Научная статья на тему 'СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО НАСТАВНИЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ'

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО НАСТАВНИЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1055
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ / ДИСТАНЦИОННОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, Чекалина Татьяна Александровна, Лебеденко Алексей Владимирович

Введение. Во всем мире система образования перешла на дистанционное обучение, что повлекло за собой массу проблем, связанных с недостаточным уровнем владения педагогами цифровыми и дистанционными технологиями. Эффективным инструментом решения выявленных проблем выступает институт наставничества, который в последние годы существенно изменился. В статье авторы указывают и на ряд других факторов, способствующих развитию дистанционного наставничества. Методология. В качестве основных методологических подходов к построению системы дистанционного наставничества нами были определены личностный и системно-деятельностный. В статье приводятся необходимые организационно-методические условия, а также принципы построения системы дистанционного наставничества. Результаты. Авторами публикации была создана и апробирована система дистанционного наставничества, состоящая из специального портала, LMS (системы дистанционного обучения), группы профессионального сообщества (группа в Telegram), а также педагогов, испытывающих профессиональные дефициты в овладении цифровыми технологиями, и экспертовнаставников, желающих оказать квалифицированную помощь при затруднениях в данных вопросах. Заключение. Дистанционное наставничество в ближайшее время выступает одним из трендов, поэтому важно донести до педагогической общественности значимость и результативность разработанной системы. Внедрение системы дистанционного наставничества позволяет выстроить персональный образовательный маршрут для каждого участника, что способствует непрерывному профессиональному развитию педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна, Чекалина Татьяна Александровна, Лебеденко Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE MENTORING SYSTEM AS A MEANS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Introduction. All over the world, the education system has switched to distance learning, which entailed a lot of problems associated with the insufficient level of knowledge of digital and distance technologies among teachers. An effective tool for solving the identified problems is the institution of mentoring, which has changed significantly in recent years. In the article, the authors point out a number of other factors contributing to the development of distance mentoring. Methodology. As the main methodological approaches for building a system of distance mentoring, we have identified personal and system-activity. Results. The authors of the publication created and tested a remote mentoring system, consisting of a special portal, LMS (distance learning system), a group of the professional community (a group in Telegram), as well as teachers experiencing professional deficiencies in mastering digital technologies and expert mentors who want to provide qualified assistance in given questions. Conclusion. Distance mentoring is one of the trends in the near future, so it is important to convey to the teaching community the importance and effectiveness of the developed system. The introduction of a distance mentoring system allows you to build a personal educational route for each participant, thereby contributing to the continuous professional development of teachers.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО НАСТАВНИЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ»

ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDUCATION

УДК/UDC 371.213.3

М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. А. Чекалина, А. В. Лебеденко M. Vayndorf-Sysoeva, T. Chekalina, A. Lebedenko

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО НАСТАВНИЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

DISTANCE MENTORING SYSTEM AS A MEANS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Введение. Во всем мире система образования перешла на дистанционное обучение, что повлекло за собой массу проблем, связанных с недостаточным уровнем владения педагогами цифровыми и дистанционными технологиями. Эффективным инструментом решения выявленных проблем выступает институт наставничества, который в последние годы существенно изменился. В статье авторы указывают и на ряд других факторов, способствующих развитию дистанционного наставничества.

Методология. В качестве основных методологических подходов к построению системы дистанционного наставничества нами были определены личностный и системно-деятельностный. В статье приводятся необходимые организационно-методические условия, а также принципы построения системы дистанционного наставничества.

Результаты. Авторами публикации была создана и апробирована система дистанционного наставничества, состоящая из специального портала, LMS (системы дистанционного обучения), группы профессио-

нального сообщества (группа в Telegram), а также педагогов, испытывающих профессиональные дефициты в овладении цифровыми технологиями, и экспертов-наставников, желающих оказать квалифицированную помощь при затруднениях в данных вопросах.

Заключение. Дистанционное наставничество в ближайшее время выступает одним из трендов, поэтому важно донести до педагогической общественности значимость и результативность разработанной системы. Внедрение системы дистанционного наставничества позволяет выстроить персональный образовательный маршрут для каждого участника, что способствует непрерывному профессиональному развитию педагогов.

Introduction. All over the world, the education system has switched to distance learning, which entailed a lot of problems associated with the insufficient level of knowledge of digital and distance technologies among teachers. An effective tool for solving the identified problems is the institution of mentoring, which has changed significantly in

recent years. In the article, the authors point out a number of other factors contributing to the development of distance mentoring.

Methodology. As the main methodological approaches for building a system of distance mentoring, we have identified personal and system-activity.

Results. The authors of the publication created and tested a remote mentoring system, consisting of a special portal, LMS (distance learning system), a group of the professional community (a group in Telegram), as well as teachers experiencing professional deficiencies in mastering digital technologies and expert mentors who want to provide qualified assistance in given questions.

Conclusion. Distance mentoring is one of the trends in the near future, so it is important to convey to the teaching community the importance and effectiveness of the developed system. The introduction of a distance mentoring system allows you to build a personal educational route for each participant, thereby contributing to the continuous professional development of teachers.

Ключевые слова: наставничество педагогов, дистанционное наставничество, система дистанционного наставничества педагогов, цифровые технологии.

Keywords: mentoring of teachers, distance mentoring, a system of distance mentoring of teachers, digital technologies.

Введение

Понятие «наставничество» на протяжении всего развития цивилизации остается предметом изучения исследователей разных сфер жизнедеятельности человека. Исторически сложилось так, что наставничество воспринимается как передача опыта, прикладных знаний от более старшего поколения к младшему. Наставниками выступали только пожилые люди, которые оказывали помощь, давали советы, делились секретами мастерства с молодыми людьми. Затем механизмы наставничества стали внедрять в деятельность различных организаций для адаптации молодых специалистов при трудоустройстве на работу. В системе образования также широко использовался институт наставничества: когда к молодым педагогам прикреплялся наставник - более опытный учитель и помогал в освоении педагогической деятельности [1; 6].

В настоящий момент мы наблюдаем, на наш взгляд, коренное изменение в процессе наставничества. Это связано, прежде всего, с бурным развитием цифровых технологий, т. к. именно с целью овладения современными информационно-коммуникационными, цифро-

выми технологиями более старшее поколение обращается за помощью к молодым людям. И сейчас уже становятся не важными стаж и профессия наставника, его возраст и статус. Главная ценность современного наставника - это наличие у него уникального, профессионального навыка, которым он может поделиться с любым человеком, желающим им также овладеть.

Еще одна особенность института наставничества заключается в том, что наставник и наставляемый не обязательно должны быть сотрудниками одной организации, они могут не знать друг друга и территориально находиться где угодно. В данной ситуации речь идет о дистанционном наставничестве - это удаленный процесс передачи знаний и навыков наставника с использованием современных цифровых технологий.

Мировая пандемия 2020 года, как никогда, актуализировала использование дистанционных технологий в различных сферах жизнедеятельности человека. В условиях жестких ограничений, массового перехода на удаленный способ работы, всеобщего дистанционного обучения возникала потребность в получении удаленной квалифицированной помощи от различных специалистов. В этой связи появились новые виды наставничества: электронное, дистанционное, digital, цифровое, виртуальное [2; 4; 9; 10].

В системе образования в этот период сложилась очень серьезная ситуация, т. к. массовый переход на дистанционное обучение потребовал от педагогов новых компетенций, которыми они не владели. Многим руководителям образовательных организаций пришлось массово направлять педагогов на курсы повышения квалификации, организовывать внутрифирменное обучение, связанное с организацией дистанционного обучения. В некоторых организациях были применены методы наставничества: отдельные сотрудники (в основном молодые педагоги), которые достаточно владели современными педагогическими технологиями и давно внедряли дистанционные образовательные технологии, стали помогать коллегам в освоении навыков работы с цифровыми инструментами [3]. К сожалению, это способствовало значительному росту нагрузки на всех педагогов, что привело к психологическому и физическому напряжению в педагогических коллективах.

Несмотря на то, что в системе образования достаточно давно внедряются современные цифровые и информационные технологии, остается проблема низкого уровня владения педагогами цифровыми навыками, а переход на дистанционное обучение лишь обострил данные проблемы.

В этой связи считаем целесообразным применение механизмов дистанционного наставничества, которое предполагает получение педагогом квалифицированной помощи от наставника по решению любой проблемы (даже если для кого-то она окажется незначительной), связанной с применением цифровых технологий, независимо от времени, места, возраста, опыта и других подобных условий.

Исходя из вышесказанного, целью нашей статьи определяем обоснование и описание системы дистанционного наставничества как средства непрерывного профессионального развития педагогов.

Методология

Несмотря на новое видение понятия «наставничества», в нашей работе мы основывались на некоторых традиционных подходах, что педагогической науке уже достаточно хорошо изучено и обосновано: теоретическая база системы наставничества (К К Булич, Л. К Модзалевский, С. А. Рачинский, Д. И. Тихомиров, К. Д. Ушинский и др.), сущность понятия «наставничество» (С. Я. Батышев, С. Г. Вершловский, Л. К Лесо-хина, В. Г. Сухобская и др.), значимость наставничества в профессиональной деятельности (Ю. В. Кричев-ский, А. А. Мезенцев, Н. В. Немова, В. А. Сухомлинский и др.), психолого-педагогические условия наставничества (С. Н. Иконникова, Е. М. Павлютенков, Н. М. Талан-чук, В. М. Шепель и др.), наставничество как элемент системы непрерывного педагогического образования ф. И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.) [7].

На настоящий момент в научной литературе практически отсутствуют исследования, посвященные механизмам реализации дистанционного наставничества педагогов. Отдельные исследования посвящены описанию современных типов наставничества [2], в некоторых работах рассмотрены преимущества применения дистанционного наставничества [5], а также представлена структура [4].

В своей работе мы отталкивались прежде всего от того, что в основе деятельности наставника лежит восполнение того или иного образовательного дефицита сопровождаемого педагога. Для устранения выявленных дефицитов нами была разработана система дистанционного наставничества педагогов, которую мы представляем как целостный процесс взаимодействия с четко определенной целью, логической структурой и временем, необходимым для ее осуществления.

Целью дистанционного наставничества является удаленное взаимодействие его субъектов с целью

передачи уникального опыта наставника в области цифровизации образования. Субъектами дистанционного наставничества являются наставники (эксперты, в области цифровизации образования), желающие и способные передать свой уникальный опыт наставляемым и педагоги (наставляемые), желающие и испытывающие потребность в овладении навыков. Объект дистанционного наставничества - дистанционный процесс передачи опыта.

В качестве основных методологических подходов для построения системы дистанционного наставничества нами были определены личностный и системно-деятельностный. Системно-деятельностный подход интегрирует в себе системный подход к организации процесса наставничества и его деятельност-ную интерпретацию, т. е. понимание наставничества как совокупности многообразных взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности всех задействованных в нем субъектов (организаторов, наставников и педагогов). Личностный подход означает ориентацию при организации и осуществлении процесса наставничества на личность педагога как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Тем самым мы признаем уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу, право на уважение.

Для того чтобы процесс наставничества был эффективным, мы определили необходимые организационно-методические условия:

• определение обоснованных требований к личности наставника;

• определение требований к процессу дистанционного наставничества;

• постановку реальных задач и путей их достижения (построение персонального образовательного маршрута);

• методологическое, информационное и технологическое обеспечение дистанционного наставничества;

• разработка диагностического инструментария и методики оценки результатов;

• обоснование контроля за процессом дистанционного наставничества (организаторы системы);

• наличие взаимной заинтересованности сторон (добровольность).

При построении системы дистанционного наставничества педагогов мы руководствовались четырьмя основными принципами для построения эффективных отношений в сфере наставничества:

• проведение обоснованного и тщательного отбора потенциальных наставников;

• подбор наставников для наставляемых на основе совпадения уникального навыка наставника и дефицитов педагогов;

• обучение наставников работе в системе дистанционного наставничества;

• обеспечение обучения и поддержки на протяжении всего процесса взаимодействия наставника и наставляемого [7].

Соблюдение этих принципов обеспечит успешные и продолжительные наставнические отношения.

Результаты

Перейдем к рассмотрению структуры и особенностей организации системы дистанционного наставничества педагогов. Данная система состоит из четырех основных компонентов:

1) наставники - эксперты в области цифровизации образования;

2) педагоги (наставляемые) - педагогические работники образовательных организаций, испытывающие раличные трудности применения цифровых технологий;

3) платформа для взаимодействия - специально созданный портал для взаимодействия и общения наставников и педагогов;

4) организаторы системы - эксперты, организующие отбор педагогов, поиск наставников и выстраивающие их взаимодействие.

Для полноценного функционирования системы дистанционного наставничества был создан специальный портал «Система дистанционного обучения» (https://digitalteach.online/), который выполняет следующие функции:

• единая точка входа для всех участников;

• создание имиджа дистанционного наставничества;

• привлечение новых участников;

• размещение информации о наставниках и их деятельности;

• сбор обратной связи от участников системы;

• формирование портфолио участников.

Участники, зарегистрированные в системе имеют

личный кабинет, в котором содержится полная информация о педагоге, история его действий, права в системе, а также связь с конкретным наставником. Важным блоком системы является персональный образовательный маршрут, который представлен как отдельный раздел в личном кабинете наставляемого и формируется после его предварительного опроса и беседы с наставником. Одним из элементов маршрута является лента времени, где на каждом этапе

расположен чек-лист для достижения необходимых результатов каждым педагогом.

Наставник, как опытный педагог, чаще всего имеет учебные, научные, информационные материалы теоретического и прикладного характера, которые использует для обмена опытом с педагогами. Поэтому одним из инструментов взаимодействия между наставником и педагогом выступает LMS (СДО), которая обеспечивает:

• полную интеграцию с платформой дистанционного наставничества;

• загрузку образовательных материалов любого типа;

• проектирование большого количества образовательных маршрутов педагогов;

• организацию дистанционного взаимодействия (синхронного и асинхронного);

• контроль работы наставников и педагогов на платформе.

Наиболее простым и доступным решением, удовлетворяющим данным условиям, нами была выбрана LMS Moodle.

Важной составляющей любого дистанционного взаимодействия являются регулярное общение, коммуникации, быстрая обратная связь между всеми участниками. Для решения данной задачи в своей системе дистанционного наставничества мы организовали сообщество единомышленников в мессенд-жере Telegram (https://t.me/VRME2020), так как он наиболее гибок в плане настроек конфиденциальности. Сообщество формируется и продвигается организаторами системы, наставниками и самими педагогами. В группе есть возможность задать вопрос, найти единомышленников, поделиться своими успехами и др.

Вопросами стратегического развития системы дистанционного наставничества занимаются организаторы системы. Они регулярно обновляют базу наставников, совершенствуют педагогические и технологические технологии, используемые в процессе наставничества, собирают и анализируют обратную связь как от педагогов, так и от наставников, пропагандируют дистанционное наставничество среди педагогической общественности.

Подключение к системе дистанционного наставничества педагогов осуществляется в несколько этапов:

1) прохождение первичного анкетирования с целью определения основных дефицитов, а также знакомства с участниками;

2) прохождение первичного онлайн-собеседова-ния с организаторами системы для выявления инди-

видуальных и психологических особенностей участников;

3) разработка персонального образовательного маршрута, подбор и закрепление за наставником;

4) завершающая онлайн-встреча (собеседование) и утверждение персонального образовательного маршрута.

На первом этапе организаторы системы собирают общую информацию о педагоге (уровень образования, педагогический стаж), а также образовательные дефициты, которые необходимо восполнить, используя систему дистанционного наставничества. Важно выяснить, нужна ли педагогу точечная помощь (возможно ему нужно овладение конкретным инструментом или подходом) или педагогу необходимо долгосрочное сопровождение.

На первой онлайн-встрече с организаторами системы определяется насколько педагог готов включиться в работу и насколько он соответствует принципам системы. Кроме того, собеседование позволяет конкретизировать основные образовательные дефициты педагога. Нередко бывают ситуации, когда педагог сам не подозревает, какая помощь ему необходима и с чего нужно начать работу. В таком случае, личное онлайн-собеседование с организаторами - это единственный шанс четко установить образовательные дефициты, после которого принимается решение о включении педагога в систему дистанционного наставничества.

Следующим важным шагом является отбор наставника, который наиболее полно покрывает запрос педагога, подходит ему с учетом психологических и эмоциональных особенностей. Затем организаторы совместно с наставником формируют первую версию персонального образовательного маршрута для конкретного педагога.

Окончательным этапом становится трехсторонняя встреча (организаторы-наставник-педагог), на которой педагогу презентуется его персональный образовательный маршрут. Педагог уточняет все важные для него вопросы, в случае необходимости, маршрут уточняется.

Весь дальнейший процесс взаимодействия наставника и педагога выстраивается весьма индивидуально. Организаторами системы определен базовый набор современных педагогических технологий, эффективных методов наставничества, которыми пользуются эксперты при работе с наставляемыми, но в каждом отдельном случае в основе системы всегда лежит индивидуальный и творческий подход к взаимодействию наставника и педагога.

Заключение

Результаты нашего исследования показали, что процесс наставничества претерпевает свои существенные изменения. С одной стороны, усиливается роль наставника в разных областях жизнедеятельности человека, а с другой - меняются исторически сложившиеся подходы к передаче опыта между людьми. Существенную роль в этом играет бурное развитие цифровизации, а также жесткие и внезапные ограничения в профессиональной и личной жизни, связанные с пандемией. Одним из перспективных направлений выступает дистанционное наставничество, т. к. спрос на получение квалифицированной помощи не уменьшился, а дистанционные технологии позволяют ее получить без каких-либо затруднений (зачастую быстрее и качественнее, чем при очном взаимодействии).

Наши результаты подтверждены многочисленными исследованиями в период перехода к дистанционному обучению, которые обосновывают актуальность оказания помощи педагогам в овладении цифровыми инструментами. Широкое значение исследования состоит в том, что мы предлагаем инструменты для оказания персонализированной поддержки педагогам в решении выявленных проблем, так как уровень и содержание профессиональных дефицитов педагогов в данной области очень разнится.

Мы описали суть и этапы оказания квалифицированной помощи педагогам в виде системы дистанционного наставничества. Вопросами дальнейшего исследования будут критерии отбора наставников, механизмы построения персональных образовательных маршрутов, а также мотивация наставников.

Литература

1. Аржаных Е. В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. C. 27-37.

2. Бондалетов В. В., Бондалетов Е. В. Электронное наставничество как технология обучения на государственной службе [Электронный ресурс] // Материалы Афанасьевских чтений. 2019. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ elektronnoe-nastavnichestvo-kak-tehnologiya-obucheniya-na-gosudarstvennoy-sluzhbe.

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения. М., 2020. 244 с.

4. Вахрушев А. Учителям нужен цифровой наставник [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.rU/articles/2020/4/13/quality_ of_education/12516-uchitelyam_nuzhen_tsifrovoy_nastavnik.

5. Кеннет К. Дистанционное наставничество [Электронный ресурс]. URL: https://econ.wikireading.ru/73123.

6. Моисеев А. М. Модель системы дистанционного наставничества и методической поддержки (НИМП) студентов и молодых учителей в педагогическом университете // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 2, № 3. С. 20-40.

7. Моисеев А. М. Потребности молодых педагогов в наставничестве и методической поддержке // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4 (50). С. 8-24.

8. Наставничество в системе образования России / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М., 2016. 153 с.

9. Никитина В. В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii.

10. Персональные наставники - кто они [Электронный ресурс]. URL: https://home-school.interneturok.ru/blog/vsje_publikacii/ personalnye-nastavniki—kto-oni.

11. Digital-наставничество [Электронный ресурс]. URL: https://www.trainingspace.online/online-trainings/digital-nastavnichestvo.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Arzhanykh E. V. Rol' instituta nastavnichestva v professionalem stanovlenii molody'x pedagogov [Role of mentoring system in professional development of entry-level teachers]. Psychological Science and Education, 2017, vol. 22, no. 4, pp. 27-37. (In Russian).

2. Bondaletov V. V., Bondaletov E. V. E'lektronnoe nastavnichestvo kak texnologiya obucheniya na gosudarstvennoj sluzhbe [E-Mentoring as a Public Service Learning Technology]. Materials of the Afanasyev Readings, 2019, № 2 (27). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-nastavnichestvo-kak-tehnologiya-obucheniya-na-gosudarstvennoy-sluzhbe. (In Russian).

3. Vayndorf-Sysoeva M. E., Subocheva M. L. Cifrovoe obuchenie v kontekste sovremennogo obrazovaniya: praktika primeneniya

[Digital learning in the context of modern education: application practice]. Moscow, 2020, 244 p. (In Russian).

4. Vaxrushev A. Uchitelyam nuzhen cifrovoj nastavnik [Teachers need a digital mentor]. Available at: https://vogazeta.ru/ articles/2020/4/13/quality_of_education/12516-uchitelyam_ nuzhen_tsifrovoy_nastavnik. (In Russian).

5. Kennet K. Distancionnoe nastavnichestvo [Remote mentoring]. Available at: https://econ.wikireading.ru/73123. (In Russian).

6. Moiseev A. M. Model' sistemy' distancionnogo nastavnichestva i metodicheskoj podderzhki (NIMP) studentov i molody'x uchitelej v pedagogicheskom universitete [Model of remote mentor system and methodical support (msams) for students and young teachers at a pedagogical university]. Pedagogy: Yesterday, Today, Tomorrow, 2019, vol. 2, no. 3, pp. 20-40. (In Russian).

7. Moiseev A. M. Potrebnosti molody'x pedagogov v nastavniche-stve i metodicheskoj podderzhke [Needs of young teachers in mentoring and methodological support]. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 4 (50), pp. 8-24. (In Russian).

8. Nastavnichestvo v sisteme obrazovaniya Rossii [Mentoring in the Russian education system]. Eds. N. Yu. Sinyagina, T. Yu. Reifschneider. Moscow, 2016, 153 p. (In Russian).

9. Nikitina V. V. Rol' nastavnichestva v sovremennom obrazovanii [Role of tutorship in modern education and the necessity for its revival in higher school]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2013, no. 6 (15). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nastavnichestva-v-sovremennom-obrazovanii. (In Russian).

10. Personal'ny'e nastavniki - kto oni [Personal mentors - who they are]. Available at: https://home-school.interneturok.ru/blog/ vsje_publikacii/personalnye-nastavniki---kto-oni. (In Russian).

11. Digital-nastavnichestvo [Digital mentoring]. Available at: https://www.trainingspace.online/online-trainings/digital-nastavnichestvo. (In Russian).

УДК/UDC 378.147 Е. Л. Кудрина, К. К. Онучина, В. И. Ярных

E. Kudrina, K. Onuchina, V. Yarnykh

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ РЕСУРС

MEDIA EDUCATION AND MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES AS A HEALTH-SAVING RESOURCE

Введение. В статье представлено исследование медиаобразования и медиаобразовательных технологий как здоровьесберегающего ресурса. Цель статьи - показать, как медиаобразованные граждане смогут использовать данный ресурс для адаптации к агрессивному медиапространству.

Методология. Исследование проводилось на основе теоретических и эмпирических методов для анализа развития образовательного и коммуникационного пространств современного цифрового общества,

которое в значительной мере актуализировало проблемы медийно-информационной грамотности.

Результаты заключаются в изучении деятельности организаций в период пандемии COVID-19, изменившей отношение к образовательным технологиям, требующей значительного расширения онлайн-пространства для реализации образовательных программ и формирования новых компетенций сотрудников организаций любого уровня в области медиа-информационной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.