Научная статья на тему 'Дифференцированный подход к обучению музыке детей с учетом индивидуальных особенностей функциональной организации мозга'

Дифференцированный подход к обучению музыке детей с учетом индивидуальных особенностей функциональной организации мозга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1254
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебединский Ю. И.

Статья посвящена анализу возможностей дифференцированного подхода к ученикам в процессе индивидуального обучения детей инструментальному исполнительству по классу гитары. Антропологический и физиологический подходы к обучению игре на музыкальном инструменте дают весьма положительные результаты, о чем и говорится в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход к обучению музыке детей с учетом индивидуальных особенностей функциональной организации мозга»

УДК 782

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА

© 2008 Ю. И. Лебединский

доцент кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства Курский государственный университет

Статья посвящена анализу возможностей дифференцированного подхода к ученикам в процессе индивидуального обучения детей инструментальному исполнительству по классу гитары. Антропологический и физиологический подходы к обучению игре на музыкальном инструменте дают весьма положительные результаты, о чем и говорится в статье.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, специальная подготовки, инструментальное исполнительство.

— Скажите, с какого возраста можно обучать ребенка игре на гитаре?

— Это правда, что начинать обучаться игре на гитаре можно не ранее 10-12 лет?

— У моего ребенка маленькие пальчики, сможет ли он обучаться игре на гитаре?

Примерно такие вопросы задают родители педагогу-гитаристу в музыкальной школе.

Кто может взять на себя ответственность установить возрастной ценз в данной

деятельности, если каждый ребенок индивидуален с точки зрения анатомического, психолого-физиологического, эстетического и интеллектуального развития? А кроме того, необходимы еще и определенные музыкальные способности.

Поэтому с уверенностью можно сделать вывод, что не возраст является основополагающим в данном вопросе, а результаты полной личностной диагностики ребенка.

Образовательный процесс в настоящее время заметно «помолодел». Детей, практически едва научившихся ходить и говорить, ведут в эстетические кружки и отделения, созданные при дворцах культуры, дворцах пионеров и школьников, детских школах искусств и других учреждениях дополнительного образования. Несомненно, это большое подспорье для выявления и развития способностей ребенка. В таких учреждениях дети развиваются всесторонне: здесь они занимаются ритмикой, рисуют, поют, танцуют, участвуют в развивающих играх. Уже на этом возрастном этапе можно с большой долей уверенности определить наклонности к разнообразным видам деятельности, что в дальнейшем поможет сделать выбор в пользу дальнейшего рода занятий.

Среди всех видов искусств инструментальное музицирование является одним из самых сложных. Здесь сочетаются огромные физические, эмоциональные и умственные нагрузки. Поэтому от педагога требуется особое, бережное отношение к доверенному ему ребенку-ученику. Перед началом непосредственно образовательного процесса учитель должен досконально изучить своего подопечного. Сегодня для успешного обучения игре на инструменте, простого определения уровня таких способностей, как музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма, явно недостаточно. Чтобы лучше «знать» своего ученика и в дальнейшем определиться в выборе методов работы, преподавателю музыки желательно оценить не только его физические данные и темперамент, но выяснить с помощью тестирования его общую функциональную организацию мозга и ведущую модальность.

Общая функциональная организация мозга характеризуется тремя типами:

1) левополушарный,

2) правополушарный,

3) равнополушарный.

Левополушарный тип. К нему относятся люди, у которых логическое восприятие преобладает над чувственным. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению. Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное мышление.

Левополушарные компоненты мышления так организуют любой материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людьми. При его формировании, из всех реальных и потенциальных связей между предметами и явлениями выбираются несколько определенных, которые не создают противоречий и укладываются в соответствующую схему. Так, слово, включенное в контекст, приобретает только одно значение, хотя в словаре их может быть несколько. Элементами однозначного контекста могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже образы.

«Основная функция левого полушария - выделить фигуру из общего фона и работать с данной информацией в фокусе внимания. Левое полушарие ответственно за понятийное, нацеленное на одно, единственно правильное решение мышления, прогнозирование будущих событий, выдвижение гипотез. Это «формальный» логик, распознающий ложные высказывания от истинных. В левом полушарии представлена образная модель мира, разбитая на отдельные элементы. В памяти левого полушария хранятся осознанные стереотипы и социальная система значимостей. Кроме того, оно выполняет последовательные функции. Аудиальное (слуховое) восприятие информации является ведущим у левополушарных людей» [Сиротюк 2003: 156].

Среди них много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они рациональны и рассудочны, много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. В музыкальной деятельности, представители данного типа чаще становятся методистами, музыкальными критиками, талантливыми педагогами, нежели исполнителями. Обычно они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.

Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов, нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы мышление. Правое полушарие мозга специализировано на оперировании образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве. Его функционирование обусловливает нагляднообразное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности.

«Правое полушарие регулирует подсознательные процессы, аналоговую переработку информации, непроизвольный контроль поведения. Оно производит непрерывные топологические, пространственные преобразования информации, оценку симметрии, структурированности, сложности объекта. Оно имеет дело не с фигурой, а с фоном, не с центром внимания, а с периферией. Таким образом, правое полушарие обеспечивает не концентрацию, а распределение внимания. Оно является хранителем непрерывной картины мира, непроизвольной эмоциональной памяти, обеспечивает интуитивное, чувственное, образное мышление, осуществляя проверку гипотез, имеет дело с актуальным временем, действиями «здесь и сейчас». Правое полушарие - орган человеческого бессознательного, орган подражания. Оно все воспринимает всерьез, это - полушарие обиды и депрессии» [Там же: 157].

Функция правополушарных компонентов мышления - одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Преимущество такой стратегии

мышления проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту, т. е. в творческом процессе. Если организация однозначного контекста необходима для взаимопонимания между людьми, анализа и закрепления знаний, то организация многозначного контекста столь же необходима для проникновения в суть внутренних связей между предметами и явлениями. Без этого было бы невозможно любое творчество. Ведущими модальностями правополушарных людей являются визуальная и кинестетическая (двигательная).

Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать (левополушарным, наоборот, легче писать, чем диктовать). Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, они открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто они действуют по настроению. Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов.

Неосознаваемая человеком информация (бессознательные процессы правого полушария) может побудить его к поступкам, истинный смысл которых самому человеку недоступен. Когда человек попадает в условия, требующие экстренного принятия решения и немедленных действий с учетом всей сложной и многоплановой ситуации, он часто действует до реального осмысления и анализа своих поступков. Более того, после окончания своих действий он часто не в состоянии их перечислить и изложить последовательно. Поведение такого человека как бы неосознанно, но учитывает все ключевые аспекты ситуации. Дело в том, что правое полушарие схватывает всю информацию чуть быстрее, чем левое. Оно быстрее и успешнее опознает сложную и неоднозначную информацию.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, оба синхронно участвуют в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности.

«Деление людей на правополушарных, левополушарных и равнополушарных в какой-то мере условно, но позволяет увидеть многое в человеческой личности яснее. Всегда следует помнить, что мозг при специализации полушарий работает как единое целое. Более того, развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Самый сензитивный возраст человека для интеллектуального развития - до 10 лет, когда кора больших полушарий ребенка еще окончательно не сформирована. Поэтому результативность обучения детей будет зависеть от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих профиль функциональной асимметрии полушарий» [Там же: 159].

Процесс, посредством которого определенные функции локализуются в левом или правом полушарии, получил название функциональной латерализации полушарий головного мозга.

Иногда распределение функций между полушариями происходит не по традиционной схеме: правое полушарие - гуманитарное, левое - логическое. Встречаются случаи обратной латерализации функций между полушариями: правое полушарие -логическое, левое - гуманитарное.

Для диагностики локализации функций в полушариях головного мозга можно использовать следующий тест.

1-й этап. Испытуемому предлагается закрыть глаза и «мычать», не открывая рта. При этом активно включается в работу образное полушарие, и голова непроизвольно поворачивается в противоположную сторону. Если образное полушарие - правое, то голова поворачивается влево, если левое - вправо. Логическое полушарие отключается.

2-й этап. Испытуемому предлагается закрыть глаза и считать в прямом или обратном порядке. При этом активно включается в работу логическое полушарие. Если оно

левое, то глаза и голова непроизвольно поворачиваются вправо, если правое - влево. Образное полушарие в это время отключается.

Наиболее точным приемом диагностики типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга является аппаратурная диагностика - электроэнцефалограмма, прибор «Активациометр».

Для дифференцированного подхода к учебной деятельности необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации, интеллекта, деятельности, речи, эмоций, памяти и мышления в зависимости от принадлежности к типу функциональной организации мозга.

Восприятие. Восприятие правополушарных детей является целостным, а левополушарных — дискретным (по частям). Учитывая целостность восприятия правополушарных детей, необходимо работу над новым произведением начинать с демонстрации всей пьесы целиком, объяснений, касающихся ассоциативного и общего замысла композитора. Восприятие конкретной реальности непосредственно обращается к эпизодической и ритмической памяти правого полушария, улучшает непроизвольные память и внимание. Этому же способствуют сочетание поэтических и музыкальных форм, выразительность жестов учителя, интонационная и эмоциональная окрашенность речи. Другими словами, обучение для них должно быть построено на основе синтеза, а не анализа. Дети с синтетическим восприятием (правополушарные) новый материал усваивают сначала глобально, а затем постепенно вычленяют отдельные элементы и детали.

Левополушарные учащиеся при аналитическом типе восприятия материал легче усваивают поэлементно, с последующим синтезом. Для них адекватен аналитико-синтетический метод обучения.

Нужно учитывать, что учащиеся с ведущим правым полушарием хорошо воспринимают низкие звуки, поэтому лучше, если их обучают мужчины с низкими голосами. Левополушарные дети, напротив, хорошо воспринимают высокие женские голоса.

Правополушарные дети лучше воспринимают новый материал, находя сходство при сравнении. Левополушарные дети эффективнее работают, находя различия в сравниваемом материале.

Переработка информации правополушарными учащимися происходит мгновенно, спонтанно и в хаосе. Про таких детей говорят: «торопыжка». Левополушарным «тугодумам» необходимо время для того, чтобы обработать информацию последовательно и линейно. Они не могут работать в режиме «вопрос - ответ».

Интеллект. К сожалению, современное образование все больше становится теоретическим, а не практическим. В результате снизилась общая эмоциональность изложения, язык стал более сухим, уменьшилась доля ярких выразительных примеров, редко используются ритмы - речевые и музыкальные, которые сами по себе активизируют эмоциональную и непроизвольную память. Теоретический подход в обучении идеально подходит левополушарным детям с вербальным и теоретическим интеллектом. У правополушарных учащихся интеллект практический и невербальный. Они думают такими сложными категориями и конгломератами чувств, которые невозможно выразить словами.

Деятельность. Анализируя деятельность учащихся, можно отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела и ритма, высокой координацией движений. Они прекрасно чувствуют себя в ансамбле или оркестре. Левополушарные дети обладают чувством времени, не скоординированы, но мышечно выносливы. Им более показаны индивидуальные занятия.

Речь. Учащиеся с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Действия, требующие постоянного самоконтроля, выполняются такими учащимися плохо. При исполнении музыкального произведения они часто допускают текстовые ошибки, не обращают внимания на аппликатуру.

Учащиеся с доминированием левого полушария контролируют свою речь, но, если их попросить подвести итоги, они сталкиваются с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости при исполнении музыки, однако они более точны в нотах и применении аппликатуры, чем их правополушарные одноклассники. Тем не менее левополушарные ученики обычно медленнее разучивают произведение полностью. Учащиеся с ведущим правым полушарием ориентированы на интонацию, а левополушарные — на смысловой аспект.

Эмоции. Правое полушарие продуцирует негативные эмоции, поэтому правополушарному человеку значительно легче проявлять отрицательные эмоции, чем положительные. Их целостное восприятие часто окрашивает мир в пессимистичные тона. Продукцией левого полушария являются положительные эмоции. Это оптимисты.

Правополушарные дети ориентированы на мнение коллектива, родителей и учителя. Они очень нуждаются в позитивной оценке своей деятельности, в отличие от левополушарных, которые ориентированы на себя и на собственное убеждение.

Память. Правополушарный ученик с визуальной памятью способен «видеть ноты глазами мозга». Визуализация информации - основной ключ к успеху в обучении. Известно, что визуальная и кинестетическая память правополушарных учащихся являются основой - «глаза и пальцы сами знают, как надо сыграть». Левополушарный ученик с аудиальной памятью использует свой мозг в качестве магнитофона. Получив задание, он как бы выбирает кассету с ответами и прокручивает всю информацию, пока не получит ответ.

Следует учитывать, что память правополушарных учащихся является непроизвольной, поэтому они не могут запоминать усилием воли. Запоминание информации должно проходить в игре, практической деятельности. Произвольная память левополушарных детей допускает технократическое зазубривание и многократное повторение материала, что обычно практикуется в музыкальных заведениях. Левополушарное мышление считается абстрактно-логическим, прогнозируемым, рациональным и двумерным (на плоскости).

Творчество. С работой правого полушарием связаны: непосредственно-чувственное восприятие, ориентация в пространстве, художественное мышление, творчество. Причем все эти функции, хотя и имеют некоторые общие корни, отнюдь не совпадают друг с другом. Этим объясняется многообразие проявлений правополушарной активности. Творческий процесс, как показали исследования, требует от правополушарных людей меньших психофизиологических затрат и происходит при менее высоком уровне дополнительной активации мозга. Может быть, именно поэтому творческая работа не сопровождается чувством утомления, в отличие от работы рутинной. Длительные перерывы в творческой деятельности, особенно вынужденные, тяжело переносятся людьми. В то же время для лиц с низкой творческой потенцией нередко оказывается предпочтительнее любая самая монотонная и скучная работа, чем решение творческих задач. Этим людям нужны, по-видимому, большие дополнительные усилия, чтобы преодолеть сформированные в процессе обучения установки на жесткую упорядоченность и однозначность связей между предметами и явлениями. У людей с низкими творческими способностями дополнительная мозговая активация нужна для раскрепощения образного мышления.

Левополушарные люди хорошо читают ноты, а так как даже музыка преподается линейным способом через знаки, то левополушарные вначале демонстрируют успех и в искусстве. Но поскольку у них есть трудности с продуцированием образов, ритма, целостности, то музыка не будет «живой». Правополушарные же люди в искусстве, музыке, танцах и спорте достигают успеха через целостность, чувства, эмоции и движение.

Интересные результаты получили французские ученые. Исследуя асимметрию мозга у профессиональных музыкантов и людей без музыкального образования при восприятии мелодий, они обнаружили парадоксальный факт: немузыканты воспринимали исполнение

правым (эмоциональным) полушарием, а музыканты левым (логическим). Можно предположить, что если немузыканты просто наслаждались, то музыканты анализировали услышанное. Отсюда можно сделать вывод: давая разным детям одни и те же задания, мы можем адресоваться к разным полушариям. Восприятие и переработка информации будут различны, несмотря на то что видимый результат может быть одинаковым.

Анализируя творчество композиторов, можно сделать следующие выводы. К правополушарным композиторам относятся Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шуман, а к левополушарным - Бах, Гендель, Мендельсон, Прокофьев, Стравинский, Шостакович. Интересно отметить, что музыка правополушарных композиторов активизирует деятельность правого полушария человека с любой асимметрией мозга, а музыка левополушарных композиторов воздействует на левое полушарие. Именно на этом основаны музыкальная психотерапия и звонотерапия.

Учителям при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий. Например, помнить, что соотношение между активностью правого и левого полушария различно при восприятии технических приемов и художественного исполнения, и хотя в обоих случаях человек имеет дело с одним и тем же произведением, при разборе технических трудностей больше активизируется левое полушарие, а при проигрывании - правое. Достоверно установлено, что чтение нотного текста задействует оба полушария мозга: левое кодирует печатные символы (ноты), а правое находит значение декодируемой информации.

При обучении детей с разной асимметрией мозга необходимо учитывать, что для правополушарного мышления характерен инсайт (озарение, вспышка, догадка), а для левополушарного мышления - хитсайт (ровные и последовательные мыслительные процессы). Инсайтом правополушарные пишут стихи во сне, часто решают проблему тогда, когда отвлекутся от нее.

В современной школе ученики с противоположными стилями учения могут реально помочь друг другу. Имея набор стратегий обучения, ассоциированных с каждым учебным стилем, ученики, выполняя смешанные задания, могут увеличить количество собственных учебных стратегий. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать своему товарищу такие стратегии учения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути. Левополушариый ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

Остановимся более подробно на такой особенности восприятия, как ведущая сенсорная система или модальность. Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами (зрительное восприятие) или кинестетиками (обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие), левополушарные учащиеся - аудиалами (слуховое восприятие). Для правополушарных визуалов вся информация должна быть представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают разбирать текст произведения или читать «с листа», чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практического исполнения. Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонных прослушиваний и устных объяснений преподавателя.

Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места, в сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Кинестетикам необходим комфорт. Тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на протекание у них познавательных процессов.

В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на

разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности. Учителю необходимо помнить:

• работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т. д.;

• работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и

прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Ключевые слова кинестетической модальности; чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т. д.;

• работая с учеником-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т. д.

Учитель и ученики неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей. Использование же одной общей модальности способно обеспечить доверительные отношения автоматически, на подсознательном уровне. Кроме того, учитель может использовать нейтральные слова, подходящие к любой модальности: думать, знать, понимать, воспринимать, помнить, верить, уважительный, изменчивый и т. д.

Работа учителя в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идет более прочное запоминание материала. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т. д. Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издает звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

Итак, за трудностями обучения лежат объективные причины, кроющиеся в индивидуальных особенностях функциональной организации мозга.

Существует гипотеза Дж. Грея о более высокой чувствительности правополушарных детей к поощряющим стимулам, а левополушарных - к наказывающим.

Поэтому именно на школьного учителя ложится ответственность за оценку степени риска каждого ученика в рамках учебного плана, а также за изменение и дополнение этого плана, чтобы гарантировать успех всех учащихся. То, что ожидает учитель от своих учеников на уроке, основывается на его собственных предпочтениях в сфере преподавания. И когда эти предпочтения не совпадают с учебными предпочтениями учащихся, возникает конфликт стилей: способ изложения информации учителем не совпадает с типом восприятия этой информации учеником.

Библиографический список

Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. - М.;ТЦ Сфера, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.