ШШШЖЖ № 3, 2011 ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ
Ю. Г. Древе, М. Ю. Иванов
(Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»)
Авторами предлагается метод учета межполушарной асимметрии мозга при организации информационной модели электронного учебника. Приводятся логическая модель учебного материала, учитывающая индивидуальные особенности обучаемых, описание программных средств, которые применяются для ее поддержки, а также оценки эффективности ее использования.
Ключевые слова: электронный учебник; познавательная деятельность; образование; межполушар-ная асимметрия; модель учебного материала; индивидуализация процесса обучения.
Межполушарная асимметрия — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга человека. Под ней понимается функциональная специализи-рованность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое [4]. Многие исследования подтвердили влияние данного фактора на реализацию таких функций мозга, как восприятие, память, мышление и речь.
Левое полушарие в основном отвечает за логически-вербальную деятельность, а правое — за интуитивно-творческую; левое оперирует словами, правое — образами; левое имеет дело с частями и особенностями, правое — с целыми и связями между отдельными частями: левое связано с анализом, т. е. с делением на составляющие, правое — с синтезом, т. е. со сведением частей в единое целое; левое отвечает за последовательное мышление, правое — за синхронное, одновременное, когда объект воспринимается как единое целое; левое полушарие привязано ко времени, правое свободно от временной зависимости. Хотя люди пользуются обоими полушариями, у каждого конкретного человека одно из них обычно доминирует. Люди стремятся разрешать возникающие ситуации, оставаясь в «зоне комфорта» своего доминантного полушария — либо левого, либо правого [3].
В мире преобладают левополушарные люди (~70—80 %), однако их число постепенно сокращается [5].
Индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся должны учитываться на всех этапах проектирования и разработки электронного учебника, как и на основных стадиях обучения: мотивации; организации учебной деятельности; оценивания результатов. Это позволит в полной мере обеспечить продвижение к конечным целям, определенным в рамках курса, по которому и разрабатывается электронный учебник.
При формировании мотивации к учебной деятельности левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательную сторону. Левополушарных привлекают процесс усвоения знаний и их глубина. Для них более значимым является получение знаний, а не оценка учителем [7]. Для правополушарных в большей степени важны эстетическая сторона предметов, потребность самореализации. Для них характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу.
Можно выделить множество факторов, влияющих на мотивацию обучаемых: это цвет фона и цвет текста, использование в большей мере практических или теоретических упражнений, глубина знаний и т. д. Например, для правополушарных учащихся следует использовать светлый фон и темный цвет букв, для левополушарных — темный фон и светлый цвет букв. А. Л. Сиротюк оценивает потенциальную потерю информации при невыполнении данного условия в
32 % [7].
1 -1 © Древс Ю. Г., Иванов М. Ю., 2011
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Задача, стоящая перед разработчиками электронного учебника на стадии операционной организации учебной деятельности, заключается в обеспечении учащегося заданием, которое учитыва-
ло бы его психофизиологические особенности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Перечень данных особенностей приведен в таблице.
Факторы, влияющие на учебную деятельность, и особенности их проявления у право- и левополушарных учащихся
Фактор
Правополушарные учащиеся
Левополушарные учащиеся
Восприятие
Переработка информации
Интеллект
Деятельность
Память
Мышление
Целостное
Интонационная сторона речи Визуалы (зрительное)
Кинестетики (осязательное)
Быстрая
Невербальный
Интуитивный
Практический
Приверженность к практике Чувство тела Чувство ритма Координация движений Пространственная ориентация Непроизвольная Наглядно-образная Визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности) Наглядно-образное Оперирование образами Спонтанное Эмоциональное Интуитивное
Трехмерное (в пространстве)
Дискретное (по частям) Смысловая сторона речи Аудиалы (слуховое)
Медленная
Последовательная
Вербальный
Логический
Теоретический
Приверженность к теории
Чувство времени
Произвольная
Знаковая
Слуховая
Абстрактно-логическое
Оперирование цифрами, знаками
Формальное
Рациональное
Программируемое
Двумерное (на плоскости)
Блок оценивания результатов является одним из наиболее важных компонентов электронного учебника. Учет меж-полушарной асимметрии на данном этапе может обеспечить дополнительные стимулы и результаты. Задачей этапа является преобразование результатов изучения предыдущего раздела учебника в осознанный мотив для выполнения следующего задания.
Американский нейропсихолог К. Хан-нафорд считает, что «проверки, ориентированные на простое заучивание, провоцируют развитие мышления низкого уровня — „обучение для проверки“. Стресс, вызванный постоянными контрольными работами, снижает способность школьников видеть решение про-
блемы с точки зрения более широкого контекста» [цит. по: 7].
Для правополушарных обучаемых предпочтительной формой контроля являются задания с вопросами открытого типа [1] и фиксированным сроком выполнения; для левополушарных — решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы закрытого типа [7].
Дидактическая оболочка и информационно-логическая модель электронного учебника (о составе основных модулей, как программных, так и аппаратных, а также об особенностях построения информационно-логической модели электронного учебника [см.: 1; 2] должны учитывать перечисленные выше психофизи-
ологические особенности при мотивации, организации и оценивании результатов учебной деятельности. С этой целью требуется изначально определить профиль обучаемого и то, какое полушарие у него является доминирующим. Выполнить данную задачу можно путем организации входного тестирования. Ниже приводятся некоторые возможные вопросы теста. Ш. Промисловым дается более подробный их перечень [6].
• Какой рукой вы бросаете мяч?
• Какой рукой вы пишете?
• Какой ногой вы наносите удар по мячу?
• Вытяните руки прямо перед собой и соедините ладони в форме треугольника, через который вы должны смотреть на какой-нибудь объект. Закройте поочередно каждый глаз и посмотрите, в каком случае картинка не смещается по сравнению с изображением, получаемым двумя глазами. Доминантный глаз удерживает изображение, а в субдоми-нантном оно смещается.
Точно определить, какое из двух полушарий мозга ориентировано на анализ, а какое на синтез, путем самонаблюдения затруднительно. Это можно сделать при помощи специальных врачебных инструментов. Полученный результат должен фиксироваться дидактической оболочкой и использоваться в дальнейшем при построении обучения. А. И. Башмаков и И. А. Башмаков отмечают, что ценность электронного учебника возрастает, если в нем реализованы возможности, обеспечивающие вариативность применения [1]. Однако это замечание касается ориентации на разные специальности (например, преподавание одного и того же курса на разных факультетах вуза) и уровень подготовленности. Учет индивидуальных особенностей предполагает, как минимум, еще три варианта данных схем.
Декомпозиция материалов учебника должна учитывать необходимость освещения общей картины охватываемого в главах и разделах материала. Левополушарными обучаемыми материал усваивается поэлементно с последующим син-
тезом, правополушарными — глобально с последующим вычленением отдельных элементов и деталей. В информационнологическую модель следует добавлять ситуации, которые позволяют применять освоенный материал в движении. К ним можно отнести проговаривание информации вслух, прописывание на бумаге, ритмичные постукивания и покачивания (даже жевание во время обучения способствует лучшему запоминанию [7]).
Среди особенностей восприятия следует учитывать такую, как ведущая сенсорная система, или модальность. Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами (зрительное восприятие) или кинестетиками (обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие), левополушарные — аудиалами (слуховое восприятие). Для визуалов материал должен быть представлен в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Для кинестетиков особенно важны практические задания (например, лабораторная работа). Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов.
Особенностью левополушарных обучаемых является постепенная, последовательная переработка информации. У правополушарных этот процесс занимает меньшее количество времени и происходит спонтанно. Учет данной особенности может осуществляться при проектировании средств контроля за усвоением материалов курса.
В современном мире прогресс в обучении связывают с постепенной заменой практических навыков учащихся накоплением у них теоретических знаний. Увеличилось число теоретических курсов, повысился уровень абстрактности в изучении учебного материала, усилились математизация и алгоритмизация материала при изучении гуманитарных дисциплин. Это приводит к тому, что обучаемые могут только грамотно воспроизводить выученный материал, но оказываются беспомощными в практическом применении знаний [1]. Современное образование все больше стано-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
вится теоретическим, а не практическим. Востребованным оказывается логический компонент мышления [7].
Как отмечает профессор С. Кови, «...мы живем в мире, где доминирует левое полушарие, где правят слова, расчет и логика, а творческий, интуитивный, эмоциональный и артистический аспекты нашей природы часто находятся в подчиненном положении». Подключение к возможностям правого полушария является затруднительным. В результате человеческий потенциал используется не в полном объеме [3].
Теоретический подход к изложению учебного материала более всего подходит для левополушарных обучаемых. Для правополушарных очень важны практические задания.
Для левополушарных обучаемых, в силу их особенностей, следует осуществлять декомпозицию материала, а также активно использовать аудиозаписи. Для правополушарных предпочтительнее активно использовать графический материал, схемы, таблицы, а также осуществлять в самой начальной стадии обучения анализ картины учебного материала в целом, описывать связи, определять взаимодействия. Их способность визуализировать информацию является ключом к успеху в образовании и жизни.
Левополушарное мышление считается абстрактно-логическим, прогнозируемым, рациональным и двумерным. Правополушарные обучаемые мыслят наглядно-образно, интуитивно, эмоционально и трехмерно. Примером учета данных особенностей является изучение алгебры (в большей степени подходит для левополушарных) и геометрии (для правополушарных) [7]. Считается доказанным, что с функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное [4].
Учет особенностей межполушарной асимметрии позволяет повысить индивидуализацию и тем самым эффективность процесса обучения при помощи электронного учебника. С другой стороны, это увеличивает сложность данного процесса, так как требует разработки отдель-
ной подсистемы для учета особенностей асимметрии мозга (инструменты для определения доминантного полушария, например, тесты).
Оценить эффективность применения тех или иных методов на практике достаточно трудно. В качестве примера оценок возможного эффекта от применения средств учета межполушарной асимметрии приведем следующие цифры. Учет модальности при организации информационно-логической модели учебного материала может улучшить качественные и количественные показатели внимания на 20,3, памяти на 19,7 % [7].
При проектировании материалов электронного учебника следует больше внимания уделять принципу «начинайте, представляя конечную цель», который, в свою очередь, основывается на идее, что «все создается дважды» [3]. Представление конечной цели, что прямо связано с воображением обучаемого и с функциями правого полушария, в частности, может в значительной степени повысить мотивацию, индивидуализацию и в конечном счете эффективность процесса обучения.
При организации информационно-логической модели учебного материала следует учитывать, что чтение задействует оба полушария мозга, а совмещение теоретических заданий с практическими способствует сбалансированному развитию аналитических способностей и способностей синтезировать, представлять конечную цель.
Таким образом, межполушарная асимметрия мозга является ключевой особенностью, влияющей на познавательную деятельность. Проектирование такой сложной информационной системы, как электронный учебник, не должно осуществляться без учета этой особенности организации работы мозга обучаемого. Например, использование разных схем представления материалов для лево- и правополушарных учащихся способствует большей индивидуализации процесса обучения. Для первых следует ограничивать глубину декомпозиции материалов, представлять их более целостно, на одной странице, использовать
больше практических заданий; для вторых — чаще обращаться к возможностям гипертекста (широко применять ссылки на материалы учебника, словари и т. п.), использовать аудиоматериалы и пр.
Точно оценить вклад от учета особенностей межполушарной асимметрии — трудно формализуемая задача, однако их влияние на процесс обучения является очень существенным и способствует большей индивидуализации процесса обучения, на что и должны быть направлены современные электронные учебники.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. — М. : Информ.-изд. дом «Филин», 2003. — 616 с.
2. Гречихин А. А. Вузовская учебная книга. Типология, стандартизация, компьютеризация : учеб.-метод. пособие в помощь авт. и ред. / А. А. Гречихин, Ю. Г. Древс. — М. : Логос : Моск. гос. ун-т печати, 2000. — 255 с.
3. Кови, С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности : пер. с англ. / С. Р. Кови. — 3-е изд. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. — 374 с.
4. Межполушарная асимметрия [Электронный ресурс] // Викепедия [свобод. интернет-эн-цикл.]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ ■дакг/Межполушарная_ассиметрия.
5. Мозг ребенка. Правое и левое полушария [Электронный ресурс] // Раннее развитие детей. — Режим доступа: http://www.danilova.ru.
6. Промислов, Ш. Соединение мозга и тела / Ш. Промислов ; пер. с англ. П. А. Самсонов. — Минск : Попурри, 2007. — 240 с.
7. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. — М. : ЦНМО СППО МГППУ, 2006. — 288 с.
Поступила 20.02.11.
ГУМАНИТАРНОСООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
О. Н. Журавлева (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования)
Рассматриваются проблемы теории и практики обновления содержания современного образования в соответствии с интегративным методологическим принципом гуманитарности.
Ключевые слова: гуманитарность; процесс гуманитаризации; проектирование содержания школьного образования.
Процесс гуманитаризации обращен к потребностям человека в общекультурном и общегуманистическом смысле, направлен на преодоление технократического мышления, изменение смыслового центра мира — с мира природы на мир человека. Гуманитарная доминанта набирает силу в различных областях человеческой деятельности. Человек становится гуманитарным только тогда, когда соотносит себя с миром, обществом, другим человеком, с самим собой. Именно образование призвано не только ввести человека в культуру, но и сохранить ее посредством укрепления «чело-
веческого в человеке». Современная школа поставлена перед вызовами — необходимостью достижения нового понимания человеком своего предназначения и места в мире, формирования гуманитарного типа мышления.
К сожалению, поворот содержания образования от традиционной знаниевой к гуманитарной парадигме происходит крайне медленно: сегодня обучают преимущественно рациональным способам познания, а «мировоззрение, основанное только на научной картине мира, не содержит понятие нравственности» [4, с. 29]. Значительная часть учителей не
© Журавлева О. Н., 2011