Научная статья на тему 'Управление здоровьесбережением работников железнодорожного транспорта в современных социально-экономических условиях'

Управление здоровьесбережением работников железнодорожного транспорта в современных социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ / РАБОТНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаевский Е. Н., Сухова Е. В.

В статье представлены современные подходы к управлению здоровьесбережением работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление здоровьесбережением работников железнодорожного транспорта в современных социально-экономических условиях»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 616

Е.Н. Николаевский

Д.м.н., профессор, ФГБОУ ВПО Самарский ГУПС, г. Самара, РФ

Е.В.Сухова

Д.м.н., профессор, ФГБОУ ВПО Самарский ГЭУ, г. Самара, РФ

УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕМ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье представлены современные подходы к управлению здоровьесбережением работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов.

Ключевые слова

Управление здоровьесбережением, профессиональные риски, работники железнодорожного транспорта,

современные социально-экономические условия.

По данным проведенных исследований установлено, что на машинистов тепловозов, электровозов воздействуют вредные и опасные производственные факторы (вибрация, шум, вредные химические вещества, высокая напряженность труда, неудовлетворительный режим труда и отдыха, большая длительность дневных, ночных смен) [1]. Эти факторы в значительной степени увеличивают риск формирования различных болезней [2, 3, 4]. Для оценки профессиональных рисков у работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (далее - работники), применяют показатели состояния здоровья: биологический возраст, уровень производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемости, распространенность хронических болезней [1].

Наиболее информативна расчетная величина биологического возраста. Так, у машинистов возраст с 38 до 44 лет является стабильным, однако в последующем за 1 год прирост скорости старения составляет 0,33 года. При этом машинисты в возрасте 53 лет по паспортным данным имеют 60-летний биологический возраст. Итоговая оценка степени профессионального риска производится по показателю биологического возраста, имеющего наибольшую степень профессионального риска.

Достоверные данные о состоянии здоровья этой категории работников получают по данным медицинских осмотров. По ним рассчитывают индекс здоровья - процентное отношение здоровых лиц к общему количеству обследованных работников. Для получения данных о хронической заболеваемости применяют список лиц данной профессии, подлежащих периодическому медицинскому освидетельствованию и заключение комиссии по результатам медосмотров. Полученные на медосмотрах данные позволяют рассчитать показатель распространенности хронических болезней [1, 5].

Анализ профзаболеваемости осуществляется в группе работников с одинаковыми условиями труда. Профзаболеваемость анализируют за 5 - 20 лет. Рассчитываются относительные показатели по числу пострадавших работников и количеству профзаболеваний. Уровень профзаболеваемости считается высоким, если показатель профзаболеваемости > 2,31, выше среднего - 2,06-2,31, средним - 1,57 - 2,05, ниже среднего - 1,33 - 1,56, низким - < 1,33 [1].

По показателям состояния здоровья разработаны критерии оценки степени профессиональных рисков. В качестве основного критерия используют индекс профессионального риска профзаболеваний -интегральный показатель утраты трудоспособности вследствие профзаболеваний. Уровень профессионального риска работников высокий, если интегральный показатель утраты трудоспособности -1001-3000 усл. ед., индекс профессионального риска профзаболеваний - 5,1 - 15, уровень профессиональной заболеваемости - 15,1 - 50, а заболеваемость с временной утратой трудоспособности составляет 96,8 - 102,9. Высокая степень профессионального риска по медико-биологическому критерию определяется показателем состояния здоровья с наибольшим значением степени профессионального риска [1].

В современных социально-экономических условиях оправдано проведение целенаправленных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

мероприятий по здоровьесбережению работников с высокой степенью профессионального риска для минимизации экономических затрат [2, 3,4,7]. При этом мероприятия здоровьесбережения должны быть направлены именно на те факторы производства, которые действуют на конкретного работника. С учетом воздействия вредных факторов производства необходимо проводить комплекс регламентированных мероприятий по здоровьесбережению [4, 7].

Например, машинист поезда имеет высокий показатель профессионального риска по вибрационной болезни, вызванной длительным воздействием на организм локальной и общей вибрации. В этом случае 1 раз в два года ему необходим медицинский осмотр врачей-специалистов (невролога, оториноларинголога, офтальмолога, хирурга), проведение специальных лабораторных и функциональных исследований, направленных на диагностику ранних стадий вибрационной болезни (ВБ). При выявлении болезни работник направляется на лечение в профильное лечебное учреждение. Лекарственные вещества, применяемые при лечении ВБ, включают в себя никотиновую кислоту, витамины группы В (В1, В6, В12), аденозинтрифосфорную кислоту, токоферол. Количество курсов медикаментозного лечения при вибрационной болезни 1 степени - 1 - 2 раза в год, при 2 степени - 2 - 3 раза в год. Физиобальнеотерапия включает электрофорез с лекарственными веществами, грязевые аппликации сапропеля на кисти и стопы. Для профилактики развития и прогрессирования заболевания назначается лечение в условиях профильного санатория 1 -2 раза в год [6, 7].

Если у работника несколько высоких профессиональных рисков, то с учетом этих рисков необходимо разработать несколько направлений здоровьесбережения. При этом по разным рискам может быть разная кратность медицинских осмотров врачей-специалистов, специальных лабораторно-функциональных исследований, а также разные направления диагностики лечения. Для эффективного управления здоровьесбережением необходимо для каждого работника составлять четкий план целенаправленных мероприятий с учетом имеющихся у него профессиональных рисков [7].

Таким образом, управление здоровьесбережением в современных социально-экономических условиях включает: оценку степени профессиональных рисков у работников железнодорожного транспорта с вредными и опасными производственными факторами, проведение целенаправленных медицинских мероприятий, направленных на раннюю диагностику, профилактику и лечение профзаболеваний, связанных с профессиональными рисками. Целенаправленное здоровьесбережение работников железнодорожного транспорта является не только медицинской, но и социальной проблемой, так как от состояния их здоровья зависят здоровье и жизнь пассажиров.

Список использованной литературы:

1. Распоряжение от 21.12.2009 г. № 2631р "Критерии оценки профессиональных рисков работников ОАО РЖД". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=480216

2. Николаевский Е.Н. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, как направление обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте // Наука и образование транспорту. - Самара: СамГУПС, 2015. - С. 186 -191.

3. Николаевский Е.Н. Здоровьесбережение работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертензией как аспект социальной безопасности // Символ науки. - 2016. - № 2, Часть 3. - С. 166-168.

4. Николаевский Е.Н. Здоровьесбережение работников железнодорожного транспорта с факторами риска атеросклероза // Символ науки. - 2016. - № 2, Часть 3. - С. 168-169.

5. Приказ МЗ РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н (в ред. Приказа МЗ РФ от 05.12.2014 № 801н). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // www.consultant.ru/document/cons_doc_law_120902/

6. Клинико-организационное руководство по оказанию медицинской помощи больным вибрационной болезнью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // ekb4.info/act7/prikaz34.htm

7. Николаевский Е.Н. Здоровьесбережение работников железнодорожного транспорта как аспект социальной безопасности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3, Часть 5.- С. 182-187.

© Николаевский Е.Н., Сухова Е.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.