Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
965
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / педагогическое наставничество / педагогическая поддержка / формы наставничества / формальное наставничество / неформальное наставничество. / mentoring / pedagogical mentoring / pedagogical support / forms of mentoring / formal mentoring / informal mentoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.М. Соина

В статье определена актуальность темы наставничества, ее важность и необходимость для профессионального становления начинающих педагогов. Автором раскрыто содержание научных дефиниций «наставничество», «педагогическое наставничество». Показано различие понятий «наставничество» и «педагогическая поддержка». Анализ обозначенных понятий обеспечил научно-теоретическую возможность обоснования отношений между наставником и подшефным, определения ведущих функций и специфики деятельности наставника. При этом обосновании автор правомерно опирается на современные нормативно-правовые документы по организации наставничества в образовательных организациях. В содержании статьи приводится характеристика основных программ педагогического наставничества, раскрываются эффективные формы наставничества в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.М. Соина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC REFLECTION

The article defines the relevance of the topic of mentoring, its importance and necessity for professional development and novice teachers. The author reveals the contents of scientific definitions “mentoring”, “pedagogical mentoring”. The difference between the concepts of “mentoring” and “pedagogical support” is shown. The analysis of these concepts provided a scientific and theoretical opportunity to substantiate the relationship between the mentor and the patron, to determine the leading functions and specifics of the mentor’s activities. In this justification, the author justifiably relies on modern legal documents on the organization of mentoring in educational organizations. The article describes the main programs of pedagogical mentoring, reveals effective forms of mentoring in an educational organization.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ»

Библиографический список

1. Алёхин И.А., Тренин И.В. Актуальные тенденции воспитания и обучения в военных вузах на основе информационных ресурсов. Образовательные ресурсы и технологии. 2018; № 1 (22): 7 - 10.

2. Сорокопуд Ю.В., Подгребельная Н.И. Использование современных компьютерных и интернет-технологий в исследовательской деятельности будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 284 - 286.

3. Акапьев В.Л., Масягин В.П. Совершенствование информационно-технологической компетентности преподавателей. Мир образования - образование в мире. 2012; № 1 (45): 88 - 92.

4. Гузеев М.С., Фасоля А.А. Использование цифровых технологий в деятельности образовательной организации высшего образования. Человеческий капитал. 2020; № 3 (135): 181 - 186.

5. Ленёв Ю.А., Шишков А.И. Сущность и структура процесса формирования профессиональной компетентности у курсантов военных вузов в ходе тактико-специальной подготовки. Мир образования - образование в мире. 2012; № 2 (46): 56 - 62.

References

1. Alehin I.A., Trenin I.V. Aktual'nye tendencii vospitaniya i obucheniya v voennyh vuzah na osnove informacionnyh resursov. Obrazovatel'nyeresursyi tehnologii. 2018; № 1 (22): 7 - 10.

2. Sorokopud Yu.V., Podgrebel'naya N.I. Ispol'zovanie sovremennyh komp'yuternyh i internet-tehnologij v issledovatel'skoj deyatel'nosti buduschih specialistov v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 284 - 286.

3. Akap'ev V.L., Masyagin V.P. Sovershenstvovanie informacionno-tehnologicheskoj kompetentnosti prepodavatelej. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2012; № 1 (45): 88 - 92.

4. Guzeev M.S., Fasolya A.A. Ispol'zovanie cifrovyh tehnologij v deyatel'nosti obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya. Chelovecheskij kapital. 2020; № 3 (135): 181 - 186.

5. Lenev Yu.A., Shishkov A.I. Suschnost' i struktura processa formirovaniya professional'noj kompetentnosti u kursantov voennyh vuzov v hode taktiko-special'noj podgotovki. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2012; № 2 (46): 56 - 62.

Статья поступила в редакцию 05.09.20

УДК 378.1: 005.963.2:001.8

Soina V.M., senior teacher, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: ms.bvm14@mail.ru

MENTORING AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC REFLECTION. The article defines the relevance of the topic of mentoring, its importance and necessity for professional development and novice teachers. The author reveals the contents of scientific definitions "mentoring", "pedagogical mentoring". The difference between the concepts of "mentoring" and "pedagogical support" is shown. The analysis of these concepts provided a scientific and theoretical opportunity to substantiate the relationship between the mentor and the patron, to determine the leading functions and specifics of the mentor's activities. In this justification, the author justifiably relies on modern legal documents on the organization of mentoring in educational organizations. The article describes the main programs of pedagogical mentoring, reveals effective forms of mentoring in an educational organization.

Key words: mentoring, pedagogical mentoring, pedagogical support, forms of mentoring, formal mentoring, informal mentoring.

В.М. Соина, ст. преп., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: ms.bvm14@mail.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ

В статье определена актуальность темы наставничества, ее важность и необходимость для профессионального становления начинающих педагогов. Автором раскрыто содержание научных дефиниций «наставничество», «педагогическое наставничество». Показано различие понятий «наставничество» и «педагогическая поддержка». Анализ обозначенных понятий обеспечил научно-теоретическую возможность обоснования отношений между наставником и подшефным, определения ведущих функций и специфики деятельности наставника. При этом обосновании автор правомерно опирается на современные нормативно-правовые документы по организации наставничества в образовательных организациях. В содержании статьи приводится характеристика основных программ педагогического наставничества, раскрываются эффективные формы наставничества в образовательной организации.

Ключевые слова: наставничество, педагогическое наставничество, педагогическая поддержка, формы наставничества, формальное наставничество, неформальное наставничество.

На современном этапе развития общества возникает потребность повышения качества российского образования, в этом вопросе немаловажное место занимает проблема развития педагогического наставничества. Количество молодых педагогов, приходящих в образовательные организации, растет, что, безусловно, делает более актуальной потребность в особой профессиональной среде, необходимой для скорейшей адаптации, закрепления нового сотрудника, принятия им традиций и ценностей коллектива.

Вопрос развития педагогического наставничества рассматривается на разных уровнях управления. 23 декабря 2013 года В. В. Путин на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития отметил необходимость возрождения института наставничества [1]. Проблема развития наставничества является одной из центральных в национальном проекте «Образование» [2], Национальной системе учительского роста [3] и федеральном проекте «Учитель будущего» [4]. Данные проекты направлены на повышение качества деятельности педагогов и разрабатывают модель карьерного роста педагога, где звание «учитель-наставник» будет высшей ступенью профессионального роста учителя. К одним из основных трудовых функций таких учителей относят наставничество в работе со студентами, молодыми специалистами и педагогами.

В Федеральном проекте «Современная школа» [5] стоит задача разработки методологии наставничества для обучающихся общеобразовательных организаций с привлечением представителей работодателей, выпускников и применением успешного опыта взаимодействия учеников.

Существует множество определений понятия «наставничество». Так, Е.Н. Фомин определяет его как «личностно ориентированный педагогический

процесс, призванный помочь начинающему работнику овладеть профессией, определить для себя её значимость в своей жизни» [6].

Л.П Почебут представляет наставничество как специфическую непрофессиональную педагогическую деятельность, оказывающую обучающее и воспитательное воздействие субъекта (наставник) на объект (подшефного) деятельности [7].

Ю.Л. Львова, раскрывая понятие «педагогическое наставничество», отмечает, что это процесс «творческого сотрудничества», «парного содружества», возникающий на основе единых педагогических взглядов, методических поисков и желания совместно решать творческие задачи, в основе которых лежит общение [8].

В сборнике нормативно-правовых актов «Государственная служба и противодействие коррупции» В.И. Жильцов трактует наставничество как «форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество» [9].

И.В. Круглова в своей диссертационной работе дает следующее определение: «наставничество - это длительный, поэтапный, целенаправленный процесс развития и становления личности молодого учителя, его профессионального и общечеловеческого кругозора, духовности, способствующий его профессиональной адаптации, усилению мотивации к выбранной специальности и профессиональному становлению» [10].

Мы придерживаемся определения, данного Б.М Бим-Бадом, что «наставничество - это процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником [11].

Рассмотрев содержание научной дефиниции «наставничество», можно отметить, что большинство исследователей, говоря о наставничестве, имеют в виду процесс передачи знаний, опыта от старшего поколения младшему.

Наставник в своей профессиональной деятельности реализует ряд функций:

- педагогической поддержки обучающегося в деятельности (в нее включена диагностика образовательных дефицитов и мотивов подопечного, создание педагогических условий для освоения профессиональной деятельности, оказание ситуативной помощи и т.д.);

- обучения (организация учебной деятельности сопровождаемого, контроль, оценка результатов, создание учебных ситуаций и т.д.);

- медиации (диагностика межличностных отношений в коллективе, выявление и разрешение проблемных и конфликтных ситуаций с участием сопровождаемого, посредничество во взаимодействии наставляемого и коллектива);

- самообразования (самодиагностика и самооценка собственных образовательных дефицитов, проектирование программы и плана самообразования в соответствии с выявленными образовательными дефицитами, овладение знаниями, умениями, компетенциями, приемами деятельности и др.).

Педагогическая деятельность наставника заключается в восполнении того или иного образовательного дефицита подшефного. Данная деятельность близка педагогической поддержке, которую теоретически, методологически и научно-практически обосновали отечественные исследователи 1990 - 2000-х гг. (Н.Б. Крылова, О.С. Газман, С.М. Юсфин, С.С. Гиль, Н.Н. Михайлова и др.). Авторы отмечают, что педагогическая поддержка состоит в оказании помощи сопровождаемому в преодолении внешних барьеров, которые самостоятельно он не способен одолеть. К внешним барьерам можно отнести дефицит ресурсов для реализации собственных инициатив, отсутствие организационных или иных механизмов. Также профессиональная деятельность наставника в образовании должна включать в себя создание условий для формирования готовности у наставляемых самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем.

Отношения между наставником и подопечным по своей природе гибки и могут сильно различаться по форме и функциям. Кроме того, отношения между ними являются особо важными, поскольку они поддерживают и облегчают профессиональное развитие наставляемого. Учитывая широкое разнообразие отношений наставничества, их разделяют на формальные или неформальные (Chao, Walz, Gardner, 1992) в зависимости от того, как эти отношения сформировались.

Неформальное наставничество развивается спонтанно и не управляется образовательной организацией. Наставник обращается к ученику (или наоборот), и складываются отношения, которые способствуют профессиональному развитию ученика, из-за спонтанного развития эти отношения в большей степени зависят от людей, имеющих общие черты и чувствующих себя комфортно друг с другом с самого начала. Отношения могут развиваться из-за особой потребности

Библиографический список

подопечного в решении задач и ситуаций, заданных руководством, или получения от наставника поддержки либо совета [14 - 16].

Формальные отношения наставничества развиваются в рамках организационных структур, которые специально предназначены для облегчения создания и поддержания таких отношений. Wanberg, Welsh и Hezlett [12] (2003) определили шесть основных характеристик программ наставничества, которые могут непосредственно влиять на эффективность:

1) цели программы;

2) отбор участников;

3) подбор наставников и подопечных;

4) обучение наставников и подопечных;

5) руководство по частоте встреч;

6) процесс постановки целей.

Формальные программы сильно различаются по методам подбора наставников и подопечных, а также по подготовке людей к наставничеству Программы подбирают людей по определенным критериям, которые могут включать профессиональные интересы, демографию, географическое положение, факторы человеческого интереса (например, хобби, образ жизни и др.), личность, ценности и ориентацию на обучение.

В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев выделяют следующие формы наставничества [13]:

1. Индивидуальная - предполагает персонализированное сопровождение наставником обучающегося с учетом индивидуальных образовательных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.

2. Групповая - сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы обучающихся, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом.

3. Коллективная - организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов.

4. Взаимная - организация взаимной поддержки обучающихся, обладающих разными типами образовательных дефицитов.

5. Онлайн-поддержка обучающихся, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий.

Таким образом, на современном этапе развития общества наставничество не утратило своей актуальности. Однако оно претерпело трансформацию по виду деятельности. Происходит переосмысление понятия «наставничество».

Наставничество распространяется не только на образование и воспитание, но и на профессиональную сферу и сферу общественных взаимоотношений.

Правильная организация наставнической деятельности способна оказывать влияние на процесс воспитания молодёжи и атмосферу в организации. Наставничество является эффективным средством, способствующим профессиональному и личностному развитию молодого педагога.

1. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/19882

2. Национальный проект «Образование». Available at: https://edu.gov.ru/national-project

3. Национальная система учительского роста. Available at: https://www.menobr.ru/article/65440-qqq-18-m5-natsionalnaya-sistema-uchitelskogo-rosta

4. Федеральный проект «Учитель будущего». Available at: http://imc.edu.ru/wp-content/uploads/2020/02/Сенкевич Т.А._Учитель будущего: шаги-реализации.pdf

5. Федеральный проект «Современная школа». Available at: https://newavo.ru/documents/33446/1306658/Современная + школа.pdf/82dc2bf1-04ce-9d57-5fl4-6f94d1bce9aa

6. Фомин Е.Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

7. Почебут Л.Г. Социально-психологические аспекты наставничества на производстве. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ленинград, 1979.

8. Мазурова Е.Г Наставничество как стратегия непрерывного развития. Available at: https://iro86.ru/images/documents/

9. Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420322477

10. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя. Автореферат диссертации .... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

11. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Москва, 2002.

12. Wanberg C.R., Welsh E.T. & Hezlett S.A Mentoring research: A review and dynamic process model. In J.J. Martocchio & G.R. Ferris (Eds.) Research in personnel and human resources management. 2003; Vol. 22: 39 - 124. Available at https://doi.org/10.1016/S0742-7301(03)22002-8

13. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент. Профессиональное образование и рынок труда. 2019; № 3: 4 - 18.

14. Горбунова Н.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в контексте современной парадигмы образования. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 49-1: 55 - 65.

15. Абдулгалимов РМ., Абдулгалимова П.Н., Алибекова З.Н. и др. Современные психолого-педагогические исследования - результаты, проблемы, прогнозы: коллективная монография. Москва, 2017.

16. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.

References

1. Stenograficheskijotchet o sovmestnom zasedanii Gosudarstvennogo soveta i Komissiipri Prezidente po monitoringu dostizheniya celevyh pokazatelej social'no-'ekonomicheskogo razvitiya. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/19882

2. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie». Available at: https://edu.gov.ru/national-project

3. Nacional'naya sistema uchitel'skogo rosta. Available at: https://www.menobr.ru/article/65440-qqq-18-m5-natsionalnaya-sistema-uchitelskogo-rosta

4. Federal'nyjproekt «Uchitel'buduschego». Available at: http://imc.edu.ru/wp-content/uploads/2020/02/Senkevich T.A._Uchitel' buduschego: shagi-realizacii.pdf

5. Federal'nyj proekt «Sovremennaya shkola». Available at: https://new.avo.ru/documents/33446/1306658/Sovremennaya + shkola.pdf/82dc2bf1-04ce-9d57-5f14-6f94d1bce9aa

6. Fomin E.N. Kompetentnostno-orientirovannoe nastavnichestvo studencheskoj molodezhi na sovremennom predpriyatii kak resurs kachestva professional'noj podgotovki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

7. Pochebut L.G. Social'no-psihologicheskie aspekty nastavnichestva na proizvodstve. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Leningrad, 1979.

8. Mazurova E.G. Nastavnichestvo kak strategiya nepreryvnogo razvitiya. Available at: https://iro86.ru/images/documents/

9. Metodicheskij instrumental po primeneniyu nastavnichestva na gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420322477

10. Kruglova I.V. Nastavnichestvo kak uslovieprofessional'nogostanovleniya molodogo uchitelya. Avtoreferat dissertacii .... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

11. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 2002.

12. Wanberg C.R., Welsh E.T. S Hezlett S.A Mentoring research: A review and dynamic process model. In J.J. Martocchio S G.R. Ferris (Eds.) Research in personnel and human resources management. 2003; Vol. 22: 39 - 124. Available at https://doi.org/10.1016/S0742-7301(03)22002-8

13. Blinov V.I., Esenina E.Yu., Sergeev I.S. Nastavnichestvo v obrazovanii: nuzhen horosho zatochennyj instrument. Professional'noe obrazovanie irynok truda. 2019; № 3: 4 - 18.

14. Gorbunova N.V. Lichnostno-professional'noe stanovlenie buduschego uchitelya v kontekste sovremennoj paradigmy obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 49-1: 55 - 65.

15. Abdulgalimov R.M., Abdulgalimova P.N., Alibekova Z.N. i dr. Sovremennyepsihologo-pedagogicheskie issledovaniya -rezul'taty, problemy, prognozy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

16. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M. i dr. Innovacionnyeprocessy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 01.10.20

УДК 378.14

Kapina A.A., postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Gzhel State

University' (Elektroizolyator, Moscow Region, Russia), E-mail: anastasia.kapina@mail.ru

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator,

Moscow Region, Russia); Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PREPARING FOREIGN LANGUAGE TEACHERS TO USE BYOD TECHNOLOGIES. The article discusses the problem of implementing BYOD technology in foreign language lessons at school. Pedagogical, social, physiological, and technical problems of implementing BYOD technology in the educational process are presented. The positive impact of BYOD technology on the quality of the educational process in foreign language lessons is revealed. Based on a survey of teachers, the authors come to the conclusion that special training of teachers for the implementation of BYOD technology is necessary. The necessary knowledge, skills and abilities of teachers for the implementation of this technology in the classroom are indicated. The results of training foreign language teachers to use BYOD technology in their practical work are presented. BYOD-technology is now becoming widely used in pedagogical practice, as their own smartphones and tablets act as the main working tool of students in the classroom, they are convenient to work with, they are always at hand, are modern and fashionable devices. However, teachers' literacy should be developed regarding the use of BYOD technology in secondary school.

Key words: BYOD technologies, learning process, foreign language at school, General education school, teacher training.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.А. Капина, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: anastasia.kapina@mail.ru

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, проф.,

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ BYOD-ТЕХНОЛОГИИ

В данной статье рассматривается проблема внедрения BYOD-технологии на уроках иностранного языка в школе. Представлены педагогические, социальные, физиологические и технические проблемы внедрения BYOD-технологии в учебный процесс. Выявлено положительное влияние BYOD-тех-нологии на качество образовательного процесса на уроках иностранного языка. На основе опроса учителей автор приходит к выводу, что необходима специальная подготовка учителей к реализации BYOD-технологии. Обозначены необходимые знания, умения и навыки учителей для реализации данной технологии на уроках. Представлены результаты подготовки учителей иностранного языка к использованию в своей практической работе BYOD-техно-логии.

Ключевые слова: BYOD-технологии, процесс обучения, иностранный язык в школе, общеобразовательная школа, подготовка учителей.

В настоящее время в образовании все более популярной становится технология BYOD («Bring Your Own Device») - «Принесите с собой Ваши цифровые устройства». Такая концепция стала популярной с 2005 года в коммерческих организациях, которые предлагали сотрудникам широко использовать свои мобильные устройства на рабочем месте. Новая технология распространилась за пределы компаний и получила широкое использование в других сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере образования, где цель использования BYOD-технологии - предоставить возможность обучаемому работать в любое время и в любом месте, используя свое персональное мобильное устройство (планшет, смартфон, серфейс и др.). Суть технологии BYOD состоит в том, чтобы преподаватели не запрещали обучающимся использовать свои устройства на занятиях, а, наоборот, мотивировали их к использованию новых технологий в процессе обучения [1 - 9].

В системе обучения иностранному языку прослеживается следующая проблема: у выпускников общеобразовательных школ отмечается низкий уровень знаний иностранного языка. В настоящее время во многих школах Европы и Запада совмещаются традиционные формы обучения с онлайн-обучением. Использование педагогами информационных технологий в процессе обучения может оказывать влияние на построение и управление образовательной траекторией, что формирует новую практику процесса обучения школьников, расширяет возможности индивидуализации обучения. В связи с этим возникает необходимость подготовки педагогов (учителей иностранного языка) к использованию BYOD-технологии в процессе обучения в школе.

Технология BYOD обладает рядом преимуществ: 1) экономия бюджета (снижение финансовых затрат на покупку, обслуживание и ремонт мобильных устройств, поскольку обучающимися используются собственные гаджеты); 2) эффективность работы (школьники быстрее осваивают необходимые курсы, поскольку он быстрее работает с собственным устройством, оно ему знакомо и привычно); 3) лояльность или демократичность (фиксируется повышенный уровень доверия между педагогом и учащимся, поскольку ему разрешено использовать собственное мобильное устройство) [1; 2; 7; 8; 9].

Несмотря на явные преимущества использования BYOD-технологии в процессе образования, можно выделить ряд недостатков: 1) могут появиться дополнительные финансовые затраты у обучающихся (оплата Интернета); 2) необходимо установить единое программное обеспечение на устройства учащихся. Кроме того, ученые Е.И. Зритнева, Л.А. Саенко, Т.В. Семенова, М.П. Минин и др. [3; 5; 8; 10] отмечают, что при использовании BYOD-технологии возникают педагогические, социальные, физиологические и технические проблемы (табл. 1).

Если устранить все указанные выше (в табл. 1) проблемы, то можно утверждать, что мобильные устройства становятся эффективными средствами обучения, если использовать их разумно, в системе с другими средствами.

Отметим, что выполнение некоторых рекомендаций облегчило бы включение мобильных устройств в процесс обучения в общеобразовательной школе:

1) не следует запрещать учащимся использовать мобильные устройства в процессе обучения в школе, наоборот, разрешить их использование (если педагог категорически против использования различных устройств своими учениками, то это все сильнее будет привлекать школьников к мобильным телефонам, и это все больше будет отвлекать их от учебы); BYOD-технология является механизмом «легализации» мобильных устройств и превращения их в средства обучения (от врагов к союзникам);

2) необходимо дать возможность выбора учащимся используемого мобильного устройства (со стороны педагогов это могут быть рекомендации по выбору в соответствии с целыми и задачами изучаемой темы на уроке);

3) необходимо наличие свободного доступа к сети Интернет, поскольку это является основой в использовании BYOD-технологии и дает необходимый доступ к необходимым ресурсам;

4) педагогическая и техническая поддержка использования BYOD-техно-логии. Следует отметить, что использование мобильных устройств на уроках не должно стать выставкой личных гаджетов учащихся, присутствие устройств должно быть оправдано дидактически и методически;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.