Научная статья на тему 'Становление и развитие групповых форм студенческого наставничества в вузе'

Становление и развитие групповых форм студенческого наставничества в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ "СТУДЕНТ СТУДЕНТ" / МЕЖКУРСОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВУЗЕ / РАЗВИТИЕ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MENTORING IN "THE STUDENT-THE STUDENT" SYSTEM / INTERCOURSE INTERACTION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION / DEVELOPMENT OF TUTORIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Мигунова Елена Васильевна

В статье выявлена и обоснована проблема студенческого наставничества в современном вузе в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению "педагогическое образование". Широко представлен опыт наставнической деятельности будущих педагогов дошкольного образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. На основе проведенного исследования представлены результаты координации студенческого наставничества на кафедре вуза, этапы вовлечения студентов, направления наставнической деятельности, наиболее эффективные формы межкурсового взаимодействия бакалавров. Выделены основные результаты группового студенческого наставничества открытость, успешная адаптация первокурсников, развитие творческой и социальной активности, реализация педагогических потребностей каждого студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Мигунова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF GROUP FORMS OF STUDENT''S MENTORING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the problem of student's mentoring in modern higher education institution in the course of vocational training of bachelors in the "pedagogical education" direction is revealed and proved. Experience of tutorial activity of future preschool teachers of the “Yaroslav-the-Wise Novgorod State University” is widely presented. On the basis of the conducted research results of coordination of student's mentoring at department of higher education institution, stages of involvement of students, the directions of tutorial activity, the most effective forms of intercourse interaction of bachelors are presented. The main results of group student's mentoring openness, successful adaptation of first-year students, development of creative and social activity, realization of pedagogical needs of each student.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие групповых форм студенческого наставничества в вузе»

обеспечивается на основе системного подхода, который предполагает не только системность в применении методик обучения, развивающих инновационный потенциал личности, но и методическое разнообразие организации обучения.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

2. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А., Репина Р.В., Агаев Н.Ф. Роль тренингов в развитии познавательной активности студентов в рамках профессионального самоопределения // Дискуссия. 2015. №4 - С. 103-108.

3. Калаков Н.И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России. - М., 2005. - 465 с.

4. Карташова В.Н. Инновации в школьном образовании Германии // Психология, социология и педагогика. 2015. № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4409 (дата обращения: 11.01.2018)

5. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. - М: Арена, 1994.-216 с.

6. Николаев А.И. Инновационное развитие и инновационная культура. // Наука и наукознание. 2001. № 2 - С. 54-65.

7. Новиков А.М. О развитии методических систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: anovikov.ru (дата обращения 31.01.2018).

8. Прохорова М.П., Семченко А.А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. №1-1. 2016.

9. Психологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vslovare.ru/slovo/innovatzija (дата обращения 31.01.2018).

10. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград, 1994. - 150 с.

11. Слободчиков, В.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-reading.by/bookreader.php/1034564/Slobodchikov_Psihologiya_obrazovaniya_cheloveka._Stanovlenie_subektnosti_ v_obrazovatelnyh_processah (дата обращения 31.01.2018).

12. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sociology_encyclopedy.academic.ru. (дата обращения 31.01.2018).

13. Стенина Т.Л. Становление проектной культуры студентов в контексте социально-культурного подхода к модернизации // Извест. Сарат. ун-та. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2013.№2. - С. 75-79

14. Челнокова Е.А., Григорян Н.М. Инновационные подходы к модернизации профессионального образования // Нижегородская наука. 2017. №1(1). - С. 80-89.

15. Челнокова Т.А. Культура инновационной деятельности и её формирование в процессе обучения // Педагогическое образование. 2009. №5. - С. 80-85.

Педагогика

УДК: 378

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (г. Великий Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Мигунова Елена Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" (г. Великий Новгород)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ СТУДЕНЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В

ВУЗЕ

Аннотация. В статье выявлена и обоснована проблема студенческого наставничества в современном вузе в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению "педагогическое образование". Широко представлен опыт наставнической деятельности будущих педагогов дошкольного образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. На основе проведенного исследования представлены результаты координации студенческого наставничества на кафедре вуза, этапы вовлечения студентов, направления наставнической деятельности, наиболее эффективные формы межкурсового взаимодействия бакалавров. Выделены основные результаты группового студенческого наставничества - открытость, успешная адаптация первокурсников, развитие творческой и социальной активности, реализация педагогических потребностей каждого студента.

Ключевые слова: наставничество в системе "студент - студент", межкурсовое взаимодействие в вузе, развитие наставнической деятельности.

Annotation. In article the problem of student's mentoring in modern higher education institution in the course of vocational training of bachelors in the "pedagogical education" direction is revealed and proved. Experience of tutorial activity of future preschool teachers of the "Yaroslav-the-Wise Novgorod State University" is widely presented. On the basis of the conducted research results of coordination of student's mentoring at department of higher education institution, stages of involvement of students, the directions of tutorial activity, the most effective forms of intercourse interaction of bachelors are presented. The main results of group student's mentoring - openness, successful adaptation of first-year students, development of creative and social activity, realization of pedagogical needs of each student.

Keywords: mentoring in "the student-the student" system, intercourse interaction in higher education institution, development of tutorial activity.

Введение. Студенчество представляет собой самую активную и трудоспособную часть общества, при этом большая часть стремится как можно раньше начать свою трудовую деятельность. В связи с этим качество профессиональной подготовки в вузе всегда являлось предметом пристального внимания со стороны педагогической науки и практики, а поиск путей самореализации, социализации и профессионализации студентов особенно актуален в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, разработанного на основе компетентностного подхода, профессиональных стандартов.

Современная ситуация на рынке труда в России не простая. Молодежный парламент при Госдуме РФ приводит такие цифры: в среднем безработица составляет около 5%, а среди молодежи этот показатель -16,5%. В то же время 70% выпускников работать по специальности не желают, а из тех, кто идет работать по специальности, более половины в первый год меняют сферу деятельности; более 70% студентов раскаиваются в выборе специальности уже на первом курсе (согласно исследованиям экспертно-аналитического центра РАНХСиГС). У современных школьников, поступающих в вузы, размыты жизненные ориентиры, на первое место встает позиция зарабатывания денег. В то же время наблюдается несоответствие мечтаний абитуриентов (тех, которые осознанно выбирали профиль) и реалий вузовского образования, несоответствие вложенных в учебу сил и итогового результата, компетенций выпускников требованиям работодателей.

Кроме того, недавние выпускники школ попадают в непривычную для себя вузовскую среду, сталкиваются с новым коллективом, системой обучения, ответственностью за свое профессиональное развитие. При этом не всегда личностные качества студентов первого курса соответствуют предъявляемым педагогической практикой требованиям; многие из них боятся публичных выступлений, самопрезентации; преобладает Интернет-общение, живое общение перестало быть необходимостью, иногда оно становится "в тягость".

Таким образом, возникает потребность наличия в образовательной организации высшего образования возможностей для развития внутреннего потенциала студентов, способствующих личностному росту студента, освоению ключевых профессиональных компетенций, возникновению и поддержки мотивации к профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Поиск путей решения этих проблем привел к проектированию обособленного направления в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования - студенческому наставничеству.

Наставничество является предметом многих научных исследований (С.Г.Вершловский, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская и др.) [3; 4]. Изучаемая проблема рассматривается в качестве интегративного и системообразующего компонентов педагогики, а деятельность наставников представляется как сложный и содержательный процесс, в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные составляющие. Однако, научных работ, посвященных проблеме возрождения системы наставничества в современных условиях крайне мало.

По мнению Г.Х.Вахитовой, наставничество должно начинаться не в школе (где все выпускники педагогических вузов работают самостоятельно и несут полную персональную ответственность за образовательную деятельность), а еще в процессе обучения студентов, особенно тех, которые высоко мотивированы на получение профессии педагога и хотят уже во время обучения попробовать себя в профессиональной или квазипрофессиональной деятельности. Это совершенно особый тип студента, который отличается от академически ориентированных обучающихся, в хорошем смысле этого слова «зацикленных» на учебе и не торопящихся переносить свои знания на практику. Мотивированные и практико-ориентированные студенты нуждаются в наставнике, который еще на студенческой скамье начинает учить их азам профессии [2].

С нашей точки зрения особую значимость в рамках освоения педагогической профессии приобретает массовое привлечение студентов к наставнической деятельности. В данном контексте роль наставника может выполнять целая студенческая группа. Обратимся к такому опыту наставничества, организованного в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого на направлении подготовки 44.03.01-педагогическое образование, профиль "Дошкольное образование" в разновозрастной среде развивающего сообщества "учебная группа студентов старших курсов - учебная группа студентов младших курсов", которое работает как система сопровождения образовательной деятельности студентов - будущих педагогов дошкольного образования.

Ежегодно проводимая диагностика студентов-первокурсников в адаптационный для них период свидетельствует о том, что многие студенты выбрали профессию педагога дошкольного образования случайно, просто "прошли по баллам" в определенную волну поступления. Остро стоит проблема и адаптации первокурсника к условиям вуза.

По мнению Н.Н.Невьянцевой, в период обучения профессии студенты сталкиваются с ограниченным набором возможностей практической деятельности, так как находятся под опекой своих преподавателей. Они мало включены в систему социального взаимодействия на уровне общества. Поэтому у них наблюдается сочетание противоречивых поведенческих особенностей: стремление идентифицировать себя в качестве студента, члена студенческого коллектива, с одной стороны, и обособление, негативизм по отношению к одногруппникам и другим студентам вуза - с другой; следование традициям «студенческого братства», а иногда и не совсем социально приемлемым образцам поведения, отрицание этих и других поведенческих норм; стремление принадлежать коллективу, общаться с друзьями и изоляция, иногда даже отрешенность от товарищей по группе и от внешнего мира [5].

В период обучения на первых курсах складывается студенческий коллектив, формируются навыки рациональной организации учебной деятельности, осознается уровень призвания к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, быта и досуга, устанавливается система работы по самообразованию и воспитанию профессионально важных качеств.

Студент-первокурсник переживает эмоциональный дискомфорт из-за незнания особенностей и условий обучения, неопределенности представлений о требованиях, ценностях и нормах поведения в коллективе, необходимости самостоятельно планировать свой бюджет и пр. Такого рода психологическое напряжение может привести к дезадаптации - окончательной потере едва возникшего или возникающего интереса к учебе и профессии; в результате студент становится недисциплинированным, невнимательным, может отставать в

учебе, начинает быстро утомляться на занятиях и прогуливать их. В таких случаях для успешной работы по адаптации необходима поддержка со стороны всего коллектива [6].

У одних студентов формирование новых стереотипов поведения происходит ровно и достаточно быстро, у других - скачкообразно, болезненно и продолжительно. Особенности адаптационной перестройки связаны с типом нервной деятельности и с различными социальными факторами. Организационная и социально-психологическая адаптация происходит одновременно с формированием профессионально значимых свойств личности, усвоением профессионального языка, становлением профессионального менталитета будущего специалиста. Будущему педагогу дошкольного образования предстоит осуществлять профессиональную деятельность в условиях многообразия детей в соответствии с их уровнем развития, национальными, культурными, религиозными особенностями, возможностями здоровья, что требует от педагога умений управлять своим временем, развивать навыки трудолюбия, практических умений эффективного взаимодействия в команде, умений и навыков принятия решений. Все указанные профессиональные компетенции позволят выпускникам быстро и продуктивно включиться во взрослую социальную и профессиональную среду.

Все вышеперечисленное требует создания условий и поиска путей продуктивного взаимодействия разных видов развивающих разновозрастных сообществ, в которых выстраиваются отношения между наставляющими и наставляемыми, осуществляется управление старшекурсниками процессом социализации и профессионализации студентов младших курсов, развитием их творческой активности.

Студенческое наставничество "равный обучает равного" помогает младшекурсникам быстрее влиться в новый для них процесс и привыкнуть к университетскому образовательному пространству, при этом используя технологии активного обучения. Такое наставничество имеет и "тьюторский эффект", т.к. о своих проблемах и переживаниях студент-младшекурсник скорее расскажет студенту, который, возможно, в недавнем прошлом ее решил, а не преподавателю. С другой стороны, наставник сам приобретает уникальный опыт успешного взаимодействия, осознает его значимость, реализует собственные педагогические потребности, формулирует свои карьерные цели и двигается к ним вместе с наставляемыми. Таким образом создается и развивается успешное инициативное студенческое сообщество.

Координацию наставнической деятельности осуществляет проектная группа преподавателей кафедры профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ имени Ярослава Мудрого, создающая условия для такого межкурсового взаимодействия. В соответствии с Положением о наставничестве студентов бакалавриата направления подготовки 44.03.01 - "Педагогическое образование", профиль "Дошкольное образование" последние пять лет ведется целенаправленная работа в этом направлении.

Деятельность координаторов наставников включает: организацию обучения наставляющих основам научно-исследовательской деятельности, основам психолого-педагогического сопровождения студентов, формам и методам активного обучения; приглашение в качестве экспертов, членов жюри, участников проектных групп представителей работодателей (руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций); оказание организационно-методической помощи наставникам в планировании и реализации учебно-воспитательных мероприятий разного уровня; организацию рефлексии по итогам наставнической деятельности с целью ее корректировки и дальнейшего проектирования; стимулирование положительных результатов наставничества; содействие в распространении положительного опыта наставничества в студенческой и профессиональной среде на научно-практических конференциях, заседаниях общественного экспертно-аналитического совета кафедры, стимулирование публикационной активности.

На ценность развивающего взаимодействия студентов с педагогами-наставниками указывает в своем исследовании А.А.Багдасарян, к характеристикам которого она относит: ценностные отношения субъектов взаимодействия, диалогический стиль общения; взаимообогащение субъектов через совместную педагогическую деятельность, направленность на формирование профессиональной компетентности будущего учителя) [1].

В этой связи представляет интерес положительный опыт кафедры профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ имени Ярослава Мудрого по системному межкурсовому взаимодействию с магистрантами кафедры, студентами других кафедр вуза, работодателями, общественными организациями, творческими коллективами Великого Новгорода и Новгородской области, курированию воспитанников детских домов. При этом студенты более успешно осваивают ключевые профессиональные компетенции, уровень которых соответствует требованиям современных работодателей, выпускники становятся востребованными на рынке труда. В системе наставничества "учебная группа студентов старших курсов - учебная группа студентов младших курсов" оказывается содействие в социальной и профессиональной адаптации студентов, развитии их лидерских качеств, ключевых компетенций для Европы (искать, изучать, думать, сотрудничать, адаптироваться, приниматься за дело). На бакалавриате по направлению 44.03.01 - педагогическое образование^ профиль "Дошкольное образование" успешно решена проблема адаптации первокурсников, оптимизации межкурсового взаимодействия, реализации педагогических потребностей каждого студента.

Целью наставнической деятельности в данном контексте является сопровождение процесса социализации и профессионализации студентов, организация продуктивного взаимодействия развивающих сообществ "студент-студент", "учебная группа студентов старших курсов - учебная группа студентов младших курсов", "студент-педагог", "студент-работодатель-ребенок".

В соответствии с целью наставничества определены задачи: осознание значимости будущей профессии посредством мотивации включенности студентов в совместную деятельность "наставник-наставляемый"; создание комфортной образовательной среды в учебных группах; организация продуктивного взаимодействия развивающих сообществ "студент-студент", "учебная группа студентов старших курсов -учебная группа студентов младших курсов", "студент-педагог", "студент-работодатель-ребенок"; развитие активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей студентов в процессе мотивации их к поиску нестандартных решений; обучение командообразованию, межкурсовому взаимодействию, толерантности посредством включения в проектную деятельность; стимулирование студентов к активному участию в конкурсах разного уровня с целью развития компетенций в организации самообразовательной деятельности.

Особое значение в наставнической деятельности придается формированию у наставляющих профессиональных компетенций, корпоративной культуры, личной мотивации, ответственности в работе с наставляемыми, нацеленности на результат, установке на взаимопонмание, умению воодушевлять, создавать позитивный настрой, умению побуждать к самостоятельному мышлению.

Участвуя в наставнической деятельности студенты первых, вторых курсов бакалавриата приобретают способность к непрерывному обучению, критическое отношение к изменениям, происходящим в образовании и обществе, мотивацию к личностному развитию, профессиональному становлению, определение "точек роста", потребность в развитии творческого потенциала.

Наставниками являются учебные группы старших курсов бакалавриата профиля "Дошкольное образование", внутри групп выделяются лидеры-наставники (студенты, способные увлечь наставнической деятельностью остальных).

Процесс включения групп наставников и групп наставляемых в совместную деятельность включает шаги: 1) диагностика: наблюдение за деятельностью наставляемых в процессе совместных мероприятий разной направленности; 2) мотивация: стимулирование активности и инициативности наставляемых (материальное и нематериальное) в процессе совместной деятельности; 3) организация: включение наставляемых в управление взаимодействием; 4) рефлексия: совместная рефлексивная деятельность наставников и наставляемых, прогнозирование перспектив сотрудничества.

В ходе организации наставнической деятельности с целью пошаговой подготовки студентов к ней нами разработаны этапы наставничества:

• 1 этап (теоретический, адаптационный): теоретическая подготовка к обучению "равный обучает равного";

• 2 этап теоретико-апробационный (проектировочный): формирование и развитие потребности в наставничестве, убеждение в его необходимости, видение ценности для самого себя и для общего дела;

• 3 этап апробационный (контрольно-оценочный): регулярное и целенаправленное осуществление метода наставничества; создание условий для формирования индивидуального стиля деятельности наставничества;

• 4 этап повышение квалификации: непрерывное обучение наставников способам, при помощи которых они смогут систематически развивать способности и опыт наставляемых путем предоставления им тщательно планируемых заданий, подкрепленных рефлексивной оценкой и консультациями; при планировании деятельности наставников продумываются ответы (например, на вопросы: каких изменений нужно добиться, когда, какова мера успеха, как будет оцениваться результат и т.д.); задания должны быть актуальными (стараемся найти и использовать подходящие образовательные проблемы, ставим трудные, но разрешимые задачи); при оценке результата консультации по учету допущенных ошибок и т.д.

Наставники-студенты организуют и осуществляют совместную деятельность с наставляемыми в следующих направлениях: научно-исследовательское, командообразование; интеграция элементов учебных модулей, творческое, здоровьесберегающее. Каждое из представленных направлений наполнено конкретным содержанием и проектами.

В рамках научно-исследовательского направления ежегодно: проводится проблемный семинар «Первые шаги в науке. Погружение в научное исследование» (наставник - 4 курс, наставляемые - 1 курс); старшекурсниками организуются научные секции с привлечением студентов младших курсов, студентов других кафедр, школьников, работодателей; результаты прохождения педагогических практик презентуются старшекурсниками для учебных групп младших курсов и др.

Межкурсовые интегрированные занятия проводятся в рамках учебных модулей: "Взаимодействие субъектов образовательного процесса", "Методическое сопровождение художественно-эстетического развития дошкольников", "Организация здоровьесберегающего сопровождения ребенка в дошкольной образовательной организации", "Педагогика развития ребенка", "Педагогическое сопровождение познавательного развития ребенка в дошкольной образовательной организации" и др. С целью получения наибольшей результативности привлекаются студенты заочного отделения (являющиеся практиками в детском саду) и работодатели, заинтересованные в качественной подготовке студентов, отвечающей современным требованиям ФГОС дошкольного образования и Профессионального стандарта педагога.

В рамках направления "командообразование" старшекурсники проводят со студентами первого курса тренинги знакомства, лидерства, командообразования, погружения в профессию по принципу "равный обучает равного", студенты вовлекаются в экскурсионную деятельность, волонтерское движение и др.

Здоровьесберегающее направление предполагает: проведение старшекурсниками образовательных квестов «Здоровый образ жизни» со студентами младших курсов, студентами других профилей обучения и школьниками; проведение серии тренингов по здоровому образу жизни; участие в организации "Олимпийских игр" в дошкольных образовательных организациях Великого Новгорода и др.

В ходе реализации творческого направления старшекурсниками проводятся: творческие интеллектуальные игры («Логика: Л.Н.Толстой. Воспитание игрой: интеллекта, коммуникации, актерства»); творческие фестивали военно-патриотической поэзии и поэзии «Мы помним. Мы гордимся» с приглашением представителей разных поколений; ежегодный творческий конкурс между курсами «Моя профессия»; профориентационные творческие встречи, подготовленные студентами разных курсов для школьников и др.

Опыт работы со студентами показал, что наиболее эффективными формами межкурсового взаимодействия являются:

- коммуникативные тренинги (межкурсовое знакомство, продуктивное взаимодействие);

- тренинги командообразования (сплочение коллектива, работа в команде, реализация принципов командообразования, решения проблем и конфликтов внутри групп);

- мастер-классы (арт-техники в дошкольном образовании и др.);

- студенческие квесты ("здоровый образ жизни студента" и др.);

- конкурсы педагогического мастерства ("Моя профессия");

- портфолио (оказание содействия в составлении; коллективное творческое портфолио);

- творческие конкурсы ("Логика игры: "Педагогическое наследие Л.Н.Толстого для детей дошкольного возраста" и др.);

- педагогические деловые игры ("Педагогическое общение: оптимальные пути достижения результатов" и др.);

- интегрированные занятия ("Физическое и экологическое воспитание дошкольников: линии пересечения", "Синтез искусств в дошкольном образовании" и др.);

-фестивали творчества (межпоколенный региональный фестиваль военно-патриотической песни и поэзии и др.).

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что в процессе обучения каждый студент проходит определенные этапы наставнической деятельности, может одновременно являться и наставником и наставляемым (например, студенты третьего курса могут инициировать и провести совместное мероприятие или студенты старших курсов, находящиеся на практике в дошкольных образовательных организациях являются наставляемыми).

Показателем оценки эффективности наставничества выступает уровень творческой активности наставников и наставляемых в совместной деятельности по разработке проектов, нестандартных решений и т.д. Кроме того, наставник-студент приобретает:

- опыт управления и обучения студентов младших курсов, сверстников; принимает участие в ежегодном студенческом конкурсе "Моя профессия";

- признание сокурсников, повышает собственный статус;

- возможность получать повышенную стипендию разного уровня (вузовский, региональный, международный), включающую показатель социальной активности, проявление инициативы и самостоятельности в образовательном процессе;

- сертификаты, почетные грамоты, благодарности разного уровня, характеристики-рекомендации для работодателей и от работодателей;

- опыт наставничества в волонтерском движении;

- умение транслировать свой опыт наставничества в средствах массовой информации;

- квалификацию в "Школе молодого исследователя", организуемой на кафедре.

Выводы. За последние четыре года 98% наставляемых успешно адаптировались в вузовской среде, принимают активное участие в межкурсовом и межкафедральном взаимодействии, социализированы, профессионализированы, успешно проходят педагогическую практику в дошкольных образовательных организациях Великого Новгорода и области, ежегодно в среднем 20% выпускников бакалавриата поступают учиться в магистратуру по профилю "Образовательный менеджмент".

Таким образом, качество профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования обеспечивается не только активизацией студентов в освоении основной образовательной программы бакалавриата "Дошкольное образование", но и в значительной степени интеграцией с образовательной средой системы студенческого наставничества, которая развивает творческую активность студентов в аудиторной и внеаудиторной работе, формирует потребность в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании практических навыков, закреплении и преобразовании их профессиональных компетенций.

Литература:

1. Багдасарян А.А. Педагогический опыт - механизмы и условия трансляции в системе развивающего взаимодействия «учитель - наставник - студент» // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 4. С. 148-153.

2. Вахитова Г.Х. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов предшкольного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. № 5 (170). С. 64-66.

3. Вершловский С.Г. Учитель-Метордист-Наставник стажера / С.Г.Вершловский, Т.И.Гриб, В.Ю.Кричевский и др. М.: Просвещение, 1988. 144 с.

4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика, 1970. 104 с.

5. Невьянцева Н.Н. Управление процессом адаптации студентов младших курсов: опыт, традиции и инновации // Журнал научных публикаций "Дискуссия". Рубрика: Педагогические науки". 2016. №1 (64).

6. Сухова О.В., Брезгина М.О. Трудовой потенциал выпускника-отличника вуза в рамках реализации государственной стратегии инновационного развития // Дискуссия. 2015. № 10 (62). С. 75-80.

Педагогика

УДК 355.5

преподаватель Шевченко Игорь Анатольевич

Ставропольский филиал

Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Ставрополь); старший преподаватель Иноценко Виктор Александрович

Ставропольский филиал

Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Ставрополь)

ВОПРОСЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ НАРУЖНЫХ СЛУЖБ ПОЛИЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье исследованы факторы, влияющие на результативность применения табельного огнестрельного оружия, обеспечение готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей, на основании чего предложены принципы организации огневой подготовки с сотрудниками наружных служб в территориальных органах МВД России, с учетом передовых методик практической стрельбы.

Ключевые слова: полиция, стрельба из боевого оружия, тактико-специальная и огневая подготовка, практическая стрельба.

Annotation. The article examines the factors influencing the effectiveness of the use of firearms, ensuring the readiness of police officers to use firearms in the performance of their duties, on the basis of which principles of organization of fire training with employees of external services in the units of the Ministry of Internal Affairs of Russia are proposed, taking into account the advanced techniques of practical shooting.

Keywords: police combat arms shooting tactical-special and fire training, practical shooting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.