Научная статья на тему 'Здоровьесохраняющие принципы саногенной психодидактической технологии для младших школьников'

Здоровьесохраняющие принципы саногенной психодидактической технологии для младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Ю. В.

Сейчас в науке активно конкретизируются, разрабатываются и реализуются на практике технологии направленные на укрепление здоровья школьников, содержащие здоровьесохраняющие принципы. Данный вопрос решается в процессе обучения и во внеурочное время по саногенной психодидактической технологии, которая основана на принципах: гуманности, учебной активности, самостоятельности, соблюдения нравственных норм способствующих развитию эмоциональной, познавательной, поведенческих сфера, единство которых способствует сохранению психологического здоровья младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесохраняющие принципы саногенной психодидактической технологии для младших школьников»

4. Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.: Знание, 1982. - 176 с.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

6. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. - Мн.: Выс. шк., 2003. - 272 с.

7. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ САНОГЕННОЙ ПСИХОДИДАКТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Тихонова Ю.В.*

Центр детского творчества «Сулпан», г. Уфа

Сейчас в науке активно конкретизируются, разрабатываются и реализуются на практике технологии направленные на укрепление здоровья школьников, содержащие здоровьесохраняющие принципы. Данный вопрос решается в процессе обучения и во внеурочное время по саногенной психодидактической технологии, которая основана на принципах: гуманности, учебной активности, самостоятельности, соблюдения нравственных норм способствующих развитию эмоциональной, познавательной, поведенческих сфера, единство которых способствует сохранению психологического здоровья младших школьников.

Достижения современности в информационном и технологическом плане в разных сферах науки затронули и учебно-образовательный процесс, неотъемлемым компонентом которого может считаться саногенная психодидактическая технология, позволяющая сохранить психологическое здоровье младших школьников в результате развития эмоциональной, поведенческой, познавательной сфер в их единстве.

Тенденцию к интеграции дидактических и психологических знаний можно проследить как в истории педагогики (П.П. Блонский, Д. Дьюи, Э. Кил-патрик, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушин-ский, С.Т. Шацкий и др.), так и в современных педагогических исследованиях (В.П. Зинченко, Е.Н. Кабанова-Меллер, В.В. Сериков и др.).

Становление психодидактики с точки зрения многих ученых начинается с работы Э. Стоунса, в которой наблюдается взаимосвязь педагогики и психологии. «Психопедагогика есть применение теоретических принципов психологии в практике обучения» [7, с. 6].

Интересную точку зрения относительно толкования понятия «психопедагогики» мы находим у Г.Д. Горбунова, который указывает, что «в самом

* Заведующий Социально-педагогическим отделом.

общем виде психопедагогику можно определить как стык достижений двух дисциплин, в котором общие задачи педагогики (обучения, воспитания, образования) решаются с использованием накопленного в психологии и смежных дисциплинах инструментария воздействия на человека...» [1, с. 10].

Предпосылки для становления психодидактики мы находим в теории развивающего обучения В.В. Давыдова, подчеркивающего, что «понятие развивающего обучения - психолого-дидактическое и относится к той области, которую целесообразно было бы называть психодидактикой, разрабатывающей полидисциплинарные проблемы» [2, с. 319].

Рахимов А.З. утверждает, что «психодидактика - интегративная психолого-педагогическая наука, раскрывающая теоретические основы обучения и воспитания в соответствии с законами диалектики, общей, возрастной и педагогической психологии» [4, с. 28].

Осмысление идеи А.З. Рахимова о цели психодидактики показывает, во-первых, что вне поля зрения ученого остается вопрос о развитии поведенческой сферы школьника. Во-вторых, ученый, заявив, что «целью психодидактики «является развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевых качеств и творческих способностей учащихся» [4, с. 27], не акцентирует внимание на развитии собственно познавательных процессов, эмоционально-волевых качеств и творческих способностей в аспекте сохранения психологического здоровья школьников, хотя такое развитие по определению должно его обеспечивать.

Психодидактика как отрасль психологического знания разрабатывает технологии обучения и воспитания школьников, создает такие технологии, которые обеспечивают не только развитие высших психических функций, но и сохранение психологического здоровья через развитие эмоциональной, поведенческой, познавательной сфер личности ученика.

Исходя из такого научного представления о психодидактике, приходим к выводу, что одной из её ведущих идей является идея сохранения психологического здоровья учащихся. Идея, как подчеркивает В.Н. Сагатовский, «преобразуется в принципы» [5, с. 19], которые направляют деятельность учителя на сохранение психологического здоровья учащихся в целом и младших школьников в особенности.

Ученые, анализируя проблемы психодидактики, стремились разработать и ее принципы. Особый интерес для нас представляют принципы психодидактики, предложенные А.З. Рахимовым.

1. Принцип диалектического метода познания;

2. Принцип деятельностного подхода;

3. Принцип развивающего обучения;

4. Принцип творческого развития;

5. Принцип предметности;

6. Принцип единства индивидуальных и групповых форм учебной деятельности;

7. Принцип нравственного развития.

Обобщая идеи А.З. Рахимова, мы пришли к выводу, что эти принципы могут быть и принципами реализации саногенной психодидактической технологии. В данной технологии предусмотрены взаимоотношения между педагогом и учащимися, смысл которых заключается в том, что учитель является организатором преобразования ученика из объекта педагогического воздействия в познавательно-деятельностного субъекта. Данное утверждение базируется на том, что идея сохранения здоровья школьников является ведущей идеей и психодидактики, и саногенной психодидактической технологии.

Так, принцип диалектического метода познания, с нашей точки зрения, недостаточно способствует развитию познавательной сферы. Принцип дея-тельностного подхода направлен на развитие поведенческой сферы. В принципе развивающего обучения прослеживается развитие познавательной и поведенческой сфер. Принцип творческого развития предполагает развитие эмоциональной и поведенческой сфер. В принципе предметности, развивается познавательная и поведенческая сфера. В принципе единства индивидуальных и групповых форм учебной деятельности прослеживается попытка развития трех сфер: эмоциональной, познавательной, поведенческой. Принцип нравственного развития способствует сохранению эмоциональной сферы.

Мы развиваем идеи А.З. Рахимова о принципах психодидактики применительно к разрабатываемой нами саногенной психодидактической технологии. Мы выделяем принципы с точки зрения их адекватности тем или иным сферам психологического здоровья младших школьников.

Так, В.А. Ситаров, В.Г.Маралов по нашему мнению разработали дидак-тико-педагогические принципы, направленные на укрепление психологического здоровья школьников заключающиеся в ненасильном взаимодействии учителя и ученика.

Принцип контраста; принцип задействования всех сфер жизнедеятельности по нашему мнению способствуют развитию эмоциональной и поведенческой сфер. Принцип опосредования, принцип моделирования жизненных ситуаций направлены на развитие познавательной и поведенческой сфер. Например, в принципе моделирования жизненных ситуаций большое внимание придается разыгрыванию позитивных и негативных ситуаций, где ученик при позитивной ситуации, «... учится самостоятельно, без подсказок и навязывания стереотипов, находить выход из них, что прибавляет к его опыту нечто новое, которое может быть в последующем перенесено в реальную жизнь. Лишь в случае негативного или даже агрессивного разрешения ситуации педагог предлагает детям поступить по-другому, иначе» [6, с. 178-179].

Интересную точку зрения относительно сохранения здоровья младших школьников мы находим у Е.А. Менчинской. Автор предлагает, опираться

на «ведущие дидактические принципы отбора содержания образования, обеспечение развивающего обучения и воспитания младших школьников», а также на «принцип целостного образа мира, принцип гуманизации, принцип комфортности, природосообразный принцип обучения» [3, с. 52].

Анализируя представленные принципы с точки зрения саногенности, мы считаем, что они требуют пересмотра и конкретизации при обеспечении внутреннего благополучия личности, что осуществляется через учет возрастных особенностей и сфер, в которых содержатся принципы, направленные на предотвращение искажения в здоровье младшего школьника. Мы предлагаем следующие принципы содержания сфер, которые позволяют обеспечить сохранение психологического здоровья: Принцип гуманности - сохраняет эмоциональную сферу; Принцип учебной активности и принцип самостоятельности направлены на сохранение познавательной сферы. Принцип соблюдения нравственных норм направлен на сохранение поведенческой сферы. Выдвинутые теоретические положения повреждены экспериментальными исследованиями.

Список литературы:

1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: «Физкультура и спорта», 1986. - 208 с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения: монография. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.

3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с.

4. Рахимов А.З. Философия психодидактики: монография. - Уфа, 2008. -290 с.

5. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. Ч. 1. Введение: философия и жизнь. -СПб.: СПбГУ, 1997. - 224 с.

6. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Academa, 2000. - 216 с.

7. Стоунс Э. Психопедагогика Стоунс Э. Психопедагогика [Текст]: Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс; под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: Педагогика, 1984. - 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.