Научная статья на тему 'Формирование здоровой личности в учебно-воспитательном процессе'

Формирование здоровой личности в учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СФЕРА / САМОВОСПИТАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / THE PUPIL / THE YOUNGER SCHOOLBOY / EMOTIONAL SPHERE / INFORMATIVE SPHERE / BEHAVIOURAL SPHERE / SELF-EDUCATION / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Юлия Валерьевна

В статье уточнено понятие психологическое здоровье младших школьников, подразумевающее его сохранение в трех сферах: поведенческой, познавательной, эмоциональной. Автор выделяет три группы технологий, в которых имеется одна или две сферы. Для решения вопроса воспитания здорового поколения предлагается технология способствующая предотвращению деформации в трех сферах школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE HEALTHY PERSON IN TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS

In article the concept psychological health of younger schoolboys meaning its preservation in three spheres is specified: behavioural, informative, emotional. The author allocates three groups of technologies in which there is an ode or two spheres. For the decision of a question of healthy generation the healthy technology promoting deformation prevention in three spheres of the schoolboy is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровой личности в учебно-воспитательном процессе»

УДК 159.9: 37.015.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Михеева Юлия Валерьевна,

заведующая социально-педагогическим отделом

МОУ ДОД ЦДТ «Сулпан» Кировского района Городского округа, г. Уфа, Республики Башкортостан koza79@pisem.net

В статье уточнено понятие психологическое здоровье младших школьников, подразумевающее его сохранение в трех сферах: поведенческой, познавательной, эмоциональной. Автор выделяет три группы технологий, в которых имеется одна или две сферы. Для решения вопроса воспитания здорового поколения предлагается технология способствующая

предотвращению деформации в трех сферах школьника.

Ключевые слова: ученик, младший школьник, эмоциональная сфера, познавательная сфера, поведенческая сфера, самовоспитание, сотрудничество.

FORMATION OF THE HEALTHY PERSON IN TEACHING AND

EDUCATIONAL PROCESS

Julia Mikheyev, managing socially-pedagogical department

Municipal educational institution of additional education of children of the center of children's creativity of ”Sulpan ” of the Kirov area of City district,

Republic Bashkortostan, Ufa, Russia koza79@pisem.net

In article the concept psychological health of younger schoolboys meaning its preservation in three spheres is specified: behavioural, informative, emotional. The author allocates three groups of technologies in which there is an ode or two spheres. For the decision of a question of healthy generation the healthy technology promoting deformation prevention in three spheres of the schoolboy is offered.

Keywords: the pupil, the younger schoolboy, emotional sphere, informative sphere, behavioural sphere, self-education, cooperation.

На современном этапе развития обучения, школьники переходят на стандарты образования второго поколения, где особое внимание уделяется вопросу здоровья учащихся и их социально-психологической адаптации с обязательным соблюдением норм гигиены и инновационных новшеств (компьютерные программы, мониторинг и т.д.).

С нашей точки зрения, «психологическое здоровье младшего школьника» -это состояние внутреннего благополучия в эмоциональной, поведенческой и познавательной сферах личности, проявляемых в учебной деятельности. Особенно важно соблюдение психолого-педагогических условий в соответствии с тремя сферами: эмоциональной, поведенческой, познавательной, которые интенсивно развиваются в младшем школьном возрасте.

Анализируя и обобщая научную литературу, мы пришли к выводу, что на протяжении длительного времени педагоги работали с применением трех групп технологий влияющих на психологическое здоровье младшего школьника.

Первая группа технологий позволяет развить эмоциональную и познавательную сферы и имеет некоторые элементы поведенческой сферы (гуманитарно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, технология организации самовоспитания по В.И. Кочетову, технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова).

Вторая группа способствует развитию эмоциональной и познавательной сфер (технология Дальтон-план Х. Паркхерст, технология вероятного образования А.М. Лобок).

К третьей группе технологий относится технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского-Г.К. Селевко, технология эвристического

образования А.В. Хуторской, технология интенсификации В.Ф. Шаталова, которые способствуют развитию познавательной и поведенческой сфер.

Познавательная сфера в гуманитарно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили отражается через следующие формы деятельности: письменноречевую, познавательное чтение, планирование действий. Эмоциональная сфера в данной технологии подразумевает взаимодоверительные отношения между учителем и учениками с ограниченным количеством оценок. Поведенческая сфера содержится в заповедях Ш.А. Амонашвили (уважение и утверждение личного достоинства, оптимизм и глубокое понимание ребенка).

В технологии организации самовоспитания по А.М. Кочетову

поведенческая сфера отражается, по нашему мнению, в определении понятия «самовоспитание».

Самовоспитание - это процесс, в котором взаимосвязано проявляется весь духовный мир человека, т.е. прежде всего, взаимодействуют такие стороны, как нравственность, интеллект, воля и эмоции [4, с.514].

Познавательная сфера отражена в обучении ученика способам постановки цели и ее управлению. Эмоциональная сфера включает в себя дневник самонаблюдения, который помогает ученику отследить работу над собой, а именно над самовоспитанием. Данный процесс включает 6 этапов.

Первый, второй этап состоят из целенаправленного определения целей работы над собой и дальнейшие пути развития под руководством учителя отражаемые в совестном плане работы. На втором этапе ученик обязательно отвечает на следующие вопросы: 1) каковы мои достоинства; 2) мои

недостатки; 3) мои интересы и увлечения; 4) цель моей жизни; 5) отношение к

учёбе; 6) отношение к труду; 7) отношение к людям; а затем дать себе объективную самооценку.

Третий этап подразумевает разработку индивидуальной программы с учетом двух предыдущих этапов по образцу, «Каким я должен стать в процессе самовоспитания». На четвертом, пятом этапах учитель планирует пробное и активное самовоспитание, то есть элементы работы ученика в коллективе с учетом его индивидуальных достижений разрабатывая ведущие программы самовоспитания: «Я каким был», «Я как есть», «Я в будущем», «Я и самовоспитание» осуществляемые на завершающем шестом этапе.

В коллективной деятельности преобладает новая форма - регуляторная функция общественной нормы. Общественная норма становится внутренне принятой ценностью, когда нет необходимости во внешнем общественном давлении как гаранте соблюдения норм. «Норма, ставшая внутренне принятой ценностью, или ценностью сменившей норму выполняет мотивационную функцию» [5, с.158].

Технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова включает такую организацию совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и которая направлена на общественную пользу. В технологии «личность» представляет собой единство трех сторон: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенно-практическую.

Обобщая вышесказанное можно утверждать, что автор технологии пытается объединить три сферы: эмоциональную, поведенческую,

познавательную, главный акцент делается на коллектив, в котором используются следующие формы деятельности: самостоятельная, творческая, коллективная.

Все перечисленные выше формы деятельности проходят пять уровней:

1) добрые дела для себя и своих близких;

2) для класса и школы;

3) для улицы, микрорайона;

4) для общества, всей страны;

5) для всего человечества.

В технологии предусмотрена атмосфера доброжелательности, взаимной заботы, внимания друг к другу в отношениях учителя и учеников, а также между учениками. Познавательная сфера осуществляется через психологический цикл: целеполагание, планирование, реализация, анализ результатов.

Известно, что в проблеме сотрудничества намечаются две стороны: а) влияние совместной деятельности на развитие ребенка, его умение учиться, на формирование группы, коллектива и б) изучение самого совместного действия и его роли в возникновении новых видов деятельности у детей. [2, с.316]

По технологии Дальтон-план (Х. Паркхерест) каждому ребенку дается та свобода, которая ему по плечу это отражает эмоциональную сферу школьников, которая проявляется в саногенном общении.

Познавательная сфера осуществляется через планирование сделать выбор, ставить цели, выступать с инициативой. В данной технологии педагог следит за учебным процессом по плану, который составил сам ученик или совместно с педагогом, учебник также является обязательным инструментом в познании ученика.

В технологии вероятного образования А.М. Лобок для автора важным является то, что школа должна работать не на социальный заказ, а на максимальное развитие заложенных в человеке возможностей. Во главу угла поставлен индивидуальный мыслеобраз, а не стандарты программ.

По мнению автора в игре происходит самоактуализация ребёнка в его глубинных потребностях, становление, несомненно, допонятийных, но базовых структур его личности.

Исходя из сказанного необходим «вероятный подход к учебному процессу который означает:

1) искусство учителя не столько следовать пошаговой расписанности действий, сколько удерживать широкое культурное пространство в процессе диалога с различными детскими мнениями;

2) ориентацию на метод проб и ошибок, перебор случайных вариантов, метод угадывания (поиска) истины;

3) учёт неисчерпаемой гаммы возможностей, которые представляют собой ученики. В данной технологии с нашей точки зрения подход направлен на эмоциональную сферу, а основа технологии содержит познавательную сферу» [3, с.644].

Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко рассматривает ученика как субъекта, а не объекта. В данной технологии имеются три подсистемы: теория; деятельность; уклад и обучение проходит по программе «Самосовершенствование личности». В технологии содержание и способы деятельности ребёнка саморазвития имеет следующие принципиальные черты:

1. превращение педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

2. перенесение акцента с преподавания на учение;

3. использование не только познавательной, но и разнообразной потребностной и нравственно-волевой мотивации деятельности учащихся;

4. ставка на самостоятельную и творческую деятельность учащихся.

Анализируя и обобщая идеи авторов технологии можно сказать, что в

теоретическом плане технология подкреплена содержательной стороной, но в практическом плане нет занятий.

Технология эвристического образования А.В. Хуторского основана на методе Сократа, когда ученик вместе с собеседником с помощью особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний. С нашей точки зрения

познавательная поведенческая сфера содержатся в целевых ориентациях данной технологии.

Познавательная - уметь поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности, составить план ее достижения, выполнить план, используя оптимальные для имеющихся условий способы и средства, получить и осознать свой результат, сравнить его с другими аналогичными результатами. Уметь выбирать методы познания, адекватные объекту, видеть знакомое в незнакомом и наоборот, способность находить различные ракурсы решения проблем. Поведенческая - произвести рефлексию и самооценку своей деятельности.

По мнению Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской, рефлексивные процессы «буквально пронизывают профессиональную деятельность учителя». Исследователи сходятся на том, что: во-первых, рефлексия, являясь основным психологическим механизмом организации учителем учебного взаимодействия, позволяет описать это взаимодействие как процесс рефлексивного управления учебной деятельностью учащихся; во-вторых, рефлексия - важнейшее профессионально-значимое качество личности учителя, которое наряду с эмпатией определяет уровень его профессиональной пригодности [1, с.14].

Ключевыми технологическими элементами обучения эвристической образовательной ситуации, это система эвристических форм занятий. Основной критерий оценки - личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.

Технология интенсификации В.Ф. Шаталова подразумевает развитие познавательной и поведенческой сфер. Изучение материала осуществляется по крупным блокам с обязательным поэтапным контролем, но учение осуществляется без принуждения. Письменная работа + чтение текста обозначает его осмысление, этапами опираясь на формулу 7+2.

В технологии поведенческая сфера проявляется в обязательном соблюдении обобщения и систематизации взаимного контроля (вопросы у

доски, письменный опрос); фронтальный опрос - устное проговаривание при усвоении материала. Познавательная сфера включает решение задач по выбору; творческий конспект; убеждение в пользу повторения; поиск ошибок в книгах.

В основе нашего решения вопроса, касающегося обеспечения сохранения психологического здоровья младших школьников лежит создание и внедрение в учебно-воспитательный процесс «саногенной психодидактической технологии». Разработанная нами технология обеспечивает внутреннее благополучие в эмоциональной, поведенческой и познавательной сферах младшего школьника

Саногенная психодидактическая технология (здоровая технология) - это теоретически обоснованная система практических действий, направленных на получение дидактического результата, обеспечивающего сохранение психологического здоровья младшего школьника.. Данная технология содержит психолого-педагогические условия, позитивно влияющие на здоровье младших школьников (благоприятный социально-психологический климат, саногенное общение, снятие эмоционального напряжение, соблюдение социальных нравственных норм, доверительно-сотруднические взаимоотношения).

На сегодняшний день существует множество технологий способных решить данный вопрос, но в основном в них ограничено присутствует развитие одной или двух сфер. Это даёт основание предположить, что сохранить психологическое здоровье возможно с применением технологических средств и теоретико-методологических достижений дидактики, а именно саногенной психодидактической технологии.

Литература

1. Крайнова Ю.Н. Саногенная рефлексия эмоциональной компетентности будущих педагогов: Автореф. дис. ан.психол.наук - Москва, 2010. - 17с.2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов - 2 -е изд. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. С. - 315-319.

3. Селевко Г.В. Энциклопедия образовательных технологий: энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 641648.

4. Селевко Г.В. Энциклопедия образовательных технологий: энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 514525.5. Ярушкин Н.Н. Психологические механизмы социального поведения личности: монография - Самара: ПГСГА, 2010. С. 158-166. - 236с.

Рецензент:

Акопов Г.В., доктор психологических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.