Научная статья на тему 'ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС'

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПЕДАГОГ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васина Евгения Владимировна, Зонтикова Елена Дмитриевна, Будникова Ольга Ивановна

Введение. Здоровьесберегающее сопровождение реализации ФГОС предполагает такую организацию образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, формирование необходимых результатов обучения происходят без нанесения ущерба здоровью обучающихся [4; 7]. Системно-деятельностный (компетентностный) подход является методологической основой ФГОС СОО и предполагает не только предметные, но и личностные результаты образования, одним из которых является формирование умения быть здоровым, то есть здоровьесберегающей компетентности [10]. Одним из основных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся и формирование здоровьесберегающей компетентности, является достаточный уровень профессионализма педагога в вопросах здоровьесбережения. Статья посвящена формированию готовности педагогов к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Методология. Исследование проводится посредством методов анкетирования, интервьюирования, тестирования, индивидуальных и групповых бесед, анализа проблем формирования здоровьесберегающей компетентности педагогических работников. Результаты. Представленные в статье материалы свидетельствуют о недостаточной компетентности педагогов в области здоровьесбережения, недостаточном уровне культуры здоровья и готовности к здоровьесберегающей деятельности. При этом вопрос формирования здоровьесберегающей компетентности является актуальным как для самих педагогов, так и обучающихся и их родителей. Для решения выявленных проблем с учетом имеющегося опыта была разработана программа пилотного проекта по формированию профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций в области здоровьесбережения. Задачами проекта являются создание организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагогических работников в области здоровьесбережения, обобщение и распространение опыта работы со здоровьесберегающими технологиями и по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и педагогических работников. Заключение. Сформированная здоровьесберегающая компетентность педагогов позволит сохранить здоровье обучающихся при высокой результативности обучения. Проблема, связанная с несформированностью у педагогических работников компетентности в вопросах здоровьесбережения, требует комплексного решения, включающего создание организационно-педагогических условий, обновление содержания, форм и методов работы с педагогами, взаимодействие с организациями и учреждениями здравоохранения, спорта, культуры, совершенствование системы знаний педагогов в области здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васина Евгения Владимировна, Зонтикова Елена Дмитриевна, Будникова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH-SAVING COMPETENCE OF TEACHERSAS ONE OF THE CONDITIONS FOR SUCCESSFUL IMPLEMENTATION OF THE FSES

Introduction. The health-saving support for the implementation of FSES involves such an organization of the educational process at all its levels, in which high-quality teaching and the formation of the necessary learning outcomes take place without damaging students’ health [4; 7]. The system-activity (competence) approach is the methodological basis of the FSES for general secondary education and it implies not only subject-specific, but also personal learning outcomes, one of which is the formation of the ability to be healthy, i. e. health-saving competence [10]. One of the main conditions ensuring the preservation of students’ health and the formation of health-saving competence is a sufficient level of teacher’s professionalism in health-saving issues. The article is devoted to the formation of teachers’ readiness for health-saving and health-forming activities. Methodology. The research is carried out by means of questionnaire survey, interviewing, testing, individual and group conversations, analysis of the problems of forming teachers’ health saving competence. Results. The materials presented in the article show the lack of teachers’ competence in the field of health saving, insufficient level of health culture and readiness for health-saving activities. At the same time, the issue of forming health saving competence is important for teachers, students and their parents. To solve the identified problems, taking into account the existing experience, a programme of a pilot project on the formation of professional competence of teachers of educational institutions in the field of health saving has been developed. The tasks of the project are to create organizational and pedagogical conditions for the formation of professional competence of teaching personnel in the field of health saving, summarizing and disseminating the experience of work with health saving technologies and on forming a culture of healthy and safe lifestyle of students and teachers. Conclusion. The health-saving competence of teachers will help to maintain the health of students with high learning outcomes. The problem associated with the lack of teachers’ competence in health issues requires a comprehensive solution, including the creation of organizational and pedagogical conditions, updating the content, forms and methods of work with teachers, interaction with organizations and institutions of health, sports, culture, improving teachers’ knowledge system in the field of health promotion.

Текст научной работы на тему «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES AND VOCATIONAL TRAINING

УДК/UDC 371

DOI 10.54509/22203036_2021_4_121

Е. В. Васина, Е. Д. Зонтикова, О. И. Будникова E. Vasina, E. Zontikova, O. Budnikova

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

HEALTH-SAVING COMPETENCE OF TEACHERS AS ONE OF THE CONDITIONS FOR SUCCESSFUL IMPLEMENTATION OF THE FSES

Введение. Здоровьесберегающее сопровождение реализации ФГОС предполагает такую организацию образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, формирование необходимых результатов обучения происходят без нанесения ущерба здоровью обучающихся [4; 7]. Системно-деятельностный (компетентностный) подход является методологической основой ФГОС СОО и предполагает не только предметные, но и личностные результаты образования, одним из которых является формирование умения быть здоровым, то есть здоровье-сберегающей компетентности [10]. Одним из основных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся и формирование здоровьесберегающей компетентности, является достаточный уровень профессионализма педагога в вопросах здоровьесбере-жения. Статья посвящена формированию готовности педагогов к здоровьесберегающей и здоровьеформи-рующей деятельности.

Методология. Исследование проводится посредством методов анкетирования, интервьюирования,

тестирования, индивидуальных и групповых бесед, анализа проблем формирования здоровьесберегаю-щей компетентности педагогических работников.

Результаты. Представленные в статье материалы свидетельствуют о недостаточной компетентности педагогов в области здоровьесбережения, недостаточном уровне культуры здоровья и готовности к здо-ровьесберегающей деятельности. При этом вопрос формирования здоровьесберегающей компетентности является актуальным как для самих педагогов, так и обучающихся и их родителей. Для решения выявленных проблем с учетом имеющегося опыта была разработана программа пилотного проекта по формированию профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций в области здоровьесбережения. Задачами проекта являются создание организационно-педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагогических работников в области здо-ровьесбережения, обобщение и распространение опыта работы со здоровьесберегающими технологи-

ями и по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и педагогических работников.

Заключение. Сформированная здоровьесбере-гающая компетентность педагогов позволит сохранить здоровье обучающихся при высокой результативности обучения. Проблема, связанная с несфор-мированностью у педагогических работников компетентности в вопросах здоровьесбережения, требует комплексного решения, включающего создание организационно-педагогических условий, обновление содержания, форм и методов работы с педагогами, взаимодействие с организациями и учреждениями здравоохранения, спорта, культуры, совершенствование системы знаний педагогов в области здо-ровьесбережения.

Introduction. The health-saving support for the implementation of FSES involves such an organization of the educational process at all its levels, in which high-quality teaching and the formation of the necessary learning outcomes take place without damaging students' health [4; 7]. The system-activity (competence) approach is the methodological basis of the FSES for general secondary education and it implies not only subject-specific, but also personal learning outcomes, one of which is the formation of the ability to be healthy, i. e. health-saving competence [10]. One of the main conditions ensuring the preservation of students' health and the formation of health-saving competence is a sufficient level of teacher's professionalism in health-saving issues. The article is devoted to the formation of teachers' readiness for health-saving and health-forming activities.

Methodology. The research is carried out by means of questionnaire survey, interviewing, testing, individual and group conversations, analysis of the problems of forming teachers' health saving competence.

Results. The materials presented in the article show the lack of teachers' competence in the field of health saving, insufficient level of health culture and readiness for health-saving activities. At the same time, the issue of forming health saving competence is important for teachers, students and their parents. To solve the identified problems, taking into account the existing experience, a programme of a pilot project on the formation of professional competence of teachers of educational institutions in the field of health saving has been developed. The tasks of the project are to create organizational and pedagogical conditions for the formation of professional competence of teaching personnel in the field of health saving, summarizing and disseminating the experience of work with health saving tech-

nologies and on forming a culture of healthy and safe lifestyle of students and teachers.

Conclusion. The health-saving competence of teachers will help to maintain the health of students with high learning outcomes. The problem associated with the lack of teachers' competence in health issues requires a comprehensive solution, including the creation of organizational and pedagogical conditions, updating the content, forms and methods of work with teachers, interaction with organizations and institutions of health, sports, culture, improving teachers' knowledge system in the field of health promotion.

Ключевые слова: система образования, здоровье, обучающийся, педагог, здоровьесберегающие компетенции, здоровьесберегающая компетентность.

Keywords: education system, health, student, teacher, health-saving competences, health-saving competence.

Введение

Создание условий для сохранения психического и физического здоровья, обеспечения эмоционального благополучия обучающихся, формирование мотивации к здоровому образу жизни являются одними из приоритетных направлений государственной образовательной политики (национальный проект «Демография», федеральные проекты «Укрепление общественного здоровья», «Спорт - норма жизни», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»).

В документах регионального уровня (государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2025 годы и др.) значительное внимание уделяется мероприятиям по здоровьесбережению обучающихся. Закон об образовании РФ однозначно определил обеспечение здоровья учащихся одной из главных задач образовательных организаций. Однако практика показывает, что несмотря на достаточную нормативно-правовую базу, образовательные организации испытывают затруднения при решении задач по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и указанные документы не реализуются в полной мере [4; 5]. Существует неутешительная статистика, которая свидетельствует об ухудшении здоровья обучающихся в период обучения. По данным НИИ охраны здоровья детей и подростков РАМН, происходит значительное ухудшение состояния здоровья у обучающихся от первого к 9-11-му классам.

Основная роль по сохранению здоровья обучающихся в процессе обучения ложится на педагога. Именно педагог является ведущей фигурой реализа-

ции инноваций в области здоровьесбережения [2; 6]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и других основополагающих документах акцентируется внимание на том, что педагог должен учитывать: индивидуальные и возрастные физические и психологические особенности, уровень здоровья обучающегося при выборе методик и технологий обучения; укреплять физическое и духовное здоровье обучающихся; формировать у них культуру здорового и безопасного образа жизни.

Данный подход ставит перед педагогическими работниками ряд профессиональных задач, для решения которых необходимы знания основ формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, умение использовать в образовательном процессе современные здоровьесберегающие и здоровьеформирую-щие технологии, в т. ч. и для достижения позитивных результатов обучения [3]. Достичь этого можно лишь при условии высокого уровня компетентности педагогов в области здоровьесбережения, которые предполагают не только теоретические знания, но и владение практическими навыками сохранения и укрепления здоровья обучающихся и взрослых, строить работу с учетом индивидуальных особенностей обучающихся [6]. Основополагающим фактором эффективной здоровьеформирующей деятельности педагога является его личное здоровье и умение его поддерживать.

Педагоги - представители стрессогенной профессии. Характер педагогической деятельности предполагает высокие эмоциональные нагрузки, которые становятся причиной ухудшения здоровья педагога. В связи с этим решение задач, стоящих перед образовательной организацией в условиях модернизации образования и направленных на сохранение, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни обучающихся, возможно лишь в условиях, когда педагог будет ориентирован на сохранение и укрепление собственного здоровья, владея системой знаний и навыков, обеспечивающих здоровый образ жизни [6].

Таким образом, повышение профессиональной компетентности и формирование здоровьесберега-ющей компетентности педагогических работников является одним из приоритетных направлений деятельности в сфере повышения качества образования.

Согласно определению В. Д. Шадрикова, компетентность - это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личност-

ных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенции рассматриваются как опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав [9]. Здоровьесберегающая компетенция относится к обязательным профессиональным компетенциям. Взаимосвязь ее личностного (ответственное отношение к собственному здоровью) и профессионального аспектов (осознание ценности здоровья подрастающего поколения, всех субъектов образовательного процесса) позволяет рассматривать ее как универсальную компетенцию и ориентироваться на здоровьесбережение всех субъектов образовательного процесса без ограничений рамками учебно-предметной деятельности [7].

Здоровьесберегающая компетентность педагога - это интегральное качество личности, которое проявляется в способности и готовности к здоровье-сберегающей деятельности в образовательном процессе, основанной на интеграции знаний и опыта. Здоровьесберегающая компетентность педагога не является застывшим понятием, и определенная конкретная ситуация требует определенного подбора способностей, качеств личности, готовности педагога к здоровьесберегающей деятельности.

По мнению Е. А. Шатровой, здоровьесберегающая компетентность педагога включает в себя следующие компоненты:

- когнитивный, который представлен системой знаний о закономерностях сохранения и развития здоровья, а также стремления к самообразованию в вопросах здоровьесбережения;

- ценностно-мотивационный, который проявляется в интересе и потребностях педагога к ведению здорового образа жизни, внедрению здоровьесбере-гающих технологий в образовательный процесс, формированию навыков здорового образа жизни своих обучающихся;

- операционально-технологический, который проявляется во владении поведенческими моделями здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями [8].

Модель формирования здоровьесберегающей компетентности представляет собой педагогическую систему, включающую взаимосвязанные компоненты:

- целевой, который заключается в целеполагании каждого этапа формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов;

- теоретико-методологический связан с обоснованием методологических подходов и теоретических оснований организации процесса формирования здоровьесберегающей компетентности педагога, с принципами здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающая педагогическая деятельность должна строиться на основе определенных характерных для нее принципов, которые связаны со всеми компонентами педагогического процесса (целевым, мотивационным, содержательным, операционным, аналитико-результативным). Принципы здоровьесберегающей педагогики - это те основные требования, которые должны предъявляться содержанию, формам, методам деятельности по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях [6];

- организационно-исполнительный компонент представлен блоком организационно-педагогических условий: дидактические, определяющие содержание образования; технологические, включающие комплекс форм, методов, средств и технологий обучения, позволяющих получить соответствующий результат образования; методические представлены методическими рекомендациями и учебными пособиями для педагогов по здоровьесбережению;

- оценочно-результативный компонент содержит критерии сформированности здоровьесберегающей компетентности педагога (мотивированность к здо-ровьесберегающей деятельности, готовность и способность к овладению теоретическими аспектами здоровьесбережения, активность реализации полученных знаний по здоровьесбережению на практике, способность проектирования здоровьесберегающих моделей поведения, оценка и регуляция собственного и состояния других людей).

Все указанные компоненты модели взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - формирование у педагога здоровьесберегающей компетентности.

Структурно-функциональная модель формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов представляет практическую ценность в рамках данного исследования, поскольку позволяет:

- определить методологические подходы, содержание деятельности педагога по выявлению ценностей, потребностей, мотивов здоровьесберегающей деятельности; сформировать знания, необходимые для данного вида деятельности;

- создать условия для практической отработки здоровьесберегающих умений и навыков и развития необходимых качеств личности педагога;

- подобрать комплекс форм, методов, технологий, средств, которые необходимы для формирования здоровьесберегающей компетентности педагога [8].

Методология

С целью изучения уровня сформированности здо-ровьесберегающей компетентности педагогов было проведено анкетирование и интервьюирование педагогов общеобразовательных школ и образовательных организаций среднего профессионального образования в количестве 1273 человек. Возраст обследованных варьировал от 29 до 72 лет, стаж работы -от 1 до 51 года. У педагогических работников было проведено исследование самооценки состояния здоровья, образа жизни, степени участия в укреплении здоровья обучающихся, осведомленности в вопросах здоровьесбережения. Результаты показали, что 89 % опрошенных педагогических работников имеют хронические заболевания. В структуре заболеваемости лидирующие позиции занимают болезни костно-мышечной системы, болезни системы кровообращения, расстройства питания, нарушения обмена веществ и болезни эндокринной системы. У 45 % опрошенных 2-3 раза в год отмечается острая заболеваемость. При этом 42 % педагогических работников характеризуются низкой медицинской активностью и недостаточным вниманием к здоровью (не проходят профилактические обследования, в период обострения хронического заболевания не обращаются к врачу и не идут на больничный). Возможно, это объясняется тем, что при оценивании своего физического здоровья и психоэмоционального состояния 34 % опрошенных оценили свое состояние как хорошее, 46 % - как удовлетворительное, 16 % - как неудовлетворительное и 4 % - как отличное. 38 % респондентов ухудшение состояния своего здоровья связывают с образом жизни, 30 % - с условиями профессиональной деятельности, 18 % - с экологией, 10 % - с наследственностью. Большинство опрошенных (67 %) не знает, какой образ жизни можно вести с имеющимися у них заболеваниями.

Оценка образа жизни педагогов показала, что 38 % ведут малоподвижный образ жизни, 60 % опрошенных педагогов не занимаются физической культурой, 20 % занимаются эпизодически и 12 % - регулярно. 87 % преподавателей и учителей оценили свою физическую подготовленность как слабую. Среди наиболее распространенных причин, препятствующих регулярным занятиям, опрошенные отметили недостаток времени и лень. Наиболее популярными формами физической активности педагогов являются ходьба, фитнес, плавание и лыжи.

По полученным данным, 70 % педагогов не соблюдают режим питания, 82 % - не соблюдают режим труда и отдыха. Большинство педагогов спит 6-7 часов в сутки, при этом чувствуют сильную усталость в течение дня, не чувствуют себя отдохнувшими после выходных, не используют средства и приемы саморегуляции, снятия психоэмоционального перенапряжения.

Изучение уровня ситуативной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин) педагогических работников показало, что высокий уровень ситуативной тревожности наблюдается у 72 % и личностной тревожности - у 54 %. Это свидетельствует о неблагоприятном психоэмоциональном состоянии большинства педагогов.

На вопрос «Нуждаетесь ли вы в дополнительных занятиях по укреплению и сохранению здоровья» 72 % опрошенных дали положительный ответ.

Большинство преподавателей считает, что состояние здоровья обучающихся в последние годы ухудшается: расценивают состояние здоровья обучающихся как плохое - 15 %, удовлетворительное - 80 % и хорошее - только 5 %. К наиболее распространенным нарушениям в образе жизни обучающихся педагоги отнесли нарушение режима дня, низкую двигательную активность, психоэмоциональный стресс, отсутствие полноценного отдыха.

Среди наиболее значимых факторов риска образовательной среды, оказывающих влияние на здоровье обучающихся, педагоги отметили санитарно-гигиенические условия обучения, временной режим обучения, информационную составляющую учебных предметов и учебную нагрузку.

По мнению 60 % опрошенных, на формирование культуры здоровья современных школьников в большей мере влияет семья, 20 % считают, что влияет, в основном, система школьного обучения и воспитания. На вопрос «В какой форме, на ваш взгляд, школьники наиболее эффективно усваивают навыки здоро-вьесберегающего поведения?» 20 % педагогов определили беседы, разъяснения; 50 % - спортивные мероприятия и 30 % - внеурочные мероприятия(викторины, ток-шоу, праздники здоровья и т. д.).

Большинство респондентов считает формирование здорового образа жизни обучающихся важной задачей образовательного учреждения. 89 % педагогов указали, что для сохранения здоровья и формирования культуры здорового образа жизни обучающихся не достаточно медицинских и гигиенических мероприятий. При реализации здоровьесбере-гающего подхода педагогические работники испытывают затруднения, связанные с недостатком знаний

о современных технологиях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. 94 % опрошенных указали на необходимость повышать уровень компетентности педагогических работников в области здоровьесбережения.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости формирования профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций в области здоровьесбережения.

Результаты

Решение поставленной задачи требует комплексного подхода и создания определенных организационно-педагогических условий, включающих методическое обеспечение процесса формирования здоровье-сберегающей компетентности педагога. С этой целью и на основе имеющегося опыта была разработана программа пилотного проекта «Здоровьесберегающая компетентность педагогов как одно из условий успешной реализации ФГОС». Реализация проекта осуществляется на базе МБУ ДПО «Информационно-методический центр г. Юрги» в образовательных организациях г. Юрги. Проект рассчитан на 3 года и ставит перед собой ряд задач:

1) сформировать у педагогов знания, умения и навыки для реализации эффективных здоровьесбе-регающих стратегий;

2) создать организационно-педагогические условия для формирования профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций в области здоровьесбережения, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

3) обобщить и распространить опыт работы в области здоровьесбережения, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и педагогических работников;

4) разработать методические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности педагогов в образовательных учреждениях.

Реализация проекта планируется в два этапа:

1-й этап предусматривает работу с педагогами города по формированию здоровьесберегающей компетентности в условиях реализации ФГОС и включает:

- изучение научно-методических подходов к организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях и формирование здоро-вьесберегающей компетентности в условиях реализации ФГОС;

- апробацию и внедрение инновационных форм работы по формированию здоровьесберегающей

компетенности педагогов: диалогические пары; диаг-ностико-аналитическая, организационно-проектировочная, экспертная, проблемная группы, педагогическая мастерская;

- проведение курсов повышения квалификации, семинаров, консультаций, мастер-классов, выставок методических материалов преподавателей и других мероприятий с привлечением социальных институтов и различных специалистов;

- разработку механизма взаимодействия и содержания деятельности специалистов по реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

На 2-м этапе проводится работа подготовленных педагогов с коллегами и обучающимися в образовательных организациях города. В рамках данной работы предусмотрены проведение семинаров-практикумов, выступлений на методических и педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях; обобщение и распространение опыта работы преподавателей по формированию здоровьесберегающей компетентности педагога.

Следует учитывать, что в процессе реализации проекта могут возникнуть такие риски, как отсутствие заинтересованности части педагогов, невыполнение плана мероприятий проекта в связи с большой учебной нагрузкой педагогов, отсутствие материальных и моральных стимулов поощрения участников творческой группы, педагогов за дополнительный объем работы по подготовке и проведению семинаров, педсоветов, методических объединений и разработку методических материалов.

В связи с этим намечены следующие пути их минимизации:

1. Работа по популяризации сохранения собственного здоровья педагогов как условия успешной педагогической деятельности.

2. Оптимизация плана мероприятий.

3. Ходатайство перед администрацией образовательных организаций о внесении дополнительных параметров в критерии оценки качества деятельности педагогов по здоровьесберегающему направлению.

Реализация проекта позволит:

- повысить компетентность педагогов по вопросам здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности;

- совершенствовать здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса;

- оптимизировать у педагогов подготовку конкурентоспособного выпускника в условиях реализации ФГОС;

- разработать актуальный учебно-методический материал, необходимый для сохранения здоровья педагогов и обучающихся в условиях внедрения ФГОС;

- расширить формы трансляции педагогического опыта в области здоровьесбережения.

Заключение

О сформированности здоровьесберегающей компетентности можно говорить тогда, когда педагог не только владеет знаниями о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесберегающих технологиях, осознает ценность здоровья, мотивирован к здоро-вьесберегающей деятельности, но и готов реализовать знания на практике. Для развития здоровьесбе-регающей компетентности необходима ориентация всех педагогов на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся, формирование компетенций в области здоровья и здорового образа жизни с целью внедрения этих принципов в образовательный процесс и использование здоровьесбере-гающих технологий во внеурочной и урочной формах деятельности [2; 7].

Проблема формирования здоровьесберегающей компетентности педагогов не является инновационной, но актуальность ее не снижается. Существует достаточное количество моделей, проектов и программ, посвященных решению данной задачи, и каждая из них разработана с учетом специфики решаемых задач, особенностей конкретного региона, образовательной организации, опыта и степени включенности разработчиков в проблему. Тем не менее каждый из них руководствуется общепринятыми положениями, закономерностями, принципами здоровьесбе-регающей педагогики и нормативно-правовыми документами. Особенностью данного проекта является объединение педагогов профессиональных образовательных организаций и школ города на площадке МБУ ДПО «Информационно-методический центр г. Юрги», который является базовым учреждением по реализации проекта. Это позволит педагогам образовательных организаций города повысить здоровье-сберегающую компетентность педагогов через их участие в системе методических семинаров и консультаций, проводимых на базе центра, через ознакомление с опытом работы базового учреждения, представленного в методических продуктах, научно-методических статьях и других материалах.

Литература

1. Аббасова Л. И. Современные подходы к формированию

здоровьесберегающей среды образовательной организа-

ции // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (177). С. 3-7.

2. Белоусова О. Д. Организация методической работы по формированию готовности педагогов к реализации здоровье-сберегающих технологий в школе. Переславль-Залесский, 2012. С. 22-23.

3. Система здоровьесберегающего сопровождения в условиях непрерывного образования / Н. Г. Блинова, Н. Н. Кошко, Е. В. Васина, Н. В. Аверьянова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 6 (34). С. 25-31.

4. Васина Е. В. Здоровьесберегающая деятельность в профессиональных образовательных организациях Кемеровской области: проблемы и перспективы //Образование. Карьера. Общество. 2014. № 2 (41). С. 71-75.

5. Комплексное, здоровьесберегающее и психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения студентов колледжа, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста / Е. В. Васина, И. Ю. Кузнецова, Л. П. Гаранина, С. А. Шевкова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 4 (20). С. 109-115.

6. Елизарова М. К. Роль педагога в организации здоровьесберегающей образовательной среды // Актуальные проблемы здоровьесбережения и медицинской профилактики в современном педагогическом процессе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 2020. С. 73-78.

7. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / под науч. ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2010. 347 с.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

9. Шатрова Е. А. Теоретическая модель формирования здоровьесберегающей компетентности педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 111-116.

10. Шадриков В. Д. Формирование базовых компетенций на основе деятельностного подхода (на примере педагогической деятельности) // Мир психологии. 2014. № 3 (79). С. 105-119.

References

1. Abbasova L. I. Sovremennye podhody k formirovaniyu zdorov'esberegayushchej sredy obrazovatel'noj organizacii [Modern approaches to the formation of health-saving environment of educational organization]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2019, no. 11 (177), pp. 3-7. (In Russian).

2. Belousova O. D. Organizaciya metodicheskoj raboty po formirovaniyu gotovnosti pedagogov k realizacii zdorov'esberegayu-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

shchih tekhnologijv shkole [Organization of methodological work on the formation of teachers' readiness to implement health-saving technologies at school]. Pereslavl-Zalessky, 2012, pp. 22-23. (In Russian).

3. Blinova N. G., Koshko N. N., Vasina E. V., Averyanova N. V. Sistema zdorov'esberegayushchego soprovozhdeniya v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya [The System of Health-Saving Support in the Conditions of Continuous Education]. Health-Saving Education, 2013, no. 6 (34), pp. 25-31. (In Russian).

4. Vasina E. V. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah Kemerovskoj oblasti: problemy i perspektivy [Health-saving activities in professional educational organizations of the Kemerovo region: problems and prospects]. Education. Career. Society, 2014, no. 2 (41), pp. 71-75. (In Russian).

5. Vasina E. V., Kuznetsova I. Y., Garanina L. P., Shevkova S. A. Kom-pleksnoe,zdorov'esberegayushcheeipsihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo obucheniya studentov kolledzha, kak uslovie podgotovki konkurentosposobnogo spe-cialista [Complex health-caring and psycho-pedagogical support of professional training of college students as a condition for competitive specialist preparation]. Professional Education in Russia and Abroad, 2015, no. 4 (20), pp. 109-115. (In Russian).

6. Elizarova M. K. Rol' pedagoga v organizacii zdorov'esberegayushchej obrazovatel'noj sredy [The role of the teacher in the organization of health-saving educational environment]. Actual problems of health and medical prevention in the modern pedagogical process. Proceedings of the All-Russian Scientific-Practical Conference. Rostov-on-Don, 2020, pp. 73-78. (In Russian).

7. Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika [Health-saving activities in the education system: theory and practice]. Ed. E. M. Kazin. Kemerovo, 2010, 347 p. (In Russian).

8. Zimnaya I. A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competences - new paradigm of education result]. Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-42. (In Russian).

9. Shatrova E. A. Teoreticheskaya model' formirovaniya zdorov'esberegayushchej kompetentnosti pedagoga [Theoretii-cal model of forming health saving competence of a teacher]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 2, pp. 111 — 116. (In Russian).

10. Shadrikov V. D. Formirovanie bazovyh kompetencij na osnove deyatel'nostnogo podhoda (na primere pedagogicheskoj deyatel'nosti) [Basic competencies formation on the basis of the activity approach (on the teaching activity example)]. World of Psychology, 2014, no. 3 (79), pp. 105-119. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.