Научная статья на тему 'Здоровьесбережение студентов ?? базовая составляющая процесса гуманизации высшего образования'

Здоровьесбережение студентов ?? базовая составляющая процесса гуманизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АССИМЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА / THE STUDENTS' HEALTHKEEPING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / THE STUDENTS' PHYSIOLOGICAL PECULIARITIES / FUNCTUAL ASYMMETRY OF HEMISPHERES OF BRAIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбина И.Р

Статья посвящена актуальной проблеме здоровьесбережения студентов высшей школы. Автор определяет ряд педагогических условий здоровьесбережения. Наиболее подробно анализируются пути реализации одного из них организации учебного процесса с учётом физиологических особенностей студентов на примере изучения дисциплины «Иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENTS' HEALTHKEEPING IS THE BASIC POINT OF THE PROCESS OF HUMANIZATION OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the urgent problem of the students' healthkeeping of higher education. The author defi nes the row of pedagogical conditions of healthkeeping. The organization of the educational process taking into consideration the students' physiological peculiarities as an example of the discipline «Foreign language» is analyzed in detail.

Текст научной работы на тему «Здоровьесбережение студентов ?? базовая составляющая процесса гуманизации высшего образования»

УДК 378.04 И.Р. РЫБИНА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра философии, истории и права, Финансовый университет при Правительстве РФ Е-mail: irina-bolhov@rambler.ru

UDC 378.04 I.R. RYBINA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department ofPhilosophy, History and Law, Financial University under

the Government of the RF Е-mail: irina-bolhov@rambler.ru

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ - БАЗОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE STUDENTS' HEALTHKEEPING IS THE BASIC POINT OF THE PROCESS OF HUMANIZATION OF HIGHER EDUCATION

Статья посвящена актуальной проблеме здоровьесбережения студентов высшей школы. Автор определяет ряд педагогических условий здоровьесбережения. Наиболее подробно анализируются пути реализации одного из них - организации учебного процесса с учётом физиологических особенностей студентов на примере изучения дисциплины «Иностранный язык».

Ключевые слова: здоровьесбережение студентов, педагогические условия, физиологические особенности студентов, функциональная ассиметрия полушарий мозга.

The article is devoted to the urgent problem of the students' healthkeeping of higher education. The author defines the row of pedagogical conditions of healthkeeping. The organization of the educational process taking into consideration the students' physiological peculiarities as an example of the discipline «Foreign language» is analyzed in detail.

Keywords: the students' healthkeeping, pedagogical conditions, the students' physiological peculiarities, functual asymmetry of hemispheres of brain.

В контексте идей гуманизма жизнь человека, его здоровье и благополучие являются непреходящей ценностью. Здоровье - одна из сущностных характеристик человека, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции.

Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность, т.е. человек, в котором гармонически сочетается духовное богатство, интеллектуальное и физическое совершенство.

Современный этап развития высшей школы характеризуется интенсификацией учебной деятельности, внедрением новых педагогических технологий, что делает особенно острой проблему организации обучения студентов с целью сохранения их индивидуального здоровья.

Следует, однако, констатировать, что анализ практической деятельности преподавателей высшей школы даёт нам основание отметить, что большинство из них на своих занятиях не осуществляют в системе деятельность по сохранению и укреплению здоровья студентов. Между тем, каждая дисциплина имеет определённые дидактические возможности для организации здоро-вьесберегающей деятельности в учебном процессе вуза.

Современная педагогика призвана найти такие пути построения образовательного процесса, которые имеют в своей основе главное - сбережение природы человека.

© И.Р. Рыбина © I.R. Rybina

Поэтому создание условий для этого - одно из главных направлений совершенствования учебного процесса.

Если мы говорим о наличии тех или иных «условий», то на первый план выдвигается их философская составляющая, которая выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой они возникают, существуют, развиваются. Следует заметить, что структура комплекса условий должна быть гибкой, динамичной, отвечающей состоянию системы в данное время.

Системный анализ психолого-педагогической литературы, собственный опыт преподавательской деятельности даёт нам основание утверждать, что педагогическими условиями здоровьесбережения студентов являются:

- организация учебного процесса с учётом физиологических особенностей студентов, имеющих адресный характер;

- последовательная реализация преподавателем здоровьесберегающего потенциала содержания учебных дисциплин;

- обеспечение на занятиях гармонизации здо-ровьесберегающей среды путём импликации её пространственно-предметного, эмоционального, технологического, социально-ценностного компонентов;

- интенция мотивации на формирование здорового образа жизни;

Ученые записки Орловского государственного университета. №6 (69), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 6 - no. 69. 2015

- формирование психоэмоциональных состояний студентов средствами арт-терапии;

- обеспечение рефлексивной направленности учебной деятельности студентов [2, с. 80].

Акцентируем внимание на путях реализации одного из вышеперечисленных педагогических условий здо-ровьесбережения студентов высшей школы на примере изучения дисциплины «Иностранный язык».

Реализация педагогического условия - организации учебного процесса с учётом физиологических особенностей студентов, имеющих адресный характер, подразумевает направленность преподавателя на учебные возможности каждого обучающегося с опорой, прежде всего, на успех в достижении положительных учебных результатов, на формирование индивидуального стиля учебной деятельности студентов: предоставление свободы выбора заданий; определение способа учебной работы. Во главу угла ставятся потребности каждого студента, которые становятся решающим фактором выбора содержания и приёмов учебной работы, в частности, введение приёмов рационального выполнения учебных действий (один студент успешно использует словесную форму, другой - графическую, третий применяет индивидуально значимые для него коды, символы, знаки.

В русле гуманистического подхода в контексте реализации данного педагогического условия с целью здоровьесбережения обучающихся преподаватель учитывает личные резервы овладения иностранным языком: развитие инициативы студента (learner autonomy), предпочтение работы в малых группах (learner-central teaching) или в больших группах (community language teaching). Также он создаёт на занятиях особую атмосферу поддержки каждого обучающегося (supportive environment), ставит студентов в определённые условия «добывания знаний» (learning-centred curriculum) [3, с. 48].

Нейропедагогика рассматривает учебный процесс в виде трёх этапов: мотивационного (установка на предполагаемую деятельность), операционного (обеспечение деятельности), результативного (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой).

При проведении занятий особое внимание следует уделить индивидуально-личностным проблемам, которые могут мешать успешно осваивать иностранный язык. В частности, это повышенная тревожность некоторых студентов, вызванная различными причинами и препятствующая успешному общению на занятиях (debilitating anxiety) [1, с. 38].

Преподавателю желательно знать познавательный стиль и стратегию развития каждого студента (learner styles and strategies), чтобы разработать педагогические методы и приёмы в соответствии с их индивидуальными возможностями. «Кинестетикам» надо проговаривать изучаемый материал, «аудиторы» слушают новый материал очень внимательно и используют слуховые ассоциации. «Визуалы» всегда опираются на зрительные образы и наглядную память. Познавательные стили за-

висят от межполушарной ассиметрии головного мозга.

Таким образом, оптимальные условия для реализации индивидуальных возможностей студентов могут создаваться с учётом мозговой организации познавательных процессов.

Обозначим пути создания ситуации успеха на вышеописанных этапах учебного процесса с учётом функциональной ассиметрии полушарий.

Прежде всего, предпочтительно определить место при проведении занятий в аудитории для каждого студента. Известно, что познавательная активность, первично возникающая в одном из полушарий, вызывает движение глаз. Правополушарные обучающиеся отводят глаза влево, а левополушарные - вправо. Таким образом, для правополушарного студента наиболее значима левая полусфера пространства. Следовательно, ему надо дать рекомендации, чтобы он сел на занятии так, чтобы доска и преподаватель находились слева от него, а для левополушарного студента - наоборот.

Задача мотивационного этапа - сформировать мотив достижения. Для правополушарных студентов надо делать упор на социальную значимость, авторитет, престижность положения в коллективе. Задания для них должны быть творческие, а преподносимая информация иметь связь с практикой. Их левая полусфера - рабочая, поэтому доска в аудитории предпочтительнее более светлого тона, а мел лучше тёмный. Для левополушар-ных важно делать упор на познавательные мотивы. Работать такие студенты предпочитают самостоятельно. У них рабочая полусфера - правая, цветовая организация - тёмная доска, светлый мел.

На операционном этапе студенты с доминированием правого полушария не всегда логически правильно строят свою речь, допускают смысловые пропуски. Обучающиеся с доминированием левого полушария почти всегда применяют правила, хорошо контролируют свою речь, но им трудно даётся обобщение материала, аннотирование иностранных текстов, они медленно делают письменные задания. Правополушарные студенты усваивают знания от целого к части. Левополушарные -от части к целому.

Студенты с разными познавательными стилями могут компенсировать способности друг друга. Человек с доминированием правого полушария может показать своему товарищу такие операции, как синтез, использование различных схем, поиск необходимой информации, выделение сути. Обучающийся с доминированием левого полушария хорошо выделяет нужные детали, создаёт категории, выявляет различия.

На результативном этапе результат деятельности должен превратиться в эмоциональный стимул, в осознанный мотив. Для правополушарных студентов предпочтительнее вопросы «открытого» типа, ограниченное время выполнения заданий, устный опрос. Для левопо-лушарных - вопросы «закрытого» типа, письменные ответы, не ограниченные временем. Это даст возможность раскрыть свои способности к анализу.

На практических занятиях по иностранному язы-

ку студентам с доминированием правого полушария даются творческие общие и индивидуальные задания, новая информация всегда должна иметь связь с практикой. При составлении диалогов и полилогов им предлагается речевая ситуация, где не помогает применение известного алгоритма действий. Предлагать наглядную информацию для них лучше в виде таблиц (например, при активизации видо-временных форм глагола), разнообразных графиков. Такие студенты сами часто графически оценивают свои достижения, отражающие их успехи в определённом виде деятельности, в частности, в скорости и правильности чтения, изучения иностранных слов и т.д. Правополушарным студентам предоставляется возможность самостоятельного выбора заданий. Таким обучающимся часто адресуется вопрос: в чём суть того или иного текста, научной статьи, рассказа? При грамматическом анализе видо-временных форм глагола, различных текстов преподавателям необходимо так преподносить информацию, чтобы такие студенты усваивали знания от целого к части.

Методы и приёмы обучения правополушарных студентов опираются на дедукцию, синтез, гештальт (образ), оперирование пространственными связями, образные представления.

Обучающимся с доминированием левого полушария при организации их учебной работы даются точные инструкции, им предлагается письменное решение небольших заданий, позволяющее проявить свои способности к анализу. Они успешно работают с текстами, вопросами, к которым надо подобрать ответы из предлагаемых вариантов. Обобщение материала даётся им трудно, поэтому преподавателю, давая задания, например, составить аннотацию к тексту, лучше сначала познакомить их с планом. Левополушарные студенты более успешно справляются с задачами, где надо отделять главное от второстепенного, выявить различия. При организации работы с темами устной речи такие студенты воспроизводят тексты почти дословно (в отличие от студентов с доминированием правого полушария). Для них приемлемо самооценивание, они с удовольствием

находят ошибки у себя, у партнёра, в словах и текстах. Работая с грамматическим анализом видо-временных форм глагола, текстами, преподавателю лучше преподносить информацию от части к целому.

Методы и приёмы обучения левополушарных студентов опираются на индукцию, анализ, усвоение правил, грамматических моделей, конструирование и т.д.

При возможной реализации данного педагогического условия будет происходить поддержка доминанты преподавателя. Он находится в активном поиске. Вместе с тем, поддерживается доминанта студентов. Но существует следующая проблема: индивидуальные познавательные стили преподавателя и отдельных студентов могут не совпадать. В таких случаях необходимо искать компромисс.

Постоянное отслеживание состояния здоровья студентов (совместно с медицинским работником, психологом, куратором группы), их физиологических особенностей, отслеживание и анализ полученных результатов позволит преподавателям систематически корректировать свои педагогические действия по более эффективной работе по здоровьесбережению студентов. По нашим наблюдениям, при реализации данного педагогического условия изменяются критерии оценки успешности педагогической деятельности, в целом. Происходит переосмысление результативности деятельности, и вместе с таким критерием, как повышение успеваемости, становятся всё более актуальными и следующие: интерес студентов к знаниям, положительная самооценка преподавателей и студентов, личностное удовлетворение, отсутствие неврозов и отрицательных эмоций у всех участников учебного процесса. Такое отношение к оценке результативности своей деятельности свидетельствует о том, что преподаватели высшей школы могут преодолеть традиционные установки, переоценить ценности педагогической деятельности с тенденцией к здоровьесбережению студентов - базовой составляющей процесса гуманизации высшего образования.

Библиографический список

1. Мильруд Р.П. Гуманистические традиции. Иностранные языки в школе. 2004. № 3. С. 38-40.

2. Рыбина И.Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке: Дис. ... канд. пед. наук. Орёл, 2011. 199 с. Библиогр.: C. 164-177.

3. Ehman M. Understanding School Language Learning Difficulties. London State Publications, 2010.

References

1. MilrudR.P. Humanic traditions. Foreign languages at school. 2004. № 3. Pp. 38-40.

2. Rybina I.R. The pedagogical conditions of the formation of healthkeeping competence of students at the lesson : Diss. ... of cand. of ped. sciences. Orel, 2011/ 199 p. Bibliogr.: Pp. 164-177.

3. Ehman M. Understanding School Language Learning Difficulties. - London State Publications, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.