Научная статья на тему 'Нейропсихологический подход в исследовании особенностей развития стилей мышления студентов'

Нейропсихологический подход в исследовании особенностей развития стилей мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY OF THE BRAIN / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ЛАТЕРАЛЬНОСТИ / AN INDIVIDUAL PROFILE OF LATERALITY / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEARNING ACTIVITIES / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / PROCESS OF PROFESSIONALIZATION / СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ / THE THINKING STYLES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Ирина Владимировна

В данной статье на основе научных представлений о сущности и содержании нейропсихологических подходов в процессе учебно-профессиональной деятельности учащихся представлена связь межполушарной асимметрии мозга со стилем мышления студентов педагогического вуза. Одним из возможных способов решения данной проблемы, в рамках статьи, является подробное рассмотрение значимости нейропсихологического подхода, представленное нами через рассмотрение межполушарной асимметрии мозга (МАМ). Аргументируется данная взаимосвязь в учебном процессе студентов на ранних этапах профессионализации при оценке локализации динамических функций головного мозга. Стиль мышления студентов, определяется в работе, как система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков личности, которая в силу своих индивидуальных особенностей осуществляет связь с выбранной специальностью. В работе раскрываются особенности межполушарная асимметрия мозга студентов различных специальностей и определяются принципы реализации в определенных стилях мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH IN THE STUDY FEATURES OF DEVELOPMENT OF THINKING STYLES OF STUDENTS

In this article, on the basis of scientific concepts about the nature and content of neuropsychological approaches in educational and professional activity of students of the relation of asymmetry with the style of thinking of students of pedagogical University. One of the possible ways of solving this problem, in the article, is a detailed consideration of the relevance of the neuropsychological approach, presented by us through examination of interhemispheric asymmetry of the brain (MAM). Discusses this relationship in the educational process of students in the early stages of professionalization in the evaluation of dynamic localization of brain functions. The style of thinking of students, is determined in the system of intellectual strategies, techniques, skills of the individual, which because of their individual characteristics communicates with the selected specialty. In the work the peculiarities of interhemispheric asymmetry of the brain, students of different specialties and sets out the principles of implementation in certain thinking styles.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический подход в исследовании особенностей развития стилей мышления студентов»

Архипова Ирина Владимировна НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ...

УДК 159.9.075 (616.8)

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

© 2016

Архипова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)

Аннотация. В данной статье на основе научных представлений о сущности и содержании нейропсихологиче-ских подходов в процессе учебно-профессиональной деятельности учащихся представлена связь межполушарной асимметрии мозга со стилем мышления студентов педагогического вуза. Одним из возможных способов решения данной проблемы, в рамках статьи, является подробное рассмотрение значимости нейропсихологического подхода, представленное нами через рассмотрение межполушарной асимметрии мозга (МАМ). Аргументируется данная взаимосвязь в учебном процессе студентов на ранних этапах профессионализации при оценке локализации динамических функций головного мозга. Стиль мышления студентов, определяется в работе, как система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков личности, которая в силу своих индивидуальных особенностей осуществляет связь с выбранной специальностью. В работе раскрываются особенности межполушарная асимметрия мозга студентов различных специальностей и определяются принципы реализации в определенных стилях мышления.

Ключевые слова: нейропсихологический подход, межполушарная асимметрия мозга, индивидуальный профиль латеральности, учебная деятельность, процесс профессионализации, стили мышления студентов.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH IN THE STUDY FEATURES OF DEVELOPMENT

OF THINKING STYLES OF STUDENTS

© 2016

Arkhipova Irina Vladimirovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair

«Pedagogy and psychology» Samara State Socio-Pedagogical University, Samara (Russia)

Abstract. In this article, on the basis of scientific concepts about the nature and content of neuropsychological approaches in educational and professional activity of students of the relation of asymmetry with the style of thinking of students of pedagogical University. One of the possible ways of solving this problem, in the article, is a detailed consideration of the relevance of the neuropsychological approach, presented by us through examination of interhemispheric asymmetry of the brain (MАM). Discusses this relationship in the educational process of students in the early stages of professionalization in the evaluation of dynamic localization of brain functions. The style of thinking of students, is determined in the system of intellectual strategies, techniques, skills of the individual, which because of their individual characteristics communicates with the selected specialty. In the work the peculiarities of interhemispheric asymmetry of the brain, students of different specialties and sets out the principles of implementation in certain thinking styles.

Keywords: neuropsychological approach, interhemispheric asymmetry of the brain, an individual profile of laterality, learning activities, process of professionalization, the thinking styles of students.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Основной тенденцией активного реформирования системы образования на современном этапе развития России является отражение потребности общества в совершенствовании психолого-педагогической деятельности, которое предполагает, с одной стороны, повышение качества подготовки обучающихся на всех ступенях образования, с другой стороны, сохранение и поддержание их психологического здоровья. Актуальность данной проблемы определена содержанием современной подготовки, которая должна не только преумножать личностный потенциал, но и своевременно, психологически грамотно сопровождать профессиональное становление личности в процессе профессионализации с помощью нейропсихологического подхода [1, 2]

Одним из возможных способов решения данной проблемы, в рамках статьи, является подробное рассмотрение значимости нейропсихологического подхода, представленное нами как межполушарная асимметрия мозга (МАМ). Мы полагаем, что качественные результаты профессионального становления и развития молодого специалиста, зависят не только от объективных условий организации учебного процесса, но и в значительной степени обусловливаются психологическими и особенно нейропсихологическими функциями возрастных и индивидуальных характеристик самой деятельности, выполняемой человеком и учитывающей динамическую локализацию высших психических функций [2, 3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Изучением проблемы взаимосвязи межполушарной асимметрии головного мозга со стилем мышления студентов занимались российские исследователи, такие как А. Н. Белова [4], В. А. Москвин [5], И. В. Ройзман [6],

К. Г. Эрдынеева [7], А. Л. Сиротюк [8], Р.Ф. Сулейманов [9], В.С. Ротенберг [10] и другие.

Несмотря на довольно широкий круг исследований, представленных в русле данной проблемы, она требует к себе пристального внимания в силу недостаточной её экспериментальной изученности и разработанности.

По данным Л.К. Антроповой, О.О. Андронниковой, В.Ю. Куликова, индивидуальный профиль МАМ представляет собой изменчивое в онтогенезе образование с динамическими возрастными закономерностями. По их мнению, МАМ у взрослого человека, биосоциальные механизмы представляют собой комплексный продукт действия. К формированию определенного профиля МАМ (латеральности), приводит совершенствование механизмов МАМ и межполушарного взаимодействия, происходящие в процессе развития [11].

Проведенный анализ литературных источников показал, что в научный обиход термин «индивидуальный профиль латеральности» введен В.А. Москвиным в 1986 году для обозначения характеристики латеральных признаков и их распространенности на выборке студентов. Автор опирается на классическую концепцию доминирования зон мозга А.Р. Лурия, построенную на нейроп-сихологических основах индивидуального различия, с учётом моторного признака (ведущей руки) и сенсорной сферы (ведущего уха и глаза), что определяет их разный вклад в процессы реализации высших психических функций. [5]. Следует отметить определенную дифференциальную взаимосвязь структурных мозговых функций разных полушарий с организацией целостной нервно-психической деятельности в осуществлении каждой психической функции. По мнению И.В. Ройзман, левое и правое полушарие включает характерные особенности моторных и сенсорных асимметрий, и вполне согласуются с основными положениями теории системной динамической мозговой организации высших психических функций в виде разных стратегий обработки вербально-

Архипова Ирина Владимировна психологические

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ... науки

логической и зрительно-пространственной информации [6].

В целях осуществления познавательной и психической деятельности человеком, К.Г. Эрдынеева подчеркивает постоянное сотрудничество обоих полушарий мозга, их непрерывные и постоянные связи, проявляются в выполнении ведущей деятельности, и оказывают обратное влияние на мозговую систему, начиная подстраиваться к определенным условиям, тем самым перестраивая и усложняя свои функциональные связи [7].

А.Л. Сиротюк рассматривала три основных этапа организации учебной деятельности с учетом психофизиологических особенностей учащихся, в которых присутствуют: создание мотивации к обучению, организация учебной деятельности и её результат. Она отмечает, что переориентация современного образование с теоретических параметров на практические обуславливает необходимость логического компонента мышления. Преподавателям при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий. Мышление правополушарных обучающихся является наглядно-образным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трехмерным (пространственным). Левополушарное мышление считается абстрактно-логическим, прогнозируемым, рациональным и двумерным (на плоскости) [8].

Белова А.Н. отмечает, что в учебно-профессиональном процессе уже на начальных этапах подготовки студентов учитываются особенности нейропсихологи-ческих функций, необходимые для профессионального и личностного самоопределения в реализации, и проявляющиеся в особенностях межполушарной асимметрии головного мозга при освоении различным специальностям, которые имеют отличительную и специфическую индивидуальную вариабельность совладения в них определенных форм поведения [9].

В целом, нейропсихологические механизмы развития учащихся действуют, в первую очередь, через предмет его интеллектуальной деятельности и отношений, складывающихся в процессе этой деятельности. Особенно учитывается интенсивность мыслительной деятельности студентов, которая зависит от многих факторов: от содержания и сложности умственных задач, от уровня знаний, интеллектуальных умений и навыков, а также от общих психологических установок личности. Рассмотрение данных процессов и их проявление с учетом межполушарной асимметрии мозга связано с выполняемой деятельностью учащихся на различных этапах профессиональной подготовки, несомненно, влияет на коммуникативные умения, владение способностью организовать и проводить научно-исследовательскую работу и строить профессиональное взаимодействие, требует в организации педагогического процесса четких и ясных инструкций о предстоящей работе.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Всего в исследовании приняли участие 96 студентов 2-х курсов филологического факультета, факультета физической культуры и факультета экономики, сервиса и управления СГСПУ. Целью настоящего исследования стало изучение особенностей проявления межполушар-ной асимметрии мозга, в процессе учебно-профессиональной деятельности студентов, с учетом различных специальностей. Для этого мы использовали методики «Определение доминирующего полушария головного мозга» (Н.М. Тимченко); опросник «Стили мышления» представляющего особую русскоязычную адаптированную версию известного опросника InQ, разработанного Р. Брэмсоном, А Харрисоном (1984). Перевод и адаптация выполнена А.А. Алексеевым.

Преимущественная роль индивидуальных особенностей нейропсихологических механизмов учитывается в учебно-профессиональном процессе уже на начальных этапах подготовки студентов, необходимых для профес-226

сионального и личностного самоопределения в реализации, и проявляющиеся в особенностях межполушарной асимметрии мозга при освоении различным специальностям, которые имеют отличительную и специфическую индивидуальную вариабельность совладения в них определенных форм поведения.

Проведенный статистический анализ по критерию Фишера, позволил обнаружить наиболее значимые расхождения между доминирующей левой и правой рукой у студентов филологического факультета, ф эмпирич. = 2,42> ф кр. 2,31; р <0,01; неопределенные расхождения между доминирующей левой и правой руки у студентов экономического факультета составляет 1,64; р <0,05<2,27 > ф кр. 2,31; р <0,01, что подтверждает у данных студентов доминирование левополушарной локализации мозга. Наиболее значимы, показатели неопределенности расхождений между доминирующей левой и правой руки у студентов факультета физической культуры, составляет: 0,57< ф кр.1,64; р <0,05, и характеризует выраженность амбидекстрии.

Считается, что левополушарные студенты характеризуются наличием целеустремленности, настойчивостью, напористостью, наиболее часто они проявляют более рациональный подход при решении жизненных и учебных трудностей. Правополушарные студенты обладают некоторым педантизмом, наличием творческих способностей, повышенной чувствительностью и внушаемостью, что не редко сопровождается высокой ранимостью в отношении высказываний окружающих [6].

В основе другого качественного подхода, при оценке локализации динамических функций головного мозга учащихся, находится связь с мыслительными процессами и действиями. Особенности мыслительной деятельности с определенным стилем, складывающихся в процессе жизни, становится ведущим в решении различных учебных и профессиональных задач. Стиль мышления определяется, как система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков личности, которая в силу своих индивидуальных особенностей осуществляет связь с межпо-лушарной асимметрии головного мозга.

Специфика интеллектуальной деятельности, как правило, включает и рассматривает обработку информации, а на высоких ступенях развития творческой личности — создание информации, что, несомненно, следует учитывать при организации учебно-профессиональной деятельности студентов. Основными интеллектуальными действиями являются, владение умственными операциями, такими как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и др., которыми пользуются чаще всего студенты для обработки многообразной учебной информации. Эти мыслительные операции имеют не линейную систему осуществления практических навыков, а кольцевую программу взаимодействия в умственной деятельности конкретного человека. У одного студента, доминирующей становится аналитическая операция, если такой способ умственного действия превращается в свойство, то говорят, что это человек ярко выраженного аналитического склада ума, которое развивается в левом полушарии: он очень тонко и ярко анализирует действительность, проникая в самые глубины явлений. У других наряду с анализом, доминантной операцией может быть абстрагирование. При развитии мышления всегда использует качественные преобразования умений мыслительной деятельности. Среди таких умений можно отметить планирование и прогнозирование этапов и способов учебной деятельности, систематическое использование самоконтроля в ходе ее выполнения, мобилизация внимания при решении поставленной задачи, использование рациональных приемов запоминания, эффективное выполнение основных умственных операций.

По результатам исследований Р.Ф. Сулейманова, качество усвоенных знаний обучающихся в учебном процессе, определяется преимущественно развитием мыслительных функций в доминирующем полушарии.

Архипова Ирина Владимировна НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ...

Так абстрактно-логическое мышление, включает оперирование знаковой и словесной информацией, счетом, и обеспечивается левым полушарием. Правополушарные учащиеся оперируют зрительными, обонятельными, тактильными (осязательными) и иными образами отвечает за развитие эмоционально-образного мышления [9].

Спецификой «правополушарного» мышления, В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко считают, готовность к целостному «схватыванию», к одномоментному восприятию многих предметов и явлений и мира в целом со всеми его составными элементами. С «левополушарным» мышлением связывается, напротив, способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит соответственно аналитический, а не синтетический характер [10].

При анализе стилей мышления, выявлены различия в количественных значениях у студентов различных специальностей. У студентов филологического и экономического факультетов развиты преимущественно: реалистичный стиль мышления: (42% ФЭУС и 38% ФФ) и прагматический стиль мышления: (22% ФЭУС и 26% ФФ). Аналитический (35%) и синтетический (30%) стили мышления оказались более развитыми у студентов физической культуры. Данное процентное распределение указывает, с одной стороны, на развитие соответствующих стилей мышления в процессе профессионального обучения, но с другой стороны говорит о недостаточной направленности образовательного процесса или неэффективности используемых подходов развития идеалистического стиля мышления, поскольку остается низкий процент студентов с данным стилем. У студентов (ФФ, ФЭУС) с высокими показателями реалистического и прагматического стиля мышления, прослеживается низкий уровень аналитического и синтетического стиля мышления. Они хорошо ориентируются в незнакомой или новой учебной ситуации, проявляют инициативу в общественной деятельности, не любят перемены и испытывают трудности при решении разного рода эмоциональных проблем.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Отмечается важность не только в сравнении анализа функций и процессов проявления в межполушарной асимметрии, но и в изучении аспектов взаимодействия ведущего полушария с выполняемой деятельностью человека на определенном этапе подготовки педагога с определенным стилем мышления, владеющих способностью организовать и проводить научно-исследовательскую работу, строить профессиональное взаимодействие.

По данным исследования, выраженность стилей мышлений, позволяет определить, что у студентов филологического и экономического факультетов близки по выраженности количественных значений. Полученные результаты ф свидетельствует о том, что значимое расхождение в выраженности стилей мышления у студентов первой группы (филологического и экономического факультетов) и второй (факультета физической культуры) выделены в факторах реалистического, аналитического, синтетического мышления, так как: - ф эмпр. реалистического мышления 2,30 = ф кр., показывает 2,31; р <0,01 (значимо), можно отметить, что на филологическом и экономическом факультете преобладает левополушар-ная локализация мозга с характерным проявлением реалистического мышления. Большинство праворуких студентов являются наиболее социально адаптированными, с ярко выраженным экстравертированным свойством характеризующее, реакции и действия студентов: от внешних впечатлений, возникающих в определенный момент, что позволяет им быстрее и легче осваивать теоретический материал, через понятия и теории, как логически, так и интуитивно, предпочитают организованный и регламентированный подход в учебном процессе.

В процессе исследования нами было выявлено, что у

студентов филологического и экономического факультетов преобладает реалистическое мышление, свидетельствующее о конкретизации и установки на изменение, коррекцию ситуации в целях достижения определенных результатов. У студентов факультета физической культуры и спорта преобладает аналитическое и синтетическое мышление, показатель - ф эмпр. аналитического мышления составляет 4,91 > ф кр. 2,31; р <0,01 (значимо); - ф эмпр. синтетического мышления, составляет 3,78 > ф кр. 2,31; р <0,01 (значимо). Данные показатели свидетельствуют о влиянии на глубокую ориентацию в теоретических понятиях, они хуже переносят в учебной ситуации неопределенность, неизвестность, а также более склонны к логичным, рациональным, упорядоченным действиям, предпочитают постоянство в своих взглядах и пристрастиях, пытаются применять усвоенные теоретические знания на практике.

Таким образом, можно отметить, что определенный уровень развития стилей мышления составляет важный аспект локализации динамических функций в обследуемых группах и отличается с учетом специфики профессиональной подготовки по различным направлениям уже на ранних этапах профессионализации. Существенным моментом на начальном этапе становления профессиональной компетентности молодых специалистов, выходящих из стен высшего учебного заведения, является проявление определенного мыслительного стиля, который проявляется в составе высокоинтеллектуальной и творческой личности педагога, способного решать нестандартные задачи и проявлять креативность мышления в различных видах педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Архипова И.В. Использование нейропсихоло-гического подхода в сохранении психологического здоровья подрастающего поколения / И.В. Архипова. Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ч.2 - Уфа, 2015.- С. 173-174. - С.173.

2. Бусыгина А.Л. Психологическая компетентность (грамотность) студентов педагогических вузов как основа психологического здоровья будущего педагога /

A.Л.Бусыгина // Вестник Самарского государственного технического университета.- Самара, 2014. - № 2 (22). С.24-28. - С. 26.

3. Фирсова Т.А. Нейропсихологическое знание в учебно-профессиональной деятельности будущих педагогов / Т.А.Фирсова. Инновационные процессы в научной среде: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2014.- С.127-130. - С. 128.

4. Белова А.Н. Организация индивидуального стиля учебной деятельности студентов с учетом функциональной асимметрии мозга / А.Н. Белова; БелГУ // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2010 : материалы междунар. науч.-практ. конф., Одесса, 15-26 марта 2010 г. : сб. науч. тр. SWorld / Науч.-исслед. проект.-конструкт. ин-т мор. флота Украины, Одес. нац. мор. ун-т, Укр. гос. акад. ж.-д. транспорта и др.. - Одесса, 2010. - Т.22.-С. 57-60.

5. Москвин В.А., Москвина, Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека /

B.А.Москвин, Н.В.Москвина. - М. Смысл, 2011. - 367 с.- С.11., С.101.

6. Ройзман И.В. Взаимосвязь структурно-динамических характеристик функциональной асимметрии с адаптивностью студентов / И.В.Ройзман. - Дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / МГУ. - М., 2014. - 150 с. - С.26-27.

7. Эрдынеева К.Г., Попова, Р.Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности / К.Г.Эрдынеева, Р.Э.Попова // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1. - С. 67-69.- С.67.

Архипова Ирина Владимировна

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ .

8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.- С. 223, С. 230.

9. Сулейманов Р.Ф. Мониторинг качественных особенностей учебного процесса и профессиональной педагогической деятельности путем диагностики функциональной асимметрии полушарий головного мозга и психоэмоционального состояния у субъектов учебной деятельности / Р.Ф. Сулейманов // Казанский педагогический журнал. - 2012. -№3(93) - С. 81-87. - С.82-83.

10. Ротенберг В. С, Бондаренко, С. М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение. Педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. В.Н. Карандышев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина - СПб.: Питер, 2006.- 412с.- С.147.

11. Антропова Л.К., Андроникова, О.О., Куликов, В.Ю., Козлов, Л.А. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизические особенности человека / Л.К. Антропова// Медицина и образование в Сибири.- 2011. - №3. С.45- 49.- С.45.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Социальная адаптация детей дошкольного возраста с особенностями в развитии» (16-06-00190)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.