Научная статья на тему 'Земельный налог для обособленных подразделений'

Земельный налог для обособленных подразделений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ГОЛОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

Организации нередко в целях расширения своей деятельности создают обособленные подразделения, которые могут располагаться не только в месте нахождения головной организации, но и в других городах. В статье рассматривается порядок уплаты земельного налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земельный налог для обособленных подразделений»

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Организации нередко в целях расширения своей деятельности создают обособленные подразделения, которые могут располагаться не только в месте нахождения головной организации, ноив других городах.

Рассмотрим порядок уплаты земельного налога организациями, в состав которых входят обособленные подразделения.

Следует отметить, что в качестве обособленного подразделения организации согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) может выступать представительство или филиал.

При этом представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.

Кроме ГК РФ понятие обособленного подразделения дает и налоговое законодательство. В частности, в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) сказано, что обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо оттого, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное

подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что под обособленным подразделением организации следует понимать не только филиал или представительство, но и иное подразделение, созданное организацией, если оно отвечает двум условиям:

— территориальная обособленность от основной (основного офиса) организации. При этом под территориальной обособленностью следует понимать расположение подразделения на отдельной территории, отличной от той, на которой находится сама организация. Следует заметить, что в данном случае речь идет об ином адресе, не указанном в учредительных документах как место нахождения самой организации;

— наличие стационарных рабочих мест на срок более одного месяца по месту нахождения подразделения.

Под оборудованным стационарным рабочим местом согласно письму Минфина России от 11.12.2007 № 03-02-07/1-478 подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей. Следует отметить, что определение рабочего места дано и в ст. 209 Трудового кодекса РФ, в силу которой рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Если организация создала обособленное подразделение, то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения своего обособленного подразделения. На это указывает п. 1 ст. 83 НК РФ. В этом же пункте также сказано, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по

месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по иным основаниям. При этом иным основанием является, в частности, постановка организации на учет по месту нахождения принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления недвижимого имущества. Следует напомнить, что к недвижимому имуществу на основании п. 1 ст. 130 ГК РФ относятся также и земельные участки. Местом нахождения земельного участка признается место фактического нахождения этого участка (подп. Зп.5 ст. 83 НК РФ).

Налогоплательщиками земельного налога в силу ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Следует заметить, что правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане, что следует из п. 1 ст. 266 ГК РФ.

Не признаются плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Таким образом, если организации, в состав которых входят обособленные подразделения, обладают земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и эти участки признаются объектом налогообложения на основании ст. 389 НК РФ, то они обязаны исчислять и уплачивать земельный налог. Причем уплачивать сумму земельного налога организации обязаны по месту нахождения земельного участка. На это указывает п. Зет. 397 НКРФ.

Следует отметить, что гл. 31 «Земельный налог» НК РФ не устанавливает особенностей по исчислению и уплате земельного налога для обособленных подразделений организаций. В статье 19 НК РФ определено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.

Следовательно, филиалы российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, исполняют обязанности организации по исчислению и уплате в бюджет земельного налога по

месту своего нахождения, т. е. по месту нахождения земельного участка. Однако если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс, то уплата земельного налога в налоговый орган по месту нахождения земельного участка осуществляется головной организацией на основании сведений, предоставленных этим обособленным подразделением.

Порядок исчисления и сроки уплаты земельного налога, авансовых платежей по налогу (если уплата авансовых платежей по налогу установлена представительными органами муниципального образования (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяется ст. 396 и 397 НК РФ.

Порядок и сроки представления налоговой отчетности установлены ст. 398 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 398 НК РФ организации по истечении налогового периода, т. е. по истечении календарного года, обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию. Представляется налоговая декларация по форме, утвержденной приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядков их заполнения» (далее — приказ № 95н), не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, что следуетиз п. Зет. 398 НК РФ.

Если в течение налогового периода организации уплачивают авансовые платежи по налогу, то они обязаны по истечении отчетного периода, т. е. по истечении I, II, III квартала текущего налогового периода, представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Следует заметить, что организации, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и упрощенную систему налогообложения, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, на основании п. 2 ст. 398 НК РФ подавать налоговые расчеты по земельному налогу за отчетный период не обязаны. Вместе с тем, если организация на одном земельном участке осуществляет предпринимательскую деятельность, применяя упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, то данная организация не освобождается от обязанности по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу в отношении такого земельного участка. А если

указанная предпринимательская деятельность осуществляется организацией на разных земельных участках, то она обязана представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу лишь в отношении земельного участка, на котором осуществляется предпринимательская деятельность, в отношении которой применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Данное заключение следует из письма Минфина России от06.04.2009 № 03-11-09/123.

Представляются расчеты по авансовым платежам по земельному налогу по форме, утвержденной приказом № 95н. Причем представляются они в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Следует отметить, что при представлении налоговой отчетности в отношении земельного участка, расположенного по месту нахождения обособленного подразделения организации, как разъясняет ФНС России в письме от 27.09.2007 № 11-0-09/1087@ «О порядке заполнения налоговых деклараций по налогу на имущество организаций и земельному налогу», указывается КПП согласно уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения.

Особый порядок представления налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу) предусмотрен для организаций, отнесенных к категории крупнейших. Следует напомнить, что критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ «О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 №САЭ-3-30/290@». Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены приказом Минфина России от 11.07.2005 № 85н.

Согласно п. 4 ст. 398 НК РФ организации-налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В письме от 07.02.2008 № 03-05-04-01/6 специалисты Минфина России обращают внимание налогоплательщиков на тот факт, что НК РФ не предусмотрено представление крупнейшими налогоплательщиками единой налоговой декларации (расчетов) по налогу на имущество,

транспортному и земельному налогу в целом по организации, включающей все свои обособленные подразделения, объекты недвижимого имущества, транспортные средства и земельные участки, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Поэтому налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют декларации (расчеты), заполняемые отдельно в установленном порядке по указанным выше налогам, по месту нахождения организации, по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, по месту нахождения объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения транспортного средства, а также по месту нахождения земельного участка.

При этом в декларации указывается КПП налоговых органов, в которых они состоят на учете по месту нахождения организации, обособленных подразделений, недвижимого имущества, транспортных средств, земельных участков. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-04-01/79, от 07.02.2008 № 03-05-04-01/6.

Необходимо отметить, что нередко у организаций-налогоплательщиков возникает вопрос об уплате земельного налога и представлении налоговой отчетности по налогу в случае прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения) или выбытия в связи с прекращением прав собственности объекта недвижимого имущества (в том числе земельного участка). Ответ на этот вопрос можно получить, ознакомившись с письмами Минфина России от 17.06.2009 № 03-05-04-01/43, от 19.06.2009 № 03-05-04-01/44. В них рассматривается вопрос о налоге на имущество организаций, однако данный порядок, как отмечают сами специалисты Минфина России, должен применяться и в отношении земельного налога.

Итак, согласно указанным письмам при прекращении налогоплательщиком-организацией деятельности через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения) или выбытии объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или вне местонахождения обособленного подразделения, в течение налогового (отчетного) периода по окончании этого налогового (отчетного) периода, являющегося последним применительно к указанной деятельности, налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию (расчет авансового платежа по налогу) и уплатить земельный налог по

месту нахождения указанных закрываемых обособленных подразделений и выбывающих объектов недвижимого имущества. При этом налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные налоговые декларации в налоговый орган по месту учета крупнейших налогоплательщиков.

Однако, если день окончания отчетного периода совпадает с днем окончания налогового периода применительно к прекращенной налогоплательщиком-организацией деятельности через обособленное подразделение или выбытию в связи с прекращением прав собственности на земельный участок, то налогоплательщик, по мнению Минфина России, уплачивает земельный налог и представляет налоговую декларацию вместо расчета по авансовому платежу по налогу за период осуществления им деятельности через указанное обособленное подразделение или нахождения на балансе налогоплательщика земельного участка по месту нахождения этого участка.

При этом крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации, заполненные в отношении закрытых обособленных подразделений и выбывающих земельных участков, в налоговый орган по месту учета крупнейших налогоплательщиков, уплачивая земельный налог за последний налоговый период по месту нахождения обособленных подразделений и указанных земельных участков.

Следует заметить, что постановка на учет организаций в налоговом органе осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 82 НК РФ независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

Поэтому, в случае если до снятия организации с учета в налоговых органах по месту нахождения закрытых обособленных подразделений или выбывших земельных участков земельный налог за последний налоговый период не уплачен и налоговая декларация по налогу не представлена в вышеуказанном порядке, то после снятия с учета организации в данных налоговых органах налог за последний налоговый период должен быть уплачен и налоговая декларация должна быть представлена по месту нахождения указанных обособленных подразделений или земельных участков. При этом налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Аналогичное мнение высказано Минфином России в письме от 19.06.2009 № 03-05-04-01/44.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

4. О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@»: приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.

5. Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядков их заполнения: приказ Минфина России от 16.09.2008 № 95н.

6. Письмо Минфина России от 19.06.2009 № 03-05-04-01/44.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.