Научная статья на тему 'НАСТАВНИК ДЛЯ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПАРЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА'

НАСТАВНИК ДЛЯ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПАРЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2152
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАСТАВНИК / ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНОЛОГИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА / МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Декина Елена Викторовна, Пазухина Светлана Вячеславовна

Цель заключалась в проектировании и апробации программы реализации наставничества в паре как основы развития личностного потенциала наставника и трудного подростка с учетом их индивидуальных особенностей. Исследование было проведено на базе ЦО № 27 и ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», в нем принимали участие подростки, старшеклассники, студенты. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Диагностическая программа включала следующие методики: «Опросник межличностных отношений» (автор А. А. Рукавишников), «Коммуникативные и организаторские склонности» (авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин), «Незаконченные предложения», тест «Кто Я?» (автор М. Кун). На основе учета результатов исследования трудных подростков и наставников из числа студентов и старшеклассников была составлена программа развития наставничества в паре с целью формирования позитивного образа наставника-друга у трудных подростков, профилактики девиантного поведения посредством включения в различные виды деятельности, системной помощи трудным подросткам. В основу развития наставнических отношений были положены принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта, знаний. Содержание программы подготовки наставников включало в себя следующие модули: «Я - наставник», «Как стать наставником для трудного подростка», «Шаги сотрудничества», «В помощь наставнику», «Обратная связь». Авторский подход к содержанию программы заключался в освоении наставниками из числа студентов и старшеклассников моделей позитивной профилактики девиантного поведения трудных подростков во внеучебной деятельности. Анализ реализации программы наставничества свидетельствовал о том, что наличие наставника-друга положительно влияет на формирование позитивных моделей поведения трудного подростка. Наставники личным примером помогали подросткам раскрыть свой личностный потенциал и сами развивались в паре, оказывая помощь младшим. Наставничество при этом являлось способом непосредственного и опосредованного личного влияния наставника на трудного подростка. Для наставника же такая работа превращалась в элемент личного совершенствования и саморазвития, выступала как проба себя в будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTOR FOR A TROUBLED TEENAGER: ORGANIZATION OF WORK IN PAIRS AND PERSONAL POTENTIAL DEVELOPMENT

The goal is to work out and test a program for implementing mentoring in pairs as a basis for developing the personal potential of a mentor and a troubled teenager, taking into account their individual characteristics. The study has been conducted on the basis of the Central Educational Institution No. 27 and Tula State Pedagogical University named after L.Tolstoy, which teenagers, senior schoolchildren, and students have attended. Research methods include theoretical ones (study and analysis of psychological and pedagogical literature; analysis, generalization and systematization of information from scientific sources); empirical ones (questionnaires, testing, pedagogical experiment); and methods of quantitative and qualitative analysis. The diagnostic program includes the following methods: «Questionnaire of interpersonal relations» (author - A. A. Rukavishnikov), «Communicative and organizational inclinations» (authors - V. V. Sinyavsky, B. A. Fedorishin), «Unfinished sentences», the test «Who am I?» (author - M. Kuhn). Based on the results of the study of troubled teenagers and mentors from among students and senior schoolchildren, a program for the development of mentoring in pairs is compiled in order to form a positive image of a mentor-friend for troubled teenagers, prevent deviant behavior through inclusion in various activities, and provide systematic assistance to troubled teenagers. The development of mentoring relationships is based on the principles of trust, dialogue and constructive partnership, and mutual enrichment, as well as the direct transfer of personal and practical experience and knowledge. The content of the mentor training program includes the following sections: «I am a mentor», «How to become a mentor for a troubled teenager», «Steps of cooperation», «To help a mentor», «Feedback». The authors' approach to the content of the program consists in the development at mentors from among students and senior schoolchildren of models of positive prevention of deviant behavior of troubled adolescents in extracurricular activities. The analysis of the implementation of the mentoring program shows that the presence of a mentor-friend has a positive effect on the formation of positive behavioral patterns of a troubled teenager. Mentors help teenagers to reveal their personal potential by personal example and develop themselves as a pair (team), helping the younger ones. Mentoring at the same time is a way of direct and indirect personal influence of the mentor on the troubled teenager. For the mentor, such work turns into an element of personal improvement and self-development, acting as a test for a person in the future profession.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИК ДЛЯ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПАРЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 211040 2021, № 06 (июнь) УДК 376.5:371.311.1

Наставник для трудного подростка:

организация работы в паре и развитие личностного потенциала

Декина Елена Викторовна1

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия

kmppedagogika@yandex.ru

Пазухина Светлана Вячеславовна2

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия

pazuhina@mail.ru

Аннотация. Цель заключалась в проектировании и апробации программы реализации наставничества в паре как основы развития личностного потенциала наставника и трудного подростка с учетом их индивидуальных особенностей. Исследование было проведено на базе ЦО № 27 и ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», в нем принимали участие подростки, старшеклассники, студенты. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. Диагностическая программа включала следующие методики: «Опросник межличностных отношений» (автор А. А. Рукавишников), «Коммуникативные и организаторские склонности» (авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин), «Незаконченные предложения», тест «Кто Я?» (автор М. Кун). На основе учета результатов исследования трудных подростков и наставников из числа студентов и старшеклассников была составлена программа развития наставничества в паре с целью формирования позитивного образа наставника-друга у трудных подростков, профилактики девиантного поведения посредством включения в различные виды деятельности, системной помощи трудным подросткам. В основу развития наставнических отношений были положены принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта, знаний. Содержание программы подготовки наставников включало в себя следующие модули: «Я - наставник», «Как стать наставником для трудного подростка», «Шаги сотрудничества», «В помощь наставнику», «Обратная связь». Авторский подход к содержанию программы заключался в освоении наставниками из числа студентов и старшеклассников моделей позитивной профилактики девиантного поведения трудных подростков во внеучебной деятельности. Анализ реализации программы наставничества свидетельствовал о том, что наличие наставника-друга положительно влияет на формирование позитивных моделей поведения трудного подростка. Наставники личным примером помогали подросткам раскрыть свой личностный потенциал и сами развивались в паре, оказывая помощь младшим. Наставничество при этом являлось способом непосредственного и опосредованного личного влияния наставника на трудного подростка. Для наставника же такая работа превращалась в элемент личного совершенствования и саморазвития, выступала как проба себя в будущей профессии.

Поступила в редакцию Received 07.04.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 11.05.21

Принята к публикации Accepted for publication 11.05.21 Опубликована Published 29.06.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Декина Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия.

2 Пазухина Светлана Вячеславовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула, Россия.

Ключевые слова: наставник, трудный подросток, личностный потенциал, технология наставничества, модели наставничества, проектная деятельность.

Введение

Подростковый период характеризуется тем, что для школьников наибольшую значимость приобретают отношения со сверстниками. У них формируется потребность в близких дружеских отношениях, которые сопровождаются взаимной откровенностью, раскрытием своих тайн другому, в ходе чего развивается взаимное доверие, чуткость и отзывчивость. Дружба способствует активизации общения между подростками. Проводя много времени за разговорами на совершенно различные темы, они стараются занять позицию «на равных» в общении с другими, отрабатывают способы взаимодействия друг с другом, усваивают нормы социальных контактов.

Обучающиеся в этом возрасте готовы сделать все возможное, чтобы привлечь к себе внимание товарищей. Иногда ради завоевания дружбы они могут пойти на нарушение собственных принципов и устоявшихся моральных норм, выходя на открытый конфликт со взрослыми.

Подростковый возраст представляет собой период активной социализации личности. Ведущей деятельностью становится межличностное взаимодействие, в том числе через включение в различные виды деятельности. Общаясь со сверстниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

Неудовлетворение потребности в общении, отсутствие значимого друга, нахождение в роли аутсайдера - все это оказывает негативное влияние на развитие личностного потенциала подростка и может привести к изолированности, замкнутости, развитию разного рода зависимостей, например от гаджетов и других, труд-новоспитуемости. В таком случае к подобному школьнику требуется особый, индивидуальный подход для оказания ему помощи.

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для воспитанника именно тем человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности обучающегося группы риска представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта в живом, конструктивном общении от взрослого к школьнику, которого так не хватает трудному подростку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Наставник личным примером помогает трудному подростку раскрыть свой потенциал и стать взрослым. Перечисленные факторы способствуют ускорению процесса передачи социально-культурного опыта, динамичному развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.

Технология наставничества, хорошо прописанная в работах современных авторов, позволяет применять ее для решения целого спектра проблем, с которыми

сталкиваются трудные подростки: сложность выбора образовательной траектории или профессии, недостаточная мотивированность к учебе, трудности с адаптацией в школьном коллективе, самореализацией, выстраиванием индивидуальной траектории образования и самообразования и т. д.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

В научной литературе специфика социально-психологического развития современных подростков раскрывается многими авторами. Подростковый возраст сложен по причине противоречивых особенностей развития в этом периоде, указывает П. С. Макеев [1]. Вследствие этого могут возникнуть ситуации, которые нарушают нормальный ход социально-личностного становления и создают объективные предпосылки для появления трудновоспитуемости. Психолого-педагогические особенности трудных подростков обусловливаются спецификой их жизнедеятельности и среды, в которой проходит их обучение и воспитание, отмечает С. А. Чумаков [2]. Современным подросткам свойственны деформации мировоззрения, дефицит увлечений и интересов; они достаточно прагматичны и индивидуалистичны, так как ориентированы, прежде всего, на личный успех, удовольствия, отдых и развлечения, пишут Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова, Е. Г. Черникова [3].

Исследованием психологических особенностей трудных подростков занимались С. А. Беличева, Л. В. Годовникова, В. Г. Степанов, И. Ю. Юрченко и др. Так, трудный школьник, по мнению В. Г. Степанова, - это школьник, который требует к себе особого отношения, пристального внимания учителей и коллектива класса, к которому больше, чем к кому-либо, необходим индивидуальный подход [4]. С. А. Беличева связывает трудновоспитуемость с педагогической запущенностью. По ее мнению, для педагогически запущенных учащихся характерны: хроническое отставание по ряду предметов, сопротивление педагогическим воздействиям, асоциальные проявления [5]. Л. В. Годовникова отмечает, что трудные подростки выделяются из общей массы учеников своим поведением, спецификой реагирования на замечания взрослых, особенностями учебной деятельности и общения, связанными с деформацией основных психологических качеств личности. При этом крайне важно добиться от окружения трудного ребенка понимания того, что недостатки характера стали результатом обстановки, неправильного подхода, и изменение отношения к подростку повлияет и на изменение его характера [6]. И. Ю. Юрченко пишет, что трудновоспитуемость сопровождается разрушением социальных связей, отчуждением от основных институтов социализации, поэтому актуально включение подростка в социально значимые отношения, через которые происходит усвоение позитивного опыта [7].

Таким образом, можно выделить следующие особенности трудных подростков: деформации мировоззрения, дефицит увлечений и интересов, прагматизм, индивидуализм, противоречивость характера, длительные конфликтные отношения с окружающими, эгоистическая жизненная позиция, неустойчивость интересов, противодействие воспитательным воздействиям и т. д.

О. Ф. Валеросо выделяет подходы и приемы для работы с трудными подростками в современной школе: повышение роли семьи, усиление воспитательной роли образовательных учреждений, развитие школьной и внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении трудностей социализации, психокоррек-ционная работа с подростками, приобщение обучающихся группы риска к социально значимой деятельности, активизация процессов самовоспитания и др. [8]

Формирование личности подростка происходит не только в семье, школе, внешкольных учреждениях, но и в кругу сверстников, и этот фактор социализации может «перевесить» все остальные. С рассмотрением данного направления, развитием различных форм социально-педагогической поддержки связаны ресурсы успешной социализации трудных подростков [9]. О. А. Рыжова выделяет две основные группы профилактических мер целенаправленной работы с ними: проведение коррекции поведения несовершеннолетних и целенаправленная работа с правосознанием молодого поколения [10]. К. А. Воробьева делает акцент на типичных психологических причинах де-виантного поведения подростков, которые могут быть связаны с воспитанием ребенка в неблагополучных семьях, при этом указывает, что для таких подростков школа может быть особой «зоной риска» [11]. О. В. Митина и Т. В. Шинина указывают на важность учета результатов диагностико-консультационной работы с подростками [12].

Значимым в подростковом возрасте является формирование референтных групп среди сверстников. Для школьника ценности и мнения, принятые в референтной группе, приобретают большую значимость. Данные ценности нередко являются оппозиционными в отношении ценностей мира взрослых. Л. В. Тарасенко пишет, что общение в референтной группе выступает как школа усвоения социальной морали взрослых, которая воспринимается именно посредством общения со своими сверстниками [13].

Л. С. Выготский отмечает, что для школьников рассматриваемого возрастного периода главной становится потребность не просто быть вместе со сверстниками, но и занять среди них удовлетворяющее положение. Хорошее положение в подростковой общности ценится больше всего [14]. Таким образом, общение для подростков представляет собой противоречивое переплетение потребности в принадлежности к какой-либо общности и потребности в обособлении. Поиск значимого человека, друга становится особой темой для размышлений школьника. Через дружбу происходит познание обучающимся самого себя и другого человека, происходит формирование социальной активности. Специфика дружеских отношений между подростками состоит в том, что они взаимно воспитывают друг друга через предъявляемую систему требований. Через дружеское взаимодействие школьники практикуют способы социального общения, рефлексируют по поводу самих себя и сверстников. У подростков формируется система критериев оценки себя и других. Высшими ценностями становятся совместное познание мира, заинтересованность в результатах общения и деятельности. Друг становится тем человеком, которому подросток может доверить свои тайны, личные дела. Оценивание личности товарища, обсуждение его недостатков воспринимается подростком как личное оскорбление [15].

Причиной нарушения норм и правил поведения трудными подростками может являться именно неудовлетворенная потребность в признании, самоутверждении. Нехватка дружеского общения создает социальную ситуацию, в которой эти школьники оказываются вне сферы положительных факторов развития личности. Трудные подростки могут объединяться в школе в малую группу со своими лидерами, пропагандирующими отклоняющееся поведение, и собственными ценностями, содержание которых нередко противоречит общепринятым. Воспитательная работа в подобной ситуации становится весьма затруднительной. В качестве важного направления, создающего условия для их успешной социализации и личностного становления, может стать развитие наставничества в образовательном учреждении [16].

Позицию наставника, его функции, психолого-педагогические аспекты его деятельности изучали многие ученые. Так, Н. Ю. Синягина и Т. Ю. Райфшнайдер

определяют наставничество как способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. Авторы выявили, что у 46% детей - участников таких программ расширился кругозор; у 35% появилось желание узнавать что-то новое; 41% детей улучшили школьную успеваемость; 46% детей развили бытовые навыки и др. [17]

Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска, действенный инструмент воспитания трудных детей. К принципам наставничества можно отнести: индивидуально-личностный поход, системность, знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, неразглашение информации о ребенке и его семье. Также можно рассматривать наставничество как элемент личного совершенствования и саморазвития как наставляемого, так и наставника [18].

Быть наставником трудного подростка очень ответственно. Его основной девиз можно сформулировать так: «Подбодрить, помочь, поддержать!» К наставнику предъявляется ряд требований, который анализируют в своих публикациях современные авторы. Так, Е. К. Русинов считает, что это человек, который готов делиться своим опытом, советами, имеет достижения, способен для другого стать другом, демонстрировать положительные образцы поведения и деятельности. Качественные отношения в системе «наставник - наставляемый» имеют весомое положительное влияние на подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, в самых разных сферах: личных, академических и профессиональных [19]. Наставник может работать самостоятельно или при поддержке куратора. Исследования подтверждают, что присутствие наставника усиливает мотивацию трудного подростка к учебе, снижает вероятность употребления наркотиков и алкоголя, повышается посещаемость занятий в школе и т. д. [20] Наставник может вести беседы с наставляемым о том, что ему нравится, что не нравится; проявлять интерес к планам наставляемого, его профессиональному будущему; оказывать помощь в достижении желаний подростка [21]. Наставник может сам проявлять инициативу при планировании мероприятий, предлагать различные варианты выхода из трудной ситуации, активизировать участие подростка в кружках, секциях, выступать посредником между подростком и обществом, привлекать подростка к организации мероприятий и т. д. [22]

Существуют разные модели наставничества. Так, в работах Л. Фрэнсис описаны следующие модели: традиционное наставничество (один на один), партнерское наставничество (равный - равному), групповое наставничество (круги наставничества), флэш-наставничество (через одноразовые встречи), скоростное наставничество, реверсивное наставничество (младший - старшему о новых технологиях), виртуальное наставничество (в режиме онлайн) [23]. Д. Л. Колки и у. Янг рассмотрели проблему организации наставничества в виртуальной среде как ключ к созданию успешных школ, соотнесли модели наставничества и репетиторства [24]. Инновационные модели организации наставничества в образовательном процессе обоснованы Б. К. Дигеновой, Ж. К. Жамантаевой, Г. В. Палазник и пр. В их работах подчеркивается важность создания программ индивидуального наставничества для трудных подростков [25].

Рассмотрим более подробно модель наставничества «ученик - ученик», которую мы взяли за основу. Она предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими каче-

ствами, имеет достижения в определенной области, позволяющие увлечь трудного подростка и оказать весомое влияние на него.

Вариацией данной модели является наставничество в системе «ученик - студент», которая также направлена на организацию разносторонней поддержки обучающегося в целях улучшения его образовательных, творческих, спортивных и иных результатов, создание благоприятных условий внутри образовательной организации, проектирование воспитывающих ситуаций, обучение управлению своим поведением и деятельностью и т. д. Мы рассматриваем такое наставничество как инструмент формирования индивидуальной профессиональной траектории будущих педагогов-психологов [26]. При использовании этой модели происходит успешное формирование у ученика положительного представления о следующей ступени образования, актуализируется потребность в саморазвитии, выстраивании индивидуальной траектории. Модель «ученик (студент) - трудный подросток» предполагает взаимодействие по типу «равный - равному», в процессе которого происходит обмен навыками, взаимная поддержка, совместная работа над проектом, участие в конкурсах, мероприятиях, добровольческой деятельности и т. д. Через наставничество происходит передача своей «творческой энергии», интересов другим.

Мы полагаем, что при подготовке к работе с трудными подростками важно обратить внимание на обучение наставников-студентов необходимым компетенциям. Обучение должно расширять их знания в области педагогики и психологии, общения и взаимодействия со школьниками группы риска, развивать способности к передаче имеющегося опыта в кружках, секциях и пр. [27]

При работе с подростками, по мнению Е. И. Исаева, актуально их включение в различные виды деятельности (трудовую, учебную, спортивную, художественную и т. д.), в рамках которых создаются условия для самоутверждения и самоуважения [28].

Одним из важных направлений организации работы наставника с трудным подростком мы считаем вовлечение последнего в волонтерскую деятельность и рассматриваем это как основу профилактики его отклоняющегося поведения [29].

Добровольческая деятельность оказывает положительное влияние на личность, помогая школьнику раскрываться со всех сторон, формирует новые навыки, ценности, а также меняет взгляды на мир. Вовлечение в волонтерскую деятельность способствует изменению мировоззрения, внутренних качеств, развивает умения, навыки и личностные качества трудного подростка, удовлетворяет его потребность в общении, познании себя и изучении мира [30].

Следующим важным видом деятельности во взаимодействии наставника и его ученика мы считаем проектную. Взаимодействуя с наставляемым, наставник имеет возможность скорректировать круг профессиональных интересов, развить необходимые компетенции. Усилия наставника направлены на определение актуальной идеи проекта, планирование мероприятий проекта, определение форм взаимодействия наставника и наставляемого, реализацию и рефлексию проекта [31]. Потенциал проектной деятельности может быть использован для развития не только школьника, но и наставника, их творческих, коммуникативных, организаторских способностей.

К основным технологиям реализации наставничества в паре мы относим диалоговые, интерактивные, тренинговые, проектные, исследовательские, технологию коллективных творческих дел, технологию психолого-педагогического сопровождения, педагогической поддержки, психологической помощи и др.

Наставник на разных ступенях развития деятельности в паре может выполнять разные роли: на первоначальном этапе это может быть педагог-ментор, на следующей стадии - педагог-тьютор, далее - педагог-коуч, на заключительном этапе - пе-дагог-фасилитатор [32]. Однако в нашем случае при организации работы с трудными подростками, не имеющими конструктивных отношений с другими, актуальной является позиция наставника-друга.

Методологическая база исследования

Цель исследования - проектирование и апробация программы реализации наставничества в паре как основы развития личностного потенциала наставника и трудного подростка с учетом их индивидуальных особенностей.

Исследование было проведено на базе ЦО № 27 (МБОУ № 16) и ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» г. Тулы. В исследовании приняли участие трудные подростки в возрасте 14-15 лет и потенциальные наставники - старшеклассники в возрасте 16 лет и студенты III курса факультета психологии ТГПу им. Л. Н. Толстого в возрасте 19-20 лет.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа.

Диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Опросник межличностных отношений» (автор А. А. Рукавишников), «Коммуникативные и организаторские склонности» (авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин), «Незаконченные предложения», тест «Кто Я?» (автор М. Кун).

Результаты исследования

Проиллюстрируем результаты исследования на примере потенциальных наставников из числа старшеклассников и студентов (см. табл. 1-2).

Таблица 1

Результаты методик «Опросник межличностных отношений» (А. А. Рукавишников)» и «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин)» (старшеклассник-наставник 1)

Опросник межличностных отношений Коммуникативные и организаторские склонности

Характеристики поведения Выраженное поведение (е) Требуемое поведение (ш) Оценка коммуникативных склонностей Оценка организаторских склонностей

Включение (I) 6 - высокое 2 - низкое Очень высокий уровень (оценка 5) Средний уровень (оценка 3)

Контроль (С) 9 - экстремально высокое 3 - низкое

Аффект (А) 6 - высокое 7 - высокое

Высокие значения (выраженное поведение по диагностируемым показателям) (1е) предполагают, что старшеклассник чувствует себя хорошо среди людей, стремится входить в различные общности. Требуемое поведение - низкое (1ш) - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с небольшим количеством людей. Высокие показатели по школе «контроль» (Се) означают, что индивид старается брать на себя ответственность, причем с ведущей ролью, низкие показатели (Сш)

свидетельствуют, что испытуемый предпочитает самоконтроль, не принимает контроля над собой. Высокие значения по школе «аффект» (Ае) показывают, что индивид имеет склонность устанавливать близкие отношения с другими, при этом старается, чтобы другие также стремились быть более эмоционально близки с ним, в этом случае ему более комфортно общаться с другими, что будет способствовать эмоциональному сближению с партнером по общению.

Анализ методики «Коммуникативные и организаторские склонности» показал, что старшеклассник испытывает высокую потребность в общении и активно стремится к нему, быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе.

В методике «Кто Я?» испытуемый отмечает о себе следующее: человек, личность, ученик, хороший друг, художник, творческая натура, люблю ходить в музеи, мечтатель, будущий педагог, хороший собеседник, обладатель своей маленькой вселенной.

По методике «Незаконченные предложения» испытуемый отмечает следующее:

Думаю, что настоящий друг... - уважает твое мнение.

Когда меня нет, мои друзья. - заняты своим делом.

Что касается нашего класса. - то все индивидуальны.

Мне было бы интересно. - рисовать, изучать живопись.

Когда я высказываю свое мнение. - я в нем уверен.

Я думаю, что мои ровесники. - гении.

Если бы мне предложили вместе чем-то заняться, то я бы. - скорее всего согласился.

В классе я чувствую себя. - нужным.

Мне не нравится, когда ребята. - курят, пьют и ничем не занимаются

В свободное время я вместе с друзьями. - обсуждаем важные темы.

Я и мои друзья. - увлекающиеся личности.

Я всегда хотел. - написать что-то стоящее (картину).

Из данного перечня ответов можно сделать вывод, что наставник-старшеклассник занимает активную социальную позицию, имеет авторитет среди одноклассников, творческие склонности, может заинтересовать живописью.

Таблица 2

Результаты методик «Опросник межличностных отношений» (А. А. Рукавишников)» и «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин)» (студент-наставник 2)

Опросник межличностных отношений Коммуникативные и организаторские склонности

Характеристики поведения Выраженное поведение (е) Требуемое поведение (ш) Оценка коммуникативных склонностей Оценка организаторских склонностей

Включение (I) 6 - высокое 1 - низкое Очень высокий уровень (оценка 5) Высокий уровень (оценка 4)

Контроль (С) 9 - экстремально высокое 3 - низкое

Аффект (А) 6 - высокое 7 - высокое

Рассмотрим типичные способы отношения к людям наставника из числа студентов: по школе «включение» - студент демонстрирует хорошее положение среди других, хорошо себя чувствует среди людей, при этом предпочитает общаться с небольшим количеством людей, внимательно относится к людям, с которыми создает более глубокие эмоциональные отношения; анализ результатов по шкале «кон-

троль» показывает, что индивид старается брать на себя ответственность, при этом в данных отношениях часто играет ведущую роль, роль лидера; по школе «аффект» -студент настроен на установление близких отношений с другими, стремится к ним, что будет способствовать более эффективной работе в паре.

Коммуникативные и организаторские склонности наставника-студента находятся на высоком уровне.

В методике «Кто Я?» испытуемый отмечает о себе следующее: студент, волонтер, член студенческого совета, будущий психолог, автор собственного проекта, активный участник мероприятий, искатель смысла в том, что делает, отзывчивый человек, стремящийся к новому, индивидуальность.

По методике «Незаконченные предложения» испытуемый отмечает следующее:

Думаю, что настоящий друг... - придет на помощь, порадуется за тебя.

Когда меня нет, мои друзья. - думают обо мне.

Что касается нашей группы. - то все сплоченные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мне было бы интересно. - попробовать себя в профессии.

Когда я высказываю свое мнение. - я считаю, что оно правильное.

Я думаю, что мои ровесники. - талантливые и активные молодые люди.

Если бы мне предложили вместе чем-то заняться, то я бы. - с удовольствием согласился.

В студенческой группе я чувствую себя. - комфортно.

Мне не нравится, когда молодые люди. - ведут себя агрессивно.

В свободное время я вместе с одногруппниками. - полезно провожу время.

Я и мои друзья. - будущие психологи.

Я всегда хотел. - стать профессионалом, победить в конкурсе проектов.

Из данного перечня ответов можно сделать вывод, что наставник 2 может привлечь к добровольческой деятельности на примере собственной волонтерской деятельности.

Все наставники ранее не сталкивались с программой наставничества, согласились стать наставниками по своим направлениям: добровольчество, творчество, спорт и т. д. Ожидают от программы: «попробовать себя в данной роли», «развить себя», «реализовать свой проект», «оказать реальную помощь другому» и др.

В роли наставника для трудного подростка выступает активный обучающийся, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность). Возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений. Наставник способен стать для наставляемого тем человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей для саморазвития и профориентации.

В основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта, знаний. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение, совместную деятельность, общение, эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, развитию новых компетенций, становлению своей индивидуальности.

Подростку на этапе взросления нужен значимый взрослый, который мог бы понять, увлечь, ответить на волнующие вопросы и т. д., особенно это актуально для

трудного подростка. Проиллюстрируем результаты исследования двух трудных подростков (см. табл. 3-4).

Таблица 3

Результаты методик «Опросник межличностных отношений» (А. А. Рукавишников)» и «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин)» (трудный подросток 1)

Методика «ОМО» Методика «КОС»

Характеристики поведения Выраженное поведение (е) Требуемое поведение (ш) Оценка коммуникативных склонностей Оценка организаторских склонностей

Включение (I) 2 - низкое 4 - пограничное Низкий уровень (оценка 1) Ниже среднего (оценка 2)

Контроль (С) 6 - высокое 3 - низкое

Аффект (А) 3 - низкое 4 - пограничное

Результаты по методике «Опросник межличностных отношений» показывает, что подросток избегает контактов, ему не очень нравится находиться среди людей, склонен к общению с малым количеством одноклассников и не принадлежит к различным микрогруппам. Проявляет осторожность в выборе лиц, с которыми создает глубокие эмоциональные отношения, но также может стремиться к тому, чтобы другие устанавливали с ним близкие отношения. При этом ученик избегает контроля над собой.

По методике «Коммуникативные и организаторские склонности» демонстрирует низкий уровень проявления коммуникативных склонностей, ниже среднего -уровень организаторских склонностей.

По методике «Кто Я?» отметил только несколько самоописаний: тот самый фантомный парень, когда-то хотел рисовать, конфликтный. По методике «Незаконченные предложения» испытуемый отмечает следующее:

Думаю, что настоящий друг. - не пристает к тебе.

Когда меня нет, мои друзья. - чувствуют себя вполне приемлемо.

Что касается нашего класса. - толпа.

Мне было бы интересно. - сейчас отдохнуть.

Когда я высказываю свое мнение. - я думаю.

Я думаю, что мои ровесники. - разные.

Если бы мне предложили вместе чем-то заняться, то я бы. - подумал и согласился.

В классе я чувствую себя. - абстрактно.

Мне не нравится, когда ребята. - болтают ни о чем.

В свободное время я вместе с друзьями. - ничем не занимаюсь.

Когда летом я вспоминаю наш класс, то. - ощущаю легкую неприязнь.

Я всегда хотел. - заняться творчеством.

Из данного перечня ответов можно выделить, что отношения подростка со школьным коллективом имеют негативную окраску и группа друзей, вероятно, не включает в себя одноклассников. Подросток проявляет интерес к творческим видам деятельности.

Представим результаты исследования трудного подростка 2 в табл. 4.

Анализ методики «Опросник межличностных отношений» показал, что подросток проявляет обе тенденции: склонность избегать людей и склонность их искать, предпочитает общаться с малым количеством людей, старается избегать взятия на себя ответственности за принятие решений. Индивид не принимает контроля над собой, проявляет зависимость от других при принятии решений. С большой осторожностью устанавливает близкие отношения.

Таблица 4

Результаты методик «Опросник межличностных отношений» (А. А. Рукавишников)» и «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин)» (трудный подросток 2)

Методика «ОМО» Методика «КОС»

Характеристики поведения Выраженное поведение Требуемое поведение (w) Оценка коммуникативных склонностей Оценка организаторских склонностей

Включение (I) 5 - пограничное 2 - низкое Низкий уровень (оценка 1) Низкий уровень (оценка 1)

Контроль 3 - низкое 4 - пограничное

Аффект 4 - пограничное 3 - низкое

Подросток показал низкий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей.

По методике «Кто Я?» испытуемый дает следующую самохарактеристику: человек замкнутый, сопереживающий, скромный, любвеобильный, хороший, добрый. Большое количество ответов указывает на высокий уровень рефлексии. В основном преобладают положительные качества личности (добрый, хороший и т. д.), но также отмечается замкнутость испытуемого.

По методике «Незаконченные предложения» испытуемый отмечает следующее:

Думаю, что настоящий друг. - тот, кто никогда не предаст.

Когда меня нет, мои друзья. - отдыхают.

Что касается нашего класса. - 50/50.

Мне было бы интересно. - если бы я стал умнее и кому-то помог.

Когда я высказываю свое мнение. - не всем может понравиться.

Я думаю, что мои ровесники. - кто-то хуже, кто-то лучше.

Если бы мне предложили вместе чем-то заняться, то я бы. - занялся.

В классе я чувствую себя. - более-менее комфортно.

Мне не нравится, когда ребята. - бесят меня по пустякам.

В свободное время я вместе с друзьями. - болтаю.

Когда летом я вспоминаю наш класс, то. - мне становится грустно.

Я всегда хотел. - осуществить свои мечты.

Испытуемый в целом дает положительную оценку своим друзьям, классу. Отмечается неуверенность в себе, конкретные интересы могут быть связаны с добровольческой деятельностью.

Представленные результаты исследования показывают возможности образования наставнических пар исходя из интересов одних и других.

Технология наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра проблем, с которыми сталкиваются подростки: сложность выбора индивидуальной траектории, недостаточная мотивированность к учебе, трудности с адаптацией в школьном коллективе, самореализацией и т. д.

Цели программы: формирование позитивного образа наставника-друга у трудных подростков, профилактика девиантного поведения посредством включения в различные виды деятельности, системная помощь трудным подросткам со стороны обученных наставников.

Задачи программы: со стороны наставника - развитие организаторских склонностей, лидерских качеств, пробы себя в данном виде деятельности; со стороны наставляемого - помощь в адаптации к взаимодействию с наставником, установле-

ние благоприятной психоэмоциональной среды, включение в различные виды деятельности, улучшение учебных, творческих, спортивных результатов, развитие личностного потенциала и др. Содержание программы представлено в табл. 5.

Таблица 5

Содержание программы развития наставничества для трудных подростков

при организации работы в паре

Этап Содержание

Вводный Обоснование условий запуска программы. Формирование базы наставляемых и базы наставников. Диагностика составляющих личностного потенциала наставников и наставляемых. Отбор и обучение наставников. Формирование наставнических пар

Основной Организация работы наставнических пар Курирование наставнических пар на протяжении реализации программы. Организация регулярных встреч наставнических пар. Создание условий для самореализации наставников и наставляемых

Заключительный Реализация системы поощрения наставников. Диагностика значимых изменений в личностном потенциале наставников и наставляемых. Рефлексия, подведение итогов апробации программы развития наставничества для трудных подростков. Корректировка программы для последующего внедрения в образовательные учреждения

Представим модули программы подготовки наставников:

- модуль «Я - наставник» - тренинг знакомства с наставляемым, развития лидерских качеств, общения и взаимодействия, деловая игра «Задачи работы наставника с трудным подростком», семинар «Цели, задачи, этические аспекты работы наставника»;

- модуль «Как стать наставником для трудного подростка» - интерактивный семинар «Психолого-педагогические особенности трудного подростка», мозговой штурм «Как увлечь трудного подростка», деловая игра «Позитивная профилактика девиантного поведения», семинар «Права и обязанности наставника»;

- модуль «Шаги сотрудничества» - целеполагание и целереализация, планирование работы, выстраивание индивидуальной траектории для наставляемого, семинар «Виды деятельности, методы и технологии работы наставника»;

- модуль «В помощь наставнику» - как установить контакт с наставляемым, техники ведения беседы, рекомендации по развитию отношений с подростками;

- модуль «Обратная связь» - рефлексия после каждой встречи, анкета обратной связи.

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Авторский подход к содержанию программы заключается в освоении наставниками моделей позитивной профилактики девиантного поведения подростков во внеучебной деятельности; формирование практических навыков и умений организации работы по профилактике разных видов девиантного поведения.

Основная работа наставника происходит в течение последовательных встреч с наставляемым после определения четких целей и задач, достижение и решение которых запланированы к концу программы наставничества. Куратор во время обучения может предложить наставникам различные формы работ с наставляемыми, которые представлены в табл. 6.

Таблица 6

Формы работы наставника с наставляемым

Формы и технологии работы Примеры

Диалоговые технологии Беседы на тему творческой самореализации, выбора будущей профессии

Интерактивные технологии Посещение мероприятий с последующим обсуждением, мастер-класс от наставника, арт-терапевтические упражнения «Мои мечты и цели» и другие, совместные занятия наставника и наставляемого в зависимости от интересов друг друга. Помощь в подготовке наставляемого к участию в олимпиаде, конкурсе, спортивном, творческом и ином мероприятии. Совместные соревнования «Брось себе вызов» и др.

Тренинговые технологии Проведение занятий с элементами тренинга для наставнических пар: обсуждение сильных и слабых сторон, индивидуальных вариантов развития наставника в качестве примера для наставляемого и др. Помощь в составлении плана достижения поставленных целей; составление программы саморазвития; мотивационные встречи и напоминания

Групповые формы работы Организация конкурсов, концертов, соревнований; образовательных тренингов и интенсивов; групповая работа над проектом; включение в волонтерскую деятельность т. д.

Ожидаемыми результатами программы являются: рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций, количественный и качественный рост успешно реализованных проектов, снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции, снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

Анализ реализации программы наставничества свидетельствует о том, что наличие наставника для трудного подростка значительно влияет на формирование позитивных моделей поведения подростка. Так, у трудных подростков, по их мнению, расширился кругозор, появилось желание узнавать что-то новое, улучшилась школьная успеваемость, появились интересы к какому-либо виду деятельности (творчество, спорт, добровольчество и т. д.), расширился круг социальных контактов, появилась ответственность по отношению к своим обязанностям, новые увлечения, имело место развитие практических навыков. Подростки отмечают: «появились представления о своем будущем», «стал более самостоятельным», «появились новые увлечения», «улучшил школьную успеваемость и посещаемость», «появился настоящий друг» и т. д. Наставники отмечают, что общение с подростком стало более доверительным, они стали прислушиваться к их мнению, обращаться за советом, отметили, что узнают много нового на встречах с наставниками, развивается самостоятельность, ответственность, уверенность в себе. Наставники личным примером помогают подросткам раскрыть свой личностный потенциал, стать взрослее. Для наставника такая работа превращается в элемент личного совершенствования и саморазвития, пробы себя в будущей профессии. Результаты исследования станут основой для разработки методических и информационных рекомендаций по развитию наставничества в учреждениях образования.

Заключение

В настоящее время актуально изучение современных тенденций, развитие актуальных моделей наставничества, разработка инновационного содержания, технологий и форм деятельности наставника. Практическую значимость имеет подготов-

ка наставников для работы с различными категориями детей и молодежи, в том числе входящих в группу риска. Проектирование программы наставничества в системе «наставник-обучающийся - наставляемый - трудный подросток» требует осмысления механизмов и инструментов их взаимодействия в целях развития личностного потенциала каждого, учета индивидуальных особенностей, выявленных в ходе диагностики. В рамках апробации программы осуществлялась проработка требований к наставникам, проектирование индивидуальных мероприятий. По итогам исследования был сделан вывод о том, что метод наставничества можно рассматривать как способ непосредственного и опосредованного личного влияния на трудного подростка. Работая в паре, оба обучающихся, и наставник, и наставляемый, учатся здоровым взаимоотношениям друг с другом, умению работать в команде, взаимодействовать, мотивируют к учебе и увлечениям. Важно выстраивать эту работу, соблюдая основные принципы наставничества: индивидуально-личностный, деятель-ностный подход к трудному подростку, системность в работе, коммуникативность, вера в подростка, опора на его положительные стороны, оказание помощи и поддержки и др. К эффективным психолого-педагогическим условиям организации наставничества по итогам исследования мы отнесли следующие: поведенческая активность, ориентация на возрастные и индивидуальные задачи развития, учет ведущего вида деятельности, психолого-педагогическая поддержка, включение в различные виды деятельности, построение общности между наставником и наставляемым, создание единого смыслового поля, в котором существует, преобразовывается, насыщается новыми смыслами сознание трудного подростка, осуществляется развитие личностного потенциала и наставника, и наставляемого.

Ссылки на источники

1. Макеев П. С. Поколенческий анализ современных детей и подростков: количественный анализ характеристик // Социальная политика и социология. - 2015. - Т. 14. - № 3 (8). - Ч. 1. - С. 52-62.

2. Чумаков С. А. Особенности современного подросткового возраста // Электронный журнал «Центр Педагогического Сотрудничества». - 2018. - № 7 (23). - Т. 2. - С. 904-907.

3. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Соколова Н. А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2018. - № 5. - С. 267-284.

4. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М.: Акад. проект: Трикста, 2004. - С. 248.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Беличева С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних. - М.: Юрайт, 2019. - 304 с.

6. Годовникова Л. В. Индивидуально-психологические особенности трудных подростков // Социальная педагогика. - 2015. - № 3. - С. 27-31.

7. Юрченко И. Ю. Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 36. - С. 111-115.

8. Валеросо О. Ф. Современные методы, подходы и приемы работы с трудными подростками и молодежью // Педагогическое мастерство: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конкурса. - Пенза: Наука и просвещение, 2018. - С. 53-57.

9. Лебедева И. В., Арифулина Р. У. Современные ресурсы успешной социализации трудных подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 8-4. - С. 611-615.

10. Рыжова О. А. Особенности преступности несовершеннолетних и меры профилактики в современных условиях // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2020. - Т. 8. - № 2 (30). - С. 131-143.

11. Воробьева К. А. Проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в образовательной среде // Воспитание школьника. - 2020. - № 2. - С. 47-53.

12. Шинина Т. В., Митина О. В. Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование. - 2019. - Т. 24. - № 1. - С. 50-68.

13. Тарасенко Л. В., Нор-Аревян О. А. Технологии работы с молодежью группы риска в России. - Ростов н/Д.: Южный федеральный университет, 2015. - С. 98-111.

14. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. - М., 1984. - С. 53.

15. Социальная психология развития / под общ. ред. Е. И. Рогова; Южный федеральный университет. - Ростов н/Д.: Южный федеральный университет, 2016. - 452 с.

16. Хавелова Н. А., Нерубенко С. В. О работе наставника в школе // Вестник научных конференций. - 2020. -№ 10-4 (62). - С. 154-156.

17. Наставничество в системе образования России: практ. пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с.

18. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. Рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Н. В. Тарасова, И. П. Пастухова, С. Г. Чигрина; Научно-исследовательский ФИРО РАНХиГС. - М.: Перспектива, 2020. - 108 с.

19. Русинов Е. К. Наставничество для подростков в трудных жизненных ситуациях // Психологическая газета. -2016. - 29 ноября. - URL: https://psy.su/feed/5767/

20. Наставничество в образовании: современная практика: сб. материалов междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. 20 ноября 2019 года / Институт развития образования и социальных технологий. - Курган, 2019. - 188 с.

21. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска»: сб. науч.-метод. материалов / Н. В. Ковалева, И. В. Деткова, А. В. Леонтьева и др. / под общ. ред. Е.Н. Панченко. - М.; Майкоп, 2006. - 180 с.

22. Практические материалы из опыта работы по внедрению технологии «Наставничество» среди несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета, в рамках реализации Социальный проек «Благодать» / сост. О. Н. Корзинкина, Е. С. Иванцова, Ю. Г. Филькова, Е. И. Крисаненкова. - Спас-Деменск, 2019. - URL: https://src-cheremushki.kaluga.socinfo.ru/media/2020/02/19/1250629576/metodicheskaya_razrabotka_Blagodat_2019jg.pdf.

23. Francis L. M. Shifting the shape of mentoring // T+D. - 2009. - Vol. 63. - Is. 9. - Р. 36-39.

24. Lavin Colky D., Young W. Mentoring in the virtual organization: Keys to building successful schools and businesses // Mentoring & Tutoring. - 2006. - 14(4). - Р. 433-447.

25. Жамантаева Ж. К., Дигенова Б. К., Палазник Г. В. Инновационная модель организации эффективного сопровождения участников образовательных отношений (коуч-наставничество) // Наставничество в образовании: современная практика: сб. материалов междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. 20 ноября 2019 года / Институт развития образования и социальных технологий. - Курган, 2019. - С. 75-77.

26. Декина Е. В. Волонтерство и наставничество как инструменты формирования индивидуальной профессиональной траектории будущих педагогов-психологов // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: сб. результатов научных исследований. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - 1 эл. оп. диск (CD-R).

27. Пазухина С. В., Калинина З. Н., Декина Е. В. Технологии организации педагогического взаимодействия наставников со студентами-добровольцами // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: матер. I науч.-практ. конф. с междунар. участием / Сарат. гос. мед. ун-т. 14 мая 2019 г. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2019. - С. 210-218.

28. Исаев Е. И. Педагогическая психология. - М.: Юрайт, 2012. - С. 284-285.

29. Профилактика девиантного поведения молодежи: учеб. пособие / Г. И. Семикин, Г. А. Мысина, З. Н. Калинина, С. В. Пазухина, Е. В. Декина; под общ. ред. Н. А. Шайденко. - М.; Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2013. - 240 с.

30. Украшай каждый день добрым делом!: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. З. Н. Калинина, Е. В. Декина, С. В. Пазухина. - Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2018. - 203 с.

31. Технологии разработки и реализации социальных проектов / Е. С. Гученок, Е. Ю. Кочетова, Я. А. Прусова, Н. С. Филина и др. - Тула: Изд-во «Аквариус», 2018. - 156 с.

32. Теплова Т. Н. Новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении // Исследователь/Researcher. - 2020. - № 1(29). - С. 202-212.

Elena V. Dekina,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy, Tula, Russia kmppedagogika@yandex.ru Svetlana V. Pazukhina,

Doctor of Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy, Tula, Russia pazuhina@mail.ru

Mentor for a troubled teenager: organization of work in pairs and personal potential development Abstract. The goal is to work out and test a program for implementing mentoring in pairs as a basis for developing the personal potential of a mentor and a troubled teenager, taking into account their individual characteristics. The study has been conducted on the basis of the Central Educational Institution No. 27 and Tula State Pedagogical University named after L. Tolstoy, which teenagers, senior schoolchildren, and students have attended. Research methods in-

clude theoretical ones (study and analysis of psychological and pedagogical literature; analysis, generalization and systematization of information from scientific sources); empirical ones (questionnaires, testing, pedagogical experiment); and methods of quantitative and qualitative analysis. The diagnostic program includes the following methods: «Questionnaire of interpersonal relations» (author - A. A. Rukavishnikov), «Communicative and organizational inclinations» (authors - V. V. Sinyavsky, B. A. Fedorishin), «Unfinished sentences», the test «Who am I?» (author - M. Kuhn). Based on the results of the study of troubled teenagers and mentors from among students and senior schoolchildren, a program for the development of mentoring in pairs is compiled in order to form a positive image of a mentor-friend for troubled teenagers, prevent deviant behavior through inclusion in various activities, and provide systematic assistance to troubled teenagers. The development of mentoring relationships is based on the principles of trust, dialogue and constructive partnership, and mutual enrichment, as well as the direct transfer of personal and practical experience and knowledge. The content of the mentor training program includes the following sections: «I am a mentor», «How to become a mentor for a troubled teenager», «Steps of cooperation», «To help a mentor», «Feedback». The authors' approach to the content of the program consists in the development at mentors from among students and senior schoolchildren of models of positive prevention of deviant behavior of troubled adolescents in extracurricular activities. The analysis of the implementation of the mentoring program shows that the presence of a mentor-friend has a positive effect on the formation of positive behavioral patterns of a troubled teenager. Mentors help teenagers to reveal their personal potential by personal example and develop themselves as a pair (team), helping the younger ones. Mentoring at the same time is a way of direct and indirect personal influence of the mentor on the troubled teenager. For the mentor, such work turns into an element of personal improvement and self-development, acting as a test for a person in the future profession.

Key words: mentor, troubled teenager, personal potential, mentoring technology, mentoring models, project activities. References

1. Makeev, P. S. (2015). "Pokolencheskij analiz sovremennyh detej i podrostkov: kolichestvennyj analiz harakteris-tik", Social'naya politika i sociologiya, t. 14, № 3 (8), ch. 1, pp. 52-62 (in Russian).

2. Chumakov, S. A. (2018). "Osobennosti sovremennogo podrostkovogo vozrasta", Elektronnyj zhurnal "Centr Peda-gogicheskogo Sotrudnichestva", № 7 (23), t. 2, pp. 904-907 (in Russian).

3. Chernikova, E. G., Ptashko, T. G. & Sokolova, N. A. (2018). "Social'no-psihologicheskie osobennosti sovremennogo podrostka", Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, № 5, pp. 267-284 (in Russian).

4. Stepanov, V. G. (2004). Psihologiya trudnyh shkol'nikov, Akad. proekt: Triksta, Moscow, p. 248 (in Russian).

5. Belicheva, S. A. (2019). Social'no-pedagogicheskaya diagnostika i soprovozhdenie socializacii nesovershen-noletnih, Yurajt, Moscow, 304 p. (in Russian).

6. Godovnikova, L. V. (2015). "Individual'no-psihologicheskie osobennosti trudnyh podrostkov", Social'naya peda-gogika, № 3, pp. 27-31 (in Russian).

7. Yurchenko, I. Yu. (2015). "Psihologo-pedagogicheskie osobennosti vospitaniya "trudnyh" podrostkov", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 36, pp. 111-115 (in Russian).

8. Valeroso, O. F. (2018). "Sovremennye metody, podhody i priemy raboty s trudnymi podrostkami i molodezh'yu", Pedagogicheskoe masterstvo: sb. st. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konkursa, Nauka i prosveshchenie, Penza, pp. 53-57 (in Russian).

9. Lebedeva, I. V. & Arifulina, R. U. (2016). "Sovremennye resursy uspeshnoj socializacii trudnyh podrostkov", Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, № 8-4, pp. 611-615 (in Russian).

10. Ryzhova, O. A. (2020). "Osobennosti prestupnosti nesovershennoletnih i mery profilaktiki v sovremennyh uslo-viyah", Elektronnyj nauchnyj zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo", t. 8, № 2 (30), pp. 131-143 (in Russian).

11. Vorob'eva, K. A. (2020). "Problemy profilaktiki i korrekcii deviantnogo povedeniya podrostkov v obrazovatel'noj srede", Vospitanie shkol'nika, № 2, pp. 47-53 (in Russian).

12. Shinina, T. V. & Mitina, O. V. (2019). "Razrabotka i aprobaciya oprosnika "Gotovnost' podrostkov k sa-mostoyatel'noj zhizni": ocenka i razvitie zhiznennyh navykov", Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 24, № 1, pp. 50-68 (in Russian).

13. Tarasenko, L. V. & Nor-Arevyan, O. A. (2015). Tekhnologii raboty s molodezh'yu gruppy riska v Rossii, Yuzhnyj federal'nyj universitet, Rostov n/D., pp. 98-111 (in Russian).

14. Vygotskij, L. S. (1984). "Pedologiya podrostka", Sobr. soch.: v 61. T. 4, Moscow, p. 53 (in Russian).

15. Rogov, E. I. (ed.) (2016). Social'naya psihologiya razvitiya, Yuzhnyj federal'nyj universitet, Yuzhnyj federal'nyj universitet, Rostov n/D., 452 p. (in Russian).

16. Havelova, N. A. & Nerubenko, S. V. (2020). "O rabote nastavnika v shkole", Vestnik nauchnyh konferencij, № 10-4 (62), pp. 154-156 (in Russian).

17. Sinyagina, N. Yu. & Rajfshnajder, T. Yu. (2016). Nastavnichestvo v sisteme obrazovaniya Rossii: prakt. posobie dlya kuratorov v obrazovatel'nyh organizaciyah, Rybakov Fond, Moscow, 153 p. (in Russian).

18. Tarasova, N. V. et al. (2020). Individual'naya programma razvitiya i sistema nastavnichestva kak instrumenty na-rashchivaniya professional'nyh kompetencij pedagogov. Rekomendacii dlya rukovodyashchih i pedagogicheskih rabotnikov obshcheobrazovatel'nyh organizacij, Nauchno-issledovatel'skij FIRO RANHiGS, Perspektiva, Moscow, 108 p. (in Russian).

19. Rusinov, E. K. (2016). "Nastavnichestvo dlya podrostkov v trudnyh zhiznennyh situaciyah", Psihologicheskaya gazeta, 29 noyabrya. Available at: https://psy.su/feed/5767/ (in Russian).

20. (2019). Nastavnichestvo v obrazovanii: sovremennaya praktika: sb. materialov mezhdunar. (zaoch.) nauch.-prakt. konf. 20 noyabrya 2019 goda, Institut razvitiya obrazovaniya i social'nyh tekhnologij, Kurgan, 188 p. (in Russian).

21. Kovaleva, N. V. et al. (2006). Nastavnichestvo kak process soprovozhdeniya detej i podrostkov "grupp riska": sb. nauch.-metod. materialov, Moscow, Majkop, 180 p. (in Russian).

22. Korzinkina, O. N. et al. (2019). Prakticheskie materialy iz opyta raboty po vnedreniyu tekhnologii "Nastavnichestvo" sredi nesovershennoletnih, sostoyashchih na razlichnyh vidah profilakticheskogo ucheta, v ramkah realiza-cii Social'nyj proek "BlagoDat'", Spas-Demensk. Available at: https://src-cheremushki.kaluga.socinfo.ru/media/2020/02/19/1250629576/metodicheskaya_razrabotka_Blago-dat_2019_g.pdf (in Russian).

23. Francis, L. M. (2009). "Shifting the shape of mentoring", T+D, vol. 63, is. 9, pp. 36-39 (in English).

24. Lavin, Colky D. & Young, W. (2006). "Mentoring in the virtual organization: Keys to building successful schools and businesses", Mentoring & Tutoring, 14(4), pp. 433-447 (in English).

25. Zhamantaeva, Zh. K., Digenova, B. K. & Palaznik, G. V. (2019). "Innovacionnaya model' organizacii effektivnogo sopro-vozhdeniya uchastnikov obrazovatel'nyh otnoshenij (kouch-nastavnichestvo)", Nastavnichestvo v obrazovanii: sovremennaya praktika: sb. materialov mezhdunar. (zaoch.) nauch.-prakt. konf. 20 noyabrya 2019 goda, Institut razvitiya obrazovaniya i social'nyh tekhnologij, Kurgan, pp. 75-77 (in Russian).

26. Dekina, E. V. (2018). "Volonterstvo i nastavnichestvo kak instrumenty formirovaniya individual'noj profession-al'noj traektorii budushchih pedagogov-psihologov", Sovremennye nauchnye issledovaniya v sfere pedagogiki i psihologii: sb. rezul'tatov nauchnyh issledovanij, Izd-vo MCITO, Kirov, 1 el. op. disk (CD-R) (in Russian).

27. Pazuhina, S. V., Kalinina, Z. N. & Dekina, E. V. (2019). "Tekhnologii organizacii pedagogicheskogo vzaimodejstviya nastavnikov so studentami-dobrovol'cami", Pedagogicheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti i perspektivy: mater. I nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Sarat. gos. med. un-t. 14 maya 2019 g., Izd-vo Sarat. gos. med. unta, Saratov, pp. 210-218 (in Russian).

28. Isaev, E. I. (2012). Pedagogicheskaya psihologiya, Yurajt, Moscow, pp. 284-285 (in Russian).

29. Semikin, G. I. et al. (2013). Profilaktika deviantnogo povedeniya molodezhi: ucheb. posobie, Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L. N. Tolstogo, Moscow, Tula, 240 p. (in Russian).

30. Kalinina, Z. N. et al. (2018). Ukrashaj kazhdyj den' dobrym delom!: ucheb.-metod. posobie, Tul. gos. ped. un-ta im. L. N. Tolstogo, Tula, 203 p. (in Russian).

31. Guchenok, E. S. et al. (2018). Tekhnologii razrabotki i realizacii social'nyh proektov, Izd-vo "Akvarius", Tula, 156 p. (in Russian).

32. Teplova, T. N. (2020). "Novye tekhnologii pedagogicheskogo nastavnichestva v obshcheobrazovatel'nom uchrezhdenii", Issledovatel'/Researcher, № 1(29), pp. 202-212 (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Декина Е. В., Пазухина С. В. Наставник для трудного подростка: организация ра боты в паре и развитие личностного потенциала // Научно-методический элек тронный журнал «Концепт». - 2021. - № 06 (июнь). - С. 38-54. - URL: http://e kon cept. ru/2021/211040.htm.

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11040

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Декина Е. В., Пазухина С. В., 2021

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.