Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование физкультурно-спортивной деятельности учителя-предметника'

Нормативно-правовое регулирование физкультурно-спортивной деятельности учителя-предметника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
921
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / ФИЗКУЛЬТМИНУТКА / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / АКТИВНЫЙ ОТДЫХ / ПОХОД / ЭКСКУРСИИ / HEALTH IMPROVEMENT / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITY / SUBJECT TEACHER / REGULATORY LEGAL ACTS / TEACHER''S FUNCTIONS / SANITATION AND EPIDEMIOLOGICAL REQUIREMENTS / ACTION-ORIENTED GAMES / ACTIVE REST / TRIP / EXCURSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметов Линар Гимазетдинович, Шарифуллина Светлана Рафаэльевна

В данной статье рассмотрены разнообразные законы и подзаконные акты, направленные на регулирование сферы деятельности учителей-предметников в области оздоровления детей средствами физической культуры и спорта, в частности, Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Исходя из проанализированных нормативно-правовых актов, учителя-предметники должны реализовывать физкультурно-спортивную работу для поддержания и формирования здорового образа жизни учащихся, как на своих уроках, так и при осуществлении разнообразных педагогических ролей (классный руководитель, вожатый, заместитель директора по воспитательным вопросам и так далее).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметов Линар Гимазетдинович, Шарифуллина Светлана Рафаэльевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and regulatory framework of the subject teacher''s physical education and sports activity

This article describes the various laws and regulations aimed to regulate the subject teachers'' scopes of activity in the field of health improvement of children by means of the physical culture and sports, in particular, the Federal Law "On Basic Guarantees of the Child''s Rights in the Russian Federation," National Doctrine of Education in the Russian Federation, Order of Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation "On the Approval of the professional standard "Teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general and general secondary education) (educator, teacher)", Sanitation and epidemiological requirements as to learning environment and organization of teaching process in the general educational institutions, Federal state educational standard of primary education and the exemplary primary educational program of primary general education. On the basis of the analyzed regulatory legal acts the subject teachers must implement the physical education and sports activity for the maintenance and formation of healthy lifestyle of students, both in their own classroom hours and in accomplishing various pedagogical roles (class master, pioneer leader, deputy director for studies and educational work, etc).

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование физкультурно-спортивной деятельности учителя-предметника»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/07PVN315.pdf DOI: 10.15862/07PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/07PVN315)

УДК 378

Ахметов Линар Гимазетдинович

ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Россия, Казань1 Филиал в г. Елабуга

Профессор, заведующий кафедрой теории и методикой профессионального образования

Доктор педагогических наук E-mail: aling@list.ru

Шарифуллина Светлана Рафаэльевна

ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"

Россия, Казань Филиал в г. Елабуга Старший преподаватель radlana@mail.ru

Нормативно-правовое регулирование физкультурно-спортивной деятельности учителя-предметника

1 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 35

Аннотация. В данной статье рассмотрены разнообразные законы и подзаконные акты, направленные на регулирование сферы деятельности учителей-предметников в области оздоровления детей средствами физической культуры и спорта, в частности, Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Исходя из проанализированных нормативно-правовых актов, учителя-предметники должны реализовывать физкультурно-спортивную работу для поддержания и формирования здорового образа жизни учащихся, как на своих уроках, так и при осуществлении разнообразных педагогических ролей (классный руководитель, вожатый, заместитель директора по воспитательным вопросам и так далее).

Ключевые слова: оздоровление; физкультурно-спортивная деятельность; учитель-предметник; нормативно-правовые акты; функции педагога; санитарно-эпидемиологические требования; физкультминутка; подвижные игры; активный отдых; поход; экскурсии.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ахметов Л.Г., Шарифуллина С.Р. Нормативно-правовое регулирование физкультурно-спортивной деятельности учителя-предметника // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/07PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/07?^315

Одной из основных задач современной системы образования в силу сложившихся обстоятельств (высокий уровень заболеваемости среди детей) является сохранение и поддержание здоровья детей в ходе педагогического процесса. Обладание навыками применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе становится частью общей компетентности педагога.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 1998 года в 4 статье проговаривается, что двумя из основных целей государственной политики в интересах детей является «содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие».

Таким образом, одним из важных направлений педагогики, способствующему развитию двигательного потенциала ребенка является физическое воспитание. Физическое воспитание как элемент общего воспитания учащихся рассматривается В.И. Андреевым как «процесс, являющийся составной частью личности, направленный на развитие и саморазвитие физической культуры личности» [1, с.368]. Б.Т. Лихачев определил, что физическое воспитание направлено на развитие гармоничного человека, так как при физическом совершенствовании происходит развитие умственное, трудовое, эмоционально-нравственное и эстетическое [6, с.411]. При этом В.С. Селиванов подчеркивает, что физическое воспитание направлено не только на развитие различных сторон ученика, но и на его оздоровление, поддержание здорового состояния [8, с.85].

При осуществлении оздоровительных технологий в качестве средства формирования здорового образа жизни выступает физкультурно-спортивной деятельности. В.И. Столяровым, рассматривающим понятие «физкультурно-спортивная деятельность» как средство и условие оздоровления и физического совершенствования человеческого организма [11, с.107]. И.Ф. Харламов, рассматривая физкультурно-спортивную деятельность в качестве средства для поддержания здоровья, определяет следующие направления ее реализации: уроки ФК, физические упражнения (физкультминутки, зарядки, гимнастические паузы), спортивные игры или соревнования [13, с.239]. И.П. Подласый допускает следующие формы проведения физкультурно-спортивных занятий учителями-предметниками:

• гимнастика перед занятиями (учитель физической культуры разрабатывает комплекс упражнений для конкретного класса, а учитель его реализует);

• физкультминутки;

• подвижные перемены с использованием разнообразных физических упражнений [7, с.172-173].

Ф.Р. Зотовой был предложен целый комплекс педагогических условий, которые бы способствовали сохранению работоспособности учеников и поддержанию из здоровья:

1. учет психофизических особенностей каждого ученика;

2. отказ от монотонности урока;

3. диагностика состояния учащихся в образовательном процессе;

4. создание комфортных условий в образовательном учреждении;

5. способствование повышению двигательной активности учеников;

6. формирование у учеников ценности здоровья;

7. взаимодействие школы и семьи;

8. обязательное участие всего педагогического персонала в здоровьеохранительном процессе [3, с.93-94].

Однако, как подчеркивают В.А. Кузнецов, Т.Н. Ле-ван, Е.Н. Харитонова, в педагогической деятельности учителей-предметников физическому воспитанию не уделяется должного внимания [4, 5, 12]. Многие педагоги считают, что данная отрасль, лежит в рамках компетенций только учителей физической культуры [2, с.22]. Однако учителя должны сознавать, что в рамках своих уроков они должны создавать такие условия, которые бы обеспечивали сохранение и развитие здорового состояния организма обучающегося. Более того, знания о способах реализации физкультурно-спортивной деятельности необходимы при осуществлении следующих должностей: педагог дополнительного образования, старший вожатый, педагог-организатор, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, методиста по воспитательным вопросам, учителя начальной школы и «продленного дня».

Так в Национальной доктрине образования в Российской Федерации указано, что одной из основных задач государства является обеспечение всесторонней заботы «о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов». Более того, «защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов» гарантируется государством при реализации образовательных программ. Однако согласно статистике количество здоровых детей к концу обучения сокращается.

Поэтому В.А. Сластенин и В.П. Каширин указывают, что «воспитание физической культуры учащихся осуществляется, направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива - руководителей школы, учителей, массных руководителей, органов ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей» [10, с.298]. Соответственно невозможно говорить о полноценном физическом развитии детей, если не задействованы все стороны воспитательного процесса.

В Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта» Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 2013 года закреплены следующие должностные обязанности в сфере воспитательной работы:

«1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности...

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)».

Для конкретизации должностных обязанностей в профессиональном стандарте уточняется, что «учитель-предметник должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога», помимо владения специальными компетенциями необходимыми для передачи знаний и умений по предмету.

В качестве обязанности педагога выполнять оздоровительную работу средствами физкультурно-спортивной деятельности прописали в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.

Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" в пункте 1.4. «Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся».

10 раздел санитарно-эпидемиологических требований подробно расписывает рекомендации и требования к оздоровительному процессу в школе.

Пункт «10.12. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях».

В пункте 10.17. указывается, что «с целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз». В приложениях к санитарно-эпидемиологическим требованиям предложены программы проведения гимнастики и физкультминуток.

В случае использования на уроках технических средств то согласно пункту 10.18. «необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления».

Пункт 10.22. подробно расписывает способы активизации двигательной активности, которые должны проводиться с обучающимися «помимо уроков физической культуры»:

• физкультминутки;

• организованные подвижные игры на переменах;

• спортивный час для детей, посещающих группу продленного дня;

• внеклассные спортивные занятия и соревнования, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

• самостоятельные занятия физической культурой в секциях и клубах.

И.Ф. Харламов предлагает педагогам следующие формы физкультурно-оздоровительной работы в дополнение санитарно-эпидемиологическим требованиям:

• гигиеническая гимнастика, которую желательно проводить утром дома, но в связи с субъективными факторами следует осуществлять ее перед началом уроков. Такую гимнастику могут проводить как сами учителя, так и физорги из числа учеников;

• проведение прогулок и экскурсий на природу, используя содержательные возможности таких предметов как биология, география, история и так далее [13, с. 417].

Е.Ф. Сивашинская классифицирует физкультурно-оздоровительную работу учителей на школьную и внеклассную деятельность. В школьную деятельность физкультурно-оздоровительной направленности входят уроки по физической культуре, утренней зарядкой, подвижными переменами, а внеклассная деятельность включает «санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки рисунков и плакатов, лекторские группы, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники), формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, самооздоровления); внутришкольные проекты по тематике здоровьесбережения; организация и проведение

спортивно-массовых мероприятий, подвижных перемен для учащихся начальной школы; спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах спорта; использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся» [9, с.161].

Большое внимание в санитарно-эпидемиологических требованиях уделяется физкультурно-спортивной работе в группах продленного дня. В рекомендациях проговаривается следующее: режим дня должен содержать такие формы работы, как прогулка, сопровождающаяся спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями в течение 1 часа.

Продленная группа характерна для школы начального образования, поэтому мы обратились к федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357). В пункте 19.7. указано, что образовательная программа «формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: .использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня».

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования предусмотрено, что эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от создания таких условий при проведении занятий, как:

• полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

• рациональная и соответствующая организации уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

• организация занятий по лечебной физкультуре;

• организация часа активных движений (динамической паузы) между 3 м и 4м уроками;

• организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

• организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

• регулярное проведение спортивнооздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

В программе прописывается, что реализация этого модуля осуществляться должна не только учителем физической культуры, а также администрацией образовательного учреждения, медицинскими работниками, психологами, а также всеми педагогами.

Таким образом, проанализировав разнообразные нормативно-правовые акты, мы пришли к выводу, что вспомогательной функцией учителей-предметников (от которой они не должны отказываться) для поддержания и развития здоровья учащихся следует обращаться к физкультурно-спортивной работе, как к одному из основных средств оздоровительной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: Учебный курс для творческого саморазвития/

B.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006.ю - 608 с.

2. Ахметов, Л.Г., Шарифуллина, С.Р. Условия подготовки будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью [Текст]// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - №3. -

C.19-28.

3. Зотова, Ф.Р. Педагогические условия эффективной работы современной школы по сохранению здоровья учащихся в процессе обучения [Текст]// Интеграция образования. - 2005. - №4. - С.93-98.

4. Кузнецов, В.А. Теоретическая подготовка студентов педагогического вуза в системе общего физкультурного образования [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. -Н. Новгород, 2005. - 185 с.

5. Ле-ван, Т.Н. Содержание и формы работы методиста с педагогами в области здоровьесбережения [Текст]// Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №1. - С.205-209.

6. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: Курс лекций/ учеб пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.

7. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн./ И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2001. -Кн.2: Процесс воспитания. - 256 с.

8. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

9. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы [Текст]: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. - Минск: Экоперспектива, 2009. - 212 с.

10. Сластенин, В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. заведений/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

11. Столяров, В.И. Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения [Текст]/ В.И. Столяров, Н.В. Кудрявцева // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - вып. 9. - С.94-216.

12. Харитонова, Е.Н. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор повышения эффективности учебного процесса школьников [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04. - М., 2007.

13. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/ И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999, - 520 с.

Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Ahmetov Linar Gimazetdinovich

Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University

Elabuga, Russia E-mail: aling@list.ru

Sharifullina Svetlana Rafaelevna

Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University

Elabuga, Russia E-mail: radlana@mail.ru

Legal and regulatory framework of the subject teacher's physical education and sports activity

Abstract. This article describes the various laws and regulations aimed to regulate the subject teachers' scopes of activity in the field of health improvement of children by means of the physical culture and sports, in particular, the Federal Law "On Basic Guarantees of the Child's Rights in the Russian Federation," National Doctrine of Education in the Russian Federation, Order of Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation "On the Approval of the professional standard "Teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general and general secondary education) (educator, teacher)", Sanitation and epidemiological requirements as to learning environment and organization of teaching process in the general educational institutions, Federal state educational standard of primary education and the exemplary primary educational program of primary general education.

On the basis of the analyzed regulatory legal acts the subject teachers must implement the physical education and sports activity for the maintenance and formation of healthy lifestyle of students, both in their own classroom hours and in accomplishing various pedagogical roles (class master, pioneer leader, deputy director for studies and educational work, etc).

Keywords: health improvement; physical education and sports activity; subject teacher; regulatory legal acts; teacher's functions; sanitation and epidemiological requirements; P.T. break; action-oriented games; active rest; trip; excursion.

REFERENCES

1. Andreev, V.I. Pedagogika [Tekst]: Uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya/ V.I. Andreev. - Kazan': Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2006.yu - 608 s.

2. Akhmetov, L.G., Sharifullina, S.R. Usloviya podgotovki budushchikh pedagogov k upravleniyu fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nost'yu [Tekst]// Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2015. - №3. - S.19-28.

3. Zotova, F.R. Pedagogicheskie usloviya effektivnoy raboty sovremennoy shkoly po sokhraneniyu zdorov'ya uchashchikhsya v protsesse obucheniya [Tekst]// Integratsiya obrazovaniya. - 2005. - №4. - S.93-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kuznetsov, V.A. Teoreticheskaya podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza v sisteme obshchego flzkul'turnogo obrazovaniya [Tekst]: dis. ... kand. ped. nauk. - N. Novgorod, 2005. - 185 s.

5. Le-van, T.N. Soderzhanie i formy raboty metodista s pedagogami v oblasti zdorov'esberezheniya [Tekst]// Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2013. - №1. - S.205-209.

6. Likhachev, B.T. Pedagogika [Tekst]: Kurs lektsiy/ ucheb posobie dlya studentov pedagog. ucheb. zavedeniy i slushateley IPK i FPK/ B.T. Likhachev. - M.: Yurayt-M, 2001. - 607 s.

7. Podlasyy, I.P. Pedagogika: Novyy kurs [Tekst]: Ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy: V 2 kn./ I.P. Podlasyy. - M.: Gumanit. izd. tsentr. VLADOS, 2001. - Kn.2: Protsess vospitaniya. - 256 s.

8. Selivanov, V.S. Osnovy obshchey pedagogiki: Teoriya i metodika vospitaniya [Tekst]: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy/ Pod red. V.A. Slastenina. -M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2002. - 336 s.

9. Sivashinskaya, E.F. Pedagogika sovremennoy shkoly [Tekst]: kurs lektsiy dlya studentov ped. spetsial'nostey vuzov / E.F. Sivashinskaya, I.V. Zhurlova; pod obshch. red. E.F. Sivashinskoy. - Minsk: Ekoperspektiva, 2009. - 212 s.

10. Slastenin, V.A., Kashirin V.P. Psikhologiya i pedagogika [Tekst]: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. zavedeniy/ V.A. Slastenin, V.P. Kashirin. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2001. - 480 s.

11. Stolyarov, V.I. Fizkul'turno-sportivnaya rabota s naseleniem na poroge XXI stoletiya: problemy i puti ikh resheniya [Tekst]/ V.I. Stolyarov, N.V. Kudryavtseva // Sport, dukhovnye tsennosti, kul'tura. - M., 1997. - vyp. 9. - S.94-216.

12. Kharitonova, E.N. Fizkul'turno-sportivnaya deyatel'nost' kak faktor povysheniya effektivnosti uchebnogo protsessa shkol'nikov [Tekst]: avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskikh nauk: 13.00.04. - M., 2007.

13. Kharlamov, I F. Pedagogika [Tekst]/ IF. Kharlamov. - M.: Gardariki, 1999, - 520 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.