Научная статья на тему 'О диагностических процедурах определения ведущей модальности восприятия'

О диагностических процедурах определения ведущей модальности восприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2774
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ВЕДУЩАЯ МОДАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / РЕЧЕВОЙ ПРЕДИКАТ / PSYCHOLINGUISTIC APPROACH / LEADING MODALITY OF PERCEPTION / VERBAL DIAGNOSTICS / THE VOICE OF THE PREDICATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малявина Анастасия Михайловна

В статье рассматривается восприятие с точки зрения психолингвистической научной парадигмы. Представлено описание четырёх диагностических процедур по выявлению ведущей модальности восприятия в письменной речи учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the diagnostic procedures for determining the leading modality of perception

The article discusses the perception from the point of view of psycholinguistic research paradigm. Presents a description of the four diagnostic procedures to identify the leading modality of perception in a written speech of students.

Текст научной работы на тему «О диагностических процедурах определения ведущей модальности восприятия»

УДК 81-119 ББК 4426.88+4426.78.19

А. М. Малявина

Екатеринбург, Россия

О ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУРАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ МОДАЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье рассматривается восприятие с точки зрения психолингвистической научной парадигмы. Представлено описание четырёх диагностических процедур по выявлению ведущей модальности восприятия в письменной речи учащихся.

Ключевые слова: психолингвистический подход, ведущая модальность восприятия, вербальная диагностика, речевой предикат.

A. M. Malyavina

Yekaterinburg, Russia

ABOUT THE DIAGNOSTIC PROCEDURES FOR DETERMINING THE LEADING MODALITY OF PERCEPTION

Abstract. The article discusses the perception from the point of view of psycholinguistic research paradigm. Presents a description of the four diagnostic procedures to identify the leading modality of perception in a written speech of students.

Keywords: psycholinguistic approach, leading modality of perception, verbal diagnostics, the voice of the predicate.

Обращение к ведущим модальностям восприятия в процессе обучения русскому языку в школе связано с тем, что в современной практике среднего образования до сих пор недостаточно уточнённым остаётся вопрос о том, как соотносятся восприятие и понимание учебного материала. Согласно одной из существующих трактовок, «восприятие происходит через понимание, оно обусловлено пониманием» [Норман 2011: 104]. Существуют и другие трактовки. Так, понимание можно рассматривать как «результат взаимодействия процессов восприятия, памяти и мышления» [Маклаков 2010: 83]. Следующая позиция разграничивает непосредственное восприятие значений сообщения, понимание как осмысление вербального сообщения и интерпретацию как раскрытие внутреннего смысла сообщения [Гойхман 1997: 31]. Некоторые исследователи приравнивают этап восприятия (так называемое смысловое восприятие) к пониманию и рассматривают эти процессы во взаимосвязи как единое целое [Зимняя 1976: 47].

В связи с этим особое значение приобретает рассмотрение особенностей восприятия и понимания информации в свете активно развивающейся в настоящее время психолингвистической парадигмы исследований, характеризующей механизмы тексто-порождения и интерпретации речевых сообщений как взаимосвязанные аспекты речевой деятельности (см. работы А. А. Леонтьева, И. А. Зимней, Р. М. Фрумкиной, А. А. Залевской и других). Показательным в этом плане является выделение Б. Ю. Норманом в работе «Основы психолингвистики» «грамматики слушающего» и «грамматики говорящего» [Норман 2011: 103]. Учёный считает, что процесс интерпретирования (понимания) высказывания зависит от воспринимающего его субъекта, и «говорящий должен учитывать возраст слушающего, его интеллектуальный уровень, темперамент, пол, свой предыдущий опыт общения со слушающим, его языковую компетенцию» [Норман 2011: 114].

Очевидно, что специфику процессов восприятия и обработки (понимания, усвоения) информации необходимо учитывать и в процессе обучения. В образовательной сфере (особенно в школьном преподавании) эффективность обучения во многом определяется умением педагога передать информацию в доступной форме для адресата (ученика), а также созданием наиболее благоприятных условий для реализации способности ребенка воспринимать и перерабатывать получаемую информацию.

Экспериментальное изучение модальностей восприятия проводилось на базе МБОУ СОШ № 175 Ленинского района г. Екатеринбурга. В экспериментальной работе приняли участие 23 учащихся 6-го класса.

Выбор испытуемых подросткового возраста обусловлен тем, в этом возрасте преобладающим является наглядно-образное мышление, которое постепенно переходит в логическое. Изучение модальностей восприятия у школьников позволит процесс перехода к логическим мыслительным операциям сделать наиболее эффективным.

Для изучения ведущих каналов восприятия у учащихся использовались 4 вербальные диагностические процедуры:

1. Ассоциативный тест «Выбери то, что тебе больше всего подходит», содержащий 21 слово с выбором ответа.

2. Ассоциативный тест «Подбери слова».

3. Вербальная диагностика «Анализ употребляемой лексики - «психологических предикатов». Сочинения на тему «В ночном лесу».

4. Вербальная диагностика «Анализ употребляемой лексики - «психологических предикатов». Сочинения на тему «Я дома».

Первая диагностика - ассоциативный тест «Выбери то, что тебе больше всего подходит». Он построен таким образом, что для каждого вербального стимула (например, «дом») предлагается

по три шкалы с характеристиками, демонстрирующими канал восприятия данной реалии:

1) «большой, в деревне, с балконами» - визуальный канал;

2) «разговоры по телефону, песни по радио, тишина» - аудиальный канал;

3) «тепло, вкусно пахнет, спать, уют, семейный очаг» - кинестетический канал.

Испытуемому необходимо выбрать для слова только одну шкалу из всех трёх приведённых.

Всего было подобрано 21 слово, из них 14 существительных, 2 прилагательных, 4 глагола и 1 наречие. Слова-стимулы подбирались так, чтобы они представляли все уровни сенсорно-перцептивного комплекса. Каждое слово несло полифункцио-нальную нагрузку, но имело при этом ярко выраженную модальную доминанту.

1. Сенсорная горизонталь была обозначена словами:

- визуального типа («дом»);

- аудиального («звонок», «кричать»);

- тактильного («подушка», «колючий»);

- обонятельного («дым»);

- вкусового («лимон»);

- кинестетического («бежит», «медленно»);

- эмоционального («слезы»).

2. Сенсорную вертикаль составили:

- слова, обозначающие предметы («солнце», «снег», «песок», «лужа», «листок», «котенок», «девочка»), действия («разбить», «спать») и признаки («добрая», «колючий»);

- обобщения и абстракции («зверь»);

- категориальные формы в виде существительных, глаголов, прилагательных и наречий (при разном грамматическом оформлении) как представители лингвистической ступени.

Представим фрагменты заданий ассоциативного теста:

Снег:

1) белый, на крыше, на склоне гор, чисто и светло, сугробы;

2) скрип под ногами, вьюга завывает, хрустит;

3) липкий, холодный, мокрый.

Лужа:

1) грязная, асфальт, мостик;

2) шлёпать по воде, стук дождевых капель на тротуаре;

3) мокро, сыро, обрызгала проезжавшая мимо машина.

Песок:

1) желтый, мелкий, пустыня, у моря;

2) шум прибоя, слушаю морскую раковину, шипение, шорох;

3) горячий, мокрый, сухой, рыхлый, тепло.

Количественная обработка результатов по ассоциативному тесту «Выбери то, что тебе больше всего подходит» состояла в подсчёте указанных характеристик по каждому параметру (визуальный, аудиальный, кинестетический). Подсчитано общее

количество предикатов по каждому типу модальности восприятия. Наибольшее количество выбранных ассоциативных векторов-предикатов и есть показатель ведущего типа модальности восприятия.

Вторая диагностика - ассоциативный тест «Подбери слова» - проводилась аналогично первой. Ученики получили следующую инструкцию от учителя: «Поиграем в волшебные слова. Они называются волшебными, потому что, услышав любое слово, мы сразу о чем-нибудь вспоминаем. Я буду называть слова, а вы записывайте те слова, которые для вас связаны с исходным словом (слова любой части речи, не менее 3 слов)». Слова для ассоциаций: дом, ды1м, лимон, подушка, звонок, солнышко, снег, лужа, песок, листок, котенок, девочка, звери, слезыг, весело, стыгдно, медленно, кричит, разбить, бежала, спят, добрая, старыш, вкусныге, колючий.

Примеры ответов учеников (фрагменты):

№ 1. Дом: окно, жильё, дерево, кирпич.

Дым: пожар, огонь, плита.

Лимон: кислота, Лена, бутылка.

Подушка: спать, перо, пух, кровать.

№ 2. Дом: здание, квартира, жильё.

Дым: пар, пожар, костёр, огонь.

Лимон: растение, фрукт, жёлтый.

Подушка: одеяло, сон, ночь.

№ 3. Дом: семья, мама, папа.

Дым: запах, чёрный, страшный.

Лимон: кислятина, жёлтый, овальный.

Подушка: спать, мягко, перо.

Результаты по двум ассоциативным тестам совпали. Количество учащихся с каждом типом модальности в процентном соотношении к общему числу учащихся по двум ассоциативным тестам таковы: среди учащихся преобладают визуалы - 43% (10 чел.) и кинестетики - 35% (8 чел.). Полимодаль-ны 13% (3 чел.), аудиалы составляют лишь 9% (2 чел.).

Третья и четвертая методики - это вербальные диагностики «Анализ употребляемой лексики -«психологических предикатов». Цель диагностик состояла в том, чтобы выявить ведущий канал восприятия у учащихся в связной письменной речи. Основным методом диагностики явился анализ речевых предикатов в небольших по объёму сочинениях на темы «В ночном лесу» и «Я дома».

В текстах сочинений учитывались и подсчитывались следующие речевые предикаты:

- зрительный канал - визуалы: видеть, рассматривать, наблюдать, глядеть, блестеть, светиться, встыхивать, казаться, отражать, темнеть, точка зрения, вид, глаз, горизонт, знак, луч, круг, белый, красныгй, коричневыш, зоркий, красивыш, форма, ярко, тускло, смутно.

- слуховой канал - аудиалы: говорить, бормотать, слушать, молчать, звать, свистеть, разговор, голос, мотив, мелодия, тишина, молчание, звук, громкий, тихий, звонкий, шумный, громко, вслух, молча.

- чувственный (кинестетический) канал - ки-нестетики: вздохнуть, гладить, чувствовать, ощущать, жарить, давить, жать, ударять, боль, голод, вкус, вес, жара, сила, гладкий, твердыш, скользкий, мягкий, холодный, остро.

- рациональный (логический) канал - дигиталы

(логики): думать, догадыгваться, напоминать,

знать, забыгвать, мыгсль, мнение, убеждение, разум, память, думающий, умныш.

С помощью вербальной диагностики «Анализ употребляемой лексики - «психологических предикатов» на основе анализа сочинений учащихся на тему «В ночном лесу» было определено количество учащихся - аудиалов, визуалов, кинестетиков и обладающих полимодальностью.

Представим фрагменты сочинений учащихся на тему «В ночном лесу»:

«Ночью лес выглядит иначе, чем днём. Большинство животных и некоторые виды птиц ведут ночной образ жизни. Можно увидеть таких диких животных, как кабан, енот, лиса. Разнообразные насекомые, бабочки, летучие мыши пролетают перед вами. В лесу темнеет быстрее. Везде мерещатся тени, сгорбленныге фигуры в обычных древесных пнях. Голос совы в ночном лесу можно услышать чётко даже на большом расстоянии. Ночью, как правило, ветра в лесу нет, поэтому вашими «собеседниками» будут деревья, остывающая земля, ночные охотники (совы, змеи, ежи)». Визуальная модальность;

«Зимой в лесу тихо. Изредка с сосны с шорохом падает снег. Слышен стрёкот сорок - кто-то их спугнул. Наверное, их спугнул ветер. Мы идём на лыжах. Остановились и услышали дятла. При порыве ветра стучат ветки. Где-то залаяла собака». Аудиальная модальность;

«Ночевали мы как-то ночью в палатке. Мне не спалось. Я слушала, как щебетали кузнечики, и представляла, как по лесу бродят животные, белка переползает с ветки на ветку и как в гнезде сидит птичка. Тут дунул ветер, лес зашелестел и показался от того мне очень увлекательным». Кинестетическая модальность.

Полученные данные показали, что среди учащихся преобладают, причем в равном количестве, визуалы - 39% (9 чел.) и кинестетики - 39% (9 чел.). Полимодальны 13% (3 чел.), аудиалы составляют

лишь 9% (2 чел.). Эти результаты подтверждают данные, полученные по предыдущей методике -ассоциативному тесту «Выбери то, что тебе больше всего подходит».

Таким образом, результаты диагностики учащихся 6-го класса МБОУ СОШ № 175 г. Екатеринбурга показали, что по типу доминирования левого или правого полушария класс неоднороден: левополушарных учащихся (аудиалов) 9%, правополушарных (визуалов и кинестетиков) - 78%, равнополушарных (полимодальных) - 13%. В характере ведущей сенсорной системы данного ученического коллектива также нет единообразия. Так, чаще всего правополушарные учащиеся по типу восприятия -это визуалы (для них ведущим является зрительное восприятие) или кинестетики (для них актуально обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие), левополушарные учащиеся - аудиалы (ориентированные на слуховое восприятие информации).

Таким образом, на основе учёта ведущих модальностей восприятия обучающихся и владения психолингвистическими основами методики преподавания русского языка становится возможным дифференцированный подход в обучении, предполагающий, во-первых, выявление ведущей модальности восприятия у каждого обучающегося и всего класса в целом; во-вторых, предложение им разных (для каждого типа модальности восприятия - своих) учебных заданий; в-третьих, развитие полимодаль-ного восприятия в сочетании с особенностями восприятия и интерпретации информации левым и правым полушариями головного мозга.

ЛИТЕРАТУРА

Гойхман О. Я. Основы речевой коммуникации. - М.: Просвещение, 1997. - 227 с.

Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения. -М.: Наука, 1976. - 138 с.

Коновалова Н. И. Как сделать обучение русскому языку успешным: психолингвистические консультации // Филологический класс. - 2011. - № 26. - С. 20-22.

Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - 452 с.

Норман Б. Ю. Основы психолингвистики: курс лекций. - Минск: БГУ, 2011. - 131 с.

Данные об авторе:

Малявина Анастасия Михайловна - магистрант Уральского государственного педагогического университета; учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия № 2 (Екатеринбург).

Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

E-mail: filclass@yandex.ru

About the author:

Malyavina Anastasiya Mikhailovna is a Post-Graduate Student Completing the Requirements for a Master’s Degree of the Ural State Pedagogical University, Russian and Literature Teacher of the Gymnasium № 2 (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.