Научная статья на тему 'Порядок уплаты НДФЛ головной организацией за свое обособленное подразделение'

Порядок уплаты НДФЛ головной организацией за свое обособленное подразделение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
549
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИИ / ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО / ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛНИЯ / ГОЛОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Е. В., Лазукова Е. М.

Организации, основной деятельностью которых является оказание полиграфических услуг, имеют несколько обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования, и подведомственны одной налоговой инспекции. В статье рассматривается порядок уплаты налогов головной организацией за свои обособленные подразделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок уплаты НДФЛ головной организацией за свое обособленное подразделение»

ISSN 2311-942Х (Online), ISSN 2079-6781 (Print) Налоги и налогообложение

ПОРЯДОК УПЛАТЫ НДФЛ ГОЛОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ЗА СВОЕ ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Елена Владиславовна МЕЛЬНИКОВА^, Екатерина Михайловна ЛАЗУКОВА"

a рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член МоАП,

Москва, Российская Федерация

b эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер,

Москва, Российская Федерация

• Ответственный автор

История статьи: Аннотация

Принята 05.08.2015 Организации, основной деятельностью которых является оказание полиграфических услуг,

Одобрена 09.09.2016 имеют несколько обособленных подразделений, находящихся на территории одного

муниципального образования, и подведомственны одной налоговой инспекции. В статье рассматривается порядок уплаты налогов головной организацией за свои обособленные подразделения.

Ключевые слова: организации, полиграфические услуги, налоговая инспекция, представительство, обособленные подразделния, головные подразделения

Организация «А» и организация «Б», основной деятельностью которых является оказание полиграфических услуг, имеют несколько обособленных подразделений. Головные организации и обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования, подведомственны одной налоговой инспекции.

Расчеты по форме 6-НДФЛ за I квартал 2016 г. были представлены отдельно по каждому обособленному подразделению, с указанием присвоенного при постановке на учет КПП. Но ввиду того что обособленные подразделения не имеют своих расчетных счетов, НДФЛ за них перечисляли головные организации.

Организация «А» произвела уплату НДФЛ за каждое обособленное подразделение отдельно, указав в поле 24 платежного поручения «Назначение платежа»: «НДФЛ за обособленное

подразделение с КПП № _». Организация «Б»

произвела уплату НДФЛ за работников головной организации и обособленных подразделений одним платежным поручением, указав в поле 24 платежного поручения «Назначение платежа»: «НДФЛ за головную организацию с КПП №_,

обособленное подразделение с КПП № _»

(с разбивкой сумм по каждому КПП).

Банк отказал организации в приеме платежных поручений, в которых в реквизите «КПП плательщика» были указаны КПП обособленных подразделений. При этом было сказано, что КПП обособленного подразделения в принципе не может указываться в платежном поручении, допускается только указание КПП, присвоенного организации по месту ее нахождения.

В адрес обеих организаций поступило требование об уплате НДФЛ за обособленные подразделения и пени за I квартал 2016 года.

Рассмотрим, правомерны ли действия налоговой инспекции, а также есть ли основания для начисления пени в данной ситуации.

В платежном поручении на уплату налога в бюджет может указываться как КПП организации, присвоенного ей по месту нахождения, так и КПП, присвоенного этой организации по месту нахождения ОП. В связи с этим считаем, что отказ банка принять платежные поручения, в которых в качестве КПП плательщика указан КПП обособленного подразделения, неправомерен.

Положения ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации не связывают признание обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной с правильным указанием КПП налогоплательщика, в связи с этим обязанность по уплате указанного налога считается исполненной. В данном случае в налоговый орган целесообразно представить заявления об уточнении платежа с приложением к нему копий платежных поручений, которыми была оформлена уплата налога.

Заполнение реквизита «КПП плательщика»

Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности:

— по месту своего нахождения;

— по месту нахождения их обособленных подразделений.

Из п. 7 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения

идентификационного номера налогоплательщика (приложение к приказу ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@) следует, что при постановке на учет в налоговом органе по приведенным основаниям организации присваивается отдельный код причины постановки на учет (далее - КПП). Иными словами, КПП показывает, по какой причине организация состоит на учете в налоговой инспекции.

Порядок заполнения полей платежного поручения регулируется Положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П (далее - Положение). В частности, с учетом подп. 1.10 и 5.3 Положения в распоряжениях о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации реквизиты 101-110 указываются в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами

исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России.

Одним из таких нормативных актов является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее - Приказ 107н).

Пр ав ила у казания инф о р мации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных

средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Правила) закреплены в Приложении № 1 к Приказу 107н.

Пунктом 3 Правил установлено, что значение кода причины постановки на учет (КПП) в распоряжении о переводе денежных средств указывается в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе или уведомлением о постановке на учет в налоговом органе, выданными налоговыми органами по месту учета налогоплательщиков.

На основании п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - это документ, который подтверждает, в частности, постановку на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения. Уведомлением о постановке на учет в налоговом органе является документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации по основаниям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением оснований, по которым Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, организации при постановке на учет в налоговом органе:

1) по месту нахождения - выдается свидетельство о постановке на учет;

2) по месту нахождения обособленного подразделения - уведомление о постановке на учет.

Как прямо следует из процитированного п. 3 Правил, в платежном поручении может указываться значение КПП как из свидетельства о постановке на учет, так и из уведомления о постановке на учет. Иными словами, Правила допускают указание в платежном поручении как КПП организации, присвоенного ей по месту нахождения, так и КПП, присвоенного ей по месту нахождения обособленных подразделений (см. также материал: Об указании КПП в налоговой декларации и в расчетном документе на перечисление налога на прибыль организаций (А.А. Ульянов, «Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации». Март 2008 г. № 5).

Согласно п. 4 Правил плательщики налоговых платежей при составлении распоряжений о

переводе денежных средств в бюджетную систему РФ указывают:

- в реквизите «КПП плательщика» - значение КПП плательщика платежей в бюджетную систему РФ;

- в реквизите «Плательщик» - информацию о плательщике - клиенте банка (владельце счета), составившем распоряжение о переводе денежных средств. Для юридических лиц - наименование юридического лица (его обособленного подразделения).

Приведенная норма, на наш взгляд, говорит о том, что если в реквизите платежного поручения «Плательщик» указано наименование обособленного подразделения, то в реквизите «КПП плательщика» должен быть указан КПП обособленного подразделения.

В связи с этим считаем, что отказ банка принять платежные поручения, в которых в качестве КПП плательщика указан КПП обособленного подразделения, неправомерен. В данном случае рекомендуем организации попросить

обслуживающий банк письменно обосновать причины отказа в приеме платежных поручений. Кроме того, с просьбой о предоставлении разъяснения о порядке заполнения рассматриваемого реквизита рекомендуем обратиться в Центральный банк РФ.

Порядок уплаты НДФЛ с доходов сотрудников обособленного подразделения

Пунктом 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у физического лица, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения.

ФНС России в письмах от 12.03.2014 № БС-4-11/4431@, от 03.08.2011 № АС-4-3/12547

разъяснила, что при перечислении НДФЛ за работников обособленного подразделения следует оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ. Производить уплату налога централизованно, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации как за работников головной организации, так и за работников обособленного подразделения, по мнению ФНС, нельзя (см. письма УФНС по г. Москве от 28.04.2007 № 28-11/040726, от 01.07.2010 № 20-15/3/068888).

Применительно к редакции п. 7 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с 1 января 2016 г., в письмах ФНС России от 02.03.2016 № БС-4-11/3460@, 01.02.2016 № БС-4-11/1395@, Минфина России от 07.12.2015 № 03-04-06/71413 сказано, что сумма НДФЛ, исчисленного и удержанного с дохода работника обособленного подразделения, должна быть перечислена в бюджет по месту постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения.

Поскольку в данном случае головные организации и обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования и подведомственны одной налоговой инспекции, примененный организациями «А» и «Б» порядок перечисления НДФЛ, на наш взгляд, не противоречит данным разъяснениям - налог уплачен по месту постановки на учет организаций по месту нахождения подразделений (один налоговый орган). Полагаем, этот аргумент также нужно использовать в отстаивании в налоговом органе своей позиции об уплате налога.

КПП в платежных поручениях на уплату НДФЛ

В силу подп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате нало га считае тся ис по лне нно й налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, если иное не предусмотрено п. 4 этой статьи.

При этом обязанность налогового агента по уплате налога не признается исполненной в случае

неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (подп. 4 п. 4 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

То есть ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации не связывает признание обязанности налогоплательщика по уплате налога (авансовых платежей) исполненной с правильным указанием КПП налогоплательщика.

При перечислении НДФЛ как за работников организации, так и за работников обособленного подразделения, имеющих разные КПП, но находящихся на территории одного муниципального образования или одного города федерального значения, одним платежным поручением все перечисленные выше требования д е й с т в у ю щ е г о з а к о н о д а т е л ь с т в а налогоплательщиком соблюдаются. Говорить о соблюдении данных требований можно и в случае, когда при перечислении налога с доходов работников обособленного подразделения в платежном поручении указан КПП головной организации.

Таким образом, в обеих ситуациях, приведенных в тексте вопроса, обязанность налогового агента по перечислению в бюджет НДФЛ можно считать исполненной. Смотрите дополнительно постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2009 № 14519/08, от 14.02.2006 № 11536/05, от 23.08.2005 № 645/05, ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КА-А40/10725-09, ФАС Центрального округа от 13.02.2009 № А64-2317/08-26, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.09.2007 № А33-809/07-Ф02-6034/07.

При этом, как разъясняется в письме ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@ со ссылкой на решения судов, в случае уплаты НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации речь о нарушении сроков уплаты налога не идет. Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней (см. также письмо Минфина России от 10.10.2014 № 03-04-06/51010). К тому же выводу пришли судьи и в постановлении ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12 по делу № А50-2045/2012.

Таким образом, согласно судебной практике, что подтверждено в указанном письме ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@, уплата НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения не влечет за собой начисление пеней в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако в ситуации, когда уточнения платежа общество не производило, суд поддержал налоговый орган (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.08.2013 № Ф04-2886/13 по делу № А67-4029/2012).

Механизм действий налогоплательщика (а также налогового агента (п. 8 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в случае некорректного оформления платежных поручений урегулирован п. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании такого заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Смотрите дополнительно письмо Минфина России от 01.08.2012 № 02-04-12/3002.

Таким образом, в рассматриваемом случае организации нужно обратиться в налоговый орган с письменной просьбой уточнить реквизит «КПП плательщика». Заявление об уточнении платежа составляется в произвольной форме. К заявлению нужно приложить копии платежных поручений, которыми была оформлена уплата НДФЛ.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации: приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

4. Письмо Минфина России от 01.08.2012 № 02-04-12/3002.

5. Письмо Минфина России от 07.12.2015 № 03-04-06/71413.

6. Письмо УФНС по г. Москве от 28.04.2007 № 28-11/040726.

7. Письмо УФНС по г. Москве от 01.07.2010 № 20-15/3/068888.

8. Письмо ФНС России от 03.08.2011 № АС-4-3/12547.

9. Письмо ФНС России от 12.03.2014 № БС-4-11/4431@.

10. Письмо ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@.

11. Письмо ФНС России от 02.03.2016 № БС-4-11/3460@.

12. Письмо ФНС России от 01.02.2016 № БС-4-11/1395@.

13. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика: приложение к приказу ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@.

14. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.08.2005 № 645/05.

15. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.02.2006 № 11536/05.

16. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

17. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.09.2007 № А33-809/07-Ф02-6034/07.

18. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.08.2013 № Ф04-2886/13 по делу № А67-4029/2012.

19. Постановление ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КА-А40/10725-09.

20. Постановление ФАС Центрального округа от 13.02.2009 № А64-2317/08-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.