4. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982. - 176 с.
5. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
6. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. - Мн.: Выс. шк., 2003. - 272 с.
7. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.
ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ САНОГЕННОЙ ПСИХОДИДАКТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Тихонова Ю.В.*
Центр детского творчества «Сулпан», г. Уфа
Сейчас в науке активно конкретизируются, разрабатываются и реализуются на практике технологии направленные на укрепление здоровья школьников, содержащие здоровьесохраняющие принципы. Данный вопрос решается в процессе обучения и во внеурочное время по саногенной психодидактической технологии, которая основана на принципах: гуманности, учебной активности, самостоятельности, соблюдения нравственных норм способствующих развитию эмоциональной, познавательной, поведенческих сфера, единство которых способствует сохранению психологического здоровья младших школьников.
Достижения современности в информационном и технологическом плане в разных сферах науки затронули и учебно-образовательный процесс, неотъемлемым компонентом которого может считаться саногенная психодидактическая технология, позволяющая сохранить психологическое здоровье младших школьников в результате развития эмоциональной, поведенческой, познавательной сфер в их единстве.
Тенденцию к интеграции дидактических и психологических знаний можно проследить как в истории педагогики (П.П. Блонский, Д. Дьюи, Э. Кил-патрик, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушин-ский, С.Т. Шацкий и др.), так и в современных педагогических исследованиях (В.П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.В. Сериков и др.).
Становление психодидактики с точки зрения многих ученых начинается с работы Э. Стоунса, в которой наблюдается взаимосвязь педагогики и психологии. «Психопедагогика есть применение теоретических принципов психологии в практике обучения» [7, с. 6].
Интересную точку зрения относительно толкования понятия «психопедагогики» мы находим у Г.Д. Горбунова, который указывает, что «в самом
* Заведующий Социально-педагогическим отделом.
общем виде психопедагогику можно определить как стык достижений двух дисциплин, в котором общие задачи педагогики (обучения, воспитания, образования) решаются с использованием накопленного в психологии и смежных дисциплинах инструментария воздействия на человека...» [1, с. 10].
Предпосылки для становления психодидактики мы находим в теории развивающего обучения В.В. Давыдова, подчеркивающего, что «понятие развивающего обучения - психолого-дидактическое и относится к той области, которую целесообразно было бы называть психодидактикой, разрабатывающей полидисциплинарные проблемы» [2, с. 319].
Рахимов А.З. утверждает, что «психодидактика - интегративная психолого-педагогическая наука, раскрывающая теоретические основы обучения и воспитания в соответствии с законами диалектики, общей, возрастной и педагогической психологии» [4, с. 28].
Осмысление идеи А.З. Рахимова о цели психодидактики показывает, во-первых, что вне поля зрения ученого остается вопрос о развитии поведенческой сферы школьника. Во-вторых, ученый, заявив, что «целью психодидактики «является развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевых качеств и творческих способностей учащихся» [4, с. 27], не акцентирует внимание на развитии собственно познавательных процессов, эмоционально-волевых качеств и творческих способностей в аспекте сохранения психологического здоровья школьников, хотя такое развитие по определению должно его обеспечивать.
Психодидактика как отрасль психологического знания разрабатывает технологии обучения и воспитания школьников, создает такие технологии, которые обеспечивают не только развитие высших психических функций, но и сохранение психологического здоровья через развитие эмоциональной, поведенческой, познавательной сфер личности ученика.
Исходя из такого научного представления о психодидактике, приходим к выводу, что одной из её ведущих идей является идея сохранения психологического здоровья учащихся. Идея, как подчеркивает В.Н. Сагатовский, «преобразуется в принципы» [5, с. 19], которые направляют деятельность учителя на сохранение психологического здоровья учащихся в целом и младших школьников в особенности.
Ученые, анализируя проблемы психодидактики, стремились разработать и ее принципы. Особый интерес для нас представляют принципы психодидактики, предложенные А.З. Рахимовым.
1. Принцип диалектического метода познания;
2. Принцип деятельностного подхода;
3. Принцип развивающего обучения;
4. Принцип творческого развития;
5. Принцип предметности;
6. Принцип единства индивидуальных и групповых форм учебной деятельности;
7. Принцип нравственного развития.
Обобщая идеи А.З. Рахимова, мы пришли к выводу, что эти принципы могут быть и принципами реализации саногенной психодидактической технологии. В данной технологии предусмотрены взаимоотношения между педагогом и учащимися, смысл которых заключается в том, что учитель является организатором преобразования ученика из объекта педагогического воздействия в познавательно-деятельностного субъекта. Данное утверждение базируется на том, что идея сохранения здоровья школьников является ведущей идеей и психодидактики, и саногенной психодидактической технологии.
Так, принцип диалектического метода познания, с нашей точки зрения, недостаточно способствует развитию познавательной сферы. Принцип дея-тельностного подхода направлен на развитие поведенческой сферы. В принципе развивающего обучения прослеживается развитие познавательной и поведенческой сфер. Принцип творческого развития предполагает развитие эмоциональной и поведенческой сфер. В принципе предметности, развивается познавательная и поведенческая сфера. В принципе единства индивидуальных и групповых форм учебной деятельности прослеживается попытка развития трех сфер: эмоциональной, познавательной, поведенческой. Принцип нравственного развития способствует сохранению эмоциональной сферы.
Мы развиваем идеи А.З. Рахимова о принципах психодидактики применительно к разрабатываемой нами саногенной психодидактической технологии. Мы выделяем принципы с точки зрения их адекватности тем или иным сферам психологического здоровья младших школьников.
Так, В.А. Ситаров, В.Г.Маралов по нашему мнению разработали дидак-тико-педагогические принципы, направленные на укрепление психологического здоровья школьников заключающиеся в ненасильном взаимодействии учителя и ученика.
Принцип контраста; принцип задействования всех сфер жизнедеятельности по нашему мнению способствуют развитию эмоциональной и поведенческой сфер. Принцип опосредования, принцип моделирования жизненных ситуаций направлены на развитие познавательной и поведенческой сфер. Например, в принципе моделирования жизненных ситуаций большое внимание придается разыгрыванию позитивных и негативных ситуаций, где ученик при позитивной ситуации, «... учится самостоятельно, без подсказок и навязывания стереотипов, находить выход из них, что прибавляет к его опыту нечто новое, которое может быть в последующем перенесено в реальную жизнь. Лишь в случае негативного или даже агрессивного разрешения ситуации педагог предлагает детям поступить по-другому, иначе» [6, с. 178-179].
Интересную точку зрения относительно сохранения здоровья младших школьников мы находим у Е.А. Менчинской. Автор предлагает, опираться
на «ведущие дидактические принципы отбора содержания образования, обеспечение развивающего обучения и воспитания младших школьников», а также на «принцип целостного образа мира, принцип гуманизации, принцип комфортности, природосообразный принцип обучения» [3, с. 52].
Анализируя представленные принципы с точки зрения саногенности, мы считаем, что они требуют пересмотра и конкретизации при обеспечении внутреннего благополучия личности, что осуществляется через учет возрастных особенностей и сфер, в которых содержатся принципы, направленные на предотвращение искажения в здоровье младшего школьника. Мы предлагаем следующие принципы содержания сфер, которые позволяют обеспечить сохранение психологического здоровья: Принцип гуманности - сохраняет эмоциональную сферу; Принцип учебной активности и принцип самостоятельности направлены на сохранение познавательной сферы. Принцип соблюдения нравственных норм направлен на сохранение поведенческой сферы. Выдвинутые теоретические положения повреждены экспериментальными исследованиями.
Список литературы:
1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: «Физкультура и спорта», 1986. - 208 с.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: монография. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с.
4. Рахимов А.З. Философия психодидактики: монография. - Уфа, 2008. -290 с.
5. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. -СПб.: СПбГУ, 1997. - 224 с.
6. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Academa, 2000. - 216 с.
7. Стоунс Э. Психопедагогика Стоунс Э. Психопедагогика [Текст]: Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс; под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: Педагогика, 1984. - 472 с.