозяйство, предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда;
• установление повышенных цен на экологически чистую продукцию.
Проведенное исследование охраны земель сельскохозяйственного назначения, как комплексной правовой категории позволяет сделать следующие выводы: несмотря на то, что на законодательном уровне предусматриваются значительные меры в сфере охраны земель сельскохозяйственного назначения, положение данных земель находится в неудовлетворительном состоянии. Подходы законодателя основаны на воспроизводстве почвенного плодородия: воссоздания уже израсходовано ресурса. В то время, как необходимо совершенствование законодательных основ охраны земель сельскохозяйственного назначения и приведения их в соответствие с многообразием современных вызовов, инициированных глобальными процессами всемирного финансового, продовольственного и экологического кризисов.
1 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 г.) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
2 Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.
3 Колесова О.Н. Анализ функций государственного управления в сфере использования и охраны земли // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. Самара. 2004. № 3. С. 213-217.