Научная статья на тему 'Здоровый образ жизни как элемент профессиональной культуры педагога-предметника'

Здоровый образ жизни как элемент профессиональной культуры педагога-предметника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1939
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ / PERSONAL EXAMPLE / A HEALTHY LIFESTYLE / FUNCTIONS TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахтариева Разия Файзиевна, Шапирова Раиля Равилевна, Шарифуллина Светлана Рафаэльевна

В данной статье рассмотрена проблема ведения учителями здорового образа жизни, как элемента профессиональной культуры педагога-предметника. Были изучены нормативно-правовые акты и научно-теоретическая литература по содержанию профессиональной культуры педагогов общеобразовательных учреждений. На примере педагогов-предметников Актанышского района были проанализированы основные факторы здорового образа жизни учителей: приверженность к таким вредным привычкам, как табакокурение и алкоголь, соблюдение правил рационального питания, двигательная активность педагогов и их отношение к собственному здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахтариева Разия Файзиевна, Шапирова Раиля Равилевна, Шарифуллина Светлана Рафаэльевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthy living as an element of professional culture of school teachers

The article deals with the problem of keeping the healthy life-style by the teachers, as element of professional culture of a school-teacher. There were studied the standard-legal acts, scientific and theoretical literature on the content of professional culture of school-teachers. Also there were analyzed the main factors of healthy living of school-teachers of Aktanysh region: the adherence for such harmful habits as alcohol and smoking, keeping the rules of rational eating, moving activity of school-teachers and their own attitude to their health.

Текст научной работы на тему «Здоровый образ жизни как элемент профессиональной культуры педагога-предметника»

УДК 378 ББК 74

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Ахтариева Разия Файзиевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики Филиал КФУ в г. Елабуга г.Елабуга Шапирова Раиля Равилевна кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики Филиал КФУ в г. Елабуга г.Елабуга

Шарифуллина Светлана Рафаэльевна

соискатель Филиал КФУ г. Елабуги г.Елабуга Ahtarieva Raziya Faizievna Candidate of pedagogics,

Assistant professor Chair of Pedagogics Branch of the KFU t. Yelabugi Yelabuga Shapirova Railya Ravilevna Candidate of pedagogics,

Assistant professor Chair of Pedagogics Branch of the KFU t. Yelabugi Yelabuga Sharifullina Svetlana Rafaelevna Applicant for a Degree Branch of the KFU t. Yelabugi Yelabuga radlana@mail.ru

Здоровый образ жизни как элемент профессиональной культуры педагога-

предметника

Healthy living as an element of professional culture of school teachers

В данной статье рассмотрена проблема ведения учителями здорового образа жизни, как элемента профессиональной культуры педагога-предметника. Были изучены нормативно-правовые акты и научно-теоретическая литература по содержанию профессиональной культуры педагогов общеобразовательных учреждений. На примере педагогов-предметников Актанышского района были проанализированы основные факторы здорового образа жизни учителей: приверженность к таким вредным привычкам, как табакокурение и алкоголь, соблюдение правил рационального питания, двигательная активность педагогов и их отношение к собственному здоровью.

The article deals with the problem of keeping the healthy life-style by the teachers, as element of professional culture of a school-teacher. There were studied the standard-legal acts, scientific and theoretical literature on the content of professional culture of school-teachers. Also there were analyzed the main factors of healthy living of school-teachers of Aktanysh region: the adherence for such harmful habits as alcohol and smoking, keeping the rules of rational eating, moving activity of schoolteachers and their own attitude to their health.

Ключевые слова: личный пример, здоровый образ жизни, функции учителя

Key words: personal example, a healthy lifestyle, functions teacher

Современная парадигма образования предъявляет к педагогам требования, прописанные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», среди которых особое место занимает требование «осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности умение им противодействовать» [3, с.13]. В ней указывается, что «никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример... поведения» [3, с.20]. В пункте 2.1 проекта «Профессиональный кодекс учителя» подчеркивается, что «учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников».

О.Н. Абдуллаева отмечает, что по данным Минздрава РФ в 2008 году наблюдается высокая степень рождаемости детей с пороками развития (800-900 детей на 1000 новорожденных) [1, с.11]. Эти и подобные этим цифры определяют, что одно из основных направлений деятельности педагога является формирование и сохранение культуры здоровья учащихся через свой личный при-

10

мер. Ибо только учитель, придерживающийся здорового образа жизни, может способствовать формированию культуры здоровья учащихся.

Мы согласны с Ф.Ф. Харисовым в том, что для формирования культуры здоровья у обучающихся необходимо, прежде всего, заинтересованное и компетентное отношение к работе всего педагогического сообщества: от работников Министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении [6, с.178].

Целенаправленная работа по формированию культуры здоровья учащихся педагогического коллектива может быть отражена в программах здоровья, которые во многих школах на сегодняшний день разрабатываются и реализуются. При этом Ф.Ф. Харисов отмечает следующие трудности, с которыми можно столкнуться при реализации программы здоровья:

1) «равнодушие к одной из самых главных составляющих богатств человека - к здоровью;

2) отсутствие навыков и потребности в здоровом образе жизни как у самих обучающихся, так и у педагогов и родителей;

3) низкий уровень владения здоровьесберегающими технологиями и диагностическими приемами у части педагогов, нужен грамотный, квалифицированный учитель здоровья;

4) недостаточная координация деятельности психологов, педагогов и медицинских работников в плане укрепления здоровья школьников; нужна система;

5) в существующих учебных программах по предметам слабо отражается проблема сохранения и укрепления духовного и физического здоровья; мы должны учить быть здоровыми;

6) нехватка квалифицированных психологов, медицинских, социальных работников, особенно в сельских школах;

7) несоблюдение здоровьесберегающих условий организации учебновоспитательного процесса в соответствии с СанПиНом;

8) слабая для некоторых учебных заведений здоровьесберегающая инфраструктура» [6, С.182-183].

Знание о возможных трудностях позволяет учитывать их еще на этапе разработки программ, направленных на формирование культуры здоровья учащихся. В профессиональной культуре педагога особое место занимают, по мнению Т.Н. Леван, три основные функции учителя как управленца образовательным процессом, связанные с сохранением и укреплением здоровья:

1) «здоровьесберегающая функция - управляет условиями, в которых протекает образовательный процесс, и способен сделать их такими, что бы стартовый уровень здоровья участников образовательного процесса не ухудшался в процессе ежедневного взаимодействия;

2) здоровьеформирующая функция - управляет содержанием образования и способен включать вопросы, связанные с формированием навыков здорового образа жизни и мотивации на созидающее поведение, в образовательный процесс. Сформировать культуру здорового образа жизни,

- считает Ф.Ф. Харисов, значит вооружить подрастающее поколение знаниями законов здоровой жизни, научить его жить в согласии с ними и создавать необходимые условия для духовного и физического бытия [6, С.51];

3) саморазвитие в области здоровья - управляет процессом своего профессионального совершенствования, в том числе повышением своей компетентности в вопросах особенностей здоровья и возрастного и индивидуального развития обучающихся, педагогического инструментария сохранения и развития ресурсов здоровья ребенка в урочной внеурочной деятельности, а также управляет саморазвитием в области здоровья и здорового образа жизни» [5, С.227].

Т.Н. Леван также отмечает, что функция саморазвития в области здоровья отражена в Федеральных требованиях к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, где в качестве требований к

инфраструктуре образовательного учреждения обозначена сформированность культуры здоровья педагогических работников: наличие у них знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий, здоровьесберегающий стиль общения, образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью. Соответственно каждый учитель, управляя своим профессиональным развитием, должен уделять внимание сохранению и развитию своего здоровья, поскольку это перестало быть его личным делом и стало законодательно закрепленной частью его профессиональной компетенции [5, С.230].

Рассматривая проблему понимания понятия «здоровый образ жизни», З.Ф. Дудченко отмечает 4 варианта его определения:

«первый вариант - здоровый образ жизни есть достижение максимальной работоспособности, хорошего самочувствия, настроения, ощущения комфорта, благополучия, хорошего внешнего вида, долгой жизни;

второй вариант представлен перечислением факторов здорового образа жизни;

третий вариант рассматривает здорового образа жизни как гармонию физического, духовного и социального образа жизни;

четвертый вариант составляют определения здорового образа жизни как физиологического образа жизни» [4, С.55].

Мы придерживаемся определения понятию «здоровый образ жизни», которое дает Р. А. Абзалов, где подразумевается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья [2, с.45].

Культуру здоровья Ф.Ф. Харисов подразделяет на два уровня: первый, независящий от человека уровень, в который входят генетические параметры, психические свойства, и ко второму уровню он относит все то, что человек приобретает сознательно, а порой и бессознательно на протяжении всей жизни. Это дает возможность рассматривать приверженность учителя к здоровому образу жизни как элемент профессиональной культуры учителя.

Исследование по выявлению ведения педагогами здорового образа жизни проводилось нами среди 56 учителей Актанышского района Республики Татарстан. Так как исследование было направлено только на педагогов-предметников, то из анкетирования был исключен учитель физической культуры.

Одними из составляющих здорового образа жизни являются отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков), активная физическая деятельность, рациональное питание.

Первоначально мы выяснили приверженность респондентов к вредным привычкам. В результате: употребляют алкоголь и курят по 8,9% (5 человек) опрошенных. На первый взгляд это невысокий процент, но необходимо отметить, что в малых населенных пунктах все на виду и особенно учителя, которые должны пропагандировать отказ от вредных привычек.

На вопрос «Заботитесь ли Вы о своем здоровье?» 23,2% респондентов (13 учителей) ответили отрицательно, хотя осознают его значимость, так как иногда приходится работать в стрессовых ситуациях.

Двигательная активность является одним из важнейших условий для формирования и сохранения здоровья, но только лишь 16,1% (9 человек) учителей считают, что физическая активность находится у них на высоком уровне. Уточнением стал вопрос «Как часто Вы занимаетесь спортом?» Здесь были получены следующие данные: 21,4% (12 учителей) опрошенных занимаются каждый день, 57,2% (32 человека) вообще не занимаются, 21,4% респондентов (12 человек) занимаются от случая к случаю. Интересен тот факт, что среди опрошенных те, кто занимаются спортом каждый день, не считают, что их двигательная активность находится на высоком уровне.

Следующим немаловажным фактором ведения здорового образа жизни является стиль питания. 8,9% учителей считают, что питаются неправильно. Остальные стараются придерживаться правил рационального питания. Однако современные продукты не способны удовлетворить потребности организма в ви-

таминах, поэтому необходимо их регулярное употребление. Только 35,7% (20 человек) педагогов принимают витамины.

Таким образом, учителя осознают значимость ведения здорового образа жизни и стараются придерживаться основных его правил преимущественно за счет регулирования питания и отказа от вредных привычек. Однако подавляющее большинство учителей не прибегают к повышению уровня физической активности, как средству формирования и поддержания здоровья.

На наш взгляд необходимо проводить пропаганду здорового образа жизни среди учителей, поскольку данные исследования говорят о недостаточной информированности представления о здоровом образе жизни как элемента профессиональной культуры педагога. Данная деятельность будет эффективна (либо должна быть организована) в образовательных учреждениях, готовящих профессиональных педагогов.

Библиографический список

1. Абдуллаева О.Н. К вопросу о здоровьесберегающих технологиях в образовательном процессе // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования». -Елабуга, 2008. - С.11-14.

2. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций) [текст]/ Р.А. Абзалов. - Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002. - 206 с.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России [текст]/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

4. Дудченко З.Ф. Проблема понимания здорового образа жизни // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2006. - Т.6. - №1. - С. 52-55.

5. Леван Т.Н. Управленческие функции педагога в области охраны и укрепления здоровья с позиций анализа современной нормативно-правовой базы // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №3. - С.224-232.

6. Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье [текст]/ Ф.Ф. Харисов. - М.: ООО Издательство «Весь мир», 2003. - 208 с.

Bibliography

1. Abdullayeva O.N. To the question of health-saving technologies in the educational process // Materials of scientifically-practical conference «Formation of physical culture and health culture of the students in the conditions of modernization of education». - Elabuga, 2008. - P.11-14.

2. Abzalov R.A. Theory of physical culture (course of lectures) [text]/ R.A. Abzalov.

- Kazan, 2002. - P.206.

3. Danilyuk Y.A., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Concept of spiritually-moral development and education of the person of the citizen of Russia [text]/ Y.A. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - M: Education, 2009. - 24 C.

4. Dudchenko Z.P. Problem understanding of healthy lifestyles // Uchenye Zapiski Sankt-Petersburg state Institute of psychology and social work. - 2006. - V.6. - №1. -P. 52-55.

5. Levan T.N. Managerial function of the teacher in the field of health protection and strengthening of positions of the analysis of a modern regulatory framework // Modern problems of science and education. - 2012. - №3. - P. 224-232.

6. Kharisov P.P. Education and health [text]/ P.P. Kharisov. - M: Publishing house «Ves Mir», 2003. - P. 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.