ПЕДАГОГИКА
Евразийский гуманитарный журнал. 2023. № 1. С. 98-106. Eurasian Humanitarian Journal. 2023. No. 1. P. 98-106.
Научная статья УДК 371
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Ирина Александровна Пешкова
Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, [email protected]
Аннотация. Содержание статьи представляет собой оценку результата формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников в процессе проектно-исследовательской деятельности при реализации программы «Моё здоровье - в моих руках». Автор статьи подчеркивает важность формирования такого рода компетенции для общества и для государства, опираясь на нормативные документы, а также на требования принятых государственных образовательных стандартов. В исследовании раскрываются структура и содержание здоровьесберегающей компетенции, которыми должны владеть старшеклассники. В статье также даётся подробное описание самой программы формирования здоровьесберегающей компетенции в процессе проектно-исследовательской деятельности старшеклассников по теме «Моё здоровье - в моих руках». Автором выделены специальные цель, задачи, содержание, оговорены условия реализации программы и состав участников педагогического взаимодействия. Кроме того, автор статьи подтверждает эффективность реализации программы формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников результатами диагностического исследования, которое было проведено до реализации данной проектно-исследовательской программы и после её реализации. Для анализа результатов эффективности программы «Моё здоровье - в моих руках» были выработаны специальные критерии и отобраны конкретные показатели, отражающие структуру и содержание здоровьесберегающей компетенции старшеклассников. В полном соответствии с каждым из критериев или показателей были подобраны и методики для оценивания результатов формирования указанной компетенции. Полученные результаты исследования позволили автору статьи выявить позитивную динамику формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников в процессе проектно-исследовательской деятельности, что подтверждает эффективность программы формирования здоровьесберегающей компетенции.
Ключевые слова: здоровьесберегающая компетенция старшеклассников, общеобразовательная школа, федеральный государственный образовательный стандарт, программ формирования, сетевое взаимодействие, старшеклассники.
Для цитирования: Пешкова И.А. Эффективность программы формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников // Евразийский гуманитарный журнал. 2023. N° 1. C. 98-106.
© Пешкова И.А., 2023
Original article
THE EFFECTIVENESS OF THE PROGRAM FOR THE FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS
Irina A. Peshkova
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia, [email protected]
Abstract. The content of the article is an assessment of the result of the formation of health-saving competence of high school students in the process of design and research activities during the implementation of the program "My health is in my hands". The author of the article emphasizes the importance of the formation of health-saving competence for society and the state, based on regulatory documents, as well as the requirements of state educational standards. Reveals the structure and content of the health-saving competence of a high school student. Gives a detailed description of the program for the formation of health-saving competence in the process of design and research activity "My health is in my hands": purpose, objectives, content, conditions of implementation, participants of pedagogical interaction. In addition, the author of the article confirms the effectiveness of the implementation of the program for the formation of health-saving competence of high school students with the results of a diagnostic study that was conducted before and after its implementation. To analyze the results of the effectiveness of the "My health is in my hands" formation program, criteria and indicators reflecting the structure and content of the health-saving competence of high school students were selected. According to each criterion and indicator, methods were selected for evaluating the results of the formation. The results of the study revealed the positive dynamics of the formation of health-saving competence of high school students in the process of design and research activities, which confirms the effectiveness of the formation program.
Keywords: health-saving competence of high school students, secondary school, federal state educational standard, formation programs, networking, high school students.
For citation: Peshkova I.A. The effectiveness of the program for the formation of health-saving competence of high school students. Eurasian Humanitarian Journal. 2023;1:98-106. (In Russ.).
Введение
Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из важнейших задач государства. Значимость здоровьесбережения в современном образовательном пространстве обусловлена возрастающими проблемами со здоровьем среди населения, особенно детского возраста. Особое внимание проблеме охраны здоровья населения уделяется подрастающему поколению, так как это определяет будущее страны: генофонд нации, научный и экономический потенциал общества, кроме того, это является объективным показателем социально-экономического развития государства. Дети и подростки - наиболее уязвимая к действию неблагоприятных факторов окружающей среды возрастная группа. Это связано с активным ростом и развитием функциональных систем, а также снижением адаптационных возможностей организма в период становления. В связи с этим приоритетным направлением в решении задачи охраны здоровья населения становится работа с детьми и подростками.
Приоритетом в сфере охраны здоровья считается профилактика, которая обеспечивается различными путями. Для осуществления профилактической деятельности разрабатываются и реализуются программы формирования здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста. Для формирования ценностного отношения к собственному здоровью гражданам предоставляется возможность обучения навыкам здоровьесбережения, организуются мероприятия, направленные на повышение информированностии создание условий для повышения мотивации к ведению здорового образа жизни. Опираясь на требования к школьному образованию, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС - совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования), отметим, что в системе подготовке обучающихся на старшей ступени общего образования, одним из результатов является владение нормами и правилами здорового и безопасного образа жизни, а также способность осознано оценивать риски для собственного здоровья [ФГОС 2022]. Естественнонаучное направление в обучении позволяет формировать систему знаний и понятий, способствующих оценке влияния антропогенной и природной деятельности на здоровье человека, а также мер по снижению негативного воздействия и прекращению действия отрицательных факторов окружающей среды на организм. Но ценностное отношение к индивидуальному и общественному здоровью развивается на основании формирования знаний, умений и способов действия с помощью большого спектра учебных предметов, не ограничивающихся дисциплинами естественнонаучного направления, и является результатом освоения общей образовательной программы.
Федеральный стандарт ориентирован на становление личности выпускника школы, обладающего особыми компетенциями, позволяющими полноценно адаптироваться в социально-экономическом пространстве мира. То есть заявленные требования к результатам освоения образовательной программы предполагают становление личности учащегося с уже сформированными ключевыми компетенциями, в том числе и со способностью к здоровьесбережению. Как известно, формирование компетенций в процессе учебной деятельности происходит различными способами и в разных формах. Особое место среди них занимает такая форма организации учебной деятельности, как индивидуальный проект. В Федеральном стандарте среднего (полного) общего образования проектно-исследовательская деятельность является обязательной частью программы как урочной, так и внеурочной деятельности. Проектная деятельность должна быть включена в учебные планы в обязательном порядке на старшей ступени школьного образования [ФГОС 2022].
Проектно-исследовательская деятельность, включённая в образовательную программу, даёт возможность эффективно формировать компетенции обучающихся общеобразовательной школы. Кроме того, данный вид деятельности, как известно, способствует формированию у старшеклассников способности к осознанию важности результатов, полученных в процессе проектно-исследовательской деятельности, в жизни. А совокупность знаний, приобретённых в процессе поиска и анализа информации по исследованию готовит старшеклассников к самоанализу и использованию этого в практической деятельности.
Основная часть
Важным видом деятельности по формированию здоровьесберегающей компетенции старшеклассников мы считаем проектно-исследовательскую работу. Обзор литературы, основанный на работах о рассматриваемом нами феномене ряда исследователей (например, С.В. Белокопытова, А.Г. Бусыгин, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и других), позволил выделить структуру и содержание исследуемого понятия. Здоровьесберегающая компетенция старшеклассников понимается нами как интегрированный результат владения обучающими содержанием здоровьесбережения (осознание здоровья как жизненно важной ценности, потребность в сохранении и укреплении здоровья, готовность проявлять усилия в организации здоровьесберегающей среды, совокупность знаний о здоровье человека; опыт здоровьесбережения и готовность к совершенствованию деятельности по здоровье-сбережению), направленный на расширение диапазона возможностей для самореализации личности. Выявлены следующие компоненты понятия здоровьесберегающая компетенция: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой и оценочно-рефлексивный [Белокопытова 2019: 195; Бусыгин 2010: 584-590;Зимняя 2006: 20-26; Хуторской 2003: 58-64].
В рамках исследования по формированию здоровьесберегающей компетенции старшеклассников была разработана и реализована программа «Моё здоровье - в моих руках», целью которой стало формирование здоровьесберегающей компетенции, направленной на решение проблемных практикоориентированных задач. Для достижения цели были поставлены задачи: 1) актуализировать и расширить знания в области строения и функционирования организма человека, факторов, влияющих на здоровье; 2) укрепить ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; 3) сформировать осознанные умения проектирования для решения здоровьесберегающих задач и способность оценивать результаты деятельности. В исследовании приняли участие 110 старшеклассников общеобразовательных школ города Воронежа: МБОУ СОШ № 23, МБОУ СОШ № 52, МБОУ СОШ № 100, а также ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» кафедра анатомии и физиологии. Обучающиеся 10-11 классов, возрастом 15-18 лет. Программа формирования «Моё здоровье - в моих руках» реализовалась на занятиях внеурочной деятельности в рамках сетевого взаимодействия с преподавателями кафедры и с помощью средств опытно-экспериментальной лаборатории университета. В образовательном процессе формирования здоровьесберегающей компетенции в рамках программы «Моё здоровье - в моих руках» приняли участие заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-фасилитатор, педагог-организатор, наставник (преподаватели кафедры) и обучающиеся старших классов.
Для реализации цели исследования программы и получения положительной динамики показателей применялись различные виды деятельности (учебная, исследовательская, проектно-исследовательская); индивидуальные (наставничество, самообучение, консультирование) и групповые формы взаимодействия(работа в микрогруппах, опытно-экспериментальная работа). Кроме того, использовались фронтальные (фронтальное взаимодействие на занятиях, итоговая конференция) онлайн-взаимодействие (видео-
конференция, консультирование онлайн). Также применялись такие методы, как проблемный, дискуссия, мозговой штурм, кейс-метод, академические дебаты, эвристическая беседа, метод анализа и интерпретации содержания источников, метод самонаблюдения, метод контроля и самоконтроля, круглый стол. В качестве инструментов были использованы экспериментальные - ростомер, весы, люксметр, сантиметровая лента, предметные стекла с препаратом, микроскоп. Информационными площадками были социальные сети, Zoom, Googleclass, электронный журнал «Дневник.ру». В проекте также применялись электронно-технические средства и материалы (планшеты, смартфоны, проекторы, ноутбуки, стационарные компьютеры) - тесно взаимодействующие между собой и составляющие единую систему процесса формирования компетенции.
Программа реализовывалась посредством ряда этапов.
1. Мотивационный этап обеспечивает осознание здоровья как ценностного компонента личности, а также ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. На данном этапе педагог-фасилитатор побуждает в обучающихся интерес к проблемам здоровья и мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Занятие направлено на мотивирование обучающихся к осуществлению здоровьесберегающей деятельности.
2. Теоретический этап предполагает актуализацию знаний в области морфофункциональных особенностей и факторов окружающей среды, действующих на организм человека. Кроме того, данный этап позволяет выявить актуальные и значимые проблемы для обучающихся, связанные со здоровьем, а также сформировать познавательный интерес к решению здоровьесберегающих задач. В процессе теоретического этапа обучающиеся знакомятся с принципами проектно-исследовательской деятельности, способной сформировать интерес к практическому решению здоровьесберегающих задач.
3. Практический этап заключается в разработке и реализации проекта как проектно-исследовательской деятельности для решения здоровьесберегающих задач и формирования здоровьесберегающей компетенции. Старшеклассники в процессе проектно-исследовательской деятельности проходят ряд этапов: организационный, исследовательский, исполнительный и презентационный. Данный этап включает опытно-экспериментальную работу в рамках проектно-исследовательской деятельности, что предполагает сетевое взаимодействие с кафедрой университета. Материально-техническое обеспечение позволяет провести полноценную и качественную исследовательскую часть проектной работы, а сотрудники кафедры, которые выступают в роли наставников, помогают и сопровождают старшеклассников на пути исследования в рамках здоровьесбережения. В соответствии с логикой реализации программы формирования, основанной на проектно-исследовательской деятельности, стоит выделить этапы данной деятельности [Вьюнова 2015: 102-107]. Привлекают внимание в аспекте проблематики нашего исследования этапы работы, описанные выше. Рассмотренные нами этапы работы проектной деятельности ряда авторов послужили ориентацией в описании хода проектно-исследовательской деятельности [Голуб 2006: 176; Николина 2002: 37-43; Пахомова 2005: 112].
Проектно-исследовательская деятельность в формировании здоровьесберегающей компетенции старшеклассников представлена следующими этапы.
1. Организационный этап включает в себя погружение в проблемную ситуацию здоровьесберегающего характера, целеполагание, выдвижение гипотезы, формулирование задач, разработку плана работы, предположение возможного проектного продукта практико-ориентированной направленности, рассмотрение возможных рисков. Данный этап выполняется на базе общеобразовательной школы с педагогами-фасилитаторами и частичной консультацией с наставниками. На этом этапе педагог-фасилитатор пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизация). В результате проблематизации определяют цель и задачи проекта - поиск способа или способов решения проблемы проекта. Погружение в проект требует от педагога-фасилитатора глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
2. Исследовательский этап предполагает отбор методик исследования, поиск теоретической информации, проведение опытно-экспериментальной работы, получение, анализ результатов и их оформление. Поиск теоретической информации проводится самостоятельно обучающимися в сопровождении педагога-фасилитатора. Школьники проводят поиск, обработку теоретической информации, а также её оформление и отчет по проделанной работе направляется педагогу-фасилитатору. Выполнение опытно-экспериментальной работы осуществляется на базе школы под руководством педагога-фасилитатора, а также с привлечением исследовательских лабораторий высших учебных организаций в сопровождении наставника. Работа проводится в очном и дистанционном формате с использованием электронно-технического оборудования.
3. Исполнительный этап основан на получении практико-ориентированного продукта, направленного на решение здоровьесберегающей проблемы. Полученные результаты теоретического и эмпирического анализа позволяют разработать продукт проектно-исследовательской деятельности здоровьесберегающего направления. Работа проводится под руководством педагога-фасилитатора.
4. Презентационный этап позволяет представить оформленную работу и проектный продукт на оценочном выступлении, а также провести оценку и самооценку деятельности. Этапы проектно-исследовательской деятельности позволяют целенаправленно достигнуть желаемого педагогического результата - сформировать компетенции. Реализация этапов проектно-исследовательской деятельности проводится в рамках практического и теоретического этапов программы формирования [Бодрова 2012: 69-72; Краевский 2006: 400; Краля 2005: 59; Крившенко 2010: 432].
5. Оценочный этап включает в себя защиту проектного продукта здоровьесберегающего характера, а также рефлексию собственной деятельности и оценку проектных работ других участников для развития здоровьесберегающей компетенции. В
заключение данного этапа проводится анализ деятельности обучающихся педагогом-фасилитатором, результатом которого является оценка достигнутого результата формирования компетенции с помощью комплекса диагностических методик [Гальперин 1985: 45].
Программа формирования «Моё здоровье - в моих руках» продолжалась на протяжении одного учебного года, всего проведённых занятий - 72 часа. Для оценки уровня сформированности здоровьесберегающей компетенции старшеклассников была проведена диагностика, в рамках которой сообразно каждому критерию (мотивационный, знаниево-операциональный, волевой, оценочный) были выбраны показатели и соответствующие методики: «Диагностика личностного роста школьников» - Д.В. Григорьев; опросник «Отношение к здоровью» - Р.А. Березовская; диагностика уровня становления здорового образа жизни у обучающихся - А.Г. Носов; опросник «Мотивация здорового образа жизни» - Д.Ю. Сорокин, В.М. Сорокина [Фетисов 2020: 455]. Результаты диагностики, полученные до реализации программы и после, позволяют оценить степень сформированности здоровьесберегающей компетенции старшеклассников на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях. Анализ уровней сформированности компетенции экспериментальной группы, где реализовывалась программа, демонстрирует положительную динамику. Так, в большей степени выросли показатели в знаниево-операциональном критерии у старшеклассников творческого уровня в «экспериментальная группа до формирования» - 31,6 %, «экспериментальная группа после формирования» - 59,1 % (динамика + 27,5 %), в то время как репродуктивный уровень уменьшился в «экспериментальная группа после формирования» - 25,1 % по сравнению с «экспериментальная группа до формирования» -5,8 % (динамика - 19,3 %). Стоит отметить мотивационный критерий, где творческий уровень в «экспериментальная группа после формирования» составляет 43,9 % по сравнению с «экспериментальная группа после формирования» до реализации программы (динамика + 24 %). Оценочный критерий после реализации программы имеет следующие результаты: творческий уровень (динамика + 27,2 %), репродуктивный уровень (динамика - 13,2 %). Формирование уровней волевого критерия относительно остальных имеет незначительную динамику, но она положительна (репродуктивный уровень в «экспериментальная группа после формирования» уменьшился и составил 5,3 %, относительно «экспериментальная группа до формирования» - 14,9 %).
Показатели «контрольной группы» за время проведения опытно-экспериментальной работы изменились незначительно. Репродуктивный уровень в знаниево-операциональном критерии уменьшился (динамика - 6,3 %), при этом продуктивный уровень повысился (динамика + 5,6 %). Кроме того, результаты оценочного критерия характеризуют увеличение творческого уровня у старшеклассников (динамика + 17 %), за счет снижения количества респондентов с продуктивным уровнем (динамика - 15,1 %) (см.: Таблица 1).
Таблица 1. Результаты сформированности здоровьесберегающей компетенции старшеклассников в процессе проектно-исследовательской деятельности, %.
Творческий Продуктивный Репродуктивный Творческий Продуктивный Репродуктивный
уровень уровень уровень уровень уровень уровень
ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-1 ЭГ-2 КГ-1 КГ-2 КГ-1 КГ-2 КГ-1 КГ-2
Мотивационный критерий, %
19,9 43,9 72,5 52,0 7,6 4,1 18,2 17,6 73,0 73,6 8,8 8,8
Знаниево-операциональный критерий, %
31,6 59,1 43,3 35,1 25,1 5,8 21,4 22,0 45,3 50,9 33,3 27,0
Волевой критерий, %
43,9 50,9 41,2 43,9 14,9 5,3 34,0 31,1 52,8 55,7 13,2 13,2
Оценочный критерий, %
10,5 37,7 66,7 52,6 22,8 9,6 11,3 28,3 64,2 49,1 24,5 22,6
Заключение
Требования, предъявляемые к результатам овладения образовательной программой общего образования, включают в себя необходимость развития компетенций у выпускников по сохранению здоровья. Данные компетенции здоровьесберегающего характера формируются в процессе обучения и воспитания посредством различных учебных предметов и технологий. Наиболее актуальной технологией формирования компетенции, на наш взгляд, является проектно-исследовательская деятельность. Реализация программы формирования «Моё здоровье - в моих руках» проходила в рамках внеурочной деятельности с применением сетевого взаимодействия, электронного обучения и с использованием дистанционных образовательных технологий. Сетевое взаимодействие между школой и лабораторией университета позволило старшеклассникам качественно провести опытно-экспериментальную часть проектно-исследовательской деятельности. Позитивная динамика формирования здоровьесберегающей компетенции старшеклассников, освоивших программу формирования «Моё здоровье - в моих руках», даёт основание оценить её эффективность и результативность в рамках настоящего исследования. Полученные данные позволяют утверждать, что программа формирования «Моё здоровье - в моих руках» является эффективным педагогическим инструментом, направленного на формирование здоровьесберегающей компетенции старшеклассников.
Список литературы
1. Белокопытова С.В. Формирование готовности подростков к здоровьесбережению средствами проектной деятельности: дисс. ... к. пед. н. Липецк, 2019. 195 с.
2. Бодрова Л.А. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2012. Т. 2. № 1. С. 69-72.
3. Бусыгин А.Г. Десмоэкологический подход к формированию здоровьесберегающих компетенций студентов - будущих учителей в учебном пространстве вуза. Самара: Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. № 3. С. 584-590.
4. Вьюнова Н.И. Проектировочная компетентность как условие профессионального саморазвития преподавателя вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Проблемы высшего образования. 2015. № 2. С. 102-107.
5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд-во «Московский университет», 1985. 45 с.
6. Голуб Г.Б. Метод проектов технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов, руководителей проектов, учащихся основной школы. Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. 176 с.
7. Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
8. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.
9. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие. Омск: Изд-во «Омский государственный университет», 2005. 59 с.
10. Крившенко Л.П. Педагогика. М.: Изд-во «Проспект», 2010. 432 с.
11. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. № 6. С. 37-43.
12. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2005. 112 с.
13. ФГОС. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019). Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 25.10.2022).
14. Фетисов А.С. Педагогическая концепция формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды (система повышения квалификации): дисс... д. пед. н. Воронеж, 2020. 455 с.
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
Информация об авторе И.А. Пешкова - ассистент, Воронежский государственный педагогический университет.
Information about the author I.A. Peshkova - Assistant, Voronezh State Pedagogical University.