Научная статья на тему 'Технические службы обособленного подразделения бюджетного учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение'

Технические службы обособленного подразделения бюджетного учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялов К. А., Радюшкин С. Н.

Необходимо ли существующие технические службы федерального государственного бюджетного учреждения определять как обособленные подразделения в нормативных документах учреждения? Если да, то каким образом? Если нет, то надо ли ставить на налоговый учет обособленные подразделения в том виде, который имеется на данный момент? Допустима ли уплата налога на прибыль организаций через ответственное подразделение?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технические службы обособленного подразделения бюджетного учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение»

ТЕХНИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

К. А. ЗАВЬЯЛОВ, С. Н. РАДЮШКИН, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Создание обособленного подразделения федерального государственного бюджетного учреждения должно быть закреплено соответствующим распоряжением (приказом), а также положением об обособленном подразделении. Федеральное государственное бюджетное учреждение вправе выбрать налоговый орган для постановки на учет всех своих обособленных подразделений.

Пример. Федеральное государственное бюджетное учреждение получает субсидию на выполнение государственного задания — «техническая эксплуатация данных зданий, сооружений, оборудования». На балансе учреждения числятся 13 зданий по разным адресам, которые закреплены за учреждением на праве оперативного управления. В зданиях расположен кабинет с рабочим местом, в котором круглосуточно находится сотрудник (техническая служба по обслуживанию помещений), 12 зданий находятся на территории одной налоговой инспекции, а одно здание — на территории другой налоговой инспекции.

Учреждение состоит на учете как одна организация по месту регистрации и фактического нахождения главного здания. Ни в уставе, ни в каких-либо других нормативных документах учреждения не сказано об образовании обособленных подразделений. Необходимо ли существующие технические службы определить как обособленные подразделения в нормативных документах учреждения? Если

да, то каким образом? Если нет, то надо ли ставить на налоговый учет обособленные подразделения в том виде, который имеется на данный момент? Допустима ли уплата налога на прибыль через ответственное подразделение?

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 мес. Вместе с тем определения понятия «рабочее место» НК РФ не содержит. Основываясь на п. 1 ст. 11 НК РФ, рассмотрим, как данное понятие трактует законодательство о труде.

Так, в силу ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Из постановления ФАС Московского округа от 02.03.2009 КА-А40/817-09 следует, что контроль работодателя предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию и владению помещением, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами.

По мнению сотрудников Минфина России, под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника

на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (письма Минфина России от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114, от 18.02.2010 № 03-02-07/1-67).

При этом из письма МНС России от 29.04.2004 № 09-3-02/1912 следует, что для возникновения обособленного подразделения достаточно создания одного рабочего места. Аналогичное мнение нашло отражение, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 10.02.2004 № А12-13391/03-С10.

В письмах Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73, от 11.07.2008 № 03-02-07/1-275 разъясняется, что одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

В рассматриваемой в примере ситуации здания находятся по адресам, отличающимся от места нахождения головной организации, в них оборудованы кабинеты, в котором круглосуточно находится сотрудник организации. По нашему мнению, в данном случае необходимо говорить о наличии обособленных подразделений организации. Принимая во внимание положения п. 2 ст. 11 НК РФ, считаем, что создание обособленного подразделения (подразделений) должно отражаться в соответствующем распоряжении (приказе) о его создании, а также в положении об обособленном подразделении.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах:

— по месту нахождения организации;

— по месту нахождения обособленного подразделения;

— по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

Российская организация обязана сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных ею на территории РФ (за исключением филиалов и представительств) в течение одного месяца со дня создания каждого обособленного подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Пункт 4 ст. 83 НК РФ определяет, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании указанных сообщений. Из формулировки абз. 1 п. 4 ст. 83 НК РФ следует, что обязанность по постановке на учет обособленного подразделения возникает даже в том случае, если головная организация и обособленное подразделение находятся на территории, подведомственной одному налоговому органу.

Как разъясняется в письме Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314, обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, находятся ли обособленные подразделения организации на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам.

Вместе с тем в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

В письме Минфина России от 18.02.2010 № 0302-07/1-68 отмечается, что организации предоставлено право выбора налогового органа для постановки на учет ее обособленных подразделений, в случае если эти обособленные подразделения организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Таким образом, организация вправе выбрать, по месту нахождения какого из обособленных подразделений она поставит в налоговом органе на учет все обособленные подразделения.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении по форме № 1-6-Учет «О выборе налогового органа российской организацией для постановки на учет нескольких обособленных подразделений российской организации, находящихся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-

Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам», утвержденной приказом. ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488.

В данной ситуации также необходимо учитывать следующее. Пункт 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Следовательно, указанные в примере здания являются объектами недвижимого имущества.

Пункт 5 ст. 83 НК РФ предусматривает, что организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей, в частности, на праве оперативного управления. Следовательно, указанная в примере организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества.

В п. 5 ст. 83 НК РФ также указывается, что постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ, п. 6 Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной регистрационной службы и Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом ФНС России и Росрегистрации от 08.09.2005 № 130/САЭ-3-21/436).

В соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов,

указанных в ст. 85 НК РФ. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом указанным лицам свидетельство. о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе.

Следовательно, заявительный порядок постановки на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества не применяется (п. 5. письма ФНС России от 25.01.2008 № СК-6-09/49@). Поэтому налоговые органы должны самостоятельно поставить организацию на учет по месту нахождения недвижимого имущества. Постановка на учет по данному основанию осуществляется вне зависимости от факта регистрации обособленного подразделения.

Уплата налога на прибыль организациями, имеющими несколько обособленных подразделений. Пункт 2 ст. 288 НК РФ предусматривает, что если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

Уведомления представляются в налоговый орган также и в случаях, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

Как неоднократно указывали контролирующие органы, если организация и все ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта РФ, то налогоплательщик вправе уплачивать налог на прибыль организаций в бюджет этого субъекта РФ за все свои обособленные подразделения через головную организацию (см., например, письма Минфина России от 25.01.2010 № 03-0306/1/22, от 12.03.2009 № 03-03-06/1/130, ФНС Рос-

сии от 11.04.2011 № КЕ-4-3/5651@, УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 № 16-15/136064).

Декларация по налогу на прибыль организаций представляется в налоговые органы по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения (абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ). Однако в случае, когда налог перечисляется только через головную организацию или ответственное обособленное подразделение, декларацию по налогу на прибыль организаций по месту нахождения обособленных подразделений, через которые налог не уплачивается, подавать не надо (письмо Минфина России от 02.12.2005 № 03-03-04/2/127).

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: приказ ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488.

3. Письмо Минфина России от 02.12.2005 № 03-03-04/2/127.

4. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73.

5. Письмо Минфина России от 11.07.2008 № 03-02-07/1-275.

6. Письмо Минфина России от 12.03.2009 № 03-03-06/1/130.

7. Письмо Минфина России от 25.01.2010 № 03-03-06/1/22.

8. Письмо Минфина России от 18.02.2010 № 03-02-07/1-68.

9. Письмо Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314.

10. Письмо МНС России от 29.04.2004 № 09-3-02/1912.

11. Письмо УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 № 16-15/136064.

12. Письмо ФНС России от 25.01.2008 № СК-6-09/49.

13. Письмо ФНС России от 11.04.2011 № КЕ-4-3/5651@.

14. Постановление ФАС Московского округа от 02.03.2009 № КА-А40/817-09.

15. Постановление ФАС Поволжского округа от 10.02.2004 № А12-13391/03-С10.

16. Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной регистрационной службы и Федеральной налоговой службы: приказ ФНС России и Росрегистрации от 08.09.2005 № 130/САЭ-3-21/436.

17. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Не пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495)721-85-75, [email protected] www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.