Научная статья на тему 'Индивидуальные особенности проявления языковых способностей у студентов с разным профилем функциональных сенсомоторных асимметрий'

Индивидуальные особенности проявления языковых способностей у студентов с разным профилем функциональных сенсомоторных асимметрий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЗГ / СЕНСОРНО-МОТОРНЫЕ АСИММЕТРИИ / ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хохлова Л. А.

В статье представлены результаты исследования сенсорно-моторных асимметрий, проводимого на выборке студентов медицинского ВУЗа. Исследуются 4 группы учащихся, распределяющихся по признаку межполушарного доминирования и доминантности зрительного, слухового и двигательного анализатора. Определяется влияние «латерального профиля человека» на изучение иностранных языков. Установлена взаимосвязь между особенностями функциональной асимметрии мозга, типами высшей нервной деятельности и показателями академической успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хохлова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные особенности проявления языковых способностей у студентов с разным профилем функциональных сенсомоторных асимметрий»

УДК 612.821

Л.А. Хохлова, ст. преп. СГМУ, г. Архангельск, E-mail: lkhokhlova@rambler.ru

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕНСОМОТОРНЫХ АСИММЕТРИЙ

В статье представлены результаты исследования сенсорно-моторных асимметрий, проводимого на выборке студентов медицинского ВУЗа. Исследуются 4 группы учащихся, распределяющихся по признаку межполушарного доминирования и доминантности зрительного, слухового и двигательного анализатора. Определяется влияние «латерального профиля человека» на изучение иностранных языков. Установлена взаимосвязь между особенностями функциональной асимметрии мозга, типами высшей нервной деятельности и показателями академической успеваемости.

Ключевые слова: мозг, сенсорно-моторные асимметрии, латеральный профиль, обучение иностранным языкам.

Разработка проблемы функциональных асимметрий мозга продолжается уже не одно десятилетие [1; 2; 3; 4]. Тем не менее, она все еще далека от своего окончательного разрешения, что связано с рядом теоретических и методических трудностей. Несмотря на имеющиеся сложности, проблема исследования особенностей функциональных асимметрий мозга человека приобретает, на сегодняшний день, все большую актуальность. Установлены закономерные связи латеральных профилей с психическими, когнитивными и регуляторными процессами и со стилями эмоционального реагирования [5; 6].

Изучение особенностей функциональных асимметрий мозга приобретает все большее прикладное и практическое значение и в области педагогики. Нарастающая интенсификация учебного процесса, наряду с потребностью школьного и вузовского образования в гуманизации и индивидуализации обучения, предполагают разработку образовательных программ и технологий, максимально соответствующих функциональным и психологическим возможностям учащихся [7; 8]. Большую актуальность приобретает метод составления «доминирующего профиля» личности, определяющий доминирование сенсорно-моторных асимметрий по отношению к ведущему полушарию мозга.

Целью проводимого нами исследования было изучение распространенности латеральных признаков у студентов медицинского ВУЗа и выявление языковых способностей у учащихся с разными вариантами индивидуальных профилей ла-теральности.

Дизайн и методы исследования. Для изучения распространенности латеральных признаков было обследовано 800 студентов Архангельского Государственного Медицинского Университета в возрасте от 17 до 19 лет, обоего пола. В исследование вошли студенты, изучавшие английский или немецкий язык в течение 2-х летнего периода обучения на кафедре иностранных языков. Все испытуемые дали добровольное согласие на участие, исследование было одобрено Этическим комитетом университета. В основу типологического ранжирования групп были положены результаты 15 проб по определению периферических асимметрий двигательной активности рук, сенсорной функции уха и глаза. Запись биоэлектрической активности мозга проводилась монополярно с 16 стандартных отведений системы 10-20: затылочных (О), теменных (Р), передне и задневисочных (Т), центральных (С) и лобных (Е) с объединенным референтным электродом на мочке ушей. ЭЭГ исследование проводилось по следующей схеме: 1. проба в стандартных условиях (фоновая), т.е. в состоянии спокойного расслабленного бодрствования с закрытыми глазами в свето и звукоизолированном помещении в течение 3 минут с записью на магнитный носитель. 2. нагрузочная проба на открытие и закрытие глаз для оценки реактивности ЭЭГ. Электроэнцефалограммы обследуемых подвергались визуальной оценке для исключения выраженной общемозговой и очаговой патологии. Для последующего матема-

тического анализа отбирались «эпохи», не содержащие артефактов. Рассматривались следующие частотные диапазоны: тета 1 (4-6 Гц), тета 2 (6-8 Гц), альфа 1 (8-10 Гц), альфа 2 (1013 Гц), бета 1 (13-20 Гц), бета 2 (20-30 Гц). По показателям абсолютной спектральной мощности определяли доминирование полушарий, полушарие с большей мощностью рассматривали как ведущее.

По результатам тестирования были сформированы 4 основные группы исследования: 1. группа перекрестного латерального профиля (ЛППП - левое полушарие, доминирующие правая рука, ухо, глаз) (53,1%); 2. группа одностороннего профиля (ПППП - представители с правым доминантным полушарием и ведущими правосторонними сенсорномоторными асимметриями (10,2%); 3. группа смешанного правополушарного профиля (ППЛП - правое доминирующее полушарие, ведущая правая рука, левое доминантное ухо и правый ведущий глаз) (16,4%) и 4. группа смешанного левополушарного профиля (ЛПЛЛ - студенты с левосторонними сенсорными асимметриями, ведущим левым полушарием и доминирующей правой рукой (20,3%).

Изучение типа высшей нервной деятельности проводили с использованием теста Я. Стреляу, определяющего особенности процессов возбуждения и торможения, подвижности нервных процессов и их уравновешенность. Выявление связей латеральных профилей с показателями академической успеваемости и успешностью языковой подготовки потребовало изучения особенностей каналов восприятия слуховой и зрительной информации, что определялось с использованием опросника Линсмана и методики моноаурального прослушивания. Методика заключалась в распознании испытуемым слуховой, которая поступала через наушники с начало на левое, потом правое ухо. Анализировалось количество слов, правильно воспроизведенных, раздельно с каждого органа; суммарное количество правильно воспроизведенных слов (общий объем воспроизведения) и коэффициент каждого органа слуха. Особенности запоминания эмоционально-окрашенной информации определяли по следующей схеме: испытуемым предъявлялось 30 иностранных слов (3 группы 10+10+10), имеющих положительную, отрицательную и нейтральную окраску. Время экспозиции на каждую группу слов составляло 2 минуты, после чего подсчитывалось количество баллов, набранное испытуемыми по каждой группе (1 балл за каждый правильный ответ). Учитывая разную эмоциональную восприимчивость людей, мы предложили студентам, не участвующим в тестировании те же самые слова с просьбой отметить среди них те, которые вызывают положительную, отрицательную и нейтральную реакцию. Одинаковое мнение в отношении эмоциональной окраски того или иного слова 7-10 человек служило основой для разделения всей лексики на 3 группы.

По результатам тестов Векслера и Равена исследовали уровень развития вербальных и невербальных компонентов

1бб

познавательной деятельности. При оценке успеваемости по языку принимали во внимание результаты письменных работ и устных ответов учащихся в процессе обучения, а так же результаты экзаменационных сессий и учебных аттестаций. Достоверность результатов исследования обеспечивалась за счет большого объема экспериментального материала и использования современных статистических методов анализа. Все полученные результаты подвергались комплексной статистической обработке на IBM - Pentium посредством пакета прикладных программ: электронных таблиц "Microsoft Excel" версия 7.0 и "Statistica 6.0 for Windows". Сравнение количественных данных исследуемых групп проводилось по критерию Стъюдента при уровне значимости 95% (р<0,05). При корреляционном анализе связь между показателями оценивали как сильную при абсолютном значении коэффицента корреляции r>0,70, как имеющую среднюю силу при r в интервале от 0,69 до 0,30 и как слабую при r <0,29.

Результаты. Учитывая факты функциональной специализации двух полушарий, а так же то, что левое и правое полушарие управляют противоположными частями тела, мы попытались проанализировать влияние механизмов работы парных анализаторов (зрительного, слухового и двигательного) в процессе изучения иностранных языков.

Рис. 1. Особенности репрезентативных систем восприятия в группах левополушарных (ЛП) и правополушарных (ПП) Примечание: * р < 0,05 - различия внутри типологических групп

Анализ средне-групповых показателей абсолютной спектральной мощности основных частотных диапазонов фоновой ЭЭГ выявил статистически достоверные различия в полушарном доминировании у обследуемых студентов. Первую группу составили студенты с большей абсолютной спектральной мощностью левого полушария, что наиболее ярко проявлялось в лобных, затылочных и теменных отведениях показателей альфа, бета и тета ритмов. Вторая группа обследуемых характеризовалась большей правополушарной активностью.

Дальнейшая разбивка испытуемых на латеральные группы показала, что в данной выборке максимально представлена группа ЛППП - 53,1%, далее следует группа ЛПЛЛ - 20,3%, группа ППЛП составляет 16,4% и группа ПППП - 10,2%. При учете фактора пола распределение аналогичных латеральных групп в выборке юношей составило: ЛППП -

47,5%, ЛПЛЛ - 25,7%, ППЛП -14,7% и ПППП - 12,1%. В выборке девушек распределение латеральных групп было следующее:

ЛППП - 58,8%, ЛПЛЛ - 26 %, ППЛП - 11,1%, ПППП - 4,1%.

Результаты подтвердили полученные ранее данные о том, что группа левополушарных в сочетании с правосторонними сенсорно-моторными асимметриями характеризуется максимальной представленностью в общей популяции населения [6], [9]. Данные проводимого нами эксперимента в дальнейшем были сопоставлены с показателями обучаемости иностранным языкам, что оказалось особенно полезным для понимания трудностей, возникающих у отстающих студентов.

Результаты указывают на то, что студенты левополушарного профиля находятся в изначально более выгодном положении, поскольку именно левое полушарие отвечает за восприятие и понимание речи. Доминантная активность левого полушария определяет и особенности канала восприятия, создавая при этом более благоприятные условия для аудиальной модальности, являющейся важным фактором в определении способностей к языкам (рис. 1).

Студенты зрительной доминанты, наибольший процент которых составляют испытуемые правополушарного профиля, чаще всего не могут развить в себе должные навыки восприятия на слух в сроки, отведенные на это программными требованиями. Трудности такого характера объясняются и особенностями биоэлектрической активности мозга. У студентов с хорошими способностями к аудированию отмечается выраженный фоновый ритм альфа и бета диапазонов в височных отведениях.

Именно эти участки слуховых полей связаны с пониманием звучащих слов и способностью их произносить. У студентов зрительного типа наиболее активно проявляются затылочные доли, отвечающие за восприятие зрительной информации.

Интересно отметить, что при сочетании доминантного левого полушария и правого уха, восприятие слухоречевой информации происходит более эффективно, что подтверждается и результатами моноаурального тестирования (рис. 2).

При перекрестном профиле количество запомненных слов, предъявляемых в ведущее ухо достоверно выше по сравнению с односторонним латеральным профилем, при котором все доминирующие органы находятся на одной стороне тела, блокируя и затрудняя тем самым доступ поступаемой информации, особенно в условиях стресса. Именно в это время происходит нарушение межполушарного взаимодействия, что и является основной причиной забывания информации и неспособности ее восприятия на слух.

При сочетании доминантного правого полушария и левого уха большое значение приобретает эмоциональная окраска, при этом восприятие направлено в основном на выбор негативной аудиальной информации (табл. 1).

10*

\ 8*

6 Г\

I а О И

ЛППП

ПППП

ППЛП

ЛПЛЛ

□ кол-во запомненных слов

O

Рис. 2. Результаты моноаурального тестирования

Примечание: * р < 0,05 - различия внутри типологических групп

Таблица 1

______________Особенности восприятия эмоционально окрашенной информации_____________

группа ППЛП группа

положительно-окрашенные слова 8,7±0,3 6,9±0,1*

негативно-окрашенные слова 6,8±1,2 8,0±0,3*

нейтральная лексика 9,0±0,.4 7,2±0,2*

Примечание: * р < 0,05 - различия внутри типологических групп

полушарии мозга и рук отчетливо влияет на предпочтительные способы самовыражения.

16

14

12

10

8

6

4

2

0

Л2

12

□ время

□ кол-во запомненных слов

ЛППП

ПППП ППЛП ЛПЛЛ

Нами установлено, что студенты с ведущим левым ухом и выраженной активностью правого полушария дают больше правильных ответов в отношении негативно окрашенных слов (9 против 7 запомненных слов с положительным оттенком). Студенты же левополушарной группы лучше запоминают нейтральные слова и слова, имеющие эмоционально-

положительную окраску, что объясняется большей эмоциональной стабильностью левополушарных студентов, имеющих возможность концентрироваться не просто на эмоциях, а на лексическом анализе слов, используя при этом аналитическую стратегию переработки информации.

В процессе восприятия и изучения иностранных языков немаловажное значение принадлежит психофизиологическим механизмам работы зрительного анализатора, так же имеющего парный рецептор и парное билатеральное мозговое управление.

Правый и левый глаз имеют разное поле, определяющее эффективность зрения. Интересно отметить, что у 60% студентов изучаемой нами выборки ведущим является правый глаз и лишь у 40% - левый. В ведущем глазе раньше включается механизм аккомодации, именно он первым устанавливается на точке фиксации и определяет траекторию движения не ведущего глаза [6]. При сканировании текста правый глаз считывает строку слева направо, в то время как левый глаз естественным образом следит справа налево, вызывая, тем самым, трудности при чтении и восприятии информации.

Проблемы возникают и при визуально-ограниченном профиле, когда доминирующий глаз находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, при этом визуальный доступ, особенно в условиях стресса, уменьшается. Данное положение подтверждается результатами нашего исследования.

При работе с текстом скорость и точность восприятия и переработки информации у левополушарных студентов с правым ведущим глазом (группа ЛППП) выше по сравнению с представителями других латеральных групп: 15 запомненных слов по сравнению с 7 у студентов одностороннего профиля (ПППП), 9 в группе смешанного правополушарного профиля (ППЛП) и 12 в группе смешанного левополушарного профиля (ЛПЛЛ). Временные показатели распределились следующим образом: ЛППП - 7 мин., ПППП - 15 мин., ППЛП - 12 мин. и ЛПЛЛ - 10 мин. (рис. 3).

В группе одностороннего профиля (ПППП) можно говорить о блокированной функции правого ведущего глаза. Поскольку ведущей модальностью правополушарных является визуальная, уместно предположить, что в стрессовых ситуациях такие студенты будут лишены восприятия большей части информации. Рассмотрев роль сенсорных асимметрий в восприятии и усвоении поступаемой информации, мы попытались проанализировать работу двигательного анализатора, где наиболее часто в качестве ведущего органа выступает правая рука. Руки, как и другие парные органы, активно включены в человеческое общение как в устном, так и кине-стическом выражении. Именно соотношение доминант для

Рис. 3. Особенности восприятия информации у студентов с разными вариантами индивидуальных профилей латеральности Примечание: * р < 0,05 - различия внутри типологических групп

Исследование результатов тестирования вербального и невербального интеллекта (табл. 2) указывают на то, что студенты ЛППП группы, чья доминирующая рука противоположна доминирующему левому полушарию, имеют более высокие показатели вербального интеллекта, сохраняя в условиях стресса способность к логическому мышлению и концентрации произвольного внимания.

По показателям словарного субтеста опросника Векслера студенты данной группы набирают 24 балла против 15 в группе ПП. Данная особенность является весьма благоприятной при овладении иноязычной речью. Довольно высокие оценки отмечаются и в отношении невербального интеллекта. Вместе с тем можно предположить, что такие студенты менее способны выразить себя с помощью жестов рук и поз тела, т.к. активность правого полушария несколько ниже.

Студенты с доминирующим правым полушарием и ведущей правой рукой находятся в худшем положении, поскольку являются ограниченными в общении. В стрессовых ситуациях они имеют ограниченный доступ к вербальному логическому левому полушарию и из-за одностороннего состояния мозг/рука могут быть ограничены и в своем кинестическом выражении. Показатели невербального интеллекта у студентов данной группы занимают все же ведущее положение.

Таблица 2

Показатели теста Векслера__________________

субтесты ЛП ПП

осведомленность 29±1,2* 19±1,5

понятливость 26±2,1* 18±1,3

арифметический 10±1,1 13±1,4

сходство 22±1,8* 16±1,3

словарный 24±2,2* 15±2,1

10 111±3,2* 81±2,4

Примечание: * р < 0,05 - различия внутри типологических групп

Изучение особенностей типа высшей нервной деятельности показало, что студенты перекрестного профиля имеют наиболее адекватные показатели процессов возбуждения и торможения, хорошую подвижность нервных процессов и достаточную их уравновешенность (табл. 3).

Таблица 3

Результаты теста Стреляу

параметры ЛППП группа ШДШ группа

сила возбуждения 6Q,4±1,63 92,Q1±1,11*

сила торможения 61,3±Q,71 8Q,4±1,45*

подвижность 62,5±Q,57 7б,2±1,33*

соотношение процессов возбуждения и торможения Q,99±Q,Q1 1,14±Q,Q3*

Примечание: * р<0,05 - различия внутри типологических групп

Процессы возбуждения (92 балла) в большей степени преобладают в группе одностороннего латерального профиля (ПППП), оказывая тем самым отрицательное воздействие на успешность обучения. Данный факт подтверждается результатами успеваемости по языку. В группе ЛППП количество студентов, успевающих на хорошо и отлично составляет 45%, на 3-4 - 55%, неуспевающих нет. Группа смешанного, как правополушарного так и левополушарного профиля характеризуется средней успеваемостью, где наибольший процент представлен студентами, успевающими по языку на 3 - 60%, 4 -15%.. Студенты одностороннего профиля (группа ПППП) лидируют по количеству плохо успевающих - 42,7% и отчисленных студентов - 10,5%.

Обсуждение результатов. Анализируя результаты исследования межполушарных взаимодействий, можно сказать, что метод изучения латеральных асимметрий и составления «доминирующего профиля» человека является весьма перспективным, поскольку прост в исполнении, а полученная с его помощью информация может быть использована для определения индивидуального стиля обучения. Такая методика

дает дополнительные сведения о процессе восприятия, усвоения и обработки информации. Индивидуальный профиль помогает понять и предвидеть трудности, которые могут возникнуть у студентов при изучении иностранных языков. Появляется возможность практических рекомендаций в плане представления новой учебной информации и даже того, как рассаживать студентов в аудитории, учитывая особенности их психофизиологии.

Нами установлено, что в зависимости от преобладающей роли правого или левого полушария в управлении психическими функциями, формируются те или иные особенности каналов восприятия и мыслительной сферы. Полученные в ходе исследования результаты указывают на то, что наиболее успешными в современной системе образования являются студенты с ведущим левым полушарием и правосторонними сенсорно-моторными асимметриями. Самой неуспешной является группа одностороннего латерального профиля (ПППП). Такие студенты ограничены в общении, в восприятии визуальной и слухоречевой информации. На занятиях по языку появляются трудности в процессе монологической и диалогической речи, при чтении иностранных текстов и аудировании, что отрицательно сказывается на успешности овладения языками. Правополушарное доминирование может приводить к замедлению восприятия и переработки поступающей извне информации. Именно при доминировании правого полушария большое значение приобретает эмоциональная сторона восприятия.

Установлена закономерная взаимосвязь между особенностями индивидуальных профилей латеральности и типами высшей нервной деятельности. Преобладание процессов возбуждения, особо ярко проявляющиеся в группе одностороннего правополушарного профиля, оказывало отрицательное воздействие на успешность обучения. Вместе с тем, своевременное выявление студентов, которые в силу своих психофизиологических особенностей могут попасть в категорию отстающих, и организация профилактической работы с ними может, на наш взгляд, в значительной степени сократить количество отстающих студентов и повысить качество знаний. Классификация учащихся на типы в соответствии с их комбинациями асимметрий анализаторных систем может послужить важным основанием для организации индивидуальноориентированного обучения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно- исследовательского проекта РГНФ «Психофизиологические параметры обучаемости иностранным языкам и связанные с ними особенности функциональной асимметрии мозга», проект № 08-06-48635 а/С.

Библиографический список

1. Доброхотова, Т.А. Ассиметричный мозг - ассиметричное сознание / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина // Журн. высш. нерв. деят. 1997. - Т. 43. - Вып. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Табаров, М.К. Проявление особенностей функциональных асимметрий мозга в процессе учебной деятельности. - М., 2004.

3. Cowell, P., Hugdahl, K. Individual differences in neurobehavioral measures of laterality and interhemispheric function as measured by dichotic listening // Develop. Neuropsychol. - 2002. - vol. 18. - № 1.

4. Frost, J.A., Binder, J.R. Language processing is strongly left lateralized in both sexes. Evidence from functional MRI. - Brain. - 2004. - Vol. 122. - pt. 2.

5. Пейсахов, Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005.

6. Макаренко, Н.В. Связь индивидуальных психофизиологических свойств с успешностью обучения в вузе / Н.В. Макаренко, В.И. Воронов-ская // Психол. Журнал. - 1991. - № 6.

7. Акимова, М.К. Рекомендации по использованию результатов диагностики природных особенностей человека в педагогической практике / М.К. Акимова, В.Т. Козлова: методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. - М., 2003. - Вып. 2.

8. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк, И.В. Лищук. - М., 2003.

Статья поступила в редакцию 14.10.10

1б9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.