Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ'

НАСТАВНИЧЕСТВО БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ УЧАЩИХСЯ / ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / КОЛЛАБОРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврутенко Татьяна Витальевна, Максимова София Евгеньевна

Статья посвящена проблеме подготовки учащихся психолого-педагогических классов к осознанному выбору педагогической профессии в условиях реализации проекта «Билет в будущее». Одним из путей решения данной проблемы является использование системы наставничества студентами педагогического университета в процессе профессионально-ориентированного обучения учащихся психолого-педагогических классов. Целью статьи является представление этапов реализации модели наставничества «студент педагогического университета - учащийся психолого-педагогического класса» на основе коллаборации кадровых, методических и материально-технических ресурсов педагогического университета и школы. Обосновано, что построение единой воспитательной среды педагогического университета и школы в процессе деятельности педагогических классов позволяет существенным образом эффективно реализовывать систему наставничества в процессе профориентации школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврутенко Татьяна Витальевна, Максимова София Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING OF FUTURE TEACHERS AS A PROFESSIONAL SELF-AWARENESS DEVELOPMENT MECHANISM OF STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES

The article is devoted to the problem of preparing students of psychological and pedagogical classes for a conscious choice of the pedagogical profession in the context of the project „Ticket to the future". One of the ways to solve this problem is the use of a mentoring system by pedagogical university students in the process of professionally oriented training of students of psychological and pedagogical classes. The purpose of the article is to present the stages of the mentoring model „a pedagogical university student - a psychological and pedagogical class student" implementation based on the collaboration of personnel, methodological, material and technical resources of a pedagogical university and a school. It is proved that creating a joint educational environment of a pedagogical university and a school in the course of the activity of pedagogical classes makes it possible to implement the mentoring system in the process of vocational guidance of schoolchildren effectively.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ»

ПРОБЛЕМЫ ■ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ■ ОБРАЗОВАНИЯ ■

УДК 37.047 ББК 74.200

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-86-93

НАСТАВНИЧЕСТВО БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

Т. В. Гаврутенко, С. Е. Максимова

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки учащихся психолого-педагогических классов к осознанному выбору педагогической профессии в условиях реализации проекта «Билет в будущее». Одним из путей решения данной проблемы является использование системы наставничества студентами педагогического университета в процессе профессионально-ориентированного обучения учащихся психолого-педагогических классов. Целью статьи является представление этапов реализации модели наставничества «студент педагогического университета - учащийся психолого-педагогического класса» на основе коллаборации кадровых, методических и материально-технических ресурсов педагогического университета и школы. Обосновано, что построение единой воспитательной среды педагогического университета и школы в процессе деятельности педагогических классов позволяет существенным образом эффективно реализовывать систему наставничества в процессе профориентации школьников.

Ключевые слова: наставничество, психолого-педагогический класс, профессиональное самосознание учащихся, эффективная коммуникация, воспитательная компетентность, воспитательные практики, воспитывающая среда, коллаборация.

Для цитирования: Гаврутенко Т. В., Максимова С. Е. Наставничество будущих учителей как механизм развития профессионального самосознания учащихся психолого-педагогических классов // Наука и школа. 2022. № 3. С. 86-93. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-3-86-93.

© Гаврутенко Т. В., Максимова С. Е., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

MENTORING OF FUTURE TEACHERS AS A PROFESSIONAL SELF-AWARENESS DEVELOPMENT MECHANISM OF STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES

T. V. Gavrutenko, S. E. Maksimova

Abstract. The article is devoted to the problem of preparing students of psychological and pedagogical classes for a conscious choice of the pedagogical profession in the context of the project „Ticket to the future". One of the ways to solve this problem is the use of a mentoring system by pedagogical university students in the process of professionally oriented training of students of psychological and pedagogical classes. The purpose of the article is to present the stages of the mentoring model „a pedagogical university student - a psychological and pedagogical class student" implementation based on the collaboration of personnel, methodological, material and technical resources of a pedagogical university and a school. It is proved that creating a joint educational environment of a pedagogical university and a school in the course of the activity of pedagogical classes makes it possible to implement the mentoring system in the process of vocational guidance of schoolchildren effectively.

Keywords: mentoring, psychological and pedagogical class, professional self-awareness of students, effective communication, educational competence, educational practices, educational environment, collaboration.

Cite as: Gavrutenko T. V., Maksimova S. E. Mentoring of future teachers as a professional self-awareness development mechanism of students of psychological and pedagogical classes. Nauka i shkola. 2022, No. 3, pp. 86-93. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-86-93.

Ключевым проектом ранней профориентации учащихся 6-11-х классов национального проекта «Образование» выступает проект «Билет в будущее». Как было отмечено президентом Российской Федерации В В. Путиным: «Билет в будущее - чрезвычайно значимый проект. Нет ничего важнее выбора пути в жизни. Профориентация - один из ключевых элементов работы с молодыми людьми сегодня» [1].

Профессиональная ориентация учащихся на профессию педагога является одной из важных задач в условиях подготовки педагогических кадров для опережающего развития Алтайского края. Анализ практики и проведенное анкетирование показали, что 24% абитуриентов педагогических университетов не осуществляют осознанный выбор будущей педагогической профессии, а

попадают в вуз лишь по причине недостаточности баллов ЕГЭ для поступления на другие направления подготовки. Совершенно очевидно, что формирование норм поведения будущего учителя, его ценностных ориентиров будет способствовать самоопределению школьников [2].

Для развития единой системы развития педагогической одаренности, осознанного выбора профессионального пути школьниками возникает необходимость создания сети психолого-педагогических классов. Анализ практики и анкетирование старшеклассников 9-11-го классов показал, что более 68% из числа респондентов имеют сложности в самостоятельном выборе будущей профессии. 56% опрошенных указали на необходимость наличия внешнего сопровождения и наставника.

В этой связи действенным механизмом, на наш взгляд, выступает реализация модели наставничества «студент-учащийся», направленного на формирование у старшеклассников представлений об обучении в педагогическом вузе, определение личных образовательных перспектив и развитие гибких навыков: коммуникацию, умение работать в команде и др.

Рассматривая сущность наставничества в исследованиях С. Г. Вершловско-го, С. Я. Батышева, Л. Н. Лесохиной, В. Г. Сухобской и др., мы определяем данное понятие как универсальную технологию, которая поможет сформировать ценностное представление о профессии педагога через неформальное общение, основанное на доверии и взаимопонимании в контексте совместной разработки и реализации образовательных проектов [3-5].

В ходе исследования решались следующие задачи:

• сконструирована, внедрена в практику модель наставничества «студент педагогического университета - учащийся психолого-педагогического класса» на основе коллаборации кадровых, методических и материально-технических ресурсов педагогического университета и школы;

• опытно-экспериментальным путем проверена эффективность технологии развития наставничества в профессиональном самоопределении учащихся в деятельности психолого-педагогических классов.

При институте педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина» на базе городских и сельских школ Бийско-го образовательного округа действуют пять психолого-педагогических классов, судьба которых развивается по разным профилям обучения с учетом особенностей и запросов учащихся и родителей.

На констатирующем этапе эксперимента установились результаты по

ценностно-ориентированному, информационно-когнитивному и операционально-деятельностному критерию готовности учащихся к профессиональному самоопределению. С целью получения эмпирических данных было изучено наличие внешних и внутренних мотивов школьников 9-11-го классов на выбор профессии (методика Р В. Овчарова). Учащиеся были разделены на две группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Более 42% школьников из числа опрошенных, показали преобладание наличия внешних мотивов. При этом такие элементы, как заработок, карьерный рост, указаны в структуре внешних мотиваторов ключевыми.

Недостаточный уровень мотивации учащихся 9-11-го классов к вхождению в профессию педагога просматривается в следующих показателях: высокий уровень - 25% из числа респондентов; средний уровень - 20%; низкий уровень -55%. При этом необходимо отметить, что чем старше школьники, тем выше показатель мотивации к выбору профессии.

Информационно-когнитивный критерий включал оценку осведомленности школьников о сущности профессии педагога, наличия представлений о возможностях горизонтального и карьерного роста, мерах социальной поддержки. Результаты анкетирования продемонстрировали недостаточный уровень учащихся контрольной и экспериментальных групп по данному критерию.

Оценка операционально-деятель-ностного критерия осуществлялась на проверке уровня коммуникативных и проектных умений школьников:

• коммуникативные умения:

22% респондентов ЭГ и 22% респондентов КГ - высокий уровень;

34% учащихся ЭГ и 38% учащихся КГ - средний уровень;

44% учащихся ЭГ и 40% учащихся КГ - низкий уровень.

• проектные умения:

18% респондентов ЭГ и 16% респондентов КГ - высокий уровень;

36% учащихся ЭГ и 36% учащихся КГ - средний уровень;

46% учащихся ЭГ и 48% учащихся КГ - низкий уровень.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что ЭГ и КГ по совокупным показателям имеют схожие по всем критериям начальные показатели и демонстрируют недостаточный уровень профессионального самосознания и самоопределения. В связи с этим целью формирующего этапа эксперимента стало внедрение технологии развития профессиональной ориентации школьников на основе сетевого взаимодействия «школа-вуз» в контексте реализации наставничества студентов.

Очевиден тот факт, что для того, чтобы подготовить сегодняшних учащихся психолого-педагогических классов к осознанному выбору профессии педагога, нужно формировать и развивать у них метакомпетенции, позволяющие действовать в ситуациях неопределенности [6; 7]. Решение данной задачи видится в плоскости создания единого воспитательного пространства школы и университета, где будет усиливаться прак-тико-ориентированная направленность обучения учащихся, развитие их коммуникативных, проектных умений в психолого-педагогических классах и, с другой стороны, повышаться уровень практической подготовки студентов педагогического университета, работающих в роли наставников школьников [8].

Опираясь на концептуальные основы, заложенные Министерством просвещения России, профильный психолого-педагогический класс рассматривается нами как «объединение обучающихся образовательной организации, обладающее следующими признаками: избирательный принцип комплектования состава учащихся; профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности; обеспечение деятельностного подхода в обучении на

основе активного освоения и использования школьниками элементов педагогических технологий» [9].

Целью создания психолого-педагогических классов стало формирование у обучающихся представления о профессии педагога, повышение престижа данной профессии, демонстрация ценностей, которые отражают особенности педагогической деятельности, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей [10]. Сетевым партнером школ в реализации направления «Психолого-педагогические классы» выступает АГГПУ им. В. М. Шукшина, реализующее УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Программы дисциплин, реализуемых в психолого-педагогических классах, разрабатываются на базе школ с учетом методических рекомендаций доцентов и преподавателей института педагогики и психологии.

Открытие профильных классов психолого-педагогической направленности рассматривается нами в рамках формирования гуманитарного; социально-экономического; универсального профилей обучения в 10-11-х классах. При проектировании учебного плана «Психолого-педагогической направленности» учитывалось, что профиль является способом введения обучающихся в педагогическую практику.

Учащиеся психолого-педагогических классов имеют возможность:

• освоить курсы «Введение в педагогику», «Основы психологии лидера» и др.

• попробовать себя в роли вожатого пришкольного лагеря, где формируется эффективная коммуникация и осваиваются воспитательные практики;

• продемонстрировать воспитательные компетенции в роли помощника классного руководителя в начальных классах;

• организовать и провести школьные воспитательные события на основе проектной деятельности учащихся

педагогических классов при поддержке и сопровождении студентов педагогического университета.

В ходе нашего исследования используются и организуются разные форматы взаимодействия студентов и школьников в процессе наставничества: совместное проведение воспитательных событий со школьниками и родителями учащихся, проектные мастерские, психолого-педагогические олимпиады, мастер-классы по организации исследовательской и проектной деятельности, экскурсии в место обучения наставника, творческие мастерские, патриотические квесты и др.

Модель студента-наставника сводится к наставнику-фасилитатору. Студент-наставник своим присутствием и воздействием обеспечивает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, раскрытию личностного потенциала, вовлекает учащегося педагогического класса в разработку и реализацию образовательных проектов.

Реализация программы наставничества модели «студент педагогического университета - учащийся психолого-педагогического класса» включает семь основных этапов.

1. Подготовка условий для запуска программы наставничества: анализ потребностей учащихся педагогических классов, родителей и наставников, целе-полагание, планирование и закрепление ответственных на каждом этапе и мероприятии с участием администрации школы и педагогического университета.

2. Формирование данных о наставляемых из числа учащихся педагогических классов.

3. Формирование данных о наставниках из числа студентов 4-5-го курса бакалавров и 1-2-го курса магистров, которые успешно работают в образовательных организациях.

4. Отбор и обучение наставников в рамках программы курса «Введение в профессию педагога: основы наставничества и сопровождения».

5. Формирование наставнических пар или групп.

6. Организация работы наставнических пар или групп, осуществляемая куратором проекта.

7. Завершение наставничества, подведение итогов, анкетирование и анализ данных уровня удовлетворенности наставников и наставляемых.

Существенным фактом является включение в число наставников самых активных студентов, которые имеют сложившееся представление о получаемой специальности «педагог» в рамках освоения междисциплинарных курсов, учебных и производственных воспитательных практик, внеурочных мероприятий.

Такая форма взаимодействия студентов педагогического университета со школьниками, как совместная волонтерская практика, показала высокую эффективность в организации воспитательных проб. В рамках совместных проектов воспитания «Вожатые - школе» были разработаны и реализованы инициативы гражданско-патриотической направленности клуба студентов педагогического университета «Памяти верны». На базе института педагогики и психологии АГГПУ им. В. М. Шукшина более года реализуется проект «Цифровые волонтеры: университет и школа вместе в дистанте», в рамках которого активное участие принимают учащиеся психолого-педагогических классов при поддержке наставников-студентов. Студенты и старшеклассники стали наставниками при подготовке домашних заданий младшими школьниками, имеющих различные ограничения в здоровье.

В основе взаимодействия студентов с учащимися психолого-педагогических классов лежит технология педагогической поддержки и сопровождения, результатом которой является реализация субъектной позиции человека.

Целью контрольного этапа эксперимента стал анализ полученных результатов и сравнение их с первоначальными

данными на основе анкетирования, опроса, тестирования и педагогического включенного наблюдения.

Данные показатели ценностно-ориентированного критерия готовности школьников к осознанному выбору профессии показали изменение мотивов учащихся ЭГ. 62% учащихся ЭГ по результатам анкетирования показали преобладание внутренних мотивов на получение педагогического образования в сравнении с КГ (20%).

Степень удовлетворенности наставляемого взаимодействием с наставником возросла на 24% у школьников ЭГ в сравнении с показателем начала эксперимента.

На вопрос «Помогло ли вам обучение в психолого-педагогическом классе определиться с выбором направления, на которое вы желаете поступить в вуз?

24% респондентов ответили «Очень помогло»;

42% - «Да»;

22% - «Частично»;

12% - «Нет».

Различие в результатах, полученных в ЭГ и КГ, наблюдалось в увеличении осведомленности школьников ЭГ о сущности профессии педагога, наличии представлений о возможностях горизонтального и карьерного роста, мерах социальной поддержки.

Показатели операционально-деятель-ностного критерия демонстрируют позитивные изменения в сформированности коммуникативных (+ 24% в ЭГ в отличие от +8% в КГ) и проектных умений школьников (+22% ЭГ по сравнению с +6% в КГ).

Вместе с тем операционально-дея-тельностный критерий иллюстрирует:

• количественный и качественный рост успешно реализованных образо-

вательных проектов обучающихся и студентов;

• активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;

• увеличение числа обучающихся, поступающих на направление подготовки «Педагогическое образование»: 62% учащихся психолого-педагогических классов поступили в АГГПУ им. В. М. Шукшина в 2021 г. в сравнении с показателем 2020 г. (36%).

Результатом эффективной организации работы студентов-наставников стало повышение уровня мотивации и осознанности школьников в вопросах самоопределения в профессиональной деятельности, получение метапредмет-ных навыков в процессе психолого-педагогических проб.

Формирующий эксперимент показал эффективность технологии наставничества при реализации модели «студент педагогического университета - учащийся психолого-педагогического класса». Практическая значимость исследования заключается в разработке этапов, методов, форм и приемов организации модели наставничества в профориентации «студент педагогического университета - учащийся психолого-педагогического класса», которые могут быть использованы в образовательных организациях.

Таким образом, система наставничества студентов педагогического университета выступает эффективным механизмом и средством, направленным на реализацию профориентационных подходов и формирование готовности обучающихся к осознанному выбору будущей профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Билет в будущее. URL: https://bvbinfo.ru/ (дата обращения: 20.09.2021).

2. Роль самосознания в процессе профессионального самоопределения. URL: https://studbooks. net/900016/psihologiya/rol_samosoznaniya_protsesse_professionalnogo_samoopredeleniya (дата обращения: 02.10.2021).

3. Методическое сопровождение факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию. Модуль 4. Познай самого себя» (для 11 класса учреждений общего среднего образования) / М. Ф. Бакунович, О. М. Евдокимова, С. А. Корзун, Т. С. Юрочкина; под общ. ред. А. И. Жука, А. В. Торховой. URL: https://pedklassy.bspu.by/files/docs/tabs/pedagogy/facultativi/Modul4.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

4. Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися). URL: https://sudact.ru/ law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-23012020-n-mr-4202/prilozhenie/3/3.7/ (дата обращения: 10.10.2021).

5. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. 153 с.

6. Бакунович М. Ф., Евдокимова О. М., Корзун С. А. Развитие психологических компетенций у учащихся педагогических классов посредством использования рабочей тетради «Введение в педагогическую профессию. Познай самого себя» // Педагогические классы: опыт и перспективы: материалы II Республиканской науч.-практ. конф., г. Минск, 3 ноября 2017 г. / под ред. А. И. Жука, А. В. Позняк. Минск: БГПУ, 2017. С. 19-21.

7. Базарнова Н. Д. Игнатьева Е. В. Наставничество в современной школе: миф или реальность // Вестник Минского университета. 2018. № 6. С. 93-101.

8. Мокрецова Л. А., Попова О. В., Швец Н. А. Воспитательное пространство педагогического вуза и школы: практика реализации // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. С. 111-117.

9. Концепция психолого-педагогических классов. URL: https://153krsk.ru/images/17-18/Prof_ obraz/2021/Концепция%20психолого-педагогических%20классов.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

10. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования. URL: https://obrnadzor.admhmao.ru/ upload/iblock/ae5/Pismo_-Minprosveshcheniya-Rossii-ot-30.03.2021-N-VB_511_08-0-_1_.pdf (дата обращения: 12.10.2021).

REFERENCES

1. Bilet v budushchee. Available at: https://bvbinfo.ru/ (accessed: 20.09.2021).

2. Rol samosoznaniya v protsesse professionalnogo samoopredeleniya. Available at: https://studbooks. net/900016/psihologiya/rol_samosoznaniya_protsesse_professionalnogo_samoopredeleniya (accessed: 02.10.2021).

3. Bakunovich M. F., Evdokimova O. M., Korzun S. A., Yurochkina T. S. Metodicheskoe soprovozhdenie fakultativnykh zanyatiy "Vvedenie v pedagogicheskuyu professiyu. Modul 4. Poznay samogo sebya" (dlya 11 klassa uchrezhdeniy obshchego srednego obrazovaniya). Ed. by A. I. Zhuk, A. V. Torkhova. Available at: https://pedklassy.bspu.by/files/docs/tabs/pedagogy/facultativi/Modul4.pdf (accessed: 15.09.2021).

4. Pismo Minprosveshcheniya Rossii ot 23.01.2020 No. MR-42/02 O napravlenii tselevoy modeli nastavnichestva i metodicheskikh rekomendatsiy (vmeste s Metodicheskimi rekomendatsiyami po vnedreniyu metodologii (tselevoy modeli) nastavnichestva obuchayushchikhsya dlya organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatelnuyu deyatelnost po obshcheobrazovatelnym, dopolnitelnym

obshcheobrazovatelnym i programmam srednego professionalnogo obrazovaniya, v tom chisle s primeneniem luchshikh praktik obmena opytom mezhdu obuchayushchimisya). Available at: https:// sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-23012020-n-mr-4202/prilozhenie/3/3.7/ (accessed: 10.10.2021).

5. Sinyagina N. Yu., Rayfshnayder T. Yu. (eds.) Nastavnichestvo v sisteme obrazovaniya Rossii. Prakticheskoe posobie dlya kuratorov v obrazovatelnykh organizatsiyakh. Moscow: Rybakov Fond, 2016. 153 p.

6. Bakunovich M. F., Evdokimova O. M., Korzun S. A. Razvitie psikhologicheskikh kompetentsiy u uchashchikhsya pedagogicheskikh klassov posredstvom ispolzovaniya rabochey tetradi "Vvedenie v pedagogicheskuyu professiyu. Poznay samogo sebya". In: Pedagogicheskie klassy: opyt i perspektivy. Proceedings of the II Republic scientific-practical conference, Minsk, 3 Nov. 2017. Ed. by A. I. Zhuk, A. V. Poznyak. Minsk: BGPU, 2017. Pp. 19-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Bazarnova N. D. Ignatyeva E. V. Nastavnichestvo v sovremennoy shkole: mif ili realnost. Vestnik Minskogo universiteta. 2018. No. 6, pp. 93-101.

8. Mokretsova L. A., Popova O. V., Shvets N. A. Vospitatelnoe prostranstvo pedagogicheskogo vuza i shkoly: praktika realizatsii. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021, No. 2, pp. 111-117.

9. Kontseptsiya psikhologo-pedagogicheskikh klassov. Available at: https://153krsk.ru/images/17-18/ Prof_obraz/2021/Kontseptsiya%20psikhologo-pedagogicheskikh%20klassov.pdf (accessed: 10.10.2021).

10. Metodicheskie rekomendatsii dlya obshcheobrazovatelnykh organizatsiy po otkrytiyu klassov "psikhologo-pedagogicheskoy napravlennosti" v ramkakh razlichnykh profiley pri realizatsii obrazovatelnykh programm srednego obshchego obrazovaniya. Available at: https://obrnadzor. admhmao.ru/upload/iblock/ae5/Pismo_-Minprosveshcheniya-Rossii-ot-30.03.2021-N-VB_511_08-0-_1_.pdf (accessed: 12.10.2021).

Гаврутенко Татьяна Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина, г. Бийск

e-mail: gavrutenkotv70@mail.ru

Gavrutenko Tatiana V., PhD in Education, Associate Professor, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy, Biysk, Russia

e-mail: gavrutenkotv70@mail.ru

Максимова София Евгеньевна, преподаватель кафедры психолого-педагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина, г. Бийск e-mail: sonya.maximova@mail.ru

Maksimova Sofia E., Lecturer, Psychological, Pedagogical, Preschool and Primary Education Department, Shukshin Altai State University for Humanities and Pedagogy, Biysk, Russia e-mail: sonya.maximova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.10.2021 The article was received on 20.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.