Научная статья на тему 'Особенности мотивационного поведения студентов левои правополушарного типа в процессе изучения иностранных языков'

Особенности мотивационного поведения студентов левои правополушарного типа в процессе изучения иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ДОМИНАНТНОСТЬ ПОЛУШАРИЙ / МОТИВАЦИЯ / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / HEMISPHERIC DOMINANCE / MOTIVATION / SUCCESSFUL LEARNING / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хохлова Лариса Александровна, Дерягина Л. Е.

В статье представлены результаты психофизиологического исследования, проводимого на выборке студентов медицинского вуза. Выявляются личностные особенности и особенности мотивационного поведения студентов левои правополушарного типа в процессе изучения иностранных языков. Установлены электроэнцефалографические корреляты разных групп мотивов и их связь с успешностью обучения. Доказано, что левополушарное доминирование, наличие познавательного мотива, высокие показатели инициативности и уровня прилагаемых усилий являются важными факторами успешной учебы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хохлова Лариса Александровна, Дерягина Л. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION PECULIARITIES OF THE RIGHT AND LEFT HEMISPHERE DOMINANT STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE MASTERING

Findings of psychophysiological investigation of medical students are presented in the paper. Individual characteristics and motivated behavior peculiarities of the right and left hemisphere dominant students are determined, electroencephalogram correlates related to successful foreign language mastering being estimated. Left hemispheric dominance, the presence of cognitive motivation, high level of initiative and made efforts proved to be important factors of successful studies.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивационного поведения студентов левои правополушарного типа в процессе изучения иностранных языков»

УДК 612.825

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЛЕВО- И ПРАВОПОЛУШАРНОГО ТИПА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ*

© 2009 г. Л. А. Хохлова, Л. Е. Дерягина

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Мотивация является одним из явлений, характеризующих движущие силы поведения и деятельности человека [2, 7]. До сих пор, однако, не выработан единый подход к изучению этой проблемы; существует множество трактовок основных понятий мотивации деятельности и такое же множество концептуальных и методологических подходов.

Большую значимость приобретают исследования таких широких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности, определяют инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения задания. В данной связи большая роль отводится особенностям мотива избегания неудач и мотивации достижения успеха, особенности которых наиболее ярко отмечаются в условиях когнитивной деятельности [3, 5, 8].

Многочисленные исследования указывают на связь мотивационных переменных с эмоциональными процессами и различными состояниями организма. Авторы ссылаются на данные, подтверждающие, что эмоции выполняют энергетическую и контролирующую функции, осуществляя поддержку ближайших и конечных целей, реализуемых индивидом [4, 9, 10].

Не менее интересным является и изучение учебной мотивации, являющейся, по сути, наиболее неоспоримым и изученным фактором успешного процесса обучения. Такая мотивация, как правило, определяется целым рядом специфических факторов, к числу которых можно отнести характер образовательной среды, организацию педагогического процесса в образовательном учреждении, особенности самого обучаемого (пол, возраст,уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний и самооценка), личностные особенности преподавателя и специфику учебного предмета [1, 6].

Целью проводимого нами исследования стало изучение влияния мотивационных составляющих на показатели языковой подготовки студентов медицинского вуза и выявление электроэнцефалографических коррелят разных групп мотивов.

Поставленная цель потребовала исследования особенностей мотивационного поведения студентов в процессе изучения иностранных языков и выявления взаимосвязи межполушарных асимметрий с уровнем личностной тревожности, выбором мотивов и успешностью обучения.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Психофизиологические параметры обучаемости иностранным языкам и связанные с ними особенности функциональной асимметрии мозга», проект № 08-06-48635 а/С.

В статье представлены результаты психофизиологического исследования, проводимого на выборке студентов медицинского вуза. Выявляются личностные особенности и особенности мотивационного поведения студентов лево- и правополушарного типа в процессе изучения иностранных языков. Установлены электро-энцефалографические корреляты разных групп мотивов и их связь с успешностью обучения. Доказано, что левополушарное доминирование, наличие познавательного мотива, высокие показатели инициативности и уровня прилагаемых усилий являются важными факторами успешной учебы.

Ключевые слова: доминантность полушарий, мотивация, успешность обучения, тревожность.

Методы

Исследование проводилось на выборке студентов Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск), проходивших двухгодичный курс обучения на кафедре иностранных языков.

Приступая к исследованию, мы отобрали группы хорошо и плохо успевающих по языку студентов, оценивая при этом результаты письменных работ и устных ответов учащихся в процессе обучения, а также результаты экзаменационных сессий и учебных аттестаций. Изучение особенностей биоэлектрической активности мозга данных групп студентов потребовало в дальнейшем электроэнцефалографического исследования, которое проводилось с использованием 16-канального электоэнцефалографа «Нейрон-Спектр-3». Электроэнцефалограммы регистрировали монополярно в 16 стандартных отведениях системы 10—20: затылочных (О), теменных (Р), переднее- и задневисочных (Т), центральных (С) и лобных (Р) с объединенным референтным электродом на мочке ушей. ЭЭГ-исследование проводилось по следующей схеме: 1. Проба в стандартных условиях (фоновая), т. е. в состоянии спокойного расслабленного бодрствования с закрытыми глазами в свето- и звукоизолированном помещении в течение 3 минут с записью на магнитный носитель. 2. Р1агрузочная проба на открытие и закрытие глаз для оценки реактивности ЭЭГ.

Электроэнцефалограммы обследуемых подвергались визуальной оценке для исключения выраженной общемозговой и очаговой патологии. Для последующего математического анализа отбирались «эпохи», не содержащие артефактов. Рассматривались следующие частотные диапазоны: тета 1 (4 — 6 Гц), тета 2 (6—8 Гц), альфа 1 (8—10 Гц), альфа 2 (10—13 Гц), бета 1 (13 — 20 Гц), бета 2 (20 — 30 Гц). Степень взаимосвязи разных областей коры анализировали с помощью показателей когерентности, которые определялись по программе «Нейрокартограф» фирмы МБН (г. Москва). По показателям абсолютной спектральной мощности определяли доминирование полушарий, полушарие с большей мощностью рассматривали как ведущее.

Анализируя данные электроэнцефалограммы, мы пришли к тому, что именно особенности межпо-лушарных асимметрий определяют эффективность реализации высших психических функций, мотивационные составляющие человека и его успешность в процессе изучения иностранных языков. Таким образом, именно ЭЭГ-исследование биоэлектрической активности мозга послужило оправданной основой для ранжирования групп. В качестве окончательных объектов изучения были отобраны студенты лево-и правополушарного типа, которые и составили две основные группы исследования. В группу так называемых левополушарных вошли 330 человек (200 девушек и 130 юношей), в группе правополушарных оказались 300 студентов (170 девушек и

130 юношей). Средний возраст составил (17,8 ± 1,4) года. Все испытуемые дали добровольное согласие на участие, исследование было одобрено этическим комитетом университета.

В ходе исследования проводилось анкетирование, призванное выявить основные мотивационные факторы, побуждающие студентов медицинского вуза к изучению иностранных языков. Мотивационные составляющие и уровень притязаний личности определяли по опроснику Гербачевского и тесту Т. Элерса, позволяющему выявить особенности мотивации к достижению успеха и избеганию неудач. Уровень личностной и реактивной тревожности определяли при помощи общепринятого бланкового теста Спилбергера в модификации Ю. А. Ханина (1976). Результаты оценивали с учетом рекомендаций по тесту: до 30 баллов — низкий уровень; 31 — 44 балла — умеренный уровень; 45 и более — высокий уровень тревожности.

Все полученные результаты подвергались комплексной статистической обработке посредством пакета прикладных программ: электронных таблиц Microsoft Excel версия 7.0 и Statistica 5.0 for Windows. Сравнение количественных данных исследуемых групп проводилось по критерию Стьюдента при уровне значимости 95 % (р < 0,05). При корреляционном анализе связь меладу показателями оценивали как сильную при абсолютном значении коэффициента корреляции г > 0,70, как имеющую среднюю силу при г в интервале от 0,69 до 0,30 и как слабую при г < 0,29.

Результаты

На начальном этапе исследования мы попытались выявить те факторы, которые наиболее часто определяют мотивацию студентов медицинского вуза к изучению иностранных языков. Результаты анкетирования показали, что более половины, а именно 63,2 %, первокурсников изучают язык только потому, что он предусмотрен учебной программой, 25,0 % проявляют подлинный интерес к изучению данного предмета и только 11,8 % считают, что знание иностранного языка им пригодится в будущем. Приведенные цифры указывают на высокую степень преобладания внешней мотивации, которая и определяет не очень высокое качество владения данной дисциплиной.

Дальнейшее исследование было направлено на изучение влияния мотивации на показатели академической успеваемости по языку.

Анализируя данные по определению уровня притязаний личности (опросник Гербачевского), мы столкнулись с существенными различиями в мотивационной структуре студентов с доминированием левого и правого полушарий (табл. 1).

Набрав наибольшее количество баллов по компонентам 1, 2, 4 и 6, входящим в 1-ю группу системы мотивации, студенты левополушарного типа тем самым создавали ядро факторов, положительно влияющих на эффективность их познавательной и учебной

Таблица 1

Мотивационная структура личности студентов лево- и правополушарного типа, баллы (М ± т)

Груп- па моти- вов Мотив Левополу- шарные (п=330) Право-полушар -ные (п=300)

1 1. Внутренний 16,0±1,3* 10,1 ±0,2

2. Познавательный 20,1 ± 1,2* 14,3± 1,2

3. Избегания неудачи 9,2±0,3 17,1±1,3

4. Состязательный 18,4± 1,4* 12,2 ± 1,4

5. Смена деятельности 15,0±0,1 13,2 ± 1,3

6. Самоуважение 16,9 ± 1,7 14,1 ±0,7

2 7. Значимость результатов 14,0±1,2 12,1±1,0

8. Уровень сложности задания 13,6±0,4 9,1 ±0,2

9. Проявление волевого усилия 18,0± 1,5* 10,1±1,2

10. Оценка уровня достигнутых результатов 16,5± 1,4* 9,1 ±0,2

11. Оценка своего потенциала 17,2± 1,7* 12,6± 1,4

3 12. Намеченный уровень усилий 17,3± 1,5* 11,1 ±1,2

13. Ожидаемый уровень результатов 18,3± 1,4 16,4 ± 1,7

4 14. Закономерность результатов 16,4 ± 1,6 15,3± 1,7

15. Инициативность 18,4± 1,7* 10,1 ±0,9

Примечание. * - р < 0,05 различия внутри групп.

деятельности. Студенты же правополушарного типа демонстрировали менее адекватные мотивационные предпосылки к успешной учебе.

Во 2-й и 3-й группах мотивов различия в основном сводились к компонентам 9—12, указывая на то, что «левополушарные» студенты более эффективно используют поступающую информацию о достигаемых результатах и на этой основе более эффективно корректируют свою деятельность, чем «правополушарные». Студенты левополушарного типа прилагают больше волевых усилий и более адекватно оценивают свой потенциал, имея при этом лучшие показатели успеваемости по всем учебным предметам.

В отношении причинных факторов, составляющих 4-ю группу компонентов мотивационной структуры, можно отметить, что студенты правополушарного типа имеют низкий уровень инициативности и вместе с тем высоко оценивают свои возможности, что проявляется в достаточно высоком уровне компонента 14 (закономерность результатов).

Особый интерес представляют два наиболее распространенных на сегодняшний день типа мотивации. Это мотивация на достижение успеха и мотивация на избегание неудач. Особенности проявления этих двух групп мотивов характерны для любого вида деятельности человека. В нашем же случае особо интересны проявления мотивационного поведения в условиях изучения иностранных языков. Наибольшее количество баллов по мотиву избегания неудач

(компонент 3) набрали студенты правополушарного типа, что подтверждается данными, полученными с помощью опросника Гербачевского и диагностической методики Элерса (табл. 2).

Таблица 2

Результаты диагностической методики Т. Элерса,

баллы (М ± т)

Мотивация Левополушарные (п=330) Правополушар- ные (п=300)

Достижения успеха 22,3±2,4* 15,1 ±1,7

Избегания неудач 12,1±1,3* 20,0 ± 1,4

Примечание. * - р < 0,05 различия внутри групп.

Мы изучили взаимосвязь между показателями академической успеваемости и уровнем тревожности у студентов с разной направленностью мотивации в ситуации проверочных работ по языку и в обычных условиях.

Из данных табл. 3 видно, что у студентов с мотивацией достижения успеха личностная и реактивная тревожность практически не повышались перед тестом, а у испытуемых с мотивацией избегания неудач в ситуации проверочных работ наблюдалось значимое повышение и личностной, и реактивной тревожности (р < 0,05), что было связано с проявлением неуверенности и психологическими особенностями последних. В связи с этим можно предположить, что студенты с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач имеют разные возможности для выполнения когнитивных задач и изучения иностранных языков. Результаты исследования обнаружили, что у студентов левополушарного типа, направленных на достижение успеха, показатели языковых тестов намного выше, чем у «правополушарных», большую часть которых составляют студенты с мотивацией избегания неудач.

Таблица 3

Показатели реактивной и личностной тревожности перед тестом и в обычных условиях, баллы (М ± т)

Мотива- ция Реактивная тревожность Личностная тревожность

Обычные условия Ситуация теста Обычные условия Ситуация теста

Достиже- 36,2± 36,7± 35,5± 36,3±

ние успеха 2,7 3,1 3,3 2,9

Избегание 40,2± 45,4± 50,1 ± 53,2±

неудач 3,6* 4,1 4,5* 3,7*

Примечание. * - р < 0,05 различия внутри групп.

Учитывая полученные результаты, мы попытались выявить и специфические особенности психической саморегуляции, предложив студентам проанализировать причины успехов и неудач их учебы вообще и в изучении иностранных языков в частности (табл. 4).

Как показывают результаты исследования, «левополушарные» студенты считают, что успех в учебе значительно и примерно в равной степени зависит от их личностных качеств и волевых усилий. Вклад

Таблица 4

Среднегрупповые значения оценок роли отдельных факторов успешной учебы, баллы

Группа Факторы успешной учебы Акаде- мическая рзяияин мость

Личные качества Прила- гаемые усилия Случай- ность

Левопо- лушарные;. (п=330) 5,0 5.5* Щ 4,9

Праао-поЛушар -ные 2А (п= 110) Ш 6,6 4,0* 2,8:

Право-полушар -ные 2В |п = Ш0) 3,-5* 6,7 2,4 3

Прижеяйнт. * - р < 0,05 разшганя внутри групп.

в высокую успеваемость такого фактора, как случайность, оценивается ими существенно ниже (р < 0,001). В качестве закономерного и естественного условия хорошей учебы студенты данной групцы отмечают систематический труд и связанные с ним прилагаемые усилия.

Изданных табл. I видно, что ^правополушарны#» студенты разделились на две подгруппы. Хотя успеваемость у всех представителей правополушарного типа была невысокой, основанием для разделения на подгруппы послужили различия в субъективных критериях оценки учебной деятельности. Подгруппу 2А составили те испытуемые, которые, несмотря на низкую успеваемость, оценивали свою учебу как успешную. Понимая всю важность прилагаемых усилий и личностных качеств в достижении успеха, существенное значение они все же придавали фактору случайности. В подгруппу 2Б вошли студенты, которые рассматривали свою учебу как неуспешную и единственно значимым условием преддаления неудач считали уровень прилагаемых усилий. В целом эти студенты могут быть охарактеризованы как группа желающих учиться, но не достигающих высокой успеваемости из-за дефектов в саморегуляции учебной деятельности.

Не менее интересными представляются ЗЭГ-корреляты разных групп мотивов, проявляющиеся в изменении активности ритмических диапазонов и увеличении числа участков коры, корреляционная связь между которыми имела статистическую значимость, Нами установлено (табл. 5), что 1) показатели по мотиву избегания обнаруживают взаимосвязь (г > 0,70) с повышением амплитуды тета-ритма в височных и центральных областях правого полушария; 2) при когнитивной нагрузке снижение амплитуды тета-ритма в задних областях правого полушария приводило к снижению инициативности, обнаруживая тем самым связь (г > 0,68) с компонентом 15 опросника Гербачевского; 3) при низком уровне проявления волевых усилий возрастала синхронизация в затылочных и теменных областях правого

ТаЩицй 3

Корреляционные Связи разных видов мотивации с особенностями проявления биоэлектрической активности мозга

* ■■ ы ти ■ »' - 1 г —и*ш г л ■ . ■ни II. П ГШ Я л*" II «1 1р..м и !■ I аиа |‘ К- 1*11 III 1Ц

Г« «II 11 Гр в— 1В Ь- Н1»

■ % гч пгЧ " II .11 ' шян “41 1 * -СЛЬ 1 1-. Г1 ГА м III М

“И 1) 11 (■ 1 ИИ :

ИМ Св и 1ти1а и 1 §1 Л-^ V У Г 1Е-: 14 1Я 1 ■ ■ ■ 1 1 в р1 Р1 И |Ь И |й

Примечание\ Нечетные числа — дЖ полушарие; четнае. — правое полушарие.

полушария; 4) при повышении уровня прилагаемых усилий фокус активации тета-ритма перемещался в передние зоны коры левого полушария; 5) повышение амплитуды альфа- и тета-ритмов височных и лобных отведениях Левого полушария обнаруживало корреляционную связь (г > 0,70) с познавательным мотивом; 6) повышение активности бета-ритма в центральных областях как левого, так и правого полушария демонстрировало взаимосвязь (г 0,65) с состязательным мотивом.

Обсуждение результатов

Проведенное нами исследование раскрыло новые, ранее не изучаемые проблемы мотивационного поведения. Мы попытались определить, каким образом человек мотивируется в когнитивной деятельности, направленной на достижение успехов, и как он реагирует на постигшие его неудачи. Факты, полученные в ходе исследования, указывают на то, что мотивации достижения успеха и избегания неудачи являются важными и относительно независимыми видами мотивации студентов при изучении иностранных языков. Нами установлена закономерная взаимосвязь между выбором мотива и особенностями биоэлектрической активности мозга. В показателях академической успеваемости прослеживается зависимость эффективности обучения от типа мотивационного поведения студентов- Испытуемые с преобладанием мотива достижения успеха, как правило, полагаются на собственные силы, стремятся к самосовершенствованию, склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Студенты же со склонностью к избеганию неудачи изначально ищут информацию о возможности «провала» при достижении результатов. Преобладание мотива избегания неудачи в мотивационной структуре личности «правополушарных» повышало уровень тревожности и эмоциональную неуравновешенность, оказывая тем самым отрицательное влияние на протекание когнитивных процессов, проявляющееся в низких показателях успеваемости по изучаемому предмету.

Следует отметить, что условием высоких достижений в процессе изучения иностранных языков является преимущественное развитие функций левого полушария.

Преобладание познавательного и состязательного мотива, высокие показатели инициативности и уровня прилагаемых усилий оказались важными факторами успешной учебы в группе «левополушарных».

Основными же выводами нашего исследования могут быть следующие:

Между особенностями мотивационного поведения и свойствами личности имеется тесная взаимосвязь: свойства личности влияют на мотивацию, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

У студентов с разной направленностью мотивации прослеживается взаимосвязь между показателями академической успеваемости и уровнем тревожности.

Студенты с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач имеют разные возможности для выполнения когнитивных задач и изучения иностранных языков.

Разные группы мотивов проявляются в изменении активности ритмических диапазонов мозга и увеличении участков коры, корреляционная связь меладу которыми имеет статистическую значимость.

Психофизиологические особенности, неизбежно проявляющиеся в процессе обучения, говорят о необходимости организации специальной и педагогической коррекции для студентов, попадающих в группу риска.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей / Н. Ц. Бадмаева. — Упан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2005. - 204 с.

2. Бадмаева Н. Ц. Мотивация умственной деятельности / Н. Ц. Бадмаева. — Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2004. — 160 с.

3. ВилюнасВ. К■ Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. — М., 2003. — 179 с.

4. Изард К. Психология эмоций : (пер. с англ.) / К. Изард. - СПб. : Питер, 2000. - С. 143.

5. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельность /

B. И. Ковалев. - М., 2004. - С. 181-198.

6. Мыльман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман. — М., 2006. —

C. 193-231.

7. Соколова Е. Г. Мотивация и восприятие / Е. Г. Соколова. — М. : Изд-во МГУ, 2002. — С. 128.

8. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения : (пер. с англ.) / X. Хекхаузен. — СПб. : Речь, 2001. Kuhl J. A functional approach to motivation and self-regulation /

9. Kuhl J. // Handbook of self-regulation. — San Diego (CA) : Academic, 2004. — P. 111 —169.

10. Wegge J. Motivation, information processing and performance / J. Wegge // Trends and Prospects in Motivational Research. — Boston ; London : Kluwer Academic Press, 2006. - P. 269-297.

MOTIVATION PECULIARITIES OF THE RIGHT AND LEFT HEMISPHERE DOMINANT STUDENTS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE MASTERING

L. A. Khokhlova, L. E. Deryagina

Northern State Medical University, Arkhangelsk

Findings of psychophysiological investigation of medical students are presented in the paper. Individual characteristics and motivated behavior peculiarities of the right and left hemisphere dominant students are determined, electroencephalogram correlates related to successful foreign language mastering being estimated. Left hemispheric dominance, the presence of cognitive motivation, high level of initiative and made efforts proved to be important factors of successful studies.

Keywords: hemispheric dominance, motivation, successful learning, anxiety.

Контактная информация:

Хохлова Лариса Александровна — кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Северного государственного медицинского университета

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51 Тел. (8182) 24-15-50

Статья поступила 11.06.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.