Научная статья на тему 'Особенности бюджетного учета и налогообложения обособленных подразделений бюджетного учреждения'

Особенности бюджетного учета и налогообложения обособленных подразделений бюджетного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарнов И. Ю.

Несмотря на то, что создание обособленных структурных подразделений в бюджетных учреждениях распространено в практике их финансово-хозяйственной деятельности также, как и в коммерческих организациях, нормативных и иных документов, разъясняющих особенности организации бюджетного учета их взаиморасчетов с головным учреждением, а также налогообложения их коммерческой деятельности, крайне мало. В статье подробно рассмотрены вопросы бюджетного учета и налогообложения обособленных подразделений бюджетного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности бюджетного учета и налогообложения обособленных подразделений бюджетного учреждения»

Всё для бухгалтера

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ*

и. ю. глрнов,

генеральный директор ООО «Аудиторская компания «Интера»

10. Состав и особенности формирования внутренней бухгалтерской отчетности обособленного подразделения

Бюджетная отчетность учреждений, имеющих филиалы (представительства), оформляется в рамках общих требований Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н (далее — Инструкция № 128н).

Учитывая, что целый ряд финансово-хозяйственных операций между головным учреждением и его обособленными подразделениями отражается в бюджетном учете головного учреждения на счете О 304 04 000, в целях организации управления финансово-хозяйственной деятельностью учреждения в целом, а также для оформления бюджетной отчетности соответствующие обособленные структурные подразделения регулярно оформляют и представляют в головное учреждение внутреннюю бюджетную и иную отчетность по установленным руководством учреждения формам.

Поскольку консолидированная (сводная) бюджетная отчетность учреждения формируется на основании показателей внутренней бюджетной отчетности головного учреждения и всех обособленных подразделений, формы указанной внутренней бюджетной отчетности должны быть

* Продолжение. Начало см. в журнале БИНО № 21 (237) - 2009.

идентичны формам консолидированной (сводной) бюджетной отчетности учреждения в целом, представляемой им соответствующему распорядителю бюджетных средств.

Указанным выше нормативным документом регламентированы следующие особенности формирования показателей бюджетной отчетности учреждения, имеющего обособленные структурные подразделения:

• при формировании Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), а также Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) данные по счету 0 304 04 000 в части внутренних расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями отражаются обособленно (отдельными строками);

• при формировании Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137) в строке 821 раздела 3 на основании данных по увеличению внутренних расчетов в части поступлений между головным учреждением и обособленным подразделением для осуществления уплаты налогов и централизации денежных средств показываются данные о зачислении средств:

— на лицевой счет по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый в органе, организующем исполнение бюджета, — графа 5;

— на счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях, — графа 6.

Указанные данные отражаются по дебетовым оборотам соответствующих счетов 220101510 «Поступления денежных средств учреждения на банковские счета», 2 201 07 510 «Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте».

Строка 821 графы 7 заполняется на основании данных по увеличению внутренних расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением для осуществления уплаты налогов и централизации денежных средств, отраженных по дебету счета 2 201 03 510 «Поступления денежных средств учреждения в пути». Показатели увеличения внутренних расчетов (поступлений) отражаются в положительном значении.

Строка 822 граф 5,6 заполняется на основании данных по уменьшению внутренних расчетов в части перечислений между головным учреждением и обособленным подразделением для осуществления уплаты налогов и централизации денежных средств:

— с лицевого счета по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытого в органе, организующем исполнение бюджета, — графа 5;

— со счетов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в рублях и иностранной валюте, открытых в кредитных организациях, — графа 6.

Данные отражаются по кредитовым оборотам соответствующих счетов 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов», 2 201 07 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте». Показатель выбытий в уменьшение внутренних расчетов отражается в отрицательном значении.

Строка 822 графы 7 заполняется на основании данных по уменьшению внутренних расчетов между головным учреждением и обособленным подразделением для осуществления уплаты налогов и централизации денежных средств, отраженных по кредиту счета 2 201 03 610 «Выбытия денежных средств учреждения в пути». Показатели уменьшения внутренних расчетов (выбытий) отражаются в отрицательном значении.

Консолидированный (сводный) отчет (ф. 0503137), в части внутрихозяйственных расчетов, оформляется в учреждении, имеющем обособленные подразделения путем исключения взаимосвязанных показателей по строкам710, 821 графы 8 и показателей по строкам 720, 822 графы 8 раздела

«Источники финансирования», в сумме операций между головным учреждением и обособленными подразделениями по перечислению (получению) денежных средств для осуществления уплаты налогов или централизации и распределению головным учреждением денежных средств.

Соответствующие показатели внутренней бюджетной отчетности головного учреждения и его обособленных подразделений также суммируются и при формировании других форм бюджетной отчетности (ф. 0503130, 0503121 ит.п.).

Сведения об обособленных структурных подразделениях учреждения (ф. 05030161) также отражаются в Пояснительной записке к бюджетной отчетности учреждения (ф. 0503160) в порядке, установленном п. 144 Инструкции № 128н.

Следует отметить, что оформление внутренней бюджетной отчетности обособленных подразделений учреждения только по формам, утвержденным Инструкцией № 128н, не дает головному учреждению достаточной информации для принятия управленческих решений и формирования отдельных показателей отчетности учреждения в целом. В частности, показатели бюджетной отчетности не дают достаточной информации для расчетов налоговой базы по налогам и сборам, атакже данных о степени изношенности конкретных закрепленных за филиалами (представительствами) основных средств.

Исходя их вышеизложенного, для осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности филиала (представительства), атакже контроля правильности отражения в его бюджетном учете финансово-хозяйственных операций целесообразно дополнительно к установленным Инструкцией № 72н формам отчетности представлять в головное учреждение оборотно-сальдовые ведомости обособленных подразделений за отчетный период с детализацией по субсчетам и номенклатуре имущества, атакже капитальных вложений1.

В составе внутренней отчетности обособленного подразделения необходимо представлять налоговые декларации по рассчитываемым последним налогам и сборам с дополнительным указанием информации о состоянии взаиморасчетов с бюджетами по соответствующим налоговым платежам.

И, наконец, внутренняя отчетность обособленного подразделения должна содержать информацию о показателях обособленного подразделения, необходимых для расчета и распределения налоговых платежей и кассовых обязательств,

1 Если капитальные вложения не отражаются первоначально в бухгалтерском учете головного учреждения.

формируемых головным учреждением по организации в ^ ^

целом,вчастности: Л' ^ к

• выписку из книг покупок и продаж филиалов для

формирования облагаемой базы по налогу на добав- ^ 2®

ленную стоимость (НДС) в целом по организации; щ ^

• данные об остаточной стоимости основных средств § °

филиала (представительства), структуре и стоимости 3 §

остатков его капитальных вложений, а также в зависимости от регламентируемого учетной политикой §

учреждения критерия о среднесписочной числен- § Ь

ности его работников либо о размере их фонда оп- 2 щ

латы труда для распределения суммы начисленного ^ и

по учреждению в целом налога на прибыль между ° я

местными бюджетами по месту нахождения обособ- я ^

ленных подразделений ит.п. ёщ

Таким образом, кроме установленных Инструкцией № ^ ч

128н форм внутренней бюджетной отчетности, комплект &

л Й

внутренней бухгалтерской отчетности обособленного ° ^

подразделения может включать: §- §

• оборотно-сальдовые ведомости по операциям обо- ^ я

собленного подразделения за отчетный период и с

начала года; ч щ

^ ЕЭ “

• справку об остаточной стоимости основных средств,

закрепленных за обособленным подразделением, <!^3

стоимости остатков произведенных им капитальных ^

вложений, а также о среднесписочной численности ^

его работников (фонде оплаты их труда); ® Е

• налоговые декларации по налогам на имущество, _ я

единому социальному налогу и прочим местным ю §

налогам; ^

• справку о состоянии взаиморасчетов обособленного ^

подразделения с бюджетом по указанным налогам; я

• справку о товарно-материальных остатках в обособ- Ц

ленном подразделении; ^

• справку о состоянии дебиторской и кредиторской

задолженности обособленного подразделения. §

В целях формирования сводной бюджетной и налого- ^

вой отчетности учреждения в целом показатели внутрен- |

ней бюджетной отчетности и налоговых деклараций по налогам и сборам суммируются. При этом числящиеся в ^

бюджетном учете головного учреждения остатки на счете О 304 04 ООО должны полностью покрываться суммарными |

соответствующими остатками по данному счету обособ- <3

ленных подразделений. Наличие после свертки бухгалтер- ^

&

о

ской отчетности непокрытых остатков по счету 0 304 04 000 | и

л

свидетельствует о неполном (несвоевременном) отражении §■

отдельных операций в бухгалтерском учете обособленных и §

подразделений или головного учреждения, либо наличии ® §

других ошибок в отражении внутрихозяйственных расчетов § о

в их бухгалтерском учете. ^ ^

О ж

Примерные формы отдельных справок, включенных С щ

в состав внутренней отчетности обособленных подразде- н |

лений, представлены в табл. 8,9,10.

го о

а «

В том числе покупки, освобождаемые от налога 5

покупки, облагаемые налогом по ставке | 0 процентов | о

| 10 процентов (9) I сумма НДС ю сл

СТОИМОСТЬ покупок без НДС сл

| 20 процентов (8) | сумма НДС ю со

стоимость покупок без НДС со

Всего покупок, включая НДС

Страна происхождения товара. Номер ГТД | ВСЕГО

ИНН постав- щика ш

Наимено- вание продавца

Дата оприхо- дования товара

Дата оплаты счета-фактуры продавца т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата и номер счета-фактуры продавца

^ к 3

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

со

Таблица 9

ВЫПИСКА

________, представляемая для определения облагаемой базы по налогу на

из книг покупок и продаж___________________________________________

добавленную стоимость по счетам-фактурам, полученным и оформленным обособленными подразделениями (в книгу продаж организации)

Дата и номер счета-факту-ры продавца Наименование покупателя ИНН покупателя Дата оплаты счета-фактуры продавца Всего продаж, включая НДС В том числе № п/п из книги покупок

продажи, облагаемые налогом по ставке продажи, освобождаемые от налога

20 процентов (5) 10 процентов(6) 0 процентов

стоимость продаж без НДС сумма НДС стоимость продаж без НДС сумма НДС

(1) (2) (3) (За) (4) (5а) (56) (6а) (66) (7) (8) (9)

ВСЕГО

Руководитель обособленного подразделения Бухгалтер обособленного подразделения_____

Таблица 10

СПРАВКА

о показателях__________________________________________, необходимых для распределения налоговой базы по налогу

на прибыль организации, а также контроля за полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогам, исчисляемым непосредственно

обособленным подразделением

№ п/п Наименование показателя Размер показателя Примечания

1 2 3 4

1 Среднесписочная численность работников обособленного подразделения на конец периода

2 Остаточная (балансовая) стоимость основных фондов обособленного подразделения на конец периода

3 Начислен налог на имущество с начала года

4 Остаточная (балансовая) стоимость капитальных вложений в создание (модернизацию, реконструкцию) основных средств, всего

В том числе по номенклатуре капитальных вложений:

Руководитель обособленного подразделения

Бухгалтер обособленного подразделения

22 (238) - 2009 Всё для бухгалтера

11. Особенности налогообложения бюджетных учреждений, имеющих обособленные структурные подразделения и обособленное имущество

Особенности налогообложения организаций, имеющих обособленные подразделения, вытекают из требований действующего налогового законодательства РФ и заключаются в установлении специальных правил и механизмов расчета налогооблагаемой базы для имущества, доходов и расходов, находящихся или формируемых вне места расположения (регистрации) организации.

Применительно к определению облагаемой базы по конкретным налогам и сборам указанные особенности заключаются в следующем.

11.1. Налог на добавленную стоимость

Организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, уплачивают НДС по месту постановки на учет без распределения по обособленным подразделениям п. 3 ст. 174 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Основной особенностью определения размера налоговой базы по НДС является формирование ее только по месту нахождения (регистрации) головного учреждения, независимо от того, где фактически осуществляется производственнокоммерческая деятельность.

Основанием для определения налоговой базы по НДС являются записи в книгах продаж и покупок учреждения, сформированные на основании оформленных и полученных от сторонних организаций счетов-фактур на реализацию и получение товаров, работ и услуг.

Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, правом оформлять счета-фактуры и вести их обособленный учет не обладают. Перечисленные функции в части оказываемых ими работ и услуг, а также в части учета сумм «входного» НДС по приобретенным для них товарам, работам и услугам, возложены на головное учреждение. Обязанности таких обособленных подразделений по определению налоговой базы по НДС заключаются в своевременной и полной передаче в головное учреждение полученных от поставщиков счетов-фактур.

Организация формирования облагаемой базы по НДС учреждений, имеющих обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, в настоящее время регламентируется ст. 169 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ), а также письмами МНС России от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404 и от 22.07.2003 № ВГ-6-03/807. В

соответствии с требованиями перечисленных нормативных документов в случае, если организация реализует товары (выполняет работы, оказывает услуги) через обособленные структурные подразделения, счета-фактуры оформляются в следующем порядке:

• счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются покупателям обособленными структурными подразделениями;

• в счетах-фактурах, оформляемых обособленными подразделениями, в соответствии с подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ необходимо указывать реквизиты (в частности, наименование, адрес, ИНН) продавца — головной организации; связано это с тем, что обособленные подразделения согласно ст. 143 НК РФ самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость не являются; вместе с тем в соответствии с письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12.07.2005 № 03-1104/2/22 при выставлении счета-фактуры обособленным подразделением в строке 26 данного документа указывается КПП обособленного подразделения;

• нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации. Возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения;

• журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и продаж организации.

За отчетный налоговый период указанные разделы книг покупок и книг продаж представляются обособленными подразделениями для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по налогу на добавленную стоимость.

Порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж должен быть отражен в учетной политике учреждения для целей налогообложения.

При этом следует уточнить, что Федеральным законом РФ от 29.05.2002 № 57-ФЗ отменена ст. 175 НК РФ. В связи с этим исчисление НДС в бюджет в соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ производится только головным учреждением. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет учреждением в целом, полностью перечисляется головным учреждением по месту своего учета в налоговых органах.

11.2. Налог на доходы физических лиц

По налогообложению доходов физических лиц (НДФЛ) в соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения2.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

При этом согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением учреждения признается любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Положениями ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» понятие «рабочее место» определено как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Учитывая вышеизложенное, в случае, когда территориально обособленный производственный участок учреждения служит местом работы более одного месяца, такой участок в целях налогообложения считается обособленным подразделением учреждения.

В соответствии со ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по своему месту нахождения и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа по налогу),

2 См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 18.10.2005 № 0302-07/1-269.

подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Согласно ст. 230 НК РФ налоговые агенты, которыми, по сути, являются в данном случае обособленные подразделения, обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по формам, установленным Министерством РФ по налогам и сборам (форма № 1-НДФЛ, форма № 2-НДФЛ).

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения учреждения, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате учреждением в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений учреждения.

Следует отметить, что место уплаты НДФЛ определяется исходя не из места работника организации в его штатной структуре, а из территориального расположения рабочего места данного работника.

Так, согласно письму Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29.06.2006 № 03-05-01-04/194 налог на доходы физических лиц, начисленный на заработок работника, числящегося по штату в головной организации, но осуществляющего свои трудовые обязанности по месту нахождения обособленного структурного подразделения, подлежит уплате по месту нахождения данного структурного подразделения.

Определенную трудность составляет исчисление налога на доходы физических лиц, полученные от обособленного подразделения организации, если эти лица вообще не являются работниками организации (работники по договорам гражданско-правового характера ит.п.).

Так, согласно письму Департамента налоговой политики Минфина России от 16.09.2003 № 04-0406/172 налог на доходы физических лиц (в данном случае — клиентов банка) должно платить обособленное подразделение организации в налоговый орган по месту своего учета, а соответствующие сведения представляются в налоговый орган головной организацией по месту нахождения этой головной организации.

Вместе с тем в соответствии с письмами Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.06.2005 № 03-05-01-04/198

и от 27.12.2005 № 03-05-01-04/1/402 НДФЛ, полученные по договорам гражданско-правового характера, перечисляется в республиканские (муниципальные) бюджеты по месту нахождения головной организации либо обособленного подразделения в зависимости оттого, с кем соответствующие работники заключили указанные выше договоры.

Последние разъяснения, по моему мнению, не только изданы позднее письма Департамента налоговой политики Минфина России от 16.09.2003 № 04-04-06/172, но ив большей степени отвечают требованиям действующего законодательства РФ, т. к. четче определяют место получения физическим лицом облагаемого рассматриваемым налогом дохода.

11.3. Единый социальный налог

В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Если обособленное подразделение организации не соответствует хотя бы одному из перечисленных условий (например, не выделено на отдельный баланс или не имеет отдельного расчетного счета), то уплата единого социального налога (ЕСН) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также представление отчетности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется головной организацией централизованно в территориальные фонды по месту своего нахождения. Данное требование налоговых органов закреплено письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от

19.10.2004 № 03-06-01-04/70.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Порядок перечисления обособленными подразделениями страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию установлен Федеральным

законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Статьей 1 данного Закона определено, что данный нормативный документ устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Согласно п. 2 ст. 10 Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)». В соответствии с п. 8 ст. 24 указанного выше Федерального закона РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников обособленных подразделений уплачиваются головным офисом по месту своего нахождения и по месту нахождения всех обособленных подразделений организации. Однако учитывая требования п. 8 ст. 243 НК РФ, имеющего более высокий юридический статус, данное требование применимо в части обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс. Выделенные же на отдельный баланс филиалы и представительства могут в соответствии с указанной выше статьей НК РФ также начислять и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд по месту нахождения как головной организации, так и ее обособленных подразделений.

Разъяснения порядка уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ представлены также совместным письмом МНС России от 14.06.2002 № БГ-6-05/835 и Пенсионного фонда РФ от 11.06.2002 № МЗ-16-25/5221 «Об уплате страховых взносов организациями, в состав которых входят обособленные подразделения».

Следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ расчет условия на право применения регрессивных ставок налога производится по организации в целом, независимо от исполнения обособленными подразделениями обязанности организации по уплате авансовых платежей по налогу и страховых взносов. Право организации, включая все ее обособленные подразделения, на применение регрессивной шкалы обложения единым социальным налогом определяется по результатам анализа годовой налоговой отчетности обособленных подразделений по указанному налогу.

11.4. Налог на имущество организации

С 01.01.2004 г. порядок начисления и уплаты налога на имущество определяется гл. 30 НК РФ, в соответствии со ст. 384 которой организации, в

состав которых входят обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ в отношении каждого обособленного подразделения.

За обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, начисление налога и расчеты по нему с налоговыми органами осуществляет головное учреждение в бюджет по месту своего расположения. Данное требование подтверждено также письмом Департамента налоговой и таможеннотарифной политики Минфина России от 19.01.2006 № 03-06-01-04/07, согласно которому, исходя из положений п. 1ст. 376, п. Зет. 382, п. Зет. 383 и ст. 386 НК РФ следует, что у организации, имеющей обособленное подразделение, которое не имеет отдельный баланс и имеет только движимое имущество, отсутствует обязанность представлять в налоговый орган по местонахождению этого обособленного подразделения налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу на имущество, а уплата указанных платежей должна производиться по месту нахождения этой организации.

Несколько иной подход налоговых органов к обособленному имуществу организации, которое находится вне места нахождения его обособленных подразделений. Так, в соответствии с письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25.04.2005 № 0306-01-04/211 «организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, которые находятся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог на имущество (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей натерритории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376, в отношении

каждого объекта недвижимого имущества» (ст. 385 НК РФ) з.

В связи с этим, согласно ст. 386 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, которые находятся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, обязана по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по местонахождению каждого такого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество и налоговую декларацию по налогу на имущество.

Большое значение продолжает играть своевременное документальное закрепление за обособленными подразделениями передаваемых им основных средств. Ставки налога на имущество устанавливаются субъектами РФ и могут значительно отличаться в различных местностях. Например, ставка налога на имущество в г. Москве составляет 2,2% отналоговой базы, а, например, вАстрахан-ской области — только 1,1 %4. В результате передача зарегистрированным в г. Москве головным учреждением основных средств в обособленное подразделение, расположенное в Астраханской области, приведет к снижению налогового бремени в части налога на имущество организации на 50%. Однако, следует предостеречь организации от чрезмерного применения такого способа снижения налогового бремени, так как недвижимое имущество и транспортные средства подлежат регистрации в соответствующих территориальных органах, что исключает возможность их передачи в обособленные подразделения для оптимизации налогообложения.

При этом следует понимать, где действительно находится амортизируемое имущество в соответствии с данными свидетельств о его государственной регистрации (в части недвижимости) или оперативно-складского учета (в части движимого имущества).

Так, согласно письму Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от

07.06.2005 № 03-06-05-04/156 движимое имущество

3 В соответствии с письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31.08.2004 № 03-06-01-04/19 таким обособленным имуществом могут быть и затраты по реконструкции (неотделимые улучшения) арендуемого организацией помещения.

4 Конечно, большинство субъектов РФ установили на своей территории максимальные ставки налога на имущество организаций. Однако во многих регионах законодательными решениями местных властей установлен ряд льгот для различных организаций, что существенно расширяет возможности оптимизации налогообложенияданным налогом.

учитывается в целях начисления налога на имущество там, где оно числится по оперативно-складскому учету и закреплено (при необходимости) за материально ответственным лицом, а недвижимость — по месту ее государственной регистрации.

И, наконец, следует обратить внимание на применение установленных ст. 381 НК РФ, а также нормами законодательства субъектов РФ льгот по налогу на имущество в части обособленных подразделений. Указанные льготы установлены для организаций в целом (научные организации, протезно-ортопедические предприятия и т.п.) и для отдельных их обособленных подразделений (испытательных полигонов и т.п.), а также определенных видов их имущества (жилой фонд, объекты социально-культурной сферы и т.п.). Поэтому льготы по налогу необходимо применять в зависимости от того, для какого объекта они установлены. Например, если льгота установлена для

всей организации, она распространяется и на все ее обособленные подразделения. А если льготируется только конкретное имущество, льготу применяет только структурное подразделение организации, где это имущество находится.

Список литературы

1. Об основах охраны труда в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ.

2. Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: приказ Минфина России от 13.11.2008 № 128н.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от

29.06.2006 № 03-05-01-04/194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.