УДК 159.9
ПСИХОДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© 2009 Ю.В.Михеева Башкирский государственный педагогический университет им.МАкмуллы Статья поступила в редакцию 20.04.2009
При обзоре психологической литературы за последние семь лет встречается заинтересованность по вопросу психологического здоровья ребёнка. На сегодняшний день известно, что одними из причин низкого психологического здоровья является не только взаимоотношения в семье и школе, но и технологии, по которым обучаются школьники начальных классов. Психологическое здоровье - это динамичная совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Становится понятным, что ключевое слово, характеризующее психологическое здоровье, - это гармония человека с самим собой и с окружающей средой: другими людьми, природой. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что с появлением новых технических, информационных средств и методик, которые становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, появилась психодидактическая технология, обучающая с учётом знаний психологии школьника и способах организации благоприятного общения.
Ключевые слова: развитие; психодидактическая технология; психологическое здоровье; процесс; до эксперимента; после эксперимента; тест школьной тревожности Филлипса; отличаются по факторам.
При обзоре психологической литературы за последние семь лет, встречается заинтересованность по вопросу психологического здоровья ребёнка. На сегодняшний день известно, что одними из причин низкого психологического здоровья является не только взаимоотношения в семье и школе, но и технологии по которым обучаются школьники начальных классов. Существуют определённые условия становления основных компонентов психологического здоровья ребёнка1. К уже представленным выше добавим следующие: 1) Содействие формированию активности ребёнка, которая особенно необходима ему для осуществления саморегуляции. Согласно К.А.Абу-льхановой-Славской, можно говорить о существовании сензитивных периодов для развития того или иного вида активности (двигательной, познавательной, коммуникативной). Очень важно, чтобы в сензи-тивный период активность ребёнка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения. Неадекватная организация жизненных структур блокирует активность, снижает её уровень или придаёт ей другую направленность. 2) Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Широко распространённое мнение о необходимости полного эмоционального дискомфорта абсолютно неверно. 3) Поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребёнка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения. 4) Наличие ценностных ориентаций в развитии ребёнка, когда он получает
Михеева Юлия Валерьевна, соискатель кафедры психологии. Е-mail: [email protected]
1 Хухлаева О.В. Психологическое здоровье дошкольников и
школьников: учеб.пособ. - М.: 2003. - С.18 - 19.
возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить своё миропонимание.
Поскольку здоровье предполагает наличие динамичного равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием может стать гармония между ребёнком и социумом, т.е. способность приспособления к окружающему миру, с одной стороны, и возможность творческого его преобразования - с другой. Подтверждением выше сказанному является результаты анкетного опроса. Мы выяснили, что 58,4% респондентов имеют двойное отношение к ребёнку. С одной стороны они уважает его индивидуальность, а с другой сомневаются, что ребёнок из-за низких способностей вообще чего-то добиться в жизни. 23,5% контролируют поведение ребёнка во всех сферах его жизни. 17,7% относятся к ребёнку, считая его не удачником.
Отечественный врач М.Н.Буянов2 отмечает, что на гармоничное развитие влияет качество и количество родительской любви, имеющие боль-шое социальное значение. Крайности родительской любви могут иметь непреднамеренные отрицательные последствия для ребёнка. Исходя из выше сказанного, мы на основе новой психодидактической технологии при смене творческой и самостоятельной деятельности с учётом субъективного подхода смогли не только решить вопрос об здоровье школьников, но и откорректировать их познавательные процессы в учебно-воспитательном процессе. Вообще проблема психологического здоровья считается центральной при работе психолога в образовании. Ребёнок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения
2 Буянов М.Н. На пороге жизни // Ребёнок из неблагополусной семьи: записики детского психиатора. - М.: 1988. Ч.1. - С.11.
о
принципа педагогической экологии. Отношения родителей к ребёнку должны строиться на его безусловном принятии, доверии, на чувствие глубокой любви, уважении его личности, прав и свобод. У ребёнка в таких условиях формируется положительный образ «Я», появляется уверенность в себе, чувство собственной значимости. И, наоборот, неприятие ребёнка, мелочный контроль, навязчивое желание привязать к себе ребёнка и другие нарушения отношений могут привести к вспышкам агрессии, ярости, гнева и другим нарушениям поведения, появлению страхов, психосоматическим и нервно-психическим заболева-
3
ниям .
Среди 106 школьников начальных классов нашего исследования выяснили, что общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, проблемы и страхи в отношениях с учителями имеют негативную не только эмоциональную окраску, но и являются главным критерием низкой успеваемости. Все полученные результаты подвергли статистической обработке по критерию Манна-Уйтни4 и выяснили, что у школьников нет тревожности потому, что их обучение проходило по психодидактической технологии.
Для определения достоверности результатов исследования мы применяли данные из таблицы, предложенной Е.В.Гублером, А.А.Генкином по количеству респондентов в экспериментальной и контрольной группе для первого и второго класса отдельно в констатирующем и формирующем этапах исследования. Достоверными результатами в констатирующем этапе исследования являются показатели, превышающие ограничения икр=268 в 1-х классах, а во 2-х икр=247.
На формирующем этапе результаты являются достоверными в 1-х классах по следующим ограничениям икр=268 (р<0,05) икр=229 (р<0,01). Во 2 классах достоверным являются результаты по следующим ограничениям Шр=247 (р<0,05) Шр=210 (р<0,01) в форматирующих этапах эксперимента. Стоит отметить, что до эксперимента мы разделили учащихся на экспериментальные и контрольные группы, прослеживая динамику укрепления психологического здоровья в течение всего эксперимента. Так по результатам теста Филлипса, стало видна взаимосвязь семьи и школы в личностном развитии учащегося.
Все уроки в экспериментальных группах имели три разные цели: 1) Дидактическую, позволяющую научить ребёнка самостоятельно ставить учебную задачу и найти способы её решения. 2) Психологическую, помогающую научить действию анализа содержания и умозаключения; развивать внимание, память, мышление. 3) Воспитательную, раскрывающую и развивающую личностный потенциал ребён-
3 Рахимов А.З. Природообразная технология обучения и здоровья школьников: Монография для образования, здравоохранения, преподавателей и студентов, педагогических и медицинских учебных заведений. - Уфа: 2005.
4 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: 2001.
ка5. Таким образом, мы пришли к выводу о том, что вышеизложенные цели и построение урока в соответствие с инновационными компонентами учебной деятельности: ориентировочно-мотивационного; операционально-исполнительского; рефлексивно-оценочного позволили добиться высоких результатов в экспериментальных группах.
В психологической литературе поддержки смены ведущей деятельности высказался А.Н.Леонтьев утверждающий, что она имеет три признака: 1) Деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. 2) Деятельность, в которой формируется или перестраивается частные психические процессы (мышление, восприятие, память). 3) Деятельность, от которой «ближайшим образом зависит наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребёнка»6.
Учёный П.А.Якобсон дополнил социальные мотивы, разделив на положительные: самоопределение, самосовершенствование; и узколичные: желание получить одобрение, путь к личному благополучию7. Ещё педагог К.Д.Ушинский подчёркивал необходимость приучения детей на уроке приёмам самостоятельной работы. Продолжил исследования Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, П.П.Блонский считая, что на уроке нужно применять «исследовательский метод» обеспечивающий формирование и развитие творческих способностей.
Вообще психодидактическую технологию можно считать одной из разновидностей множеств технологией обучения. Учёный Л.Салаи расширил сферу составляющих процесса обучения, включив в понятие «технология обучения»: планирование, анализ целей, научную организацию учебно-воспита-тельного процесса, выбор методов, средств и материалов, наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах повышения эффективности обучения. По данным, собранным Э.Бистерски и Ж.Целлер, технология обучения не только представляет собой вспомогательное средство и новую систему, но и играет большую роль в развитии учебного процесса, измени его организационные формы, методы, содержание, что, в свою очередь, оказывает воздействие на педагогическое мышление учителя и ученика.
5 Михеева Ю.В. Интеллектика. Программа курса уроков по коррекции познавательных процессов с детьми начальных классов. - Уфа: 2008.
6 Шагриянова ОА. Проблемы детского развития в отечественной психологии //Детская психология: теоретический и практический курс: уч.пособ. - М.: 2001. - Гл. 3. - С.179.
7 Экгауз Е.Я. Новая проблема: отношение к учебному предмету детей младшего школьного возраста в зависимости от отношения к предмету учителя // Проблемы подготовки высококвали-филированных преподавателей математики: сб.науч.тр., посвященной 65-летию со дня рождения И.Д.Пехлецкого. Пермский гос.пед. ун-т. - Пермь: 2003 - 2004. - С. 42 - 44.
Таб. 1. Тест школьной тревожности Филлипса (факторы тревожности) «до» эксперимента. 1 класс
№ Фактор тревожности Экспериментальная группа Контрольная группа
кол-во учащихся процентное соотношение кол-во учащихся процентное соотношение
1 Общая тревожность; Переживание социального стресса 10 34,6 10 37
2 Фрустрация потребности в достижении успеха 4 14,8 4 14,8
3 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 3 11,1 3 11,1
4 Отсутствие фактора тревожности 10 37 10 37
Критерий Манна-Уитни иэмп=364,5 р=0,05) иэмп >икр 0,05 до начала эксперимента контрольная и экспериментальная группы отличаются по уровню школьной тревожности.
Таб. 2. Тест школьной тревожности Филлипса (факторы тревожности) «после» эксперимента. 1 класс
№ Фактор тревожности Экспериментальная группа Контрольная группа
кол-во учащихся Процентное соотношение кол-во учащихся Процентное соотношение
1 Общая тревожность; Переживание социального стресса 8 29,6 13 48,1
2 Фрустрация потребности в достижении успеха 2 7,4 6 22,2
3 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 3 11,1 3 11,1
4 Отсутствие фактора тревожности 4 14,8 5 18,5
Критерий Манна-Уитни иэмп= 240,5 р=0,05) иэмп <икр 0,05 Критерий Манна-Уитни показывает, что после эксперимента контрольная и экспериментальная группы отличаются по фактору школьной тревожности.
Тест школьной тревожности Филлипса (факторы тревожности) до эксперимента 1кл.
40 35 30 25 20 15 10 5 0
12 3 4
фактор тревожности
60
50
з 40
& 30 о ^ 20
10
0
Тест школьной тревожности Филлипса (факторы тревожности) после эксперимента 1 кл.
I
23 фактор тревожности
4
Рис.1 Факторы тревожности до и после эксперимента. 1 класс
В своё время М.Кларк отметил, что индустриальное развитие предложило сообществу (не только учителям, но и учащимся) новые формы коммуникации решения конкретных и абстрактных задач, превращая учителя «из авторитарного передатчика готовых идей во вдохновителя интеллектуального и творческого потенциала учащегося» (Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / Библ.журнал. Нар.образ.: Уч.метод. пособ. - М.: 1996; Хухлаева О.В. Психологическое здоровье дошкольников и школьников:...).
Технологией модульного обучения является дидактическая система, возникшая от проблемного обучения, взяв за основу главные особенности: 1) Рассмотрение материала в небольшом количестве. 2) Нестандартность упражнений, сложность которых зависела от индивидуальных способностей обучаемых. 3) Наличие прямой и обратной связи, возможность контроля и самоконтроля. В последнее время
технологи модульного обучения успешно соединяют с рейтинговой системой оценки знаний, когда учащийся, набирает баллы на каждом этапе усвоения учебной программы - такую систему называют мо-дульно-рейтинговой технологией обучения. В основу этой технологии положены следующие принципы: 1) отход от поточного метода обучения и переход к индивидуальной подготовке; 2) перенос центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу ученика; 3) внедрение качественно нового метода обучения на основе полного обеспечения каждого ученика модульными программами; 4) изменение роли и функции преподавателя в учебном процессе, превращение его в преподавателя-консультанта; 5) отход от традиционных форм контроля за знаниями возрастания роли текущего, обобщающего и итогового контроля.
Таб. 3. Тест школьной тревожности Филлипса (факторы тревожности) «до» эксперимента. 2 класс
№ Факторы тревожности Экспериментальная группа Контрольная группа
кол-во процентное кол-во процентное
учащихся соотношение учащихся соотношение
1 Общая тревожность. Переживание социального стресса 9 34,6 10 37
2 Фрустрация потребности в достижении успеха 3 11,5 3 11,5
3 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 5 19,2 7 26,9
4 Отсутствие фактора тревожности 9 34,6 6 23
Критерий Манна-Уитни иэмп=307 (р=0,05) иэмп >икр 0,05 до начала эксперимента контрольная и экспериментальная группы отличаются по уровню школьной тревожности.
Таб. 4. Тест школьной тревожности Филлипса (факторы тревожности) «после» эксперимента. 2 класс
№ Фактор тревожности Экспериментальная группа Контрольная группа
кол-во процентное кол-во процентное
учащихся соотношение учащихся соотношение
1 Общая тревожность; Переживание социального стресса 0 0 14 53,8
2 Фрустрация потребности в достижении успеха 17 65,3 9 34,6
3 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 6 23 2 7,6
4 Отсутствие фактора тревожности 3 11,5 1 3,8
Критерий Манна-Уитни иэмп=141,5 р=0,01) иэмп <икр 0,01 Критерий Манна-Уитни показывает, что после эксперимента контрольная и экспериментальная группы отличаются по фактору школьной тревожности.
Тест школьной тревожности Филлипса (факторы тревожности) до эксперимента 2 класс
1 2 3
фактор тревожности
Тест школьной тревожности Филлипса (факторы тревожости) после экперимента 2 кл.
70
60 _ 50
S 40 а 30
CL
с 20
10 0
Ш
□ эксперим. гр. " □ контрольн. гр.
Б
23 фактор тревожности
4
4
Рис. 2. Факторы тревожности до и после эксперимента. 2 класс
Отсюда следует, что рассмотренная краткая история возникновения технологии обучения при постоянной разработке новых методик в сочетании с технологическим процессом ставших главной составляющей учебно-воспитательного процесса возникла необходимость в разработке технологии, способной укрепить психологическое здоровье и эмоционально-личностную сферу ребёнка. Известно, что сейчас ещё существует классическая методика преподавания учебного материала, где учитель объясняет, разъясняет, доказывает, показывает, а ученики воспринимают, запоминают и пересказывают, учитель предполагает типовые задания, а ученики воспроизводят данный образец. При этом главные психологические механизмы - это механическое запоминание и воспроизведение, здесь нет места творчеству.
В медицинской литературе указывается, что 10 лет пребывания в школе - это период роста и разви-
тия, в котором организм особенно восприимчив не только к благоприятным, но и бывает и наоборот. Школьный период включает, по меньшей мере, два так называемых возрастных криза, в которых организм оказывается наиболее чувствительным, они приходятся на 6 - 7 лет и подростковый период9. Поэтому рекомендуется обучать так, чтобы в обучение было перенесёно с заучивания и запоминания на развитие пытливости и самостоятельности, психологи установили, что индивидуальное развитие психики и личности ребёнка полностью зависит от определённой системы его образования, обучения и воспитания10.
9 Рахимов А.З. Качество образования. - Уфа: 2006.
10 Рахимов А.З. Природообразная технология обучения и здоровья школьников: ...
PSYCHOLOGICAL HEALTH OF ELEMENTARY SCHOOL AGE PUPILS OF HIGH SCHOOL:
PSYCHODIDACTIC TECHNOLOGY OF PROMOTION
© 2009 J.V.Mikheyeva°
Bashkir state pedagogical university named after M.Akmulla
The review of the psychological literature for the recent seven years shows a great interest to psychological health of a child. Today we know that one of the reasons of bad psychological health is not only the family and school relations, but also the elementary school teaching technologies. Psychological health is a dynamical set of the mental properties providing: harmony between various sides of a person, and also between a person and the society, a possibility to have all vital processes. It is obvious that the key word to characterize «psychological health» is the harmony of a person with himself and the environment (other people and nature). The article concludes that the appearance of a psychodidactic technology, which teaches taking into account the schoolchildren psychology and positive ways of communication organization, has become an integral part of the educational process.
Key words: development; psychodidactic technology; psychological health; process; before experiment; after experiment; school state anxiety test of Phillips; factors.
о
Mikheyeva Yuliya Valeryevna, Degree-seeker of the Psychology department. E-mail: [email protected]