УДК 371.71
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ МОНГОЛИИ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
© 2016
Беринская Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной
педагогики и психологии Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия) Цэрэндорж Жаргалтогтох, магистрант факультет педагогики и методологии Монгольский государственный университет образования, Улан-Батор (Монголия)
Аннотация. В данной статье раскрывается значимость формирования основ здорового образа жизни у младших школьников. Проблема воспитания культуры здоровья детей школьного возраста приобретает особое значение и развивается наиболее эффективно, если школа проектирует систему деятельности, общения и познания, способствует активизации самовоспитания обучающихся. Средствами данного подхода мы видим интеграцию совместной деятельности таких специалистов как социальный педагог, педагог-психолог, учителя-предметники и медицинские работники. В статье определены критерии сформированности основ здорового образа жизни у младших школьников: когнитивный (знание правил пользования средствами гигиены; осведомленность о правилах организации режима питания; осведомленность о правилах гигиены; осведомленность о правилах оказания первой помощи); эмоционально-ценностный (личностная ценность здоровья; оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в школе для формирования здорового образа жизни); деятельностно-практический (оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья; соответствие распорядка дня обучающегося требованиям здорового образа жизни). Кросс-культурное исследование показало, что личностные установки в области здоровь-сохранного поведения присутствует лишь у меньшинства обучающихся. Содержание статьи также раскрывает релевантные данной проблеме направления и формы здоровьесберегающей деятельности со школьниками.
Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровый образ жизни, воспитание здорового образа жизни, правила пользования средствами гигиены, режим питания, правила оказания первой помощи, кросс-культурное исследование, когнитивный критерий, эмоционально-ценностный критерий, деятельностно-практический критерий
HEALTH PROTECTING IN MONGOLIAN SCHOOLS: THE EXPERIENCE OF EMPIRICAL STUDIES
© 2016
Berinskaya Inna Vladimirovna, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor of the Department
of Social Pedagogics and Psychology Irkutsk State University, Pedagogical Institute, Irkutsk (Russia) Tserendorzh Zhargal Togtokh, Master's Degree Student of the faculty of Pedagogics and Methodology Mongolian State University of Education, Ulaanbaatar (Mongolia)
Abstract.This article deals with the importance of developing foundations of the healthy lifestyle among younger school children. The problem of education the healthy lifestyle of school children is of particular importance and develops most effectively if the school system projects activities, communication and knowledge, which helps to activate the self-education of school children. The authors see the integration of joint activities of such specialists as a social care teacher, educational psychologist, subject teachers and health workers as means of this approach. The article defines the criteria of formation of healthy way of life bases at younger school children: cognitive criterion (knowledge about the rules of hygiene accommodation usage; awareness of dietary regime; awareness of hygiene, the rules of first aid); emotionally valuable criterion (personal health value; rating of the personal importance of school children's events, which are held at school for the formation of a healthy way of life); practical activity criterion (to evaluate the role of behavioral factor in health protection and promotion, matching school child's daily routine requirements to a healthy lifestyle). Cross-cultural research has shown that very few school children have personality's orientations in the health protection behavior. Also the article gives valuable information on directions and forms of health-activities with school children.
Keywords: health protecting, healthy lifestyle, education of the healthy lifestyle, the rules of hygiene accommodation usage, dietary regime, the rules of first aid, cross-cultural research, cognitive criterion, emotionally valuable criterion, practical activity criterion.
В последнее время особое внимание уделяется уровню здоровья, как важному критерию оценки состояния здоровья населения. Интерес к индивидуальному здоровью человека огромен, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых, как в России, так и в Монголии [1,2,4,8,9,10,11]. Интерес закономерно вызван ухудшением физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья, особенно у подрастающего поколения. В связи с этим проблема нарастающей интенсификации учебного процесса ставит задачу сохранения здоровья ребенка в системе образования, особенно в условиях интенсивного предметного обучения, а также создание благоприятных условий для деятельности самого школьника, направленной на саморазвитие культуры здоровья как культуры физической, психологической и интеллектуальной.
На современном этапе, когда уровень продолжительности жизни людей сравнительно невелик, очень важно с раннего детства прививать ребенку понятие о здоровье, как о главной ценности в жизни человека, залога его благополучия и долголетия; воспитывать в нем необхо-
димость и важность сохранения здоровья в сильно нарушенной среде обитания человека. В этом смысле проблема воспитания культуры здоровья детей школьного возраста приобретает особое значение и развивается наиболее эффективно, если школа проектирует систему деятельности, общения и познания, способствует активизации самовоспитания обучающихся.
Наряду с проблемами в российской системе образования, следует отметить их актуальность и в системе образования Монголии, а именно: сохранение здоровья и психики ребенка, формирующихся в условиях большого потока информации, стрессов, экологической ситуации и научно-технического прогресса [1,10]. Важная составляющая здоровьесберегающей деятельности в образовании школ Монголии направлена на сохранение и укрепление здоровья детей как одной из главных государственных задач. В школах на основе государственного финансирования реализуются программы, направленные на:
обеспечение обучающихся первых пяти классов бесплатным обедом в школе (с 2006-2007 учебного года);
организацию занятии в рамках национальной программы «Здоровый ребенок», направленной на получение системы знаний о том, как сохранять и укреплять свое здоровье с детства;
реализацию в учебной деятельности занятий по предмету «Охрана здоровья»;
комплексное взаимодействие в рамках проекта «Каждая школа поддерживает и сохраняет здоровье школьников и учителей».
Тем не менее, проблема снижения качества здоровья обучающихся в период школьного обучения остается актуальной и требует совершенствования существующей в школе системы работы, направленной на здоро-вьесбережение, начиная с младших классов.
Для анализа сложившей ситуации по организации здоровьесбережения и результативности данной деятельности в школах Монголии было проведено исследование на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 62, район "Сонгино Хайрхан" г. Улан-Батор. В исследовании принимали участие обучающиеся четвертого класса в составе 25 человек (11 мальчиков, 14 девочек).
В структуре исследования были определены критерии сформированности основ здорового образа жизни у младших школьников: когнитивный (знание правил пользования средствами гигиены; осведомленность о правилах организации режима питания; осведомленность о правилах гигиены; осведомленность о правилах оказания первой помощи); эмоционально-ценностный (личностная ценность здоровья; оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в школе для формирования здорового образа жизни); дея-тельностно-практический (оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья; соответствие распорядка дня обучающегося требованиям здорового образа жизни).
В результате выявления уровня сформированности основ здорового образа жизни были получены следующие результаты:
44% обучающихся считают, что ведут здоровый образ жизни, и здоровье не внушает опасений, присутсвует чувство уверенности;
40% - это обучающиеся, которые проявляют потребности изменения своего образа жизни; желание обратить внимание на организацию правильного питания, режима учебы и отдыха, режим закаливания;
16% обучающихся 4-го класса проявили немедленное желание изменения своего образа жизни, определения состояния своего здоровья, обращения к врачу.
Выявление уровня знаний о «здоровом образе жизни» показало, что данное понятие младшие школьники отождествляют с понятием «здоровье», при этом:
24% считают, что здоровый образ жизни - это «когда у тебя ничего не болит» (при этом не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья);
16% обучающихся, которые считают, что здоровый образ жизни - «когда нужно быть здоровым»;
60% - имеют элементарные представления о здоровом образе жизни -«нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», т.е. знания еще не систематизированы и фрагментарны.
Оценивая индивидуальное здоровье, младшие школьники считают, что у них здоровье «отличное» - 56%; здоровье «не очень хорошее» - 24%; здоровье «удовлетворительное» - 20% (часто беспокоят вирусные заболевания).
Большинство обучающихся 4-го класса склонны придерживаться ведущих принципов здорового образа жизни, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 28 % - делают по утрам зарядку каждый день, а 32 % - лишь иногда, а 40 % учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том,
что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства обучающихся.
Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости организации системной работы педагогов с младшими школьниками в структуре образовательной школы. Для совершенствования существующей в данной школе системы работы, направленной на здоровьесбережение детей, были определены следующие направления деятельности:
- медико-гигиеническое: проведение мониторинга состояния здоровья учащихся; реализация комплексной программы «Здоровье»; улучшение системы питания школьников; введение аналитико-статистического «Паспорта здоровья школы»;
- социально-психологическое: совершенствование системы психологического сопровождения младших школьников; мониторинг психологического климата детского коллектива;
- организационно-образовательное: методическое обеспечение деятельности по формированию здорового образа жизни; внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Воспитание культуры здоровья школьника - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Система мероприятий, направленная на обучение способам здоровьесбережения как основа формирования здорового образа жизни, должна быть использована в педагогическом процессе для обучающихся уже в начальной школе [3,5,6].
Комплекс мероприятий для обучающихся младших классов направлен на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны; обучения способам здоровьесбережения, создание мотивации для ведения здорового образа жизни; формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни; формирование культуры здоровья и стремления к здоровому образу жизни.
Развивающийся человек большую часть времени проводит в школе, и именно ей принадлежит ведущая роль в формировании у школьников позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. При этом важнейшим условием успешной деятельности в области здоровьесбережения педагогов является компетентность в сохранении собственного здоровья и обучение этому подрастающего поколения [7,8,9].
При этом особое внимание уделяется роли внутришкольной среды в укреплении и сохранении здоровья всех участников образовательного процесса, акцентируется внимание на комплексном характере ее воздействия на школьников. Одна из главных задач педагогического коллектива школы -сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Основными формами организации здоровьесбереже-ния в данной школе (в учебной и внеучебной деятельности) стали уроки физической культуры, гимнастика до начала учебных занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен. А также в системе внеклассной воспитательной работы школы реализуется такое направления, как санитарно-гигиеническое просвещение в форме проведения лекций, бесед, консультаций по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; оформления тематических информационных стендов; организации выставок рисунков и плакатов; проведения дней и недели здоровья, конкурсов, тематических праздников, напрвленных на формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, самооздровления); защита и реализация внутришкольных проектов по тематике здоровьесбережения; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, подвижных перемен для учащихся начальной школы; спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в раз-
личных видах спорта.
Таким образом, здоровьесберегающая деятельность в условиях общеобразовательной среды младших школьников реализуется, если организована системная работа с обучающимися начальной школы, используются широкие возможности учебной и внеучебной деятельности; проводится просветительская работа с родителями и методическая работа с педагогами образовательного учреждения.
Формирование здорового образа жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей разных стран. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые социально-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствие требованиям здорового образа жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Амгалан, Г., Погорелова, И.Г. Школьная среда и факторы риска влияющие на физическое развитие и здоровье обучающихся / Г.Амгалан, И.Г.Погорелова // Международный научно-исследовательский журнал. -2015. - №1- 4(32). - С. 8 - 12
2. Брехман, И. И. Введение в валеологию науку о здоровье / И. И. Брехман. - Л. : Наука, 1987. - 125 с.
3. Бутова С. В. Формирование навыков здорового образа жизни / С. В. Бутова // Начальная школа плюс До и После. - 2002. - № 10. - С. 46-51.
4. Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Ванер. - М. : Флинта : Наука, 2001. - 416с.
5. Гаджиева А. Х. Воспитание навыка здорового образа жизни у младших школьников / А. Х. Гаджиева // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 119-122.
6. Глущенко О. Н. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе / О. Н. Глущенко. - (Ученые - практикам) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 2. - С. 52
7. Митяева А.М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие / А. М. Митяева. - М.: Академия, 2008.
8. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие / А. М. Митяева. - М.: Академия, 2008.
9. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2006. - 320 с.
10. Федосова И.В. Формирование основ здорового образа жизни у учащейся молодежи в образовательном пространстве вуза: монография / И.В.Федосова. -Иркутск: ВСГАО, 2014. - 186с.
11. Цэрэндорж, Г. Методические основы содержания и организации занятий по физическому воспитанию монгольских детей: автореф. дис. д-ра пед наук: 13.00.04 / Цэрэндорж Ганжуурын. - Улан-Батор, 1996. - 98с.