Научная статья на тему 'Психологическая готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью'

Психологическая готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL READINESS / PSYCHOLOGICAL READINESS / PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шарифуллина Светлана Рафаэльевна

В данной работе исследуется состояние психологической готовности будущих педагогов в области физической культуры и спорта к осуществлению организационно-управленческой деятельности в профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шарифуллина Светлана Рафаэльевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Teachers Psychological Readiness to Physical Training and Sports Activity Management

In this article we investigate the state of future teachers psychological readiness in the field of physical training and sports for the organizational and managerial activities implementation in a professional sphere.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью»

УДК 378 ББК 74

Шарифуллина Светлана Рафаэльевна

соискатель Филиал КФУ г.Елабуги Елабуга

Sharifullina Svetlana Rafaelevna

Applicant for a Degree Branch of KFU in Yelabuga Yelabuga

Психологическая готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью Future Teachers’ Psychological Readiness to Physical Training and Sports

Activity Management

В данной работе исследуется состояние психологической готовности будущих педагогов в области физической культуры и спорта к осуществлению организационно-управленческой деятельности в профессиональной сфере.

In this article we investigate the state of future teachers’ psychological readiness in the field of physical training and sports for the organizational and managerial activities implementation in a professional sphere.

Ключевые слова: профессиональная готовность, психологическая

готовность, физкультурно-спортивная деятельность.

Key words: professional readiness, psychological readiness, physical and sports activity.

Современные тенденции в социально-экономической сфере России диктуют новые требования к профессиональной готовности специалиста в области физической культуры и спорта. Педагог новой формации должен не только быть активным субъектом образовательного процесса по передаче знаний, а также профессионально управлять ученическим коллективом для достижения целей образования.

В настоящее время проблеме профессиональной готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности посвящено много исследований таких ученых, как О.А. Абдуллина, М.И. Дьяченко, Л.А. Зеленова, И.Ф. Исаев, Л.А. Кандыбович, А.Б. Леонова, В.Т. Мышкина, В.А. Сластенин, В. Д. Шадриков и других.

В данной статье мы будем придерживаться определения, данного Ю.И. Турчаниновой, которая под профессиональной готовностью предлагает понимать некую характеристику потенциального состояния, позволяющего

специалисту войти в профессиональное сообщество и развиваться в профессиональном отношении [7].

Профессиональная готовность будущего специалиста определяется не только умениями, знаниями и навыками, которыми он обладает по выбранной специальности, но также и психологической готовностью к реализации профессионально-значимых функций.

В. А. Сластенин определил психологическую готовность будущего педагога, как соответствующий уровень устойчивости его психики к воздействию стрессовых обстоятельств, адаптивности личности, уверенности специалиста в своих силах и возможностях.[6]

А.Э. Штейнмец считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности - это совокупность психических образований -представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и других,- обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности.[9]

H.В. Кузьмина рассматривает психологическую готовность к профессиональной деятельности как наличие у педагога знаний, умений и навыков, которые позволяют ему осуществлять профессиональную деятельность на уровне современных требований.[1]

О.М. Краснорядцева определила следующие составляющие психологической готовности [2]:

I. Наличие установок, предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

2. Мотивационная готовность;

3. Профессионально-личностная готовность к самореализации через персонализацию.

Психологическая подготовка студентов к управлению физкультурноспортивной деятельностью должна основываться на наличии у него психологических качеств и способностей к управленческой деятельности. В современных исследованиях нет четких параметров психологических особенностей руководителей. М. Вудкок и Д. Френсис считают, что для

управленца необходимы знания современных управленческих подходов, умение обучать подчиненных, умение решать проблемы, а также, такие качества и способности, как способность управлять собой, четкие личные цели, способность руководить, изобретательность, высокая способность влиять на других.[4]

Однако, если будущий специалист, обладая знаниями, умениями и навыками, а также способностями и качествами руководителя, не готов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью, из-за отсутствия внутренней настроенности на процесс, то трудно говорить о его готовности к выполнению профессиональной деятельности. Поэтому важной составляющей психологической готовности считается мотивационный компонент, который может быть выражен в ценностном отношении будущего педагога в области физической культуры и спорта к профессиональной деятельности и его удовлетворенность в ней.[1]

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что психологическая готовность к управлению представляет собой совокупность психологических качеств и способностей личности, мотивационной обусловленности, необходимых для реализации выбранного вида профессиональной деятельности.

Так как управление физкультурно-спортивной деятельностью является неотъемлемым компонентом деятельности педагога в отрасли физической культуры и спорта, целью нашего исследования стало определение уровня психологической готовности к управлению физкультурно-спортивной деятельностью будущих специалистов, на примере студентов факультета физической культуры Елабужского государственного педагогического университета, реорганизованного в филиал КФУ города Елабуги, на основании приказа о реорганизации КФУ №156 от 02 февраля 2011 года.

Для выявления уровня психологической готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью были использованы методики Е.С. Жарикова и Е.Л. Крушельницкого «Лидер», Р.С. Немова «Эффективность лидерства», Джулиан Роттер «Уровень субъективного контроля».

Любой педагог должен быть грамотным управленцем, так как ему приходиться взаимодействовать с ученическим коллективом, направлять его, организовывать, контролировать, оценивать и мотивировать к образовательной деятельности, то есть педагог в своей работе реализует все управленческие функции. Но, кроме того, что будущий специалист в отрасли физической культуры должен управлять коллективом, современные исследователи правомерно считают, что руководитель для эффективного управления должен быть лидером. По мнению Р.С. Немова, лидер - это член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами малой группы, готовыми следовать за ним.[3]

Методика «Лидер» направлена на выявление лидерских качеств у испытуемых. Е.С. Жариков и Е.Л. Крушельницкий отмечают, что лидер должен быть [8]:

Волевым, способным преодолевать препятствия на пути к цели. Настойчивым, уметь разумно рисковать.

Терпеливым, готовым долго и хорошо выполнять рутинную работу. Инициативным и независимым.

Психически устойчивым.

Гибким, хорошо приспосабливаться к новым условиям и требованиям. Самокритичным.

Требовательным к себе и другим.

Надежным, держит слово, на него можно положиться.

Выносливым.

Восприимчивым к новому, склонным решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.

Стрессоустойчивым, не терять самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.

Оптимистичным.

Решительным, способным самостоятельно и своевременно принимать решения.

С помощью методики «Эффективность лидерства» можно выявить у опрашиваемых, насколько они готовы применять эффективные способы управления в ходе физкультурно-спортивной деятельности. Использование этой методики целесообразно использовать, так как даже наличие лидерских способностей не всегда способствует эффективной реализации профессионально-значимых функций. При управлении требуется уметь применять такие методы, которые могут привести к наиболее оптимальным результатам.

Для любого руководителя требуется уметь брать ответственность за принятые решения и совершенные действия как свои, так и тех, кто находится в его подчинении. Для учителя это является особенно важным, так как он управляет еще несовершеннолетними лицами, действия которых во многом определяются тем, чему научили их педагоги. При выявлении уровня субъективного контроля ставилась цель определить уровень развития у респондентов склонности брать на себя ответственность за то, что с ними происходит и возлагать ее на других.

Тестирование проводилось среди студентов факультета физической культуры Елабужского государственного педагогического университета очного и заочного обучения. Общее количество респондентов составило 121 человек.

В результате проведенного исследования было выявлено

У 4% опрашиваемых психологические качества необходимые лидеру выражены сильно, у 49% - лидерские качества выражены средне, у 45% - слабо, и 2% склонны к диктату в ходе управленческой деятельности.

При управлении физкультурно-спортивной деятельностью наиболее оптимальным является, если лидерские качества выражены средне или сильно. Результаты, показанные студентами, говорят о том, что практически половина респондентов обладают качествами, необходимыми лидеру.

Результаты тестирования по методике «Эффективность лидерства» показали, что 66% испытуемых в дальнейшем предполагают, что будут использовать стиль управления, который оценивается как высокоэффективный, и 34% - среднеэффективный.

Такие показатели в большей степени характеризуют опрашиваемых, как людей знающих методы эффективного управления группой. Высокие показатели по данному опросу можно объяснить тем, что многие методы, используемые в менеджменте для эффективного осуществления управленческой деятельности, изучаются студентами по различным дисциплинам педагогической направленности.

Однако результаты следующего теста показали, что знания методов управления не всегда сочетаются с готовностью к руководству. Руководитель -это, прежде всего, лицо, которое готово взять ответственность на себя не только по своим решениям, но и по решениям своих подчиненных. В итоге ответы респондентов по методике «Эффективность лидерства» показали, что лишь 7% опрошенных студентов готовы отвечать за свои действия и действия своих подчиненных. 93% - обладают средней степенью субъективного контроля, то есть в равной степени берут на себя ответственность и возлагают ее на других людей, снимая ответственность с себя.

Несмотря на наличие лидерских способностей и склонностей, при определении психологической готовности требуется выявить есть ли у опрашиваемых желание работать по выбранному направлению профессиональной деятельности. При проведении опроса на вопрос: «Желаете ли Вы работать по выбранной специальности?» были получены следующие ответы: 60,6% респондентов ответили «нет». Среди причин доминирующей стала маленькая заработная плата педагога. Также присутствовали следующие объяснения:

• Не видят себя в этой профессии

• Отсутствие желания работать по данной специальности

• Выбранная профессия не престижна

• Трудно работать с детьми, испытывают неуверенность.

Подводя общие итоги исследования психологической готовности будущих педагогов физической культуры к управлению физкультурноспортивной деятельностью, было выявлено, что только 34,4% студента психологически готовы к осуществлению профессионально-значимой функции.

К студентам психологически неготовым (65,6%) к реализации профессиональной деятельности нами были отнесены те респонденты, которые не обладали способностями лидера, а также способностями эффективно осуществлять лидерские функции, обладающие низким уровнем субъективного контроля и не желающие работать по выбранной специальности.

Результаты исследования состояния психологической готовности у будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью показали, что она находится на низком уровне и в первую очередь это связано с отсутствием мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Жуков, О.Ф. Структура, содержание, методики оценки профессиональной готовности учителя к здоровьесберегающей деятельности [Текст] / О. Ф. Жуков // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - N 12. - С. 381-387.

2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.

3. Краснорядцева, О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Учебное пособие [Текст] / О.М. Краснорядцева. -Барнаул: БГПУ, 1998. - 112 с.

4. Локшин К.В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: Дисс....канд. пед. наук [Текст] / К.В. Локшин. - Сургут, 2008. - 175 с.

5. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -640 с.

6. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 478 с.

7. Турчанинова, Ю.И. Как помочь учителю стать учителем? [Текст] / Ю.И. Турчанинова // Директор школы. - 1994. - №2. - С. 24.

8. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.

9. Штейнмец, А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности [Текст] / А.Э. Штейнмец. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 1998. - 308 с.

Bibliography

1. Fetiskin, N.P. Kozlov, V.V., Manuilov, G.M. Socio-Psychological Diagnosis of the Individual and Small Groups [Text] / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuilov. - Moscow: Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2002. - 490 p.

2. Krasnoryadtseva, O.M. Features of Professional Thinking in Psychodiagnostic Work: Textbook [Text] / O.M. Krasnoryadtseva. - Barnaul: Barnaul State Pedagogical University, 1998. -112 p.

3. Kuzmina, N. Professionalism of Personality of a Teacher and Industrial Training Master [Text] / N.V. Kuzmin. - M.: Higher School, 1990. - 119 p.

4. Lokshin, K.V. Managerial Readiness Formation of Future Physical Training Manager While Teaching Special Subjects: Diss .... Candidate. of Ped. [Text] / K.V. Lokshin. - Surgut, 2008. - 175 p.

5. Nemov, R.S. Psychology: Textbook for Higher School Stud.: In 3 Books. Book 3: Psychodiagnostics. Introduction to Scientific Psychological Research With Elements of Mathematical Statistics [Text] / R.S. Nemov. - M.: VLADOS Publishing Centre, 2003. - 640 p.

6. Slastenin, V.A. Psychology and Pedagogy: Guidance Manual for Higher Schools [Text]

/ V.A. Slastenin, V.P. Kashirin. - Moscow: "Academy" Publishing Centre, 2006. - 478 p.

7. Steinmets, A.E. Psychological Training for Pedagogical Activity [Text] / A.E.

Steinmets. - Kaluga: KSPU n.a. K.E. Tsiolkovsky, 1998. - 308 p.

8. Turchaninova, Yu.I. How To Help a Teacher Become a Teacher? [Text] / Yu.I.

Turchaninova // School Master. - 1994. - № 2. - P. 24.

9. Zhukov, O.F. The Structure, Content, Methodology for Assessing the Teachers’ Professional Readiness to Health Saving Work [Text] / O.F. Zhukov // Siberian Pedagogical Journal. - 2009. - № 12. - P. 381-387.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.