СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Ю. В. БОГДАНОВА,
консультант департамента финансового и налогового консалтингаАКГ«Интерком-Аудит»
Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в качестве обособленного подразделения организации может выступать филиал или представительство.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, однако они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений.
Налоговое законодательство дает следующее определение обособленного подразделения.
Обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, далее — НК РФ). При этом признание обособленного подразделения организации осуществляется независимо оттого, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных документах организации. В свою очередь рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Следовательно, если организация не создает оборудованных рабочих мест для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, то деятельность компании не ведет к созданию обособленных подразделений.
Под территориальной обособленностью следует понимать расположение подразделения на отдельной территории, отличной от той, на которой находится сама организация. В данном случае речь идет об ином адресе, не указанном в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика. Следует помнить, что в случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом (п. 9ст. 83 НК РФ).
Под оборудованным стационарным рабочим местом (согласно письму Минфина России от 11.12.2007 № 03-02-07/1-478) подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей.
Определение рабочего места дано и в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Но всегда ли оборудованное стационарное рабочее место, на котором работник исполняет свои трудовые обязанности, приводит к образованию обособленного подразделения, например, если работник организации командирован в другую местность для выполнения своих трудовых обязанностей сроком более одного месяца. В данном случае, по мнению автора, обособленное рабочее место не создается, так как организация не создает оборудованного стационарного рабочего места. Во-первых, компания, которая посылает своих работников в командировку, не в состоянии контролировать рабочие места, оборудованные контрагентом, во-вторых, создание рабочего места возможно только тогда, когда организация имеет
соответствующие права (право собственности или право пользования) на объект. Причем договор аренды не является доказательством, безусловно подтверждающим факт создания стационарных рабочих мест (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 № А56-40913/2006).
Также достаточно интересная ситуация складывается и с сотрудниками частных охранных предприятий. В силу специфики охранной деятельности предоставление охранных услуг может осуществляться на территории клиента в течение всего срока действия договора о предоставлении охранных услуг. На основании этого налоговые органы и Минфин России делают выводы, что по месту нахождения постов охраны образуется обособленное подразделение. Подобное мнение было высказано в письмах Минфина России от 18.01.2002 № 04-01-10/1-5, УМНС России по г. Москве от 29.01.2003 № 11-14/5523. Позднее Минфин России в своем письме сообщил, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии обособленного подразделения у организации следует учитывать содержание договора на оказание охранных услуг, фактический характер отношений между частным охранным предприятием и его заказчиком и другие фактические обстоятельства осуществления частным охранным предприятием деятельности. На взгляд автора, оказание услуг по охране объекта контрагента не приводит к образованию обособленного подразделения. В подтверждение такой позиции можно сказать следующее: частное охранное предприятие обязано заключить с каждым из своих клиентов договор на оказание услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Также гражданским законодательством не установлены какие-либо ограничения в выборе места оказания услуг. Следовательно, оказание охранных услуг на территории клиента является способом реализации этих услуг, а не созданием обособленного подразделения. Подобная позиция подтверждается и судебными решениями: постановления ФАС Поволжского округа от 14.06.2005 № А65-29434/2004-СА2-9, ФАС Московского округа от 05.12.2003 № КА-А41/9770-03, ФАС СевероЗападного округа от 24.02.2005 № А05-11368/04-9, решение Арбитражного суда Московской области от 28.06.2004 № А41-К2-7480/04.
Если же обособленное подразделение будет создано, то в соответствии с п. 1ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Для постановки на учет необходимо заполнить форму № 1-2-Учет «Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории
Российской Федерации», утвержденную приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@ (далее — Приказ № САЭ-3-09/826@). Заявление о постановке на учет надо подать в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.
Одновременно с заявлением организация представляет копии (заверенные в установленном порядке) свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (п. 1 ст. 84 НК РФ). В ответ на заявление налоговые органы обязаны в течение пяти дней со дня предоставления всех документов осуществить постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения и уведомить организацию по форме № 1-3-Учет «Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации», утвержденной приказом № САЭ-3-09/826@.
Если же обособленное подразделение создано на территории того муниципального образования, в котором организация уже зарегистрирована в качестве налогоплательщика, то действующее законодательство о налогах и сборах в данном случае обязывает организацию письменно сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленного подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Уведомление должно осуществляться по форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения», утвержденной приказом ФНС России от 17.01.2008 № ММ-3-09/11@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».
Также хотелось бы отметить, что налоговым законодательством не предусмотрен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением мест их нахождения. На основании этого можно сделать вывод, что в случае смены места нахождения обособленного подразделения налогоплательщик должен произвести процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения, даже если смена местоположения производится на территории одного муниципального образования.
В случае нарушения организацией сроков постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения своего обособленного подразделения действующим законодательством предусмотрена административная и налоговая ответственность.
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе сроком до 90 календарных дней влечет административную ответственность в размере от 500 до 1 ООО руб. по ст. 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) и налоговую ответственность в размере 5 ООО руб. (ст. 116 НК РФ). Если же организация «затянула» с подачей заявления на срок более 90 дней, то величина административной ответственности останется прежней, а налоговая — возрастетдо 10 000 руб.
Также предусматривается ответственность и за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. В данном случае размер административной ответственности составит от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.3 КоАП), а налоговой — 10% от дохода, полученного за время работы без постановки на учет, но не менее 20 000 руб. (при ведении деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение не более 90 дней). В случае же ведения деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней налоговая ответственность составит 20 % от дохода, но не менее 40 000 руб.
Рассмотрим порядок регистрации вновь созданного обособленного подразделения в различных фондах.
Регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ подлежат обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты, а также иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 6 Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, осуществляющих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 № 97п).
Для того чтобы зарегистрироваться в Пенсионном фонде РФ в качестве страхователя, организации не придется предпринимать никаких действий. В данном случае обо всем «позаботятся» налоговые органы. Ведь регистрация осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляемых налоговыми органами в орган страховщика (управление Пенсионного фонда РФ) по месту нахождения обособленного подразделения не позднее пяти дней со дня получения указанных сведений. Далее в адрес организации направляется соответствующее извещение в двух экземплярах, один из которых в 10-дневный срок подлежит представлению в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения предприятия.
Регистрации в фонде социального страхования также подлежат обособленные подразделения,
имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подп. 1 п. 1 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах ФСС России, утвержденного постановлением ФСС России от 23.03.2004 № 27 (далее — Постановление ФСС России № 27). В данном случае обязанность по регистрации возлагается на страхователя. Для этого в региональное отделение Фонда (филиал регионального отделения Фонда) необходимо в 30-дневный срок со дня создания обособленного подразделения подать заявление о регистрации в качестве страхователя (ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Форма заявления представлена в приложении № 1 к Постановлению ФСС России № 27. Перечень документов, необходимых для регистрации в качестве страхователя, представлен вп.9 Постановления ФСС России № 27:
— свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
— свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговой инспекции;
— уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
— документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (устав юридического лица, содержащий сведения о данном подразделении; положение об обособленном подразделении; доверенности, выданные организацией руководителю обособленного подразделения);
— извещение о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения;
— информационное письмо службы государственной статистики, содержащее сведения о видах экономической деятельности, осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.
Если документы нарегистрацию были поданы в филиал регионального отделения Фонда, то филиал обязан в двухдневный срок направить документы, представленные страхователем, в региональное отделение Фонда. В свою очередь структурное подразделение регионального отделения Фонда в течение не более пяти рабочих дней со дня получения документов осуществляет регистрацию юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения. Затем страхователю направляется
извещение о регистрации и уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Также организации необходимо зарегистрироваться и в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования (далее — ТФОМС). Согласно п. 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 570 (далее — Постановление № 570), регистрацию необходимо произвести в 30-дневный срок с момента создания обособленного подразделения. Для регистрации необходимо предоставить заявление по форме, указанной в приложении № 1 к Постановлению № 570. К заявлению необходимо приложить копии следующих документов, заверенных в нотариальном порядке:
— документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
— документы, подтверждающие исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования;
— свидетельство о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения.
Для учета страхователей, регистрирующихся в территориальном фонде, ТФОМС обязан вести журнал регистрации страхователей в территориальном фонде.
В течение пяти дней с момента регистрации страхователя в журнале регистрации ТФОМС вручает (направляет почтовым отправлением заказным письмом с уведомлением о вручении) страхователю свидетельство о регистрации страхователя в территориальном фонде.
В соответствии со ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений, а не являются самостоятельными налогоплательщиками.
Рассмотрим порядок налогообложения обособленного подразделения по каждому виду налогов.
Налог на прибыль. Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется по организации в целом. Да-
лее она подлежит распределению между головной организацией и ее обособленными подразделениями. Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ исчисление и уплата в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также налога, исчисленного по итогам налогового периода, производится по месту нахождения головной организации без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата же налога в региональный бюджет производится и по месту нахождения головной организации, и по месту нахождения ее обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Указанная доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, исчисленной согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику (п. 2ст. 288 НК РФ).
Выбор показателя для расчета суммы налога, уплачиваемого по месту нахождения обособленного подразделения (сумма расходов на оплату труда или среднесписочная численность работников), следует отразить в учетной политике для целей налогообложения.
Для определения среднесписочной численности работников необходимо руководствоваться постановлением Росстата от 20.11.2006 № 69. Согласно данному постановлению среднесписочная численность рассчитывается на основании списочной численности работников, в которую не включаются работники, принятые по совместительству из других организаций, а также работники, выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера.
Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые
органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.
Налоговая декларация по налогу на прибыль предоставляется головной организацией по месту своего нахождения с распределением сумм налога по обособленным подразделениям. Для каждого обособленного подразделения заполняется отдельное приложение № 5 к листу 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения».
Налог на добавленную стоимость. Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают НДС централизованно в целом по организации по месту ее учета, без распределения суммы налога по обособленным подразделениям (п. 2ст. 174 НК РФ, письмо МНС России от 04.11.2002 № ВГ-6-03/1693@). Отчетность также представляется только по месту нахождения головной организации (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Хотелось бы обратить внимание на порядок оформления счетов-фактур, выставленных в адрес обособленных подразделений и самими обособленными подразделениями.
Согласно официальной позиции, выраженной в письмах Минфина России и УФНС России, в счете-фактуре, выставляемом обособленным подразделением, указывается:
— КПП обособленного подразделения (письмо Минфина России от 20.04.2007 № 03-0711/114);
— ИНН головной организации (письмо МНС России от 26.08.2004 № 03-1-08/1880/18@);
— наименование продавца — наименование головной организации (письмо Минфина России от20.04.2007 № 03-07-11/114; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.12.2006 № А19-9501/06-43-Ф02-6691/06-С1 по делу № А19-9501/06-43);
— местонахождение продавца — адрес организации-налогоплательщика, т. е. головной организации (письмо Минфина России от 04.05.2006 № 03-04-09/08; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.12.2006 № А19-9501/06-43-Ф02-6691/06-С1 по делу № А19-9501/06-43);
— наименование и адрес грузоотправителя — наименование и адрес реального грузоотправителя, т. е. при отгрузке товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение — наименование и адрес подразделения.
Подобным образом обстоит дело и со счетами-фактурами, выставляемыми в адрес обособленного
подразделения. В таких счетах-фактурах будут указываться все реквизиты организации-налогоплательщика (головной организации), за исключением КПП и наименования и адреса грузополучателя.
В целом порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж обособленными подразделениями необходимо отразить в учетной политике организации для целей налогообложения.
Налог на доходы физических лиц. Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). Если работник заключил договор с головной организацией и находится в ее штате, однако трудится в филиале, НДФЛ с его доходов нужно уплачивать по месту нахождения филиала (письмо Минфина России от 29.06.2006 № 03-05-01-04/194). Если же работник в течение месяца работает в нескольких филиалах (обособленных подразделениях) организации, то НДФЛ с его доходов должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого подразделения, причем с учетом времени, отработанного данным работником в каждом подразделении (письмо Минфина России от 24.01.2008 № 03-04-06-01/16). Если обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, то НДФЛ уплачивается в бюджет по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного за время работы в таком подразделении (письмо УФНС России по г. Москве от26.12.2007 № 28-11/124267).
В целом обязанность по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ возлагается на головную организацию. Чтобы обособленное подразделение самостоятельно удерживало и перечисляло налог, необходимо наличие у него расчетного счета и отдельного баланса. Также необходимо наличие у руководителя обособленного подразделения соответствующей доверенности, согласно которой он должен быть уполномочен представлять интересы юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения (письмо Минфина России от 16.07.2008 № 03-04-06-01/210). В любом случае следует помнить, что налог уплачивается по месту нахождения обособленного подразделения.
В платежном поручении на перечисление налога по каждому обособленному подразделению необходимо указать реквизиты управления Федерального казначейства и налоговой инспекции того региона, в котором находится и состоит на налоговом учете филиал. Кроме того, нужно
прописать код ОКАТО того муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ (письмо УФНС России по г. Москве от 24.01.2008 №28-11/006047).
Если же налог был ошибочно перечислен по месту нахождения головной организации, то в этом случае налоговые органы зачастую пытаются привлечь организацию к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога. Однако Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении от 23.08.2005 № 645/05 указал, что в этих ситуациях обязанность по уплате налога является исполненной, хотя и нарушен порядок перечисления НДФЛ. Поэтому привлекать организации к ответственности по ст. 123 НК РФ неправомерно. В то же время суд не освободил компанию от обязанности уплатить недоимку по налогу и пени за нарушение сроков перечисления налога, поскольку НДФЛ не поступил в бюджет того региона, где состоит на учете обособленное подразделение. По данному вопросу имеется и многочисленная арбитражная практика в пользу налогоплательщика (постановления ФАС СевероЗападного округа от 04.02.2008 № А56-29822/2006, ФАС Западно-Сибирского округа от 06.03.2007 № Ф04-1018/2007(31941-А67-19), ФАС Московского округа от 26.10.2006, 27.10.2006 № КА-А41/10532-06). В случае возникновения спора с налоговыми органами можно порекомендовать обжаловать решение налоговиков в вышестоящем налоговом органе, представив в виде аргументации своей точки зрения соответствующую арбитражную практику, сложившуюся в вашем регионе.
Единый социальный налог. Обязанность по исчислению и перечислению налога (авансовых платежей) возлагается на обособленное подразделение, если оно имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу работников. Также на него возлагается обязанность по предоставлению расчетов и деклараций по ЕСН по месту своего нахождения (п. 8 ст. 243 НК РФ). В противном случае все перечисленные обязанности возлагаются на головную организацию. Если же сотрудник фактически работает в обособленном подразделении, но зарплату ему выдает головная организация, то она и платит ЕСН с таких начислений по месту своего нахождения (письмо Минфина России от 19.03.2007 № 03-04-06-02/40).
В данном разделе хотелось бы обратить внимание читателей на применение регрессивной шкалы ставок ЕСН. Для применения регрессивной шкалы ставок в налоговую базу физического лица включаются все выплаты, которые осуществлены в его пользу по всей организации в целом (письма Минфина
России от 21.04.2008 № 03-04-06-02/38). Следовательно, переход работника из головной организации в ее филиал не влияет на формирование налоговой базы в части выплат в пользу данного работника и применение регрессивной шкалы ставок ЕСН.
Если же сотрудник работает по совместительству в головной организации и в обособленном подразделении либо в двух самостоятельных подразделениях одной организации, то в этом случае налоговую базу по ЕСН будет рассчитывать каждое подразделение отдельно, исходя из производимых выплат, а ставка по налогу должна применяться единая, рассчитанная с учетом регрессии по всем выплатам, которые совместитель получает в этой организации (письмо УФНС России по г. Москве от 06.05.2008 № 21-11/043589@).
Взносы на обязательное пенсионное страхование.
Согласно п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — ОПС) страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Как видно из прямого прочтения данного закона, для самостоятельной уплаты взносов на ОПС обособленному подразделению необходимо произвести выплату вознаграждения физическим лицам. Иных критериев, которым должно соответствовать обособленное подразделение, не предусмотрено. Однако в целях обеспечения единого порядка уплаты ЕСН и взносов на ОПС обособленными подразделениями было подписано совместное письмо МНС России и Пенсионного фонда РФ от 14.06.2002 № БГ-6-05/835, от 11.06.2002 № МЗ-16-25/5221, согласованное с Минфином России, в котором было разъяснено, что налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование централизованно по месту своего нахождения (письмо Минфина России от 13.11.2006 № 03-05-01-04/311). Таким образом, контролирующими органами были установлены дополнительные критерии для самостоятельного исчисления и уплаты обособленными подразделениям взносов в ОПС в виде наличия отдельного баланса и расчетного счета.
Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Как отмечалось ранее, организация, имеющая обособленные подразделе-
ния, должна встать на учет в территориальных органах ФСС России по месту нахождения каждого обособленного подразделения в случае, если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и осуществляет выплаты физическим лицам. Если все перечисленные условия соблюдены, то обособленное подразделение самостоятельно исполняет обязанность по уплате взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
Налог на имущество. Из положений ст. 386 НК РФ следует, что у организации с обособленным подразделением, не имеющим отдельного баланса, отсутствует обязанность представлять в налоговый орган по местонахождению этой отдельной структуры налоговые расчеты по авансовым платежам и декларацию по рассматриваемому налогу. Однако, если по месту нахождения «несамостоятельного» обособленного подразделения имеется недвижимое имущество, то организация обязана рассчитать, уплатить и отчитаться по налогу на имущество в налоговый орган по месту нахождения данного имущества, т. е. в налоговую инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения. В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым объектам относятся земля, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Земельный налог. Налог и авансовые платежи по земельному налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (п. Зет. 397 НК РФ). Налоговую декларацию по истечении налогового периода необходимо предоставлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Если местонахождение земельного участка совпадает с местонахождением головной организации, то в налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу и в декларации указывают КПП организации. Если же земельный участок расположен по месту нахождения обособленного подразделения организации, то следует указать КПП обособленного подразделения (п. 2 письма ФНС России от27.09.2007 № 11-0-09/1087@).
Транспортный налог. Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, т. е. организация представляет декларацию и уплачивает налог в том регионе, где транспортное средство находится и зарегистрировано соответствующими органами.
На практике возможна ситуация, при которой транспортное средство зарегистрировано в головной
организации, а фактически эксплуатируется филиалом. Кто же в данном случае должен уплачивать транспортный налог? Ответ на этот вопрос дается в письме Минфина России от 27.12.2007 № 03-0506-04/46: если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет (например, по месту нахождения обособленного подразделения), то уплата транспортного налога по месту их временной регистрации во избежание двойного налогообложения не производится.
В завершение статьи хотелось бы кратко рассмотреть вопрос о налоговой ответственности обособленных подразделений.
В соответствии с п. 1 ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации. Исходя из положений п. 2 ст. И НК РФ, абз. 2 ст. 19 НК РФ, обособленные подразделения российских организаций не признаются организациями для целей налогообложения, атоль-ко исполняют их обязанности по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих обособленных подразделений. Следовательно, правами и обязанностями в сфере налоговых правоотношений наделяются только головные организации. Таким образом, только головная организация может быть привлечена к налоговой ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных НК РФ обязанностей. На основании изложенного к ответственности за совершение налогового правонарушения по месту нахождения филиала, представительства или иного обособленного подразделения российской организации должна быть привлечена непосредственно сама российская организация, в состав которой входят соответствующие филиалы, представительства или обособленные подразделения.
Подобной позиции однозначно придерживаются арбитражные суды (например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2006 № Ф03-А04/05-2/5002; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2006 № А74-3347/05-Ф02-963/06-С1; постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2006 № Ф04-4562/2006(24517-А45-26), от 05.09.2006 № Ф04-5474/2006(25748-А45-27)).
В данной статье описаны лишь наиболее часто встречающиеся проблемы регистрации и налогообложения обособленныхподразделений. Изложенный материал свидетельствует о наличии серьезных проблем в данной сфере финансово-хозяйственной деятельности. Решение этих проблем невозможно без дальнейших усилий законодательных, налоговых и иных государственных органов.