Коммуникативная сфера в деятельности военнослужащих является доминирующей, именно поэтому ей необходимо уделить внимание в рамках подготовки как обучающихся, так и командующего состава. Высокий уровень коммуникативной компетентности благоприятно влияет на психологический климат в коллективе, что, в свою очередь, способствует успешному военно-профессиональному развитию и подготовке личного состава как в повседневной деятельности, так и к действиям в экстремальных ситуациях, когда от слаженности коллектива зависит выполнение поставленной задачи.
Литература:
1. Бондаренко, А.С. Роль коммуникативной компетентности курсантов в адаптации к профессиональной деятельности / В.С. Бондаренко // Личность курсанта: психологические особенности бытия. - 2021. - С. 15-21
2. Дубровский, А.В. Модель реализации методики обучения коммуникативной подготовке военнослужащих войск Национальной гвардии РФ / А.В. Дубровский, Р.А. Дозморов, А.В. Трегубов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2022. - № 4(62). - С. 213-218
3. Дубских, А.И. Включение информационно-коммуникативных технологий в обучение иностранному языку студентов технических специальностей / А.И. Дубских // Актуальные проблемы языковой подготовки в техническом вузе: традиции и инновации. - 2021. - С. 62-65
4. Евенко, С.Л. Психологические детерминанты успешности деятельности военного руководителя / С.Л. Евенко // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2022. - № 3А. - С. 257-267
5. Мингазизова, Г.Г. Межкультурная коммуникация в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в неязыковой организации высшего образования / Г.Г. Мингазизова // Профессионально-ориентированная языковая подготовка: теория и практика. - 2021. - С. 97-99
6. Никифоров, И.Г. Исследование стресс-факторов, провоцирующих возникновение конфликтов у курсантов и офицеров военного вуза / И.Г. Никифоров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2019. - №. 3. - С. 51-55
7. Пашкин, С.Б. Копинг-поведение личности как ресурс профессиональной адаптации военнослужащих / С.Б. Пашкин, Н.Б. Лисовская, Е.А. Саркисова // Актуальные проблемы военно-научных исследований. - 2020. - №. 6. -С. 364-391
8. Федосеева, И.А. Результаты исследования коммуникативных умений курсантов Михайловской военной артиллерийской академии / И.А. Федосеева, В.С. Бондаренко, Е.Н. Николаева // ЦИТИСЭ. - 2022. - № 3. - С. 193-202
9. Хамидова, И.В. Коммуникативная толерантность как психологическое качество, обеспечивающее способность курсанта к конструктивному взаимодействию / И.В. Хамидова // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2019. -№. 3 (169). - С. 446-449
10. Шабанов, Л.В. Разрешение межличностных конфликтов посредством переговоров и повышения коммуникативной и организационной компетентности у курсантов и военнослужащих национальной гвардии Российской Федерации / Л.В. Шабанов // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2018. - №. 2. - С. 73-77
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, доцент Фетисов Александр Сергеевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж); аспирант Пешкова Ирина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается потенциал проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в соответствии с ФГОС СОО, а также с учетом современных педагогических технологий. Отмечается существенное структурно-формальное и творчески-функциональное разнообразие данного вида учебно-исследовательской работы старшеклассников. Особое внимание уделяется личностно-ориентированному обучению в рамках внеурочных форм проектно-исследовательской деятельности старшеклассников. В контексте данной тематики поднимается вопрос о всестороннем расширении влияния сдоровьесберегающих педагогических технологий в практике современного российского образования. Делается вывод о том, что планирование внеурочных форматов исследовательской работы старшеклассников обязательно должно проводиться с учетом элементов здоровьесбережения и ориентации на ценности физкультурной активности и экологичности.
Ключевые слова: здоровьесбережение, общеобразовательная школа, проектно-исследовательская деятельность старшеклассников, внеурочное обучение, здоровьесберегающие педагогические технологии.
Annotation. The article examines the potential of high school students' design and research activities in accordance with the Federal State Educational Standard, as well as taking into account modern pedagogical technologies. There is a significant structural-formal and creative-functional diversity of this type of educational and research work of high school students. Special attention is paid to personality-oriented learning in the framework of extracurricular forms of project and research activities of high school students. In the context of this topic, the question of the comprehensive expansion of the influence of health-saving pedagogical technologies in the practice of modern Russian education is raised. It is concluded that the planning of extracurricular formats of research work of high school students must necessarily be carried out taking into account the elements of health conservation and orientation to the values of physical activity and environmental friendliness.
Key words: health care, general education school, design and research activities of high school students, extracurricular training, health-saving pedagogical technologies.
Введение. В современном обществе, где знания и технологии приобретают все большую значимость, эвристически-исследовательские компетенции становятся особенно важными в структуре личности. Это заметно влияет не только на университетское образование, но уже и на работу общеобразовательных учебных заведений. Неудивительно, что проектно-исследовательская деятельность в школах получила особую актуальность. Связано это с общими веяниями времени, поскольку первостепенное значение в социуме имеет мобильность индивида, его потребности и возможности к непрерывному образованию и самообразованию. «Исследовательские навыки, которые означенная деятельность
вырабатывает, должны стимулировать человека к анализу действительности, выработке грамотных социальных решений, наполненных смыслом» [1].
Но исследовательские проекты, реализуемые в старших классах, по-разному влияют на психическое и физическое здоровье школьников. Поэтому особую актуальность приобретает не просто активное внедрение проектно-исследовательских технологий обучения, но и соблюдение принципов действенного здоровьесбережения для обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Введение в 2012 году Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) привнесло ряд серьезных изменений не только в структуру и содержание учебного процесса, но и в организацию среды обучения. Образовательные учреждения должны создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуально-профессиональными интересами и намерениями в отношении последующего образования. Ведущим фактором для создания данных условий считается формирование индивидуальной образовательной траектории, программы старшеклассника, которая определяет состав и объем учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности, а также их распределение по годам обучения. «Одно из направлений учебного плана старшеклассника - работа над персональным проектом. Основная функция подобной учебно-исследовательской формы деятельности - развитие метапредметных умений учеников, а также научно-поисковой компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями обучающихся» [2].
Особую роль проектно-исследовательская активность школьников играет в выработке в личностной структуре ценностей непрерывного познания в течение всей жизни. Научно-обоснованное познание и инновационное творчество становятся аксиологической базой при выборе дальнейших жизненных и профессиональных траекторий. «В современных образовательных системах проектно-исследовательская деятельность активно применяется как методика, направленная на выработку стремления и интереса к непрерывной познавательной деятельности и самообразованию. Основы подобной работы закладываются еще в начальной школе, достигая к старшим классам такого уровня, который позволяет ученику ставить перед собой учебные (научные) цели и задачи, посредством решения которых можно создавать исследовательский продукт, имеющий либо теоретическую, либо теоретико-практическую ориентацию. Внутренняя заинтересованность имеет особое значение, поскольку четкое планирование и поэтапное следование цели без этого невозможно. Личностно-деятельностный подход к обучению определяет эффективность всего образовательного процесса» [3].
В конкретных педагогических реалиях учебно-исследовательский проект старшеклассника - это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной, как правило, самим учеником в виде ряда задач, когда результатом этой работы является найденный способ решения проблемы, который носит практический характер, а также имеет важное прикладное значение и, что важно, интересен и значим для самого обучающегося [4]. Исследователи классифицируют следующие разновидности учебных проектов, реализуемые во внеурочное время:
• исследовательские;
• творческие;
• ролевые, игровые;
• ознакомительно-ориентировочные (информационные) и социально-ориентированные;
• практико-ориентировочные (прикладные).
Подчеркнем при этом, что абсолютное большинство проектов, реализуемых на поисково-исследовательской основе старшеклассниками во внеурочной деятельности, носят смешанный характер. Они объединяют творчество, исследование, познание, профориентацию и т.д. А сами понятия «проектная и исследовательская деятельность, хоть и используются в совокупности, имеют особые акценты собственных дефиниций. Так, если проектная деятельность, по сути, - это создание некой конструкции, реальной или мыслительной, которая становится отражением первоначальной идеи, то исследовательская деятельность направлена на сам процесс поиска истины, становясь неким средством достижения результата. Таким образом, в процессе обучения эти понятия дополняют друг друга, рождая особый тип получения знания, отличающийся заинтересованностью в предмете, качественно новой парадигмой достижения конечного результата» [5].
Однако это не означает, что сами старшеклассники способны осознанно воспринять такую комплексность и целостность своей проектно-исследовательской активности. Здесь подключается педагогический талант учителей-кураторов, призвание которых и состоит в том, чтобы привить ученику осознание ценностной и практической важности проекта, в который он вовлечен в качестве обучающегося субъекта. «Используя проектно-исследовательскую деятельность как системообразующий подход, можно научить старшеклассников построению личных жизненных перспектив, установить смысловой аспект выбора профессии, составлять цепочки возможных выборов и выделять из них оптимальные, сопоставлять наиболее значимые факторы и варианты выборов. В процессе этой работы старшеклассники осознают препятствия, мешающие достижению цели (трудности в учебе по отдельным предметам, неумение сконцентрироваться, неуверенность в себе, страх перед экзаменами) и устраняют их. В результате, решение проблемы профессионального самоопределения будет основано на самостоятельном, взвешенном выборе, на самопонимании и сформированном нравственно-волевом ядре личности» [6]. Но когда речь идет о проектно-исследовательской работе, обязательно возникают проблемы личностного характера - излишняя нагрузка на психику и умственную деятельность, а также возможные физические перегрузки. Поэтому особую актуальность в плане рассматриваемой темы приобретает категория «здоровьесбережение». «Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» часто рассматривается как комплекс тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные методики обучения и воспитания, придают последним признаки здоровьесбережения. Здоровьесберегающая педагогика не становится альтернативной остальным педагогическим системам и подходам. Главная ее характеристика состоит в приоритете здоровья, т.е. грамотной заботе о физическом и психическом состоянии обучающихся как обязательном условии образовательного процесса» [7]. Иными словами, здоровьесбережение ничем не противоречит выполнению других педагогических, познавательных, исследовательских, воспитательных задач. В ФГОС СОО данный термин используется в большинстве комплексных определений. Базисом его понимания является следующая формулировка: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, осознанно выполняющего и пропагандирующего правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни» [8].
Как видим, упор здесь делается на формирование и развитие личностных характеристик старшеклассников, что полностью соответствует современным тенденциям в теории педагогической деятельности. Персонально-ориентированные здоровьесберегающие методики направлены на:
• получение знаний и навыков к практическим действиям, ориентированным на сохранение здоровья;
• обеспечения требуемой информацией для создания стратегий и технологий, ориентированных на укрепление здоровья;
• формирования осознанной ответственности за собственное самочувствие, физическое состояние и здоровье окружающих [9].
Школьникам необходимо как на уроках по разным дисциплинам, так и в процессе внеурочного обучения и образования непрерывно прививать ценности здорового образа жизни. Содержательно и аксиологически базовыми составляющими здорового образа жизни являются:
• отказ от вредных привычек;
• высокая культура коммуникации поведения;
• рациональное питание и научно-обоснованный рацион;
• соблюдение режима работы и активного отдыха;
• оптимальный двигательный режим, базисом которого являются регулярные занятия физкультурой и спортом;
• санитарно-гигиеническая самодисциплина [10].
Такие элементы должны прививаться в рамках реализации целостной стратегии здоровьесбережения в школе. Необходимо сформулировать четкое целеполагание в данной сфере. С нашей точки зрения, базовыми целями и ключевыми задачами здоровьесбережения в образовательной среде являются:
• формирование потребностей старшеклассников в защите, сбережении и укреплении собственного здоровья;
• создание в средней школе здоровьесберегающего пространства для всех субъектов обучения;
• информационная поддержка внедрения принципов и технологий здоровьесбережения в образовательный процесс;
• применение в учебно-воспитательной среде здоровьесберегающих методик и технологически-образовательных решений [11].
Конкретизируя общие задачи и концептуальные цели, основными направлениями здоровьясбережения в повседневной практике современных общеобразовательных школ педагоги и теоретики признают:
1. Концептуально-теоретическое обоснование принципов и ценностей здоровьесбережения. В школах разрабатываются специальные концепции здоровьесберегающего процесса воспитания и учебы. Суть подобных концепций в том, что без чрезмерных экономических растрат появляется возможность наполнить здоровьесбережением учебно-воспитательную среду, проводить оздоровление школьников посредством педагогических инструментов и методов работы. Базовым концептуальным направлением при этом становятся различные способы педагогической деятельности, обладающие психотерапевтическим и оздоравливающим эффектом.
2. Программно-плановое наполнение здоровьесбережения обучающихся. Внедряются программы по здоровьесбережению школьников, основная цель которых - научить защищать и улучшать свое здоровье как старшеклассников, так и учителей.
3. Третье направление воплощается в практике средних школ благодаря мониторинговым исследованиям здоровьесберегающего образования и воспитания - проверка эффективности применяемых технологий, инструментов, методик [12].
По нашему мнению, особую роль в реализации перечисленных направлений здоровьесбережения играет не только компетентно составленное учебно-программное и плановое обеспечение. Ключевой фигурой становится педагог-куратор ученической проектно-исследовательской деятельности. Именно он может и должен корректно соотнести все преимущества и риски проекта для конкретного старшеклассника. «Реализация творческих задач достигается использованием во внеурочной работе активных методов и форм обучения - дискуссий, работы в группах, проектной работы, психолого-педагогических тренингов и других форм. Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный обучающийся, с учетом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные при реализации исследовательского проекта знания, умения и навыки. «Цена обучения для здоровья» - вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий [13]. Таким образом, в поднятой нами проблеме сочетается сразу несколько уровней и сегментов учебно-исследовательского пространства современной общеобразовательной школы. С одной стороны, очевидна образовательная самоценность проектно-исследовательской деятельности старшеклассников. Особенно важна ее внеурочная специфика, развивающая самостоятельность и саморегулирование. С другой - при внеурочной работе возрастают и риски для здоровья ученика. Здесь уже важны как концептуально-нормативное регулирование такого рода учебной активности, так и компетентные действия каждого отдельного педагога-куратора.
Выводы. Рассмотрев разные аспекты и праксеологические измерения педагогического феномена проектно-исследовательской деятельности старшеклассников во внеурочной деятельности, можем сделать вывод, что данный тип учебной активности несет в себе существенный потенциал развития личностно-профессиональных компетенций. Также он помогает юношам и девушкам обоснованно и осознанно подойти к профориентационному выбору. Однако существуют риски для психического и физического здоровья школьников, связанные с тем, что ученики во внеурочной работе неспособны самостоятельно регулировать нагрузки и противостоять ряду угроз. Делаем вывод о том, что на педагогов-кураторов возлагается дополнительная ответственность по определению баланса между учебно-исследовательскими достижениями обучающихся и сохранением их здоровья. Для этого нужно вводить новые принципы формирования учебных программ, в которых имманентно должны присутствовать элементы здоровьесберегающих педагогических технологий.
Литература:
1. Антропова, М.В. Родителям о здоровье школьников / М.В. Антропова. - М.: Педагогика, 2001. - 168 с.
2. Белова, Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании / Т.Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 35. - С. 30-35
3. Бутова, С.В. Оздоровительные упражнения на уроках / С.В. Бутова // Начальная школа. - 2006. - № 8. - С. 47-53
4. Ваганова, Ю.В. Проектная и исследовательская деятельность старшеклассников общеобразовательной организации в условиях дистанционного обучения / Ю.В. Ваганова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6 (91). - С. 20-22
5. Жуковская, Е.П. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время / Е.П. Жуковская // Здоровье для всех: материалы VI Международной научно-практической конференции, УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 23-24 апреля 2015 - Пинск: ПолесГУ, 2015. - Часть 2. - С. 91-93
6. Зюлин, В.В. Проектная учебно-исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов / В.В. Зюлин, Т.А. Кортунова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 9. - С. 39-41
7. Лунина, Ю.В. Опыт проектно-исследовательской деятельности старшеклассников в системе профориентации / Ю.В. Лунина, С.Н. Саломатова // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - № 2 (19), Том 6. - С. 89-92
8. Преснякова, И.И. Организация и руководство индивидуальным проектом учащегося при реализации ФГОС среднего общего образования (из опыта работы школ-инновационных площадок Ленинградской области). В 3 ч. Ч. 2 / И.И. Преснякова, Г.Ю. Онищенко, В.В. Прохорова // Проектно-исследовательская деятельность старшеклассников. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ЛОИРО, 2016. - 30 с.
9. Сапова, Н.А. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности / Н.А. Сапова // Международный школьный научный вестник. - 2019. - № 6. - Электронный ресурс. URL: https://school-herald.ru/ru/arti cle/view?id=1240
10. ФГОС Среднее общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020). -Электронный документ. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/
Педагогика
УДК 377
кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Канатьев Павел Вадимович
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Аннотация. В условиях модернизации системы образования значительно возрастает роль наставничества в деятельности каждого преподавателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Наставничество представляет большие возможности в профессиональном образовании, так как обеспечивается связь поколений, передача культурных ценностей, и профессиональное становление личности. В статье раскрываются основные функции, модели, методы и формы наставничества, которые необходимо внедрять в организацию образовательного процесса любого профессионального учреждения.
Ключевые слова: Роль наставничество, профессиональное образование, функции, модели, формы, методы наставничества, образовательный процесс.
Annotation. In the context of the modernization of the éducation system, the role of mentoring in the activities of each teacher is significantly increasing, the requirements for his personal and professional qualities, for his active social and professional position are increasing. Mentorship presents great opportunities in vocational education, as it ensures the connection of generations, the transfer of cultural values, and the professional development of the individual. The article reveals the main functions, models, methods and forms of mentoring that need to be implemented in the organization of the educational process of any professional institution.
Key words: The role of mentoring, vocational education, functions, models, forms, mentoring methods, educational process.
Введение. Согласно Указу Президента Российской Федерации №401 2023 год объявляется годом педагога и наставника. Значимость профессии педагога находит отражение в каждом человеке, в каждой личности в не зависимости от времени и политики и экономики. 2023 год выбран не спроста - эта дата выпадает на 200-летие со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского. Имея огромный отечественный опыт, сочетая традиции и инновации попробуем раскрыть роль наставника в современном обществе, его функции задачи и значение в деятельности преподавателя.
Изложение основного материала статьи. Каким должен быть наставник сегодня, какие его главные отличия от преподавателя, какие роли может выполнять наставник в профессиональном образовании - вот вопросы, на которые направленно данное исследование. Выполнять стандартные задачи и следовать классическим законам дидактики современному педагогу-наставнику недостаточно, так как его в современных условиях его можно назвать ключом, который открывает двери в профессиональную деятельность.
Наставничество - это форма участия профессионалов в подготовке подрастающего поколения по определенной профессии. Миссия наставника - передать накопленный опыт своей профессиональной деятельности, оказать помощь в освоении профессиональных компетенций. Наставничество способствует разобраться в жизненных ориентирах, найти свое предназначение и развить необходимые навыки в будущей профессиональной деятельности.
Роли наставника в отличие от педагога - развитие наставляемого, используя свой опыт и личный пример и ресурсы. Роль наставляемого - прилагать все усилия для собственного развития по рекомендациям наставника. Без данного тандема наставничество не имеет никакого смысла.
В рамках решения проблемы по изучению проблем наставничества было проведено исследование в профессиональных образовательных организациях Нижегородской области, которое подтвердило важность процесса наставничества в становлении будущего специалиста [4, 51.
На вопрос: Является ли преподаватель важным звеном в получении знаний?» - 90.7% студентов дали положительный ответ. Мнение «Если в вашей жизни наставник?» разбилось на - 50% ответили - да, а 50% респондентов дали отрицательный ответ. Вопрос: «Нуждаетесь ли вы в наставнике?» - дал результат что, 92.8% студентов нуждаются в наставнике в процессе обучения. Вопрос, задаваемый преподавателями: «Можете ли Вы быть наставником?» - вызвал спорный вопрос, на который некоторые преподаватели 42% ответили положительно, 15% дали отрицательный ответ и 43% ответили: «Затрудняюсь ответить». Это подтверждает необходимость исследования данной проблемы, ее глубокого изучения именно в современных цифровых условиях, где знания и даже практические навыки можно получить не от человека.
Под традиционным процессом наставничества принято понимать, когда происходит взаимодействие между двумя персонами - один в качестве наставника передает свой опыт, стиль и модель поведения, а другой наставляемый или стажер осознанно принимает передаваемый ему ресурс.
Но в последнее время можно наблюдать проявление различных формы наставничества: групповые и коллективные -где наставник работает с определенной группой и новая для современного общества онлайн, когда поддержка или наставление идет с помощью интернета.