Научная статья на тему 'Функциональная асимметрия мозга в индивидуализации физического воспитания школьников 2-4 классов'

Функциональная асимметрия мозга в индивидуализации физического воспитания школьников 2-4 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АСИММЕТРИЯ / ASYMMETRY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ФЕНОТИП / PHENOTYPE / ЛАТЕРАЛЬНОСТЬ / LATERALITY / ДИЗАДАПТАЦИЯ / МОТОРНАЯ СФЕРА / MOTOR AREA / СЕНСОРНАЯ СФЕРА / SENSORY AREA / МАНУАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / MANUAL ASYMMETRY / ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / INDEX OF PHYSICAL HEALTH / MALADJUSTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомичев П.В.

В данной статье рассмотрены проблемы индивидуализации физического воспитания школьников младших классов, основным аспектом которой является функциональная асимметрия мозга. Выявлена и обоснована необходимость использования современных педагогических технологий в ходе учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомичев П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FUNCTIONAL ASYMMETRY OF BRAIN IN INDIVIDUALIZATION OF PHYSICAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

This paper considers the problem of individualization of physical education for primary school children, a major aspect of which is the functional asymmetry of the brain. The necessity of the use of modern educational technology in the academic process was explored and justified.

Текст научной работы на тему «Функциональная асимметрия мозга в индивидуализации физического воспитания школьников 2-4 классов»

го его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.

Музыкальная речь, как и речь словесная, наиболее успешно усваивается ребенком в сензитивный период -до трех лет.

В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации классической музыки разных эпох становятся все более привычными для слуха, узнаваемыми. А как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции.

Б. В. Асафьев объясняет это явление так: «В сознании слушателей... не размещены целиком музыкальные произведения... а отлагается сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные "фрагменты" музыки но который, в сущности, составляет "устный музыкально-интонационный словарь". Подчеркиваю: интонационный, потому, что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя.) "за-

пас" выразительных для него, "говорящих ему" музыкальных интонаций, живых, конкретных. "на слуху лежащих" звукообразований. При слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общеизвестным "дорогам"» [4, с. 271].

Прокладывать эти «дороги» важно на высокохудожественных образцах музыкального искусств, создавая в представлениях ребенка ценностные эталоны красоты.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 2003.

4. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. Кн. 2.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 2-4 КЛАССОВ

THE ROLE OF FUNCTIONAL ASYMMETRY OF BRAIN IN OF PHYSICAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL

П. В. Фомичев

В данной статье рассмотрены проблемы индивидуализации физического воспитания школьников младших классов, основным аспектом которой является функциональная асимметрия мозга. Выявлена и обоснована необходимость использования современных педагогических технологий в ходе учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: асимметрия, педагогическая технология, фенотип, латеральность, дизадаптация, моторная сфера, сенсорная сфера, мануальная асимметрия, индекс физического здоровья.

INDIVIDUALIZATION

P. V. Fomichev

This paper considers the problem of individualization of physical education for primary school children, a major aspect of which is the functional asymmetry of the brain. The necessity of the use of modern educational technology in the academic process was explored and justified.

Keywords: asymmetry, educational technology, pheno-type, laterality, maladjustment, motor area, sensory area, manual asymmetry, index of physical health.

Доминантное полушарие оказывает влияние на бенностей познавательной сферы, особенностей перера-

способ переработки информации, на успешность ботки информации, а также для выбора стратегии и такти-

выполнения интеллектуальной работы. Таким об- ки обучения и оказания психологической помощи [1].

роблема определения доминантного полушария По мнению В. Л. Бианки, профиль асимметрии, отра-

является актуальной и интересной для выявления осо- жающий доминирование полушарий мозга, обуславлива-

ется взаимодействием между генетически запрограммированными структурными асимметриями и влиянием среды, осуществляемым по механизму временной связи [2].

Согласно Г. А. Кураеву, профиль межполушарной асимметрии является нейрофизиологическим проявлением различий доминирования полушарий головного мозга [3].

Индивидуальный профиль определяется как врожденными биологическими склонностями организма, так и фенотипическими факторами [4].

Выявленные асимметрии головного мозга разделяют на моторную, сенсорную и психическую, что, в свою очередь, говорит о высоком уровне организации. Обладая тем или иным доминированием, индивид в большей или меньшей степени сможет достичь желаемого результата [5-6].

Особенности функциональной асимметрии мозга

Лица с разными типами профиля латеральной организации отличаются чувствительностью к двигательной активности. У лиц с левосторонним типом профиля латеральной организации обнаружена более высокая объективная степень адаптации к физической нагрузке, более низкая субъективная самооценка здоровья и более высокий уровень реактивной тревожности [7].

Накопление правосторонних признаков асимметрии сопровождается ростом уровня двигательной активности. У чистых правшей повышение двигательной активности приводит к уменьшению признаков психологической и эмоциональной дизадаптации и снижению числа вегетативных жалоб. Испытуемые с левосторонними признаками асимметрии более чувствительны к изменению уровня двигательной активности. Рассогласование между динамикой объективных и субъективных показателей здоровья под влиянием двигательной активности отмечено у лево-руких. Индивидуальные особенности межполушарной организации мозга необходимо учитывать в физическом воспитании младшего школьного возраста [7-8].

Разность уровня постоянного потенциала у правору-ких между симметричными двигательными и зрительными областями выше в левом полушарии, а у неправоруких - в правом. Праворукие юноши с ведущим левым глазом отличаются отсутствием разности уровня постоянного потенциала между симметричными зрительными областями [9-10].

Оптимальные физиологические характеристики при физической нагрузке обнаружены у младших школьников с выраженным правшеством в моторной сфере и левше-ством в сенсорной. Рост неуспеваемости и высокая личностная тревожность обнаружена у учащихся с невыраженной функциональной асимметрией [10-11].

Ведущая роль у правшей при выполнении произвольных движений принадлежит левому полушарию, а у левшей - обоим.

Левополушарная латерализация преимущественно обеспечивает выполнение сложных, а правополушар-ная - простых моторных актов [10].

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим [12-13].

Выполнение сложных зрительно-пространственных заданий праворукими детьми ведет к настройке коры на использование более экономичных механизмов взаимодействия, а у леворуких детей наблюдается генерализованное избыточное взаимодействие с биполушарным дублированием процессов активации [10; 14].

Сравнение правшей и левшей показало, что мануальная асимметрия обусловлена особенностями моторного представительства в коре, что является одним из аргументов против переучивания левшей.

Асимметрия максимальной силы, статистической и динамической выносливости кистей рук отмечена у юношей с различным латеральным предпочтением. Наиболее существенные различия направленности и степени асимметрии наблюдаются у школьников с односторонним правым и левым латеральным профилем [8].

Обследование детей показало, что принадлежность ребенка к определенному латеральному фенотипу является одним из факторов, влияющих на величину относительной физической работоспособности [9].

Законченную форму латерализация приобретает к концу юношеского периода.

Лица с односторонним правым и левым латеральными фенотипами отличаются по силовым и скоростным динамическим характеристикам моторики верхних и нижних конечностей. Сглаживание функциональных различий силовых и скоростных возможностей правой и левой сторон тела характерны для левшей [15].

Таким образом, функциональная асимметрия исключает усредненное реагирование, уменьшает неопределенность системы, ее можно рассматривать как регулирующий фактор [16].

Основы индивидуализации физического воспитания

Целью физического воспитания в школе, согласно Комплексной программе и программе физического воспитания учащихся 1-11-х классов (№ 1089, от 5 марта 2004 г.), является содействие всестороннему, гармоничному развитию личности. Итогом занятий должно стать «крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей» [6].

Согласно образовательной программе по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы, целью общего среднего физкультурного образования является обучение основам самостоятельной двигательной деятельности, под которой понимается сознательно регулируемая двигательная активность. Достижение данной цели в общеобразовательной школе должно осуществляться в условиях учебно-воспитательного педагогического процесса [17-18].

Повышение уровня физического состояния организма учащихся, в частности, в младшем школьном возрасте

является одной из основных задач школьного физического воспитания [19].

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физической культуры, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков.

Активность, проявляемая учениками на уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная [19].

Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает его прочное освоение.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

Активность во многом зависит от разных факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Сегодня очевидно, что методика физического воспитания нуждается в совершенствовании. Это подтверждают данные о низком уровне физической подготовленности учащихся.

Отсутствие индивидуального подхода является одной из основных причин низкой эффективности занятий.

Очень многие преподаватели забывают о том, что физиологический и педагогический подход должен существовать в тесном симбиозе с психологическим.

Представители отдельных соматотипов по-разному реагируют на нагрузку и предпочитают различные виды физической деятельности в ходе учебно-воспитательного процесса [20].

В нашей работе сделана попытка подойти к проблеме «индивидуализации физического воспитания» с другой стороны, на основе учета индивидуальной функциональной асимметрии головного мозга учащихся младших классов и индивидуально-типологической классификации сочетания функциональных асимметрий.

На первый план в исследовании выходит методика индивидуализации физического воспитания и процесс физического воспитания учащихся младших классов на основе учета функциональной асимметрии мозга.

В исследовании принимали участие 153 школьника (83 мальчика и 70 девочек). Испытуемые являлись учащимися МГБОУ СОШ № 967 (см. таблицу).

Испытуемые ГБОУ СОШ № 967

Пол учащихся Учащиеся 2-х-4-х классов Всего

2-е классы 3-е классы 4-е классы

Мальчики 33 25 25 83

Девочки 28 24 18 70

Итог 61 49 43 153

Все обследуемые были разделены по латеральному фенотипу на 16 групп: (ПППП, ЛЛЛЛ, ПППЛ, ППЛП, ПЛПП, ЛППП, ППЛЛ, ЛЛПП, ПЛПЛ, ЛПЛП, ПЛЛП, ЛППЛ, ЛЛЛП, ЛЛПЛ, ЛПЛЛ, ПЛЛЛ).

С односторонним доминированием: чистые правши (ПППП); чистые левши (ЛЛЛЛ).

С перекрестным доминированием (смешанные): правши с доминированием одного левого признака (ПППЛ, ППЛП, ПЛПП, ЛППП); левши с доминированием одного правого признака (ЛЛЛП, ЛЛПЛ, ЛПЛЛ, ПЛЛЛ); равно-доминирующие (ППЛЛ, ЛЛПП, ПЛПЛ, ЛПЛП, ПЛЛП, ЛППЛ).

Деление на группы с латеральным предпочтением проводилось по руке, ноге, глазу, уху.

Первым показателем в латеральной группе являлась ведущая рука; вторым - ведущая нога; третьим - ведущий глаз; четвертым - ведущее ухо.

Это позволило нам вывести соотношение детей с различным латеральным фенотипом (рис. 1).

Показатель (%) соотношения детей начальных классов по латеральному фенотипу, полученный в наших исследованиях, аналогичен показателям исследований других авторов (Е. В. Фомина, И. В. Ефимова, С. Н. Витязь, Н. А. Петрова).

Оценка уровня усвоения учебной деятельности, здоровья, физической и двигательной подготовленности проводилась на основе 6-балльной шкалы Индекса физического здоровья (ИФЗ) с учетом индивидуального латерального фенотипа. Исследования проводились в начале и по окончании годичного учебно-воспитательного процесса (рис. 2).

В нашей программе были использованы общеизвестные тесты, благодаря которым мы определяли функциональные резервы организма:

1. Тест показателей соотношения роста и веса тела. Для измерения массы тела были использованы механические весы. Рост учащихся измерялся в положении стоя, с помощью ростомера. Из соотношения показателей массы тела и роста рассчитывался весоростовой индекс Кетле.

2. Тест показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС). ЧСС учащихся измерялась пальпаторно в положении сидя, в течение 10 сек., полученное число умножалось на 6.

3. Тест показателей развития мышц нижних конечностей. Замерялась длина максимального прыжка с места в длину с двух ног.

4. Тест показателей устойчивости организма к гипоксии. Проба с задержкой дыхания выполнялась в положении полусидя. Учащимся предлагалось последовательно

и произвольно выполнить максимальный вдох и выдох, затем вдохнуть на 3/4 от максимума и задержать дыхание максимально продолжительно, зажав нос пальцами.

5. Тест показателей сложно-координационных движений. Учащиеся после-

Таблица

довательно бросали в стену теннисный мяч на уровень

2-3 м от пола 3 раза правой и 3 раза левой рукой и ловили той же рукой отскочившие мячи.

6. Тест показателей развития мышц плечевого пояса. Учащимся предлагалось в течение 30 сек в положении упор лежа (мальчики) / лежа на коленях (девочки) выполнить максимальное количество отжиманий.

7. Тест показателей развития мышц брюшного пресса. Оценивался по количеству подъемов корпуса из положения лежа на спине, с согнутыми ногами и сомкнутыми за головой руками, за 30 сек.

8. Тест показателей интенсивности восстановления ЧСС. Учащимся предлагалось выполнить 3-минутный бег с интенсивностью ближе к максимальной, без замедлений, переходов на шаг и остановок. По истечении

3-минутного бега они останавливались и брали пульсовую пробу, проходили 2 круга шагом и присаживались, проба повторялась через каждые 2 мин в течение 9 мин.

Выводы

Повысить уровень двигательной подготовленности, физического развития, личностной заинтересованности учащихся, сформировать высококлассную педагогическую технологию, индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, учитывающий индивидуально-личностные особенности, можно только с осуществлением грамотного, объективного педагогического подхода.

Мы не предлагаем кардинально менять базовую методику, вносить какие-то изменения в принципы, методы, функции учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая технология, которая существует на данный момент, не устарела, не потеряла свой смысл, однако она не применяется. Нет стремления к повышению качества учебного процесса, нет фантазии, нет желания использовать то, что уже имеется, нет процесса реализации методического подхода, а, как известно, он является основным компонентом достижения желаемого результата. Если не будет субъективно-объективного подхода, не будет про-

пллп 1%

зрачности учебного процесса. Не нужно детей заставлять делать, им надо давать пробовать, это всегда стимулирует, что и приводит к результату. Педагог не должен ограничиваться тем, что нужно учащемуся по программе или лучше всего у него получается. Нужно давать возможность пробовать, разнообразить деятельность, и это будет способствовать развитию скрытых способностей ребенка.

Нами предполагается, что рекомендуемый педагогический подход должен включать в себя основу, составляющую процесс образования и воспитания, а именно принципы физического воспитания: всестороннее и гармоничное развитие личности; связь физической культуры с жизнью; оздоровительная направленность физического воспитания; непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха; постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий; цикличное построение занятий; возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Методы физического воспитания: специфические (метод строго регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод) и общепедагогические (словесный метод, метод наглядного воздействия).

Современный методический подход в подготовительной части: упражнения на месте; упражнения на месте с предметами; упражнения в движении; упражнения в движении с предметами; упражнения на гимнастических снарядах.

В ходе учебного процесса происходит формирование специфических (образовательные; прикладные; спортивные; специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные) и общекультурных (эстетические; нормативные; информационные) функций.

Результаты исследования по окончании 2011-2012 учебного года свидетельствовали о том, что реализация авторской методики в учебно-воспитательном процессе с учетом функциональной асимметрии головного мозга положительно сказывается на успеваемости учащихся младших классов, на освоении предмета «Физическая культура», на уровне физического развития и двигательной подготовленности.

4% плпп

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5% 3% 3% 5%

лплп пплл

плпл ллпп

лллл

2% ллпл

1% лллп

3% лплл

Рис. 1. Соотношение детей 2-4-х классов по латеральному фенотипу (функциональной асимметрии) головного мозга

I -—г

ПППП ЛЛЛЛ ПППЛ ППЛП ПЛПП ЛППП ЛЛЛП ЛЛПЛ ЛПЛЛ ПЛЛЛ ППЛЛ ЛЛПП ПЛПЛ ЛПЛП ПЛЛП ЛППЛ

□ До □ После

Рис. 2. Профиль индекса физического здоровья учащихся 2-4-х классов с разным латеральным фенотипом

Л/Ф

В начале учебного года (2011 г.), средний уровень физического развития учащихся, принимавших участие в эксперименте, составлял 3,7 балла, что приравнивалось к удовлетворительному состоянию (физическое развитие и работоспособность соответствует среднестатистическим показателям возраста 7-10 лет, отдельные физиологические системы отстают в развитии и требуют тренинга).

По окончании эксперимента (2012 г.) средний уровень физического развития учащихся составил 4,2 балла, что приравнивается к хорошему состоянию (хорошее физическое развитие и функциональные резервы нервно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой и локомоторной систем организма) (Р = 0,0005).

Разделив всех школьников по моторным предпочтениям: леворукие (Л...), праворукие (П...), леворукие с левой ногой (ЛЛ..), леворукие с правой ногой (ЛП..), праворукие с правой ногой (ПП..), праворукие с левой ногой (ПЛ..) - мы выявили объективность конечных результатов (рис. 3).

У леворуких прирост за год составил 0,8 балла (Р = 0,001), у праворуких 0,4 балла (Р = 0,04), у леворуких с левой ногой 0,8 балла (Р = 0,07), у леворуких с правой ногой 0,6 балла (Р = 0,01), у праворуких с правой ногой 0,4 балла (Р = 0,004), у праворуких с левой ногой 0,5 балла (Р = 0,003).

Дети со скрытым доминированием левшевства, сами того не зная, способны добиться очень высоких результатов в области физического развития, что показывает исследование.

Тесты на выявление скрытого левшевства предоставили объективную информацию о латеральном предпочтении ребенка, использование которой позволило более гармонично развивать уровень физической подготовленности учащихся.

Данные результаты исследования свидетельствуют о том, что учебно-воспитательный процесс успешен и актуален в достижении желаемого результата, если реализуется на основе современных педагогических методик, современных педагогических технологий, а также на парциальном учете латерализации сенсорных и моторных предпочтений.

Практическая рекомендация заключается в том, что разработанная система индивидуализации физического воспитания школьников начальных классов на основе учета функциональной асимметрии головного мозга может быть успешно использована в практике повышения уровня учебно-воспитательного процесса, педагогической технологии и методических программ, а также в профессиональной компетентности учителя физической культуры.

Баллы

П.

ЛЛ..

ЛП..

ПП..

□ До □После

Рис. 3. Показатели ИФЗ по моторным предпочтениям до и после

ПЛ..

Л/Ф

6

5

4

6

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.