Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологический дискурс / технологии наставничества / профессиональная компетенция / компетентность / technological discourse / mentoring technologies / professional competence / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Галина Ивановна

В статье рассматривается технологический дискурс как особое средство и устойчивая закономерность повышения уровня профессиональной компетентности молодого педагога. Показана необходимость и возможность применения технологий наставничества и других (баддинг, менторинг, шедоуинг, коучинг) с учетом их особенностей. Выявлены ключевые параметры технологий (целевые характеристики, теоретико-методологические особенности, содержательно-функциональное значение; возможные педагогические риски и ошибки применения; построение чек-листов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL DISCOURSE OF INCREASING THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A TEACHER

The article considers the technological discourse as a special tool and a stable pattern of increasing the level of professional competence of a young teacher. The necessity and possibility of using mentoring technologies and others (budding, mentoring, shadowing, coaching), taking into account their features, are shown. The key parameters of the technologies (target characteristics, theoretical and methodological features, content and functional value; possible pedagogical risks and application errors; construction of checklists) are identified.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ

DOI 10.24412/2541-9056-2021-1-45-57 УДК 378

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА

Г.И. Егорова

Статья поступила в редакцию 11 февраля 2021 г.

В статье рассматривается технологический дискурс как особое средство и устойчивая закономерность повышения уровня профессиональной компетентности молодого педагога. Показана необходимость и возможность применения технологий наставничества и других (баддинг, менторинг, шедоуинг, коучинг) с учетом их особенностей. Выявлены ключевые параметры технологий (целевые характеристики, теоретико-методологические особенности, содержательно-функциональное значение; возможные педагогические риски и ошибки применения; построение чек-листов).

Ключевые слова: технологический дискурс, технологии наставничества, профессиональная компетенция, компетентность.

TECHNOLOGICAL DISCOURSE OF INCREASING THE LEVEL OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A TEACHER

G.I. Egorova

The article considers the technological discourse as a special tool and a stable pattern of increasing the level of professional competence of a young teacher. The necessity and possibility of using mentoring technologies and others (budding, mentoring, shadowing, coaching), taking into account their features, are shown. The key parameters of the technologies (target characteristics, theoretical and methodological features, content and functional value; possible pedagogical risks and application errors; construction of checklists) are identified.

Key words: technological discourse, mentoring technologies, professional competence, competence.

Современные вызовы, нормативные документы - это новые требования к уровню профессиональной компетентности каждого педагога. Особенности требований осложнены спецификой и многообразием инновационных технологий,

которые нашли применение не только в педагогической практике, но и в ресурсных центрах интегрированных компаний при подготовке компетентных специалистов. Значение совокупности инновационных технологий (теории и практики, ус-

ловий применения) определяет тот технологический дискурс, знание которого повышает научно-педагогический ресурс современного педагога и инженера.

Технологический дискурс повышения уровня профессиональных компетенций педагога - трудоемкий процесс, но он становится необходимым и значимым в современных условиях дифференциации и интеграции педагогического знания. Обращение к технологическому дискурсу носит не случайный, а закономерный характер. Закономерности как некоторые устойчивые связи ориентированы на параметры продуктивности и качества совершенствования компетенций педагога, а это возможно при выполнении ряда рекомендаций, таких как: учет постановки технологической цели и составление индивидуальных планов развития педагога с учетом применения инновационных технологий; разноплановость технологической подготовки; моделирование образовательных проектов с включением технологий наставничества и других; освоение новых образовательных технологий, в том числе технологий баддинга, шедоуинга, коучинга, менторинга, которые внедряются не только в корпоративные университеты интегрированных промышленных компаний, но и в образовательные учреждения для повышения профессиональной подготовки педагогов.

Обращение к технологическому дискурсу как особому средству повышения уровня профессиональной компетентности молодого педагога привело нас к необходимости и возможности обосновать ряд новых технологий наставничества

(баддинг, менторинг, шедоуинг, коучинг) с учетом их особенностей и выявить их ключевые параметры (целевые характеристики, теоретико-методологические особенности, содержательно-

функциональное значение; возможные педагогические риски и ошибки применения; построение чек-листов по конкретной технологии).

Раскроем теоретико-методологические особенности технологий.

Технология наставничества. Технология наставничества возможна как с обучающимися школы и вуза, с молодыми педагогами, так и с педагогами, имеющими опыт работы. Современное понимание технологии наставничества связывается с кадровой политикой развития и совершенствования педагогического сообщества.

Целевые и субъектные параметры технологии довольно широкие: профессиональная ориентация для обучающихся общеобразовательных школ; специальные виды практик для обучающихся вузов; профессиональная подготовка и переподготовка педагогов; адаптация молодых педагогов в образовательном учреждении; выход на более высокий уровень развития (карьерный рост) опытного педагога - руководителя. Характерная деятельность наставника включает следующие важные действия при работе с обучающимися: педагогическую поддержку; устранение дефицитов развития; формирование готовности к решению социальной, образовательной, профессиональной проблемы.

Виды деятельности для наставляемого охватывают обучение, игру, проектирование, исследование с последующим их обсуждением, пониманием опыта, который получен. Технология наставничества дает возможность решить ряд образовательных дефицитов (ограничение по здоровью, возможности самоопределения; дезадаптация сирот, мигрантов, проблемных подростков в социуме). Варианты применения технологии наставничества определяются новизной ситуации для каждого наставляемого: новой образовательной ступенью в школе, вузе; переходом в другую школу; новой образовательной программой или должностью [1].

Педагогическая наука оперирует технологией «наставничество» на основе разработанной теоретико-

методологической базы (С.Я. Батышев, С.Г. Вершловский, H.A. Корф, К.Д. Ушин-ский и др.). Методологическое обоснование технологии обеспечено совокупностью подходов: комплексного (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.); личностно ориентированного (И.С. Якиманская и др.) [2]. В основе понятия «комплексность» лежат диалектические закономерности (единство единичного и общего; части и целого; всеобщая связь явлений и их целост-

ность). Необходимость применения лич-ностно ориентированного подхода обеспечивает деятельностную модель развития обучающегося при организации наставничества с учетом индивидуальности субъекта [8].

Ведущие принципы как стратегические ориентиры технологии наставничества гарантируют качественные изменения в личности, среди них такие принципы как: благополучие и безопасность; надежность и ответственность; честность и справедливость во взаимоотношениях; учет прав и достоинств каждого субъекта; равенство и отзывчивость [15]. Ведущие критериальные характеристики технологии наставничества: постановка и достижение цели; позитивность и одобрение в ходе реализации технологии; качественные параметры развития участников [12, 13].

Функционально-дидактическое значение понятия «наставничество» при проведении контент-анализа научных статей раскрывает многозначность понятия для профессионального становления, социальной адаптации, развития личности, подготовки педагогических кадров, развития корпоративной культуры (рисунок 1).

Функционально—дидактическая роль технологии наставничества

1

1

Профессиональная Практическая Социальная Развивающая

1 1 1

Элемент входа в педагогическую профессию (С.Г. Вершловский) Передача педагогического опыта. Развитие корпоративной культуры (Б.М.Бим-Бад) Условие социальной адаптации (A.B. Мудрик) Личностное развитие субъекта (И.С. Якиманская)

Рисунок 1 - Роль наставничества в педагогическом процессе Humanities researches of the Central Russia № 1 (18), 2021

Деятельность наставляемого - учебная, профессиональная подготовка, волонтер-ство и т.д.. Базовый процесс развития наставляемого - социализация, самоопределение, идентификация. Вид наставнической деятельности и компетенции соответствуют типу базового процесса развития.

Развитие наставляемого в процессе деятельности осуществляется через следующие виды деятельности: учебная, игровая, трудовая, проектно-Таблица 1 - Целевые характеристики

исследовательская. Наставник оказывает педагогическое воздействие на базовые процессы развития не непосредственно, а через вовлечение наставляемого в ту или иную деятельность с последующей организацией ее обсуждения и осмысления полученного опыта [3].

Технология наставничества строится с учетом этапов от знакомства наставника с обучающимся до завершения процесса (таблица 1).

новных этапов технологии наставничества

Этапы технологии Ведущие методы Целевые характеристики

Адаптационный этап

Первоначальное знакомство Персональная беседа Установка контакта, создание поля доверия

Проектировочный этап

Оценка знаний и умений, навыков обучающихся Собеседование Тестирование Кейсовые задачи Диагностика квалификационной базы. Выявление дефицита необходимых знаний, умений, навыков

Планировка обучения, учебных задач Планирование,корректирование Составление плана- графика обучения (объем, период обучения)

Мотивация, обучение Основные шаги наставничества (5 шагов) Обучить навыкам согласно плану-графику

Оценочный этап

Оценка полученных результатов обучающихся Тестирование Кейсовые задачи Оценка навыков обучающихся

Завершение технологии Обратная связь Анкетирование Определить свою эффективность как наставника с точки зрения стажера

Соответственно, значимыми методами работы наставника являются организация деятельности наставляемого и совместное обсуждение. Основные шаги в технологии наставничество для педагога-мастера - я расскажу, ты послушай; я покажу, ты посмотри, сделаем вместе. Основные шаги для наставляемого - сделай самостоятельно, я посмотрю и подскажу; сделай самостоятельно и расскажи, что и как сделано. Ведущие приемы наставни-

чества ориентированы на передачу знаний с высокой мотивацией молодого педагога для построения продуктивной деятельности. Подготовка молодого педагога строится в ситуации со следующими вариантами. Первая ситуация «я не могу и нет желания» означает, что навыки, мотивация не развиты, это педагогический барьер, который необходимо убрать. Вторая ситуация «я не могу, но желание присутствует» доказывает необходимость со-

ставить схему обучения. Третья ситуация «я могу и есть желание» указывает на наличие знаний, умений; требуется их далее развивать до возможного мастерства. Четвертая ситуация «я могу, но нет желания» показывает отсутствие мотивации; требуется изменить характер процесса ведения технологии [11].

Этапы технологии наставничества позволяют уйти от бессознательной некомпетентности наставляемого к осознанной компетентности, что значимо для повышения уровня профессиональной подготовки.

На первом этапе наставничества субъект еще не осознает дефицит знаний, умений, уровень профессиональной компетентности. На заключительном этапе наставничества субъект уже сознательно оценивает свой уровень, при этом ряд действий становится автоматизированным, привычным, что обеспечивает высокий уровень профессиональной компетентности. Характерный стиль взаимодействия, выбор методов наставника определяется уровнем подготовки наставляемого. Чаще всего применимы методы инструктирования, объяснения, развития. При инструктировании наставляемого даются пошаговые инструкции или происходит

<М> <м> г"»

копирование действий наставника. В ходе объяснения наставник обосновывает свои действия, раскрывает алгоритм работы. При реализации развивающих методов наставник предлагает систему развивающих вопросов (установить причинно-следственную связь, провести анализ, синтез и т.д.).

Существуют возможные педагогические риски и ошибки, возникающие при реализации технологии наставничества:

Риск 1 - субъективность наставника в выявлении уровня подготовки наставляемого. Правило 1 - проявление наставником объективной профессиональной позиции.

Риск 2 - применение наставником одного и того же метода, приема для наставляемых. Правило 2 - выбор методов наставником индивидуален для каждого наставляемого.

Риск 3 - наставник ставит размытые, нечеткие цели при подготовке наставляемого. Правило 3 - цель, формулируемая наставником, конкретна, измерима, достигаема в срок, мотивирована для наставляемого.

Риск 4 - наставник ставит задачу, но не проверяет наставляемого на предмет возможности ее решения. Правило 4 -наставнику необходимо задать несколько развивающих вопросов (3 или 4) после формулировки задачи.

Риск 5 - наставник, применяя принцип обратной связи, критикует наставляемого и пренебрегает тем, что это универсальный инструмент развития, особый метод критики наставляемого без конфликта. Правило 5 - наставляемый осознает обратную связь как помощь в учебе, возможность изменить поведение. При высокой критике наставника идет внутреннее отвержение наставляемого от решения поставленной задачи [9].

Элементы технологии наставничества включены в технологии менторинга, ко-учинга, шедоуинга, баддинга (рисунок 2). № 1 (18), 2021 49

Наставничество — технология передачи опыта от наставника к наставляемому с целью развития, образования, социализации личности

Виды технологии

Коучинг Менторинг Баддинг Шедоуинг

Технология активизация саморазвития самообучения

Технология интеграции коучинга и преп од ав ате ль ской деятельности

Технология поддержки молодого педагога

Рисунок 2 - Интенсивные технологии повышения компетентности педагога

Каждая технология имеет свои закономерности проведения, остановимся на них более подробно.

Технология «Баддинг». Концептуальная основа технологии «баддинг» опирается на систему подходов и методов наставничества, доказанных практическим опытом, научными теориями, раскрывающих взаимодействие наставника и наставляемого. Само понятие «баддинг» (buddying) в переводе с английского означает перспективный, надежный метод неформального наставничества. Это технология подготовки молодого педагога на основе приемов развития и поддержки субъекта при работе в парах с учетом обратной связи, дружественных, равноправных отношений. Баддинг подразумевает поддержку в достижении целей личных, профессиональных, развитии новых профессиональных навыков при общении только с одним человеком, при отсутствии таких понятий как: «наставник», «обучающий», «обучающийся» [4, с. 14].

Педагогическая организация участвует в процессе обучения, совместно с наставником разрабатывает план, проводит его коррекцию при реализации процесса наставничества.

Ведущие подходы, эффективные при реализации технологии «баддинг» - системный, личностно-ориентированный. Ведущий метод технологии «баддинг», раскрытый в трудах российских и зарубежных ученых, определяющий фундамент технологии для достижения образовательных целей, - это наставничество [5, 16].

Основополагающие ориентиры технологии (ведущие принципы) - доверие и конфиденциальность; достижение цели; ненавязывание своего мнения; отсутствие советов и присутствие направляющих вопросов; интерактивное общение.

Ведущие формы работы - проекты, консультирование, семинары, тренинги, мастер-классы. Обратная связь дается обоюдно. Сотрудники видят друг друга в работе под другим ракурсом, через внут-

ренние горизонтальные коммуникации, непосредственное взаимодействие в образовательном процессе. Диагностика результатов в технологии идет по чек-листу, который включает основные этапы работы (I - подготовительный, II - основной, III - заключительный), компетенции молодого педагога и поведенческие индикаторы. Перевод слова «check» - проверка (с англ. слово «list» означает «список». Ди-

агностика по чек-листу показывает готовность молодого педагога к работе. Поведенческие индикаторы формулируются утвердительно с возможной корректировкой в ходе образовательной деятельности. Педагог-координатор дает комментарии по каждому индикатору в баллах.

Примерный вариант чек-листа отражен в таблице 2.

Таблица 2 - Чек-лист диагностики поведенческих компетенций молодого педагога

Дата

ФИО

Координатор-педагог

Компетенция Этап Поведенческие индикаторы Балльная оценка Сред ний балл

1 2 3

Планирование работы I Определен профессиональный дефицит

Изучен кейс координатора

Составлен план работы

Доверительность II Речевые позитивные формулировки

Располагает к доверию и общению

Спокойно реагирует на возражения

Аргументация Задает аргументированные вопросы

Предоставляет аргументированные ответы

Умеренно позиционирует свои знания

Инициативность Демонстрирует позицию на «равных»

Проявляет инициативу

Инициирует обратную связь

Ориентация на результат III Ориентированность на результат, а не на процесс

Отрабатывает альтернативные варианты

Договоренность на последующее равноправное сотрудничество

Рациональные виды применения технологии в образовательном процессе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• при адаптации молодого педагога; в рамках проведения педагогической практики;

• повышении профессиональных компетенций педагогов;

• улучшении эффективности деятельности в образовательном учреждении и между ними;

• для развития поведенческих навыков сотрудников; в качестве инструмента работы в команде.

Наблюдая работу молодого педагога, педагог-координатор сам развивается, обучается дополнительно, а эффективные приемы объективной обратной связи совершенствуются при проведении тренинга, консультации.

Технология «Менторинг». Переводное значение понятия «менторинг» - наставник (от англ. mentor). Технология реализуется через формат личностных неформальных встреч при совместном выполнении заданий, проектов. При этом общение носит неформальный характер. Технология ориентирована на подготовку своего преемника, педагога при переводе на другую должность. Ведущий метод технологии менторинга - консультирование, которое проводится по необходимости с концентрацией на профессиональное развитие педагога [4].

Ментор - это опытный педагог-наставник, с высокой квалификацией, имеющий желание передачи своего опыта подопечным (менти). Консультации и встречи краткосрочные, они ориентиро-

ваны на конкретные вопросы, могут протекать длительный период.

Реализация технологии менторинга осуществляется с учетом следующих принципов: равенства обучающего и обучаемого; личностного развития и помощи в направлениях развития; учета ценного личного жизненного опыта.

Технология «Шедоуинг». Понятие «шедоуинг» (с анг. «shadow» - «тень», «следование за тенью»). Технология эффективна при вхождении обучающегося в педагогическую профессию. Содержательный аспект технологии связан с тем, что молодой педагог прикрепляется «тенью к мастеру» для постоянного взаимодействия. Инициатор технологии в большей степени может быть и обучающийся, и педагог, который дает рекомендации по ее организации.

Ведущие принципы технологии (планирование, целеполагание, составление схем наблюдения за профессионалом, самонаблюдение без постановки вопросов, рефлексивная оценка знаний, личностных качеств) ориентируют молодого педагога на развитие индивидуального стиля деятельности.

Приоритетные качества педагога-мастера в технологии шэдоуинг - профессионализм педагога; умения объяснить свои действия; рефлексивные умения; открытость.

Приоритетные качества обучающегося - доверие в субъект-субъектных отношениях «педагог-мастер и обучающийся»; технологизация увиденного; умение вер-бально и невербально представить увиденное.

Востребованность технологии шэдоу-инга проявляется в различных направлениях: профориентации старшеклассников; непрерывной педагогической практике; профессиональном самосовершенствовании.

В образовательном процессе технологии возможна реализация обратного шэ-доуинга. Основной вид деятельности данной технологии - мастер-педагог наблюдает за деятельностью молодого педагога. При наблюдении за учеником педагог-наставник ставит себя на место ученика, а обучающийся видит себя как мастера, что обеспечивает изменение самооценки, повышение уверенности в действиях ученика.

В рамках решения профессиональных педагогических задач, консультирования, рефлексии востребована технология «ко-учинг». Коуч (с анг. соас^ - педагог готовит обучающихся к разным мероприятиям, развивает в субъекте ответственность за свои успехи в образовательной деятельности.

Технология «коучинг» направлена на индивидуальную, ситуативную педагогическую поддержку субъекта при выполнении сложной задачи. Ведущий метод технологии - консультирование с ориентацией на развитие рефлексии, самоконтроля субъекта.

Концептуальная основа технологии «коучинг» строится на теории когнити-визма и конструктивизма (самостоятельная конструкция реальности с учетом базы знаний). Ведущий подход - системный; ведущие методы - проблемный анализ, обучение в диалоге, наблюдение, под-Humanities researches of the Central Russia

держка, консультирование, обратная связь; ведущий прием - развитие критического мышления. Основные принципы технологии «коучинг» следующие: создание конструкта совместной реальности; планировка взаимодействия; динамичность и изменяемость базовых условий; целенаправленность и мотивация; открытие возможностей для развития; устранение стереотипов; ориентация на решение проблем, поиск и апробация решений; системность, учет причинных связей [3,6].

Процессуальная часть технологии «коучинг» имеет неформальный, длительный временной период, включает консультации, которые планируются заранее. Цель консультирования устанавливается подопечным с согласия наставника, имеет краткосрочные цели. Технология строится на поддержке педагогом-коучем обучающегося в параметрах рационального взаимодействия с учетом индивидуальности, структурированности, контекстуаль-ности взаимодействия (учет социального, культурного окружения). Предусматривается возможность интеграции индивидуального решения проблем на основе рефлексии собственной практики, обратной связи, с учетом разработки стратегии преодоления трудностей. Как эффективная форма консультирования технология включает систему конкретных мер при сопровождении вхождения в педагогическую профессию, так как молодые педагоги встречаются с непредвиденными требованиями и проблемами.

При этом консультирование молодых педагогов возможно в области различных компетенций (личностных, практических, № 1 (18), 2021 53

социальных и коммуникативных). С этой точки зрения технологию можно представить как особую форму консультирования, формирующую самостоятельность, интересы (предметные, методологические), направленные на понимание педагогической профессии. В ходе реализации технологии рационально ориентирование на Таблица 3 - Матрица сравн

интерактивное сопровождение, безоценочное взаимоотношение с учетом взаимоуважения, взаимодоверия, равноправия между тренером и обучающимся, при добровольном участии каждого участника.

Основные параметры интенсивных технологий отразим в виде структурированной матрицы (таблица 3). ительного анализа интенсивных технологий

Критерии Наставничество Баддинг Менторинг Коучинг Шедоуинг

Применение Для всех категорий педагогов Для молодых педагогов Для всех категорий педагогов Для всех категорий педагогов Для молодых педагогов

Эффективный метод Методы обучения (объяснение инструктаж), демонстрация действий Моделирование Методы обучения (деловая игра, мозговой штурм) Неформальное наставничество Консультирование Поддержка длительная Консультирование Сопровождение, ограниченное по времени Наблюдение Рефлексия

Наполнение Широкий охват проблем Внедрение программ повышения эффективности Широкий охват проблем Решение про-фессиональ-ной конкретной проблемы Профориентация Педагогическая практика

Субъект - субъектные отношения Педагог- наставник- профессионал дает рекомендации наставляемым Взаи-моотноше-ния рабочие Педагог- бадди- коллега Отношения на позициях равенства, доверия Педагог -ментор, квалифицированный наставник. Отношения неформальные, длительные Педагог-коуч направляет и развивает Отношения краткосрочны, структурированы, доверительны Педагог-мастер высокой квалификации Молодой педагог «тень мастера»

Путь, достижения цели Ориентация на цель, открытие возможностей наставляемых Наставник знает решение задачи, проблемы, как достичь цели Концентрирование на профессиональном развитии Концентрирование на про-фессиональ-ной задаче Мастер умеет объяснить свои действия, открыто их раскрывает

Результат Адаптация, обучение, передача знаний Адаптация, работа в команде Карьера, профессиональное развитие Развитие способностей к самостоятельности Индивидуальный стиль деятельности

Едогоуа

л V V

Сравнительный анализ технологий показывает их отличие от технологий традиционных по ряду признаков: место технологии в профессиональной подготовке педагога; субъект-субъектные отношения; применение эффективных методов; стиль взаимоотношений, результативность.

Субъект-субъектные отношения педагога (наставник, бадди, мастер, ментор, коуч) и обучающегося (молодой педагог, школьник, студент) носят доверительный, рабочий характер, что обеспечивает активное познание, самостоятельность при избегании стрессовых ситуаций, формирует приемы здоровьесбережения каждого субъекта. Технологии включают элементы поддержки, обратной связи с учетом рефлексии, и эти факторы работают на повышение эффективности деятельности каждого участника технологии.

Таким образом, внедрение в образовательную практику интенсивных технологий значимо и актуально не только в связи с повышением требований работодателя, но и возросшими требованиями к профессиональной подготовке молодых пе-

дагогов, карьерному росту педагога-профессионала [7].

Опыт многолетней работы, педагогическая практика, нормативно- правовые документы доказывает возможность развития ключевых, базовых компетентностей педагога по конкретному предмету, с учетом инновационного преобразования образовательного процесса [15]. Безусловно, есть значимые педагогические технологии, например: мастерские, парацентрическая, информационные, модульная, проблемное обучение, тренинговые, игровые, которые вносят свой вклад в образовательный процесс, развитие обучающегося. Однако новые требования ФГОС, новые образовательные стандарты говорят о необходимости применять интенсивные технологии (наставничества, бад-динга, шедоуинга, коучинга, менторинга), так как именно они развивают базовые компетентности и метакомпетенции обучающихся и наставников, формируют новый взгляд педагога на образовательный процесс.

Список литературы

1. Ахметова С.Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. - 2012. - № 7. - С. 98-104.

2. Блинов В.И., Есенин Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. - С. 4-18.

3. Брод Р. Коучинг и наставничество в профессиональном развитии: проблемы и возможности // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - №7. - С. 56 - 65.

4. Егорова Г.И. Ключевые проблемы подготовки в вузе и школе в рамках форсайта российского образования // Материалы VII Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. - Москва: ИМИР, 2018. - С. 87 - 92.

5. Егорова Г.И. Интеллектуальная культура человека - ценностный ориентир и жизненный критерий в обществе // Гуманитарные исследования центральной России. - 2019. - №4 (13). - С. 37 - 44.

6. Егорова Г.И. Интерактивное обучение в высшей школе как условие реализации ФГОС нового поколения // Инновационные технологии в образовании: Материалы IV Международной научно-практической конференции. - Тюмень: ТИУ, 2017. - С. 21-23.

7. Дроттер С., Чаран Р., Коэл Дж. Кадровый экскалатор: нанять или воспитать лидера? - Москва: РИА «Стандарты и качество», 2009. - 216 с.

S. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. - 2016. - С. 92-112.

9. Клищ Н.Н., Январев В.А. Наставничество на государственной службе - новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества). -Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 64 c.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/194365 (дата обращения 30.09.2020).

11. Наставничество в системе образования России: Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю. Синягиной. - Москва: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с.

12. Панфилова А.П. Наставничество и обучение на рабочем месте: терминологический анализ зарубежных методов // Современные технологии управления. - 2016. - № 12 (72). - С. 6 -13.

13. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. проф. Образования. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.

14. Покрышкина А.В. Баддинг как современный метод адаптации молодых сотрудников // Управление развитием персонала. - 2016. - №4. - С. 310 - 31S.

15. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015. N996^. [Электронныйресурс]. - URL: http:/ /www.consultant. ru/document/cons doc LAW_180402/ (дата обращения 30.09.2020).

16. Klarin M.V. Sovremennoe nastavnichestvo: novy'e cherty' tradicionnoj praktiki v organizaciyax XXI veka // E'konomika i obrazovanie. - 2016. - S. 92-112.

References

1. Axmetova S.G. Novy'e obrazovatel'ny'e texnologii v organizacii neformal'nogo obucheniya personala kompanij // Kreativnaya e'konomika. - 2012. - № 7. - S. 98-104.

2. Blinov V.I., Esenin E.Yu., Sergeev I.S. Nastavnichestvo v obrazovanii: nuzhen xorosho zatochenny'j instrument // Professional'noe obrazovanie i ry'nok truda. - 2019. - № 3. - S. 4-18.

3. Brod R. Kouching i nastavnichestvo v professionalem razvitii: problemy' i vozmozhnosti // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 200S. - №7. - S. 56 - 65.

4. Egorova G.I. Klyuchevy'e problemy' podgotovki v vuze i shkole v ramkax forsajta rossijskogo obrazovaniya // Materialy' VII Vserossijskoj nauchno- metodicheskoj konferencii s mezhdunarodny'm uchastiem. - Moskva: IMIR, 2018. - S. 87 - 92.

5. Egorova G.I. Intellektual'naya kul'tura cheloveka - cennostny'j orientir i zhiznenny'j kriterij v obshhestve // Gumanitarny'e issledovaniya central'noj Rossii. - 2019. - №4 (13). - S. 37 - 44.

6. Egorova G.I. Interaktivnoe obuchenie v vy'sshej shkole kak uslovie realizacii FGOS novogo pokoleniya // Innovacionny'e texnologii v obrazovanii: Materialy' IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Tyumen': TIU, 2017. - S. 21-23.

7. Drotter S., Charan R., Koe'l Dzh. Kadrovy'j e'kskalator: nanyat' ili vospitat' lidera? - Moskva: RIA «Standarty* i kachestvo», 2009. - 216 s.

S. Klarin M.V. Sovremennoe nastavnichestvo: novy'e cherty' tradicionnoj praktiki v organizaciyax XXI veka // E'konomika i obrazovanie. - 2016. - S. 92-112.

9. Klishh N.N., Yanvarev V.A. Nastavnichestvo na gosudarstvennoj sluzhbe - novaya texnologiya profes-sional'nogo razvitiya gosudarstvenny'x sluzhashhix (zarubezhny'j i rossijskij opy't nastavnichestva). - Moskva: Izd. dom Vy'sshej shkoly' e'konomiki, 2014. - 64 c.

10. Koncepciya dolgosrochnogo socialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 17 noyabrya 2008 goda №1662-r. [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://base.garant.ru/19436S (data obrashheniya 30.09.2020).

11. Nastavnichestvo v sisteme obrazovaniya Rossii: Prakticheskoe posobie dlya kuratorov v obrazovatel'ny'x organizaciyax / Pod red. N.Yu. Sinyaginoj. - Moskva: Ry'bakov Fond, 2016. - 153 s.

12. Panfilova A.P. Nastavnichestvo i obuchenie na rabochem meste: terminologicheskij analiz zarubezhny'x metodov // Sovremenny'e texnologii upravleniya. - 2016. - № 12 (72). - S. 6 -13.

13. Panfilova A.P. Innovacionny'e pedagogicheskie texnologii: Aktivnoe obuchenie: uchebnoe posobie dlya stud. vy'ssh. prof. Obrazovaniya. - 4-e izd. - M.: Izdatel skij centr «Akademiya», 2013. - 192 s.

14. Pokry'shkina A.V. Badding kak sovremennyj metod adaptacii molodyx sotrudnikov // Upravlenie razvitiem personala. - 2016. - №4. - S. 310 - 315.

15. Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 29.05.2015. N996-r. [Elektronnyjresurs]. - URL: http:/ /www.consultant. ru/document/cons doc LAW_180402/. (data obrashheniya 30.09.2020).

16. Klarin M.V. Sovremennoe nastavnichestvo: novye cherty' tradicionnoj praktiki v organizaciyax XXI veka // Ekonomika i obrazovanie. - 2016. - S. 92-112.

Для ссылки: Егорова Г.И. Технологический дискурс повышения уровня профессиональных компетенций педагога // Гуманитарные исследования Центральной России. -2021. - №1 (18). - С. 45-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.