_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
медицинских работников провели углубленные профилактические осмотры более 195 тысяч человек, 141 тысячу флюорографических, 850 тысяч функциональных и клинико-диагностических исследований, 623 тысячи консультативных приемов врачей-специалистов. У 67 процентов обследованных выявлена та или иная патология внутренних органов (у четверти из них - впервые в жизни). Свыше 35 тысяч человек были взяты на диспансерный учет, 10,5 тысячи госпитализированы в лечебные учреждения Западно-Сибирской дороги. Среди получивших медицинскую помощь в поезде «Здоровье» 68 процентов составили сегодняшние и вчерашние труженики магистрали и их родственники. Список использованной литературы:
1. Железнодорожный санитарный транспорт. Большая медицинская энциклопедия. - Т.8. - М. - 1978. -С.136-138.
2. Санкт-Петербург. Отправление первого санитарного поезда. [Электронный ресурс]. URL: www.gehool.edu.ru (дата обращения: 23.12.2015).
3. Соколов В.А., Клюквин И.Ю., Иванов П.А. Николай Васильевич Склифосовский и развитие военно-полевой хирургии. Травматологии и ортопедии в России//Неотложная медицинская помощь. - №2. - 2012. -С.74-76.
4. Военно-медицинский журнал. - 1911. - Т. 231. - Июль. - С.658. - Т. 235. - Сентябрь (раздел официальный). - С.397.
5. Гладких П.Ф., Корнюшко И.Г., Лаптев А.Е. Очерки истории отечественной военной медицины. Книга III. Медицинская служба русской армии накануне и в ходе Первой мировой войны 1906-1917 гг. - Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2006. - С.38-39.
6. Военные медики в годы Первой мировой войны. - Родина. - №9. - 2004. - [Электронный ресурс]. URL: www.medscape.ru (дата обращения: 25.12.2015).
7. Замятин А. Эвакуация в русской армии в империалистическую войну//Военно-санитарный сборник. - 1926. -Вып. 3. - С.23.
8. Петров В.П., Магдич И.А. Об эвакуации раненых и больных железнодорожным транспортом во время Великой Отечественной войны. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - С.94.
© Меараго Ш.Л., 2016
УДК 616.12:613.62
Николаевский Евгений Николаевич
Доктор медицинских наук, профессор, профессор СамГУПС
г. Самара, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
В статье исследуется проблема здоровьесбережения работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертензией, имеющая большую социальную значимость, потому что от их состояния здоровья зависит жизнь пассажиров, здоровье и безопасность железнодорожных перевозок.
Ключевые слова
Здоровьесбережение, артериальная гипертензия, работники железнодорожного транспорта, социальная безопасность
Люди вверяют свою жизнь и здоровье работникам железнодорожного транспорта (далее - работники),
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
поэтому их здоровье является гарантом жизни пассажиров. Распространенность артериальной гипертензии (АГ) среди машинистов локомотивов, электровозов, тепловозов достигает 50% [1, с. 41]. Высокая заболеваемость АГ обусловлена воздействием высокой напряженности труда, неудовлетворительного режима труда и отдыха (большая длительность смен, не фиксированное начало и окончание работы, ночные смены, нерегламентированные перерывы), гиподинамией, выраженным психоэмоциональным напряжением [2, с. 17-18]. Сохранение здоровья работников является аспектом социальной безопасности. Необходим комплекс целенаправленных мероприятий для коррекции факторов риска (ФР) АГ и рекомендации по здоровьесбережению работников, потому что их труд проходит в неблагоприятных условиях. Здоровьесбережение - основа профилактики заболеваний, предполагающее проведение комплекса мероприятий по укреплению и сохранению здоровья человека [3, с. 2-3].
Цель исследования - изучение влияния ФР на развитие АГ у работников ОАО "РЖД". Задачи исследования - выявление ФР АГ и разработка целенаправленных рекомендаций по здоровьесбережению работников отрасли.
Установлено, что на развитие АГ влияют следующие ФР: мужской пол, возраст (> 55 лет у мужчин), табакокурение, ожирение (индекс массы тела > 30 кг/м2), абдоминальное ожирение (окружность талии > 102 см у мужчин), раннее развитие АГ у близких родственников (< 55 лет у мужчин), потребление поваренной соли более 5-6 г в сутки, выраженное психоэмоциональное напряжение, стресс. Для коррекции ФР в ходе диспансеризации, медосмотров необходимо своевременно выявлять работников, имеющих АД 130 - 139 и/или 85 - 89 мм. рт. ст. и более в сочетании с одним из указанных ФР [4, с. 18-19]. Оценка риска сердечнососудистых осложнений АГ должна проводиться у всех работников, имеющих АД 140 - 159 и/или 90 - 99 мм. рт. ст. и более. В зависимости от принадлежности работника к определенной группе сердечнососудистого риска (ССР) определяются целенаправленные мероприятия по здоровьесбережению. Для лиц с высоким, очень высоким общим ССР необходима консультация врача-терапевта для назначения лечения. При умеренном ССР у работников с АД 140 - 159 и/или 90 - 99 мм. рт. ст. мм. рт. ст. рекомендуется изменение образа жизни с оценкой ситуации через несколько недель. В случае сохранения повышенного АД необходима консультация врача-терапевта. У работников с АД 130 - 139 и/или 85 - 89 мм. рт. ст. при умеренном ССР надо изменить образ жизни. У работников с АД 130 - 139 и/или 85 - 89 мм. рт. ст., имеющих не более двух ФР, можно изменить только образ жизни [4, с. 22-23].
Мероприятия по изменению образа жизни показаны всем работникам с АД 130 - 139 и/или 85 - 89 мм. рт. ст. и более. Они включают: уменьшение потребления животных жиров, отказ от курения, нормализацию массы тела (индекс массы тела менее 25 кг/м2), снижение потребления алкогольных напитков менее 30 г алкоголя в сутки. Показана регулярная динамическая физическая нагрузка по 30-40 минут не менее 4-5 раз в неделю (пешие, лыжные, велосипедные прогулки в умеренном ритме, бег трусцой, плавание в бассейне). Необходимо снизить потребление поваренной соли до 2-3 г/сутки, увеличить потребление растительной пищи и содержание в суточном рационе питания количество калия, кальция, магния (содержатся в овощах, фруктах, зерновых, в молочных продуктах). У всех работников с установленной АГ необходимо добиваться постепенного снижения АД менее 140 и 90 мм. рт. ст. У работников с высоким и очень высоким риском сердечно-сосудистым риском необходимо снизить давление до 140 и 90 мм рт. ст. в течение первых 4 недель [4, с. 31-32].
Таким образом, в современных условиях необходим комплексный подход к здоровьесбережению машинистов электровозов, тепловозов с АГ. Здоровьесбережение имеет большое значение, так как от работников этой отрасли зависит жизнь пассажиров, здоровье и безопасность железнодорожных перевозок.
Список использованной литературы:
1. Савицкая Е.Ю., Куделькина Н.А., Малютина С.К. Артериальная гипертензия у железнодорожников, работающих в условиях повышенного профессионального риска // Бюллетень СО РАМН. - 2010. - Том 30, № 6. - С. 41-45.
2. Распоряжение от 21.12.2009 г. № 2631р "Критерии оценки профессиональных рисков работников ОАО "РЖД" " [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=480216
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
3. Свиренко А.А. Сущность и роль здоровьесбережения // Студенческий научный форум [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/583/1353
4. Профилактика, диагностика и лечение артериальной гипертензии. - Москва. - 2011. - 36 с.
© Николаевский Е.Н., 2016
УДК 616.1
Николаевский Евгений Николаевич
Доктор медицинских наук, профессор, ФГОУ ВПО "Самарский ГУПС", г. Самара, РФ E-mail: [email protected]
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА С
ФАКТОРАМИ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА
Аннотация
В статье исследуется проблема здоровьесбережения работников железнодорожного транспорта с факторами риска атеросклероза.
Ключевые слова
Работники железнодорожного транспорта, здоровьесбережение, атеросклероз, факторы риска.
У машинистов электровозов, тепловозов, имеющих дислипидемию и абдоминальное ожирение атеросклероз обнаруживается в 40% [1, 2]. Ведущими факторами риска атеросклероза у этой категории работников железнодорожного транспорта являются дислипидемия (повышение холестерина - ХС, снижение холестерина липопротеидов высокой плотности - ХС ЛВНП, повышение холестерина липопротеидов низкой плотности - ХС ЛПНП), ожирение [3, 4]. Сердечно-сосудистыми осложнениями атеросклероза являются инсульт и инфаркт миокарда. Вместе с тем, от состояния здоровья машинистов зависит жизнь пассажиров. Поэтому зоровьесбрежение машинистов является важным аспектом социальной безопасности. Нами разработан целенаправленный алгоритм здровьесбережения машинистов при наличии у них двух факторов риска атеросклероза:
1. Строгое соблюдение диеты с контролем ХС и ХС ЛПНП через 6 месяцев.
2. Энергетическая ценность пищевого рациона снижается до 2000 ккал/сутки.
3. Ограничивается прием жиров, исключается потребление легкоусвояемых углеводов, содержащихся в кондитерских изделиях, углеводы должны поступать из овощей, зелени, фруктов, ягод.
4. Прием достаточного количества клетчатки в виде сырых овощей, фруктов, бобовых, уменьшается потребление продуктов, богатых холестерином.
5. Показаны физические упражнения умеренной интенсивности (пешие, лыжные, велосипедные прогулки, пробежки, плавание) по 30-45 минут 4-5 раз в неделю с ЧСС = 65-70% от максимальной для данного возраста (максимальная ЧСС: 220 - возраст, лет).
6. Критерии эффективности диеты и физических упражнений: снижение ХС (< 4,5 ммоль/л), ХС ЛПНП (< 3,4 ммоль/л), массы тела до оптимальной (индекс массы тела = 18,5-25 кг/м2), окружности талии менее 94 см.
7. Отсутствие снижения ХС и ХС ЛПНП через 6 месяцев диеты является показанием для назначения липидснижающих препаратов (таблица 1) [4].
8. У работников с клиническими проявлениями атеросклероза лекарственные препараты назначаются при ХС ЛНП > 2,6 ммоль/л или при содержании ХС > 3,9 ммоль/л, не дожидаясь результатов диеты.
9. Предложенный алгоритм здоровьесбережения снижает риск развития атеросклероза и его сердечнососудистых осложнений (инфаркт миокарда, острые нарушения мозгового кровообращения) [4].